Против чалта хай авиация бессильна

Лозунг салона Aero India – «Делай в Индии»

Десятый международный аэрокосмический салон «Аэро Индия-2015», открывшийся в Бангалоре, несомненно, оставит заметный след в истории всей мировой индустрии.

Во-первых, выставка проводится спустя несколько недель после посещения Индии лидерами России и США – сначала, в декабре 2014 года Владимиром Путиным, затем министром обороны Сергеем Шойгу и вслед за ним Бараком Обамой. Во-вторых, бангалорские смотрины впервые пройдут под лозунгом «Делай в Индии», который провозглашен новым правительством, возглавляемым премьер-министром Нарендрой Моди.


Медленный выход из штопора

Москва и Вашингтон являются главными соперниками за поставки Нью-Дели продукции военного назначения (ПВН). Как считают аналитики, Россия стремится сохранить свои позиции в качестве основного поставщика. Объем оружейного экспорта нашей страны в Индию начиная с 60-х годов составил не менее 45 миллиардов долларов. Более 60 процентов состоящих сейчас на вооружении национальных ВС основных военных платформ произведено в России. Вместе с тем в последние годы Индия стремится диверсифицировать поставщиков ПВН. В результате в период 2011–2014 годов Вашингтон превзошел Москву: 5,3 и 4,1 миллиарда долларов соответственно, отмечают эксперты еженедельника «Джейнс дифенс уикли».

“ Цена на истребители «Рафаль» возросла уже более чем вдвое по сравнению с заявленными на тендере 10 миллиардами долларов ”
Что касается выдвинутого Моди лозунга, источники в западном ОПК заявили «Джейнс»: «Очевидно, у нас есть что предложить на оборонный рынок Индии, однако основной упор теперь будет делаться на партнерство с индийскими фирмами».

Боеготовность и боеспособность индийских ВВС снижаются, несмотря на приход к власти правительства, которое, похоже, готово принимать самые радикальные решения в отношении приобретения вооружений и военной техники (ВВТ).

В 2006 году приложение «Мировые ВВС» еженедельника «Джейнс дифенс уикли» JWAF (Jane’s World Air Forces) описало военно-воздушные силы Индии как компетентный, наукоемкий вид вооруженных сил, для которого характерны резкий дефицит летчиков и очень высокий процент аварийности, особенно это касается истребителей МиГ-21.

Авиационный парк индийских ВВС за исключением Су-30МКИ стареет, и в настоящее время предпринимаются меры по ремонту, модернизации и замене как боевых, так и транспортных самолетов. Издание пишет: «Индийские ВВС функционируют в состоянии постоянно меняющихся решений в отношении их структуры. Принятие оптимальных решений при этом осложняется из-за оказываемого политического давления, влияния прошлых тендерных коррупционных скандалов, противоречивых бюджетных приоритетов, сохраняющихся проблем, связанных с разработкой отечественных систем и бюрократических проволочек в рамках тендерных процедур».

Против чалта хай авиация бессильна


Безусловно, за последние годы многое изменилось. Внутренняя оценка состояния индийских ВВС, проведенная в 2014 году и опубликованная в «Джейнс», показывает, что боеспособность парков боевых и транспортных самолетов и вертолетов составляла в среднем 60 процентов в течение предыдущих трех лет. При этом, как показали исследования, парк боевых самолетов имел самый низкий уровень оперативной готовности – 55 процентов, вертолетов – 62 процента, а учебно-тренировочных (УТС) и транспортных воздушных средств – 65 процентов. Согласно исследованию такое положение вещей объясняется прежде всего задержками с реализацией программ закупок Министерства обороны и плохим состоянием техобслуживания и поддержки в эксплуатации авиационных платформ со стороны корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited).

Парламентский комитет по вопросам обороны уверен, что военное ведомство не смогло обеспечить такое состояние ВВС, которое требуется Индии. В ряде докладов, опубликованных в конце декабря прошлого года, указывается на постоянный дефицит бюджета, его негативное влияние на боеспособность и боеготовность ВВС.

Особое недовольство парламента вызывает неадекватное управление Министерством обороны парками боевых самолетов ВВС. Подчеркивая, что численность эскадрилий в настоящее время составляет всего 34 единицы вместо предусматриваемых 42, комитет заявил, что нынешняя ситуация обусловлена отсутствием прогностического планирования. В качестве вызывающих обеспокоенность были выделены, в частности, программы многофункционального истребителя среднего класса MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) и легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft).

Программа LCA

LCA или «Теджас» (Tejas) – программа разработки и производства отечественного индийского легкого истребителя, стартовавшая в середине 80-х годов. Первый серийный «Теджас» в версии Mk.1 был передан ВВС Индии месяц назад – спустя 32 года с начала реализации программы.

В феврале 2014-го Министерство обороны заявило, что отставания по программе LCA являются одной из главных причин, по которой тормозится наращивание мощности ВВС, и сертификация «Теджас» отложена из-за проблем с разработкой критических систем самолета.

Неудовлетворенный таким докладом, парламентский комитет объявил, что таким образом проиллюстрирован нерадивый и бездушный подход министерства к повышению эффективности эскадрилий ВВС. Отставания по программе LCA являются симптомом того, что Нарендра Моди назвал в августе 2014 года как чалта хай (chalta hai), или нерадивое, наплевательское отношение. «В Индии нет недостатка в научных талантах и возможностях, но именно нерадивое отношение к своим обязанностям ставит крест на всех начинаниях», – сказал премьер на специализированном мероприятии в штаб- квартире Организации оборонных исследований и разработок DRDO (Defence Research and Development Organisation) в Нью-Дели.

«Мир не будет ждать нас, – продолжил он. – Мы должны бежать впереди времени. Мы не должны говорить, что проект, стартовавший в 1992-м, будет выполнен еще через какое-то время. Принимая во внимание, какими быстрыми темпами развивается военная техника в мире, Индия не может себе позволить дорабатывать системы, которые уже на два шага позади того, что в ближайшее время будет представлено на рынке».

Одноместный легкий истребитель LCA достиг начальной боевой готовности только в декабре 2013-го – на два года позже запланированного графика. Постоянные задержки по программе вынудили ВВС продлить срок службы МиГ-21, которые должны были быть заменены на LCA./p>

По данным HAL, к 2016 году будет построено шесть серийных LCA, в перспективе предусматривается добиться ежегодного темпа производства в 16 единиц. По расчетам руководства корпорации, поставка двух авиаэскадрилий по 20 истребителей «Теджас» Mk.1 в каждой завершится к 2018 году. Первая из них будет поначалу базироваться в Бангалоре, чтобы позволить HAL оперативно решать возникающие технические проблемы. Впоследствии эту эскадрилью перебазируют на место постоянной дислокации в Сулур, в 350 километрах от города Коимбатур в южном штате Тамилнад.

В целом HAL и Управление аэрокосмических разработок ADA (Aeronautical Development Agency) DRDO затратили к настоящему времени 1,33 миллиарда долларов на разработку LCA. Начиная с 1983 года, когда стартовала программа, было построено 16 самолетов «Теджас» M.1: два демонстратора технологий, три опытных истребителя, два LCA в учебно-тренировочном варианте, семь изделий в рамках мелкосерийного производства и два опытных образца палубной версии.

Хотя постройка первого серийного образца – большое достижение, официальные лица не отрицают, что самолет не удовлетворяет требованиям ВВС и является временной заменой. Недостаточная мощность двигателя в 80–85 кН ограничивает состав вооружения, истребитель не оснащен средствами радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, LCA не сможет наносить удары с применением ракет большой дальности и поражать воздушные цели за пределами визуальной видимости, поскольку интеграция комплекта вооружения все еще продолжается. А оборудование для дозаправки в воздухе LCA Mk.1 получит лишь тогда, когда достигнет полной боевой готовности.

Многие ставят под сомнение заявление бывшего президента HAL Р. К. Тьяги о том, что 60 процентов компонентов и систем LCA местной разработки и производства. Во всяком случае двигатели F404-GE-IN20 компании «Дженерал электрик» (General Electric), вооружение и многие другие элементы истребителя импортируются.

Сегодня ВВС возлагают надежду на LCA Mk.2, который предполагается оснащать более мощным двигателем GE-414 и, как предусматривается, будет готов к серийному производству в 2019–2020 годах.

Между тем накануне открытия салона с заводского аэродрома корпорации HAL в Бангалоре поднялся в воздух второй опытный образец NP2 (Navy Prototype) самолета LCA в военно-морской версии – LCA-N. А раньше, 20 декабря прототип NP1 совершил трамплинный взлет на полигоне в Гоа. Эти два события ознаменовали важные шаги в реализации индийской программы LCA-N, направленной на разработку технологий, обеспечивающих возможность применения самолета с борта корабля, в том числе посадку с использованием аэрофинишеров и трамплинный взлет. Индия теперь входит в число трех стран, имеющих испытательный полигон морской авиации, и в мировую шестерку, способную разрабатывать самолеты корабельного базирования.

Программа MMRCA

Первоначальный тендер, открытый в 2007-м, предусматривает приобретение и лицензионное производство в Индии 126 самолетов. В начале 2012 года победителем этого тендера выбрана компания «Дассо» (Dassault) с истребителем «Рафаль» (Rafale).

Однако недавно министр обороны Манохар Паррикар высказал предположение, что индийское военное ведомство может приобрести дополнительное количество многофункциональных истребителей Су- 30МКИ вместо того, чтобы продолжать непрекращающиеся контрактные переговоры с «Дассо» по поводу лицензионного производства 108 «Рафалей» на мощностях HAL в Бангалоре. Это предложение поддержал ряд высокопоставленных представителей Минобороны, один из которых сообщил, что окончательное решение по истребителям «Рафаль» Нью-Дели должен принять до официального визита Моди во Францию и Германию, запланированного на апрель.

«Минобороны настаивает, чтобы действия «Дассо» не противоречили условиям тендера 2007 года, включающим требования ВВС к самолетам MMRCA», – заявил один из высокопоставленных представителей этого вида войск. Существенная часть этих требований включает обязательство «Дассо» организовать лицензионное производство «Рафалей» на предприятиях HAL. «Нежелание компании «Дассо» взять на себя ответственность за эту часть условий тендера, включающую в том числе контроль качества, сроков поставки и заблаговременную оценку убытков, вполне может привести к ликвидации результатов тендера», – добавил он.

Французский авиастроитель объясняет свои протесты в отношении выполнения требований заказчика тем фактом, что у него нет административных рычагов влияния на корпорацию HAL, которая, как не раз отмечалось в парламентских докладах и жалобах представителей ВВС, часто срывает графики производства и перерасходует средства по многим проектам.

Руководитель Главного управления по вооружениям при Министерстве обороны Франции Лоран Колле-Бийон 11 февраля объяснил: «Дассо» отказалась распространить гарантийное обслуживание на истребители «Рафаль», которые будут произведены по лицензии в Индии. Это не должно вызвать дополнительных сложностей, поскольку данные условия не оговаривались в запросе на коммерческое предложение перед проведением в Индии соответствующего тендера».

Франция якобы настаивает на увеличении стоимости этих самолетов в случае, если все-таки будет принято решение об их обслуживании специалистами компании-производителя. Между тем цена на истребители и без того возросла уже более чем вдвое по сравнению с заявленными во время тендера 10 миллиардами долларов.

ВВС Индии, несмотря на все эти проблемы, по-прежнему считают, что программа закупки истребителей «Рафаль» должна быть реализована. Вице-маршал авиации в запасе Манмохан Бахадур из Центра исследований военно-воздушных сил в Нью-Дели проявляет «сдержанный оптимизм» по поводу закупки «Рафалей» и не поддерживает недавнее предложение министра обороны Паррикара в отношении дополнительных закупок Су-30МКИ вместо французских истребителей: «Очередные военачальники авиации убедили правительство принять решение по закупке «Рафалей», такой выбор был сделан после всесторонней профессиональной оценки, которая не вызвала никаких противоречий».

Бахадур считает, что существенные технологические различия между французской платформой и Су-30МКИ обусловливают оперативную необходимость приобретения «Рафалей». Он признал, что стоимость построенного по лицензии Су-30МКИ, составляющая 59,66 миллиона, примерно вполовину меньше. Но обратил внимание на крайне высокую цену эксплуатации самолетов разработки «Сухого», которым требуются расширенные и дорогостоящие места стоянки. Более экономичный в эксплуатации и обслуживании французский истребитель имеет еще и техническое преимущество над Су-30МКИ, по-скольку оснащен бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), а кроме того, отличается эффективной поверхностью рассеяния.

Еще одно достоинство «Рафаля», по мнению индийских экспертов, состоит в том, что это одноместная платформа, тогда как для Су-30 требуется экипаж из двух человек. «Приобретение дополнительного количества Су-30МКИ однозначно потребует подготовки увеличенного по сравнению с приобретением «Рафалей» числа летчиков с затратой огромных средств», – пояснил Бахадур.

Военный аналитик маршал авиации в запасе Джимми Бхатиа тоже считает, что «Рафаль» более значим для повышения боеспособности ВВС Индии, поскольку эта платформа обеспечивает улучшенную обработку комплексных данных и повышенную ситуационную осведомленность: «Рафали» крайне необходимы, чтобы заполнить пробел, образовавшийся после списания истребителей МиГ-21 и МиГ-27, и получить возможности, которыми не обладает Су-30МКИ. Необходимо учитывать эксплуатационные свойства и стоимость жизненного цикла, а также некоторые другие преимущества этой платформы. Отсрочки по программе LCA требуют скорейшего подписания контракта и начала поставки французских истребителей».

Программа FGFA

В ходе визита в Индию министра обороны России Сергея Шойгу стороны договорились ускорить работы по созданию истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), совместно разрабатываемого компаниями «Сухой» и HAL на базе платформы ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) или Т-50 ВВС РФ.

“ Тендер на закупку вертолетов разведки и наблюдения был аннулирован из-за халатно проведенной процедуры отбора победителя ”
По этой программе стоимостью 11 миллиардов долларов Нью-Дели выделяет 295 миллионов на разработку эскизного проекта. Согласно имеющимся планам HAL построит к 2020–2022 годам 130–145 самолетов FGFA на общую сумму 30 миллиардов долларов. Представители ВВС Индии оговариваются, что это количество может существенно увеличиться с учетом разработки Китаем истребителей пятого поколения J-20 и J-31, последний из которых может поступить на вооружение авиации Пакистана.

В 2014 году работы по программе FGFA практически не продвигались, поскольку партнеры уточняли ряд спорных вопросов. 10 января мировые СМИ со ссылкой на регионального директора по международному сотрудничеству Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Андрея Маршанкина сообщили о том, что Россия и Индия согласовали эскизный проект истребителя FGFA. По словам представителя ОАК, уже есть документация и понимание объемов следующего этапа проектирования, масштабов будущего серийного производства. Других подробностей Маршанкин не раскрыл. В частности, не прояснился вопрос, в какой конфигурации согласован эскизный проект FGFA – одноместной или двухместной.

Ранее считалось, что хотя ВВС Индии традиционно предпочитают самолеты, управляемые двумя летчиками, они снимут это требование для FGFA, поскольку за разработку двухместной версии российская сторона запросила миллиард долларов (этот вариант будет существенно отличаться от ПАК ФА, который можно было бы принять за основу FGFA). На «Аэро Индия-2013», например, был представлен только одноместный макет совместного истребителя.

Против чалта хай авиация бессильна


В ходе визита в Индию министра обороны России Сергея Шойгу стороны договорились ускорить работы по созданию истребителя пятого поколения. Фото: ИТАР-ТАСС

Ничего неизвестно о двигателе. Индия неизменно настаивает на оснащении FGFA российским AЛ-41Ф1 (или «изделием 117»), разрабатываемым для ПАК ФА, и на обеспечении аналогичного с Т-50 уровня малозаметности и возможностей вооружения. Кроме того, Нью-Дели требует повысить долю своего участия в программе после того, как Москва в одностороннем порядке сократила ее с 25 до 13 процентов. Индия пытается получить более широкий доступ к проектированию истребителя, считает «Джейнс».

Тем не менее, полагает военный аналитик маршал авиации в запасе Джимми Бхатиа, перечисленные вопросы вряд ли сорвут программу: «Как в ряде других индийско-российских оборонных сделок, в конечном итоге все проблемы будут урегулированы в двусторонних переговорах. ВВС Индии не имеют выбора помимо FGFA для освоения технологий малозаметности. При всех возможных недостатках только русские смогут обеспечить нам эти технологии, и никто иной».

Транспортных проблем меньше

В то время как парк боевых самолетов ВВС Индии можно назвать лишь частично эффективным, положение дел с транспортными платформами гораздо лучше. Это в значительной степени обусловлено выбором в пользу американской программы военной помощи зарубежным государствам FMS (Foreign Military Sales) и улучшением стратегического партнерства между Вашингтоном и Нью-Дели.

Еще в середине 2000-х отношения двух стран оставляли желать много лучшего. Управление общих оценок Пентагона опубликовало доклад, согласно которому в области военного сотрудничества существует устойчивое и в отдельных случаях глубокое недоверие как следствие холодной войны и тесных связей Индии с Советским Союзом. В США надеялись преодолеть негатив посредством специальной кампании, предпринятой на авиасалоне «Аэро Индия-2003», через два года после снятия санкций, объявленных Вашингтоном в отношении Нью-Дели за проведение ядерных испытаний в 1998 году. Предпринятые усилия привели к переговорам по возможной поставке индийским ВВС морских патрульных самолетов (МПС) P-3C «Орион» (Orion) производства «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) и транспортных C-130. Сделка по продаже C-130 (на начальном этапе переговоров шести, а в процессе согласования 12 машин) была урегулирована в 2008 году. А потенциальный контракт на P-3C был заменен экспортом в Индию МПС P-8I «Нептун» (Neptune) производства «Боинга» (Boeing). Это была первая зарубежная поставка данного типа самолета, которая существенно повысила возможности индийских ВМС.

Помимо C-130 (стоимость первых шести платформ – 962 млн долл.), ВВС также приобрели в США 10 тяжелых транспортных C-17 «Глоубмастер-3» (Globemaster III) компании «Боинг» на сумму 4,1 миллиарда долларов. В настоящее время стороны ведут переговоры о 15 тяжелых транспортных вертолетах CH-47F «Чинук» (Chinook), а также 22 ударных AH-64E «Апач» (Apache), победивших в индийском тендере в октябре 2012-го.

После того, как C-130 и C-17 заполнили соответствующую нишу в парке национальных ВВС (первые пять C-130 используются спецназом, один утерян в авиапроисшествии в 2014 году), Индия начала реализацию двух амбициозных программ по замене в перспективе парка из 105 модернизированных средних транспортных самолетов Ан-32 украинской компании «Антонов» и 56 устаревших «Авро-748M» (Avro 748M).

Первая задача, как предусматривается, будет решена совместно разрабатываемым российско-индийским MTA (Multirole Transport Aircraft), тогда как замена «Авро» зависла по причине подачи на тендер единственной заявки. Предложение о возможных поставках двухдвигательного турбовинтового самолета C295 поступило от совместного предприятия компаний «Эрбас дифенс энд спейс» (Airbus Defence and Space) и «Тата эдванст системс Лимитед» (Tata Advanced Systems Limited, TASL) и было одобрено Управлением по осуществлению производства в Индии IPA (Indian Production Agency). Однако согласно порядку осуществления оборонных закупок DPP (Defence Procurement Procedure) в случае, если в тендере принимает участие единственный претендент, для одобрения его проекта требуется специальное разрешение кабинета министров. Если таковое будет получено, 16 военно-транспортных самолетов (ВТС) C295 поставит в готовом виде компания «Эрбас», а еще 40 построит индийский партнер в течение восьми лет с момента подписания контракта. Как объяснил еженедельнику «Джейнс» представитель «Эрбаса», европейский авиастроитель ожидает решения о дальнейших условиях своего сотрудничества с TASL после подачи совместной заявки на конкурс.

По мнению вице-маршала авиации в запасе Манмохана Бахадура, необходимо иметь какие-то варианты решений в стадии согласования и внедрения до момента списания парка Ан-32 в 2030-х годах: «Планирование необходимо начинать сейчас, и предложение по импорту и лицензионному производству 56, а не 40 военно-транспортных самолетов вполне могло бы восполнить существующий пробел за счет увеличения количества самолетов. Это является жизненно важным не только для повышения эффективности транспортной авиации ВВС Индии на перспективу, но и для стимулирования отечественного авиастроения в целях снижения зависимости от импорта».

Принятие решения по C295 первоначально ожидалось в ноябре прошлого года, но было отложено для изучения дополнительной информации до 9 февраля. Однако 8 февраля индийское новостное агентство PTI со ссылкой на Минобороны сообщило, что срок принятия решения опять перенесен. Аналитики ожидают, что в ближайшее время решение все же будет принято, и предполагают два возможных варианта развития событий. Согласно первому тендер проведут заново с той целью, чтобы при реализации программы основную роль играли индийские, а не зарубежные компании. Второй вариант предполагает приостановку этого проекта в пользу ускорения программы MTA.

Между тем «Эрбас» в ожидании решения по ВТС C295 в ближайшее время надеется прояснить ситуацию с самолетом-заправщиком. Европейский многоцелевой воздушный танкер/транспортный самолет A330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport) разработки «Эрбаса» в начале 2013 года одержал победу над Ил-78 разработки ОАО «Ильюшин» на тендере объемом 1,8–2 миллиарда долларов. «Ситуация сложилась таким образом, что после выборов и смены руководства в Министерстве обороны Индии процесс закупок был отложен, – проинформировал пресс-секретарь «Эрбаса». – Естественно, мы надеемся, что в ближайшем будущем договор будет доработан».

Учебно-тренировочные споры

Спорами о замене импортных изделий техникой отечественного производства затронуты и программы закупок учебно-тренировочных самолетов (УТС). Хотя производство на мощностях HAL УТС продвинутой подготовки «Хоук» Mk.132 (Hawk Mk 132) компании «БАЕ Системз» (BAE Systems) рассматривается как большое достижение, индийская корпорация уже длительное время затягивает проектирование и строительство УТС промежуточной подготовки «Ситара» (Sitara). Это влияет на процесс обучения экипажей ВВС, которые вынуждены задействовать парк устаревающих HJT-16 «Киран» (Kiran).

В 2018 году планируется списание УТС «Киран», поскольку полностью отсутствует возможность поддержки в эксплуатации двигателей «Орфей» (Orpheus) производства «Бристол Сидлей» (Bristol Siddeley), которыми оснащаются эти самолеты. «Это заставит военно-воздушные силы внести изменения в график обучения, исключив этап промежуточной подготовки, – отмечает Бхатиа. – Соответственно полетное время будет перенесено на самолеты базовой подготовки PC-7 и на «Хоук». Бхатиа считает, что ВВС должны отказаться от HTT-40, разработкой которых корпорация HAL занимается более пяти лет, обещая первый полет до конца 2015 года.

Минобороны пытается противостоять ВВС, отстаивающим закупку и строительство по лицензии 106 УТС PC-7 «Пилатус» в дополнение к 75 самолетам, которые уже приобретены у швейцарской компании «Пилатус эйркрафт» в 2012 году на сумму миллиард долларов. Военное ведомство вместо этого настаивает на утверждении разработки HTT-40 для восполнения недостатка в 181 УТС базовой подготовки.

В свою очередь ВВС возражают против обучения на двух разных типах УТС базовой подготовки, резонно утверждая, что стоимость их логистической поддержки будет слишком высокой. «Разработка HTT-40 должна быть закрыта, поскольку это просто выбрасывание денег на ветер», – заявил Бхатиа.

Жены офицеров требуют модернизации

Эффективность парка ударных и тяжелых транспортных самолетов Индии обеспечена благодаря поставкам по программе FMS, чего нельзя сказать в отношении машин разведки и наблюдения RSH (Reconnaissance and Surveillance Helicopter). В 2004 году Министерство обороны объявило тендер на закупку вертолетов RSH, результаты которого были аннулированы в 2007-м из-за халатно проведенной процедуры отбора победителя. В августе 2014-го индийское военное ведомство вновь приостановило планы импорта 197 машин, хотя отборочные соревнования между AS550 «Феннек» (Fennec) компании «Еврокоптер» (Eurocopter) и Ка-226 компании «Камов» завершились.

Согласно новым ориентировкам предполагается построить по лицензии около 400 вертолетов RSH в соответствии с одним из пунктов DPP – «Покупай и делай в Индии» (Buy and Make Indian). Вместе с тем Минобороны неоднократно продлевало в интересах отечественных производителей сроки подачи ответов на запрос RFI по программе RSH – сначала с 11 ноября до 23 декабря 2014 года, а затем до 17 февраля.

В то время как высокопоставленные представители Минобороны подсчитали, что локальное производство вертолетов RSH формирует для ОПК Индии объем работ стоимостью 6,44 миллиарда долларов и будет находиться в русле указаний Моди по снижению зависимости от оборонного импорта, для летчиков ВВС и армейской авиации отмена тендера RSH означает полеты на устаревших платформах типа построенных по лицензии вертолетов «Четак» (на базе «Алуэтт-3»/Alouette III компании «Аэроспасьяль»/Aerospatiale) и «Читах»/Cheetah (на базе SA315B «Лама»/Lama), которые поступили на вооружение в 60 и 70-х годах.

«Закрытие программы RSH (в оригинальном варианте) нанесет серьезный удар по обеспечению поддержки вертолетами армейских формирований, дислоцированных в районах Гималаев на границе с Китаем и Пакистаном», – подчеркнул военный аналитик генерал-лейтенант в запасе Виджай Капур.

Негативное решение в отношении этого тендера может также иметь политические последствия: в ноябре 2014 года группа жен офицеров индийской армии потребовала, чтобы в армейской авиации прекратилось применение старых вертолетов «Четак» и «Читах» из-за высокой аварийности этих платформ. Они утверждают, что в течение последних двух десятилетий разбилась 191 такая машина, погибли 294 офицера.

Индии – свои ракеты ПВО

Подобно остальным средствам обороны эффективность системы ПВО Индии существенно снижена из-за отмены отечественных программ разработок и задержек с закупками ПВН, выпускаемой СП и зарубежными компаниями. В качестве одного из таких примеров можно назвать программу разработки местной промышленностью в партнерстве с европейской MBDA зенитной управляемой ракеты (ЗУР) «Майтри». Переговоры ведутся с 2007 года и в конце концов ВВС и СВ Индии, не дожидаясь результатов, сделали выбор в пользу разработки отечественной промышленностью системы средней дальности «Акаш» (Akash).

Решение о том, как преодолеть проблемы по программе «Майтри», предложил в июле 2014 года бывшему тогда министром обороны Аруну Джейтли глава МИДа Франции Лоран Фабиус. В 2013-м после шестилетних переговоров между MBDA и DRDO был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий распределение долей участия двух сторон в планируемых работах. Однако дальнейшее зависит от одобрения индийского военного ведомства.

Национальные ВВС разместили заказ на восемь зенитных ракетных полков «Акаш» и в перспективе планируют более чем вдвое увеличить это количество. Сухопутные войска намерены для начала ввести в строй четыре полка.

Пресс-секретарь MBDA подтвердил еженедельнику «Джейнс» соответствующие действия ВС Индии по «Акаш». Что, однако, не означает закрытия программы «Майтри», добавил он. «Для Индии важно поставить галочку в графе о выполнении программы Buy and Make Indian в отношении боевых возможностей и передачи технологий», – пояснил пресс-секретарь MBDA.

Решения Минобороны ожидает еще одна ключевая программа ПВО – по закупкам переносной системы малой дальности VSHORADS на сумму три – пять миллиардов долларов. По этой программе в 2013 году завершились полевые испытания комплексов «Мистраль» (Mistral) разработки MBDA, RBS-70NG компании «Сааб» (Saab) и «Игла-С» российского Коломенского бюро машиностроения. Принятие решения по тендеру на данный момент приостановлено в связи с предложением США поставить Индии системы FIM-92 «Стингер» (Stinger) компании «Рейтеон» (Raytheon) по программе FMS.

Пакистано-китайская передышка

Боеспособность индийских ВВС в близкой и среднесрочной перспективе будет полностью зависеть от подхода правительства Моди к закупкам вооружений и военной техники. Складывается впечатление, отмечают эксперты, что Министерство обороны станет придерживаться двойственной политики, поощряя отечественные разработки и производство, но с иностранным участием. Эту точку зрения разделяют источники в западном ОПК, которые заявили «Джейнс», что продвигая продукцию на индийский рынок, будут делать основной упор на партнерство с местными компаниями.

С момента прихода к власти в мае 2014 года правительство Моди приняло два важных решения. Первое из них предусматривает увеличение прямых иностранных инвестиций в страну до 49 процентов с целью повышения привлекательности индийского рынка для зарубежных компаний-лидеров. Второе, связанное с прагматичным подходом к процедуре оборонных закупок, предполагает ликвидацию угрозы попадания зарубежных производителей в черный список за нарушение правил продажи сложной техники.

Такой подход включает предложение ослабить правила использования посредников в данной области. Многие наблюдатели считают, что локальное содействие жизненно важно для ведения переговоров по вопросам закупок. Любая попытка регламентировать процесс, несомненно, повысит доверие промышленности и может упростить длительные процедуры приобретений.

Если Моди удастся демонополизировать производство ПВН и повысить эффективность оборонных компаний и организаций, он преуспеет там, где до него ни одно индийское правительство не смогло добиться заметных результатов, отмечают аналитики. На премьера работают два фактора. Зарождающийся частный сектор стремится оказывать поддержку вооруженным силам, ликвидируя монополию государственных компаний на поставки ПВН. На данный момент геополитическая обстановка вокруг Индии относительно стабильна.

Хотя индо-пакистанские связи никогда нельзя было назвать гармоничными, сейчас Исламабад больше озабочен угрозой со стороны движения «Талибан», и это означает, что Нью-Дели еще только предстоит ощутить возможные негативные стратегические последствия от сокращения парка истребителей, если вопрос не решится положительно. Равно и Китай пока не торопится продолжить пограничные споры с Индией, что дает Нью-Дели передышку и время для совершенствования закупочной политики в сфере обороны.

Согласно действующим в Индии правилам по закупке вооружений на первом этапе тендера исключаются компании, предложения которых не соответствуют выдвинутым техническим требованиям. На втором из оставшихся участников формируется короткий список, из которого выбирают самое привлекательное с финансовой точки зрения предложение.

Как сообщила британская «Телеграф» со ссылкой на источник в индийском Министерстве обороны, Наренда Моди объявит об изменениях правил закупок вооружений в ближайшее время. «После салона «Аэро Индия-2015» эти новации будут включены в политику закупок, которую сейчас готовит министр обороны Манохар Паррикар», – подчеркнул источник.
Автор: Любовь Милованова
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/23897


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. crazyrom 1 марта 2015 06:06
    Французы упорно гробят свой ОПК, как мистрали так и рафали покупать стрёмно, вдруг передумают запчасти поставлять? А эта наглость с удвоением цены самолёта после выигрыша тендера - вообще не в какие ворота.
    1. Пупырчатый 1 марта 2015 11:03
      Цитата: crazyrom
      Французы упорно гробят свой ОПК, как мистрали так и рафали покупать стрёмно, вдруг передумают запчасти поставлять? А эта наглость с удвоением цены самолёта после выигрыша тендера - вообще не в какие ворота.

      Так гробят, что показывают рост по продажам
      1. Имперец 1 марта 2015 11:44
        Так гробят, что показывают рост по продажам
        Если память не изменяет ,то где то на 14% .
        1. Dali 1 марта 2015 12:41
          А можно статистику в студию по годам ... хотелось бы тенденцию увидеть всё таки.

          Да, и ссылочки, кому, когда и сколько ...
        2. Zoldat_A 1 марта 2015 12:47
          Цитата: Имперец
          Так гробят, что показывают рост по продажам Если память не изменяет ,то где то на 14% .

          Правильно! Рост продаж-то измеряется не в штуках, а в долларах (евро, рупиях, тугриках...). Если после выигранного тендера взвинтить цену вдвое - рост продаж налицо!

          Новый "Рафаль" для Индии 985-й пробы?
    2. timer 3 марта 2015 20:20
      Я очень рад, что французы гробят свой впк.ОЧЕНЬ! Пусть и другие конкуренты его гробят.Россия всегда умела делать великолепное оружие!И нашему ВПК надо стремиться стать ПЕРВЫМ В МИРЕ!
      timer
  2. Тот же ЛЕХА 1 марта 2015 06:19
    А эта наглость с удвоением цены самолёта после выигрыша тендера - вообще не в какие ворота.


    Это у них в крови...САРКОЗИ обманул КАДАФФИ не вернув взятые у него деньги 50 миллионов евро,
    Олланд не возращает РОССИИ ни МИСТРАЛИ ни деньги за них....вообщем нельзя иметь серьезных дел с французами так и норовят сжульничать.
    1. AlexDARK 1 марта 2015 06:55
      Не стоит весь народ под гребенку. Ведь это всего лишь игры грязных политиканов, вернее крыс, которые выполняют поручения и ведут приказанную работу.
      1. abrakadabre 1 марта 2015 11:40
        Не стоит весь народ под гребенку.
        Вот когда весь этот народ будет что-то независимо от политиканов решать в таких важных делах, вот тогда и надо будет отделять зерна от плевел.
        До тех пор, отношение должно быть соответствующее тому,что делают их официальные власти.
      2. Zoldat_A 1 марта 2015 13:01
        Цитата: AlexDARK
        Не стоит весь народ под гребенку. Ведь это всего лишь игры грязных политиканов, вернее крыс, которые выполняют поручения и ведут приказанную работу.

        Извиняюсь, что много буквофф и не про французов, а про немцев, но суть от этого не меняется. Если Германия воюет с СССР - виноват не Гитлер с Гудерианом, а немцы, которые за ним пошли, пустили его к власти. Если Наполеон напал на Россию - финоваты французы, которые за ним сюда пришли и жгли тут деревни. Если Франция c@рёт России - виноваты французы, а не Оланд и не анонимные "грязные политиканы". Это алкоголики у них анонимные, а у каждого политика есть имя. И его кто-то выбирал, за него кто-то голосовал.

        Чаковский, А.Б. "Блокада", т.3
        - Нет времени доспорить с вами насчет порядочных и подлецов. Хочу лишь спросить: те немцы, которые протянули руки к нашим глоткам, они какие? Нет, вы ответьте, ответьте! - воскликнул он, видя, что Валицкий протестующе пожал плечами. - Ведь если согласиться с вашим, так сказать, чисто домашним делением, то и среди них есть и те и другие, так? Нет, дорогой мой Федор Васильевич, тех немцев, которые терзают сейчас нашу землю, определяет единственное и главное: они фашисты. Пусть разные по степени своей субъективной приверженности к фашизму, но именно сущность фашизма, его цели определяют сегодня их поведение! Здесь, в стенах вашего дома, вы вполне можете обойтись своими критериями порядочности и подлости. Но как только вы вступаете в классовую борьбу, единственным верным критерием становится реальная принадлежность к тому или иному лагерю. За ту идею, которую мы с вами считаем справедливой, за то знамя, что держит в руках этот боец, - он кивнул на рисунок Валицкого, - стоит сражаться и не жалко отдать жизнь. Вот так!
    2. SAXA.SHURA 1 марта 2015 16:35
      А виноват то кто,нефега с аферистами дело иметь,французы хоть и были всегда с нами в нормальных отношениях,а Гитлера без боя пустили в Париж,надо самим разбираться,кто друг,а кто нет. Вы пойдете к соседу,который хочет вас грохнуть,покупать топор против него,наверное нет,а оружие у вражеской страны тоже не хрена заказывать.
  3. s.melioxin 1 марта 2015 06:44
    Наренда Моди объявит об изменениях правил закупок вооружений в ближайшее время. «После салона «Аэро Индия-2015» эти новации будут включены в политику закупок, которую сейчас готовит министр обороны Манохар Паррикар
    Хорошо, что хорошо кончается. Идеального ни чего не бывает. Будем надеяться, что Российское будет в списке и будет лучшим.
  4. Ols76 1 марта 2015 07:31
    визит Сергея Шойгу в Индию.
  5. Krona 1 марта 2015 07:33
    Политика Индии,как и Китая купить и перенести производство новейших технологий на свою территорию,так как своего что то путное произвести не получается. Скажем так-Срезают углы.
  6. heccrbq 5. 1 марта 2015 09:09
    Фото в статье шоп чтоли?Этот пастух алтайский какой то непропорциональный... laughing
    heccrbq 5.
    1. Александр72 1 марта 2015 09:37
      Простите любезный. Вы так собственного министра обороны обозвали? Можно к нему относится по разному, но за одно то, что Шойгу сделал для укрепления Вооруженных Сил России и я уверен, еще сделает, стоит его уважать как минимум. А фото такое потому что не слишком удачно (или наоборот очень удачно! lol ) подобран ракурс. А вы судя по комменту к армии имеете очень отдаленное отношение, если вообще когда-либо служили.
      Честь имею.
      1. Имперец 1 марта 2015 11:40
        Простите любезный. Вы так собственного министра обороны обозвали
        У Петро другие министры ,Гелетей Иловайский,Муженко Терминальский, Полторак Дебальцевский. Героям сала!
        1. Александр72 1 марта 2015 13:29
          Простите коллеги. Меня ввел в заблуждение российский триколор на авторке. Знал бы, что это свидомый, не стал бы тратить время на объяснение прописных истин. Ибо бессмысленно.
          Честь имею.
    2. aleks700 1 марта 2015 11:25
      Петя. Вы пасёте коз в карпатах?
    3. svp67 1 марта 2015 13:42
      Цитата: heccrbq 5.
      Этот пастух алтайский какой то непропорциональный...

      Ну не стоит так завидовать откровенно...
  7. abrakadabre 1 марта 2015 11:43
    Мне вот сильно интересно, насколько правда заявление индуса о том, что содержание Рафаля дешевле чем Сухого. Кто-нибудь может поделиться?
    Если я правильно помню, базовый Су-27 может базироваться на грунтовых аэродромах. А Су-30 может? А Рафаль?
  8. yuriy55 1 марта 2015 11:49
    Это - нужная поездка. Заручиться поддержкой 1 000 000 000 жителей планеты - правильная мысль.Да, и свой ВПК нужно развивать. wink
  9. kelevra 2 марта 2015 13:31
    Короче с индийцами не так то просто вести дела!такое чувство,как будто у них в правительстве сидит какой-то "двойной" агент и навязывает невыгодные контракты,как с лягушатниками,так и америкосами!Видимо за это огромные откаты кому-то сулят!
    kelevra

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня