Увидеть и победить

Увидеть и победитьНе столько индусы, которые являются основными зарубежными потребителями бортовых радиолокационных систем управления (БРЛСУ), разработанных в НИИ приборостроения (НИИП), сколько американцы хотели иметь максимально полное представление о нашей боевой авионике. Для этой цели в 2008 году на территории США были проведены маневры с недвусмысленным названием RedFlag («Красный флаг»). В результате учебных боев российской разработки индийский Су-30МКИ с РЛС «Барс» превзошел и тяжелый американский истребитель F-15, и наиболее массовый легкий истребитель F-16. На учениях Garuda IV против Су-30МКИ выставили уже европейцев – Mirage 2000 и Rafale F3. Результат такой же – полное превосходство и в ближнем, и в дальнем воздушном бою. После чего у экспертного сообщества в области авионики возник резонный вопрос: почему элементная база у русских хуже, а вот готовая продукция – бортовые РЛС – получается лучше западных?

Действительно, парадокс… За ответом корреспондент «НВО» отправился в подмосковный Жуковский – столицу отечественной боевой авиации.

ИСТОКИ


– Никакого секрета! – авторитетно заявили в НИИП. – Еще генеральный конструктор Виктор Константинович Гришин (руководитель НИИП с 1973 по 1978 г. – «НВО».) в шутку говорил: наше преимущество перед потенциальными противниками в том, что у нас на испытательных полигонах не было теплых туалетов.

– Это в каком же смысле?..

– В том, что для нас быт ничего не значил, мы старались не за прибыль, не за деньги и не за комфорт, мы были патриотами и энтузиастами, и если нужно было, работали по 30 часов в сутки, а у них все по расписанию… Мы же себя для дела никогда не жалели. Таким был и основатель нашей фирмы Виктор Васильевич Тихомиров.

Примечательная деталь. Когда в 1953 году Тихомирова избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению технических наук (радиотехника, электроника, автоматика и телемеханика), он уже был трижды лауреатом Сталинской премии, за его плечами была целая научно-техническая школа, которую потом назовут «Созвездие Тихомирова», а вот ученых степеней Виктор Васильевич на тот момент времени не имел никаких – не успел оформить. И только в 1966 году ВАК СССР исправила эту административную нелепость: за выдающиеся научные достижения трижды лауреату и кавалеру двух орденов Ленина членкору Тихомирову была присвоена еще и степень доктора технических наук.

Достижения того стоили. Первую Сталинскую премию Тихомиров получил за РЛС «Редут-40», которую приняли на вооружение еще до войны. Вторую – за первую отечественную бортовую РЛС «Гнейс-2», получившую крещение в Сталинградской битве. Радар установили на фронтовом бомбардировщике Пе-2, и Тихомиров сам апробировал его в боевой обстановке – летал в качестве оператора. Ну а третья Сталинская премия была получена уже в 1953 году за высокоточный самолетный дальномер. В те же годы начались работы и над БРЛС «Изумруд» для МиГ-17, в ходе которых и сложился знаменитый тихомировский коллектив, который сегодня носит имя своего отца-основателя.

Главная задача, которую в 1955 году поставили перед созданным филиалом НИИ-17 (ныне НИИ приборостроения), была сформулирована следующим образом: разработка авиационной радиолокационной аппаратуры. Но пришли другие времена, во главе партии и государства встал Никита Хрущев, который был свято убежден, будто ракетное оружие решает абсолютно все, и Виктора Тихомирова вместе с соратниками с небес спустили на грешную землю – создавать ЗРК средней дальности для ПВО Сухопутных войск.

НА ЗЕМЛЕ, В НЕБЕСАХ И НА МОРЕ

Помимо шифра первому зенитному ракетному комплексу НИИ приборостроения было присвоено также имя собственное – «Куб». Ну а поскольку применять его собирались для прикрытия от воздушного противника основной ударной силы Советской армии – танковых дивизий, комплекс смонтировали на гусеничном ходу. При этом на одном самоходном транспортном средстве впервые был совмещены как обзорная РЛС, так и РЛС наведения.

На совместные государственные испытания ЗРК «Куб» предполагалось вывести уже во втором квартале 1961 года. Но не все, что предначертала партия, было осуществимо в директивно установленные сроки – неизведанное непредсказуемо, тем более когда речь идет о комплексе технических решений, опережающих свое время. В общем, график летел в тартарары, руководители отрасли на все про все давали только год, а Тихомиров на коллегии Минрадиопрома твердо стоял на своем: для доведения «Куба» до боеспособного состояния потребуется не год, а два. И такое собственное мнение стоило Виктору Васильевичу должности руководителя предприятия.

Сам «Куб» тоже висел на волоске. Тему могли прикрыть уже через год, если бы во время показа боевой техники на авиабазе в Кубинке «кубовские» самоходные установки с макетами ракет в натуральную величину не попались на глаза Никите Хрущеву. В общем, лидеру партии очень понравилось, как все вращается, а то, что это по большому счету еще полуфабрикат, ему объяснять не стали. В результате программа «Куб» неожиданно получила высший уровень приоритетности, и в 1964 году, как и планировал Тихомиров, состоялся первый успешный пуск – мишень разлетелась на куски.

В 1967 году ЗРК «Куб» был принят на вооружение. За его разработку и серийное освоение многие сотрудники НИИ приборостроения получили госнаграды, а наиболее отличившиеся стали лауреатами Ленинской и Государственной премий. И только Виктор Васильевич Тихомиров, хоть и остался в святцах генеральным конструктором комплекса, не попал в списки награжденных или отмеченных.

Тем временем созданный по его идеологии ЗРК «Куб», получивший в экспортном варианте наименование «Квадрат», начал триумфальное шествие по миру. А звездный час тихомировского детища пробил в 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня, когда египетские зенитчики, израсходовав 95 ракет, сбили 64 самолета противника. Результат был настолько впечатляющим, что за «Квадратами» в буквальном смысле выстроилась очередь – 27 стран.

Комплекс и сегодня, после семи модернизаций, все еще стоит на вооружении многих армий. На его невероятное боевое долголетие повлиял и тот факт, что именно югославским «Квадратом» в 1999 году был сбит F-117 «Стелс». И если суперсовременный самолет, объявленный американцами невидимкой, оказался по зубам комплексу тридцатипятилетней давности, то что говорить о ЗРК «Бук» и его более современных модификациях? Например, «Бук-М2», в состав боевых средств которого вошли РЛС с ФАР (фазированными антенными решетками), может в отличие от одноцелевого «Куба» и шестицелевого «Бука» одновременно обстреливать уже 24 цели.

Кстати, наименование «Бук» появилось за дружеским столом, когда коллектив отмечал очередное трудовое достижение. Особо мудрствовать не стали: просто перевернули слово «Куб» наоборот.

Десять лет, пока НИИ приборостроения занимался радиолокацией исключительно для мобильных зенитно-ракетных комплексов, авионика ушла далеко вперед. Насколько, это стало понятно после того, когда в сентябре 1976 года предатель Беленко угнал в Японию МиГ-25. Американцы разобрали его по винтику и сделали публичное заявление: планер выше всяческих похвал, а вот по части электроники русские «отстали от нас навсегда».

В таком заблуждении западный авиационный мир пребывал вплоть до 1991 года, пока на очередном Международном авиасалоне в Ле-Бурже не состоялась презентация МиГ-31, под носовым обтекателем которого, к огромнейшему удивлению специалистов, обнаружилась ФАР с электронным управлением лучом – так сказать, «выступающая часть» не менее уникальной по своим характеристикам системы управления вооружением (СУВ) «Заслон». Ничего похожего в мировой истребительной авиации даже близко еще не было.

И поскольку лучшие западные истребители были на тот момент оснащены РЛС с щелевыми антенными решетками с механическим сканированием, стало ясно, что тягаться с «тридцать первым» на равных они не в состоянии. Поэтому, как только первые МиГ-31 появились на Дальнем Востоке, японцы и американцы, высчитав безопасное расстояние, предусмотрительно отодвинули свою авиацию от наших границ. Между прочим МиГ-31, оснащенный СУВ «Заслон», разработанной в НИИ приборостроения, до сих пор считается лучшим в своем классе. В 2013 году опытному образцу ФАР РЛС «Заслон» экспертный совет Политехнического музея присвоил статус «Памятник науки и техники Отечества».

Были и другие прорывные работы. Особая гордость коллектива НИИ приборостроения – радиолокационная система управления (РЛСУ) «Барс», благодаря которой Су-27 из «чистого» перехватчика превратился в многофункциональный истребитель Су-30МКИ. Поначалу Су-30МКИ шел исключительно на экспорт (только в Индию было поставлено более 200 самолето-комплектов), но потом, как сказали в НИИП, наше Минобороны «одумалось и исправило историческую ошибку» – заказало и закупает в большом количестве самолеты Су-30СМ с РЛСУ «Барс-Р» для ВВС России.

А вот РЛСУ «Ирбис-Э» для истребителя Су-35 НИИП, ОКБ Сухого и Государственный Рязанский приборный завод вскладчину делали на свои кровные. Изначально Су-35 предполагался для экспортных поставок и не был включен в гособоронзаказ, но на МАКС-2009 неожиданно для самих разработчиков военное ведомство заключило контракт на поставку первых 48 самолетов Су-35С с РЛСУ «Ирбис» в российском варианте. Насколько известно, в планах МО есть намерение закупить еще порядка 60 таких же машин.

…А если заглянуть в будущее? Например, американцы не проходили стадию разработки пассивных ФАР, а сразу перешли на активные ФАР (АФАР). Но, как утверждает заместитель генерального директора НИИП по науке доктор технических наук Анатолий Синани, сама по себе АФАР – не панацея: «Главное – это электронное управление лучом, а на чем делать, решит разработчик. Поскольку свои достоинства есть и в АФАР и в ФАР, каждый раз надо выбирать адекватную концепцию». Для примера: РЛСУ «Ирбис» с пассивной ФАР имеет существенно большую дальность обнаружения, чем все существующие и разрабатываемые БРЛС с АФАР.

Радиолокационный комплекс для ПАК ФА решили делать с активными фазированными антенными решетками в X- и L-диапазонах. Как отметил гендиректор НИИП Юрий Белый, радиоэлектронная система истребителя пятого поколения в своем составе будет иметь несколько АФАР, разнесенных по поверхности самолета, которые в результате образуют так называемую «умную обшивку». Иначе говоря, это будет как бы «всевидящий» самолет. При этом в НИИП не сомневаются, что ПАК ФА с АФАР по ряду характеристик превзойдет и F-22 и F-35.

Добившись существенных результатов в авиационной и наземной радиолокации, тихомировцы обратили свое внимание на гидролокацию. В настоящее время НИИП выпускает мобильные малогабаритные гидроакустические комплексы серии «Неман», которые с успехом работают в подразделениях ЛУКОЙЛа, «Газпрома» и «РусГидро» и т.д. Поработали «Неманы» и на историю – например, с их помощью в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» были обнаружены десятки погибших судов времен Первой мировой и Великой Отечественной войн. В активе «Немана» и уникальнейшая находка – последний парусный линкор российского императорского флота «Лефорт», потерпевший крушение еще в 1857 году.

Найдут применение гидролокаторы из Жуковского и в ВМФ. Недавно «Неман» успешно выдержал государственные совместные испытания с рекомендацией о принятии на снабжение Минобороны. Предполагается, что они будут использоваться для борьбы с подводными диверсантами, а также для поиска подводных объектов и донных мин как на надводных кораблях, так и в подводных аппаратах.

КОНВЕРСИЯ И ВЫГОДА

В так называемую эпоху перемен НИИ приборостроения, как и большинство предприятий ОПК, остался без гособоронзаказа. Были случаи, когда сотрудники по три месяца не получали зарплату. Выжили в основном за счет экспорта – в первую очередь благодаря БРЛС «Барс» и ЗРК «Квадрат».

Пытались перейти и на производство товаров народного потребления. До кастрюль дело не дошло, но были попытки выпускать электросчетчики, массажные комплексы, электрошокеры и прочее. Однако погоды такое производство не делало и душу не согревало, а главное – не приносило прибыли. Так пришло осознание, что заниматься надо все-таки профильным делом.

«Умная конверсия» принесла свои плоды, когда в НИИП появилось отделение, основной продукцией которого стали автоматические системы управления (АСУ) для метрополитена и электропоездов РЖД. Например, АСУ серии «Витязь», разработанные в институте, эксплуатируются сегодня в Московском, Казанском и Нижегородском метрополитенах, а также в Софийском и Бакинском метро. А буквально недавно, в январе, на Кольцевой линии Московского метрополитена прошло тестирование разработанной в Жуковском системы автоматического ведения состава, которая позволяет поезду двигаться в автоматическом режиме на перегоне и останавливаться на станции с точностью почти ювелирной – до 30 см. По сути дела, машинисту остается только вывести состав из депо, а также закрывать и открывать двери.

И вот что примечательно. Выполнение заказов для метрополитена и РЖД оказалось выгоднее, чем госооборонзаказ, который отвлекает значительное количество сил и средств, но не сулит такой уж большой рентабельности – около 5–8%. «Гражданка» же дает рентабельность в два раза больше. Как говорится, почувствуйте разницу!

А деньги институту нужны. Чтобы привлекать молодежь, чтобы создать достойные условия для высококлассных специалистов с хорошим образованием, которые по нынешним временам цену себе знают. Поэтому, если в 2001 году средняя зарплата по институту едва превышала 4 тыс. руб., то теперь – 49 тыс., что в среднем выше, чем по отрасли, да и по Подмосковью тоже. Но чтобы и в условиях рецессии удерживать зарплаты на приличном уровне, основная продукция НИИ приборостроения – радиолокационные станции для боевых авиационных комплексов и ЗРК – должна пользоваться спросом, быть конкурентоспособной, в том числе и на внешнем рынке.

И, конечно же, превосходить авионику возможного противника. Логика здесь простая: «Увидеть раньше – значит победить!» На протяжении 60 лет коллектив НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова с такой задачей вполне справляется. Особенно впечатляют результаты работ последнего десятилетия: «Барс» для Су-30МКИ, Су-30МКМ, Су-30МКА, Су-30СМ, «Меч» для Су-30МК2, Су-27СМ, «Заслон-АМ» для МиГ-31БМ, «Ирбис» для Су-35С. Примечательно, что на сегодняшний день 70% истребителей, которые заказываются российскими ВВС, и те, которые идут по линии ВТС на экспорт, оснащены радиолокационной аппаратурой, разработанной в НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова. А впереди еще ПАК ФА и ПАК ДА.
Автор: Олег Одноколенко
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2015-02-27/1_win.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. Akos28 1 марта 2015 05:29
    Желаю долгих лет жизни и крепкого здоровья коллективу НИИ приборостроения имени В.В.Тихомирова и больших творческих успехов на благо Родины! good
    1. crazyrom 1 марта 2015 06:11
      Главная задача и цель: суметь передать знания, опыт, умения - новым специалистам. А то ведь кто это всё делает и придумывает - старой закалки, и они не вечные, нужно тренировать новых.
      1. Венд 1 марта 2015 10:02
        Наша военная техника всегда была лучшей, так что убейтесь западные производители. И НАТО это только для того, чтобы сбывать третьесортную технику странам союзникам. А на экспорт западные концерны отправляют технику, с усеченным вариантом функций. Чтобы если вдруг война, своя техника осталась более боеспособной.
      2. gladcu2 1 марта 2015 21:15
        Опыт и знания передать не проблема, а вот как передать тот советский энтузиазм?

        Ведь капитализм и социализм мотивируют по разному.
    2. vodolaz 1 марта 2015 19:36
      Очень интересная статья, спасибо.
  2. Бронеоптимист 1 марта 2015 05:55
    Физику и арифметику нужно учить всем подряд, а не по выбору, как в матрасных школах, тогда даже и на худших компонентах будут получаться лучшие РЛС и ЗРК.
  3. Тот же ЛЕХА 1 марта 2015 05:55
    Почет и уважение патриархам СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ МЫСЛИ....многое из того что они сделали позволяет нам жить в мире,их оружие не дает шансов врагу на безопасный блицкриг по нашей РОДИНЕ.
    Долгих ЛЕТ ЖИЗНИ и благополучия им пожелаю.
    1. КАБ 1 марта 2015 14:04
      Я знаю что Су-30 выигрывает у Ф-15, возможно и у Ф-16, но автор скажите пожалуйста где наши Сушки встречались с "Рафалями" и победили в ближнем воздушном бою. Наши только недавно пытались провести на компьютере эти воздушные бои и результаты никто не выкладывал. Пожалуйста пишите правду. Индусы будут закупать "Рафали" и будут проводить учебные бои с Сушками и МиГами, вот тогда и будут сведения. А пока что никаких учебных боев между Сушками и "Рафалями" не было, также как и не было боев с "Рапторами", "Тайфунами", "Грифенами" и "Суперхорнетами", не вводите людей в заблуждение иначе Индусы бы не стали так усердно продавливать "Рафали", превосходство которых признают даже самолюбивые янки.
      КАБ
      1. belij 2 марта 2015 05:43
        Это когда это было, чтобы янки признали превосходство французов в авионике? Вся их концепция проектирования авиатехники основана на противодействии советских/российских средств ПВО и завоевании господства в воздухе, защищаемом нашими самолетами.
  4. андрей юрьевич 1 марта 2015 06:52
    "суперкар" ВВС России! drinks
  5. Ols76 1 марта 2015 07:28
    Удачи коллективу НИИ!
  6. мичман 1 марта 2015 08:39
    На всех самолетах стоят системы, созданные ОАО "ВНИИРА". В свое время многие из них создавались под моим руководством, как Главным конструктором. В частности на МиГ-31 была впервые установлена система АПД для возможности работы этих перехватчиков в автономном режиме. Вот тогда нам удалось с маршалом Е.Я. Савицким навести порядок на Дальнем Востоке. Я уже тогда работал в Москве, но месяц по поручению Правительства с группой специалистов обеспечивал полеты 4-х МиГ-31. Самолеты США прекратили нарушать наши границы.
    И в настоящий момент наше командование ВВС сумеет это повторить. Честь имею.
    1. kiparis 1 марта 2015 09:05
      Поклон Вам.Спасибо!
    2. андрей юрьевич 1 марта 2015 13:52
      Юрий Григорьевич, редко встретишь на сайте человека,не скрывающего своего ИМЕНИ. выражаю Вам огромное уважение.И...спасибо за всё ! soldier
  7. мыслитель 1 марта 2015 08:41
    ... для нас быт ничего не значил, мы старались не за прибыль, не за деньги и не за комфорт, мы были патриотами и энтузиастами, и если нужно было, работали по 30 часов в сутки, а у них все по расписанию… Мы же себя для дела никогда не жалели. Таким был и основатель нашей фирмы Виктор Васильевич Тихомиров.

    Как я понимаю, всё это не только в прошедшем времени, но и настоящем. Электронщикам, прибористам, успехов и свершений НА ЗЕМЛЕ, В НЕБЕСАХ И НА МОРЕ!
    1. Дильшат 1 марта 2015 11:52
      Ещё Д Ливанова посадить пожизненно и всё норм будет.
  8. APASUS 1 марта 2015 09:43
    Еще генеральный конструктор Виктор Константинович Гришин (руководитель НИИП с 1973 по 1978 г. – «НВО».) в шутку говорил: наше преимущество перед потенциальными противниками в том, что у нас на испытательных полигонах не было теплых туалетов

    Это и есть сермяжная правда,непонятный мозгу англосакса секрет!
  9. Тамбовский Волк 1 марта 2015 09:55
    А что минусы поставили? Учмтесь,как раньше работали и как сейчас (кто-то недавно писал,что на работу опоздаю минут на пять,то не "посодют",как раньше).Вот,что такое энтузиазм,патриотизм,любовь к Родине.Не пустые слова.А теперь представьте,как работали наши отцы и матери во время ВОВ.Но пришли либералы и понятие Родина сменилась на понятие "мой карман"-любыми средствами,жадностью,воровством,преклонением перед "зелёной бумажкой",плевками на собственный народ.Хорошо,хоть почти вся остальная Россия сохранила тот дух предков и чувство Родины.Ну а Москва хамоная и пармезанная это не вся Россия.Думаю и в Москву придёт наконец русский правитель,патриот Родины и народа.
  10. Nayhas 1 марта 2015 09:59
    В результате учебных боев российской разработки индийский Су-30МКИ с РЛС «Барс» превзошел и тяжелый американский истребитель F-15, и наиболее массовый легкий истребитель F-16. На учениях Garuda IV против Су-30МКИ выставили уже европейцев – Mirage 2000 и Rafale F3. Результат такой же – полное превосходство и в ближнем, и в дальнем воздушном бою.

    Бред ничем не подтвержденный.

    На его невероятное боевое долголетие повлиял и тот факт, что именно югославским «Квадратом» в 1999 году был сбит F-117 «Стелс».

    Ещё один бред. Золтан Дани командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО, у него были четыре зенитно-ракетные установки C-125. НИИП им. Тихомирова к этому ЗРК никакого отношения не имеет, это Алмазовский комплекс. Приписывать себе чужой успех более чем неприлично...
    1. vladimir_krm 1 марта 2015 11:58
      Оригинал публикации: http://www.air-cosmos.com/site/ уже не открывается. Вот ссылка на бумажную версию: http://www.academie-air-espace.com/pmb/opac_css/index.php?lvl=bulletin_display&i
      d=2078
      Перевод: http://inosmi.ru/army/20100705/161049452.html
      Остальное искать не буду, но бредите вы, а не автор.
      1. Nayhas 1 марта 2015 16:26
        Цитата: vladimir_krm
        Оригинал публикации:

        Надеюсь вы сам читали.
        В указанной вами статье указаны участники данных учений:
        Со стороны Франции цитирую:
        Французские ВВС были представлены пятью Mirage 2000-5F эскадрильи 1/2 "Аисты" и четырьмя Mirage 2000C/RDI эскадрильи 2/5 "Иль-де-Франс" при поддержке группы заправщиков C-135FR подразделения 2/91 "Бретань".

        Со стороны Индии:
        Шесть двухместных истребителей Су-30МКИ 8-й эскадрильи в сопровождении двух заправщиков Ил-78МКИ и транспортника Ил-76МД

        Со стороны Сингапура:
        шесть двухместных F-16D "Plus" (Block 52) 145-й эскадрильи ВВС Сингапура в сопровождении заправщика KC-135R 112-й эскадрильи


        И теперь что там было сказано о превосходстве БРЛС Су-30МКИ?
        Конечно, признает пилот Mirage 2000-5F, их мощный радар позволял им раньше нас узнавать о ситуации в небе, но радар это еще не все.


        БРЛС "Барс" лучше БРЛС Antilope 5... Хорошо. Я конечно рад, что Су-30МКИ имеет БРЛС лучший чем у Mirage 2000-5F. Так то по годам они ровесники.
        Но при чём тут Rafale который не упоминается? Или F-16 block52?
        П.С: кстати на учениях индийские летчики ознакомились с Rafale и через два года он выиграл конкурс в Индии...

        Цитата: vladimir_krm
        Остальное искать не буду, но бредите вы, а не автор.

        Дык как можно найти то, чего нет?
        1. барбитурат 1 марта 2015 21:02
          статья французкого обозревателя вообще сумбурная, видимо написана простым журналистом, а не специалистом, но нужно четко понимать, что уже шел тендер и это, несомненно, накладывает определенный отпечаток на тон статьи и осторожность суждений.

          Цитата: Nayhas
          Но при чём тут Rafale который не упоминается?


          ну почему же не упоминается? несколько раз речь идет именно о Рафале, причем названа модификация F-3. Например:
          "пришлось иметь дело французским летчикам, которые противопоставили ему Mica EM/IR (Mirage 2000-5F и Rafale F3), Super 530D и Magic 2 (Mirage 2000RDI)"

          или

          "Поставленные задачи включали в себя воздушный бой, перехват, сопровождение транспортников (C-130 и C-160) и уничтожение наземных целей для F-16D и "Сухих" при участии Mirage 2000N и Rafale, которым нередко отводилась роль подразделений противника."
          Тем более потом Рафаль осматривали, видимо все же был и летал как и все остальные.

          Цитата: Nayhas
          БРЛС "Барс" лучше БРЛС Antilope 5... Хорошо. Я конечно рад, что Су-30МКИ имеет БРЛС лучший чем у Mirage 2000-5F.


          мне кажется, что вы тут ошибаетесь в типе РЛС на французком истребителе, на Мираже 2000-5F стоит современная станция RDY-2 с синтезированной апертурой и прочими "фенечками"

          Цитата: Nayhas
          П.С: кстати на учениях индийские летчики ознакомились с Rafale и через два года он выиграл конкурс в Индии...


          тут, для объективности, нужно добавить, что конкурс по факту проводился между ИМЕННО ЗАПАДНЫМИ машинами и индийцы выбрали французкие машины которые действительно очень хороши + эксплуатация Миражей 2000 и некоторые французкие системы на Су30, то есть есть специалисты, более знакомые системы и т.д.

          а вообще, в статье много путаного, особенно рассждения типа: "Су-30МКИ серьезно страдает от своей большой массы (39 тонн), которая на 1,5 тонны больше чем у Rafale и на 2,2 тонны превышает вес Mirage 2000C"

          ,
    2. барбитурат 1 марта 2015 12:34
      Цитата: Nayhas
      Бред ничем не подтвержденный.

      Этот "бред" несут индийцы, а так же рассказывают французкие летчики, их высказывания есть в сети, но ты как обычно, чето брякнул и побежал))а то набрал бы в интернете, ведь несложно))

      Цитата: Nayhas
      Ещё один бред. Золтан Дани командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО, у него были четыре зенитно-ракетные установки C-125. НИИП им. Тихомирова к этому ЗРК никакого отношения не имеет, это Алмазовский комплекс. Приписывать себе чужой успех более чем неприлично...


      До сих пор спорят, как и кем был сбит ф-117, официальные представители заявляли, что его сбили "Квадратом", потом другие официальные представители, что его сбили комплексом С-125 и третьи говорят про Миг 29. Так вот в статье, речь идет о "Квадрате", а он имеет прямое отношение к НИИП, где тебя обманули?

      Опять этот "товарисч")) сначала чето приписал статье, какую то типо попытку обмана, мол такие тупые эти авторы, даже незнают чей комплекс С-125 и приписывают это себе, а потом опровергает свою же чепуху))
      Это одна контора по "любви" к России, vaf, nayhas))
      1. андрей юрьевич 1 марта 2015 14:00
        Цитата: барбитурат
        Это одна контора по "любви" к России, vaf, nayhas))

        что вы имеете до "VAFа"? или вас от собственного "ника" торкнуло ? wassat
      2. Cresta999 1 марта 2015 21:46
        Как представитель радиоразведки могу сказать, что точной информации о способе сбития f-117 нет. Вариантов действительно три. Известно одно - для летчика это явилось неожиданностью. Хотя, впрочем это как раз не удивляет. Американцы вообще ведут себя достаточно беспечно в радиоэфире, а в данном конкретном военном конфликте можно было предсказать их действия (авиации) за несколько часов включая квадрат. Как то так.
  11. NordUral 1 марта 2015 10:49
    Возродить бы тот порыв нашего ВПК и КБ. При этом и морально, и материально вознаграждая вносящих реальный вклад в нашу оборону. Пусть молодежь поймет на деле, кто работает, тот будет вознагражден государством и народом. Только для этого у нас государство должно стать действительно народным. Опыт такого уже был.
  12. Волька 1 марта 2015 11:33
    нам есть чем гордиться, но прежде всего это наши люди, да именно люди, вот ими и гордимся и будем гордиться всегда good hi soldier ...
  13. erseer 2 марта 2015 00:36
    "а вот по части электроники русские «отстали от нас навсегда».
    В таком заблуждении западный авиационный мир пребывал вплоть до 1991 года, пока на очередном Международном авиасалоне в Ле-Бурже не состоялась презентация МиГ-31, под носовым обтекателем которого, к огромнейшему удивлению специалистов, обнаружилась ФАР с электронным управлением лучом..."
    а в 1989г в ШМАС №03205 по специальности "механик РЛС и средств наведения ракет изд.01" я разве не РЛС с ФАР изучал?
  14. Starik72 2 марта 2015 04:01
    Очень интересная и познавательная статья! Огромное спасибо автору !!! Поболее бы таких статей на ВО.
  15. Thronekeeper 2 марта 2015 16:48
    Вот Египет покупает 12 Су-35 на 24 "Рафаля". Причём, за денежку, а не в дар.
    Когда не экономят на безопасности, покупают российское вооружение.
  16. aba 2 марта 2015 23:28
    наше преимущество перед потенциальными противниками в том, что у нас на испытательных полигонах не было теплых туалетов.

    Вспоминаю 80-е, когда говорили об Абрамсе, то первым делом говорили о системе кондиционировании и это, а не его броня, казались для многих высшим достижением танкостроения. Но потом пришло осознание, что не это главное, тем более что и наши танки идущие в жаркие страны оснащаются кондиционерами.
    А про МИГ-25, может так и было, но оптика, по воспоминаниям офицеров знакомых с этой историей, иностранце весьма удивила
    aba
  17. voyaka uh 11 марта 2015 15:33
    Интересно откуда взят такой однозначный вывод?
    ("Результат такой же – полное превосходство и в ближнем, и в дальнем воздушном бою")

    В англо-язычной прессе гораздо более противоречивые выводы.
    Су-30 действительно показал себя очень хорошо. Выявилось его преимущество
    в ближних боях, где маневренность (резкий поворот) часто определяет победу.
    Но выявились и недостатки "Барса". Недостаточная "резкость картинки" не позволяла
    определить "свой-чужой", "враг-сосед". Из-за этого индусы сбили (условно) немало своих самолетов.
    Короче, группе Су-30 нужен самолет- координатор (типа "АВАКС") для коллективного боя.

    Выводы американцев: "Ф-22 легко переигрывает Су-30, но у него мало ракет ВВ,
    а Ф-15 - с большим трудом и только на дальних-средних дистанциях.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня