Роковые шесть дюймов (часть 1)

Итак, еще задолго до начала Первой мировой войны военные европейских армий на основе опыта русско-японской и англо-бурской войн решили, что им требуются новые шестидюймовые орудия для работы по переднему краю противника. Большинству показалось, что таким орудием должна стать не пушка, а гаубица. Ее мощные снаряды должны были разрушать окопы и блиндажи, подавлять вражескую артиллерию и уничтожать полевые заграждения. По критерию стоимость/эффективность калибр 150/152/155-мм был для этой цели как раз самое «то».

В армии Австро-венгерской империи был принят калибр 150-мм и, соответственно, принята на вооружение гаубица М.14/16, разработанная фирмой «Шкода». Причем реальный калибр у нее был еще меньше — 149-мм, но обозначался он как 15-см, также как и полевая пушка, имевшая калибр 7,65-мм, но обозначавшаяся как 8-см. Орудие весило 2,76 т, имело угол склонения 5 и возвышения 70°, и могла стрелять снарядом весом 42 кг на расстояние 7,9 км, то есть дальше 75-мм полевых орудий и, следовательно, подавлять их батареи издали. Устройство орудия было традиционным: однобрусный лафет, противооткатные приспособления смонтированы под стволом, противоосколочный щит, деревянные колеса на спицах.


Для разрушения вертикальных препятствий и контрбатарейной борьбы «Шкода» в 1914 году разработала 150-мм пушку М.15/16, заменившую старую пушку М.1888. Однако испытываться она стала только лишь в 1915 году, а поступила на фронт и того позднее. Получилось громоздкое, но впечатляющее орудие, названное «автопушкой», специально для того, чтобы подчеркнуть: перевозиться оно должно было исключительно моторной тягой.
При этом оно имело серьезный недостаток: при перевозке на большие расстояния его требовалось разбирать на две части, как, впрочем, и гаубицу М.14/16. Снаряд ее был тяжелее гаубичного — 56 кг, скорость его полета составляла 700 м/сек, а дальность — 16 км. Затем орудие усовершенствовали (после выпуска первых 28 экз.) путем увеличения угла подъема ствола с 30° до 45°, в результате чего дальность возросла до 21 км. Однако скорострельность была невысокой: всего один выстрел в минуту. Кроме того, из-за того, что ствол при наведении передвигался по оси колес, по горизонту оно наводилось всего лишь на 6° в обе стороны, а дальше нужно было передвигать само орудие. Последнее, впрочем, было делом очень нелегким, так как весила эта пушка 11,9 тонны. Вот на нем реальный калибр составлял уже 152 мм.

После Первой мировой войны эти пушки оказались в Италии в качестве военных репараций и использовались в ходе военных действий в Албании, Греции и в Северной Африке. Под обозначением 15.2 cm K 410(i) они также применялись в артиллерийских подразделениях вермахта.

Великобритания озаботилась принятием на вооружение новых 152-мм гаубиц (BL 6inch 30cwt Howitzer), снабженных подствольным тормозом отката одной из первых — еще в 1896 году, так что они смогли принять участие даже в Англо-бурской войне. Весило это орудие 3570 кг и имело гидропружинный компенсатор отката. Максимальный угол подъема ствола составлял всего 35°, что в совокупности с коротким стволом давало и невысокую скорость полета снаряда (всего 237 м/сек.) и дальность в 4755 м. Вес снаряда начиненного лиддитом составлял 55,59 кг. Шрапнель имела вес 45,36 кг.

Скоро угол возвышения ствола увеличили до 70°, отчего дальность возросла до 6400 м, что, впрочем, тоже было недостаточно в условиях даже Первой мировой войны. В послевоенные годы она находилась на вооружении армии Греции, но устарелость ее конструкции была очевидна, хотя она и применялась в ее сражениях. Впрочем, ровно до тех пор, пока у англичан не появились 152-мм гаубицы 6inch 26cwt, оказавшиеся куда более современными и удачными. Создавать ее начали в 1915 году, а уже в конце этого года она поступила на вооружение.

Новая гаубица весом 1320 кг стала стандартным орудием этого калибра в Англии, причем все их было выпущено 3,633. Она имела простой гидропневматический тормоз отката, имела сектор обстрела в 4°, а угол возвышения — 35°. 45-кг шрапнельный снаряд имел досягаемость 8,7 км, но затем к орудию приняли облегченный снаряд в 39 кг, дальность с которым возросла до 10,4 км. Орудие массово применили в боях на реке Сомме в 1916 г. Гаубица использовалась и в британской армии (до конца войны 1,246 орудий) и поставлялась многочисленным союзникам, в частности, итальянцам. Побывала она и в России. Царскому правительству их не поставляли, а вот белогвардейцы их получали и, видимо, что-то из этого количества попало затем и красным. Орудия этого типа выпустили 22,4 миллиона снарядов и это своеобразный рекорд. Затем уже в годы Второй мировой войны эту гаубицу поставили на пневматические шины с развитыми грунтозацепами, и в таком виде она и закончила свое участие в войнах, сражаясь и в Европе, и в Африке, и даже в далекой Бирме.

Понятно, что если в армии есть гаубица калибра 152 мм, то сам бог велел иметь еще и пушку этого же калибра для настильной стрельбы. Таким орудием в британской армии стала пушка BL 6-inch Gun Mark VII. По сути дела это было корабельное орудие — такие устанавливались на броненосцах и крейсерах, — с минимальными переделками установленное на колесный ход, разработанный адмиралом Перси Скоттом. Испытывать их начали еще в годы Англо-бурской войны, где они себе хорошо зарекомендовали, а после войны дальнейшее усовершенствование его конструкции было продолжено. Такая унификация оказалась удачной, так как одно и то же орудие теперь поступало во флот, береговую оборону и сухопутные войска. Однако пушка вышла тяжелой. Только ствол ее весил 7,517 кг. Снаряд весил 45,4 кг. При этом его скорость в зависимости от заряда составляла от 784 м/сек до 846 м/сек соответственно. Общий вес системы составлял 25 тонн, а дальность стрельбы около 11 км при угле возвышения 22°. Затем этот угол увеличили до 35° и дальность, соответственно, возросла. К недостаткам орудия, помимо большого веса можно отнести то, что противооткатные приспособления на нем полностью отсутствовали, и оно после выстрела откатывалось. Приходилось устраивать специальные рампы для колес — анахронизм XIX века, — и устанавливать их перед стрельбой. Тем не менее, в береговой обороне Англии эти пушки прослужили до 50-х годов прошлого века.
Наверное, англичанам было неудобно пользоваться таким анахронизмом (хотя в боевых условиях эта пушка хорошо себя зарекомендовала), потому, что они создали его улучшенный образец BL 6-inch Gun Mark XIX. Новое орудие было легче (10338 кг), мобильнее, обладало досягаемостью (при угле возвышения 48°) 17140 м и к тому же имело противооткатный механизм. Другой важной особенностью стала унификация лафета этой пушки с лафетом 203-мм гаубицы.

Что касается Франции, то едва ли началась Первая мировая война, как потери в 75-мм орудиях оказались столь значительны, что для их замены в войсках стали использовать все, что могло стрелять. Это и 155-мм орудия образца 1877 года — знаменитый «Лонг Том», то и дело упоминающийся в романе «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара, и также более современные образцы орудий этого же калибра. Первым среди них стала разработанная в 1913 году 155-мм пушка Mle 1877/1914, имевшая старый ствол, но оснащенная гидравлическим тормозом отката и пневматическим накатником. Колеса на лафете остались деревянными, из-за чего скорость транспортировки не превышала 5-6 км/ч. Вес орудия составлял 6018 кг, углы склонения и возвышения от -5° до +42°, а дальность стрельбы — 13,600 м. Орудие делало 3 выстрела в минуту, что для такого калибра было отличным показателем. Снаряды использовались самые разные весом от 40 до 43 кг, и фугасные и шрапнель (416 пуль). Использовалось это орудие — настолько оно оказалось хорошим и в годы Второй мировой войны, в частности на «Линии Мажино». Будучи захваченными немцами, эти пушки применялись и в германской армии под обозначением15.5cm Kanone 422(f).

Следующим во французском парке 155-мм орудий стоит Mle 1904 — скорострельная пушка конструкции полковника Римальо. Внешне это было типичное орудие того времени, с однобрусным лафетом, гидропневматическим тормозом отката под стволом и деревянными колесами. Но у него была своя «изюминка» — затвор, автоматически открывавшийся после выстрела и также автоматически закрывавшийся. Хорошо тренированный расчет мог вести огонь 42,9-кг гранатами с темпом 15 выстрелов в минуту — своего рода рекорд скорострельности для такого орудия. К тому же для такого калибра оно было довольно легким — 3,2 т, вот только дальность стрельбы его была невелика — всего 6000 м, что было неплохо в 1914 году, но стало невозможной величиной уже в 1915-ом.
Непосредственно накануне Первой мировой войны во Франции было две фирмы, производившие 152/155-мм как на экспорт, так и для собственных нужд — «Шнейдер» и «Сен-Шамон». Так, фирма «Шнейдер» разработала 152-мм гаубицу для России, и именно она стала единственным орудием этого калибра (в двух вариантах — крепостном 1909 г. и полевом 1910 г.) единственным орудием этого калибра в России в годы Первой мировой войны.

Между тем, проанализировав ход боев на Западном фронте в 1915 г. генерал Жоффр — командующий французскими войсками, посчитал не эффективными орудия Римальо и потребовал срочно создать новую скорострельную гаубицу калибра 155 мм.

Фирма «Сен-Шамон» обещала выполнить заказ на 400 орудий с темпом выпуска 40 орудий в месяц уже к осени 1916 года. «Шнейдер» также принял участие в этом конкурсе, но проиграл. «Сен-Шамон» сделал свой образец быстрее, и к тому же дальность стрельбы из его гаубицы составила 12 км, что, впрочем, не помешало ему потом делать все те же «шнейдеровские» гаубицы — более привычные, более легкие и дальнобойные. Непривычным, например, был полуавтоматический вертикальный клиновой затвор, тогда как на всех других французских орудиях стояли поршневые затворы. Очень сильным было дульное пламя и ударная волна при выстреле, от которых (больше чем от пуль и осколков) его расчет защищал орудийный щит. Вес орудия составлял 2860 кг. Орудия этого типа поставлялись Румынии, а также Сербии в 1917-1918 гг.

Впрочем, выпускала фирма «Шнейдер» не только гаубицы, но и 155-мм пушки модели Mle 1918. В ней был использован ствол 1877 г. конструкции Банджа, наложенный на лафет гаубицы образца 1917 года Mle 1917.Первые 4 гаубицы поступили в армию до ноября 1918 года, а позднее их было выпущено 120 единиц. Вес орудия составлял 5030 кг, а дальность при максимальном угле возвышения в 43° составляла 13600 м. Скорострельность составляла 2 выстрела в минута.

Немцам эти орудия тоже достались и находились на вооружении вермахта под обозначением 15,5cm K 425(f).

Интересно, что, пожалуй, только французы за годы Первой мировой войны создали такое большое количество 155-мм орудий, как пушек, так и гаубиц. Однако самым современным образом в этом арсенале Canon de 155 long GPF или «орудие особой мощности» конструкции полковника Луи Фийю. Его отличал длинный ствол и впервые появившиеся на таком орудии раздвижные станины, дававшие возможность маневрировать огнем в секторе равном 60°, при максимальном угле возвышения в 35°. При весе орудия 13 т дальность стрельбы из него для того времени была просто впечатляющей — 19500 м!
Всего Франция получила 450 таких орудий, а их использование началось во Фландрии. Впоследствии его производили в США, кроме того, некоторое количество этих орудий получила Польша, а немцы использовали их на укреплениях своего знаменитого «Атлантического вала».


Гаубица фирмы Шкода M8


Гаубица фирмы Шкода M14


150-мм мортира фирмы Шкода 1904 г


Английская гаубица 6 inch 26 cwt


155-мм гаубица Шиндлера mle. 1877 1914 год

Роковые шесть дюймов (часть 1)
155-мм пушка Сен-Шамона


Гаубица Mk.VII, затвор системы Банжа, с грибкоооборазным уплотнителем


Пушка Mk.VII


Шестидюймовый английский, шрапнельный снаряд
Автор:
Олег Скворцовский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти