Аэродром, который был и который будет

Аэродром, который был и который будет


История началась в далеком 1956 году. Именно тогда за городом Воронежем был построен военный аэродром Воронеж-Б, или, как теперь его называют, «Балтимор».

До этого времени аэродром тоже был, но в качестве базы «подскока», с грунтовой ВПП. Построили современный по тем меркам.


Аэродром был востребован вплоть до лихих девяностых.

А потом начал приходить в упадок. В те времена не до полетов было как-то. И город потихоньку начал окружать аэродром. Демократические власти с небывалой легкостью начали раздавать земли под застройку. Абсолютно не ломая голову над тем, в какой ситуации окажутся жители новостроек или аэродром.

А в 2006 году вообще появился новый план застройки города, в котором вообще места не нашлось для «Балтимора». То есть аэродром есть, а на плане нет. На его месте планировалась окружная дорога. А куда денется аэродром, никого особо не волновало. Снести — и дело с концом.

Так вот, ни шатко, ни валко, шли годы. Народ потихоньку осваивал прилегающие к аэродрому территории, а на «Балтиморе» оставались «две калеки, три чумы» из числа наиболее упертых фанатиков своего дела.

И вот наступил 2010 год. И на аэродроме началось оживление. Начались полеты со всеми забытыми уже эффектами. А потом пришло известие, что на «Балтиморе» будет база академии имени Жуковского. И будет не одна, а три ВПП. И не 20 самолетов, а в разы больше.

Что тут началось — не передать. Депутаты всех уровней, экологи, журналисты, жители — все поднялись на войну. Сколько было митингов и выступлений, сколько статей — не перечесть. И уровень шума, и загрязнение, и опасность аварий — все смешалось в одну кучу.

И начались обращения в суды тех граждан, которые отхапали себе земельки и построили коттеджи в элитном поселке "Гардарика". Им самолеты стали мешать наслаждаться жизнью. Но кто виноват в том, что поселок был построен, мягко говоря, незаконно?

Реконструкцию аэродрома военные намеревались начать еще в 2012 году, однако в планы вмешалась стихия — после печально известного наводнения в Крымске потребовала восстановления авиабаза там, поэтому работы на Балтиморе перенесли на 2013 год.

Изменения коснулись не только сроков, но и самого проекта (его изменили в сторону уменьшения), тактико-технического задания (его переделали) и проектной документации (ее провели с нуля).

Ждали Шойгу. Ох как его ждали... Готовились. А все закончилось пшиком. Министр обороны очень внимательно выслушал всех, а потом выложил такой козырь, что все просто оцепенели.

Это было Постановление Совета Министров СССР о землеотводе для строительства аэродрома, датированное 1954 годом. С описаниями, планами и привязками. И задал присутствующим только один вопрос: "Причем тут Министерство обороны?"

Занавес.

Под конец, правда, Шойгу подсластил пилюлю, сообщив, что укрупнять аэродром не будут: "Решение о создании нескольких крупных авиабаз с точки зрения экономии, может быть, и правильно, но с точки зрения отражения вероятных угроз — нет".

И работы по реконструкции начались.

Я наблюдал за работами в 2014 году. Они велись почти круглосуточно, с мая по ноябрь.

Аэродром, который был и который будет

Аэродром, который был и который будет

Аэродром, который был и который будет

Аэродром, который был и который будет

В окружающем аэродром лесу накатали новую дорогу. Машины шли потоком, пыль стояла реально до небес.

С наступлением зимы работа стихла. И, воспользовавшись выходным днем, я решил еще раз туда наведаться. Оценить, какая разница по отношению к лету-2014.

Аэродром, который был и который будет

Там, где летом заходили грузовики, был намек на то, что проезда нет.

Аэродром, который был и который будет

Ну и ходить тоже не рекомендовалось.

Аэродром, который был и который будет

А перед глазами, уходя к горизонту, лежала взлетная полоса.

Так как я фактически законопослушный гражданин, то за запрещающий знак не пошел. А прошелся вдоль ВПП леском.

Аэродром, который был и который будет


Аэродром, который был и который будет


Аэродром, который был и который будет


Аэродром, который был и который будет


Аэродром, который был и который будет


В общем, до конца взлетки я не дошел. И далеко, и снег по колено был в лесу. Но две трети точно прошел. И конец ее увидел. ВПП готова. Осталось, видимо, доделать все, что там нагорожено. Работы много, но основная задача, кажется, выполнена.

Обратил внимание на то, что окаймляющий ВПП лесной массив немного "отодвинули". Видимо, теперь можно будет сажать все, не взирая на размах крыла.

Резюме такое: видимо, как обещали, за два года реконструкцию сделают. Хорошо? Думаю, да.

Как бы не завывали противники, с Шойгу спорить бесполезно. И "Балтимор" скоро снова оживет.

Конечно, есть в этом и минусы. Шумновато. Однако, как человек, дом которого в 2,5 км от взлетки, могу сказать — терпимо. Они ж не каждый час летают. Кстати, Су-34 мы оценить в плане шума смогли. Они намного тише 24-х. Wi-Fi отрубают напрочь, если над домами проходят, да, не совсем приятно. Но опять же, не смертельно.

А к чему может привести упадок в армии, мы как бы уже год почти наблюдаем. Не очень корректное сравнение, но думаю, что не гражданская война, а любой локальный конфликт — и суть на Украине была бы та же.

Так что пусть шумят, потерпим. Вообще, когда в небе ревут свои самолеты, можно спать спокойно.
Автор: Скоморохов Роман (Banshee)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. silver169 5 марта 2015 06:24
    Не нужно во всем видеть негатив. Достроят аэропорт, не сомневаюсь. Просто нелегкая междунарордная обстановка вносит свои коррективы.
    1. Bad_gr 5 марта 2015 19:19
      Ждали Шойгу. Ох как его ждали... Готовились. А все закончилось пшиком. Министр обороны очень внимательно выслушал всех, а потом выложил такой козырь, что все просто оцепенели.
      Это было Постановление Совета Министров СССР о землеотводе для строительства аэродрома, датированное 1954 годом. С описаниями, планами и привязками. И задал присутствующим только один вопрос: "Причем тут Министерство обороны?"

      Очередной раз перед Шойгу снимаю шляпу.
      Дай Бог ему здоровья.
  2. EvgenSuslov 5 марта 2015 07:37
    У нас в Челябинске есть училище штурманов, ЧВВАКУШ. Уже 4 года его база использется для полетов Су-24. Ой сколько шуму было по началу. Особенно жаловались жители ближайших микрорайонов, строительство которых у нас идет полным ходом. Сам неоднократно бывал в местах прилигаюших к ВПП. По началу было дико. Стал спрашивать местных как оно. Сказали что привыкли уже, и не замечают почти. Больше всего понравилось изречение одного кладовшика, место работы которого прилегает к базе ЧВВАКУШа.
    -"Пусть лучше шас летают наши, чем завтра чужие."
    И я с ним полнстью согласен.
    1. Alex_59 6 марта 2015 08:51
      А еще к вам в гости наши МиГ-31 из Перми летают. А ваши Су-24 - к нам. Сейчас часто их стал видеть.
  3. region46 5 марта 2015 08:58
    всё по расположению к Москве измеряют... "за городом Воронеж", а по мне так "перед городом Воронеж"
    1. Гражданский 5 марта 2015 18:10
      Вот тут вопрос.. Армия для народа или народ для Армии?

      Город и область должны оплатить перенос авиабазы, либо научиться с этим жить). Других вариантов нет, армия денег не зарабатывает, город мозгами тоже должен был думать.
  4. gispanec 5 марта 2015 09:08
    мой роднинький Балтимор....гараж у меня был в 100 метрах от аэродрома...помню в лихие 90-ые летуны привозили из германии резину б\у....много привозили....я покупал)).....ну а щас там все норм....у меня батя живет в 5 км по направлению сразу после взлетки....когда гощу уу него всегда в бинокль рассматриваю взлетающую технику ...она над домом проходит на высоте от 500 метров до 1 км...конечно звук мешает....но он и ласкает(как говорят врачи -пиво с утра не только вредно, но и полезно)....и я думаю благодаря Балтимору - Воронеж хорошо прикрыт ПВО...хотя при повороте с курской трассы на Сему есть техника сканирующее небо...а вот где буки и с-300 фиг его мама знает))
    1. Banshee 6 марта 2015 00:38
      Все там же, в Шиловском лесу wink
  5. tchoni 5 марта 2015 09:12
    Родные, можно сказть, пенаты. Служил по соседству....
  6. podpolkovnik 5 марта 2015 09:32
    Ждали Шойгу. Ох как его ждали... Готовились. А все закончилось пшиком. Министр обороны очень внимательно выслушал всех, а потом выложил такой козырь, что все просто оцепенели.

    Это было Постановление Совета Министров СССР о землеотводе для строительства аэродрома, датированное 1954 годом. С описаниями, планами и привязками. И задал присутствующим только один вопрос: "Причем тут Министерство обороны?"

    Занавес.

    Феерично и...
    1. Иркутянин 5 марта 2015 17:52
      Кожугетыч мужик каких мало. Всегда его уважал, а в последнее время тем паче.
  7. DIVAN SOLDIER 5 марта 2015 09:37
    Хорошо что хоть одумались и не стали создавать несколько мега аэродромов на всю страну.
  8. Stoler 5 марта 2015 09:55
    "Так что пусть шумят, потерпим. Вообще, когда в небе ревут свои самолеты, можно спать спокойно."-правильно сказано,КРАСИВО! good
  9. Тамбовский Волк 5 марта 2015 10:24
    Много раз там технику чинили.Хороший аэродром.И самолёты новые пошли,гораздо тише СУ-24.Но зато ,когда 24 взлетает,чувствуется мощь двигунов.Аж лёгкие трясутся.Красота!
  10. Dragon-y 5 марта 2015 11:45
    Кроме полосы, там еще будет много работы - по светотехническому оборудованию, радиотехническому и т.д. и т.п.
  11. Alexey RA 5 марта 2015 11:52
    Что тут началось — не передать. Депутаты всех уровней, экологи, журналисты, жители — все поднялись на войну. Сколько было митингов и выступлений, сколько статей — не перечесть. И уровень шума, и загрязнение, и опасность аварий — все смешалось в одну кучу.

    О да... помню я чудную статью, в которой "Балтимор" обвиняли в том, что самолёты на нём летают на гептиле и тем самым загрязняют окружающую среду. belay
  12. служивый. 5 марта 2015 12:48
    Всё так вот только зачем академию автор приплёл?В 2009 году там создали 7000 базу под неё и аэродром делать хотели,реалии поменялись,теперь это место дислокации авиаполка,хотя там же рапологается и учебный аэродром академии.
    1. Banshee 6 марта 2015 00:39
      Цитата: служивый.
      теперь это место дислокации авиаполка,хотя там же рапологается и учебный аэродром академии.


      Это по вашему два разных аэродрома? не знал...
      1. служивый. 6 марта 2015 09:36
        Аэродром и объекты полка и учебный аэродром академии разные вч.
  13. new225 5 марта 2015 13:44
    В г.Жуковский аэродром Быково целеноправленно застраивают с торцов многоэтажками. Похоже его больше не будет.
    new225
  14. 677 5 марта 2015 14:07
    Похожая ситуация происходит в Щёлково с аэродромом Чкаловская.Тоже понастроили домов по курсу взлёта и посадки и теперь ,видите ли,самолёты им мешают спать ,шумят и так далее.Но позвольте аэродром НИИ ВВС ещё с 30-х годов действует,какого ж хрена вы тут дома строите??Что в России земли мало что ли??!Даже сейчас осталось 17 с лишним млн.кв.км.-строй-не хочу!!!
    677
    1. служивый. 5 марта 2015 14:19
      Всё верно конечно и аэродромы стоят на месте а не к городам идут,всё так.
      Вот только дальновидно ли поступили в Воронеже строя новый аэродром практически заново если город всё равно его окружает и выживает?Не получится ли через 5,10,15 лет что возникнет ситуация что всё,не может больше военный аэродром находится в окружении города? Впустую потраченные деньги? Что действительно земли в России мало? На истину не претендую.
      1. ibu355yandex.ru 5 марта 2015 16:56
        Город приближался и проникал на аэродром благодаря местным и областным властям, которые надеялись надавить на высшую государственную власть тем, что уже построены жилые дома и целые поселки на курсе взлета и посадки самолетов, выдавая незаконные разрешения на строительство. В статье написано все честно, без преукрашивания. Подогревались антиармейские настроения среди жителей Воронежа. Но не случилось.
        А построить аэродром заново это очень дорого. Полоса это главный элемент взлета и посадки самолетов. А кроме полосы еще необходима инфраструктура, обеспечивающая нормальную эксплуатацию авиационной техники и ее боевое применение, а это процентов 75 всех затрат.
        Да и городу есть куда расширяться лет на 50 вперед, а то и более, я не профессионал судить об этом.
      2. ibu355yandex.ru 5 марта 2015 16:56
        Город приближался и проникал на аэродром благодаря местным и областным властям, которые надеялись надавить на высшую государственную власть тем, что уже построены жилые дома и целые поселки на курсе взлета и посадки самолетов, выдавая незаконные разрешения на строительство. В статье написано все честно, без преукрашивания. Подогревались антиармейские настроения среди жителей Воронежа. Но не случилось.
        А построить аэродром заново это очень дорого. Полоса это главный элемент взлета и посадки самолетов. А кроме полосы еще необходима инфраструктура, обеспечивающая нормальную эксплуатацию авиационной техники и ее боевое применение, а это процентов 75 всех затрат.
        Да и городу есть куда расширяться лет на 50 вперед, а то и более, я не профессионал судить об этом.
        1. служивый. 5 марта 2015 17:22
          Да строят то всё заново,в том то и дело,и полосу и здания и сооружения ,старое всё ушло под снос.
          1. glasha3032 6 марта 2015 01:49
            Да там все постройки были в приличном состоянии...
            1. служивый. 6 марта 2015 09:37
              Как бы то ни было но практически всё под снос.
          2. Комментарий был удален.
    2. Alexey RA 5 марта 2015 17:03
      Цитата: 677
      Похожая ситуация происходит в Щёлково с аэродромом Чкаловская.Тоже понастроили домов по курсу взлёта и посадки и теперь ,видите ли,самолёты им мешают спать ,шумят и так далее.Но позвольте аэродром НИИ ВВС ещё с 30-х годов действует,какого ж хрена вы тут дома строите??Что в России земли мало что ли??!Даже сейчас осталось 17 с лишним млн.кв.км.-строй-не хочу!!!

      По этому поводу вспоминается классическое:
      Мел чертыхнулся. Городок Медоувуд, расположенный на юго-западе от аэропорта, был как заноза у него в мозгу и немало осложнял ему работу.
      Хотя аэропорт был построен задолго до городка, жители Медоувуда непрестанно, в самой резкой форме жаловались на шум, который создают самолеты, пролетая у них над головой. В эту кампанию вскоре ввязалась пресса, что повлекло за собой новые жалобы и яростные нападки на аэропорт и его руководство. Наконец, после долгих переговоров, после шумихи в печати и, по мнению Мела Бейкерсфелда, серьезных передержек, где немалую роль уже играла политика, аэропорту и Федеральному управлению авиации пришлось пойти на уступки и обещать, что реактивные самолеты будут пролетать над Медоувудом лишь в крайних и особых случаях. Однако, поскольку взлетно-посадочных полос и так не хватало, это решение значительно сокращало возможности аэропорта.
      Более того: решено было, что самолеты, взлетающие в направлении Медоувуда, поднявшись в воздух, будут тотчас принимать меры для уменьшения шума. Но тут начались протесты уже со стороны пилотов, считавших такую меру чрезвычайно опасной. Однако авиакомпании, не желая раздражать публику и вызывать нарекания, требовали, чтобы пилоты выполняли приказ.
      (с) Артур Хейли. Аэропорт.
  15. tomket 5 марта 2015 16:27
    Интересно , вурдалаки которые были против аэродрома успокоились?
    1. Boos 5 марта 2015 16:49
      Куда-там, малиновым "пиджакам" против Шойгу!) Пусть радуются,что их "сиротские" особняки не сносят.Пока... А вдруг там шпионы затесались?
      Boos
    2. glasha3032 6 марта 2015 01:55
      Проблема не в "вурдалаках" .а в простых потребностях горожан . Вина городских архитекторов . Город застраивали параллельно ВПП ,базировались на аэродроме МИГ-25 и Су-24 -не самые тихие машины ,и в полётные дни грохот стоял невыносимый ( на фото видно ,как близко расположены жилые дома )
    3. Комментарий был удален.
  16. ibu355yandex.ru 5 марта 2015 16:46
    10 лет службы отдал "Балтимору"! Как раз самое смутное время с 1995 по 2005 год. несколько раз готовились к перебазированию, многие, у кого была выслуга, увольнялись, другие верили в лучшее. И вот все-таки здравый смысл восторжествовал. Балтимору быть!!! А к шуму СУ-34 можно привыкнуть - это не ТУ-22М3. Теперь бы услышать шум Воронежского авиационного завода!!! Будем надеяться на возрождение!
    1. серж-1 5 марта 2015 18:43
      Цитата: ibu355yandex.ru
      10 лет службы отдал "Балтимору"! Как раз самое смутное время с 1995 по 2005 год. несколько раз готовились к перебазированию, многие, у кого была выслуга, увольнялись, другие верили в лучшее. И вот все-таки здравый смысл восторжествовал. Балтимору быть!!! А к шуму СУ-34 можно привыкнуть - это не ТУ-22М3. Теперь бы услышать шум Воронежского авиационного завода!!! Будем надеяться на возрождение!

      в 86-89г,в ЧВВАКУШе и ТУ-22 и ТУ-95 принимали! Вот где красота и мощь! На всю жизнь запомнил!
  17. jindol47 5 марта 2015 18:30
    А ведь несли такую околесицу (бредни), пиаря себя перед выборами, что мол на аэродроме склады с атомным оружием. Эти до сих пор в думе города. Кстати, это ребята с Балтимора грохнули дудаева
    1. stranik72 5 марта 2015 20:43
      "Кстати, это ребята с Балтимора грохнули дудаева"
      С Липецкого центра.
      stranik72
    2. glasha3032 6 марта 2015 02:01
      Но бомбосклады то есть и не хилые !
    3. Комментарий был удален.
  18. серж-1 5 марта 2015 18:35
    Цитата: EvgenSuslov
    У нас в Челябинске есть училище штурманов, ЧВВАКУШ. Уже 4 года его база использется для полетов Су-24. Ой сколько шуму было по началу. Особенно жаловались жители ближайших микрорайонов, строительство которых у нас идет полным ходом. Сам неоднократно бывал в местах прилигаюших к ВПП. По началу было дико. Стал спрашивать местных как оно. Сказали что привыкли уже, и не замечают почти. Больше всего понравилось изречение одного кладовшика, место работы которого прилегает к базе ЧВВАКУШа.
    -"Пусть лучше шас летают наши, чем завтра чужие."
    И я с ним полнстью согласен.

    ЧВВАКУШ-два года службы,86-88г.привык к реву движков через 2 месяца,блин потом привыкал к тишине полгода! все чегото. не хватало!
  19. stranik72 5 марта 2015 20:40
    "Аэродром был востребован вплоть до лихих девяностых. А потом начал приходить в упадок. В те времена не до полетов было как-то".
    В принципе всё правильно только аэродром даже в лихие 90-е, очень интенсивно использовался, да СУ-24 летали мало, но очень много летали вертолёты ВВ, ежедневно принимали перелетающие ВС, кроме этого там ещё базировалась и летала смешанная АЭ института РЭБ, а с началом 1- чеченской аэродром использовался с интенсивностью превышающей советские времена, вот только средства для его ремонта и совершенствования практически не выделялись, это точно. Рад, что его модернизируют, но с точки зрения безопасности полётов факт, аэродром уже в черте города, как впрочем и заводской.
    stranik72
    1. Комментарий был удален.
    2. glasha3032 6 марта 2015 02:06
      На посадку обычно заходят со стороны водохранилища ,а взлетают в поля . Хотя конечно дачи и кое-где частный сектор и присутствует ,но это не столь и многочисленно .
  20. Redfox3k 6 марта 2015 02:43
    Цитата: 677
    Похожая ситуация происходит в Щёлково с аэродромом Чкаловская.Тоже понастроили домов по курсу взлёта и посадки и теперь ,видите ли,самолёты им мешают спать ,шумят и так далее.Но позвольте аэродром НИИ ВВС ещё с 30-х годов действует,какого ж хрена вы тут дома строите??Что в России земли мало что ли??!Даже сейчас осталось 17 с лишним млн.кв.км.-строй-не хочу!!!

    дык это ж стариная русская забава перед ВПП военных аэродромов дома строить. У нас в Курске точно такая же ситуация: перед ВПП а/б Халино, там же и курский аэропорт, практически целый район особняков отстроили. А МиГи летают практически каждый день.
  21. JackTheRipper 6 марта 2015 03:47
    Отличный авторский фотоотчёт! Спасибо. Это по сути стратегический объект, удобное расположение, всего ~275км до Харькова, к тому же что будет дальше (вдруг НАТО будет на Украине) - не известно.
  22. Alex_59 6 марта 2015 09:00
    У нас в Перми тоже в середине нулевых была битва между теми кто требовал остановить возобновление полетов МиГ-31. А МиГ-31 - это очень шумная машина, намного громче других. Мол МиГи заходят надо городом и у нас дети грудные реветь начинают, мы боимся что вырастут дерганными и заиками. Интересно как я вырос в 80-е, живя всю жизнь под глиссадой, по которой в 80-е летали в разы больше чем даже летают сегодня и в сотни раз больше, чем летали в 90-е. Пока что успокоились. Но вот что интересно - стали дачами застраивать земли вплотную к аэродрому. Т.е. МиГи взлетая прямо в огороды людям дымят. Не понятно, зачем люди вообще такую дачу иметь желают, а во-вторых непонятно кто им вообще разрешает там строиться, прямо за забором взлетной полосы? Очень опасаюсь, что лет через десять эти "дачники" будут требовать закрыть аэропорт на том основании что им слишком шумно отдыхать на своих дачах...
  23. жарофф 7 марта 2015 22:18
    Был в 2013 почти полгода на Балтиморе. Всё хорошо.Очень понравилось. Но дорога вдоль стоянок...!Шутят,что немецкие танки дальше не смогли пройти со стороны Дона,потому застряли в колдобинах и воронках!Тот кто был и служил на этом аэродроме меня поймёт.
    Нам,авиаторам шум самолётов привычен,чего не скажешь,к примеру об отдыхающих санатория "Дон",глиссада точьнёхонько над корпусами санатория!Жителям,которые купили за свои кровные новые квартиры в Тепличном,можно посочувствовать, но их никто "под дулом автомата" не заставлял покупать там квартиры. Жаловаться,что их власть "развела"-пустое.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня