Anti-ship missile systems. Part one. On the ground

Anti-ship missile systems. Part one. On the ground


Finally, work on the creation of new anti-ship missile systems (SCRC) "Ball" and "Bastion" was completed. New developments have entered mass production, automatically transferring Russia to world leaders on these systems. At the same time, only operational-tactical Bastion SCRC, which are designed to defeat large targets, are purchased for the Russian army, but tactical SCRC “Ball”, which are less powerful, are not purchased. Such a policy causes considerable doubts, since in modern conditions large-scale hostilities are unlikely, rather local conflicts in coastal waters, for which SCRK Bal are more suitable.


To date, the SCRC is a powerful system, which is on the shoulder and the task of the defense of the coast, and the destruction of sea targets in hundreds of kilometers. Own means of targeting, high autonomy and mobility make modern SCRC difficult to attack for serious opponents. That is why interest in modern coastal SCRC gradually increases. In addition, these systems can be used as a means of using high-precision rocket weapons to destroy ground targets.

The most popular foreign SCRCs

The global market can offer a variety of coastal SCRC, using all modern types of CRP.

Harpoon (Boeing, USA) has a fairly large distribution, but is used in small quantities only in Spain, Denmark, Egypt and South Korea. SCRC Exocet (MBDA, France) use the first generation RCC Exocet MM38 and has already been decommissioned in the UK. Such weapons are used only in Greece and Chile; more modern Exocet MM40 missiles besides them are used by Cyprus, Qatar, Thailand and Saudi Arabia. Coastal Complexes Otomat (MBDA, Italy) still in 1980-ies were delivered to Egypt and Saudi Arabia. Around the same time, Sweden and Finland began to use RBS-15 (Saab, Sweden), its coastal version RBS-15K. Croatia uses this SCRC in conjunction with its own, created in 1990-s of the SCRC MOL. Saab company is currently offering a coastal SCRC based on the new version of the RBS-15 rocket Mk 3.

Sweden and Norway use RBS-17 missiles (Saab, Sweden), which are a modification of the American anti-tank missiles Hellfire. They are equipped with light coastal launchers (PU). CRP Penguin (Kongsberg, Norway) from 1970-ies used in stationary PU coastal defense of Norway. Gradually obsolete systems are being removed from service. Japanese RCC SSM-1A (Mitsubishi, Japan) used in the country of origin for arming mobile coastal SCRC type 88, not exported. From 1970's RCC family Hsiung feng (Taiwan) is in service with the coastal defense of Taiwan for both mobile and stationary SCRCs. The first version was developed on the basis of an improved analogue of the CRP Gabriel Mk 2created in Israel. After 2002, the mobile SCRC comes into service. Hsiung Feng II with a more long-range local rocket. Experts do not exclude that the coastal complex based on the Taiwanese supersonic anti-ship missile will be developed further. Hsiung Feng III. These systems have never been exported.

The end of 2008 was marked by a contract concluded by Poland and Norway for the supply of one coastal division in 2012. NSM (Kongsberg, Norway) in the amount of 145 million dollars.

HY-2 (PRC) or C-201 - this is an improved analogue of the Soviet P-15 rocket, created in 1960's. Coastal PKRC in those years were the basis of the coastal defense of the PRC, exported to Iraq, Iran, Albania and the DPRK. The rocket version, equipped with a turbojet, HY-4 (PRC) entered service with the state in the 1980's. After 1991, the SCRC based on this rocket was exported to the UAE. Analogs of this rocket were created in Iran and the DPRK. To date, the rocket is incredibly outdated, so the weapons in the PRC are received YJ-62 (PRC) or C-602 - modern cruise missiles.

Light modern CRP from modification C-701 to C-705 combined into a family YJ-7 (PRC) Iran releases C-701 and C-704 missiles under license. YJ-8 (PRC) is a family of modern Chinese missiles C-801, C-802 and C-803. The SCRCs with C-802 are now in service with the People's Republic of China, in 1990-2000s they were delivered to Iran and the DPRK. Now they are seriously interested in Thailand. C-802 licensed in Iran, shipped to Syria and the Lebanese Hezbollah, the SCRC with these missiles managed to participate in the Lebanese 2006 conflict of the year.

History SCRC in Russia in Soviet times

The USSR considered the SCRC as the most important means of coastal defense with the military superiority of the West at sea. At that time, the Soviet Union was engaged in the development and production of SCRCs both tactical and operational-tactical, the firing range of the second SCRC was over 200 km.



In 1955, work began on the creation of a mobile complex "Sopka". An earlier development, the Strela complex, used the same C-2 missiles, therefore it was often called the Sopka stationary complex. The mobile complex was put into service in 1958 year. The Sopka complex was equipped with a marching aircraft turbojet engine, in order for the rocket to launch, a solid propellant accelerator was attached to the rear part of its hull. The complex was equipped with a “Mys” detection radar station, a central bridge combined with C-1M radar and a Burun tracking radar.




In 1959, C-2 missiles were equipped with Spontnik-2 thermal homing heads. If the missile was launched in the RKL C-1М beam, and at a distance of 15 km, the homing mechanism began to operate, the firing range reached 105 km. In the second mode, the rocket was driven to the homing zone by autopilot. The Sopka complex at one time was the basis of the USSR coastal defense, in the 1960 years it was actively exported to the allied states. The complex was finally removed from service in 1980's.



At the post of coastal defense complex "Sopka" replaced the mobile coastal SCRC 4К40 "Rubezh" and SCRC "Redut", put into service in 1978 year.



The Rubezh complex is equipped with the Harpoon radar. The composition of the battery includes four launchers and the same transport-charging machines, the total number of missiles is equal to X-NUMX P-16M naval missiles with a firing range of up to 15 km. Self-propelled launchers (SPU) are completely autonomous combat vehicles, they are able to independently detect surface targets and conduct firing.



Two types of homing heads (GOS) - ARL and IR, the presence of a powerful warhead increase the probability of hitting a target with a volley of two missiles with one SPU or a multi-rocket volley with several SPU even if there are interference, both active and passive. The main drawback of the complex is the use of obsolete rockets, which have a large mass and low flight speed. In addition, the operation complicates the presence of liquid rocket engines.



In 1980, the Rubezh SCRC was upgraded, making it still the basis of the coastal defense of the Russian Federation, although it is still considered obsolete. Poland, GDR, Romania, Bulgaria, Yugoslavia, Algeria and many other countries received an export version of the complex in 1980. Ukraine received part of the complexes after the collapse of the USSR.



Coastal SCRC "Redoubt" refers to the operational-tactical missile systems of the second generation. It was developed in the 1960-s, the purpose of use was to destroy any surface ships using the anti-ship missiles P-35B, the firing range is 270 km. The complex was put into service in the 1966 year, as well as "Boundary", the Redut SCRC was used to date. The SCRC is able to receive target indications from Tu-16D, TU-95D aircraft, as well as Ka-25 C helicopters equipped with a Success radar. At the end of 1970, a new Progress missile, the ZM44, began to be used. The powerful warhead and high speed of a sustained missile flight increases the likelihood of a target breaking through an air defense system with a single missile or a volley from several PUs.



In the presence of external target designation, the SCRC Redut is capable of covering several hundred kilometers of the coast. A powerful nuclear or high-explosive warhead disables any ship with a single missile. The drawbacks of the complex are related to the outdated model of the rocket, which has large dimensions and mass, therefore the SPU carries only one rocket, and the long range of its flight leads to problems with target designation. The SPU is not autonomous, like that of the Redut SCRC, therefore, it cannot independently detect targets and fire on them. Great deployment time SCRC.



In the 1980-s, the export version of the complex was supplied to countries such as Bulgaria, Syria and Vietnam. In all these countries, as in the Russian Federation, the Redut SCRC is not removed from service.

What we have today

In 1980, work began on creating new SCRCs based on promising RCCs at that time to replace the outdated Redut and Boundary complexes. Because of the collapse of the USSR, work ended only in recent years. New SCRC "Ball" and "Bastion" immediately brought Russia to the leading position in the global market of serial production of the SCRC. It is likely that the title of leader Russia will hold on over the coming decade due to the fact that the latest Bal-U and Club-M systems are being developed.

SCRC "Bastion" is designed to destroy various types of ships and ground-based radar targets with intensive fire and electronic countermeasures. One complex is able to provide protection over 600 km of the coast from enemy landing. The new complex was originally created as a universal, which can be placed on surface ships and submarines, on airplanes, boats and coastal launchers. The system was created in two versions - mobile ("Bastion-P") and stationary ("Bastion-S"). SCRC "Bastion" uses PKR "Yakhont". The advantages of this type of anti-ship missiles include over-the-horizon firing range, full autonomy of use in combat conditions, a set of flexible trajectories, supersonic speed during the entire flight, low visibility for modern radars, as well as complete unification for a number of carriers. The missile guidance system is combined - inertial at the march and active radar at the final stage of flight. The radar radar system captures the above-class cruiser target at a distance of 75 km. Maximum full capabilities of the complex allows you to see a volley. The missiles themselves are able to distribute and classify the target according to the degree of importance, choose the tactics of attack and the plan for its conduct. The autonomous system allows missiles to dodge the fire of enemy air defense. The complete ammunition of the coastal SCRC "Bastion" includes the 36 RCC (12 SPU for the 3 RCC). The deployment time of the complex is less than 5 minutes, and the frequency of shots is 2-5 seconds.



In 2006, Vietnam signed a contract for the supply of an entire division of the SCRC Bastion-P, the amount of the contract was approximately 150 million dollars, two such divisions were requested by Syria. The Vietnamese contract paid for the final stage of the development of the SCRC. Deliveries of the complexes along with the missiles were carried out in 2010 year.



In 2008, the RF Ministry of Defense signed a contract for the supply of three Bastion-P SCRCs with Yakhont for 2009-2011 to equip the 11 rifle missile artillery brigade of the Black Sea Fleet, which is deployed in the area of ​​Anapa.

The replacement of the tactical complex "Rubezh" was due to the SCRC "Ball" using the small-sized subsonic anti-ship missiles "Uran". The firing range of the complex is 120 km. The complex consists of four SPU for 8 RCC each, two self-propelled command and control and communications centers using the Garpun-Ball target designation radar, and four transport-charging vehicles. The total ammunition SCRC "Ball" consists of 64 PKR. Modern navigation equipment and night vision equipment allow deploying the complex at any time of the day or night during 10 minutes. A one-time volley of the complex is up to 32 missiles, the interval between launches is 15 seconds.



The power supply of the machines is provided by autonomous sources of alternating and direct current with a gas-turbine drive, a backup power source is located on each machine and operates from the power take-off shaft of the automobile chassis. This feature speaks not only about the high survivability of the complex, but also about the possibility of autonomous use of all machines.



The only ballistic SCRC, made for training, was transferred to the same brigade of the Black Sea Fleet, where it is now, without having an ammunition rocket. Formally, the complex was put into service in the 2008 year, but it never entered mass production. The export version - "Bal-E" with the 3М24Е export rockets - is of interest to a number of states, but there have not yet been orders for it.

The latest developments in the field of SCRC are the Club-M mobile complex with a range of up to 290 km and the Mosquito-E complex.



Club-M uses cruise missiles of the Club family of types 3М54Е, 3М14Е and 3М54Э1, for export options are available on different chassis with 3-6 missiles on PU. Orders for its manufacture has not yet been. The export version of the ship Moskit-E SCRK based on supersonic 3М80E missiles has a firing range of up to 130 km. Perhaps the lack of demand for this complex is due to the large size of the new missiles and the small firing range.

Future prospects

The most promising for the Russian Navy is the Bal-U coastal SCRC. Presumably, the new complex will use the Yakhont and Caliber missiles, and is also equipped with new targeting tools. It is possible that the Ministry of Defense is awaiting the completion of developments and therefore does not order more Ball and Bastion SCRC with 3М24 missiles.

If the coastal defense system is fully equipped with “Ball-U” complexes, it turns out that all the weapons are represented by operational-tactical systems. Only expensive, high-power supersonic Yakhont anti-ship missiles and anti-ship missiles with a caliber supersonic stage, which are designed to defeat large targets, will be used. But tactical complexes will be absent as a class. Such a choice can hardly be called optimal both from a military point of view and from an economic one.

Even during large-scale hostilities, large enemy ships will not appear in coastal waters, being substituted for a missile strike. The probability of this behavior is close to zero. The near sea blockade is a thing of the past. And it is possible to strike sea-based cruise missiles from a distance exceeding the firing range of the SCRC. Thus, it becomes clear that the invasion of large ships, aimed at defeating which are targeted by the Bal-U SCRC, will be carried out only after the destruction of the coastal defense by aviation precision weapons and cruise missiles.

A considerable firing range will be reduced due to the difficulty of targeting at a long distance, and besides from the enemy you can expect all kinds of interference to determine targets. In the worst case, the SCRC will have to rely only on its own radar stations, whose range is limited by a radio horizon. So all the benefits of long-range missiles will be reduced to almost zero.

As a result, it turns out that in the conditions of real military operations, the declared advantages of using SCRC with powerful tactical missiles will be nullified by significant limitations. Therefore, the Ball-U will not be able to fully realize its combat potential. The use of powerful expensive missiles in local conflicts is not rational.

If you observe the modern development of the maritime forces of neighboring countries, it is easy to see that the emphasis is placed on small combat units, such as small combat boats, in the future - without crew combat equipment. Therefore, we can expect the appearance in the coastal waters of Russia not a small number of large ships, but a large number of small ones. So the RF VM needs to create modern effective means of dealing with small and medium surface targets at a short distance, especially in the waters of the internal seas.

As a solution to these issues, inexpensive subsonic and small-sized RCCs can be considered. "Uranus" with 3М24 series of missiles and its coastal variant - the SCRC "Ball" - successful, already developed modern systems, suitable in all respects for solving such problems. The lack of orders for these complexes seems very short-sighted.

Orientation of naval forces to combat light and cutter forces (at least in the Black, Baltic, and Japanese seas) will affect the construction of all the branches and forces of the Navy — the construction of ships, naval aviation, coastal missile and artillery units. The best option for the purchase of the SCRC will be the combination of the Ball-U and Bastion-P complex with powerful and high-speed missiles and Ball complexes with the Uran missiles.

It is also worth noting that the cost of one Onyx / Yakhont missile is three to four times higher than the cost of a Uran class missile. The cost of the "Bastion-P" complex with 16 rockets is comparable with the cost of the battery of the SCRC "Ball" with 64 rockets. At the same time, a volley of 32 subsonic missiles is often more effective than 8 supersonic salvoes.

Most likely, the practice will show that the sufficiently high cost of the Ball-U and the Bastion SCRC will either limit their purchase or stretch it over time. Therefore, the fleet risks remaining armed for the most part with the obsolete coastal Redut and Rubezh complexes, the combat significance of which will soon become insignificant. In addition, the 3М24 missiles are easier to modernize, and relatively small costs can significantly increase the flexibility and efficiency of using CPRC based on them.

To be continued.
Author:
Valery Boval
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


Наконец завершились работы над созданием новых противокорабельных ракетных комплексов (ПКРК) «Бал» и «Бастион». Новые разработки поступили в серийное производство, автоматически переведя Россию в мировые лидеры по этим системам. При этом для Российской армии закупаются только оперативно-тактические ПКРК «Бастион», которые предназначены для поражения крупных целей, а вот тактические ПКРК «Бал», которые являются менее мощными, не закупаются. Такая политика вызывает изрядные сомнения, поскольку в современных условиях маловероятны крупномасштабные военные действия, скорее уж локальные конфликты в прибрежных водах, для которых больше подходят именно ПКРК «Бал».

На сегодняшний день ПКРК – это мощные системы, которым по плечу и задача обороны побережья, и поражение морских целей в сотнях километров. Собственные средства целеуказания, высокая автономность и мобильность делают современные ПКРК трудноуязвимыми для серьезных противников. Именно поэтому интерес к современным береговым ПКРК постепенно возрастает. К тому же эти системы можно использовать как средства применения высокоточного ракетного оружия для поражения наземных целей.


Зарубежные ПКРК, имеющие наибольшее распространение

Мировой рынок может предложить разнообразные береговые ПКРК, применяющие все современные типы ПКР.

Harpoon (Boeing, CША) имеет достаточно большое распространение, однако используется в небольшом количестве только в Испании, Дании, Египте и Южной Корее. ПКРК Exocet (MBDA, Франция) используют первое поколение ПКР Exocet ММ38 и уже снято с вооружения в Великобритании. Таким вооружением пользуются только в Греции и Чили, более современные ракеты Exocet ММ40 кроме них применяют Кипр, Катар, Таиланд и Саудовская Аравия. Береговые комплксы Otomat (MBDA, Италия) еще в 1980-х годах были поставлены в Египет и Саудовскую Аравию. Примерно в то же время Швеция и Финляндия начали использовать RBS-15 (Saab, Швеция), его береговой вариант RBS-15K. Хорватия использует этот ПКРК в комплексе с собственным, созданным в 1990-х годах ПКРК MOL. Компания Saab в данный момент предлагает береговой ПКРК на основе новой версии ракеты RBS-15 Mk 3.

Швеция и Норвегия используют ракеты RBS-17 (Saab, Швеция), являющиеся модификацией американской противотанковой ракеты Hellfire. Ими снаряжаются легкие береговые пусковые установки (ПУ). ПКР Penguin (Kongsberg, Норвегия) с 1970-х годов применяется в стационарных ПУ береговой обороны Норвегии. Постепенно устаревшие комплексы снимаются с вооружения. Японские ПКР SSM-1A (Mitsubishi, Япония) используются в стране-производителе для вооружения мобильных береговых ПКРК типа 88, не экспортируются. С 1970-х годов семейство ПКР Hsiung Feng (Тайвань) состоит на вооружении береговой обороны Тайваня как для мобильных, так и для стационарных ПКРК. Первый вариант был разработан на основе улучшенного аналога ПКР Gabriel Mk 2, созданной в Израиле. После 2002 года на вооружение поступает мобильный ПКРК Hsiung Feng II с более дальнобойной ракетой местного производства. Специалисты не исключают, что дальше будет разрабатываться береговой комплекс, основанный на тайваньской сверхзвуковой ПКР Hsiung Feng III. Эти системы никогда не экспортировались.

Конец 2008 года ознаменовался контрактом, который заключила Польша с Норвегией на поставку в 2012 году одного дивизиона береговых NSM (Kongsberg, Норвегия) на сумму 145 миллионов долларов.

HY-2 (КНР) или С-201 – это улучшенный аналог советской ракеты П-15, созданной еще в 1960-х годах. Береговые ПКРК в те годы были основой береговой обороны КНР, экспортировались в Ирак, Иран, Албанию и КНДР. Вариант ракеты, оснащенный турбореактивным двигателем, HY-4 (КНР) поступил на вооружение государства в 1980-х годах. После 1991 года ПКРК на основе этой ракеты были экспортированы в ОАЭ. Аналоги этой ракеты были созданы в Иране и КНДР. На сегодняшний день ракета неимоверно устарела, поэтому на вооружение в КНР поступают YJ-62 (КНР) или С-602 – современные крылатые ракеты.

Легкие современные ПКР от модификации С-701 до С-705 объединены в семейство YJ-7 (КНР) Иран ведет выпуск ракет С-701 и С-704 по лицензии. YJ-8 (КНР) – семейство современных китайских ракет С-801, С-802 и С-803. ПКРК с С-802 сейчас находятся на вооружении в КНР, в 1990-2000-х годах они поставлялись в Иран и КНДР. Сейчас ими всерьез заинтересовался Таиланд. С-802 по лицензии выпускаются в Иране, поставлялись в Сирию и ливанскую «Хезболлу», ПКРК с этими ракетами успели поучаствовать в ливанском конфликте 2006 года.

История ПКРК в России в советское время

СССР рассматривал ПКРК в качестве важнейшего средства береговой обороны при военном превосходстве Запада на море. В то время в Советском союзе занимались разработкой и производством ПКРК как тактического назначения, так и оперативно-тактического, дальность стрельбы вторых ПКРК составляла свыше 200 км.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


В 1955 году были начаты работы по созданию подвижного комплекса «Сопка». Более ранняя разработка - комплекс «Стрела» - использовал те же ракеты С-2, поэтому его часто называли стационарным комплексом «Сопка». Подвижный комплекс принят на вооружение в 1958 году. Комплекс «Сопка» был оснащен маршевым самолетным турбореактивным двигателем, для того чтобы ракета стартовала, к хвостовой части ее корпуса крепился твердотопливный реактивный ускоритель. Комплекс был оснащен радиолокационной станцией (РЛС) обнаружения «Мыс», центральным мостом, совмещенным с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун».

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


В 1959 году ракеты С-2 стали оснащать тепловыми головками самонаведения «Спутник-2». Если ракета была выпущена в луче РКЛ С-1М, а на расстоянии 15 км начинал действовать механизм самонаведения, дальность стрельбы достигала 105 км. Во втором режиме ракета в зону самонаведения выводилась автопилотом. Комплекс «Сопка» в свое время был основой береговой обороны СССР, в 1960-е года активно экспортировался в союзнические государства. Окончательно с вооружения комплекс сняли в 1980-х годах.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


На посту береговой обороны комплекс «Сопка» заменили подвижный береговой ПКРК 4К40 «Рубеж» и ПКРК «Редут», поставленный на вооружение в 1978 году.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


Комплекс «Рубеж» оснащен РЛС «Гарпун». В состав батареи входят четыре пусковых установки и столько же транспортно-заряжающих машин, общее число ракет равно 16 флотским ракетам П-15М с дальностью стрельбы до 80 км. Самоходные пусковые установки (СПУ) представляют собой полностью автономные боевые машины, они способны самостоятельно обнаруживать надводные цели и вести стрельбу.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


Два типа головок самонаведения (ГСН) - АРЛ и ИК, наличие мощной боевой части повышают вероятность поражения цели залпом из двух ракет с одной СПУ или многоракетным залпом с нескольких СПУ даже при наличии помех, и активных, и пассивных. Основной недостаток комплекса – это применение устаревших ракет, имеющих большую массу и невысокую скорость полета. К тому же эксплуатацию усложняет наличие жидкостных ракетных двигателей.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


В 1980-е года ПКРК «Рубеж» прошел модернизацию, благодаря чему до сих пор составляет основу береговой обороны РФ, хотя все равно считается устаревшим. Экспортный вариант комплекса в 1980-е года получили Польша, ГДР, Румыния, Болгария, Югославия, Алжир и многие другие страны. Украина получила часть комплексов после распада СССР.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


Береговой ПКРК «Редут» относится к оперативно-тактическим ракетным комплексам второго поколения. Он был разработан в 1960-х годах, целью использования являлось поражение любых надводных кораблей с помощью ПКР П-35Б, дальность стрельбы составляет 270 км. На вооружение комплекс был поставлен в 1966 году, как и «Рубеж», ПКРК «Редут» используется до настоящего времени. ПКРК способен принимать целеуказания с самолетов Ту-16Д, ТУ-95Д, а также вертолетов Ка-25 Ц, оснащенных РЛС «Успех». В конце 1970-х годов стала использоваться новая ракета ЗМ44 «Прогресс». Мощная боевая часть и высокая скорость маршевого полета ракеты повышает вероятность прорыва ПВО цели единственной ракетой или залпом с нескольких ПУ.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


При наличии внешнего целеуказания ПКРК «Редут» способен покрывать несколько сотен километров побережья. А мощная ядерная или фугасная боевая часть выводит из строя любой корабль единственной ракетой. Недостатки комплекса связаны с устаревшей моделью ракеты, которая имеет большие размеры и массу, поэтому СПУ несет только одну ракету, а большая дальность ее полета приводит к проблемам с целеуказанием. СПУ не автономна, как у ПКРК «Редут», поэтому не может самостоятельно обнаруживать цели и вести по ним огонь. Велико время развертывания ПКРК.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


В 1980-х годах экспортный вариант комплекса поставлялся в такие страны, как Болгария, Сирия и Вьетнам. Во всех этих странах, как и в РФ, ПКРК «Редут» не снят с вооружения.

Что мы имеем на сегодня

В 1980-е года начались работы по созданию новых ПКРК на основе перспективных на тот момент ПКР для замены устаревших комплексов «Редут» и «Рубеж». Из-за развала СССР работы закончились только в последние годы. Новые ПКРК «Бал» и «Бастион» сразу вывели Россию на лидирующие позиции мирового рынка серийного производства ПКРК. Вероятно, что звание лидера Россия продержит все ближайшее десятилетие ввиду того, что ведутся разработки новейших систем «Бал-У» и Club-M.

ПКРК «Бастион» предназначен для поражения различных видов кораблей и наземных радиолокационных целей при интенсивном огневом и радиоэлектронном противодействии. Один комплекс способен обеспечить защиту свыше 600 км побережья от десанта противника. Новый комплекс изначально создавался как универсальный, который можно разместить и на надводных кораблях, и на подводных лодках, на самолетах, катерах и береговых пусковых установках. Система создана в двух вариантах – подвижном («Бастион-П») и стационарном («Бастион-С»). ПКРК «Бастион» использует ПКР «Яхонт». К достоинствам данного вида ПКР можно отнести загоризонтную дальность стрельбы, полную автономность применения в боевых условиях, набор гибких траекторий, сверхзвуковую скорость во время всего полета, малую заметность для современных РЛС, а также полную унификацию для целого ряда носителей. Система наведения ракеты комбинированная – инерциальная на маршевом участке и активная радиолокационная – на последней стадии полета. РЛС ГСН захватывает надводную цель класса «крейсер» на расстоянии до 75 км. Максимально полно возможности комплекса позволяет увидеть залп. Ракеты сами способны распределить и классифицировать цель по степени важности, выбрать тактику атаки и план ее проведения. Автономная система позволяет ракетам уклоняться от огня средств ПВО противника. Полный боекомплект берегового ПКРК «Бастион» включает в себя 36 ПКР (12 СПУ по 3 ПКР). Время развертывания комплекса составляет менее 5 минут, а частота выстрелов равна 2-5 секундам.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


В 2006 году Вьетнам подписал контракт на поставку целого дивизиона ПКРК «Бастион-П», сумма контракта составила примерно 150 миллионов долларов, два таких дивизиона запросила Сирия. Вьетнамский контракт оплатил завершающую стадию разработки ПКРК. Поставки комплексов вместе с ракетами были осуществлены в 2010 году.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


В 2008 году Министерство обороны РФ заключило контракт на поставку в течение 2009-2011 годов трех ПКРК «Бастион-П» с ракетами «Яхонт» для оснащения 11-й стрелковой ракетно-артиллерийской бригады Черноморского флота, которая дислоцируется в районе г. Анапа.

Заменой комплекса тактического назначения «Рубеж» должен был ПКРК «Бал», использующий малогабаритные дозвуковые ПКР «Уран». Дальность стрельбы комплекса составляет 120 км. Комплекс состоит из четырех СПУ по 8 ПКР в каждой, двух самоходных командных пунктов управления и связи, использующих РЛК целеуказания «Гарпун-Бал», и четырех транспортно-заряжающих машин. Суммарный боекомплект ПКРК «Бал» состоит из 64 ПКР. Современная навигационная аппаратура и средства ночного видения позволяют в течение 10 минут развернуть комплекс в любое время дня и ночи. Единовременный залп комплекса составляет до 32 ракет, интервал между пусками равен 15 секундам.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


Энергообеспечение машин обеспечивают автономные источники переменного и постоянного тока с газотурбинным приводом, резервный источник питания располагается на каждой машине и работает от вала отбора мощности автомобильного шасси. Эта особенность говорит не только о высокой живучести комплекса, но и о возможности автономного использования всех машин.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


Единственный ПКРК «Бал», изготовленный для отработки, был передан в ту же бригаду Черноморского флота, где и находится сейчас, не имея боекомплекта ракет. Формально комплекс взят на вооружение еще в 2008 году, однако в серийное производство он так и не попал. Экспортный вариант - «Бал-Э» с экспортными же ракетами 3М24Э - вызывает интерес у ряда государств, однако заказов на него еще не было.

Последними разработками в области ПКРК являются мобильный комплекс Club-M с дальностью стрельбы до 290 км и комплекс «Москит-Э».

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть первая. На земле


Club-M использует крылатые ракеты семейства Club типов 3М54Э, 3М14Э и 3М54Э1, на экспорт предлагаются варианты на разных шасси с 3-6 ракетами на ПУ. Заказов на его изготовление еще не было. Экспортная версия корабельного ПКРК «Москит-Э» на основе сверхзвуковых ракет 3М80Э имеет дальность стрельбы до 130 км. Возможно, отсутствие спроса на этот комплекс связано с крупными размерами уже не новых ракет и небольшая дальность стрельбы.

Грядущие перспективы

Наиболее перспективным для ВМФ РФ является разрабатываемый береговой ПКРК «Бал-У». Предположительно новый комплекс будет использовать ракеты «Яхонт» и «Калибр», а также оснащен новыми средствами целеуказания. Возможно, Министерство обороны ожидает окончания разработок и поэтому не заказывает больше ПКРК «Бал» и «Бастион» с ракетами 3М24.

Если же система береговой обороны будет полностью укомплектована комплексами «Бал-У», получится, что все вооружение представлено системами оперативно-тактического назначения. Будут использоваться только дорогостоящие мощные сверхзвуковые ПКР «Яхонт» и ПКР со сверхзвуковой ступенью «Калибр», которые предназначены для поражения крупных целей. А вот комплексы тактического назначения будут отсутствовать как класс. Едва ли такой выбор можно назвать оптимальным и с военной точки зрения, и с экономической.

Крупные корабли противника даже во время крупномасштабных военных действий не появятся в прибрежных водах, подставляясь под ракетный удар. Вероятность такого поведения близка к нулю. Ближняя морская блокада осталась в прошлом. А нанести удар крылатыми ракетами морского базирования возможно с расстояния, превышающего дальность стрельбы ПКРК. Таким образом, становится понятно, что вторжение крупных кораблей, на поражение которых нацелены ПКРК «Бал-У», будет осуществлено только после уничтожения береговой обороны авиационным высокоточным оружием и крылатыми ракетами.

Значительная дальность стрельбы будет уменьшена в связи с трудностью целеуказания на большом расстоянии, к тому же со стороны противника можно ожидать всяческих помех для определения целей. В худшем случае ПКРК придется рассчитывать только на собственные РЛС, чья дальность ограничивается радиогоризонтом. Так что все преимущества дальнобойных ракет сведутся практически к нулю.

В итоге получается, что в условиях реальных военных действий задекларированные преимущества применения ПКРК с мощными оперативно-тактическими ракетами сведутся на нет значительными ограничениями. Поэтому реализовать свой боевой потенциал в полной мере «Бал-У» не сможет. Использование мощных дорогостоящих ракет в локальных конфликтах не рационально.

Если понаблюдать за современным развитием морских сил соседних государств, легко заметить, что ставка делается на малые боевые единицы, такие, как малые боевые катера, в перспективе – безэкипажные боевые средства. Поэтому можно ожидать появление в прибрежных водах России не малого числа крупных кораблей, а большого числа маленьких. Так что ВМ РФ нуждается в создании современных эффективных средств борьбы с малоразмерными и средними надводными целями на небольшой дистанции, особенно в водах внутренних морей.

В качестве решения этих вопросов можно рассматривать недорогие дозвуковые и небольшие по размерам ПКР. «Уран» с ракетами серии 3М24 и его береговой вариант - ПКРК «Бал» - удачные, уже отработанные современные комплексы, подходящие по всем параметрам для решения подобных задач. Отсутствие заказов на эти комплексы видится весьма недальновидным.

Ориентирование морских сил на ведение борьбы с легкими и катерными силами (хотя бы на Черном, Балтийском и Японском морях) отразится на строительстве всех родов и сил ВМФ – на строительстве кораблей, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских частей. Оптимальным вариантом закупки ПКРК будет сочетание комплекса «Бал-У» и «Бастион-П» с мощными и высокоскорострельными ракетами и комплексов «Бал» с ракетами «Уран».

Стоит также отметить, что стоимость одной ракеты «Оникс/Яхонт» в три-четыре раза выше стоимости ракеты класса «Уран». Стоимость комплекса «Бастион-П» с 16 ракетами соизмерима со стоимостью батареи ПКРК «Бал» с 64 ракетами. При этом залп из 32 дозвуковых ракет зачастую эффективнее залпа 8 сверхзвуковых.

Скорее всего практика покажет, что достаточно высокая стоимость ПКРК «Бал-У» и «Бастион» либо ограничит их закупку, либо растянет ее во времени. Поэтому флот рискует остаться вооруженным по большей части устаревшими береговыми комплексами «Редут» и «Рубеж», боевая значимость которых скоро станет ничтожной. К тому же ракеты 3М24 проще модернизировать, относительно небольшие затраты могут существенно увеличить гибкость и эффективность применения КПРК на их основе.

Продолжение следует.
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. asavchenko59 22 сентября 2011 10:03
    Имея такие отличные комплексы, почему-же так опозорились наши ВМФ при стрельбах на Камчатке?? Подозреваю, что все эти чудеса имеются в еденичных экземплярах, а войска имеют то, что имеют.
    asavchenko59
    1. prunx 22 сентября 2011 16:42
      Чё, всёпропало?
      prunx
    2. индрик 22 сентября 2011 17:21
      как обычно ,создали ,испытали,всех удивили результатом и начали на экспорт клепать.А собственному государству глубоко похер,что десант узкоглазых будем из рогаток расстреливать,т.к до сих пор не решили какой автомат принять на вооружение-Абакан или аек-95.
      индрик
  2. 320423 22 сентября 2011 17:17
    интересна была бы возможность обьеденения на одной установке сразу двух ракет, тогда возможности комплекса были бы более универсальны.
  3. ATK931 24 октября 2014 16:31
    RBS15 Mk3 — хорошая ПКР.
    ATK931

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня