Лицензия на независимость

Китай получает Западные военные технологии, несмотря на ограничения и запреты

После инцидента на площади Тяньаньмэнь в 1989 году США и большинство стран Западной Европы наложили эмбарго на поставку оружия в КНР, но реализованные в их продукции военного и двойного назначения технологии продолжают служить Народно-освободительной армии Китая. Они активно интегрируются в уже готовые образцы и используются при производстве новых.

За исключением короткого периода в 80-х годах Соединенные Штаты следовали политике тщательного контроля экспорта продукции военного (ПВН) и двойного (ПДН) назначения, а также соответствующих технологий в КНР. Более того, США серьезно контролируют дальнейшую эксплуатацию американских вооружений, поставленных третьим странам, чтобы Китай не смог получить современные военные технологии. Для ограничения такого экспорта Вашингтон применяет политическое и дипломатическое давление. Однако несмотря на строгие меры, в китайских ВВТ присутствуют американские компоненты. Как правило, они или поставлялись еще до введения эмбарго, или не входят в список продукции, экспорт которой контролируется Белым домом.


“ Премьер-министра Франции Мануэля Вальса настоятельно призывали ослабить ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции ”
В отличие от Соединенных Штатов меры Евросоюза по ограничению экспорта ПВН и ПДН в Китай в значительной степени являются рекомендательными, несмотря на юридическое оформление эмбарго. Эксперты Стокгольмского института исследования проблем мира SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute) отмечают, что оно применяется в основном как средство политического давления на участников ЕС с целью ограничения поставок уже произведенных вооружений. Вместе с тем трое крупнейших участников Евросоюза – Франция, Германия и Великобритания в настоящее время выступают против сотрудничества с КНР в данной области. Основными причинами этого считаются укрепление их связей с США и Японией, а также обеспокоенность проблемой нелицензионного копирования вооружений.

Подходы США, Великобритании, Франции и Германии к вопросу поставок в Поднебесную ПВН и ПДН существенно различаются. Они зависят от экспортного законодательства страны, внешне- и внутриполитического курсов, интерпретации политики эмбарго на вооружения. Франция считается более либеральной в этом отношении по сравнению с Великобританией, в то время как Германия – более консервативной.

Европейские технологии играют существенную роль в разработке китайских ВВТ. Наиболее яркие примеры – морские газотурбинные двигатели и вертолеты. Однако экспортные ограничения не позволяют КНР в полной мере адаптировать современные европейские наработки. До 2012 года страна безуспешно пыталась лоббировать отмену эмбарго через государства, входящие в Евросоюз. После прихода к власти Си Цзиньпина китайская дипломатия отказалась от этих попыток. Пекин сосредоточился на том, чтобы получить европейские военные технологии в рамках существующей в ЕС системы экспортного контроля.

На данный момент Китай достиг существенного успеха в производстве и продаже вооружений, хотя финансовый объем деятельности в этой области определить чрезвычайно трудно в связи с недостатком данных и их засекреченностью. КНР осуществляет разработку и производство высокоточных вооружений, развивает систему научно-исследовательских организаций. В результате серьезно снижена зависимость от иностранных технологий в авиа- и кораблестроении. В настоящее время Пекин намерен добиться автономности в области силовых установок, особенно морских газотурбинных двигателей и авиационных турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД), электроники, новых материалов. В качестве основных методов получения нужных технологий эксперты SIPRI выделяют международную торговлю, долевое участие в иностранных компаниях, научное сотрудничество и разведку.

По вашингтонскому списку

Эмбарго Соединенных Штатов на поставку ПВН и ПДН в Китай в отличие от Евросоюза основывается на юридически зафиксированном списке продукции CCL (Commercial Control List). Президент США может ослабить режим в том случае, если данная мера будет рассматриваться как соответствующая американским интересам. В период с 1989 по 1998 год это происходило 13 раз в связи с экспортом в КНР компонентов спутников. Затем последовали дальнейшие смягчения, которые затронули оборудование для уничтожения химических вооружений и обезвреживания бомб, датчики для гражданской авиации и др.

Лицензия на независимостьПродукция двойного назначения, перечисленная в CCL, не подвергается эмбарго. Однако по отношению к некоторым позициям из этого списка экспортный контроль может быть усилен. В частности, в конце 90-х США значительно сократили экспорт спутниковых технологий в Китай. Причиной стал доклад одного из комитетов сената США, получивший название «Кокс репорт» (Cox Report). В нем содержался тезис, согласно которому ослабленный контроль над передачей спутниковых технологий привел к их активному использованию в китайской ракетной программе. В результате США остановили экспорт и запретили запуск американских спутников с территории КНР. В 2007 году по так называемому Чайна рул (China Rule) 20 предметов из списка CCL подверглись более тщательному контролю на предмет вероятности их конечного применения в китайской ПВН.

Вместе с тем экспорт другой продукции двойного назначения частным компаниям Поднебесной значительно упрощен. По данным SIPRI, общий объем американо-китайской торговли вырос с 63 миллиардов долларов в 1996-м до 562 миллиардов в 2013-м. Углубляющаяся взаимосвязь двух экономик усложняет ситуацию с национальной безопасностью и торговыми интересами США. В 2007 году Соединенные Штаты инициировали программу VEU (Validated End-User) в составе «Чайна рул». Она направлена на облегчение экспорта ПДН проверенным китайским компаниям. В 2009-м действие этой программы было также распространено на Индию. Однако число китайских участников VEU остается ограниченным. В частности, по состоянию на ноябрь 2013 года одобрена деятельность только 13 компаний.

Одним из важных инструментов ограничения Соединенными Штатами закупок Китаем ВВТ является политическое и дипломатическое давление на страны-экспортеры. В частности, в 2003 году США убедили правительство Чехии отменить продажу Китаю 10 РЛС «Вера» (Vera). В середине 2000-х страны Евросоюза в результате американского лоббирования заблокировали поставку КНР спутниковых технологий, примененных в программе «Галилео» (Galileo).

На протяжении длительного периода экспорт ПДН и ПВН в Китай оставался одним из камней преткновения в отношениях Израиля и США. В июле 2000 года под американским давлением Тель-Авив был вынужден отменить поставку КНР авиационной системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) «Фалкон» (Phalcon) стоимостью 250 миллионов долларов. Министерство обороны США в 2005-м назвало Россию и Израиль основными зарубежными источниками вооружений и военных технологий для Китая. Тогда же США отказались от поставок Израилю ПВН (в том числе приборов ночного видения) и не допустили страну к участию в разработке малозаметного истребителя пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II). Эти меры предпринимались с целью убедить союзника отказаться от модернизации предназначенных для борьбы с РЛС беспилотных летательных аппаратов «Харпи» (Harpy), которые КНР приобрела в конце 90-х годов. В результате сделка отменилась.

С 1992 года США прекратили обеспечивать КНР всеми типами вооружений и военной техники. Однако ранее, в 80-х был заключен целый ряд соглашений по продаже ВВТ. Крупнейшей стала программа «Пис перл» (Peace Pearl) стоимостью 0,55 миллиарда долларов на модернизацию китайских истребителей F-8 (отменена в 1990-м).

Несмотря на эмбарго, компоненты американского производства продолжают использоваться в китайских ВВТ. В частности, учебно-тренировочный самолет K-8 «Каракорум» (Karakorum) оснащен пилотажно-навигационными приборами компании «Рокуэлл Коллинз» (Rockwell Collins), а армейские грузовики «Дун Фэн» – дизелями производства «Камминс» (Cummins).

В строю НОАК находятся вооружения и военная техника, переданная США до введения эмбарго, в частности 24 вертолета S-70. Предполагается, что их в ближайшее время спишут в связи с тем, что США не обеспечивают доставку запасных частей. Однако компания «Сикорский» (Sikorsky) с 1984 года поставляет в КНР гражданские версии вертолетов S-70 и S-92. В 2013-м «Сикорский» и китайская компания «Чанхэ эйркрафт индастриз корпорейшн» (Changhe Aircraft Industries Corporation) подписали соглашение по совместному производству гражданской версии S-76 в Китае. По мнению экспертов SIPRI, это позволит китайскому ОПК получить технологии, которые впоследствии можно применить в конструкциях ВВТ. Например, в конце 2013 года ВВС НОАК продемонстрировали вертолет локальной разработки под обозначением Z-20, который внешне значительно напоминает S-70.

Вместе с Францией в новую эпоху

В области поставок ПВН и ПДН в Китай Франция поддерживает политику Евросоюза. Вместо расширения военно-технического сотрудничества с КНР приоритет отдается другим азиатским странам. На протяжении последних нескольких лет французы предоставили значительные объемы ПВН Вьетнаму и Малайзии, которые имеют неразрешенные территориальные споры с Китаем. В перспективе вероятны контакты в данной области с Филиппинами. Особое же внимание Франция уделяет индийскому рынку вооружений.

В период с 2003 по 2012 год Китай занимал 17-е место в списке импортеров ПВН из Пятой республики, хотя эксперты SIPRI разделяют финансовые объемы заключенных контрактов и фактические суммы поставок. Это связано со сложной трехступенчатой системой экспортного контроля, которая была актуальной вплоть до недавнего времени. Согласно статистике каждый год (с 2008-го по 2012-й) заключались контракты на отправку в Китай ПВН стоимостью 160–180 миллионов евро (200–225 млн долл.). Значительная часть французского экспорта в КНР (примерно 47%) приходилась на аппаратуру формирования изображения и средства радиоэлектронной борьбы, авиационное оборудование (37%), прочую электронику (6%).

До 1989 года Париж поставлял Пекину значительное количество вооружений, включая зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Кроталь» (Crotale), вертолеты SA-365 «Дофэн»/«Пэнтер» (Dauphin/Panther), SA-321 «Супер Фрелон», SA-342 «Газель» (Gazelle), 100-мм морские пушки. Передача французских технологий сыграла ключевую роль в становлении гражданского и военного секторов китайской вертолетостроительной промышленности. Это сотрудничество продолжается до сих пор. В частности, компания «Эрбас хеликоптерс» (Airbus Helicopters) работает с китайской компанией «Харбин эйркрафт мэньюфэкчуринг корпорейшн» HAMC (Harbin Aircraft Manufacturing Corporation). В марте 2014-го было объявлено о подписании контракта на строительство 1000 тяжелых транспортных вертолетов EC-175 (китайское обозначение – Z-15) общей стоимостью 15 миллиардов евро (18,6 млрд долл.).

В 1978 году Китай приобрел лицензию на строительство 13 вертолетов SA-321 «Супер Фрелон» в противолодочной и поисково-спасательной конфигурации. Они до сих пор находятся в составе ВМС НОАК. На их базе КНР производила вертолеты Z-8 для национальных ВВС и ВМС. Также создан вертолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления и противолодочный Z-18, который, как предполагается, размещен на борту китайского авианосца «Ляонин».

В начале 80-х годов КНР подписала с компанией «Аэроспасьяль» (Aerospatiale) контракт на лицензионное производство 50 вертолетов SA-365 «Дофэн»/«Пэнтер», получивших обозначение Z-9. В начале 90-х компания HAMC начала производство вертолетов с противотанковым вооружением, ракетами класса «земля-воздух» и «воздух-воздух» на базе Z-9. В 1987–1988 годах приобретены восемь вертолетов «Газель» (Gazelle) с противотанковым вооружением и ЗУР. Незадолго до событий 1989-го подписан и ряд контрактов на поставку запасных частей.

После трагедии на площади Тяньаньмэнь продажа вооружений прекратилась. Однако Франция продолжала отправку оптоэлектронных систем, РЛС, силовых установок, запасных частей. Компания «Талес» (Thales) передала две РЛС контроля морского и воздушного пространства и программное обеспечение для функционирования морской радиолокационной системы. Группа компаний «Сафран» (Safran), и в частности двигателестроительная компания «Турбомека» (Turbomeca), в 2006 и 2008 годах основала два совместных с КНР предприятия по производству авиационных турбовальных двигателей. В 2013-м авиадвигателями этих предприятий оснастили более 300 китайских вертолетов, включая экспортные модификации. Компания «Сажем» (Sagem) осуществляла поставку пилотажно-навигационных приборов для вертолетов и передала Китаю лицензию на их производство. Французское подразделение компании «МАН дизель пильстик» (MAN Diesel Pielstick) предоставила дизельные силовые установки для фрегатов проекта 054А (шифр «Цзянькай-2» – Jiangkai 2).

Франция неоднократно предъявляла Китаю претензии относительно «пиратского» производства техники. Как правило, КНР после истечения срока действия лицензии не прекращала выпуск. Так, в частности, было с вертолетами Z-9, которые Китай поставил в Боливию, Камбоджу, Кению, Мали, Пакистан, Замбию. КНР, как полагают эксперты SIPRI, производит копии ЗУР «Кроталь» и соответствующее радиолокационное оборудование в составе зенитного ракетного комплекса HQ-7, штурмовой винтовки «Фамас» (Famas) под маркой QBZ-95/97, бронетранспортеров VAB под обозначением WMZ-551 (хотя никакой открытой критики по данным поводам правообладатели не высказывали). Также скопированы французские 100-мм морские пушки и вертолет «Экюрей» (Ecureuil, китайская версия – Z-11).

В январе 2015 года Китай и Франция подписали соглашение по укреплению сотрудничества во всем диапазоне высокотехнологичных отраслей, многие из которых связаны с обороной. Согласно официальным заявлениям сторон от 30 января они продолжат реализацию совместных программ в области коммерческой авиации и космоса, ядерных и спутниковых технологий. Как заявили в Государственной администрации по науке, технологиям и промышленности в области национальной обороны КНР – основном управлении по развитию ОПК страны, данное соглашение будет способствовать продвижению стратегического партнерства Китая и Франции в новую эпоху. Известно также, что премьер-министра Мануэля Вальса настоятельно призывали ослабить ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции.

Предпочтения Британии и Германии

До событий 1989 года Великобритания отправила в Китай значительное количество ПВН. Наибольшая часть экспорта пришлась на ТРДД «Спрей Марк 202» (Sprey Mark 202), которые впоследствии установили на истребители-бомбардировщики JH-7. Официально поставки этих двигателей продолжались и в 2006-м, спустя более 30 лет после заключения первого контракта. К настоящему времени они прекратились, и Китай самостоятельно производит копию «Спрей Марк 202» под обозначением WS-9. Другой крупной статьей экспорта стала поставка компанией «Виккерс» (Vickers) башен для танков Тип-59 (Type 59), оснащенных компьютеризированной системой управления огнем. До 1989 года Великобритания предоставляла КНР навигационные и боевые системы для истребителей F-6 и F-7, а также нашлемные дисплеи для летчиков. Кроме того, КНР выдала заказ на конверсию бомбардировщика H-6 в самолет-заправщик. В 1996-м Китай приобрел по меньшей мере шесть РЛС «Сечуотер» (Searchwater) для самолетов ДРЛО и У «Юнь-8» (Y-8), которые вошли в состав ВМС НОАК в 1999 году.

В настоящее время Лондон продолжает предоставлять Пекину продукцию двойного назначения.

В отличие от Франции или Великобритании Германия никогда не была крупным поставщиком ПВН в Китай. Одной из основных статей экспорта стали силовые установки. В период с 1966 по 1981 год в КНР завезли 1200 двигателей Type-6150L для БТР YW-531 и самоходных артиллерийских установок WZ-302. C 1982-го КНР закупала двигатели Type-BF8L для оснащения сухопутной техники. Эксперты SIPRI полагают, что эти силовые установки поступают в Китай до сих пор. Немецкая компания «Дойтц» (Deutz) начала экспорт двигателей Type-BF12L в 1996 году. Они применяются в САУ PLZ-45. В настоящее время Китай производит немецкие двигатели самостоятельно. В 1988-м КНР и «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) подписали соглашение о лицензионном производстве тяжелых грузовых автомобилей.

С 1994 года немецкая компания MTU поставляет для КНР корабельные двигатели, в частности Type-396 для подлодок проекта 039G и Type-1163 для эсминцев проектов 051 и 052. Некоторые из них, возможно, производились по лицензии в Китае. Свои корабельные силовые установки экспортировал в КНР и главный конкурент MTU – компания «МАН дизель энд турбо» (MAN Diesel & Turbo).
Автор: Дмитрий Федюшко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/24005


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. НЛО 28 февраля 2015 06:58
    Блин, нравится мне отношение китайцев к "частной интеллектуальной собственности". Как будто "так и надо". good Главное - себе во-благо, " И ПУСТЬ ВЕСЬ МИР ПОДОЖДЕТ!" hi
    1. Zoldat_A 28 февраля 2015 08:19
      Цитата: НЛО
      Блин, нравится мне отношение китайцев к "частной интеллектуальной собственности".

      Китай - страна, которой всегда и на всех было наплевать ещё больше, чем Великобритании, у которой, как известно, "нет постоянных союзников и врагов, а есть лишь постоянные интересы". Особенности конфуцианства, знаете ли... Вот потому они пилювали слюнями на любые эмбарго, ограничения, договоры и прочую лабуду.

      А насчёт интеллектуальной собственности... Только вчера на ВО писали, как США сначала продали Австралии самолёты, а потом шлемы для пилотов по цене весового золота. А ещё запчасти, вооружение, техобслуживание... Короче, продать самолёты - это только начало развода на бабло. И всё строго лицензировано, как "мышь Майкрософт" laughing Китайцы никогда не будут что-то закупать в нашем или американском понимании. Они закупают образцы для копирования. А с запчастями, техобслуживанием и "мышью Майкрософт" они сами управятся. Ну, будет чуть ниже летать, чуть хуже стрелять, чуть медленнее плавать или ездить. Зато своё, китайское и ни от чьих санкций-шманкций, ни от чьего разрешения не зависящее.

      Вот, например, китайский Н-6К и наш Ту-16. Спервого взгляда, без учёта опознавательных знаков, попробуйте определить, кто где, а потом, как говорится, найдите 10 различий...
      1. chingis1981 28 февраля 2015 10:07
        А почему мы так не делаем?Скопировали хоть что нибудь хотя бы двигатель на ВАЗ у Японцев прямо бесит!!!
        chingis1981
        1. Фантом-революции 28 февраля 2015 19:17
          Цитата: chingis1981
          А почему мы так не делаем?Скопировали хоть что нибудь хотя бы двигатель на ВАЗ у Японцев прямо бесит!!!

          Может потому, что на директора ваза наложат санкции и запретят въезд за бугор?
          Увы, но половина директоров и эффективных манагеров не связывает свою пенсию и детей с РФ.
          1. Юджин-Евгений 28 февраля 2015 20:01
            Возможно, развитие ВАЗ-а прикрытие, через него и Суперджета обновился станковый парк оборонки
  2. Gans1234 28 февраля 2015 07:00
    Это называется - промышленный шпионаж - вот весь секрет))
  3. Бронеоптимист 28 февраля 2015 07:04
    Как я думаю, в разработке ВВТ процент новизны используемых физических принципов снижается.
    Но сильно повышается роль собственно технологии при производстве компонентов техники.
    Например лопатка турбины современного ТРД - сколько тонкостей в ее изготовлении!
    А сам принцип ТРД известен уже 80 лет.
    Поэтому китайцам далеко не все удается передрать достаточно точно.
    1. НЛО 28 февраля 2015 07:17
      Цитата: Бронеоптимист
      Поэтому китайцам далеко не все удается передрать достаточно точно.

      Они делают хитрее: Ставит западная фирма завод с технологичным производством в Китае, завозит оборудование, обучает персонал и т. д. Через небольшое время рядом появляется точно такой же завод, с таким же оборудованием и персонал (ИТР) переходит на "чисто китайский завод". hi
      1. D-Master 28 февраля 2015 07:47
        Отличнейшая схема, которую можно при модификации клонировать у нас. Только завозить не материнскую западную компанию - ибо эмбарго, а уже китайский клон. Качество будет ниже, но в целом мы получаем продукт близкий к исходному.
        1. jjj 28 февраля 2015 16:04
          Только у нас есть отличие. Мы второго завода рядом не строим. Зачем тратиться
          jjj
      2. Зэ Кот 2 марта 2015 23:05
        Чтобы китайцы разрешили построить у себя автозавод, они требуют полный комплект технической документации по всем моделям.
  4. sv68 28 февраля 2015 07:19
    всё решают деньги и промышленный шпионаж-китайцам плевать с высокой колокольни на всякие запреты и потенты-они живут для себя и не откажутся от копирования или откровенной кражи того имущества либо оборудования которое не могут купить или создать сами.
  5. yurikh 28 февраля 2015 07:22
    Промышленным шпионажем занимаются все государства.А китайцы преуспели в этом в виде шпионажа.
    Пора и нашим просыпаться ведь это экономит кучу денег.
  6. guznorodov 28 февраля 2015 07:36
    ависимость российского сельскохозяйственного машиностроения от импорта сегодня крайне высокая, сказал Сергей Серебряков. К примеру, резина для тракторов всегда закупалась на Украине, мощные двигатели также шли из-за рубежа и не собирались на российских моторных заводах. Кроме того, есть существенные проблемы с гидравликой.
    По замечанию Сергея Серебрякова, несмотря на то, что сегодня Алтайский край, где производится резина, вызвался закрыть данную пустующую нишу российского машиностроения, этому может помешать недостаток финансирования. По словам Сергея Серебрякова, действующие до сегодняшнего дня механизмы субсидирования недостаточны для промышленного рывка и индустриализации, о которой говорят в правительстве. При этом никакие новые механизмы или программы развития реального сектора до сих пор не продуманы и не оглашены. Сельскохозяйственники и промышленники и сейчас находятся в состоянии неопределенности, в каком были все предыдущие годы, подчеркнул эксперт.

    Главная проблема, из-за которой товар российского производства не выдерживает конкуренции с иностранными продуктами промышленности и сельского хозяйства — это недостаток финансовых инструментов и высокие кредитные ставки, которые не позволяют осуществлять продажу дорогой техники на гибких условиях. К примеру, трактора американской компании John Deer предоставляются российским игрокам сельского хозяйства в лизинг сроком на семь лет. Российские же производители тракторов не могут предоставить такую услугу своим клиентам, поскольку имеют за плечами дорогой кредит.

    Для того, чтобы механизм импортозамещения заработал, в России необходимо поменять экономическую политику на прямо противоположную, когда во главе угла будет не финансовый сектор
    1. НЛО 28 февраля 2015 07:43
      Цитата: guznorodov
      Для того, чтобы механизм импортозамещения заработал, в России необходимо поменять экономическую политику на прямо противоположную, когда во главе угла будет не финансовый сектор

      Раз так сказал - значит хороший человек, вопрос - сколько проживет? what
  7. Рейдер 28 февраля 2015 08:19
    Мы сами скоро в зависимость от Китая попадем, что не возьмешь, на обороте "Made in China". О электронике говорить вообще не буду. Пока мы сильные Китай наш друг и сейчас конечно. Но ночью им точно сниться Дальний Восток с китайским флагом. Так что мы ищем вирусные программы США в компах, а кто сказал что китайских вирусов не бывает??? Начнем "хромать", шакалов возле России соберутся куча. Главное богатство это наша территория , и что в ней и на ней есть, включая воду.
  8. 34 регион 28 февраля 2015 08:56
    Думаете китайцы первые кто тырит чужие технологии? В своё время этим занимались и япония и южная корея. Такой национальный эгоизм. Хотя злые языки поговаривают мол и Эдисон не чурался тырить чужие изобретения и разработки. Поэтому давайте не будем округлять глаза и делать удивлённое лицо. Можно тырить идеи, можно сманивать носителей этих идей. Всё нормально! Только бизнес! Плюс Китая что бизнес они развивают не в ущерб своей стране. Хорошо всё что хорошо моей стране. Учиться нам надо у них!!!
  9. Mich 28 февраля 2015 09:34
    По радио: Потерпела крушение китайская космическая ракета, погибло два тайконавта и 60 кочегаров)
    1. bars280 28 февраля 2015 09:57
      два нолика забыли 6000 кочегаров!
      bars280
    2. Комментарий был удален.
    3. Удав КАА 28 февраля 2015 15:19
      Цитата: Mich
      Потерпела крушение китайская космическая ракета, погибло два тайконавта и 60 кочегаров)
      Юмор дело хорошее, когда он соответствует действительности!
      А действительность сегодня такова, что КНР одна из 3-х стран, которая на практике испытала противоспутниковое оружие. Китай имеет свою, национальную, орбитальную космическую станцию. И заметьте, ни с кем ее не делит! Поднебесная имеет четкий план подготовки полета на Луну и создания там космической базы. А так же готовится к полету на Марс.
      Мы почему-то забываем, что наше ЯО и его носитель были добыты с помощью разведки и копирования В-29. И тогда мы плевать хотели на вопли "водоплясова", т.к. занимались делом, а не распилом бабла. Тогда за распил -- стреляли, сегодня продвигают ближе к кормушке!
      У косоглазых коррумпированных министров стреляют, а имущество национализируют. У нас все никак доказать не могут, что Табуреткин и Васильева в сговоре натворили бед, сопоставимых с РЯО по нашей обороне.
      Вот два подхода, и два результата! Может "что-то неладно в королевстве Датском?"и в этом вся причина?
  10. ratfly 28 февраля 2015 09:44
    Китай мировой производитель всего самого разнообразного. Так что все покупают китайское, не нужно сильно расстраиваться по этому поводу. Тем более сейчас когда запад нам краник перекрыл. По возможности стараться создавать своё. Ключевое слово "по возможности" без надрыва и рваных пуканов.
  11. vnord 28 февраля 2015 11:02
    Цитата: Zoldat_A
    Вот, например, китайский Н-6К и наш Ту-16. Спервого взгляда, без учёта опознавательных знаков, попробуйте определить, кто где, а потом, как говорится, найдите 10 различий...

    СССР передало право на выпуск ТУ-16,наши специалисты помогали наладить выпуск самолетов в Китае на поставленных нами оборудование.
  12. мичман 28 февраля 2015 11:11
    О каких запретах и эмбарго вы говорите. Я всю жизнь создаю ВиВТ, а также наукоемкую гражданскую продукцию. КНР имеет прекрасное вооружение, не уступающее США. Они строят авианосцы, создают корабельную авиацию и т.д. Индия идет по этому пути. Наше предприятие осуществляет туда поставки. Господа не обращайте внимание на треск США. Евреи из США хотят устраивать только конфликты, взращивать террористов, разваливать непокорные страны и создавать хаос. Тогда их бизнес будет процветать. Честь имею.
    1. Удав КАА 28 февраля 2015 15:41
      Цитата: мичман
      Евреи из США хотят устраивать только конфликты, взращивать террористов, разваливать непокорные страны и создавать хаос. Тогда их бизнес будет процветать.
      Юрий Григорьевич! Я часто задавал себе вопрос: почему у японцев и китайцев все не так, как у нас? Воровства на порядок меньше.Воров казнят, коррупционеров линчуют...
      Потом прочитал книгу Э.Климова "Записки для Президента"-- и понял! В этих странах нет БОГОИЗБРАННЫХ! с их моралью "живи сам и не мешай жить другому" (на деле: воруй сам -- и не мешай воровать другому!)
      Вот отсюда все наши беды. Мало того, что сами нечистоплотны на руку, так они, как раковая опухоль, все вокруг заражают стяжательством и коррупцией! Это особо ярко проявилось в 90-е. Чего только стоила эпоха "семибанкирщины"...
      1. iXter13 1 марта 2015 01:51
        Евреи есть и в Китае, и в Японии :-) Немного, но есть. Сотрудничество между Израилем и Китаем достаточно плотное, одна только продажа документации на легкий истребитель "Лави", чего стоит. Кроме того, Израиль плотно сотрудничает с Сингапуром, Гонконгом и Тайванем. И что -то не сказал бы, что эти государственные образования разваливаются. А если говорить о Европе и США, то там евреи- часть общества. И тоже с экономикой все хорошо.И в самом Израиле не бедствуют в экономическом смысле, а ведь там должны(по Вашей теории) все воровать друг у друга ))
        Сдается мне, Вы просто евреев не любите. Видимо по каким-то личным причинам. Дело Ваше, но привязывать это к воровству не стОит, ведь контраргументов вашей идее море, и все они на виду.
        Да и в целом- неправильно ненавидеть целый народ. В корне неправильно. В любом народе есть свои герои и свои мерзавцы. И у евреев есть, и у русских, и у украинцев, и даже (прости господи) у американцев. Сама история человечества подтверждает это
        iXter13
  13. Арктидианец 28 февраля 2015 12:11
    Пфф, для китайцев эмбарго?! Не смешите! У китайцев сильнейшая армия кибер хакеров, косоглазые ничем не гнушаются- воровство, неленцензионное копирование, подкуп специалистов и т.д. и т.п. Китай в развитии не остановить, это факт.
    1. ватник 28 февраля 2015 13:25
      ЗРК HQ-7B (Кроталь) в ПВО Китая.
  14. Комментарий был удален.
  15. den-protector 28 февраля 2015 16:46
    Надо бы в чем-то поучиться у китаёзов...
    den-protector

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня