Сверхзвуковая авиационная ракета Х-31 «Криптон»

Сложный профиль полета и сверхзвуковая скорость делают отечественные крылатые ракеты одними из самых опасных средств поражения во всем мире. В 2015 году на вооружение российской армии и флота будет поставлено более 10 новых и модернизированных образцов такой техники, среди которых главной новинкой станет семейство противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31 (по кодификации НАТО — AS-17 Krypton).

В конце 70-х годов прошлого века в СССР возникла потребность в разработке сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации для того, чтобы ликвидировать наметившееся отставание. Разработкой советских авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (после объединения предприятий «Звезда» и «Стрела» компания получила новое название «Звезда-Стрела»), а уже в конце 1980-х годов прошли испытания крылатых ракет Х-31А и Х-35. Несмотря на общее назначение, данные ракеты разрабатывались по разным техзаданиям, а также показывали принципиально разные подходы к решению поставленных задач.

Постановление Совета министров СССР о начале работ над ракетой Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем вышло в 1978 году. Изначально новая ракета обладала индексом 31П. Проектированием ракеты еще с 1975 года занималось КБ «Стрела», главным конструктором ракеты был Бугайский. Изначально ракета Х-31 создавалась в двух вариантах: Х-31А и Х-31П. Данные ракеты стали первыми в мире серийными ракетами, оснащенными комбинированным прямоточным двигателем. При этом ракета Х-31П разрабатывалась специально для борьбы с американскими ЗРК. Она была предназначена для поражения РЛС американских зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot, MIM-23 HAWK и MIM-14 Nike-Hercules. От ракет предыдущего поколения она отличалась высокой маршевой скоростью, большей дальностью стрельбы, устойчивым наведением на цель в условиях постановки интенсивных помех, а также временного выключения радиоизлучающих целей. Пассивная головка самонаведения ракеты была изготовлена НПО «Автоматика». Планировалось вооружить новыми ракетами самолеты третьего поколения, к которым относились Су-17М, МиГ-27 и Су-24. На каждом из этих самолетов можно было разместить не меньше двух ракет.


Сверхзвуковая авиационная ракета Х-31 «Криптон»


Помимо противорадиолокационной ракеты Х-31П, разрабатывалась авиационная противокорабельная управляемая ракета Х-31А. Данная ракета была предназначена для поражения вражеских надводных кораблей разных классов до эсминца включительно. Госиспытания новой противокорабельной ракеты Х-31А были завершены в 1989 году, самолетом-носителем ракеты выступал Су-24М. По результатам проведенных испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а сама ракета Х-31А к началу серийного выпуска. Примерно в этом же время завершились испытания и противорадиолокационной ракеты Х-31П, которую приняли на вооружение уже в начале 1990-х годов.

Ракеты Х-31 были построены по нормальной аэродинамической схеме. Они оснащались твердотопливным стартовым и прямоточным воздушно-реактивным маршевым двигателем. Кумулятивно-фугасная боевая часть ракеты имела массу 90 кг. Ракета Х-31А оснащалась помехоустойчивой ГСН и могла развивать скорости полета в М=4,5. Еще одной особенностью ГСН АРГС-31 была способность выделять заданную цель из плотной однородной группы целей. При этом вероятность попадания ракеты составляла 0,55. При обнаружении облучения РЛС противника ракета Х-31А могла совершить противозенитный маневр «горка», при этом допустимая перегрузка составляла до 10 единиц.

Стоит отметить, что корабль, как объект атаки, представляет собой довольно заметную, но при этом трудноуязвимую цель, которая чаще всего действует в составе группы, которая оснащается средствами обнаружения и отражения возможного нападения с воздуха. В таких условиях ударному самолету необходимо наносить удар по цели с безопасного расстояния, а результативность данных атак зависит от дальности пуска ПКР и их автономности, а также от уязвимости ракеты при подлете к цели.

Сверхзвуковая авиационная ракета Х-31 «Криптон»


Именно поэтому данные ракеты продолжают совершенствоваться. Так, ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» уже приступило к выпуску новой авиационной тактической ракеты, получившей обозначение Х-31АД. Авиационная высокоскоростная тактическая противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения боевых (десантных) надводных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно целей. По сравнению со своим предшественником (Х-31А), у ракеты Х-31АД была на 15% повышена мощность боевой части (110 кг), а дальность пуска ракеты выросла до 120-160 км (почти в 2 раза). При этом для того, чтобы вывести из строя морскую цель класса эсминец, достаточно двух попаданий таких ракет.

Обновленная версия ракеты Х-31ПД отличается наличием широкополосной пассивной ГСН, которая аналогична таковой на Х-58УШКЭ, она работает в диапазоне от 1,2 ГГц до 11 ГГц. Дальность пуска ракеты была доведена до 250 км, в том числе и за счет управления тягой двигателя. Масса боевой части выросла до 110 кг, а стартовая масса ракеты до 715 кг. Серийное производство обновленной противорадиолокационной ракеты авиационного базирования началось 7 сентября 2012 года.

В настоящее время обе ракеты — и Х-31ПД, и Х-31АД, — находятся на вооружении российских ВВС. Они могут использоваться с истребителями семейств МиГ-29К/35 и Су-30/35. Существует также вариант интеграции данных ракет в состав вооружения истребителей иностранного производства, к примеру, французских Rafale, правда, с одним условием, если все же данные машины будут поставлены индийским ВВС.

Сверхзвуковая авиационная ракета Х-31 «Криптон»


По некоторым данным, ракеты Х-31П были использованы ВВС России во время югоосетинского конфликта в августе 2008 года. В частности, сообщалось о том, что 10 августа 2008 года российский фронтовой бомбардировщик Су-34 противорадиолокационной ракетой Х-31П смог поразить РЛС системы ПВО Грузии, расположенные в районе города Гори, после чего грузинская система ПВО была отключена во избежание дальнейших потерь.

Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201501121210-ife4.htm
http://www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/1012-aviacionnaia-ypravli.html
http://vpk.name/news/89325_takticheskoe_raketnoe_vooruzhenie_zapustilo_raketu_h31ad_v_proizvodstvo.html
http://www.airwar.ru/weapon/avz/x31p.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26
  1. ROMANO 25 февраля 2015 06:29
    Подвеска под воздузозаборниками у "Сушки", как-то уж слишком стрёмная. Посадка-то с ракетой возможна, или только отстрел?
    1. Путник 25 февраля 2015 14:27
      Похоже, что только отстрел.
      Путник
      1. Ваня2013F 1 марта 2015 22:06
        Успокойся , посадка с ракетами возможна!
    2. Koshak 25 февраля 2015 20:47
      Цитата: ROMANO
      Подвеска под воздузозаборниками у "Сушки", как-то уж слишком стрёмная. Посадка-то с ракетой возможна, или только отстрел?

      А как она может помешать посадке, если не мешает взлету
      1. ROMANO 26 февраля 2015 01:47
        При взлёте (стоянке), стойки шасси разгружаются, при посадке же, наоборот. Пускай и в меньшей степени, при посадке проминаются пневматики, выбираются люфты в подвеске "изделия" на пилоне, прогибается планер...
        Представлять же "жёсткую посадку" с таким подвесом, вообще жутковато.
      2. Комментарий был удален.
      3. yehat 26 февраля 2015 16:43
        как неопытный пилот, скажу просто отличие: я смог бы поднять в воздух многие не знакомые мне одномоторные поршневые самолеты 60 летней давности, но вот посадить (без такой ракеты) взялся бы наверное,1 из 5, не больше. Это все к чему : посадка куда более экстремальный и опасный маневр, чем взлет. Почти половина парка машин bf-109, отлаженных на протяжении многих лет, германией была потеряна НА ПОСАДКЕ.
        а если еще и под брюхом такая хреновина висит, совсем не прикольно.
  2. Ols76 25 февраля 2015 06:32
    Х-31П на Миг 27
    1. gjv 25 февраля 2015 12:09
      Вот картинка, opus её уже показывал, как индусы цепляют Х-31 на Су-30МКИ.
      gjv
  3. mark1 25 февраля 2015 07:28
    Скорость М=4,5 наверное слегка преувеличена, во всех справочниках М=3. Кто точно знает?
    1. John_f 25 февраля 2015 09:56
      там все от высот зависит, на высоте вполне возможна М4,5, у поверхности воды(у моря) примерно М3.0
      1. Nayhas 25 февраля 2015 18:47
        Цитата: John_f
        там все от высот зависит, на высоте вполне возможна М4,5, у поверхности воды(у моря) примерно М3.0

        Американцы испытав МА-31 получили следующие характеристики:
        3,1М при полёте по высокой траектории, 2,5М при полёте на сверхмалой высоте. Вся разница от Х-31 это отсутствие БЧ и ГСН...
    2. sivuch 25 февраля 2015 11:29
      Я тоже встречал цифру 4.5.Лет этак 20 назад в журнале Flight int было интервью с ГК двигателя для Х-31,где он ее и озвучил.Номер выпуска сейчас уже не помню,соответственно,без ссылок.Но после этой публикации везде было одно -более 3М(а что,тоже верно)
      1. Tektor 25 февраля 2015 11:56
        Все приведённые в статье ТТХ, скорее всего, относятся к экспортным вариантам КР.
    3. Dimka off 26 февраля 2015 16:21
      Цитата: mark1
      Скорость М=4,5 наверное слегка преувеличена, во всех справочниках М=3.

      В любом случае скорость очень приличная.
  4. dobrjak 25 февраля 2015 10:27
    Прекрасная ракета и возможности впечатляющие.
  5. Паштет 25 февраля 2015 11:15
    Характеристики поражают ,впрочем,как и описанные здесь возможности этой ракеты.А интересно,кроме Индии её ещё куда поставляли на экспорт.
    1. gjv 25 февраля 2015 13:12
      Цитата: Паштет
      интересно,кроме Индии её ещё куда поставляли

      Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Казахстан, КНР, Сирия, США.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5-31#.D0.9D.D0.B0_.D0.B2.D0.BE.D0.BE.D1.80.D1
      .83.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B8
      gjv
    2. Комментарий был удален.
  6. flSergius 25 февраля 2015 12:22
    Сначала прочитал "Критон" и подумал: что, так боятся, что будет стабильно критовать крюйт-камеры?
  7. rubin6286 25 февраля 2015 14:03
    Я застал поступление на вооружение ВВС первых ракет Х-31, разработанных в ОКБ «Звезда» в начале 80-х годов. Ракета предназначалась для уничтожения РЛС комплексов ПВО вероятного противника «Хок» и «Найк-Геркулес» без вхождения в зону их досягаемости. Сложность была в том, что применявшийся ранее на ракетах класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» РДТТ( даже секционный) не мог обеспечить этого по массово-геометрическим характеристикам, скорости горения топлива и, соответственно, дальности полета ( стрельбы). Не годился и ЖРД, поскольку применение в качестве окислителя жидкого кислорода либо изомеров азотной кислоты делало наземную подготовку ракет сложной и пожароопасной.
    Конструкторы остановили свой выбор на применении прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) в комбинации с стартовым твердотопливным ускорителем, размещенным в камере сгорания ПВРД. Это позволило создать ракету с дальностью стрельбы, вдвое превышающей заданную первоначально, способную в маловысотном полете разгоняться до скорости 2М и сделать возможным поражение РЛС ЗРК «Патриот» и морских надводных целей. Использование низковысотной и высотной траекторий полета ракеты делали возможным ее применение в качестве мишени для тренировок расчетов ПВО.
    Носителями Х-31 первоначально являлись самолеты МиГ-27М, Су-17М и Су-24М. каждый из них должен был нести 2 ракеты. Испытания показали возможность их боевого применения с МиГ-27,но, мне кажется, что ракеты в части так и не поступили. Позднее в качестве носителя использовался Су-24М с аппаратурой целеуказания ГСН ракет – контейнерами «Фантасмагория» и «Этнография».
    В настоящее время ракета входит в комплект стандартного вооружения МиГ-29К/35, Су-30/35 и Су-34. Ракета Х-31 состоит на вооружении ряда стран ближнего и дальнего зарубежья – Казахстана, Индии, Китая, Алжира Венесуэлы.
    Длина ракеты 4,7 м, минимальная дальность стрельбы противорадиолокационной модификации 15 км, противокорабельной – 7,5 км, максимальная дальность стрельбы 180-250 км и 120-160 км соответственно. Минимальная высота пуска лежит в пределах 100-500м, максимальная – 15 км. Скорость носителя должна лежать в пределах от 0,5 до 1М. КВО составляет 5-8 м что позволяет при массе ГЧ более 100 кг рассчитывать на гарантированное поражение РЛС либо морской цели.
    Противорадиокационный вариант (Х-31 ПД) имеет пассивную широкополосную головку самонаведения, ГЧ весом более 100кг и общую стартовую массу более 700кг. Противокорабельный вариант (Х-31А) имеет активную радиолокационную ГСН, а Х-31АД, кроме того, инерциальную ГСН. РакетаХ-31А состоит на вооружении ВВС Индии и может применяться для поражения морских целей типа «эсминец».
    Складской срок хранения ракеты 8 лет. Если ракета используется регулярно в качестве боекомплекта, то ресурс ракеты составляет до 15 взлётов/посадок, по налёту – до 70 ч, по наработке аппаратуры – до 50 часов. Стоимость ракеты по состоянию на 2010 год по данным печати составляет более 16 млн. рублей.
    На мой взгляд, не следовало приступать к реализации таких ракет на экспорт, в результате чего доступ к уникальным советским разработкам получили США и Китай.
    1. andrei.yandex 26 февраля 2015 07:16
      Благодарю за информацию
    2. Dimka off 26 февраля 2015 16:25
      Цитата: rubin6286
      На мой взгляд, не следовало приступать к реализации таких ракет на экспорт, в результате чего доступ к уникальным советским разработкам получили США и Китай.

      Согласен. И сейчас продают порой уникальную технику разного рода "партнерам". Это очень печально.
  8. Путник 25 февраля 2015 14:29
    Грозное оружие, но слишком уж мало выдерживает циклов "взёт-посадка"...
    Путник
  9. voyaka uh 25 февраля 2015 17:30
    Я чего-то не понял, объясните.
    Эта ракета идет на сигнал вражеского локатора ("широкополосной пассивной ГСН")
    Если локатор выключат, то она потеряет цель, так как
    своей ИК наведения или своего локатора у нее нет.
    1. aleks 62 25 февраля 2015 17:58
      Я чего-то не понял, объясните.
      Эта ракета идет на сигнал вражеского локатора ("широкополосной пассивной ГСН")
      Если локатор выключат, то она потеряет цель, так как
      своей ИК наведения или своего локатора у нее нет.

      .....Она запоминает направление на цель и не только....Такую систему впервые применили американцы во Вьетнаме , когда их достали очень успешные действия ПВО с С-75..... hi
      1. Nayhas 25 февраля 2015 18:34
        Цитата: aleks 62
        .....Она запоминает направление на цель и не только....

        Громко сказано "запоминает", просто летит по данным ИНС, вероятность попадания довольно не высокая...
      2. Koshak 25 февраля 2015 20:55
        Цитата: aleks 62
        Такую систему впервые применили американцы во Вьетнаме , когда их достали очень успешные действия ПВО с С-75..... hi

        Вот как раз у американской AGM-45 «Шрайк» уязвимым местом было отсутствие запоминания направления, чем с успехом пользовались вьетнамцы, кратковременно включая свои РЛС.
        1. aleks 62 26 февраля 2015 10:14
          Вот как раз у американской AGM-45 «Шрайк» уязвимым местом было отсутствие запоминания направления, чем с успехом пользовались вьетнамцы, кратковременно включая свои РЛС.

          ......Только на первых модификациях....Довольно быстро доработали....Доработали так ,что даже уголковые отражатели не сильно помогали... hi ....Инфа от непосредственного участника событий ТАМ, а не из википедии и ОБС.... hi
  10. Nayhas 25 февраля 2015 17:40
    Думаю в статье существует некоторая недосказанность.
    В мае 1995г. компания McDonnell Douglas по программе FCT (Foreign Comparative Testing), грубо говоря иностранное сравнительное тестирование, заключила контракт с "Звезда-Стрела" на изготовление на базе ПКР Х-31 БПЛА. McDonnell Douglas потом переварила компания Boeing и доводкой МА-31 занималась эта компания. Они получали Х-31 без начинки, после чего устанавливали радиовысотометр, аппаратуру телеметрии и др. получая на выходе сверхзвуковую ракету-мишень.

    Первый полёт МА-31 совершил в 1996г. ВМС США до 1999г. израсходовали 13 ракет. Boeing с МА-31 выиграл конкурс на сверхзвуковую ракету-мишень у компании Honeywell, которая проталкивала ракету-мишень "Sea Snake" (вариация MQM-8G "Vandal", которая сделана на базе ЗУР RIM-8 "Talos") и получила контракт на 34 МА-31.
    MQM-8G "Vandal"

    Казалось бы всё замечательно... Но вскрылись факты коррупции. Ракета обходилась США около 1 млн. долларов, при этом более 250 тыс. долларов уходило на откаты "русским генералам". В связи с этим ВМС США отказался от ракеты не смотря на то, что Boeing предлагал вариант MA-31PG (Precision Guidance), повышенной точности оснастив автопилотом от JDAM и наведением по GPS...
    Вот такая петрушка...
  11. Dimka off 26 февраля 2015 16:18
    В частности, сообщалось о том, что 10 августа 2008 года российский фронтовой бомбардировщик Су-34 противорадиолокационной ракетой Х-31П смог поразить РЛС системы ПВО Грузии, расположенные в районе города Гори, после чего грузинская система ПВО была отключена во избежание дальнейших потерь.

    Часто задаю себе вопрос. Почему это не было сделано сразу? Почему были допущены потери? Ведь один из первых пунктов современной войны это уничтожение вражеской ПВО и завоевание господства в воздухе - если ты хозяин неба то и победа в твоих руках.
  12. ROMANO 28 февраля 2015 07:35
    Цитата: yehat
    Почти половина парка машин bf-109, отлаженных на протяжении многих лет, германией была потеряна НА ПОСАДКЕ.а если еще и под брюхом такая хреновина висит, совсем не прикольно.


    У "Мессеров" крайне неудачная конструкция шасси была, с ооочень узкой колеёй. Вот они и бились.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня