Перспективы развития российских тяжелых БПЛА

11
Перспективы развития российских тяжелых БПЛА

Противоречия между главным военным ведомством и производителями военной техники сегодня достигли своего апогея. А ведь порой именно эти противоречия и становятся причиной невозможности модернизации российской армии. Так разбивается «голубая мечта» о создании в нашей стране качественного и конкурентоспособного беспилотного летательного аппарата. Или шансы, все же есть?..

Еще некоторое время назад кое-кто из представителей Министерства обороны заявлял, что развитие беспилотной авиации не является приоритетной задачей наших ВВС. Мол, у нас и истребители слишком хороши и дороги, чтобы лишние деньги тратить на какие-то летающие рамы. Однако недавние мировые конфликты показали, что беспилотная авиации – это по-настоящему современная возможность не только вести воздушную разведку, но и наносить удары по позициям противника, не боясь потерять экипаж (его же в БПЛА просто нет).



Нельзя сказать, что разработками беспилотников в нашей стране не занимались вообще, но что активных действий по созданию эффективных моделей БПЛА не было – это однозначно. Были времена, когда советская оборонка пыталась угнаться за американцами и создать свой беспилотник, но пришли девяностые, и все проекты, как водится, были заморожены. Пока их размораживали, американцы ушли от нас далеко вперед, да еще и Израиль уверенно обошел, выпустив свои Bird Eye. Кстати, сегодня уже заключены контракты с Тель-Авивом по поводу поставок в Россию новых беспилотных самолетов этой серии. И на данный момент это является, пожалуй, наиболее подходящим вариантом для нашей страны. Несмотря на всю льющуюся критику таких закупок, с их помощью можно убить, как говорится, сразу двух зайцев – и получить современные БПЛА, и разобраться, в каком направлении вести развитие беспилотной авиации.

Пока все развитие укладывалось в безразмерном финансировании проекта концерна «Вега», который, по сути, монополизировал производственную сферу беспилотников. Ладно бы монополизировал, но так хотя бы создал подходящий летательный аппарат. А вышло так, что и деньги были непонятно куда потрачены, и результат с новым российским беспилотным летательным аппаратом близок к нулевому.

Какие же возможности есть для продолжения развития обозначенного производственного направления? Во-первых, можно продолжить вливать деньги в концерн «Вега»: мол, вдруг у ребят родится по-настоящему «живая» идея, и они-таки создадут нечто, что перевернет наше отношение к отечественной отрасли, создающей БПЛА. Но это все равно, что ждать у моря погоды. А вдруг представители «Веги» снова рассуют деньги то ли по карманам, то направят их, как говорится, совсем в иное русло, нежели разработки российского беспилотника.

Вариант второй – это создать условия конкуренции, когда отдельные конструкторские бюро будут заниматься разработкой при активной финансовой поддержке государства. И снова экономически мало целесообразно. Ведь некоторые конторы, едва получив первые миллионы, просто начнут тянуть время и ждать, когда у других что-то получится. Зачем тратить силы, если будет выбран в итоге один. Ситуация похожа на самое настоящее иждивенчество.
Вариант третий: задание дается нескольким фирмам, а финансироваться работы будут из резервов этих же фирм. В конце концов, фирма, которая представит подходящий вариант БПЛА, и будет вознаграждена из военного бюджета. Для Министерства обороны ситуация более чем подходящая, однако для самих компаний с их «хлипковатым» бюджетом этот вариант неприемлем. Им будет просто нечем платить заработную плату сотрудникам, пока те пытаются начертить и собрать свой беспилотник.

Тогда, получается, что вариант один. Он, по всей видимости, и реализуется сегодня. Это покупки БПЛА за рубежом (у Израиля) и возможное принятие принципа строения самолетов такого рода за основу.

Нельзя говорить, что это как-то не по-нашему – жалкий, мол, плагиат. Достаточно вспомнить, что даже наше ядерное оружие – это далеко не придумка советских ученых. Это, так скажем, заимствованная у Запада идея, которая воплотилась в замечательный результат.

Поэтому и закатывать истерику по поводу закупок БПЛА у Израиля – преждевременно. Вот если и эти покупки не стимулируют отечественную отрасль, то тогда нужно будет делать соответствующие оргвыводы.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    11 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. pokermen
      +2
      22 сентября 2011 08:07
      Не будет у нас беспилотников, пока молодой специалист поучает 7000р.+ 100р. за секретность
      1. +2
        22 сентября 2011 09:17
        А ведь мы были первыми....
        1. Ягуар
          0
          22 сентября 2011 11:08
          раньше Израиля да, а насчет США сильно сомневаюсь. AQM-34 первый полет 1951 года
          1. +2
            22 сентября 2011 11:56
            СССР ещё в 70-е—80-е годы был одним из лидеров по производству БПЛА, только Ту-143 было выпущено около 950 штук. А в 1988 году в беспилотном режиме выполнил космический полёт космический корабль «Буран».

            Вы меня извините, я имел ввиду не столько разработки сколько применение
            1. Ягуар
              +1
              22 сентября 2011 16:09
              В ходе Вьетнамской войны более 1000 американских Firebee(AQM-34 и прочие модификации) совершили 3435 боевых вылетов.
            2. Инсургент
              0
              22 сентября 2011 21:06
              Что толку было от ту-143 сирия пыталась использовать ,их против изряиля ,ведь отснятый материал может пропатсть если бак собьют ,а хоть и несобют пока расберутся с отснятым материалом й материал уже устареет,у израиля уже в 1982 году применял беспилотники с реальном режиме времени
    2. 0
      22 сентября 2011 09:18
      Слегка не въехал, а на фото это что?
      Вроде бы беспилотник с маркировкой Ту-143.
      Так они у нас есть, или их нет?
      1. 0
        22 сентября 2011 09:21
        Были разработки при СССР, на днях про Ту-143 статью выложим...
    3. asavchenko59
      +2
      22 сентября 2011 10:52
      Есть ещё и 3-й вариант, его отлично реализовывал Лаврентий Павлович!
      Арестовать всех этих мракобесов за развал производства и хищения в особо крупных размерах, поселить в шарашки и пускай куют оружие, вымаливая прощение и сокращение срока.
    4. +1
      22 сентября 2011 12:14
      Если даже наладить массовый выпуск современных самолётов, то будет проблема с подготовкой лётчиков, да и вообще их надо где-то взять, сейчас не объявишь как в 30-ые - "Все на самолёты!" А вот БПЛА для наших ВС - это самый подходящий вариант. Сидеть в бункере и крутить джойстик - таких пилотов у нас хватает с избытком.
    5. 0
      22 сентября 2011 16:05
      Идея запуска девайса из контейнера очень интересна. Настораживает только струя пламени по машине включая шасси.
      И очень интересно сколько человеко-часов занимало запихать аппарат снова в установку...
      1. 0
        22 сентября 2011 16:37
        Цитата: профессор
        Идея запуска девайса из контейнера очень интересна. Настораживает только струя пламени по машине включая шасси. И очень интересно сколько человеко-часов занимало запихать аппарат снова в установку...


        Проверка
      2. Sergh
        +1
        22 сентября 2011 17:12
        А чё его пихать-то, знаешь эвакуатор по дорогам ездит. Так я не успел добежать, машина уже на верху была!
    6. 0
      22 сентября 2011 16:35
      Проверка, проверка

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»