Проект тяжелого ударного БПЛА «Дозор-600»

В России уже созданы и эксплуатируются беспилотные летательные аппараты легкого и среднего класса, предназначенные для ведения разведки. Тем не менее, пока остается незанятой ниша тяжелого ударного БПЛА. Опыт зарубежных стран показывает возможности такой техники, а также говорит о ее необходимости. Ранее были предприняты несколько попыток создания ударного беспилотника, однако до сих пор подобная техника не дошла до войск. Одним из самых перспективных отечественных проектов подобной техники считается «Дозор-600» компании «Транзас». Ожидается, что в ближайшем будущем эта машина пройдет испытания и поступит в серийное производство.

Проект тяжелого ударного БПЛА «Дозор-600»


О существовании проекта БПЛА «Дозор-600» (также встречается обозначение «Дозор-3») стало известно в 2009 году. В ходе международного авиасалона МАКС-2009 компания «Транзас» впервые показала макет (по другим данным, летный образец) нового беспилотного летательного аппарата. Утверждалось, что по своим основным характеристикам эта машина является прямым аналогом американского БПЛА MQ-1 Predator. Проверить корректность такого сравнения с точки зрения реальных возможностей техники пока не представляется возможным. Осенью 2011 года министерство обороны России объявило результаты двух тендеров на разработку перспективных ударных БПЛА. По решению военного ведомства, за разработку машины с взлетным весом около 1 тонны должна была отвечать компания «Транзас», за пятитонный беспилотник – ОКБ «Сокол» (г. Казань).


По данным разработчика, БПЛА «Дозор-600» относится к классу тяжелых средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета. В связи с этим машина имеет специфический технический облик и соответствующий набор оборудования. «Дозор-600» представляет собой летательный аппарат нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения. Для упрощения конструкции и повышения летных характеристик хвостовое оперение аппарата имеет V-образную конструкцию. Под фюзеляжем имеется дополнительный гребень.

По имеющимся данным, БПЛА «Дозор-600» имеет следующую компоновку. Фюзеляж длиной около 7 м оснащен носовой частью характерной формы с крупным обтекателем. Носовая часть машины отдана под размещение радиоэлектронного оборудования и аппаратуры, необходимой для выполнения поставленной задачи. Средняя часть фюзеляжа отдана под размещение сравнительно крупного топливного бака, который должен обеспечить максимально возможную дальность и продолжительность полета. Хвостовой отсек фюзеляжа вмещает двигатель и системы энергоснабжения бортовой аппаратуры.

Проект тяжелого ударного БПЛА «Дозор-600»


Аппарат оснащается прямым крылом большого удлинения с небольшим поперечным V и законцовками особой формы, улучшающими летные характеристики. По всему размаху крыла, вдоль его задней кромки, расположена механизация. На имеющихся фото видно, что она состоит из закрылков и пары элеронов. V-образное хвостовое оперение позволяет осуществлять управление по тангажу и рысканью за счет синхронного или раздельного отклонения рулей. Рули занимают всю заднюю кромку стабилизаторов.

Максимальный взлетный вес беспилотника «Дозор-600», согласно некоторым источникам, составляет 720 кг. Ранее утверждалось, что число «600» в названии аппарата обозначает именно взлетный вес. Возможно, в ходе развития проекта весовые параметры перспективного БПЛА изменились. Масса пустого аппарата – 280 кг. Фюзеляжный бак вмещает до 160 кг топлива, а максимальный вес полезной нагрузки достигает 120 кг.

В хвостовой части фюзеляжа предлагается устанавливать поршневой двигатель Rotax 914F мощностью 115 л.с. Двигатель располагается в специальном обтекателе, в передней части которого имеется воздухозаборник для обеспечения нормальной работы радиатора. Используя такую силовую установку, БПЛА «Дозор-600» способен развивать крейсерскую скорость на уровне 130-150 км/ч. При необходимости, в зависимости от веса, аппарат может разгоняться до 200-210 км/ч.

Предполагается, что беспилотники «Дозор-600» будут использоваться для продолжительного патрулирования заданных районов. Для этого они должны иметь большую дальность и продолжительность полета. Изначально сообщалось, что новый БПЛА сможет держаться в воздухе без посадки до 16 часов. По более новым данным, продолжительность полета должна достигать 24 часов и более, дальность полета – 3700 км. Потолок аппарата составляет 7500 м. Взлетать и садиться «Дозор-600» должен с существующих взлетно-посадочных полос с использованием трехточечного шасси.

В носовой части фюзеляжа располагается набор необходимого оборудования. Так, демонстрировавшийся на выставках образец получил гиростабилизированную платформу в носовой части, на которой должны устанавливаться оптико-электронные системы: видеокамера и тепловизор для наблюдения за обстановкой. Кроме того, беспилотник может нести аэрофотоаппарат высокого разрешения со сменными объективами или радиолокационную станцию переднего и бокового обзора. Таким образом, в зависимости от возлагаемой задачи, перспективный БПЛА может оснащаться наиболее подходящим радиоэлектронным или оптико-электронным оборудованием.

В состав комплекса «Дозор-600» предлагается включить набор аппаратуры для управления беспилотником и передачи данных на пульт оператора. По имеющимся радиоканалам должна производиться передача команд управления на аппарат, а также видеосигнала и других данных на пульт.

На имеющихся фото видно, что в корневой части крыла нового беспилотника предусматриваются два небольших пилона. На них может быть подвешена необходимая аппаратура, топливные баки или вооружение. Точный состав оборудования и вооружения, которые могут применяться с БПЛА «Дозор-600», пока остается неизвестным. Возможности аппарата позволяют перевозить неуправляемое или управляемое оружие различных типов общим весом не более 100-120 кг. Это могут быть свободнопадающие бомбы малого калибра, управляемые ракеты «воздух-воздух» и другое оружие.

В 2011 году, вскоре после объявления результатов тендера, назывались примерные сроки реализации проекта. Утверждалось, что основные работы могут быть завершены к середине десятилетия. Так, в качестве примерной даты первого полета назывался 2015 год. В течение некоторого времени после этого какие-либо новости о проекте «Дозор-600» отсутствовали. Новые сообщения появились только в 2013 году, когда министр обороны Сергей Шойгу распорядился ускорить работы. Что произошло после этого поручения – неизвестно. Возможно, в результате вмешательства главы военного ведомства проект будет завершен, в самом плохом случае, с небольшой задержкой относительно изначального графика.

Если информация о планах 2011 года соответствует действительности, а специалистам компании «Транзас» и смежных предприятий удалось уложиться в заданные сроки, то уже в этом году могут стартовать испытания нового БПЛА «Дозор-600». В случае успешного завершения испытаний и доводки этот аппарат будет принят на вооружение и станет первым отечественным тяжелым ударным беспилотником. Принятие на вооружение такой машины должно положительно сказаться на потенциале российских вооруженных сил. Однако перед этим специалистам предстоит проделать массу сложной и важной работы, некоторые особенности которой могут привести к заметному сдвигу сроков.


По материалам сайтов:
http://transas.ru/
http://lenta.ru/
http://rg.ru/
http://missiles.ru/
http://bp-la.ru/
http://arms-expo.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 34
  1. saag 20 февраля 2015 07:04
    По моему арабы передали РФ этот аппарат, и он стал называться "Дозор"
    1. Быков. 20 февраля 2015 08:41
      Цитата: saag
      По моему арабы передали РФ этот аппарат, и он стал называться "Дозор"

      В 2009 году?!
      1. SWEET_SIXTEEN 20 февраля 2015 08:57
        Разработка БЛА "Дозор-600" приостановлена
        Новость от 11 октября 2010
        http://topwar.ru/1745-razrabotka-bla-dozor-600-priostanovlena.html

        ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт" приостановило разработку беспилотного летательного аппарата (БЛА) большой дальности "Дозор-600", сообщил "АвиаПорту" директор проекта беспилотных систем предприятия Владимир Воронов.

        "Компания не планирует дальнейшие работы по проекту БЛА "Дозор-600". Это обусловлено тем, что Минобороны не финансирует НИОКР, а для компании затраты на доводку и испытания слишком велики", - подчеркнул он.


        Они его еще лет 15 будут разрабатывать, не торопясь
        1. Dreamscripter 20 февраля 2015 19:05
          Вы смотрите на дату новости. А затем посмотрите на дату заявления Шойгу.
  2. Проверка 20 февраля 2015 08:31
    Забыли двигатель переименовать.
    Проверка
  3. SWEET_SIXTEEN 20 февраля 2015 09:09
    тяжелого ударного БПЛА. Опыт зарубежных стран показывает возможности такой техники, а также говорит о ее необходимости. Ранее были предприняты несколько попыток создания ударного беспилотника, однако до сих пор подобная техника не дошла до войск.

    Ключевое слово - ТЯЖЕЛОГО


    Тяжелый - это MQ-4C Triton (модификация "Глобал Хоука" для флота)
    Размах крыла - 40 метров
    Взлетная масса - 15 тонн



    а вот и его предшественник - "Глобальный ястреб", с 2004 г. на вооружении США поступило 20 таких разведчиков


    Ударный БПЛА MQ-9 Reaper (первый полет - 2001 г.) с макс. взлетной массой 4,7 тонн
    На вооружение ВМС США уже поступило 70 таких машин


    То, что разрабатывается в РФ под видом "тяжелого ударного беспилотника" по факту не тянет даже на средний
    Максимальный взлетный вес беспилотника «Дозор-600», согласно некоторым источникам, составляет 720 кг
    1. bmv04636 20 февраля 2015 14:05
      У нас тоже был "большой беспилотник"
      Двадцать пять лет тому назад был совершен этот трагический, но уникальный полет боевого истребителя без пилота на борту. После взлета с аэродрома в Польше 4 июля 1989 года у МиГ-23 ВВС СССР произошел отказ техники, летчик катапультировался. Но никем не управляемая машина пролетела еще 900 километров над территорией Польши, ГДР, ФРГ, Нидерландов.
      Самолет упал только в Бельгии, убив мирного местного жителя в его же доме. Еще чуть-чуть — и наш истребитель упал бы во Франции, еще более "усугубив" свой печальный рекорд…
      1. Чёрный Полковник 20 февраля 2015 18:44
        Помню такое событие. Писали в газетах. Любопытный случай.
  4. Басарев 20 февраля 2015 09:13
    Погано, что опять двигатель иноземный. Неужели свой создать не в состоянии?
  5. профессор 20 февраля 2015 09:57
    Подскажите кто знает что за провода тянутся по стойкам шасси и почему корпус клепаный?
    1. tchoni 20 февраля 2015 10:10
      Думаю, что на фото - опытный образец.... Который в спешке готовили для выставки...Отсюда и недоделки и легкий налет кустарности.... В серию, я думаю, пойдет более презентабельный аппарат...
      Хотя, мы в России - здесь можно ожидать все, что угодно.... smile
      1. Штык 21 февраля 2015 07:52
        Цитата: tchoni
        Думаю, что на фото - опытный образец.... Который в спешке готовили для выставки

        Фюзеляж как будто на коленке деланный! Культура производства, однако ...
    2. Zerstorer 20 февраля 2015 10:11
      Насколько я понимаю, обшивка композитная и не силовая, а внутри идет ферма. Видимо тот еще летающий уголковый отражатель. Проводка по стойкам шасси идет, предпоожительно, к тормозам колес основных опор шасси.
    3. discripter 20 февраля 2015 13:43
      Подскажите кто знает что за провода тянутся по стойкам шасси и почему корпус клепаный?

      так на коленке в сарае собирали студенты - авиамоделисты.
      discripter
    4. Комментарий был удален.
    5. opus 20 февраля 2015 18:19
      Цитата: профессор
      Подскажите кто знает что за провода тянутся по стойкам шасси и почему корпус клепаный?

      -тормозная система,датчики разности скорости вращения колес опорного шасси,датчики перекоса по нагрузке(при контакте с ВПП, тк V (наоборот) образное крепление
      -клепаный-демонстражка, постоянно ковыряют




      на финальном не будет



  6. Комментарий был удален.
  7. профессор 20 февраля 2015 10:27
    В состав комплекса «Дозор-600» предлагается включить набор аппаратуры для управления беспилотником и передачи данных на пульт оператора. По имеющимся радиоканалам должна производиться передача команд управления на аппарат, а также видеосигнала и других данных на пульт.

    Горб в носу аппарата подразумевает расположение антенны спутниковой связи.

    1. opus 20 февраля 2015 18:33
      Цитата: профессор
      Горб в носу аппарата подразумевает расположение антенны спутниковой связи.


      Наплыв может быть и на киле


      Бортовое оборудование самолета ММА:
      1 - антенна системы спутниковой связи; 2 -магнитометр; 3 - туалет....


      Или в обтекателе


      Или за кокпитом

      и не разглядишь сразу...


      Или на пилоне псевдо-крыла

      Вообще то времена "наплывов" уходят в прошлое

      скоро распрощаемся...
      1. профессор 20 февраля 2015 18:43
        Цитата: opus
        и не разглядишь сразу...

        ... ну если хорошо присмотреться wink


        PS
        Наплыв может быть и на киле

        на киле там другое. Антена САТКОМ вот здесь. и не разглядишь сразу... wink


        PPS
        1. opus 20 февраля 2015 19:42
          Цитата: профессор
          на киле там другое

          да наверное,я посчитал как на P-8A Poseidon

          Ну вообще скоро они(как писал) "канут в лету"


          -------------------
          Конформные антенны ( грубо говоря) антенны, которые выполняются в форме, максимально подходящей для агрегата-носителя.
  8. kruplen 20 февраля 2015 10:40
    Не пойму, откуда этот ероплан с пропеллером тяжелый и и прям уж ударный с 120ю кг нагрузки..))) Вот если б что то вроде америкосовского X-47B.... прикольно былоб..
    1. opus 20 февраля 2015 18:18
      Цитата: kruplen
      Не пойму, откуда этот ероплан с пропеллером тяжелый и и прям уж ударный с 120ю кг нагрузки..)))

      Полезная нагрузка, кг.: 220 (при снижении массы топлива (и времени полета до 1 часа)

      теоретически поднимет до двух ФАБ-100 или пару ракет типа Р-73 Из оружия класса "воздух-поверхность" в указанном массовом диапазоне возможно использование ПТУР типа "Штурм" или "Атака" по 50 кг каждая (всего до 4 ед). Возможно применение малогабаритных ПЗРК в режиме "воздух-воздух" с массой ракеты в ТПК около 50 или 90 кг (соответственно четыре или две)
    2. Koshak 25 февраля 2015 23:34
      Цитата: kruplen
      Не пойму, откуда этот ероплан с пропеллером тяжелый и и прям уж ударный с 120ю кг нагрузки..))) Вот если б что то вроде америкосовского X-47B.... прикольно былоб..

      Пулеметы поставят или АГС
  9. rosomaha 20 февраля 2015 10:51
    тему эту мусируют активно уже с полгода. Только вопрос один так и открытый- УДАРЯТЬ ЧЕМ БУДЕМ? Ведь инфы о разработке малогабаритных бп нет. Мин калибр УАБ-250кг..и то она в разработке. УР с полуактивным лаз наведением-самая малая Х-25. Наиболее распростанённые вертолётные ПТУР: Атака-громоздкая, Вихрь-имеет особ сист ц/у не позволяющие разнести УР и ЛЦУ. Нужны УР тип Хеллфайера и Гриффина с различными типами БЧ, модули коррекции на НАР С-8. УАБ весом 50-150кг и менее. Напр компл наведения превщающие обычные 120мм арт мины в УАБ
    1. Tektor 20 февраля 2015 12:28
      Вес ракеты 9М123 от Хризантемы в ТПК составляет 54 кг. Оснащается мощной надкалиберной тандемной боевой частью диаметром 152 мм и пробивает за динамической защитой броню толщиной 1.100 -1.200 мм. Имеется вариант оснащения ракеты фугасной (термобарической) боевой частью, в этом случае она обозначается индексом 9М123Ф-2. Дальность - до 6 км (сверху - больше), со скоростью около 400 м/с.
  10. air wolf 20 февраля 2015 11:24
    Ну на конец то свершилось, еще беспилотный ударный вертолет сделали бы и чудно было! soldier
    1. леликас 20 февраля 2015 12:42
      Цитата: air wolf
      Ну на конец то свершилось

      Да ничего еще не свершилось . Когда полетит - тогда и порадуемся .
  11. НЕКСУС 20 февраля 2015 12:15
    не уверен,что Дозор станет полноценным ударником...скорее всего он станет разведчиком,часами вися в воздухе.Ударник думаю,скорее всего,будет похожим на "Скат"микояновцев.
  12. Аморалес 20 февраля 2015 12:49
    Какой-то он несуразный. И поршневой двигатель? Зачем, непонятно. (хотя из размеров может исходили) Поставили бы ТВД, (ТВД-10Б tongue ) больше б толку было. Крыло на большое удлинение явно не тянет. Опять же двиг не наш...
    1. Штык 21 февраля 2015 07:59
      Цитата: Аморалес
      Какой-то он несуразный. И поршневой двигатель? Зачем, непонятно

      Поршневой двигатель гораздо экономичнее (и тише, с соответствующим глушителем), что позволит долго находиться в воздухе. Очень большие скорости данному аппарату просто не нужны, поэтому нет смысла ставить турбореактивный.
  13. Лопатов 20 февраля 2015 12:52
    По более новым данным, продолжительность полета должна достигать 24 часов и более

    Н-да...

    А может ну его, проще в Эмиратах закупиться?

    Вот, к примеру, одноклассник "Дозора-600" YAHBON-SMART EYE. Продолжительность полёта 120 часов, масса полезной нагрузки до 550 кг... Две гиростабилизированные платформы- можно одновременно и наблюдать и применять вооружение или подсвечивать цель для артиллерии...

    http://adcom-systems.com/RUS/UAV/YAHBON-SMART-EYE/Overview.html

    Обратите внимание, сайт на русском. Правда, несколько корявом
    1. IS-80 20 февраля 2015 12:59
      Цитата: Лопатов
      А может ну его, проще в Эмиратах закупиться?

      Не проще. Проще расстрелять нахрен всех бюрократов и казнокрадов и набрать новых руководителей. Которые вместо красивых рассказов смогут молча взять и сделать.
      1. Лопатов 20 февраля 2015 13:11
        Бюрократы и казнокрады... В смысле, чиновников? А они здесь с какого боку? Надо с нашими ВПКшниками разбираться, которые вместо нормальной работы занимаются борьбой в СМИ.

        Самое смешное, что беспилотники из ОАЭ имеют харьковские корни. Также как арабский броневичок "Нимр" был разработан в России. У нас он известен как "Тигр". Правда, арабы его изрядно доработали, и сейчас арзамасскому неимеющемуаналогов до своих братьев как до Пекина задним ходом.
      2. tkhonov66 20 февраля 2015 15:59
        "...
        Не проще. Проще расстрелять нахрен всех бюрократов и казнокрадов и набрать новых руководителей. Которые вместо красивых рассказов смогут молча взять и сделать.
        ..."
        .
        прежде чем "шашкой махать" - подумайте (на досуге) - ИДЕ-ЖЕ ВЫ - ТАКИХ-ТО "новых руководителей" наберете - которые, типа, "могут взять - и зделать"?!
        8-)))
        - да при этом (еще!) НЕ окажутся - ни "бюрократами", ни "казнокрадами"...
        -А?!
        .
        .
        Сдается мне, что вы, батенька - просто ДЕМАГОГ...
        - с предложениями того типа - Что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным...
        .
        И-ведь никто ни с Вашей, ни с моим-бородатым "предложением" - НЕ СПОРИТ !
        - только-ж-вот НИКТО НЕ ЗНАЕТ - КАК все ЭТИ "замечательные предложения"
        - ПРАКТИЧЕСКИ РЕ-А-ЛИ-ЗО-ВАТЬ.
        8-)
        .
        .
        ну д-ддууумать-ж, дада... уважаемый.
        8-(
        tkhonov66
        1. IS-80 20 февраля 2015 19:07
          Цитата: tkhonov66
          прежде чем "шашкой махать" - подумайте (на досуге) - ИДЕ-ЖЕ ВЫ - ТАКИХ-ТО "новых руководителей" наберете - которые, типа, "могут взять - и зделать"?!
          8-)))
          - да при этом (еще!) НЕ окажутся - ни "бюрократами", ни "казнокрадами"...
          -А?!

          Да у нас на ВО таких валом. smile

          Цитата: tkhonov66
          Сдается мне, что вы, батенька - просто ДЕМАГОГ...

          Иногда. laughing

          Цитата: tkhonov66
          ну д-ддууумать-ж, дада... уважаемый.
          8-(


          Думайте, я вам не запрещаю. smile
    2. discripter 20 февраля 2015 13:51
      Н-да...

      А может ну его, проще в Эмиратах закупиться?


      забавно, что в России строится самолет 5го поколения, но построить нормальный тяжелый беспилотник как видим "непозубам"
      discripter
      1. Штык 21 февраля 2015 08:02
        Цитата: discripter
        забавно, что в России строится самолет 5го поколения, но построить нормальный тяжелый беспилотник как видим "непозубам"

        Беспилотник "Буран" построили в прошлом веке, а сейчас .....
    3. Koshak 25 февраля 2015 23:39
      Цитата: Лопатов
      А может ну его, проще в Эмиратах закупиться?

      А они нам раз, и санкции. В Украине уже назакупались.
  14. abc_alex 20 февраля 2015 14:32
    В хвостовой части фюзеляжа предлагается устанавливать поршневой двигатель Rotax 914F мощностью 115 л.с.


    Ну и каким боком это станет войсковым БПЛА, если его ключевой компонент производится в Австрии?
    1. Штык 21 февраля 2015 08:08
      Цитата: abc_alex
      Ну и каким боком это станет войсковым БПЛА, если его ключевой компонент производится в Австрии?

      США ставят их на беспилотные аппараты и не думают, " каким боком это станет ". Двигатель распространенный и доступный.
      1. Koshak 25 февраля 2015 23:42
        Цитата: Штык
        США ставят их на беспилотные аппараты и не думают, " каким боком это станет ". Двигатель распространенный и доступный.

        Доступный, пока какие нибудь санкции не организуют
  15. Пилот 20 февраля 2015 16:09
    Цитата: abc_alex
    Если информация о планах 2011 года соответствует действительности,

    Ну что сказать? рад.
  16. ilya_oz 20 февраля 2015 19:01
    Надо было делать беспилотник под наш двигатель, каким бы он не был. И дать задание на разработку необходимого двигателя для будущего беспилотника.
    1. Штык 21 февраля 2015 08:08
      Цитата: ilya_oz
      Надо было делать беспилотник под наш двигатель, каким бы он не был

      От Жигулей! laughing
  17. Штынский Карлик 20 февраля 2015 20:47
    А кто нибудь слышал про использование животных в качестве пилотов?
  18. oleeeg 20 февраля 2015 20:58
    Как то мне казалось, что тяжелый должен хотя бы полтонны полезной нагрузки таскать:-)
  19. andrei.yandex 20 февраля 2015 21:21
    Компетенция данного автора желает лучшего. Жаль что среди серьёзных статей масса забивающих так сказать серьёзных авторов. Порой пока перелопатишь вал статей, а драгоценное время потерял.
  20. ikrut 21 февраля 2015 20:11
    Цитата: Штык
    Цитата: tchoni
    Думаю, что на фото - опытный образец.... Который в спешке готовили для выставки

    Фюзеляж как будто на коленке деланный! Культура производства, однако ...

    Это же демонстрационная модель. Какое производство? Сказано же в статье , что это "выставочный образец". Такое вовсе не характеризует культуру производство (если, конечно, фирма не специализируется на единичных экземплярах). А делается, как в народе говорят "на коленке". Т.е. методами и технологиями ЕДИНИЧНЫХ экземпляров. Когда это пойдет в производство - тогда будут разработаны технологии ПРОИЗВОДСТВА, изготовлена соответствующая оснастка и оборудование, в соответствии с планируемой серийностью. Вот только тогда можно будет говорить о "культуре производства". Тогда же конструктора и технологи решат и способы соединения. Будет это клепка, сварка или вообще цельная штамповка. И т.д.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня