Конец эпохи гигантов



Ровно 80 лет назад, 12 февраля 1935 года у берегов Калифорнии потерпел катастрофу и затонул крупнейший в мире военный дирижабль-авианосец "Мэкон". В тот день он возвращался с маневров, полет проходил в условиях довольно сильного ветра, но не шторма. В 17.15 команда дирижабля услышала громкий треск в кормовом отсеке. От ветра лопнул один из элементов алюминиевого каркаса и его обломок проткнул задний баллонет с гелием. Газ начал улетучиваться и дирижабль пошел вниз с дифферентом на корму.
Капитан приказал сбросиль балласт, благодаря чему снижение прекратилось и воздушный корабль стал вновь набирать высоту. Однако в этот момент с грохотом сломалась еще одна силовая балка и пропорола второй хвостовой баллонет, причем разрыв оказался крупнее первого. Воздушный корабль снова неудержимо потянуло к воде. Сброс остатков балласта и слив топлива позволил лишь уменьшить скорость снижения примерно до одного метра в секунду. Был отдан приказ выбросить самолеты из палубного ангара, но исполнить его не удалось, так как из-за сильного дифферента, достигшего 25 градусов, крепления заклинило.


Поняв, что дирижабль обречен, капитан приказал надеть спасательные жилеты и подготовить надувные плоты. В 17.39 "Мэкон" коснулся воды и начал медленно погружаться. Экипаж успел перейти на плоты и примерно через три часа его спасли подошедшие к месту аварии крейсера "Ричмонд" и "Конкорд". Однако без жертв все же не обошлось: погиб радист, который запаниковал и выпрыгнул из своей рубки с высоты 30 метров, а также пропал без вести кок, которого почему-то не оказалось среди спасенных.
Гибель "Мэкона" наглядно показала, что даже применение в качестве несущего газа не взрывоопасного водорода, а инертного гелия, не сделало дирижабль надежным и безопасным воздушным судном. Короткая эпоха гигантских "летающих сигар" близилась к своему завершению, а финальную точку в ней поставила катастрофа немецкого пассажирского цеппелина "Гиденбург", который 16 мая 1937 года взорвался от удара молнии или от разряда статического электричества. После этого крупных многоместных дирижаблей жесткой конструкции нигде в мире больше не строили.
Однако память о них сохранилась и спустя полвека воплотилась в созданной Джорданом Вайсманом и Дэйвом МакКоем дизельпанковой фантазийной вселенной Crimson Skies, на базе которой в 2000 году была сделана забойнейшая компьютерная леталка.



"Мэкон" в разрезе. Хорошо видны продольные и поперечные элементы силового набора, а также укрепленная расчалками стенка одного из баллонетов.



"Мэкон" в эллинге. Спереди - причально-буксирная мачта на рельсовом ходу.



Экипаж "Мэкона" - 83 офицера и матроса.



Главный пост управления (капитанская рубка).



В отличие от водородных дирижаблей, двигатели "Мэкона" размещались внутри корпуса, а не в мотогондолах. На левом снимке - одна из восьми поворотных пропеллерных головок, на правом - кормовой вспомогательный пост управления, оборудованный в передней кромке нижнего вертикального стабилизатора.



Истребитель-разведчик "Спэрроухок". "Мэкон" нес в ангаре пять таких самолетов, имея возможность выпускать и принимать их в полете.



"Спэрроухок" перед запуском с трапеции "Мэкона".



"Мэкон" в демонстрационном полете над Нью-Йорком. Этот серебристый колосс длиной 240 метров и высотой с 20-этажный дом недолго олицетворял воздушную мощь Соединенных Штатов. От его первого до последнего полета прошло всего полтора года.

Автор:
Вячеслав Кондратьев
Первоисточник:
http://vikond65.livejournal.com/294256.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти