Формоза: голландская история азиатского тигра

5
Сегодня небольшое по территории, но обладающее вполне солидным (более 23 млн. чел.) государство Тайвань считается одним из наиболее развитых в экономическом отношении государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Безусловно, что такого положения Тайвань никогда бы не достиг, если бы в свое время здесь не укрепилась партия «Гоминьдан», потерпевшая поражение в материковом Китае, но сумевшая сохранить за собой плацдарм — остров в Тихом океане.

Официально Тайвань называется Китайской республикой, поскольку тайваньская государственность берет начало в Синьхайской революции 1911 г. До 1971 г. именно представитель Китайской республики — Тайваня занимал место в Организации Объединенных Наций, то есть Тайвань считался более легитимным государством, нежели Китайская Народная Республика (КНР). Сегодня Тайвань (Китайская республика) — это частично признанное государство. Имеющее массу нерешенных споров и противоречий с Пекином. Между тем, стать субъектом региональной и даже мировой политики острову помогла поддержка со стороны США и их союзников в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Ханьцы и гаошань

В настоящее время подавляющее большинство жителей Тайваня составляют этнические китайцы. Преимущественно это представители южнокитайского субэтноса хакка, говорящие на одноименном диалекте, родственном диалекту жителей китайской провинции Гуандун, и представители субэтноса минь, говорящие на миньских диалектах китайского языка и родственные населению провинции Фуцзянь (Минь — старое название этой провинции). Таким образом, население Тайваня, хоть и является китайцами, но имеет собственную специфику — это «южные китайцы». Однако китайцы — некоренное население острова, хотя и живут на нем очень давно. Еще в XII веке Тайвань был присоединен к Китаю, а с XIV в. началось его планомерное заселение выходцами с территории современных провинций Фуцзянь и Гуандун.

До китайцев на Тайване жили представители нескольких племен, говоривших на австронезийских языках и родственных населению Филиппинских островов и Малайского архипелага. Потомки аборигенов острова остались и в современном Тайване, но они составляют не более 2-3% населения. Китайцы называют их «гаошань», объединяя под этим названием равнинные (на севере и западе) и горные (на юге, востоке и в центре острова) этносы. Обитатели равнин в большей степени китаизированы и в настоящее время практически растворились в окружающей многомиллионной массе китайского населения. Крупнейший равнинный этнос — сирая. Кстати, именно с сирая связывается современное название острова Тайвань, поскольку «тайвоан» — это одна из подгрупп этноса сирая. Горное население Тайваня в большей степени сохранило свои языки и культуру. Крупнейшие горные этносы, населяющие южные, восточные и центральные районы острова — ами, атаял, пайвань, труку (седек), бунун.

Культура тайваньских аборигенов близка к культуре филиппинских народов до испанского завоевания. Разумеется, в последние столетия коренное население острова в значительной степени было ассимилировано китайцами, однако горные народы Тайваня еще сохраняют этнокультурную специфику и самосознание, что в настоящее время является одним из важных инструментов привлечения на остров зарубежных туристов. Вплоть до последних лет гоминьдановское правительство Тайваня стремилось окончательно ассимилировать аборигенное население, для чего предпринимались определенные усилия и в школьном образовании, и в сфере массовых коммуникаций. Однако растущее национальное движение коренных жителей Тайваня с одной стороны, и, в большей степени, соображения коммерческого характера (поскольку племена являются предметом этнографического интереса иностранных туристов) — с другой стороны, способствовали постепенному изменению национальной политики тайваньского правительства в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Лишь в 2009 г. было официально признано существование 14 племен: амии, атаял, бунун, кавалан, пайвань, пуюма, рукай, сайсият, сакизая, седиктруку, тхао, цзоу, ями.

Остров Тайвань стал объектом интереса материкового Китая в начале нашей эры, а в 610 г. н.э. китайская армия численностью около 10 тыс. человек совершила поход на Тайвань. Естественно, что коренное население острова, находившееся на гораздо более низкой ступени развития, нежели китайцы, не смогло отстоять свою независимость и было вынуждено смириться с подчинением Тайваня Китаю, а затем и с заселением острова китайскими колонистами. Китайцы принесли на остров более развитое сельское хозяйство, ремесленные промыслы, а аборигенные племена были оттеснены в горы. Несмотря на то, что остров официально был включен в состав Китая в XII веке, а в 1360 г. было создано Управление по надзору, взявшее на себя административные функции, власть китайского правительства на Тайване была слабой. Этим воспользовались зарубежные колонизаторы — сначала японские пираты, которые пытались закрепиться на побережье Тайваня, создав здесь свои базы, а затем и европейцы.

В 1590 г. остров Тайвань был открыт португальскими путешественниками, которые прозвали его Формоза, то есть — «Прекрасный». Однако поскольку в тот период Португалия находилась в унии с Испанией (т.н. «Иберийская уния»), открытие португальскими моряками Тайваня автоматически означало попадание последнего в сферу геополитических интересов испанской короны. Тем не менее, первое время испанцы относились к открытому острову равнодушно — они не строили здесь фортов, торговых поселений, поскольку были в большей степени озадачены вопросами дальнейшего установления контроля над Филиппинскими островами.

Голландско-китайская война и колонизация Формозы

Тем временем, у испанцев и португальцев в южных морях появился новый активный и опасный соперник. Молодое государство Нидерланды преследовало в качестве одной из главных целей получение контроля над транспортировкой специй из Юго-Восточной Азии в Европу. Первоначально голландцы попытались начать торговлю в Китае, однако китайские власти отказались с ними сотрудничать, поскольку с 1535 г. имели торговые отношения с Португалией. В 1604 г. голландская экспедиция вышла из порта Батавии (Джакарта) в Макао, намереваясь принудить китайцев к торговле, однако голландцы были окружены превосходящим китайским флотом и вынуждены отступить.

В 1622 г. голландцы предприняли повторную попытку овладения портом Макао, но она также оказалась неудачной. Отчаявшись создать базу в Макао, голландцы отступили к островам Пескадорес (Пэнху). На Пэнху голландцы заложили форт, используя труд порабощенных местных китайцев. Однако жестокость голландских колонизаторов была такова, что вскоре 1300 из 1500 захваченных в плен китайцев умерли от голода и истощения. Голландский корабль «золотой лев», следовавший на Пескадорес, потерпел кораблекрушение на острове Ламей, у юго-западного побережья Тайваня. Уцелевшие голландцы были убиты местными жителями. В 1623 г. голландские торговцы впервые высадились на острове Тайвань, который привлек их внимание как подходящее место для создания перевалочного пункта морской торговли с Китаем и Японией.

Тем временем, империя Мин предупредила голландских колонизаторов, что острова Пескадорес является китайской территорией и потребовала их немедленного освобождения. Новый губернатор провинции Фуцзянь Нан Цзюй И начал подготовку к нападению на голландскую базу на острове Пэнху. 30 июля 1624 г. китайские войска, общей численностью в 5000 военнослужащих и 40-50 военных кораблей, во главе с генералом Ван Менг Хонгом, окружили голландский форт. 3 августа голландцы запросили перемирия и сложили оружие. Империя Мин пышно отпраздновала победу над голландцами, которые в китайских источниках назывались «варварами с красными волосами». Двенадцать пленных голландцев даже провели на параде перед императором в Пекине.

После победы империи голландцы покинули Пескадорские острова и приняли решение перебазироваться на Формозу. Голландские колонизаторы быстро осознали, что в отличие от индонезийских и малайских княжеств Китайская империя является серьезной силой и, несмотря на военно-техническое отставание, не собирается идти на уступки Нидерландам. Ян Питерсоон Кун (1587-1629), занимавший в тот период пост генерал-губернатора Голландской Ост-Индии, понял, что многочисленность китайцев и развитость системы государственного управления в материковом Китае не дадут голландцам возможности создания полноценной торговой фактории и военного форта на южнокитайском побережье. Кстати, именно Ян Питерсоон Кун стоял у истоков голландского завоевания Индонезии — под его руководством голландские войска сожгли Джаякарту и заложили на ее месте Батавию, ставшую на долгие годы столицей Голландской Ост-Индии, а затем — и Индонезии под именем Джакарта. В 1621 г. войсками Куна было зверски вырезано население острова Банда в Индонезии. Нет никаких сомнений, что этот человек не стал бы церемониться и с Макао, однако он обладал трезвым практическим умом и прекрасно понял, что лучше обратить свое внимание на «ничейные земли».

Первоначально на песчаном полуострове Тайован был построен временный форт, который четырьмя годами позже заменила более капитальная крепость — Форт Зеландия. Одним из первых действий голландцев на острове Тайвань была карательная операция против туземцев, которые ожесточенно сопротивлялись колонизации острова. Первая экспедиция была предпринята против селений Баклоан и Маттау. Селение Маттау было стерто с лица земли, после чего оставшиеся в живых представители проживавшего там племени были вынуждены прекратить сопротивление. Увидев угрожающий пример расправы с селением Маттау, другие туземные племена не решились к продолжению дальнейшего антиголландского сопротивления. Одновременно продолжалась «холодная война» Голландской Ост-Индской компании с Китаем, которая перерастала в вооруженные столкновения голландских и китайских кораблей в Тайваньском проливе.

«Голландский мир»

Голландцы взяли на себя миссию христианизации тайваньских аборигенов — «гаошань», прикрывая цивилизаторскими задачами свои подлинные планы по использованию острова в качестве военной и торговой базы. В селения туземцев засылались миссионеры, которые должны были приучать тайваньских жителей носить одежду и постепенно склонять их принятию христианства. Однако туземцы встречали миссионеров недоброжелательно, некоторые из них были убиты. В 1635-1636 гг. была проведена большая кампания по «умиротворению» тайваньских туземцев. После смертей сотен соплеменников тайваньские жители были вынуждены в массовом порядке присягать на верность голландским колонизатором, стремясь сохранить собственные жизни. Таким образом, голландцы установили свою власть на значительной части острова. Период после «умиротворения» Тайвани получил название «Голландский мир». Тем не менее, военно-политическая ситуация на острове оставалась сложной. Если с туземцами голландцы могли совладать без проблем, то куда больше хлопот доставляли испанцы.

В 1626 г. Испания установила господство над частью Тайваня. Этому решению предшествовали опасения испанского руководства, видевшего в голландской экспансии на острове угрозу сложившемуся порядку в южных морях, в том числе — испанской власти на Филиппинах. В 1626 году испанская экспедиция высадилась в бухте Цзилун, где было основано поселение Сантиссима-Тринидад. На острове и на берегу бухты испанские колонизаторы построили два форта. В 1629 г. было основано еще одно испанское укрепление — Форт Санто-Доминго. Испанские миссионеры начали деятельность по распространению католицизма среди местного аборигенного населения.

Таким образом, испанцы показали голландцам, что также рассматривают Тайвань в качестве интересующего их объекта колониальной экспансии. Голландцы, в свою очередь, были очень недовольны испанским присутствием на острове. Однако, поскольку у Испании не хватало сил для полноценного присутствия на острове, голландцы приняли решение выбить испанский контингент с территории Тайваня. В 1641 г. было предпринято первое нападение на испанские форты, однако испанцам удалось отразить атаку голландцев. В августе 1642 г. отряд из голландских солдат, поддержанных набранными из туземцев местными воинами, был повторно направлен на кораблях к Форту Санто-Доминго. Голландцам удалось выбить немногочисленный испанский контингент с территории острова, после чего началось завоевание голландцами и северной части Тайваня.

Отчасти именно голландцы инициировали заселение Тайваня китайцами. Дело в том, что помимо торговли, голландские власти приступили к развитию на Тайване сельского хозяйства. Для работы на плантациях голландские власти острова стали вербовать в южнокитайской провинции Фуцзянь, отделенной от Тайваня проливом, молодых неженатых китайцев. Так стало стремительно расти китайское население на острове. Однако жестокость голландских плантаторов, способствовавшая приобретению Голландским Тайванем имени «Врата ада» в китайских источниках, привела к восстаниям плантационных работников. Голландцы подавляли восстания с неимоверной жестокостью. В 1652 г. в результате подавления восстания было убито до 25% участвовавших в восстании работников. Одновременно с подавлением китайских восстаний, голландцы топили в крови и выступления коренного поселения. Так, в начале 1650-х гг. произошло несколько восстаний в туземных селах. Тайваньское население было недовольно откровенно преступными действиями голландских колонизаторов — пришельцы захватывали женщин в местных деревнях, отбирали у туземцев рис и оленьи шкуры. В декабре 1652 г. вспыхнуло восстание в деревне Ву-лао-Ван. После того, как туземцы убили двух голландских переводчиков, на деревню напали голландские войска, уничтожив тридцать местных жителей. В феврале 1653 г., после устроенной голландцами блокады, туземцы были вынуждены просить мира.

«Умиротворенные» деревни тайваньских аборигенов продолжали управляться своими вождями. В административном отношении они подчинялись губернатору Формозы. Губернатора назначал генерал-губернатор Голландской Ост-Индии, штаб-квартира которого находилась в Батавии. Губернатор Формозы был уполномочен принимать законы, собирать налоги, вести войну и заключать мир от имени Голландской Ост-Индской компании. Вторым лицом после губернатора был президент Совета Тайована, который в случае смерти или потери дееспособности губернатора принимал на себя его должностные полномочия. Резиденция губернатора находилась в Форте Зеландия.

Экономика и политика Голландской Формозы

Голландская Формоза была вторым по значимости, после порта Дэдзима, владением Нидерландов в Ост-Индии. Голландские колонизаторы стремились превратить малообжитый остров в регион с процветающей экономикой, для чего развивали здесь не только транзитную торговлю с Китаем и Японией, но и сельское хозяйство. Через Тайвань экспортировались китайские шелка, японское серебро, а также шкуры тайваньского пятнистого оленя. Оленьи шкуры высоко ценились японскими самураями, которые использовали их в качестве компонента доспехов. Что касается оленьего мяса и внутренностей, то они экспортировались в материковый Китай, где также находили многочисленных покупателей. Голландские плантации на острове культивировали рис и сахар, также шедшие на экспорт.

Во время голландского управления Формозой население острова в целом состояло из трех групп, имевших между собой существенные различия. Первую группу составляли аборигены Тайваня, ведшие традиционный образ жизни и занимавшиеся подсечно-огневым земледелием, охотой и собирательством. Они населяли всю территорию острова, проживая в деревнях с населением от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Вторую группу составляли голландцы — наиболее немногочисленная категория жителей острова. Голландцы служили в гарнизонных подразделениях, занимали административные должности, занимались плантационным хозяйством и миссионерской деятельностью, торговлей. Численность голландского военного контингента на острове колебалась в разные периоды от 180 солдат и офицеров в начале управления Формозой до 1800 военнослужащих ко времени ухода голландцев с острова.

Формоза: голландская история азиатского тигра


Третью группу населения острова составляли китайцы. Ко времени начала колонизации Тайваня на острове уже проживало некоторое количество китайцев, по оценке современников — примерно 1-1,5 тысячи человек. Преимущественно это были выходцы из провинции Фуцзянь — сезонные торговцы, практически все — мужского пола, которые в межсезонье возвращались через пролив на родину. С 1640-х гг. китайское население острова стало стремительно увеличиваться, чему способствовал ввоз рабочих для голландских плантаций, использовавшихся практически в качестве рабов. К концу 1650-х гг. численность китайского населения на острове достигала, по различным оценкам, от 10-15 тыс. до 50 тыс. человек.

Помимо аборигенов, голландцев и китайцев, на острове проживало небольшое количество японцев и испанцев, а также индонезийцы — рабы, привезенные голландцами из Батавии. Яванцы принимали участие в карательных операциях голландских войск против туземных деревень. После умиротворения аборигенов, коренное население Тайваня стало использоваться в целях укрепления голландской системы поддержания порядка на территории острова. Для усиления дислоцированного на острове голландского военного контингента, командование Форта Зеландия создало милицию из числа завербованных представителей туземного населения. Мужчины туземных племен нанимались для подавления восстаний своих соплеменников и китайских работников на голландских плантациях. В свою очередь, голландцы оказывали некоторую помощь туземцам в организации сельского хозяйства, поскольку надеялись с их помощью улучшить экономическое положение колонии. Голландскими властями в 1650 г. была проведена перепись туземного населения, в соответствии с которой численность туземцев на подконтрольной территории оценивалась в 68 600 человек, проживавших в 315 племенных деревнях.

— последний губернатор Голландской Формозы Фредерик Койет

Однако в целом отношения между голландцами и туземным населением были довольно напряженными. Этому способствовала насильственная христианизация и борьба голландцев против традиционных обычаев и привычного образа жизни туземцев. Голландцы запрещали охоту за головами, хождение в голом виде, супружескую неверность, считая все эти обычаи проявлениями дикости местных аборигенов. Следует отметить, что в борьбе с традиционным образом жизни туземцев голландцы использовали испытанное сочетание «кнута и пряника». В туземных селениях создавались голландские школы под руководством христианских миссионеров, в которых изучали не только христианское вероучение, но и голландский язык и письмо. Обучение грамоте начали с детей, но потом приступили и к ликвидации неграмотности среди взрослых. Причем миссионеры использовали как голландский язык, так и латинскую письменность для одного из местных языков — сирая, на котором говорили жители равнинной части Южного Тайваня. На сирая были переведены Евангелие от Матфея и Иоанна, Катехизис, Десять Заповедей, важнейшие молитвы. В районах Тайнань, Синьган, Сяолун, Маттау, Дацзечжень, Даньшуй и Таоюань наблюдались наиболее активные попытки голландцев христианизировать местное население. В некоторых деревнях удалось привить местному населению специфическую моду по воскресеньям общатья на голландском языке.

Следует отметить, что до колонизации местное население не имело письменности и лишь появление миссионеров повлекло за собой начало разработок по созданию письменности для местных языков на основе латинского алфавита. Известны примеры обучения местных юношей и на более высоком уровне, в частности один выходец с Формозы даже эмигрировал в Нидерланды. Тем не менее, в основной массе аборигены противились голландской религиозной и образовательной политике. Это наглядно продемонстрировали события, развернувшиеся в начале 1660-х гг. — вторжение на остров китайских войск под предводительством Коксинги и переход значительной части туземцев на сторону китайцев. Вчерашние выпускники миссионерских школ благополучно расправлялись с голландскими колонизаторами, уничтожали как здания школ, так и сами христианские книги и учебники.

Коксинга. Изгнание голландцев и «Покой на Востоке»

В середине XVII века могущество китайской династии Мин сильно пошатнулось вследствие маньчжурской экспансии. На севере Китая была создана империя Цин с маньчжурской династией во главе. Тем не менее, на юге действовали верные минской династии полководцы. Одним из них был Чжэн Чэнгун (1624-1662), более известный под европеизированным имененм Коксинга. Он происходил из смешанной китайско-японской семьи и родился в Японии, где обосновался его отец — китайский пират, женившийся на японке. Когда Коксинге было семь лет, он с матерью переехал в провинцию Фуцзянь, где его отец — бывший пират — получил должность в морском министерстве империи Мин. Бывший пират стремительно преобразовался в чиновника и предпочел дать своему сыну образование в традиционном конфуцианском духе, чтобы тот мог делать полноценную карьеру при императорском дворе.

Коксинга учился в Нанкинской академии, однако после того, как в 1645 г. Нанкин взяли маньчжурские войска, Коксинга и его отец отступили в Фуцзянь, где еще некоторое время продолжали сопротивление маньчжурам во главе пиратских отрядов. Затем отец Коксинги пошел на заключение мира с маньчжурами и выдал им наследника династии Мин. Однако Коксинга оказался более верен присяге, данной династии Мин, и продолжил сопротивление. Ему удалось собрать 100-тысячную армию и захватить контроль над значительной частью провинции Фуцзянь. В 1659 г. Коксинга доплыл до самого Нанкина. Однако сил для прямого противостояния маньчжурам у него не было, хотя на воде Коксинга и его пираты сохраняли преимущество. Осознав, что для успешного продолжения борьбы, да и банального выживания, его силы нуждаются в труднодоступной для маньчжурских армий базе, Коксинга обратил свой взор на Формозу.

В апреле 1661 г. 25-тысячная армия под командованием Коксинги высадилась на побережье Формозы. Китайцы окружили Форт Зеландию. Первоначально Коксинга потребовал от губернатора Фредерика Койета сдаться, пригрозив в противном случае казнить захваченного в плен вместе с семьей голландского миссионера Антония Хамброека. Губернатор отказался идти на выполнение требования китайского полководца и Коксинга приказал умертвить заложника. Дочь Хамброека стала наложницей Коксинги. Началась девятимесячная осада форта, которая в конечном итоге закончилась его сдачей. Командовавший обороной форта Фредерик Койет и другие голландские военнослужащие были отпущены, а форт стал штаб-квартирой Коксинги. Так началась история независимого Формозского королевства, которое в Китае и других странах Восточной Азии более известно как государство Дуннин, что в переводе означает «Покой на Востоке». Иногда его называют государством династии Чжэн, поскольку с 1662 по 1683 гг. здесь последовательно правили Коксинга (Чжэн Чэнгун), затем его сын Чжэн Цзин и внук Чжэн Кэшуан. Фактически государство Дуннин было островком минской государственности на острове Тайвань, поскольку наследовало классические китайские политические и административные традиции, конфуцианский кодекс.

Именно в этот период на остров прибыло большое количество китайцев, спасавшихся от маньчжурской экспансии. Среди них большую часть составляли военнослужащие и чиновники Минской династии, формально сохранявшие верность последнему минскому императору. Таким образом, за три столетия до отступления Гоминьдана на Тайвань, сценарий создания «китайского государства в изгнании» на острове уже был опробован Коксингой. Этот незаурядный человек — пират, затем — генерал, а затем и правитель государства, начал обустройство китайского королевства на острове, но в 1662 году скончался от малярии, будучи по современным меркам молодым мужчиной тридцати восьми лет.

Власть на Тайване наследовал его сын Чжэн Цзин (1642-1681). Примечательно, что первоначально Коксинга не хотел передавать власть старшему сыну, так как тот был уличен в интимной связи со своей кормилицей. По конфуцианским законам это означало инцест и Чжэн Цзин должен был быть предан смерти. Однако смерть Коксинги от малярии не только облегчила участь его сына, но и сделала последнего на ближайшие 19 лет правителем Тайваня. Чжэн Цзин вел успешные войны с Цинским Китаем на территории провинции Фуцзянь, куда периодически посылал свой флот с берегов Тайваня. Однако в конечном итоге силы Дуннина и империи Цин оказались явно несопоставимы, особенно после того, как на службу к маньчжурам поступили флотоводцы провинции Фуцзянь. После смерти Чжэн Цзина власть в государстве Дуннин взял его сын Чжэн Кэшуан (1670-1717). Последнему удалось лишь два года побыть в роли правителя — после того, как войска империи Цин все же одолели государство Дуннин и высадились на Тайване, Чжэн Кэшуан капитулировал. Цинская империя сохранила ему жизнь и до конца своих дней он мирно жил в Пекине. Тайвань же на следующие двести с лишним лет вошел в состав Цинской империи.

Примечательно, что память Коксинги — основателя государства Дуннин — в настоящее время почитают и власти КНР, и власти Китайской Республики. Первые чтут его как лидера национально-освободительного движения Китая, сражавшегося против маньчжурских оккупантов, а вторые видят в Коксинге основоположника тайваньской государственности, который также, как и лидеры Гоминьдана, прибыл на остров с материкового Китая и воссоздал здесь традиционное китайское государство.

Под властью империи Цин остров находился с 1683 по 1895 гг. В этот период продолжалось заселение острова китайцами, однако на всем протяжении правления династии Цин политическая ситуация на Тайване оставалась крайне напряженной. Остров населяли южные китайцы — выходцы из провинций Фуцзянь и Гуандун, для которых маньчжурская династия Цин была наиболее ненавистна. Поэтому на протяжении двух столетий на острове периодически вспыхивали народные восстания и практически все они официально провозглашали восстановление власти легитимной династии Мин. В конце XIX века в Азиатско-Тихоокеанском регионе появился новый мощный военно-политический игрок — Япония. Здесь надо отметить, что Япония еще в начале XVII века предпринимала попытки закрепиться на Тайване, но тогда она не обладала достаточными ресурсами для утверждения своего господства на острове, поэтому была вынуждена отложить эту цель до лучших времен, которые последовали почти через три столетия. В 1894-1895 гг. длилась японо-китайская война, по итогам которой империя Цин признала власть Японии над островом Тайвань. Так на следующие полвека остров попал под японское управление, которое также не отличалось особой мягкостью со стороны властей и лояльностью со стороны местного населения, но это уже совсем другая история.

Что касается колониального наследия на острове, то вплоть до настоящего времени сохраняются остатки замка Форт Зеландия в Тайнане, а также испанского Форта Антонио в Тамсуи. Нельзя не отметить и то, что голландцами был внесен значительный вклад в развитие тайваньской экономики, поскольку именно в период существования Голландской Формозы остров превратился в важный торговый центр в Восточной и Юго-Восточной Азии. Наконец, самым важным последствием голландского присутствия на острове, стало массовое заселение Тайваня китайцами — как во время голландского управления, так и в последовавшую эпоху государства Дуннин. Именно голландская политика развития сельского хозяйства, сопровождавшаяся завозом тысяч китайских рабочих, и эмиграция на остров многотысячных масс беженцев — сторонников династии Мин, положили начало превращению острова в сугубо китайскую территорию, сформировали его современный этнокультурный облик.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 марта 2015 09:38
    Интересная статья, автору спасибо.
  2. +2
    12 марта 2015 11:07
    Интересна история становления государственности Тайваня. Действительно, именно благодаря действиям голландцев сложился современный вид острова.
    P.S. Аборигены Тайваня на второй фотографии чрезвычайно похожи на индейцев Северной Америки.
  3. +2
    12 марта 2015 14:40
    Интересно автору респект
  4. +3
    12 марта 2015 15:22
    Как я и просил - Голландский Тайвань ! Илья,сердечно благодарен за статью !
    1. 0
      14 марта 2015 19:59
      Спасибо большое. Тема то действительно интересная.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»