Конец эпохи гигантов

16


Ровно 80 лет назад, 12 февраля 1935 года у берегов Калифорнии потерпел катастрофу и затонул крупнейший в мире военный дирижабль-авианосец "Мэкон". В тот день он возвращался с маневров, полет проходил в условиях довольно сильного ветра, но не шторма. В 17.15 команда дирижабля услышала громкий треск в кормовом отсеке. От ветра лопнул один из элементов алюминиевого каркаса и его обломок проткнул задний баллонет с гелием. Газ начал улетучиваться и дирижабль пошел вниз с дифферентом на корму.
Капитан приказал сбросиль балласт, благодаря чему снижение прекратилось и воздушный корабль стал вновь набирать высоту. Однако в этот момент с грохотом сломалась еще одна силовая балка и пропорола второй хвостовой баллонет, причем разрыв оказался крупнее первого. Воздушный корабль снова неудержимо потянуло к воде. Сброс остатков балласта и слив топлива позволил лишь уменьшить скорость снижения примерно до одного метра в секунду. Был отдан приказ выбросить самолеты из палубного ангара, но исполнить его не удалось, так как из-за сильного дифферента, достигшего 25 градусов, крепления заклинило.

Поняв, что дирижабль обречен, капитан приказал надеть спасательные жилеты и подготовить надувные плоты. В 17.39 "Мэкон" коснулся воды и начал медленно погружаться. Экипаж успел перейти на плоты и примерно через три часа его спасли подошедшие к месту аварии крейсера "Ричмонд" и "Конкорд". Однако без жертв все же не обошлось: погиб радист, который запаниковал и выпрыгнул из своей рубки с высоты 30 метров, а также пропал без вести кок, которого почему-то не оказалось среди спасенных.
Гибель "Мэкона" наглядно показала, что даже применение в качестве несущего газа не взрывоопасного водорода, а инертного гелия, не сделало дирижабль надежным и безопасным воздушным судном. Короткая эпоха гигантских "летающих сигар" близилась к своему завершению, а финальную точку в ней поставила катастрофа немецкого пассажирского цеппелина "Гиденбург", который 16 мая 1937 года взорвался от удара молнии или от разряда статического электричества. После этого крупных многоместных дирижаблей жесткой конструкции нигде в мире больше не строили.
Однако память о них сохранилась и спустя полвека воплотилась в созданной Джорданом Вайсманом и Дэйвом МакКоем дизельпанковой фантазийной вселенной Crimson Skies, на базе которой в 2000 году была сделана забойнейшая компьютерная леталка.



"Мэкон" в разрезе. Хорошо видны продольные и поперечные элементы силового набора, а также укрепленная расчалками стенка одного из баллонетов.



"Мэкон" в эллинге. Спереди - причально-буксирная мачта на рельсовом ходу.



Экипаж "Мэкона" - 83 офицера и матроса.



Главный пост управления (капитанская рубка).



В отличие от водородных дирижаблей, двигатели "Мэкона" размещались внутри корпуса, а не в мотогондолах. На левом снимке - одна из восьми поворотных пропеллерных головок, на правом - кормовой вспомогательный пост управления, оборудованный в передней кромке нижнего вертикального стабилизатора.



Истребитель-разведчик "Спэрроухок". "Мэкон" нес в ангаре пять таких самолетов, имея возможность выпускать и принимать их в полете.



"Спэрроухок" перед запуском с трапеции "Мэкона".



"Мэкон" в демонстрационном полете над Нью-Йорком. Этот серебристый колосс длиной 240 метров и высотой с 20-этажный дом недолго олицетворял воздушную мощь Соединенных Штатов. От его первого до последнего полета прошло всего полтора года.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    28 февраля 2015 06:48
    О время было - че ток не придумывали))
    1. 0
      28 февраля 2015 07:20
      Интересно а как они собирались самолёт обратно на дирижабль "сажать"?
      1. +10
        28 февраля 2015 07:59
        Трапеция на дирижабле - причальный крючок на самолёте.
  2. +11
    28 февраля 2015 08:24
    А все равно идея заманчивая. Очень экономично, большая грузоподъемность при минимальных затратах. Были же идеи межконтинентальных беспосадочных лайнеров, сообщение с которыми осуществлялось бы чартерами. Этакий круизный летающий дворец для неторопливых путешествий. Да и как летающий аэродром их планировали использовать.
    1. +7
      28 февраля 2015 08:51
      Полностью согласен. Добавлю если бы столько же денег вкладывали в развитие дирижаблей сколько вкладывали в самолётостроение, то неизвестно, за каким видом транспорта будущее.
      1. +8
        28 февраля 2015 09:36
        Военного значения не имеют, вот и не вкладывают в них денег. А для грузовых и пассажирских перевозок дирижабль - очень заманчивая идея.
        1. +3
          28 февраля 2015 11:32
          Время - деньги, а дирижабли конструктивно неторопливые...
          Пассажирам и грузу надо прибыть как можно быстрее.

          Так что, только как туристическое место отдыха...
          1. +2
            28 февраля 2015 14:29
            Пассажирам и грузу нужно прибыть как можно дешевле. Если вам предложат самолет за 2 часа и 300 евро и дирижабль за 6 часов и 100, что предпочтете?
          2. +3
            28 февраля 2015 14:56
            Ну есть, к примеру, специфичные области применения в наше время, где нужно провисеть в определенной точке пространства как можно дольше и с минимальными затратами. Например, та же артиллерийская корректировка и целеуказание - с учетом возможностей современных оптико-электронных систем. На Донбассе бы здорово пригодились...
            Существуют в настоящее время проекты станций экологического мониторинга (наблюдение за зверями в тайге без их распугивания, за косяками рыбы или китами в море, дистанционный экологический контроль нефте- и газопроводов), что-то попадалось на глаза в американской печати насчет дистанционной разведки минных полей при работах по разминированию. Для киносъемок, для журналистов) для пограничников и МЧС - самое оно.
          3. Kassandra
            0
            28 февраля 2015 17:09
            да разве? они по стоимости сопоставимы с морским транспортом (самым дешевым) а воздухоплавать в отличие от него могут где угодно, дадже над сушей, и значительно быстрее.
            просто кому то уже минимум лет 100как очень не хочется чтобы была быстро освоена та же Сибирь (которая в разы больше Канадской тайги и тундры).

            LZ-127 по заказу советского троцкистского правительства в свое время её всю облетел, и германские ВС потом имели карты советских Северов лучше чем сам СССР.
        2. Kassandra
          -1
          28 февраля 2015 17:05
          конец эпохи гигантов (военных кстати, полужестких) произошел только в 1970х, когда была закрыта база в Лейкхерсте и E-3 Sentry сменили их в ДРЛО НОРАД.
        3. Prinzh
          0
          1 марта 2015 23:35
          Цитата: MooH
          Военного значения не имеют, вот и не вкладывают в них денег. А для грузовых и пассажирских перевозок дирижабль - очень заманчивая идея.


          Теперь уже снова очень имеет...
  3. +1
    28 февраля 2015 11:34
    Цитата: MooH
    Военного значения не имеют, вот и не вкладывают в них денег. А для грузовых и пассажирских перевозок дирижабль - очень заманчивая идея.

    Если бы не ссанкции, Погосян начал бы строить дирижабли вместо суперджета.
    1. Kassandra
      +1
      28 февраля 2015 17:12
      дай таблетко...
  4. 0
    28 февраля 2015 13:41
    Эпическая вещь, жаль конечно, что так недолго просуществовал.
  5. 0
    28 февраля 2015 15:18
    давольно интересно :)
  6. +1
    28 февраля 2015 15:20
    Все таки романтика по полетам неискоренима! На самолет сел, свист, грохот и никакой романтики. А тут плывешь потихоньку среди облаков...-- Романтика! Вот почему на обычных тепловых шарах летают? Ветром сдувает, неведомо куда. Опасность неудачного приземления, баллоны с газом рядом с экипажем. Почему нельзя сделать нормальный надежный современный дирежабль?
    1. Kassandra
      +1
      28 февраля 2015 17:15
      чем тебе LZ-127 не нравится? нормальный был даже для современности и безопасный, несмотря на то что водородный...

      хочешь поменьше - другие, еще попроще него есть.
  7. 0
    28 февраля 2015 18:01
    Идея дирижабля очень заманчива по причине грузоподъёмности и малой стоимости тоннокилометра . Но как и везде есть НО: необходимость создания огромных эллингов для хранения и ТО, и очень большая зависимость от метеоусловий (ветра)!
    1. Kassandra
      0
      28 февраля 2015 18:20
      в эллингах производится сервис, хранятся (недлительно) они у причальных мачт. аппарат должен работать а не храниться.
      в портах суда как то тоже швартуются у причальной стенки а не сразу и надолго "затаскиваются" в сухой док.
      "ангарные завсегдатаи" из авиалайнеров - тоже редкость.

      ветер разнится с высотой, почти всегда ловят попутный.
  8. +1
    28 февраля 2015 19:01
    Дружно читаем статью и комментарии к ней
    http://topwar.ru/68033-s-tochki-zreniya-dirizhablya.html#
  9. Prinzh
    -1
    1 марта 2015 23:51
    Давно понятно что за дирижаблями будущее вот только самолётное лобби...
    1. Kassandra
      -1
      2 марта 2015 11:29
      антирусское лобби - кое-кто не хочет чтобы быстро была освоена Сибирь, пусть даже в ущерб освоению граздо меньшей канадской тайги.
  10. 0
    2 марта 2015 17:22
    Представляю, какое это было грандиозное зрелище в небе - 200 метровый пызырь размером с дом winked
    А нынче вполне реальны дирижабли в системе ПВО!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»