Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Изображение большего размера

Что касается ролей и задач, хорошо подходящих для необитаемых систем, то в Комплексном плане развития беспилотных систем говорится о перевозке запасов в передовые районы, снабжении морских платформ и поддержке сил специальных операций.

Одним из строительных блоков для таких дронов должна была стать программа Darpa Transformer (TX), показанная в 2009 году. TX должен был быть легкозащищенным, четырехместным, независимым от местности колесным аппаратом, который мог бы летать когда необходимо со скоростями до 370 км/ч. Этот аппарат должен был иметь высокий уровень автоматизации так что оператору не требовалась лицензия пилота. Впрочем, заинтересованность военных в этом дроне была не очень большой.


В 2013 году Управление перспективных оборонных исследований Darpa заменило TX на универсальный/транспортный дрон Ares (Aerial Reconfigurable Embedded System), который мог бы перевозить различные модули с оборудованием для войск или грузы до 1360 кг, эвакуировать раненых или выполнять разведывательные задачи. Ares будет выполнять вертикальный взлет и посадку за счет использования двух поворотных винтов в кольцевом обтекателе. Для посадки ему потребуется площадка в два раза меньше, чем для аналогичных вертолетов (хотя по цене большей эрозии грунта). Skunk Works был выбран в качестве приоритетного проекта, а компания Lockheed Martin с участием Piasecki Aircraft в качестве интегратора систем для Ares.

Ведется несколько других экспериментальных программ, целью которых является обеспечение полного доминирования США в сфере беспилотных аппаратов.

Научно-исследовательская Лаборатория ВМС США недавно выпустила из торпедной пусковой трубы погруженной подлодки (USS Providence, SSN-719) свой дрон XFC (Experimental Fuel Cell – экспериментальная топливная ячейка), который летал несколько часов, передавая видеоизображение в прямом эфире.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

ВМС США хотят запускать разведывательный дрон с погруженной подлодки. В конце 2013 года этот летательный аппарат XFC (Experimental Fuel Cell), разработанный NRL, был запущен с подводной лодки Providence, SSN-719

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Программа X-Plane (аппарат вертикального взлета и посадки) – это попытка Darpa заполнить брешь между вертолетами и турбовинтовыми самолетами с неподвижным крылом. Это проект Sikorsky/Lockheed Martin, получивший обозначение Unmanned Rotor Blown Wing, является одним из четырех отобранных проектов

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Одним из лидеров в создании аппаратов с продолжительностью полета, измеряемой днями, является Aurora Orion с турбодизельными двигателями Austro Engines. Дрон может летать в небе на высоте 20 000 футов целых пять дней

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)
Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Инновационный Aurora Skate – это один из нескольких минидронов, которые успешно были испытаны в Афганистане. Он был развернут при финансировании исследовательской лаборатории ВВС США для использования в задачах защиты своих сил

Еще одной потенциально важной программой разработки управления Darpa по морскому дрону является проект Tern (Tactically Exploited Reconnaissance Node – тактический разведывательный узел), который нацелен на создание разведывательного беспилотника как Predator, способного взлетать с кораблей водоизмещением 25 400 тонн класса LCS-2 (боевой корабль прибрежной зоны). Darpa, выдав предварительные контракты компаниям AeroVironment, Aurora Flight Sciences, Carter Aviation Technologies, Maritime Applied Physics и Northrop Grumman в конце 2013 года, планирует провести полномасштабные демонстрации в 2017 году.

В 2013 году Darpa выдало четыре 22-месячных контракта Phase One по своей программе Vtol X-Plane с целью создания нового типа (или типов) аппарата вертикального взлета и посадки с улучшенными возможностями. Контракты ушли к Sikorsky (совместно с Lockheed Martin) на реализацию проекта Unmanned Rotor Blown Wing, компании Aurora Flight Sciences на Lightning Strike, Boeing на свой Phantom Swift и Karem Aircraft на проект, детали которого в настоящее время не раскрываются.

Программа Vtol X-Plane стоимостью 130 миллионов долларов и продолжительностью 52 месяца нацелена на то, чтобы примерно в начале 2018 года провести демонстрационные полеты летательного аппарата грузоподъемностью более 40% от своей общей массы 4500-5443 кг, способного лететь с круизной скоростью свыше 555 км/ч. Скорее всего, демонстраторы будут беспилотными, хотя (в случае успеха) они могут привести как к пилотируемому, так и беспилотному серийному летательному аппарату.

Еще одним новаторским проектом компании Boeing является Phantom Eye с размахом крыльев 45,7 метра и большой продолжительностью полета, который имеет два 2,3-литровых строенных двигателя Ford с турбонаддувом, работающими на жидком водороде, который содержится в двух сферических баках диаметром 2,44 метра. Текущий вариант массой 4516 кг должен оставаться в полете четыре дня на высоте 65 000 футов. Летные испытания начались в июне 2012 года.

Альтернативный подход к постоянному разведке и наблюдению представлен в дроне Orion массой 5080 кг от Aurora Flight Sciences, на котором установлены два турбодизельных двигателя Austro Engines AE300. Orion будет иметь максимальную продолжительность полета 120 часов (пять дней) на высоте 20 000 футов, радиус действия 6500 км; с грузом массой 454 кг продолжительность полета снижается до 24 часов.

Orion был выбран ВВС США для их программы Magic (Medium Altitude Global ISR and Communications – средневысотный глобальной разведки и связи), которая спонсируется Объединенным центральным командованием. Он имеет крейсерскую скорость 124-157 км/ч и форсажную скорость 222 км/ч; дальность перегонки составляет 24 000 км. Первый полет состоялся в августе 2013 года. Orion имеет ударный потенциал и способен нести нагрузку 450 кг под каждым крылом.

Американские вооруженные силы потратили миллиарды на малоизвестные проекты по использованию малых дронов в Афганистане. Например, дрон Aurora Skate Gen-2 массой один кг, формой напоминающий плоский слиток с двумя поворачивающимися винтами на передних кромках крыльев, при финансировании исследовательской лабораторией ВВС США был развернут в небольших подразделениях для защиты передовых баз.

В 2013 году Командование авиационных систем ВМС выдало контракт стоимостью 31,3 миллиона долларов Nasc (Navmar Applied Sciences) на поставку 24 дронов Tiger Shark массой 118 кг и четырех наземных станций управления для использования в своей программе борьбы с СВУ «Copperhead» в Афганистане. К подобным программам можно отнести «Speckles» на базе 20-кг Sensitel Silver Fox, «Sand Dragon» на базе 100-кг Northrop Grumman Bat-12, «Hawkeye» на базе 200-кг Schiebel S-100 и «Sentinel Hawk» на базе 61-кг Boeing/Insitu RQ-21 Integrator. Все эти работы координируются Jieddo (Joint IED-Defeat Organisation – организация по борьбе с самодельными взрывными устройствами).

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Дрон RQ-21A Integrator от Boeing/Insitu возвращается на десантный корабль USS Mesa Verde. Для его «поимки» используется патентованная система возврата за оконцовки крыльев зарекомендовавшего себя ScanEagle

Комплексный план развития предусматривает разработку в сфере совместной работы пилотируемых и беспилотных систем, что позволит проводить эффективные операции дронов на больших дистанциях без входа в зону поражения. Хотя в настоящее время подобные операции запрещены, но в плане предусматривается возможность задействования беспилотных систем в 2013-2038 годы в эвакуации раненых, возвращении человеческих останков и операциях спасения в городских условиях. Для американских дронов также планируются такие задачи, как воздушный бой, радиоэлектронная борьба и подавление ПВО противника. В плане рассматривается возможность использования дронов для точного размещения наземных сенсоров и развертывания «атакующих ботов» для отслеживания личного состава.

В будущем беспилотники меньшего размера будут становиться всё более вооруженными по мере повышения доступности более легких ракет, например ракеты с оптико-электронной системой наведения Spike массой 2,5 кг, разработанной Центром авиационно-морских боевых действий в сотрудничестве с DRS Technologies и 13-кг ракеты с лазерным наведением Lahat от IAI. Другое вооружение в категории 13-15 кг включает APKWS от BAE Systems и Dagr от Lockheed Martin, управляемы варианты ракеты Hydra-70 компании General Dynamics. На нижнем конце линейки находится Switchblade от AeroVironment запускаемый из трубы барражирующий боеприпас массой один кг с управлением по оптическому каналу и продолжительностью полета до 40 минут.

В будущем размер боевых зарядов будет становиться всё меньше, а мощность всё больше за счет использования наночастиц, которые имеют пропорционально большую площадь поверхности и соответственно активнее взаимодействуют с другими химическими веществами во взрывчатом материале. В результате – более высокая скорость реакции и более мощная детонация. ВВС США изучают методики, которые позволят увеличить количество наноалюминиевой пудры во взрывчатой (или метательной) смеси.

Взрывы из прошлого

Министерство обороны всерьез заинтересовано в ударных дронах, подобных тем, что впервые предложены израильтянами со своим беспилотником Harpy. Ранее известное как оружие «подавления ПВО», оно в настоящее время переименовано Пентагоном в «системы доминирования в воздухе». К этой категории принадлежала ракета вертикального запуска от компании Raytheon Nlos-LS Pam (Non-Line-Of-Sight Launch System, Precision Attack Missile – пусковой комплекс в зоны непрямой видимости, ракета высокоточная), но программа по этому вооружению с радиусом действия 40 км была остановлена после того, как разработка была завершена в конце 2010 года.

Впрочем, из Комплексного плана понятно, что проект Pam должен переродиться и быть развернут американской армией для использования против неподвижных и подвижных бронированных машин. ВМС США планируют использовать Pam на боевых кораблях береговой зоны LCS (Littoral Combat Ship) и автоматических надводных аппаратах USV (Unmanned Surface Vehicle) с целью поражения таких угроз, как например, небольшие атакующие суда.

ВВС США рассматривают различные концепции доминирования в воздухе, включая Locaas (Low-Cost Autonomous Attack System) разработки AFRL/Lockheed Martin в категории по массе 45-кг; эта очень успешная программа демонстрации технологии была завершена в 2005 году. Концепция недавно была пересмотрена с целью включения в цепочку человека для того, чтобы перенацеливать дрон в полете и отменять атаку.

В перспективе компанией Lockheed Martin будет разработана ракета-носитель четырех Locaas под обозначением Smacm (Surveilling Miniature Attack Cruise Missile – миниатюрная атакующая крылатая ракета наблюдения). Smacm с турбореактивным двигателем будет устанавливаться внутри существующих истребителей с малой заметностью и перспективных боевых дронов. Он будет обеспечивать нацеливание, наблюдение и связь в радиусе более 450 км.

Что касается движительных систем дронов, то в Комплексном плане определено в качестве среднесрочных целей внедрение турбовентиляторных двигателей, двигателей изменяемого цикла и гибридных турбоэлектрических систем. В долгосрочной перспективе планируется внедрение топливных элементов с использованием неуглеводородного топлива.

Значительным технологическим прорывом станет внедрение оптических средств связи, особенно в контексте высотных дронов. Это позволит значительно расширить диапазон рабочих частот и повысить устойчивость к помехам, хотя узкая ширина луча таких систем создает проблему, связанную с поддержанием высокой точности. В недавней программе Darpa были успешно продемонстрированы гибридные оптические/радиочастотные каналы связи воздух-воздух на расстояниях превышающих 200 км.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

MQ-1C Grey Eagle американской армии отличается от дрона MQ-1B Predator ВВС США двигателем на тяжелом топливе, радаром Sar/Gmti (селекция наземных движущихся целей), ретрансляционными возможностями, повышенным огневым могуществом и каналом тактической связи

Больше технологии

Что касается навигации, то здесь прилагаются значительные усилия для того, чтобы улучшить GPS, сделать ее доступной для большего числа платформ, минимизировать восприимчивость к глушению и разработать альтернативы, используемые при наличии глушения. Вскоре станет доступна военизированная версия M-code системы GPS, а начиная с 2017 года она будет включаться во все новые программы министерства обороны США.

В проекте Darpa по высокоточной инерциальной навигационной системе PINS (Precision Inertial Navigation System) используется ультрахолодный атомный интерферометр для получения устойчивой к помехам и близкой к GPS по точности системы для перспективных военных платформ. Испытания на пилотируемом судне должны были начаться в 2013 году. По программе High Dynamic Range Atom (HiDRA) ведется разработка блока инерциального измерения со скоростью ухода параметров всего 20 метров/час в высокоподвижном транспортном средстве.

Достижению большей автономности беспилотных систем присвоен высший приоритет, она рассматривается как «критичный фактор для будущих конфликтов, в которых технология будет сражаться и выигрывать». Две важных аспекта здесь – это автономные операции перспективных дронов ВМС США на палубе корабля и бортовые системы система обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе, которые потребуют новых сенсоров.

Основными факторами при получении одобрения перевода любого беспилотного аппарата в национальную систему организации воздушного пространства являются годность к летной эксплуатации и использование системы обнаружения и предотвращения столкновений в воздухе, которая соответствует гражданским требованиям.

Что касается MQ-1C Grey Eagle от General Atomics американской армии, то аппарат сертифицирован по собственному армейскому стандарту TAA (Technical Airworthiness Authority – технический орган контроля летной годности), поскольку стоимость сертификации по стандартам для пилотируемых аппаратов оказалась чрезвычайно высокой. Таким образом, каждый переход к национальной системе организации воздушного пространства требует сертификата или регламента и мониторирования воздушного пространства наземным радаром предотвращения столкновений в воздухе потенциально конфликтного воздушного движения.

Нужно сказать, что с июля 2013 года компания General Atomics испытывала Improved Grey Eagle с усовершенствованиями в грузоподъемности и емкости топливного баков. На дрон был установлен двигатель Lycoming DEL-120 мощностью 153 кВт вместо двигателя Centurion1.7 мощностью 123 кВт, что позволило увеличить продолжительность полета в невооруженной конфигурации до более чем 50 часов.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Тактический разведывательный дрон Иркут-10 запускается при помощи катапульты с короткого рельса и возвращается при помощи парашютом. Десять систем были проданы Казахстану, а в Белоруссии Иркут-10 изготавливается по лицензии

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Одним из российских лидеров в категории минидронов является ижевская компания Зала Аэро. Среди пользователей этого Зала 421-16EM министерство внутренних дел РФ

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Зала 421-22 способен продолжить выполнение задачи даже при неисправности одного из восьми двигателей. Он был задействован российским МВД для обеспечения безопасности Зимних Олимпийских игр в Сочи

Россия

Америка, несомненно, завоевала глобальное лидерство во всем спектре дронов. Если даже Россия (которая в настоящее время имеет всего 500 военных беспилотников) и завидует лидерству Америки, утешить ее должен тот факт, что это лидерство было достигнуто неэффективно и за громадные деньги. Некоторые из ключевых изделий были в основном тем, что производители хотели производить, они были поспешно закуплены вне рамок тщательно спланированного процесса обеспечения поставок, который являлся одним из основных вкладов Пентагона в послевоенное развитие воздушного пространства. Многие из этих дронов очень сильно зависят от сценария действий, некоторые можно сказать устарели.

Кроме того, долгое время критиковалось дублирование работ в Америке. В последнем докладе было сказано о том, что четыре рода войск США в настоящее время разрабатывают 15 различных воздушных платформ и 42 различных сенсорных комплекта.

В Советском Союзе было разработано несколько военных дронов, особо здесь выделяется сверхзвуковой, невозвращаемый Ту-123 Ястреб массой 35 600 кг созданный в 1964 году. За ним последовали гораздо меньшие дозвуковые 6215-кг Ту-141 Стриж и 1230-кг Ту-143 Рейс; их было изготовлено 950 штук и поступили они на вооружение в 1976 году. В конце 80-х годов последовал усовершенствованный Ту-243 Рейс-Д. По некоторым данным его оператором является и Северная Корея. 138-кг Пчела-1 фирмы Яковлев являлся элементом тактической разведывательной системы Строй-П, которая поступила на вооружение российский армии в 1995 году и использовалась в первой чеченской войне.

Впоследствии беспилотные авиационные комплексы были вычеркнуты из списка российских приоритетов, но, тем не менее, беспилотник Вега/Луч 9M62 массой 70 кг, воздушный элемент комплекса 1K133 Типчак (разработан для замены Пчелы/Строя-П) ограниченно применялся в конфликте с Грузией в 2008 году. Типчак имел несколько недостатков и серьезные технические проблемы. Грузия имела лучшие разведывательные возможности, поскольку эксплуатировала беспилотники Hermes 450 массой 550 кг от Elbit Systems.

Россия безуспешно пыталась купить беспилотник 1250-кг IAI HeronI, но сделка не состоялась, возможно, в связи с давлением США на Израиль. Впрочем, в апреле 2009 года (предположительно после того как Россия дала Израилю гарантии, что она не будет продавать комплексы ПВО С-300 Ирану) был подписан контракт между Рособоронэкспортом и израильской компанией IAI, предусматривающий покупку двенадцати 5,6-кг Bird Eye 400 и четырех 426-кг Searcher II. Второй контракт (возможно в том же количестве) был подписан в конце года, доведя общую стоимость до более чем 100 миллионов долларов.

По сообщениям Россия также отказалась от планов покупки 160-кг I-View Mk150, как это ранее сделала Австралия, отказавшись от закупки 250-кг I-View Mk250 в 2008 году. Серия I-View более не продвигается на рынке, ее роль перешла к более поздним проектам, например 12-кг дрону mini-Panther с поворотными винтами вертикального взлета, который может запускаться с позиции, находящейся гораздо ближе к целевому району.

В 2010 году был подписан контракт стоимостью 400 миллионов долларов между Оборонпромом (его дочерняя компания Росвертол) и IAI, дающий право на сборку беспилотников Bird Eye 400 и Searcher II на уральском заводе Works of Civil Aviation (UWCA) в Екатеринбурге. В 2011 году российское министерство обороны выдало заказ UWCA, включающий около 40 миллионов долларов на производство 27 Bird Eye 400 под обозначением Застава и 270 миллионов долларов на десять беспилотников Searcher II под именем Форпост. (Это количество, вероятно, относится к комплектным системам).

Поскольку была куплена лицензия на производство, то, скорее всего, беспилотник Застава изготавливается не только для российской армии, но также для ВДВ, ФСБ, МВД и МЧС.

Российские модели

В 2010 году российская армия провела серию испытаний с целью сравнения дронов местного производства в классах «мини» (25 км) и ближнего действия (100 км). Изначально 12 компаний представили 22 различных аппарата, которые на втором этапе сократились до 8 дронов: 7,0-кг Орлан-3M и 14,0-кг Орлан-10 производства Специального Технологического центра Вега, 5,3-кг T23 Элерон-3 и 15,5-кг T10E Элерон-10 от Эникс, Наводчик-2 от Ижмаша и 2,5-кг Стрекоза 421-08 и 4,5-кг Ласточка 421-04M от Zala Aero.

В конце 2013 года российское министерство обороны выдало заказ стоимостью три миллиона долларов казанской компании Эникс на поставку 17 комплексов с 34 беспилотниками Элерон-3СВ. В 2012 году последовал заказ на 250-кг Корсар Вега/Луч, который очевидно удовлетворяет требованию в радиусе действия 100 км. В промежуточной категории Эникс разрабатывает 68-кг T92M, но он пока не был заказан.

В 2013 году Академия ВВС в Воронеже начала получать 18-кг Орлан-10 из Специального Технологического центра Вега в Санкт-Петербурге. Поставки в Академию беспилотника Форпост должны были начаться в 2014 году.
Предполагается, что другие заказанные Россией дроны включают Зала Аэро 421-04M, которые эксплуатирует МВД, а также 10-кг Зала 421-16E. Казахстан является оператором 3-кг Иркут-2M и 8,5-кг Иркут-10. Последний изготавливается в Беларуси по лицензии.

В ВДВ испытывался 1,3-кг T-4 производства омского радиозавода имени Попова. 90-кг Дозор-4 от Транзас активно предлагался для пограничной службы ФСБ. Компания «Горизонт» из Ростова-на-Дону имеет лицензию на сборку вертолета Schiebel S-100 и рассчитывает поставлять его в пограничные войска, МЧС и МВД. Air S-100 производства компании «Горизонт» использовался наряду с Зала 421 для обеспечения безопасности Олимпийских игр в Сочи.

Фирма Камов (в настоящее время часть Вертолетов России) была в России в числе лидеров со своим 250-кг Ka-37, впервые взлетевшем в 1993 году и за которым последовал 280-кг Ka-137 в 1998 году. В 2010 году Вертолеты России представили модели трех новых проектов, 300-кг Ka-135, 600-кг Ka-175 Коршун и 3000-кг Альбатрос. Все имеют схему с противоположным вращением винтов и будут готовы к полетам к 2017 году.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Редкий взгляд на перспективы развития российский беспилотный вертолет был представлен на выставке в Жуковском в 2010 году. Там были выставлены модели 700-кг Ka-175 Коршун (слева), 300-кг Ka-135 (вверху справа) и 3000-кг Альбатрос, все в настоящее время все они засекречены

Для того, чтобы улучшить развитие в сфере дронов Россия начала программы в трех весовых категориях в 2011 году: однотонный Иноходец, 4,5-тонный Альтиус-M и 15-тонный Охотник. По сообщениям эти проекты возглавляют соответственно Транзас, Сокол и Объединенная авиационная корпорация (ОАК).

Самым интересным проектам является 15-тонный Охотник «шестого поколения», на который выделено 600 миллионов долларов и в котором участвуют фирма Сухой, РСК «МиГ» (и возможно фирма Туполев). За основу был взят проект 10-тонного Скат от РСК «МиГ», макет которого был показан в 2007 году.

Альтиус-M класса 4,5 тонны является темой контракта стоимостью 35 миллионов долларов; по всей видимости, целью его создания – составить конкуренцию турбовинтовому General Atomics MQ-9 Reaper. С целью продления срока службы он будет иметь два дизельных двигателя A03 RED Aircraft мощностью по 373-кВт. Иноходец (Орион) массой одна тонна, по которому контракт на 29 миллиона долларов был подписан в 2011 году, будет в широком смысле эквивалентом беспилотника General Atomics MQ-1 Predator. Если два более крупных дрона являются долгосрочными исследовательскими проектами, то производство Иноходца, как ожидается, начнется в 2018 году.

Министр обороны России недавно заявил, что на покупку новых дронов до 2020 года будет потрачено 370 миллиардов долларов.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)
Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Китайский ударный дрон с передним оперением Casc Rainbow-3 или CH-3 ISR массой 630 кг, как предполагается, был вдохновлен пакистанским 480-кг Shahpar от GIDS

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Дроны, созданные Северо-западным политехническим университетом (NWPU), до недавнего времени доминировали на рынке китайских тактических дронов. Одним из примеров является 320-кг ASN-209 Silver Eagle, стоящий на вооружении китайских ВМС

Китай

Многие годы в создании китайских дронов доминировал Северо-западный политехнический университет (NWPU); его изделия предлагаются через компанию ASN Technology Group. Она изготовила свыше 40 дронов в четырех сериях и к настоящему времени поставила более 1500 воздушных аппаратов и заполнила свыше 90% местного рынка. Для запуска так называемых тактических дронов армия в основном использует рельсовые установки на грузовиках, а возвращает их с помощью парашюта.

Сухопутные войска используют несколько вариантов запускаемого с грузовой платформы дрона ASN-206, включая ASN-207 (можно узнать по грибообразной верхней антенне) и ASN-215. Самые последние разработки ASN Technology Group включают 320-кг ASN-209 Silver Eagle, который был поставлен на вооружение флота в 2011 году и по данным СМИ изготавливается по лицензии в Египте, а также 800-кг аппарат ASN-229A.

Еще одним лидером был Бэйханский университет, его полное название Пекинский университет авиации и космонавтики. В свое время он начал обратное проектирование дрона Ryan AQM-34N (Model 147H) Firebee с большим размахом крыльев (9,75 метра); несколько таких аппаратов было потеряно ВВС США в небе над Вьетнамом в период с 1967 по 1971 год. Получившийся 1135-кг WZ-5 поступил на вооружении китайской армии в 1981 году и экспортировался под обозначением CH-1.

Китай активизировал работы по дронам в 1999 году, сразу после того, несколько армий стран НАТО успешно использовали беспилотники в операциях над Косово и Сербией. Позднее разработки в сфере БПЛА были подкреплены тем обстоятельством, что в противовес западным ударным беспилотникам, дроны дают Китаю надежные средства доставки крылатых и баллистических ракет до авианосцев американского флота.

Университет Бейхан недавно изготовил средневысотный дрон BZK-005 массой 1200 кг с большой продолжительностью полета за счет толкающего двухлопастного винта. Предположительно BZK-005 класса Predator/Heron стоит на вооружении китайского флота. В сентябре 2013 года японские истребители заметили BZK-005 вблизи острова Окинава.

Китайский дрон Yi Long/Wing Loong или Pterodactyl-1 (внешне похож на Predator) массой 1150-кг, созданный AVIC/Chengdu, впервые взлетел в 2007 году и получил разрешение на экспорт в 2009 году. Сообщают, что он был продан в пять стран, включая Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан. Китай согласился продать вооруженные дроны Пакистану, которому в этом отказали Соединенные Штаты.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Международный дебют вертодрона U8E массой 220 кг от Changhe Aircraft Industries (CAIC) состоялся на авиашоу в Дубае в 2013 году, но его преимущества были поставлены под сомнение в связи с тем, что китайский флот имеет на вооружении вертодрон Schiebel S-100

Дрону Wing Loong предшествовал беспилотник CH-3 с передним оперением массой 630 кг, разработанный 11-ой Академией CASC (China Aerospace Science & Technology Corp) она же Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CAAA). CH-3 взлетел в 2004 году и, как и Wing Loong, имеет два пилона подвески вооружения.

CAAA также разработала 1350 кг CH-4 или Sky Saker, который также напоминает проект Predator, но имеет четыре пилона для вооружения. По сообщениям, CH-4 состоит на вооружении китайской армии и оценивается в настоящее время Алжиром, где два аппарата потерпели крушение.

Недавние изделия серии CH включают 110-кг дрон CH-91, который имеет двухлопастную конфигурацию с перевернутым V-образным хвостом, 300-кг CH-92 и 18-кг CH-803. Запускаемый из транспортно-пускового контейнера 9-кг дрон CH-901, предназначен для специальных сил и может использоваться для разведки или в качестве крылатой гранаты. Он имеет цельное крыло с изменяемой стреловидностью, хвостовые поверхности сложены вперед в корпус.

Что касается реактивных дронов широко распространенной конфигурации Global Hawk, то 1700-кг WZ-2000 от AVIC/Guizhou впервые полетел в конце 2003 года. Предполагается, что Chengdu Sky Wing Three относится к классу 7 тонн; он был замечен при проведении рулежных испытаний в 2008 году. Ожидается, что на его базе будет разработан более крупный дрон Long Haul Eagle в категории 14 тонн.

Корпорация China Aerospace Science&Industry Corp (CASIC) разработала через свое подразделение Third Academy дроны HW-100 Sparrow Hawk, HW-200 Ascender и HW-300 Blade. Новейшим из известных проектов является HW-600 Sky Eagle, который в ударном варианте получил обозначение WJ-600. Third Academy специализируется на крылатых ракетах, поэтому неудивительно, что HW-600 выглядит как крылатая ракета воздушного базирования Boeing AGM-86 с жестким крылом. В анимационном фильме, показанном на авиашоу Чжухай 2010, этот запускаемый с грузовика WJ-600 производил пуски ракет по наземным машинам и предоставлял данные целеуказания о кораблях для реактивных снарядов и крылатых ракет.

Поставив цель перед собой достигнуть для разведывательного дрона экстремальной продолжительности полета и дальности, корпорации Chengdu и Guizhou приняли тандемную схему с сочлененным крылом для дрона Xiang Long (летающая ящерица) массой 7500 кг, который совершил свой первый полет в 2009 году.

На вершине технологической иерархии находится малозаметный боевой дрон Lijian (острый меч), спроектированный Shenyang и производимый Hongdu, который по внешнему виду похож на X-47B. По всей видимости, он предназначен для китайских ВВС и ВМС, в основном для того, чтобы обеспечить воздушный доступ в Южно-Китайское море. Первый полет был осуществлен в ноябре 2013 года. Рекламный ролик иллюстрирует его применение с авианосца.

В 1994 году Китай закупил партию запускаемых с грузовика барражирующих 135-кг дронов от IAI на сумму 55 миллионов долларов и недавно разработал свои собственные варианты с различными головками самонаведения. Китай также купил систему артиллерийской поддержки Vulture у южноафриканской компании ATE. В 2010 году для службы на китайском флоте было закуплено 18 вертолетов Schiebel S-100 массой 200-кг. В начале 2014 года компания CybAero объявила о контракте стоимостью 5,5 миллионов евро, предусматривающем продажу Китаю дронов Apid-60 массой 180 кг для применения с кораблей.

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Южная Корея разработала несколько дронов для военного и гражданского применения, включая этот 120-кг Remo-H от Sunwung Engineering, который, скорее всего, поступит на вооружение южнокорейской армии

Беспилотники в постафганскую эпоху (часть 2 из 3)

Невооруженный вариант Predator XP от General Atomics предлагается на экспорт. В начале 2013 года было объявлено о том, что Объединенные Арабские Эмираты подписали контракт стоимостью 200 миллионов долларов на неназванное количество этих беспилотников

Азиатско-тихоокеанский регион

Несмотря на коммерческий успех компании Yamaha Motor с вертолетами для опрыскивания посевов 67-кг R50 и 94-кг Rmax (последний развернут японским контингентом в Ираке в 2005 году и в Афганистане в 2007 году), Япония уделяла относительно мало внимания разработке своих собственных военных дронов. Впрочем, как было сказано ранее, Rmax был использован компанией Northrop Grumman в качестве базы для разработки дрона наблюдения R-Bat.

ВВС США развернула два 14,6-тонных RQ-4 Global Hawk от Northrop Grumman на авиабазе Misawa в северной Японии в мае 2014 года; в японской армии надеются в 2015 году эксплуатировать один из этих аппаратов совместно с американцами. Японская среднесрочная оборонная программа на 2014 –2018 годы включает финансирование покупки трех Global Hawk, которые будут использоваться для мониторинга активности китайского флота вокруг спорных островов. О-На них будут также установлены специальные инфракрасные сенсоры для обнаружения пусков баллистических ракет. (В феврале 2014 года министр обороны Австралии рекомендовал покупку семи дронов RQ-4C).

Южная Корея планирует подписать контракт на четыре Global Hawk Block 30 до конца 2014 года. А вот 65-кг Elbit Skylark II и противорадиационный дрон IAI Harpy уже стоят на вооружении южнокорейской армии.

Компания Korea Aerospace Industries (KAI) отвечает за большинство разработку местных дронов, особенно это касается 290-кг RQ-101 Night Intruder 300 уровня корпуса, который поступил на вооружение южнокорейской армии (после эксплуатации небольшого количества IAI Searcher). Компания KAI недавно выбрана для разработки дрона, который заменит RQ-101; его поступление на вооружение начнется примерно в 2020 году. Он будет оснащен американской системой наблюдения за вооружением AWSS (Airborne Weapon Surveillance System) с инфракрасной головкой самонаведения, которая позволит обнаруживать пуски артиллерийских реактивных снарядов.

Еще один проект KAI – это барражирующий 25-кг дрон Devil Killer, впервые взлетевший в 2011 году. В 2010 году компания Korean Air Aerospace Division (KAL-ASD) получила контракт стоимостью 30 миллионов долларов на разработку дрона KUS-11 уровня дивизии.

Разработку дронов на Тайване в основном ведет научно-технологический институт Chung-Shan, чей тактический аппарат Chung Shyang II поступил на вооружение в 2011 году. Примерно 32 дрона в настоящее время стоят на вооружении армии Тайваня. Этот институт также разработал 2,1-кг дрон Cardinal II ручного запуска.
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. saag 2 марта 2015 06:45
    Интересно, почему нет разработки на базе Як-130? И почему Switchblade не скопировать, такая тема?
    1. Гражданский 2 марта 2015 17:07
      Уже столько говорили про БПЛА... сколько сломали копий... проблемы те же - связь, софт, моторы, материалы и воровство... 5 млрд еще Табуреткин кому то там отвалил, а в итоге шиш
  2. Dudu 2 марта 2015 12:53
    Если всмотреться, то только американцы создают нечто принципиально новое в аэродронах. Все остальные создают миникопии существующих летательных аппаратов. Не знаю, это хорошо или плохо в техническом плане, но кроме амеров никто не использует их так широко.
    Но вот с политической точки зрения они переходят в иную эпоху - эпоху технических войн без применения подразделений обычных войск, а все отстают. Это новые условия международных отношений - постоянный изматывающий террор для государства-жертвы.
    Dudu
    1. opus 3 марта 2015 02:05
      Цитата: Dudu
      Если всмотреться, то только американцы создают нечто принципиально новое в аэродронах.

      Израиль
      Silver Arrow HERMES 180, Hermes 450, Elbit Hermes 900 — многоцелевой разведывательный БПЛА, Elbit Skylark — тактический разведывательный БПЛА, Silver Arrow HERMES 1500, Silver Arrow DARTER — тактический разведывательный БПЛА, Silver Arrow Micro-Vee — многоцелевой разведывательный БПЛА ближнего радиуса действия, Silver Arrow Sniper — тактический разведывательный БПЛА, RQ-2 Pioneer, RQ-5 Hunter, IAI E-HUNTER — тактический разведывательный БПЛА, IAI HARPY — противорадиолокационный БПЛА, IAI Harop, IAI RANGER — тактический разведывательный БПЛА, IAI Scout — тактический разведывательный БПЛА, IAI Skylite, IAI SEARCHER — тактический разведывательный БПЛА, IAI SEARCHER II — тактический разведывательный БПЛА, IAI, RUAG, Oerlikon ADS 95 RANGER — разведывательный БПЛА, IAI Heron — разведывательный БПЛА, IAI Эйтан — разведывательный БПЛА, IAI I-View MK150 — тактический разведывательный, IMI Mastiff, Bird-Eye 400 — легкий переносной комплекс, Top I Vision Casper 250, Top I Vision Aerostat, EMIT Blue Horizon I, EMIT Blue Horizon II, EMIT Sparrow, EMIT Butterfly, БПЛА Panda.





      И США закупают:




      много проектов у Украины,было




      Цитата: Dudu
      но кроме амеров никто не использует их так широко.

      Израильтяне
    2. nvn_co 30 апреля 2015 15:46
      Перестаньте "американизироваться" и быть как господа в 19 веке. Говорите на руском языке и применяйте русские слова, а то фраза на русском, и типа для моды, а дай ка я скажу умное "американское слово" - дрон, например. Если говорите на английском, так и пишите на английском. А касательно американских БПЛА - то основу их проектов делали евреи!!! (я о специалистах).
  3. Tektor 2 марта 2015 14:51
    Министр обороны России недавно заявил, что на покупку новых дронов до 2020 года будет потрачено 370 миллиардов долларов.
    Почему так мало?? sad
  4. cosmos111 2 марта 2015 17:09
    есть передовые технологии,отработанные в СССР 80-х и России 90-х...

    почему,не вкладуются деньги в передовые отечественные технологии???а клянчат по миру и израиля секонд-хенд'......

    ЭКИП' летающая тарелка"
    __________________________________
    ...

    фото и отличная статья в тему
    здесь:http://swalker.org/deistvuushie/933-detishhe-saza-letatelnyj-apparat-yekip.html
    1. opus 3 марта 2015 02:29
      Цитата: cosmos111
      почему,не вкладуются деньги в передовые отечественные технологии???

      - Постановление Совета Министров - Правительство Российской Федерации от
      30 июня 1993 года № 621;
      - Распоряжение Совета министров - Правительство РФ от 30.09.93 № 1642-Р;
      - Решение Совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ
      ( Протокол ОЛ-П7-13 Пр от 02.08.96 г.);
      ( Протокол ОЛ-П7-29 Пр от 11.11.96 г.);
      - Поручение президента Российской Федерации (Поручение Пр-1734 от 24.10.97);
      - Решение государственной Думы РФ о бюджетном финансировании проекта «ЭКИП» в 1999 году (строка Бюджета РФ на 1999 год - 9.2.2);
      - Центральная база охраны лесов Федеральной службы лесного хозяйства России (Договор)
      - Министерство Обороны РФ, нтк ВВС (Договор)
      - Письмо губернатора Саратовской области Аяцкого к Президенту РФ (исх. 1-07/1913 от 24.09.97);
      - Письмо Президента Российской академии естественных наук к Президенту РФ (исх. О.Кузнецова 17-177/98 от 19.08.98);
      - Письмо в Правительство РФ от Заместителя Председателя Комитета по Промышленности, строительству, транспорту и энергетики Госдумы РФ (исх. Ю.К. Севенарда 33.11-21/1594 от 7.10.98);
      - Письмо в Правительство РФ от Президента Росконверс аэрокосмоса (исх. Р. Мусаэляна AR- 452/10 от 08.10.98);
      - Письмо в Правительство от Министра Федеральной службы лесного хозяйства (исх. В Шубина ДО-1 -8-5/397 от 09.10.98);
      - Письмо в Правительство от Министра МЧС (исх. С.Шойгу 1-432-16 от 07.10.98).

      -------------------------------------
      Создан российско-американский летательный аппарат на основе ЭКИПа.
      Vortex Cell 2050 -Консорциум, объединяющий несколько европейских и российских исследовательских групп из университетов и промышленных предприятий, получил грант на проведение исследования течений, создаваемых крылом. Исследования идут в рамках европейской целевой программы финансирования FP6.
  5. Иван-дурак 9 марта 2015 15:48
    Беспилотники на любой вкус!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня