Catch up the West, ahead of China

Catch up the West, ahead of China
Helicopter industry, which has more than half a century in Russia history, remains one of the few domestic high-tech industries, whose products retains steady demand in the global market. For a long time, the export of our cars was significantly higher than the supply for the domestic, first and foremost state consumers.

As a result, the existing domestic fleet of helicopters is heavily worn out, morally obsolete, and the number of civilian helicopters only per capita in the Russian Federation is many times smaller than in developed countries. And this is in a state that occupies a little less than 1 / 6 parts of land.


Were proud too long ...

Meanwhile, the importance of rotary-wing machines for any country is largely determined by its geographic features and the level of infrastructure development. The larger the territory of the state and the less developed its transport infrastructure, the greater the need for helicopter technology. But even for completely perfect land transport systems, glut occurs sooner or later, when neither cars nor railways can cope with passenger and cargo traffic. Regarding the unification of all these problems, Russia is clearly in the group of leaders: Moscow and St. Petersburg and even most large cities, despite the roads under construction and expanding, are suffocating from traffic jams, and the rest of the country is not going anywhere because of the lack of communications.

The number of helicopters needed by the state is difficult to determine. For example, during emergencies caused by natural disasters or man-made disasters, the need for rotary-wing machines increases by orders of magnitude. A local military conflict always reveals the insufficiency of the equipment of the troops, the late implementation of the plans for rearmament, including helicopter technology. The painful reflections of “Where is our aviation?” Also cover, in peacetime, the leadership confronted with natural disasters. Even in such a rich and highly developed country as Japan, during the period of eliminating the consequences of the tsunami and the accident at the Fukushima nuclear power plant, there was an acute shortage of specialized helicopters of heavy payload.

The domestic industry is rightly proud of many products, including the Mi-8 / 17 helicopter, which is compared in popularity with the Kalashnikov assault rifle. Both are truly masterpieces of their time and reproduced by fantastic circulations. High maintainability, unpretentiousness, simplicity of design, low requirements for the qualifications of service personnel, as well as relatively low cost, have made them popular for decades in their market segment. True, this segment, which was dominated by "Kalashnikov", an SUV from Ulyanovsk and Mi-8, is very specific. The poor countries will not take much, for the fuel has become more expensive. And there, where suddenly there will be hydrocarbons desired by the West or China or some other raw material, fighters for democracy with more advanced military equipment or heirs of the Celestial Empire with cheap goods will immediately appear.

So not too many decades, we are proud of what our fathers and teachers created? Yes, we still sell in bulk to India and Venezuela Mi-17. We also buy Mi-35 and Ka-32. But a natural question arises: what will happen when the most replicated helicopter samples become obsolete? And this day, believe me, is not far off. Moreover, the Chinese are already advancing on our heels, who learn from our and Western mistakes, have unlimited human and unexplored material resources.

Who is up to the task?

Obviously, this problem cannot be solved in the forehead. This requires consolidation of efforts, development of uniform technological processes, adoption of unified solutions for civil and military products with the unconditional participation of the state. However, budgeted resources for helicopter construction, as a rule, are limited. Unfortunately, government orders are not dominant in the total volume of helicopter industry contracts, despite their recent significant growth. In this regard, the helicopter fleet always and everywhere will be insufficient.

Now the theory that helicopter building will save commercial orders is fashionable. The question of the need for technology transfer from the military-industrial complex to civilian industries and back is initially clear and correct. Virtually any multi-purpose helicopter has civil and military professions, this is a well-established global practice. That is why there are no more informed, professionally fit and interested people in the implementation of the unification of military and civilian projects than the developers of helicopter technology. But the point is not the developers, but the requirements of the ordering organizations and, most importantly, the existing standards.

Deadline, cost of the project and the corresponding amount of testing are directly proportional to the list of tasks and the level of requirements. If it is prescribed to attack helicopter according to the technical task to use all installed types of weapons for various purposes, in different conditions, etc., then at all points it is necessary to confirm their implementation. And it is long and expensive, and here no civil project will help. Indeed, for many and many technical problems, borrowing from civilian to military spheres of application can be so far only at the level of ideas.

It is possible to achieve compliance with the most diverse requirements or their combination only if the allocated resources are sufficient. But the high gap between the potential needs of the state and its real possibilities, of course, requires more responsible decisions in the implementation of technical re-equipment.

In order to make optimal weighted decisions, you need to have access to the entire list of tasks at the level of technical requirements, have the necessary level of competence, be able to execute decisions, be interested in the optimal solution according to the principle of minimum sufficiency over the whole front of tasks, take full responsibility for the decisions made.

Andrei Sedykh collage (photo by ITAR-TASS)
At all stages of the implementation of the tasks of the helicopter industry - from the idea and intention to create a sample to the completion of its life cycle - there is only one structure that meets all the requirements. This is the institute of the general designer with his personal responsibility. According to these principles, the aviation industry has been created and still exists, by the way, not only in the Russian Federation, as many think, and how it is sometimes inspired not only to the average man, but even to the leadership of our country.


In Russia, with its historical burden, the charismatic leaders are still more visible. For a breakthrough that will only allow overcoming the lagging behind the West and returning the lead over China, we need a leader who is “responsible for everything,” as the late Yuri German said. And the “answer for everything” can be the one for whom this “everything” is destiny. In the era of widespread monopolization, it is the fate of the developer that is directly related to the success of his design activities. A designer who fails to cope with the problem will lose the ability to create. And this is a terrible loss of salary. These factors determine the sense of responsibility of the head, the general designer in the first place.

And now it is the general designers together with the top management of the industry who are obliged to find the answer with which models to meet the needs of the state. After all, helicopter technology in the world practice has dozens of established professions. Many are still being formulated, while the existing ones can increase by several orders of magnitude their effectiveness in the short term.

Growing demands

In the field of military tasks since the first combat use of helicopters, their importance has increased continuously, and in recent decades, at an increasing rate. For example, rotorcraft play a dominant role in aviation. This is primarily due to the rapid development of electronic technology, which has provided the military helicopter with numerous functions that significantly increased its combat effectiveness. The increasing number of local armed conflicts, which have a “strange” pattern to arise in regions with difficult terrain and poorly developed infrastructure, also increased the demand for military helicopters.


A similar picture in civil aviation. Previously, everything was easier. The West created light helicopters to transport rich people from point A to point B under the conditions of the mega-cities' land transport collapse. The Soviet Union needed helicopters in order to transport dozens of oilmen, drillers, geologists, and simply people from Siberia and the Far North, for whom sometimes there was no other way of transport than the helicopter and the ship. Now we also have wealthy citizens, in particular, managers of prosperous companies, who want to comfortably and quickly move from place to place, from office to office, despite traffic jams and lack of roads. And in the West, as it turned out, sometimes fires rage that can be extinguished only with powerful and unpretentious rotary-winged heavy-duty machines. Yes, and all remote watches should be sent to remote drilling rigs. And everyone needs helicopters for police needs, for inspecting long lines of gas and oil pipelines, for emergency evacuation of victims. In general, the requirements for multi-functionality, on the one hand, and specialization, on the other, are growing at the same time.

And yet the process is on

Ways of eliminating from the agenda of purely Russian problems coincide with the trends of the world helicopter industry and most importantly, that we correctly understand and anticipate promising projects, do not drop out of the format of world standards. Optimal steps are needed to minimize the range of helicopters being created and to ensure the required functional qualities. The tasks of providing multifunctionality should be solved systemically.

At the level of onboard systems. Digital technologies, including such as software-controlled radio, allowing to change the operating parameters of radio equipment at the level of software from the digital complexes of radio-electronic equipment.

At the level of plug-ins of targeted use. This allows you to create modifications of helicopters quickly or at low cost by creating a nomenclature, such as transport cabins, or quickly reorient the car depending on the needs of the consumer.

At the level of the helicopter group. The organization of groups for a specific task, consisting of a balanced set of specialized helicopters. Moreover, each machine must have a range of multifunctional properties that are not sacrificed for quality indicators. For example, when carrying out a rescue operation in the coastal zone, the group could, if necessary, include search-and-rescue helicopters, sanitary helicopters, relay support, etc. Or, for example, during a military operation, the group could consist of the following specialized helicopters: radio relay, reconnaissance, radar patrol, radio countermeasures, reconnaissance, percussion, assault, paratroop, fire support, transport and sanitary, trans ortnyh logistics and so on.

Based on the above problems, it is clear that the creation of aircraft, including helicopters, cannot be carried out without state support, without participation in the process of specialized research institutes. Recently, there has been a positive trend in combining the efforts of specialists in this field of aviation technology. The ongoing state programs give the first results. For example, the program for creating integrated modular avionics, despite many critical remarks, showed the capabilities of existing enterprises, it became possible to consolidate the actions of the leaders of this process.

So far, the rules of participation in it of research, developing and producing enterprises of the industry are only being discussed. It remains to determine or clarify the rules of interaction, to realize and align its own structures, to develop long-term development programs.

It is very important that in Russia it became possible to use advanced technologies in the field of aircraft technology development, truly innovative (not only having novelty, but also giving maximum economic return) and therefore having an avalanche demand in world practice. But innovation is not defined by directives. They need to find and select - and this is the task of the general designer. Evaluate in terms of economic feasibility and implement - and this is the task of management. Individually, calls for an innovative economy will either remain well-intentioned or open the doors to technical and commercial adventurers.

An increasing number of enterprises are gradually being drawn into the complex process of introducing and developing an innovative economy. New technological rules and standards are being developed. The participants in this process are actually forming a new cooperation of participants that meet the new standards. Enterprises that are not aware of the dynamics of the process, are at risk of being sidelined.

In general, the process is underway. It is necessary to look for optimal solutions to ensure the functioning of the industry and not to step on a rake, at least twice.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Догнать Запад, опережая Китай

Догнать Запад, опережая Китай
Вертолетостроение, имеющее в России более чем полувековую историю, остается одной из немногих отечественных высокотехнологичных отраслей, продукция которой сохраняет устойчивый спрос на мировом рынке. Длительное время экспорт наших машин был существенно выше поставок для внутреннего, прежде всего государственного потребителя.

В результате существующий отечественный парк вертолетной техники сильно изношен, морально устарел да и количество только гражданских вертолетов на душу населения в Российской Федерации во много раз меньше, чем в развитых странах. И это в государстве, занимающем чуть менее 1/6 части суши.

Слишком долго гордились…


Между тем значимость винтокрылых машин для любой страны в значительной степени определяется ее географическими особенностями и уровнем развития инфраструктуры. Чем большей территорией обладает государство и чем менее развита его транспортная инфраструктура, тем больше потребность в вертолетной технике. Но даже для вполне совершенных наземных транспортных систем рано или поздно наступает перенасыщение, когда ни автомобили, ни железные дороги не справляются с пассажиро- и грузопотоком. В части объединения всех этих проблем Россия явно в группе лидеров: Москва и Петербург да и большинство крупных городов, несмотря на строящиеся и расширяющиеся дороги, задыхаются от пробок, а остальная страна никуда не едет из-за отсутствия коммуникаций.

Количество вертолетов, необходимых государству, величина трудно определяемая. Например, во время чрезвычайных обстоятельств, вызванных стихийными бедствиями или техногенными катастрофами, потребность в винтокрылых машинах возрастает на порядки. Локальный военный конфликт всегда обнаруживает недостаточность оснащения войск, запоздалость выполнения намеченных планов по перевооружению, в том числе и вертолетной техникой. Мучительные размышления «Где же наша авиация?» охватывают и в мирное время руководство, сталкивающееся с природными катаклизмами. Даже в такой богатой и высокоразвитой стране, как Япония, в период ликвидации последствий удара цунами и аварии на АЭС в Фукусиме остро не хватало специализированных винтокрылых машин большой грузоподъемности.

Отечественная промышленность по праву гордится многими изделиями, в том числе вертолетом Ми-8/17, который по популярности сравнивают с автоматом Калашникова. То и другое – действительно шедевры своего времени и воспроизведены фантастическими тиражами. Высокая ремонтопригодность, неприхотливость, простота конструкции, низкие требования к квалификации обслуживающего персонала, а также относительно небольшая стоимость обеспечили им популярность на десятилетия в своем сегменте рынка. Правда, сегмент этот, где доминировали «Калашников», внедорожник из Ульяновска и Ми-8, весьма специфичен. Бедные страны много уже не возьмут, ибо горючее подорожало. А там, где вдруг найдутся вожделенные для Запада или Китая углеводороды или какое другое сырье, сразу же появляются борцы за демократию с более совершенной боевой техникой или наследники Поднебесной империи с дешевым товаром.

Так что не слишком ли много десятилетий мы гордимся тем, что создавали наши отцы и учителя? Да, мы еще массово продаем в Индию и Венесуэлу Ми-17. Еще у нас покупают Ми-35 и Ка-32. Но возникает закономерный вопрос: что будет, когда наиболее тиражируемые образцы вертолетов устареют? А этот день, поверьте, не за горами. Тем более на пятки нам уже наступают китайцы, которые учатся на наших и западных ошибках, располагают неограниченными человеческими и неизведанными материальными ресурсами.

Кому по силам задачи?

Очевидно, в лоб эту проблему не решить. Для этого необходимы консолидация усилий, разработка единых технологических процессов, принятие унифицированных решений для изделий гражданского и военного назначения при безусловном участии государства. Вместе с тем выделяемые бюджетом ресурсы на вертолетостроение, как правило, ограниченны. К сожалению, государственные заказы не являются доминирующими в общем объеме контрактов вертолетной отрасли, несмотря на их заметный рост в последнее время. В связи с этим вертолетный парк всегда да и везде будет недостаточен.

Сейчас модна теория о том, что вертолетостроение спасут коммерческие заказы. Постановка вопроса о необходимости трансферта технологий из оборонно-промышленного комплекса в гражданские отрасли и обратно изначально понятна и правильна. Практически любой многоцелевой вертолет имеет гражданские и военные профессии, это устоявшаяся общемировая практика. Вот почему более информированных, профессионально пригодных и заинтересованных людей в осуществлении унификации военных и гражданских проектов, чем разработчики вертолетной техники, не существует. Но дело не в разработчиках, а в требованиях заказывающих организаций и самое главное – в существующих стандартах.

Срок исполнения, стоимость проекта и соответствующий объем испытаний прямо пропорциональны перечню решаемых задач и уровню предъявляемых требований. Если предписано ударному вертолету согласно техническому заданию применять все установленные виды вооружения по различным целям, в различных условиях и прочее, то по всем пунктам необходимо подтвердить их выполнение. А это долго и дорого, и здесь никакой гражданский проект не поможет. Ведь по многим и многим техническим проблемам заимствование из гражданских в военные сферы применения может быть пока что только на уровне идей.

Добиться соответствия самым разнообразным требованиям или их совокупности удастся лишь при условии достаточности выделенных ресурсов. Но высокий разрыв между потенциальными потребностями государства и его реальными возможностями, безусловно, требует более ответственных решений при осуществлении технического перевооружения.

Для принятия оптимальных взвешенных решений нужно иметь уровень доступа ко всему перечню задач на уровне технических требований, обладать необходимым уровнем компетентности, иметь возможность исполнить решения, быть заинтересованным в оптимальном решении по принципу минимальной достаточности по всему фронту задач, нести полную ответственность за принимаемые решения.

Коллаж Андрея Седых (фото ИТАР-ТАСС)
На всех этапах реализации задач вертолетной отрасли – от идеи и намерения создания образца до завершения его жизненного цикла – существует только одна структура, удовлетворяющая всем требованиям. Это институт генерального конструктора с его персональной ответственностью. По данным принципам была создана и существует поныне авиационная индустрия, кстати, не только в Российской Федерации, как думают многие и как порой внушается не только обывателю, но даже руководству нашей страны.

В России же с ее исторической тягой к харизматическим лидерам все еще нагляднее. Для рывка, который только и позволит преодолеть обозначившееся отставание от Запада и вернуть отрыв от Китая, нужен лидер, который «отвечает за все», как говорил покойный Юрий Герман. А «ответить за все» может тот, для кого это «все» – судьба. В эру повсеместной монополизации именно судьба разработчика напрямую связана с успехом его конструкторской деятельности. Конструктор, не справившийся с проблемой, потеряет возможность творить. А это пострашнее потери зарплаты. Указанные факторы определяют чувство ответственности руководителя, генерального конструктора в первую очередь.

И сейчас именно генеральные конструкторы вместе с топ-менеджментом отрасли обязаны найти ответ, какими моделями удовлетворить потребности государства. Ведь у вертолетной техники в мировой практике имеются десятки устоявшихся профессий. Многие только еще формулируются, а существующие могут на порядки увеличить свою эффективность в ближайшей перспективе.

Растут требования

В области военных задач с момента первого боевого применения вертолетов их значимость непрерывно увеличивается, а в последние десятилетия нарастающими темпами. Например, в авиации поля боя винтокрылые машины играют доминирующую роль. Это прежде всего связано с бурным развитием электронной техники, наделившей военный вертолет многочисленными функциями, значительно повысившими его боевую эффективность. Возрастающее количество локальных вооруженных конфликтов, которые имеют «странную» закономерность возникать в регионах со сложным рельефом и слабо развитой инфраструктурой, также увеличило востребованность вертолетной техники военного назначения.
Догнать Запад, опережая Китай


Аналогичная картина в гражданской авиации. Раньше все было проще. Запад создавал легкие вертолеты для доставки богатых людей из пункта А в пункт Б в условиях наземного транспортного коллапса мегаполисов. Советскому Союзу требовались винтокрылые машины, дабы перевозить десятки нефтяников, буровиков, геологов да и просто жителей Сибири и Крайнего Севера, для которых иного вида транспорта, кроме вертолета и корабля, порой просто не существовало. Теперь и у нас появились состоятельные граждане, в частности менеджеры процветающих компаний, желающие с комфортом и быстро перемещаться с места на место, из офиса в офис, несмотря на пробки и бездорожье. А на Западе, как выяснилось, порой бушуют пожары, которые можно тушить только с мощных и неприхотливых винтокрылых машин большой грузоподъемности. Да и на удаленные буровые надо отправлять все большие вахты. И всем нужны вертолеты для полицейских нужд, для осмотра протяженных линий газо- и нефтепроводов, для экстренной эвакуации пострадавших. В общем, одновременно растут требования к многофункциональности, с одной стороны, и специализированности – с другой.

И все же процесс идет

Пути устранения с повестки дня чисто российских проблем совпадают с тенденциями мирового вертолетостроения и главное, чтобы мы правильно осознали и предвосхитили перспективные проекты, не выпали из формата мировых стандартов. Необходимы оптимальные шаги, направленные на минимизацию номенклатурного ряда создаваемых вертолетов и обеспечение требуемых функциональных качеств. Задачи обеспечения многофункциональности должны решаться системно.

На уровне бортовых систем. Цифровые технологии, в том числе такие, как программно-управляемое радио, позволяющее изменять эксплуатационные параметры радиооборудования на уровне программного обеспечения из состава цифровых комплексов радиоэлектронного оборудования.

На уровне сменных модулей целевого применения. Это позволяет за счет создания номенклатуры, например транспортных кабин, быстро и с малыми затратами создавать модификации вертолетов или быстро переориентировать машину в зависимости от потребностей потребителя.

На уровне вертолетной группы. Организация групп под конкретную задачу, состоящих из сбалансированного набора специализированных вертолетов. Причем каждая машина должна иметь диапазон многофункциональных свойств, которые не приносятся в жертву качественным показателям. Например, при осуществлении спасательной операции в прибрежной зоне в состав группы могли бы при необходимости включаться вертолеты поисково-спасательные, санитарные, обеспечения ретрансляции и пр. Или, допустим, при проведении военной операции группа могла бы состоять из следующих специализированных винтокрылых машин: командного пункта, ретрансляции радиосвязи, разведывательных, радиолокационного дозора, радиопротиводействия, разведывательно-ударных, ударных, транспортно-десантных, огневой поддержки, транспортно-санитарных, транспортных материально-технического обеспечения и пр.

Исходя из перечисленных проблем ясно, что создание авиационной техники, в том числе вертолетов, не может осуществляться без государственной поддержки, без участия в процессе профильных научно-исследовательских институтов. В последнее время наметилась положительная тенденция в объединении усилий специалистов в этой области авиационной техники. Проводимые государственные программы дают первые результаты. Например, программа по созданию интегральной модульной авионики, несмотря на многие критические высказывания, показала возможности существующих предприятий, появилась возможность консолидировать действия лидеров этого процесса.

Пока правила участия в нем научно-исследовательских, разрабатывающих и производящих предприятий отрасли только обсуждаются. Еще предстоит определить или уточнить правила взаимодействия, осознать и привести в соответствие собственные структуры, выработать долговременные программы развития.

Очень важно, что в России появилась возможность использовать передовые технологии в области разработки авиационной техники, по-настоящему инновационные (не только обладающие новизной, но и дающие максимальную экономическую отдачу) и поэтому имеющие лавинообразную востребованность в мировой практике. Но инновации не определяются директивными указаниями. Их надо найти и отобрать – и это задача генерального конструктора. Оценить с точки зрения экономической целесообразности и реализовать – и это задача менеджмента. По отдельности призывы к инновационной экономике либо останутся благими намерениями, либо откроют двери техническим и коммерческим авантюристам.

В сложный процесс внедрения и развития инновационной экономики постепенно втягивается все большее количество предприятий. Вырабатываются новые технологические правила и стандарты. Из участников этого процесса фактически формируется новая кооперация участников, соответствующих новым стандартам. Предприятия, которые не осознали динамику происходящего процесса, рискуют оказаться на обочине.

В общем, процесс идет. Необходимо искать оптимальные решения для обеспечения функционирования отрасли и не наступать на грабли, по крайней мере дважды.
Автор: Сергей Михеев, генеральный конструктор ОАО «Камов»
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. Vadivak 21 сентября 2011 08:42
    Мозгов еще в стране хватает, спроектируют и построят, такое что супостату не снилось, но кто действительно скажет "Я вами руководил и отвечу за все" ?
  2. Гражданский 21 сентября 2011 08:44
    " По отдельности призывы к инновационной экономике либо останутся благими намерениями, либо откроют двери техническим и коммерческим авантюристам."

    Вот в чем нелегкий выбор.
  3. zombi 21 сентября 2011 16:01
    Призрак китая видится уже даже там, где его нет .Где они, китайские вертолеты?Их же нет!!! Ни боевых , ни транспортных , никаких.В лучшем случае копии не самых современных машин.Да и китайский парк вертолетов чрезвычайно слаб.
    А что касается отечественных вертолетов , то все дело в отсутствии крупносерийного производства , двадцатилетняя эпопея Ка-50 лучшее тому свидетельство...
    zombi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня