Авиация НАТО окружает Россию



И летит сквозь мрак проклятый, сквозь лазурные лучи,
невидимый соглядатай, НАТО посланный в ночи…


По данным Минобороны, авиация НАТО перешла на усиленное дежурство у границ России. В 2014 году интенсивность разведывательных полетов над акваториями Баренцева и Балтийского морей была увеличена вдвое — с 258 самолето-вылетов в 2013 году до 480 (по данным за прошедший год).

“С 2014 года значительно возросла интенсивность полетов разведывательной авиации США и стран НАТО над территорией прибалтийских стран, акваториями Балтийского и Баренцева морей, количество которых составляет до 8-12 вылетов в неделю”

— Главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев.

Что летает вдоль границ государства российского? И какую угрозу представляет каждый из перечисленных образцов натовской авиатехники?
Об этом будет наш сегодняшний обзор.

Главным и самым опасным “гостем” считается RC-135W “Ривит Джойнт”. Бессменный воин электромагнитной стихии, созданный на базе авиалайнера Боинг-707, вот уже 60 лет бороздящий воздушное пространство у наших границ (неслучайно модификация “W” — янки уже перебрали весь свой алфавит).



Офицерам на борту “Ривит Джойнт” неинтересно, о чем говорят по мобильникам россияне. Их главная цель — узнать, где стоят ЗРС С-300.

Без участия этого самолета немыслим ни один современный конфликт. Натовские пилоты посрывают свои погоны и дезертируют из славных рядов Air Force, если им предложить разбомбить очередной Багдад, не имея данных о системе ПВО противника.

Разведчик строит карту источников радиоизлучения, находя уязвимости в системе ПВО и пеленгуя координаты наземных радаров. С началом войны на выявленные позиции обрушится шквал противорадарных ракет, наводящихся на излучение РЛС. Зачастую, чтобы “оживить” систему ПВО, натовцы идут на провокации, выпуская вперед несколько истребителей, барражирующих в опасной близости от границ выбранного государства (в перспективе это будут делать беспилотники).

Сам разведчик никогда не залетает в зону боевых действий. Аппаратура “Ривит Джойнт” позволяет осуществлять радиотехническую разведку на 500 км глубь территории будущего противника, без необходимости вторжения в его воздушное пространство.

Отмечено, что за 2014 год самолеты этого типа совершили 140 патрулирований вдоль границ России.




Следующий герой мог бы запросто сойти за гражданский бизнес-джет, если бы не странный обтекатель в нижней части его фюзеляжа. Это “Гольфстрим IV” (Gulfstream IV) 7-го авиакрыла ВВС Швеции. Типичный современный разведчик: маленький, неброский, “нафаршированный” самой современной аппаратурой. Занимается перехватом радиопереговоров на территории противника (SIGINT — signal intelligence).

Его напарник — Saab 340 Argus, из того же 7-го авиакрыла, выполняет задачи дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/АВАКС), наблюдая за ситуацией в воздушном пространстве России. Внутри неприглядной конструкции над фюзеляжем “Аргуса” скрывается радиолокатор Erieye с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Длина антенны 9 метров, масса около одной тонны. Работает на границе сантиметрового и дециметрового диапазона радиоволн (2-4 ГГц), угол обзора по азимуту 300°, макс. дальность обнаружения цели типа “истребитель” — 450 км.



Шведский самолет ДРЛО был специально построен на базе тихоходного турбовинтового самолета, способного “висеть” часами в назначенной зоне, контролируя воздушное пространство на сотни километров вокруг.

Еще один гость — Bombardier CL-604 Challenger из состава 721-ой эскадрильи Королевских ВВС Дании. Очередной самолет-шпион, занимающийся перехватом радиопереговоров над Балтийским морем.



Старый конь борозды не испортит. Осенью 2014 года в международном аэропорту Шауляй (Литва) появились Lockheed P-3C CUP+ Orion с опознавательными знаками ВВС Португалии (601-я эскадрилья “Лобос”). Древний турбовинтовой “Орион” когда-то искал советские подлодки в холодных глубинах Атлантики, а теперь организует экскурсии для офицеров НАТО вдоль границ РФ. Оснащен соответствующей аппаратурой для ведения видовой и радиотехнической разведки.


Перехват португальского “Ориона” российским Су-27


Примечательно, что при похожих обстоятельствах, 13 сентября 1987 г. над Баренцевым морем советский Су-27 задел килем норвежский “Орион”, выставлявший гидроакустические буи вблизи зоны учений СФ. Столкновение привело к разрушению одного из пропеллеров, обломки которого пробили фюзеляж “Ориона”. Обе машины благополучно добрались до своих аэродромов.

Помимо разведывательной авиации, вблизи границ России регулярно летают боевые истребители из состава Воздушной полиции Балтии, базирующиеся на уже упомянутом аэродроме Шауляй, а также на территории Польши (а/б Мальборк) и Эстонии (а/б Амари). Появление данной группировки связано с уникальным состоянием собственных вооруженных сил прибалтийских стран, чей “военно-морской плот” и “военно-воздушный змей” не в состоянии защитить их от пресловутой “русской угрозы”.


Еврофайтер Тайфун





Многоцелевой истребитель CF-18 (мод. F/A-18 "Хорнет" ВВС Канады)



Пара F-15C "Игл" (ВВС США)


Воздушная полиция Балтии представляет собой компактную группировку из дюжины истребителей ВВС стран НАТО, формируемую на ротационной основе. Боеспособность данного соединения остается под вопросом, но шуму и неприятностей оно доставляет немало. В особенности самим литовцам.

Полиция литовского города Шауляя задержала пьяного немецкого летчика из контингента ВВС ФРГ, в четверг приступающего к патрулированию воздушного пространства стран Балтии.
Немецкий летчик предстанет перед судом, у здания которого он и был задержан. В соответствии с литовскими законами, "ассу" "Люфтваффе", в момент задержания мочившемуся на здание суда, предстоит отвечать за хулиганство.

— РИА «Новости».

Что делать и кто виноват

В прошлые времена разведывательные полеты вдоль границ СССР обычно заканчивались воздушным побоищем с очевидными результатами. После очередного инцидента, янки поднимали на уши ООН, требуя вернуть тела погибших пилотов и принести извинения за нападение на “мирное” воздушное судно.

Громкую огласку получил инцидент над Баренцевым морем, когда летчик Василий Поляков уничтожил разведывательный RB-47E (No. 53-4281). Американцы часто летали по этому маршруту (а/б Туле в Гренландии — Мурманск — Диксон — а/б Туле), легко уходя от поднятых на перехват МиГов. Скорость реактивного “Стратоджета” была сравнима со скоростью МиГ-17. Заметив советский истребитель, разведчику стоило лишь немного изменить курс и атака срывалась. На её повторение у перехватчика уже не оставалось топлива.

Все изменилось к концу 50-х, когда на вооружении войск ПВО поступили сверхзвуковые МиГ-19. 1 июля 1960 года истребитель этого типа поставил “точку” в демонстративных разведывательных полетах RB-47 над Арктикой.


С-130 в прицеле МиГа


Другой серьезный инцидент произошел на южных рубежах СССР. 2 сентября 1958 г. советские истребители сбили С-130 “Геркулес” (№ 56-0528, вылетел с а/б Инджирлик), выполнявший разведывательный полет над Арменией. Все 17 человек экипажа погибли, останки последнего были найдены лишь в 1998 году.

Подытожить поднятую тему стоит известной статистикой. За всю историю СССР ни один боевой самолет не вторгался в воздушное пространство США, не совершал облетов территории этой страны, не вел в ее воздушном пространстве боев. За это время над территорией СССР было сбито более тридцати боевых и разведывательных самолетов США. В воздушных боях над нашей территорией мы потеряли 5 боевых самолетов, американцами были сбито несколько наших транспортно-пассажирских бортов. Всего в горячем небе холодной войны было зафиксировано свыше пяти тысяч нарушений нашего воздушного пространства.

Авиация НАТО окружает Россию
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти