Перспективы развития российских тяжелых БПЛА

Противоречия между главным военным ведомством и производителями военной техники сегодня достигли своего апогея. А ведь порой именно эти противоречия и становятся причиной невозможности модернизации российской армии. Так разбивается «голубая мечта» о создании в нашей стране качественного и конкурентоспособного беспилотного летательного аппарата. Или шансы, все же есть?..

Еще некоторое время назад кое-кто из представителей Министерства обороны заявлял, что развитие беспилотной авиации не является приоритетной задачей наших ВВС. Мол, у нас и истребители слишком хороши и дороги, чтобы лишние деньги тратить на какие-то летающие рамы. Однако недавние мировые конфликты показали, что беспилотная авиации – это по-настоящему современная возможность не только вести воздушную разведку, но и наносить удары по позициям противника, не боясь потерять экипаж (его же в БПЛА просто нет).

Перспективы развития российских тяжелых БПЛА

БПЛА Ту-143



Нельзя сказать, что разработками беспилотников в нашей стране не занимались вообще, но что активных действий по созданию эффективных моделей БПЛА не было – это однозначно. Были времена, когда советская оборонка пыталась угнаться за американцами и создать свой беспилотник, но пришли девяностые, и все проекты, как водится, были заморожены. Пока их размораживали, американцы ушли от нас далеко вперед, да еще и Израиль уверенно обошел, выпустив свои Bird Eye. Кстати, сегодня уже заключены контракты с Тель-Авивом по поводу поставок в Россию новых беспилотных самолетов этой серии. И на данный момент это является, пожалуй, наиболее подходящим вариантом для нашей страны. Несмотря на всю льющуюся критику таких закупок, с их помощью можно убить, как говорится, сразу двух зайцев – и получить современные БПЛА, и разобраться, в каком направлении вести развитие беспилотной авиации.

Пока все развитие укладывалось в безразмерном финансировании проекта концерна «Вега», который, по сути, монополизировал производственную сферу беспилотников. Ладно бы монополизировал, но так хотя бы создал подходящий летательный аппарат. А вышло так, что и деньги были непонятно куда потрачены, и результат с новым российским беспилотным летательным аппаратом близок к нулевому.

Какие же возможности есть для продолжения развития обозначенного производственного направления? Во-первых, можно продолжить вливать деньги в концерн «Вега»: мол, вдруг у ребят родится по-настоящему «живая» идея, и они-таки создадут нечто, что перевернет наше отношение к отечественной отрасли, создающей БПЛА. Но это все равно, что ждать у моря погоды. А вдруг представители «Веги» снова рассуют деньги то ли по карманам, то направят их, как говорится, совсем в иное русло, нежели разработки российского беспилотника.

Вариант второй – это создать условия конкуренции, когда отдельные конструкторские бюро будут заниматься разработкой при активной финансовой поддержке государства. И снова экономически мало целесообразно. Ведь некоторые конторы, едва получив первые миллионы, просто начнут тянуть время и ждать, когда у других что-то получится. Зачем тратить силы, если будет выбран в итоге один. Ситуация похожа на самое настоящее иждивенчество.
Вариант третий: задание дается нескольким фирмам, а финансироваться работы будут из резервов этих же фирм. В конце концов, фирма, которая представит подходящий вариант БПЛА, и будет вознаграждена из военного бюджета. Для Министерства обороны ситуация более чем подходящая, однако для самих компаний с их «хлипковатым» бюджетом этот вариант неприемлем. Им будет просто нечем платить заработную плату сотрудникам, пока те пытаются начертить и собрать свой беспилотник.

Тогда, получается, что вариант один. Он, по всей видимости, и реализуется сегодня. Это покупки БПЛА за рубежом (у Израиля) и возможное принятие принципа строения самолетов такого рода за основу.

Нельзя говорить, что это как-то не по-нашему – жалкий, мол, плагиат. Достаточно вспомнить, что даже наше ядерное оружие – это далеко не придумка советских ученых. Это, так скажем, заимствованная у Запада идея, которая воплотилась в замечательный результат.

Поэтому и закатывать истерику по поводу закупок БПЛА у Израиля – преждевременно. Вот если и эти покупки не стимулируют отечественную отрасль, то тогда нужно будет делать соответствующие оргвыводы.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. pokermen 22 сентября 2011 08:07
    Не будет у нас беспилотников, пока молодой специалист поучает 7000р.+ 100р. за секретность
    pokermen
    1. Vadivak 22 сентября 2011 09:17
      А ведь мы были первыми....
      1. Ягуар 22 сентября 2011 11:08
        раньше Израиля да, а насчет США сильно сомневаюсь. AQM-34 первый полет 1951 года
        Ягуар
        1. Vadivak 22 сентября 2011 11:56
          СССР ещё в 70-е—80-е годы был одним из лидеров по производству БПЛА, только Ту-143 было выпущено около 950 штук. А в 1988 году в беспилотном режиме выполнил космический полёт космический корабль «Буран».

          Вы меня извините, я имел ввиду не столько разработки сколько применение
          1. Ягуар 22 сентября 2011 16:09
            В ходе Вьетнамской войны более 1000 американских Firebee(AQM-34 и прочие модификации) совершили 3435 боевых вылетов.
            Ягуар
          2. Инсургент 22 сентября 2011 21:06
            Что толку было от ту-143 сирия пыталась использовать ,их против изряиля ,ведь отснятый материал может пропатсть если бак собьют ,а хоть и несобют пока расберутся с отснятым материалом й материал уже устареет,у израиля уже в 1982 году применял беспилотники с реальном режиме времени
            Инсургент
  2. Banshee 22 сентября 2011 09:18
    Слегка не въехал, а на фото это что?
    Вроде бы беспилотник с маркировкой Ту-143.
    Так они у нас есть, или их нет?
    1. Смирнов Вадим 22 сентября 2011 09:21
      Были разработки при СССР, на днях про Ту-143 статью выложим...
  3. asavchenko59 22 сентября 2011 10:52
    Есть ещё и 3-й вариант, его отлично реализовывал Лаврентий Павлович!
    Арестовать всех этих мракобесов за развал производства и хищения в особо крупных размерах, поселить в шарашки и пускай куют оружие, вымаливая прощение и сокращение срока.
    asavchenko59
  4. Rashid 22 сентября 2011 12:14
    Если даже наладить массовый выпуск современных самолётов, то будет проблема с подготовкой лётчиков, да и вообще их надо где-то взять, сейчас не объявишь как в 30-ые - "Все на самолёты!" А вот БПЛА для наших ВС - это самый подходящий вариант. Сидеть в бункере и крутить джойстик - таких пилотов у нас хватает с избытком.
  5. профессор 22 сентября 2011 16:05
    Идея запуска девайса из контейнера очень интересна. Настораживает только струя пламени по машине включая шасси.
    И очень интересно сколько человеко-часов занимало запихать аппарат снова в установку...
    1. Смирнов Вадим 22 сентября 2011 16:37
      Цитата: профессор
      Идея запуска девайса из контейнера очень интересна. Настораживает только струя пламени по машине включая шасси. И очень интересно сколько человеко-часов занимало запихать аппарат снова в установку...


      Проверка
    2. Sergh 22 сентября 2011 17:12
      А чё его пихать-то, знаешь эвакуатор по дорогам ездит. Так я не успел добежать, машина уже на верху была!
      Sergh
  6. Смирнов Вадим 22 сентября 2011 16:35
    Проверка, проверка

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня