Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»

В начале девяностых годов немецкие военные пришли к выводу, что имеющиеся в военно-морских силах дизель-электрические подлодки Klass 206 устаревают и требуют замены. Существовали определенные планы на модернизацию этой техники, однако требовалось разработать новые субмарины аналогичного класса, которые в обозримом будущем должны были усилить ВМС и заменить списываемую технику. Новый проект предлагалось разрабатывать с учетом эксплуатации субмарин в течение нескольких следующих десятилетий. По этой причине было решено использовать новейшие технологии, которые смогли бы максимально продлить возможный срок службы и обеспечить как можно более высокие характеристики.

В то же время свой интерес к перспективным субмаринам проявляла и Италия. В последние десятилетия прошлого века страны Западной Европы совместными усилиями создали большое количество типов различной военной техники, поэтому новую подлодку решили тоже делать вместе. Договоренность о реализации совместного проекта была достигнута в 1994 году. К этому времени немецкие военные присвоили перспективному проекту название «Тип 212». Вскоре появилось и итальянское название: Todaro, по предполагаемому имени головной подлодки для ВМС Италии.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»



Следует отметить, военные флоты двух государств имели различающиеся требования к новым подлодкам. К примеру, Германии требовались субмарины, способные действовать, в первую очередь, на малых глубинах Балтийского моря, а Италия желала получить аналогичные корабли, приспособленные к условиям Средиземного моря. По результатам обсуждений и консультаций стороны пришли к компромиссному решению. Требования к новому проекту были сформированы с учетом пожеланий обеих стран. После появления новых требований Германия изменила свое обозначение проекта на «212А».

В 1996 году стороны подписали меморандум, в соответствии с которым началась разработка нового проекта. К этому времени были определены основные требования к перспективным подлодкам. В их конструкции и комплексе бортового оборудования требовалось использовать самые новые технологии, которые должны были обеспечить максимально возможные характеристики. Так, требовалось оснастить новые подлодки «Тип 212А» воздухонезависимой энергетической установкой, обеспечивающей возможность длительного пребывания на глубине. Использование таких систем позволяет классифицировать лодку как неатомную (НАПЛ). Кроме того, было необходимо сократить шумность и использовать иные методики уменьшения заметности.

К разработке нового проекта были привлечены немецкие компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и Thyssen Nordseewerke GmbH (TNSW). В меморандуме оговаривалось строительство шести подлодок «Тип 212А». Четыре единицы планировалось построить на немецких предприятиях и передать ВМС Германии, еще две должны были строиться в Италии для ее нужд. Кроме того, военному флоту Италии оставили возможность заказа двух дополнительных подлодок. Строить подлодки для итальянских ВМС должны были верфи Fincantieri и Muggiano.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»


Строительство подлодок «212А» стартовало в 1998 году. Немецкие судостроители, как и планировалось ранее, получили заказ на четыре корабля, итальянские – на два. В дальнейшем обе стороны воспользовались своим правом на увеличение серии, заказав по две дополнительные лодки. Вскоре после начала строительства новые субмарины в доработанном виде были предложены потенциальным покупателям в лице зарубежных военно-морских сил. Предполагалось, что новые технологии и высокие характеристики смогут заинтересовать новых заказчиков.

Авторам проекта «Тип 212А» пришлось вписывать все необходимые агрегаты в корпус с учетом эксплуатации подлодок в Балтийском море. Благодаря ряду технических решений, в первую очередь связанных с компоновкой внешних агрегатов, новые НАПЛ способны погружаться в акваториях глубиной не менее 17 м. Общая длина субмарин «212А» в базовой версии проекта – 56,08 м, ширина – 7 м, нормальная осадка – 6 м. В надводном положении водоизмещение составляет 1580 т, в погруженном – 1990 т.

Подлодки «Тип 212А» имеют двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполняется из маломагнитных стальных сплавов, легкий – с широким использованием армированного стеклопластика. Большой интерес представляет конструкция прочного корпуса. Он состоит из двух цилиндрических агрегатов, соединенных отсеком в форме усеченной пирамиды. Внутри носового цилиндра большего диаметра располагается носовой отсек с торпедными аппаратами и все обитаемые помещения. Кормовая часть корпуса и «переходник» отданы под размещение различных агрегатов энергетической установки. Кроме того, за пределами кормовой части прочного корпуса размещаются газовые баллоны для хранения кислорода и водорода.

С целью увеличения времени, в течение которого подлодка может находиться под водой, в проекте «Тип 212А» была применена достаточно сложная, но весьма интересная комбинированная неатомная энергетическая установка. При движении на поверхности или на малых глубинах источником энергии должен служить дизельный двигатель MTU 16V-396. Он связан с генератором, подающим электроэнергию на свинцово-кислотные батареи и электрический двигатель Siemens Permasyn мощностью 1700 л.с. Последний приводит в движение гребной винт с семью саблевидными лопастями.

Для скрытного движения на глубине подлодки «Тип 212А» могут использовать свои энергоустановки в воздухонезависимом режиме. В таком случае в качестве источника энергии используются кислородно-водородные топливные элементы на основе полимерного электролита. На головной НАПЛ для Германии (U31) стояла батарея из 9 таких агрегатов мощностью до 40 кВт каждый, разработанных компаниями HDW и Siemens. На следующих субмаринах применяются два 120-киловаттных элемента от тех же компаний. Для работы топливных элементов требуется подача водорода и кислорода. Объемные баллоны для хранения этого «топлива» размещены внутри легкого корпуса. Кислородные баллоны находятся на верхней поверхности прочного корпуса, водородные – на нижней.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»


По имеющимся данным, использованная воздухонезависимая энергетическая установка имеет высокую эффективность, в том числе в сравнении с применяемым дизельным генератором. КПД генераторов на дизельном топливе обычно не превышает 30-35%. Топливные элементы, установленные на подлодках Klass 212A, способны «выдавать» до 60-65% энергии водорода. Тем не менее, топливные элементы имеют определенные ограничения на максимальную мощность, из-за чего во всех версиях проекта используются батареи из таких агрегатов.

Утверждается, что высокая эффективность топливных элементов в сочетании с крупным объемом хранимых на борту газов позволяет подлодкам «Тип 212А» находиться в море в течение трех месяцев. Допускается непрерывное пребывание под водой в течение 21 дня. В это время НАПЛ не нуждается в регулярных всплытиях для включения дизельного двигателя и подзарядки аккумуляторных батарей. В зависимости от необходимости экипаж может комбинировать работу агрегатов энергоустановки. Так, для разгона до максимальной скорости допускается совместное использование аккумуляторов и топливных элементов.

В надводном положении подлодки «Тип 212А» могут развивать скорость до 12 узлов. Максимальная подводная скорость – 20 узлов. Максимальная дальность плавания в 8 тыс морских миль достигается в надводном положении на экономической скорости 8 узлов. При движении на глубине продолжительность и дальность плавания значительно сокращаются. Тем не менее, и в таком случае у новых подлодок сохраняются достаточно высокие характеристики. К примеру, в апреле 2006 года немецкая субмарина U32 отправилась в поход со своей базы на берегу Балтийского моря и за несколько дней дошла до Испании, преодолев 1500 морских миль. Прочный корпус позволяет подлодкам «212А» погружаться на глубину до 700 м.

Вооружение подлодок «Тип 212А» состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм, находящихся в носовой части корпуса. Аппараты расположены в три яруса по два в каждом. В носовом отсеке подлодок имеется место для перевозки 13 торпед. Допускается использование оружия различных типов с разными характеристиками. Специально для НАПЛ «Тип 212А» разрабатывается перспективная ракета IDAS, которую предполагается запускать через торпедный аппарат. При необходимости на внешней поверхности легкого корпуса подлодок могут устанавливаться сбрасыватели для 24 морских мин.

В состав экипажа новых немецко-итальянских подлодок входят 27 человек, включая 5 офицеров.

Для наблюдения за обстановкой и поиска целей экипаж должен использовать интегральный комплекс различных средств. Имеется набор гидроакустических систем, включая буксируемую станцию и гидролокатор для поиска мин. Также подлодка оснащена двумя перископами компании Zeiss Optronik. Для поиска целей предлагается использовать перископ SERO 14 с оптическим дальномером, тепловизором и возможностью определения координат цели. Перископ Zeiss SERO 5 оснащается лазерным дальномером и предназначен для проведения атаки.

1 июля 1998 года состоялась церемония закладки головной неатомной подлодки «Тип 212А», получившей обозначение U31. Эта НАПЛ строилась для военно-морских сил Германии. Лодку спустили на воду в марте 2002 года, а осенью 2005-го приняли в боевой состав флота. В 2000 и 2001 годах были заложены еще три подлодки проекта с номерами от «32» до «34». Все они были введены в строй в 2005-2007 годах. Вскоре после этого строительство новых подлодок для ВМС Германии продолжилось. Немецкие военные пожелали приобрести две дополнительные подлодки.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»


По имеющимся данным, эти две субмарины «Тип 212А» строились по немного доработанному проекту, отличающемуся от базового. Прежде всего, серьезным изменениям подвергся комплекс бортового оборудования. Кроме того, планировалось обеспечить возможность эффективной боевой работы в условиях тропического климата. Служба двух модернизированных подлодок началась в 2011 и 2013 годах.

Первая неатомная подлодка «Тип 212А» для ВМС Италии получила имя Salvatore Todaro и была заложена в июле 1999 года. В мае 2000-го состоялась закладка субмарины Scirè. Эти корабли были спущены на воду в ноябре 2003 и декабре 2004 года соответственно. С марта 2006-го и февраля 2007-го они служат в составе военно-морских сил Италии. В августе 2008 года итальянские военные, к этому времени уже получившие определенный опыт эксплуатации новых подлодок с воздухонезависимой энергетической установкой, заказали на строительство двух новых НАПЛ «212А»/Todaro. В соответствии с контрактом две новые лодки должны быть построены, испытаны и переданы заказчику в 2015 и 2016 годах.

Как уже говорилось, вскоре после начала строительства подлодок «Тип 212А» для военно-морских сил Германии и Италии был создан экспортный вариант проекта, предлагавшийся зарубежным заказчикам. Поскольку в проекте «212А» удалось внедрить ряд новейших технологий, подобные подлодки должны были заинтересовать зарубежных военных. Тем не менее, из экспортной версии проекта планировалось удалить некоторые особенности, чтобы сохранить преимущества подлодок, построенных для немецкого и итальянского флотов.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»


Экспортный вариант неатомной субмарины «212А» получил обозначение «Тип 214». Самые серьезные изменения, внедренные в этом проекте, коснулись материалов прочного корпуса. Так, лодки базового проекта «Тип 212А» имеют маломагнитный корпус, снижающий вероятность их обнаружения при помощи магнитометров. Экспортные субмарины должны получать «обычный» прочный корпус, не обладающий подобными особыми свойствами. Кроме того, определенные коррективы были внесены в состав оборудования и вооружения.

Любопытной особенностью экспортного проекта Klass 214 было предложение, касавшееся порядка строительства заказываемой техники. Новые субмарины могли строиться как в Германии, так и на предприятиях страны-заказчика. Большинство заказчиков выразили желание освоить самостоятельное производство новой техники: только 3 из 23 заказанных на данный момент подлодок «Тип 214» сошли со стапелей фирмы HDW. Остальные строились, строятся или будут строиться силами заказчика.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»


Первым заказчиком новых экспортных подлодок стала Греция. По желанию греческих военных немецкие специалисты доработали комплекс бортового оборудования, заменив некоторые его составляющие. В конце февраля 2001 года состоялась закладка первой подлодки «214» для ВМС Греции. Субмарина Papanikolis строилась на немецкой верфи и испытывалась специалистами компании HDW. В дальнейшем производство велось силами греческой промышленности. В силу определенных причин головная лодка греческого заказа вошла в состав флота только в 2010 году. С 2004-го она находилась на испытаниях, которые серьезно затянулись ввиду ряда технических проблем. Вследствие этого строительство подлодок для Греции продолжается с большим отставанием от первоначального графика. Так, в 2015 году планируется сдать вторую подлодку серии, Pipinos, заложенную еще в 2003-м. Всего Греция хочет получить шесть подлодок немецкой разработки. Четыре были заказаны в 2000 году, еще две – в 2010-м.

Так же в 2000 году был подписан контракт с Южной Кореей, подразумевавший строительство трех лодок. Головной корабль, Son Won-il, заложили в 2002-м и сдали в самом конце 2007-го. На данный момент в составе ВМС Республики Корея имеется четыре НАПЛ «Тип 214», последняя из которых строится по второму контракту от 2008 года. Тогда военные Южной Кореи приобрели право на строительство еще шести новых субмарин. Все пять оставшихся подлодок находятся на разных стадиях строительства. Примечательно, что первые три подлодки для южнокорейского флота были построены компанией Hyundai Heavy Industries, а к выполнению нового заказа пришлось привлечь еще две верфи.

В 2005 году две неатомные подлодки Klass 214 заказала Португалия. Ввиду отсутствия необходимых производственных мощностей официальный Лиссабон заказал строительство компании HDW. Заказанные субмарины вошли в состав португальских ВМС в 2010 и 2011 годах.

В 2008 году стало известно, что свой интерес к подлодкам «Тип 214» проявляет Пакистан. Эта страна могла купить не менее трех субмарин, о чем неоднократно говорили пакистанские и немецкие официальные лица. Первая лодка контракта могла быть построена и передана заказчику в течение 64 месяцев со дня подписания соглашения. На передачу второй и третьей субмарин могло уйти еще около года. На контракт с Пакистаном возлагались большие надежды, однако потенциальный заказчик колебался в течение нескольких лет. В итоге пакистанские военные заинтересовались китайскими разработками и прекратили переговоры с немецкими судостроителями.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»


С конца прошлого десятилетия велись переговоры с Турцией. Этот заказчик хотел самостоятельно построить шесть новых подлодок. Переговоры были связаны с некоторыми проблемами. В частности, турецкие военные желали получить технику с доработанным комплексом оборудования. В 2009 году был подписан первый договор о сотрудничестве, а в июле 2011-го появился твердый контракт стоимостью 2 млрд евро. Строительство субмарин «214» будет продолжаться до конца десятилетия.

В марте 2011 года Польша подписала соглашение с Францией, в соответствии с которым на польских верфях должна начаться лицензионная постройка неатомных подлодок типа Scorpène. Ранее польские военные проявляли интерес к немецкому проекту «Тип 214», однако после анализа зарубежных предложений было решено остановиться на подлодке французской разработки.

Следует отметить, что экспортный вариант неатомных подлодок немецко-итальянской разработки не был лишен заметных недостатков. Как и в случае с проектом Klass 212A, немецким судостроителям пришлось выявлять и исправлять недочеты уже в ходе испытаний, под пристальным надзором заказчика. К примеру, первая НАПЛ для Греции (Papanikolis) могла быть передана в конце 2006 или начале 2007 года. Однако в ходе испытаний были выявлены перегрев топливных элементов, неприемлемая кавитация на гребном винте, слишком большая качка при волнении и т.д. Эти проблемы чуть не обернулись международным скандалом. Греция отказалась принимать подлодку с проблемами, а вскоре в греческих СМИ появилось журналистское расследование, разоблачавшее качество заказанного корабля. В течение нескольких следующих лет немецкие судостроители занимались доводкой экспортной лодки, которую вновь вывели на испытания в 2008 году. Из-за всех этих событий субмарина Papanikolis вошла в состав ВМС Греции только в последних месяцах 2010 года.

В 2008 году в южнокорейской прессе появились сообщения о неких недостатках заказанной немецкой подлодки, связанных с работой энергетической установки. Тем не менее, эта информация не получила официального подтверждения. По данным официальных источников, новые подлодки полностью устроили ВМС Южной Кореи. Одним из результатов этого можно считать новый контракт на строительство шести дополнительных субмарин.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»


К настоящему времени немецкие и итальянские предприятия построили в общей сложности 12 неатомных подлодок «Тип 212А» с воздухонезависимой энергетической установкой. Кроме того, построены и сданы заказчику 6 субмарин экспортного проекта «Тип 214». Новые заказы на поставку НАПЛ базового проекта пока не появлялись. В обозримом будущем будут построены, испытаны и переданы заказчику 17 субмарин экспортного проекта. Кроме того, возможно появление новых заказов от стран, пока не проявлявших интерес к немецко-итальянскому проекту.

Проект неатомной подводной лодки Klass 212A создавался с широким использованием новейших технологий, таких как воздухонезависимая энергоустановка, маломагнитная сталь прочного корпуса или самое современное гидроакустическое оборудование. Все эти идеи и решения позволили Германии и Италии создать современные подлодки и с их помощью сохранить требуемую боеспособность военно-морских сил. Кроме того, был создан экспортный вариант проекта, который, несмотря на исключение некоторых «ноу-хау», смог заинтересовать зарубежных покупателей.

В настоящее время субмарины проекта «212А» являются одними из представителей пока не слишком многочисленного класса неатомных подлодок с воздухонезависимой энергоустановкой. Кроме того, экспортный вариант «214» пока почти не имеет конкурентов на международном рынке вооружений и техники, что в определенной мере способствует появлению новых контрактов. Таким образом, принадлежность к немногочисленному классу перспективной техники, а также наличие нескольких экспортных и лицензионных контрактов позволяет считать проект «212А/214» одной из самых успешных современных разработок в области подводного флота.

Неатомные подлодки проектов «Тип 212А» и «Тип 214»


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://militaryfactory.com/
http://naval-technology.com/
http://marine-portraits.de/
http://janes.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. ширьонер 4 марта 2015 07:19
    Автор забыл упомянуть поставку 3 подлодок проекта 212 Дельфин-2 ВМС Израиля (первая лодка уже поставлена)
    1. gjv 4 марта 2015 08:03
      Видимо автор считает, что израильские Дольфины значительно отличаются по ТТХ и вооружению от типа 212А/214.
      gjv
      1. Пупырчатый 4 марта 2015 15:14
        Цитата: gjv
        Видимо автор считает, что израильские Дольфины значительно отличаются по ТТХ и вооружению от типа 212А/214.


        В принципе так и есть. Дельфин первый был фактически прототипом проекта 214. Но забавно что дельфин иллюстрирует статью будучи в ней не упомянут
    2. Комментарий был удален.
  2. avt 4 марта 2015 09:18
    ,,Вооружение подлодок «Тип 212А» состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм, находящихся в носовой части корпуса. Аппараты расположены в три яруса по два в каждом. В носовом отсеке подлодок имеется место для перевозки 13 торпед. Допускается использование оружия различных типов с разными характеристиками."--------- А на представленной схематичной картинке написано что десять ,из них 4 х 650.
    avt
    1. ширьонер 4 марта 2015 10:52
      Потому что на схеме представлен израильский дельфин-2 на базе проекта 212. Увеличеный диаметр торпедных аппаратов по слухам связан с возможностью запуска крылатых ракет дальнего действия
      1. gjv 4 марта 2015 13:59
        Цитата: ширьонер
        на схеме представлен израильский дельфин-2 на базе проекта 212. Увеличеный диаметр торпедных аппаратов по слухам связан с возможностью запуска крылатых ракет дальнего действия

        Точно. Немцы строят эти подлодки как расплату за холокост. И называют их «Тип 800». Ещё слухи про израильские ПЛ немецкой постройки:
        1) корпус тоже маломагнитный, в отличие от «Тип 214»;
        2) автономность плавания до 50 суток (больше чем у «Тип 212А», но меньше чем у «Тип 214»);
        3) вооружение ПВО и ПРО для обороны в надводном положении;
        4) крылатые ракеты дальностью до 1500 км.
        Как командировка? (Видимо успешно).
        gjv
        1. Пупырчатый 4 марта 2015 15:15
          Цитата: gjv
          Точно. Немцы строят эти подлодки как расплату за холокост. И называют их «Тип 800». Ещё слухи про израильские ПЛ немецкой постройки:
          1) корпус тоже маломагнитный, в отличие от «Тип 214»;
          2) автономность плавания до 50 суток (больше чем у «Тип 212А», но меньше чем у «Тип 214»);
          3) вооружение ПВО и ПРО для обороны в надводном положении;
          4) крылатые ракеты дальностью до 1500 км.
          Как командировка? (Видимо успешно).

          Они строили эти подлодки - 2, не все, как расплату за участие немецких фирм в работе над улучшением иракских Скадов. Был очень большой скандал в свое время
          1. Kassandra 5 марта 2015 04:06
            лучший комментарий года... а ведь уже стало "забываться" fellow laughing
            Kassandra
      2. Комментарий был удален.
  3. Антон Гаврилов 4 марта 2015 10:54
    Немцы дизельные лодки делать умеют.Тут надо отдать им должное.
  4. Magic Archer 4 марта 2015 10:56
    Статья хорошая но не полная.Жаль что нет ничего о вооружении лодки,интересно было бы узнать о давно разрабатываемой вместе с французами системме Полифем.Была даже информация что лодки 214 будут первыми в мире оснащёнными комплексом ПВО с возможностью стрельбы из под воды
    1. Kassandra 5 марта 2015 04:07
      не первыми...
      Kassandra
    2. gjv 5 марта 2015 16:08
      Цитата: Magic Archer
      Жаль что нет ничего о вооружении лодки,интересно было бы узнать о давно разрабатываемой вместе с французами системме Полифем.Была даже информация что лодки 214 будут первыми в мире оснащёнными комплексом ПВО с возможностью стрельбы из под воды

      Вообще то Polyphem-S не ПВОшная, а противокорабельная класса "поверхность-поверхность" управляемая по ОВК на дальность до 60 км. Она предлагалась для оснащения немецких корветов проекта K130 и фрегатов проекта MEKO D. Также разрабатывался вариант "воздух-поверхность" для самолетов и вертолетов. Но пока не попадалось информации что куда то поставили. Вообще впечатление, что разработка и внедрение заглохли в годах 2003 - 2005.
      Для ПЛ немцы разрабатывали универсальную (против самолётов, кораблей, береговых целей) ракету Triton, также управляемую по ОВК на дальность до 15 км. Планировали загружать в большой ТА (533 или 650 мм) пусковой контейнер на 6 ракет. Сразу вопрос - как запускать то - или кабели запутаются и оторвутся, или ждать пока одна не улетит на заданную дальность, только потом следующую пускать? И тоже не попадалось информации после 2005 г. что внедрили эту систему.
      gjv
    3. Комментарий был удален.
  5. Old_Kapitan 4 марта 2015 14:10
    В надводном положении осадка составляет 1580 т, в погруженном – 1990 т.
    Осадка в тоннах - это что то новое в кораблестроении....
    1. stalkerwalker 4 марта 2015 14:15
      Цитата: Old_Kapitan
      Осадка в тоннах - это что то новое в кораблестроении....

      Ну если знать TPC (tonns per cantimeter), то можно и вычислить... laughing
      1. gjv 5 марта 2015 14:32
        Цитата: stalkerwalker
        Ну если знать TPC (tonns per cantimeter), то можно и вычислить...

        А вот у португальского "Тризубца" циферки на мордочке нарисованы. Можно по ним что-то вычислить?
        gjv
      2. Комментарий был удален.
    2. gjv 5 марта 2015 19:18
      Цитата: Old_Kapitan
      Осадка в тоннах - это что то новое в кораблестроении....

      Вообще то у автора написано: "В надводном положении водоизмещение составляет 1580 т, в погруженном – 1990 т."
      Вот только не относятся ли эти цифры скорее к обновленному (на 10 м длиннее) Дольфину, чем к 212А. fellow
      gjv
    3. Комментарий был удален.
  6. DEDEDE 4 марта 2015 16:12
    Итальянцы-народ хитрый.У меня дома стоит итальянский газовый котел ,,Ферроли,,.При мелком ремонте я разобрал его и что увидел-внутри практически все агрегаты немецкие:или,,Сименс,, или ,,Бош,,.Стоял даже китайский датчик воздуха,а итальянского -ничего. belay
    DEDEDE
  7. туранчокс 4 марта 2015 16:37
    электрический двигатель Siemens Permasyn мощностью 1700 л.с.

    не располагаю точными данными, но на современных ДЭПЛ двигатель подводного хода всегда превосходит по мощности ДГ
  8. xomaNN 4 марта 2015 23:16
    Сильны у германцев опыт и традиции передового подводного кораблестроения. Не зря во Второй мировой их ПЛ во многом были передовыми. К сожалению, питерская ПЛ "Амур" пока очень сырая получилась. И с воздухонезависимой энергоустановкой проблемы. Но решать их всё равно надо отечественным корабелам.
    А то еще и ПЛ "Мистраль" в Германии заказали бы - вот был бы двойной казус am
  9. JackTheRipper 5 марта 2015 05:35
    Наоборот вроде пишут, что интерес к НАПЛ с воздухонезависимыми ЭУ сходит на нет, а вот интерес к обычным ДЭПЛ растёт.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня