Дуэли «ковровых бомбардировок» Второй мировой

41
Дуэли «ковровых бомбардировок» Второй мировой


13 февраля жители Дрездена, главного города федеральной земли Саксония, выйдут на улицы, чтобы почтить память земляков, ставших жертвами страшного бомбового удара, нанесенного англо-американской авиацией. На чем был основан сделанный на излете войны выбор данной цели? Серьезных военных объектов в городе не было. С некоторой натяжкой к ним можно отнести разве что железнодорожный узел. Зато город был забит сотнями тысяч беженцев из Восточной Пруссии и самой Саксонии, частично уже занятой Красной армией: ее передовые части стояли в 60 км от Дрездена. Позже англичане и американцы будут утверждать, что напали на Дрезден, выполняя союзнический долг перед СССР, — якобы по его просьбе они хотели облегчить русским захват города. Документальных подтверждений этому нет, а Советский Союз отрицает свою даже косвенную причастность к дрезденской бойне, ставшей одним из самых трагических для Германии событий Второй мировой. По мнению ряда историков, целью бомбардировки Дрездена и других немецких городов, отходящих к советской зоне оккупации, было не оказание помощи советским войскам, а демонстрация военной мощи для устрашения союзника — СССР.

Первая бомба с английского бомбардировщика упала на город в 22 часа 13 февраля 1945 года. Массированная воздушная атака продолжалась всего 24 минуты, но этого было достаточно, чтобы превратить город в море огня. В 1:20 ночи 14 февраля налет повторился с использованием в основном зажигательных бомб. После 10 утра на город обрушилась последняя серия бомб, доставленных на этот раз бомбардировщиками США. Этим и завершилось убийство уже лежащего в руинах города. По иронии судьбы железнодорожный узел не пострадал. Количественные данные о человеческих жертвах свирепого удара варьируются в очень широких пределах: от 25 000 до 135 000 и более. Точную оценку не позволяет сделать отсутствие учета беженцев, наводнивших город перед атакой. В любом случае число жертв сопоставимо (а то и превышает их) с потерями при атомной бомбардировке Хиросимы (по разным данным — от 90 до 160 тысяч человек).

Теоретики и практики

В начале XX века только еще зарождающаяся авиация сразу же стала объектом пристального внимания военных. В ней генералы видели возможность нанести удар по головам и укреплениям неприятеля, оставаясь недосягаемым для его штыков и пуль. Уже в Первую мировую эта идея нашла применение по обе стороны европейского фронта. Первые результаты были впечатляющими. От открывшихся безграничных возможностей нового рода войск кружилась голова у многих стратегов. Одним из них был итальянский генерал Джулио Дуэ (1869−1930). Еще в 1915 году он предложил направить армаду из 500 бомбардировщиков для нанесения удара по городам враждебной Австрии, полагая, что это принесет не только военный, но и психологический, деморализующий эффект. Дуэ считал, что после такой встряски Австрии не останется иного выбора, кроме капитуляции. Подобные идеи он развил в так называемой доктрине Дуэ, отводящей главенствующую роль в войне бомбардировщикам. Генерал утверждал, что массированные бомбардировки городов, помимо разрушения военно-промышленных объектов и поражения войск, имеют целью деморализовать противника и понудить его к капитуляции. Почитателями доктрины Дуэ были германские нацисты — они же первыми и реализовали ее на практике во время гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года жертвой стала Герника — городок в Стране басков. Асы немецкого элитного бомбардировочного полка «Кондор» при поддержке итальянцев превратили город в руины, убив при этом более 200 мирных жителей.


Рожденная в годы Первой мировой войны доктрина генерала Дуэ впервые нашла свое техническое воплощение в преддверии Второй мировой. Это 1965 год.


Битва за Британию

14 мая 1940 года немцами был разрушен голландский Роттердам. Имея целью захват Франции, вермахт решил обойти хорошо укрепленную линию Мажино через Голландию. Гитлер дал всего один день на захват этой небольшой и слабо вооруженной страны. Но неожиданно немцы встретили упорное сопротивление. Чтобы заставить голландцев капитулировать, нужны были меры шокового воздействия. Командующий немецкими войсками генерал Шмидт выставил ультиматум: или немедленная капитуляция, или сотни бомбардировщиков сравняют с землей главный морской порт Голландии Роттердам. Голландцы были вынуждены капитулировать (сработала доктрина Дуэ). А бомбардировка все равно состоялась — якобы по недоразумению часть подготовленных к операции эскадрилий не получила сигнал отбоя. В результате нанесенного бомбового удара был практически полностью разрушен центр города, при этом погибло до 1000 человек, в основном мирных жителей. Англия отреагировала немедленно: уже на следующий день Королевские ВВС совершили ночной налет на Рурскую область. Немцы ответили первым «пробным» налетом на Лондон. Дуэль «ковровых бомбардировок» набирала силу. После ночного и малоэффективного налета английских бомбардировщиков на Берлин взбешенный Геринг, ранее гарантировавший фюреру, что ни одна бомба не упадет на территорию Рейха, приказал сравнять Лондон с берегами Темзы. 7 сентября 300 самолетов, а затем еще 250 крушили английскую столицу. Но англичане, подготовленные к воздушной войне несравненно лучше голландцев, не дрогнули. Их потери были не столь значительны, а разрушения быстро ликвидировались. Лидер нации Уинстон Черчилль призвал свой народ к решительной борьбе с нацистами. Немцы не оставляли попыток поставить Великобританию на колени, разрушая тотальными бомбардировками ее крупные промышленные центры, включая Лондон. Первым подвергся удару Ковентри, крупнейший оборонный, в том числе авиастроительный, центр Великобритании. 450 бомбардировщиков «Хейнкель-111», взлетая с территории уже оккупированной Франции, волнами накатывались на город, превращая его в горящие руины. Были разрушены 12 авиазаводов, погибло 1236 человек. Еще 40 налетов до конца войны пришлось пережить этому городу. У немецких летчиков даже появился термин «ковентрийские налеты». Затем целями стали Ливерпуль, Бирмингем, Белфаст и другие промышленные центры. Английские ВВС защищали свою страну из последних сил. Отвечать нацистам встречными мощными налетами Англии пока было не под силу. К началу войны Королевские ВВС насчитывали всего 448 бомбардировщиков, из которых лишь 60 новых «Виккерсов» были способны дотянуть до Берлина и Гамбурга. Остальные могли бомбить в лучшем случае районы Рура. К тому же для борьбы на равных англичанам недоставало бомб соответствующего калибра, ночных прицелов и т. д. Обстановка изменилась в 1942 году, когда к активным боевым действиям в Европе подключились США. К этому моменту интенсивность немецких воздушных ударов заметно ослабла: у вермахта возникли большие сложности на Восточном фронте, значительную часть самолетов пришлось перебросить туда. Именно эти машины под началом бывшего командира «Кондора» Вольфрама фон Рихтгофена, получившего за Гернику генеральские погоны, нанесли 23 августа 1942 года страшный удар по Сталинграду, погубив за один налет более 40 000 горожан. Всего за время Сталинградского сражения от бомбежек погибло около 220 000 человек. Также из-за проблем Восточного фронта германская промышленность была вынуждена увеличить производство самолетов-штурмовиков для поддержки наземных частей, сократив выпуск тяжелых бомбардировщиков.


Обложка британской еженедельной газеты, посвященной немецким бомбардировкам Великобритании.


Трагедии немецких городов

С начала 1943 года ситуация в небе Европы кардинально изменилась. Несломленная Англия и могучие США, превратившие Британские острова в «непотопляемый авианосец», неуклонно наращивали мощь своих авиаударов по нацистской Германии, безжалостно разрушая ее промышленные объекты, превращая в руины города. Англичане, изначально придерживавшиеся установленных Гаагской конференцией правил, вскоре поняли, что они одиноки в своем джентльменстве — противник и не думает их соблюдать. И тогда, исходя из принципа «с волками жить, по-волчьи выть», все правила были отброшены, воздушная война стала по-настоящему тотальной.

С этой поры окончательно вошел в обиход термин «ковровые бомбардировки». Назвали это, прямо скажем, негуманное действо так красиво потому, что наблюдаемые с высоты разрывы бомб, ложащихся практически вплотную друг к другу, воронки от них, огонь и дым пожарищ напоминали летчикам некий зловещий ковер, накрывающий все живое. На прошедшей в Касабланке 21 января 1943 года конференции союзников была принята директива «Об усилении совместного воздушного наступления против Германии». Ею предусматривалось планомерное уничтожение силами стратегической авиации военной промышленности и экономики Германии, а также подрыв морального духа немецкого народа (как тут не вспомнить старика Дуэ!). Командующий стратегической авиацией Королевских ВВС генерал Артур Харрис заявил: «…уничтожение немецких рабочих, их семей и жилья так же эффективно, как и уничтожение заводов, где они работают», и подписал приказ о подготовке операции «Гоморра», вероятно вспомнив библейское «…и пролил Господь с неба на Содом и Гоморру дождем серу и огонь…».

Первым на острие «Гоморры» оказался Гамбург. Налет на него тщательно готовился, была разработана специальная тактика бомбометания: вначале шли тяжелые фугаски — так называемые блокбастеры («разрушители кварталов»), пробивающие дома насквозь, следом — зажигательные, чтобы пожарами довершить разгром. Первая атака англичан, в которой участвовало без малого 800 самолетов, началась в 1 час ночи 25 июля 1943 года. За 50 минут было сброшено 2400 т бомб. Утром на смену англичанам пришли американцы. В ночь на 28 июля в налете на Гамбург участвовало 787 бомбардировщиков, 29 июля — еще 700. Всего до 30 июля на Гамбург было совершено более 2500 самолетовылетов, в ходе которых было разрушено 250 000 зданий, погибло не менее 50 000 человек, примерно 200 000 было ранено, более миллиона горожан лишились жилья. Самой страшной оказалась ночная атака 28 июля, когда в городе возник огненный смерч. Из-за разности температур раскаленный воздух, устремляясь вверх, создавал сильную тягу и буквально засасывал людей в огонь. В возникшем воздушном потоке скорость достигала 240 км/ч, а температура 800 °C. Город превратился в огненную преисподнюю. Только в эту ночь погибло около 40 000 человек. Еще раньше смертоносным ковром был накрыт Кельн, крепко досталось таким крупным немецким городам, как Штутгарт, Эссен, Нюрнберг, и многим другим. Лишь после этого пришла очередь Дрездена.



Между прошлым и будущим

В мае 1945-го в Европе, а в сентябре того же года на Тихом океане закончилась Вторая мировая война. Вспомнили о варварских «ковровых бомбардировках», и сразу же был найден козел отпущения. Им сделали генерала А. Харриса, обвинив его в чрезмерной жестокости. Он был уволен с занимаемой высокой должности, но вины своей не признал. Что ж — на войне как на войне. Однако с концом Мировой войны «ковровые бомбардировки» не канули в Лету. Они повторились во Вьетнаме, где американцы с гигантских B-52 засыпали бомбами Ханой и другие города. Не обошлось без подобных акций и при советском вторжении в Афганистан.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    14 марта 2015 07:24
    Ещё забыли упомянуть бомбардировку американцами Токио, в результате которой город горел как спичка (за счёт эффекта "огненного вихря") и жертв было огромное количество.
    1. Kassandra
      +5
      14 марта 2015 07:44
      Дрезден 220тыс, Токио 100-300тыс (за одну ночь), и еще городов помельче в обеих странах немерено.

      недавно даже была высоконаучная дискуссия в википедии на тему как число жертв обычных воздушных рейдов по Токио и Дрездену могло превысить число непосредственных жертв атомных бомбардировок (без медленной лучевой болезни).
      да точно также как РСЗО опаснее сверхтяжелых пушек, когда работает по площадям.
      над Дрезденом было сброшено 3,5 килотонны.
      Хиросима - 20кт, всего в 6 раз больше.
      1. +1
        14 марта 2015 21:22
        Цитата: Kassandra
        да точно также как РСЗО

        В СССР был такой термин "срыв мобилизации", использовался он при описании предназначения какого либо вида вооружения. К ним относилась бомбардировочная авиация и реактивные минометы БМ-13. Под этим подразумевалось не уничтожение воинских подразделений противника, а нанесение ударов по населенным пунктам. Считалось, что после этого противнику придется отвлекать большие силы на ликвидацию последствий нанесенного удара, тушить пожары, разбирать завалы на дорогах, восстанавливать инфраструктуру вместо того чтобы собирать мужское население на призывных пунктах.
        1. Kassandra
          0
          15 марта 2015 02:39
          этот кусочек гца вы где откопали? термин такой есть у всех, но он не подразумевал целенаправленное уничтожение именно гражданского населения, причем в конце войны.

          при срыве мобилизации в первую очеред выводится из строя транспорт в глубине территории проивника, и советские БМ-13 к этому никаким боком.
          1. 0
            15 марта 2015 04:05
            Падлы разбомбили наш Дрезден, уже было давно понятно что он будет в нашей зоне оккупации.
            1. tripletrunk
              0
              17 марта 2015 23:50
              И Берлин под фундамент и Кенигсберг..., а что не надо было ??
              1. Kassandra
                0
                18 марта 2015 10:28
                ты статью читал вообще? в Берлине и Кенигсберге были бои

                а в Дрездене просто без оенной необхоимоси создали огненный шторм и лди не выжили даже в бомбоубежищах. они были тогда не герметичные, из них просто отсосало кислород.
      2. tripletrunk
        0
        17 марта 2015 23:48
        В 2008 году комиссия немецких историков, работавших по заказу города Дрезден, оценила количество погибших в диапазоне от 18 до 25 тысяч человек.
        На самом деле, судя по немецким же источникам, столица Саксонии была отнюдь не безобидно-мирной целью.
        Около ста предприятий с числом работающих более 50 тысяч человек работали на вермахт, в том числе филиалы оптико-механического завода «Карл Цейс», авиационных и артиллерийских заводов.
        Именно через Дрезден, крупный железнодорожный узел, ежедневно отправлялось более двадцати составов с войсками и техникой на Восточный фронт.

        Вот перечень городов, в которых площадь разрушений составила 50% и более общей площади построек (на долю Дрездена пришлось только 40%):
        50% — Людвигсхафен, Вормс
        51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
        52% — Эссен, Дармштадт
        53% — Кохем
        54% — Гамбург, Майнц
        55% — Неккарзульм, Зоэст
        56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
        60% — Эркеленц
        63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
        64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
        65% — Дортмунд
        66% — Крайльсхайм
        67% — Гисен
        68% — Ханау, Кассель
        69% — Дюрен
        70% — Альтенкирхен, Брухзаль
        72% — Гейленкирхен
        74% — Донаувёрт
        75% — Ремаген, Вюрцбург
        78% — Эмден
        80% — Прюм, Везель
        85% — Ксантен, Цюльпих
        91% — Эммерих
        97% — Юлих

        А вы Дрезден, Дрезден !!((
        1. Kassandra
          0
          18 марта 2015 10:26
          на долю Дрездена пришлось максималное количество жертв, возможно его превосходит Токио

          от атомных бомбардировок сразу и то погибло меньше.
    2. +4
      14 марта 2015 11:03
      Цитата: miv110
      Ещё забыли упомянуть бомбардировку американцами Токио, в результате которой город горел как спичка (за счёт эффекта "огненного вихря") и жертв было огромное количество.

      70 лет назад США спалили напалмом Токио. В ночь с 9 на 10 марта 1945 года демократически сгорело в огне более 100 тысяч человек


  2. 511
    +5
    14 марта 2015 08:45
    Америкосы и воюют с населением,хоть свои хоть чужие,им все равно.Лишь бы зарабатывать на этом деньги.
    1. Kassandra
      +1
      14 марта 2015 20:16
      лишь бы это население убивать, станок котоорый печатет деньги и так у них.

      нефти в германии или японии тоже не было.
  3. +6
    14 марта 2015 09:28
    Американцы будут так действовать до тех пор, пока это не коснется их городов, их территорий. США очень удачно расположены географически в плане границ с соседями. Удачнее только Австралия. Ни радикальных мусульман, лезущих через границу, ни воюющих "украин" и ИГИЛ, никаких национальных вопросов и округов (разве что только индейцы, которых относительно мало). Есть, конечно, определенные вопросы в этом аспекте, типа почему ты черного черным назвал, но они такие мелкие по сравнению с евразийскими...
    1. Kassandra
      +1
      14 марта 2015 20:39
      Австралия неудачнее - хоть границы вообще нет, но Индонезия их численно превосходит в 10 раз, и они там уже давно устали в проливах ловить их лодки с мигрантами
  4. +6
    14 марта 2015 10:13
    Цитата: 511
    Америкосы и воюют с населением,хоть свои хоть чужие,им все равно.Лишь бы зарабатывать на этом деньги.

    Я бы так не обвинял англосаксов-даже опросы немцев указывают все эти жертвы вина Третьего рейха."Посеял ветер-получил бурю".Немецкие летчики тоже"отметились"-в Испании,Голландии,СССР и др. местах.Что теперь винить советских летчиков,что бомбили Берлин?!Что не было жертв среди мирного населения?Немцы получили заслуженное!!Бомбардировка городов-это психологический удар по нации,армии,это разрушение инфраструктуры и военных заводов и персонала,это уничтожение мобилизационного резерва.Извините,я не жестокий,но если у немцев были бы тысячные арматы тяжелых бомбардировщиков-досталось бы Великобритании и США и СССР-поделом им. hi
    1. +7
      14 марта 2015 12:01
      Нет такого военного преступления, которые бы не совершили немецкие военные. Да и "добропорядочные" немецкие бюргеры, в годы войны не сильно от них отставали, нещадно эксплуатируя остарбайтеров, среди которых, кстати было довольно много украинской молодежи, которая либо добровольно выехала в Европу на заработки, либо была вывезена туда обманом или насильно. Правда об этом на Украине предпочитают не вспоминать. Однако варварская бомбардировка Дрездена и других немецких городов в конце войны авиацией союзников - это на мой взгляд, не меньшее преступление. Во-первых, в этих городах практически не было военных объектов и воинских формирований, да зачастую вообще сколь-нибудь значимых промышленных предприятий. Во-вторых, почему-то данные стратегические бомбардировки в 1945 году своей целью имели объекты на территории, которая на Ялтинской конференции 1944 года, была отнесена к советской зоне оккупации. Я согласен с теми историками, которые утверждают, что данные бомбардировки преследовали чисто политические цели: показать Советскому Союзу мощь союзников и запугать его, сделав более сговорчивым в решении вопросов послевоенного мироустройства.
      Старый как мир британский имперский принцип - "моя страна может быть неправой, но это моя страны" и проистекающие из него двойные стандарты и двойные нормы морали восю использовались союзниками для оправдания своих варварских действий как в Германии, как и в Японии в конец войны.
      Честь имею.
      1. -5
        14 марта 2015 14:12
        Цитата: Александр72
        в годы войны не сильно от них отставали, нещадно эксплуатируя остарбайтеров

        изучал я этот вопрос на месте, в том городе где живу, остарбайтеры жили в лагерях которые распологались на окраине города, по сути простые общаги свободный вход и выход без какойлибо вооружённой охраны, работали 8-часов на каком-нибудь заводе или в поле на равне с немцами, выходные были суббота и воскресенье со свободным выходом в город, при выходе в город надо было носить нашивку OST.
        1. +5
          14 марта 2015 14:39
          Расскажите об этом десяткам-сотням тысяч русских, белорусских и украинских девушек-красавиц, увезенных в Германию в 15-16 летнем возрасте, а вернувшихся домой старухами с подорованным навсегда здоровьем, если им вообще повезло вернуться. Или десяткам-сотням тысяч парней - их ровесников, оставшихся инвалидами или погибших, хотя они никогда не брали в руки оружия и не были военнопленными. Расскажите об этом моему покойному дяде, который будучи 20-летним лейтенантом в 1944 году контуженный во время разведки боем попал в плен к вашим нынешним соотечественникам и выжил только благодаря прекрасному знанию немецкого языка и тому что был татарином, а не славянином - его "хозяину" - немецкому бюргеру из Восточной Пруссии был очень нужен переводчик для общения с недочеловеками и только поэтому его не заморили голодом и не забили насмерть, хотя здоровье сильно подорвали и умер он после войны так и не получив заслуженой им награды - Ордена Красной Звезды.
          Честь имею.
          1. -3
            14 марта 2015 16:17
            я тебе говорю что есть и другая сторона медали, никто неутверждает что немцы несли только добро а дремучие русские их непоняли, знаю много историй от потомков советских военнопленных, которые незахотели возвращаться в союз а остались в Германии, очень много.
            1. +5
              14 марта 2015 19:39
              Цитата: 290980
              знаю много историй от потомков советских военнопленных, которые незахотели возвращаться в союз а остались в Германии, очень много.

              Уже покойная младшая сестра моей бабушки тоже была вывезена в Германию (причём именно вывезена - как рабочая скотина, без согласия, так называемой вербовки или даже элементарных уговоров - просто пришли в село, всех молодых девчат и парней согнали на деревенскую площадь, погнали на ближайшую станцию, там погрузили в теплушки и вывезли). После победы оказалась в американской зоне оккупации, так именно американцы уговаривали их оставаться в Германии, пугая россказнями об "ужасах НКВД". Тех, кто согласился, куда-то отправили. А остальных отправили назад в их бараки, практически перестали кормить, а когда пришло время передавать нашим - вывезли куда-то в поле (дело было в конце октября), выбросили из грузовиков в чём были и укатили. Оказалось, они вывезли их на два часа раньше, чем договорено было с нашими.

              Я не берусь утверждать, что всё это так и было в каждом случае, просто не надо тут эту тему лишний раз муссировать: у каждого из нас есть, что предъявить и к Германии, и к США.
              1. 0
                15 марта 2015 01:34
                Цитата: Алекс
                Я не берусь утверждать, что всё это так и было в каждом случае, просто не надо тут эту тему лишний раз муссировать: у каждого из нас есть, что предъявить и к Германии, и к США.


                а почему бы не обсуждать такие темы, я только ЗА, мне интересна правда а не то что по зомбоящику пытаються вложить в мою голову, тем более инфа из ящика никак не укладываеться с тем как было на самом деле. Есть предьявить Германии что, так надо предъявлять, евреи вон до сих пор, докатились уже до того что у них видите ли уже на генетическом уровне какието сбои после холокоста, и качают бабки уже те кто родился после войны.
                Мне вот интересно зачем советские войска увозили немецких детей после войны в Союз? только у моих знакомых бабка и дед были вывезены 5летними в Казахстан из Германии.
                1. Kassandra
                  0
                  15 марта 2015 05:52
                  ... ну и что они расказывали?
          2. Kassandra
            0
            14 марта 2015 22:53
            о чем? о том что Дрезден и Гамбург бомбили англоамериканцы а не русские?
        2. +3
          14 марта 2015 19:05
          И что? На "химии" осужденные примерно также жили. Т.е. такая жизнь - верх гуманности? А Сталин, дуpaк (извините за ...) все пытался города с населением сохранить. Да нужно было всю Германию стереть в порошок, население грохнуть. Так? Нет, ребята, даже на войне нужно быть порядочным. А говорить (и делать), что немцы (фашисты) преступники, поэтому мы города их будем выжигать? Смешивать не нужно. Сегодня Дрезден, завтра Хиросима и Нагасаки, послезавтра Корея и Вьетнам, Ирак, Гренада, Ливия, Югославия... Не преступники? Не надо никаких сторон медалей. За преступления должны отвечать все,с любой стороны. А немцы должны благодарить за нашу отходчивость.
          Извините за сумбур.
    2. 0
      14 марта 2015 20:43
      Все верно...хотели войны-получили войну!На войне без жерт мирняка не обойтись!И еще на войне никаких сантиментов не должно быть...это не рыцарская дуэль,нацисты сжигали людей тысячами в лагерях...и в дни победного марша вермахта,весь германский народ ликовал и прибывал в эйфории,от того что их армия такая сильная и могущественная!!!А когда бомбы посыпались на их головы они видите ли не приделах...а кто на заводы ходил..кто снаряды делал с фаустами,кто самолеты клепал и лодки для кригсмарине..?
      1. Kassandra
        0
        15 марта 2015 02:13
        что верно? ну так заводы и бомбили бы, а не жилые кварталы...
    3. Kassandra
      +2
      14 марта 2015 21:22
      при чем здесь советские летчики, чудовисче? они в Берлине бомбили только вокзал и правительствегнный квартал.

      англоамериканцы наоборот целеноправленно бомбили жилой сектор с людьми, назвав это "dehousing".

      этот мобилизационный резерв они бы лучше бомбили на фронте.

      фабрики работавшие на Восточный фронт они не бомбили вообще.

      армады средних немецких бомбардировщиков убили англичан меньше чем чудо-оружие (оружие возмездия, по немецки), потому что последнее также било по площадям а с самолетов они работали по аэродромам, авиационным заводам и докам.
      в ковентри (12 авиазаводов) за всю войну погибло всего 500 чел (как в одной советской деревне). в Дрездене за одну ночь 220.000!
      1. +3
        14 марта 2015 22:08
        Цитата: Kassandra
        при чем здесь советские летчики, чудовисче? они в Берлине бомбили только вокзал и правительствегнный квартал.

        Союзники Кельн разбомбили не меньше Дрездена, Вязель вообще стерли с лица земли.
        А что же русские варвары?
        Берлин в мае после "Битвы за Берлин".
  5. +5
    14 марта 2015 11:15
    А вот последнне предложение в статье явно было лишним."Минис" категорически и безоговорочно.Где,когда,какими силами СССР устраивал в Афганистане ковровые бомбардировки?Либо факты в студию,либо авторы-провокаторы -либерасты.
    1. +3
      14 марта 2015 20:29
      Не обошлось без подобных акций и при советском вторжении в Афганистан.

      Присоединяюсь к вопросу. Название афганского города, который подвергался ковровым бомбардировкам хотелось бы увидеть.
    2. Kassandra
      0
      14 марта 2015 21:45
      не поверишь - Горбачев под вывод войск силами Ту-22М устраивал. та еще ...
  6. 0
    14 марта 2015 12:08
    Цитата: фа2998
    Бомбардировка городов-это психологический удар по нации,армии,это разрушение инфраструктуры и военных заводов и персонала,это уничтожение мобилизационного резерва.И

    Вот как раз бандеровцы и действуют по лекалам, которые вы оправдываете.
    Во встречных то боях что англы что бандеровцы не хило по соплям получали.
    Вы ещё в Донецк съездите и подобное скажите, что жён и детей ополченцоев убивают чтобы подавить их волю и это нормально.
    Как думаете живым вернётесь?
    Меня прям мучают сильные сомнения на ваш счёт!
    1. -2
      14 марта 2015 20:49
      Война это мерзко и пакостно,негуманно и несправедливо....но увы на войне нужно думать только о том чтобы защитить свой народ,свою семью и свою родину!Если слишком много думать на войне о справедливости и гуманности к врагу,можно не заметив её проиграть!!!
      1. Kassandra
        0
        15 марта 2015 02:15
        проигрывают в карты... чего там англоамериканцы в Дрездене (городе где одни госпитали) могли проиграть немцам в конце февраля 1945г?
        1. 0
          15 марта 2015 18:36
          А с войнам простите что делают)))?Ответ на ваш вопрос..
          Например раненых которые снова встали бы в строй,и продолжали убивать англоамериканцев....че еще примеров привести...?

          Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному вскоре после налётов, в городе сгорело 12 тысяч зданий. В отчёте сообщалось, что было разрушено «24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 трактиров, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 больниц (включая вспомогательные и частные клиники), 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж». Кроме того, сообщалось об уничтожении военных целей: командный пункт во дворце Taschenberg, 19 военных госпиталей и множество менее значительных зданий военных служб. Получили ущерб почти 200 заводов, из них 136 понесли серьёзный ущерб (включая несколько предприятий Zeiss по производству оптики), 28 — средний ущерб и 35 — небольшой!
          Может вы думаете что эти 200 заводов мягкие игрушки производили?Или в 24 банках не хранилось награбленное,и эти банки не спонсировали вермахт?А в 19 военных госпиталях лечили солдат ранее никого не убивших?А с 640 складов ни один мешок муки не отправился на фронт в помощь вермахту?Ну что...продолжать вам вопросы задавать?
          1. Kassandra
            -1
            16 марта 2015 08:46
            раненых - лечат... про женевские конвенции слышали что когда?

            200 заводов нет на весь Рур... в мастерских производили в основном обувь.

            вы англоамериканец или пришли с..ть на СССР?
            1. -1
              18 марта 2015 05:16
              Ну а вы походу пришли восхвалять фашизм...защищая германию,которая воевала с СССР,так что-ли?Думай че пишешь!Аж взбесила!!
              1. Kassandra
                0
                18 марта 2015 10:56
                ... значит пришли п..ть на СССР.

                ты и так бешеный. нормальные такое не пишут.
  7. 0
    14 марта 2015 12:16
    Да было ,че там-86г пандшерская операция Ту-22е ущелье с 10000 засыпали,и потом перед уходом частенько из-за облаков сыпали.Другое дело,что подобная тактика,не когда не приносила ожидаемого эффекта не в военном плане не в плане подавления экономического потенциала.Скорее это такая садисстко-политическая пощечина противнику,истребление мирного населения,культурного исторического наследия,однако,на практике это приводило к"осатанению"противника,его консалидации,росту военных настроений(солдатам уже не куда было возвращаться).
    1. +2
      14 марта 2015 20:51
      А в ущелье наверное раскинулся город с миллионом населения да?
      1. 0
        15 марта 2015 00:58
        Нет,там было очень много кишлаков,вообще не смотря на очень сложный рельеф,довольно густонаселенное место,было.
        1. Kassandra
          0
          15 марта 2015 02:17
          ну так горбачев старался изо всех сил - это по его указанию было.
  8. +7
    14 марта 2015 12:29
    Орали в 1942 году "хайль!" те немцы, погибшие в Дрездене, когда немцы стёрли 23 августа с лица земли Сталинград?! Орали! Вот и получили "ответку"!!! так что нечего причитать "по невинно убиенным"! И сколь советских людей было расстреляно на дорогах отступлений "птенцами Геринга"? За всё это надо платить! Это ещё немцы должны свечки ставить в костёлах, что русские отходчивы и "злые коммунисты-политруки" сдерживали в 1945 году наших солдат от мести. А так по идее, после "подвигов" вермахта и СС с приспешниками на земле СССР, в Германии надо было снести всё, что выше 5 см от земли, а уцелевшими жителями заполнить Сибирь и Дальний Восток (они ведь мечтали о землях на Востоке?), чтоб имя Германии исчезло с карты мира!
    1. 0
      14 марта 2015 14:27
      Вот именно, очередная статья о том как очень сильно разбомбили Дрезден
      1. +2
        14 марта 2015 19:18
        К нам приезжал немец по вопросам бизнеса. Как он ругал американцев за то, что они разгрохали во время войны его город Кёльн! Про Сталинград, Питер и все остальное на территории СССР у него было очень туманное представление. После того, как мы ему все это показали и рассказали, он был в шоке. Мы его водили на матч по хоккею с мячом "Енисей" - "Динамо". Впечатлений масса... laughing
    2. +1
      14 марта 2015 20:40
      Цитата: nnz226
      Орали в 1942 году "хайль!" те немцы, погибшие в Дрездене, когда немцы стёрли 23 августа с лица земли Сталинград?! Орали! Вот и получили "ответку"!!! так что нечего причитать "по невинно убиенным"! И сколь советских людей было расстреляно на дорогах отступлений "птенцами Геринга"? За всё это надо платить! Это ещё немцы должны свечки ставить в костёлах, что русские отходчивы и "злые коммунисты-политруки" сдерживали в 1945 году наших солдат от мести. А так по идее, после "подвигов" вермахта и СС с приспешниками на земле СССР, в Германии надо было снести всё, что выше 5 см от земли, а уцелевшими жителями заполнить Сибирь и Дальний Восток (они ведь мечтали о землях на Востоке?), чтоб имя Германии исчезло с карты мира!


      Да так-то оно так, но вот только народ СССР в лице руководителей от мести осознанно отказался. Именно потому, что основная вина все-таки национал-социалистов, а не немцев. Мстить народу - такой же точно нацизм, просто с другим знаком.

      Зато в мести почему-то больше всех преуспели американские супергерои, хотя у них мирное население не пострадало.
    3. Kassandra
      +1
      14 марта 2015 22:20
      орешь ты тут, нелюдь. а советские ВВС и Армия никогда подобным образом не мстили.
  9. 0
    14 марта 2015 12:47
    Цитата: тундряк
    Цитата: фа2998
    Бомбардировка городов-это психологический удар по нации,армии,это разрушение инфраструктуры и военных заводов и персонала,это уничтожение мобилизационного резерва.И

    Вот как раз бандеровцы и действуют по лекалам, которые вы оправдываете.
    Во встречных то боях что англы что бандеровцы не хило по соплям получали.
    Вы ещё в Донецк съездите и подобное скажите, что жён и детей ополченцоев убивают чтобы подавить их волю и это нормально.
    Как думаете живым вернётесь?
    Меня прям мучают сильные сомнения на ваш счёт!

    Уважаемый ТУНДРЯК я не написал ,что это ХОРОШО!Немцы развязали войну,и безжалостно бомбили города-и в своей участье САМИ ВИНОВАТЫ.Они получили в ответ.Новороссия воюет на своей земле,и бандеровцы действуют как нацисты-и получат ответ,их тоже не надо жалеть.В вашем посте все перепутано-сначало идет АГРЕССИЯ-а потом ПОЛНОЦЕННЫЙ ОТВЕТ. hi
    1. +2
      14 марта 2015 20:24
      То есть Красной Армии в Германии надо было развязать террор?
      А Верховный спец приказом это запретил.
      Чем мы и отличаемся от животных- англов, фашистов и бандеровцев,
      армия должна воевать с армией а не с мирными.
      Я тут уже писал, один из наших космонавтов( фамилию к сожалению забыл)
      воевал на ИЛ 2,
      Получив приказ на штурмовку, увидел что нет там японских войск а только женшины и дети не стал штурмовать
      За что огрёб кучу неприятностей но тем не менее его поняли
      В то время это был ПОСТУПОК
      Полноценный ответ это перебить вооружённую армию
      А не женшин и детей, разбомбить школы и садики.
      Вы зачем подлость возводите в ранг доблести?
      Мы РОССИЯНЕ а не ы и бандеровцы.
      1. +1
        14 марта 2015 21:01
        Вы немного передергиваете...нашим парням в афгане такие вот пацанята которых они желели в кишлаках в спину стреляли без раздумья!!!Дело в том ...что нужно смотреть кто твой противник...вы же не станете драться с человеком у которого нож в кармане голыми руками..возмете палку или камень на крайняк...а если еще за вашей спиной ваши дети..тогда вы вообще возьмете топор и изрубите его,и будете правы что поступили так..вроде как бы и не честно!Нацисты воевали подло,истребляя мирное население других стран,и германский народ в своем большинстве их поддерживал,за что и поплатился!!Возможно если бы СССР сравнял Германию с землей полностью...то не тявкала бы шавка-бульдожка меркела сейчас в нашу сторону!
      2. +3
        15 марта 2015 05:00
        Береговой Георгий Тимофеевич. Дважды Герой СССР. Первый раз в войну, второй - за полет в космос. Летчик-штурмовик.
    2. Kassandra
      0
      14 марта 2015 22:33
      такие вещи могут писать только неполноценные или совсем ...

      наишите еще что Хиросима с Нагасаки это было хорошо, за удар по военно-морской базе (Пирл-Харбор).
  10. +2
    14 марта 2015 12:54
    226, ты ж пойми что младенцы немецкие хайль не кричали.... а их жгли вместе с теми кто кричал, не разбирая...... тут речь пропагандоны ведут о том, что англичане с амерами (т.е. ами) злые и плохие. А ты бы научился думать головой, и подумать, чем ты отличаешся от фашистов ????? Вот к примеру, отступали немцы из села моего предков из черниговской губернии, а солдат, который жил у них в хате, к детям относился нормально (5 дочек было у прабабушки) и у самого в германии было 3 дочки. В последний день им дали по канистре бензина и приказали сжечь все дома и уходить. а немец не захотел выполнять преступный приказ, облил бензином старый полуразвалившийся сарай, чтобы видимость создать, а дом пощадил. потому что даже в самом дерьме есть место нормальным людям, несмотря на то какую форму носят.

    а по теме ковровых, то тут в войну целое исскуство было жечь младенцев вместе с матерями. сначала летели специальные пид-о-расы- пэтфиндеры, выходили на город, и сбрасывали осветительные бомбы, потом бомбили водозабор чтобы лишить возможности тушить пожары, после того бомбили жилые кварталы. лучше всего было бомбить летом, когда нету облачности - и пожары горят отлично в сухую погоду. Да, прошу заметить, это счас дома сплошь бетон, тогда перекрытия и каркас кровли - высохщее за десятки а то и сотни лет, дерево...... горело отменно, от того и смерчи огненные.....
    1. 0
      14 марта 2015 19:21
      Цитата: sergevl
      после того бомбили жилые кварталы.

      Эшелон бомбардировщиков с тяжёлыми бомбами (использовались в том числе и морские мины) для разрушения крыш. В старых европейских городах черепичные крыши - тяжелые и под большим углом - их просто сносит мощными взрывами. А потом эшелон с зажигалками. Читал как-то, как англичане отрабатывали технологию организации огненного шторма. Большое значение придавалось и метеоусловиям. Город выбирали и по погоде.
    2. -1
      14 марта 2015 21:04
      Знаток однако belay !Вы пошли бы просвятились от чего в больших пожарах завихрения происходят!!!А то я смотрю сумничал..а в тему то не попал))!
    3. -1
      14 марта 2015 21:49
      Цитата: sergevl
      226, ты ж пойми что младенцы немецкие хайль не кричали


      Если вы не в курсе, то немецкие младенцы были и -в 1914-1918 гг. Потом они выросли, заорали "ХАЙЛЬ!" и убили уже не 15 млн, как их нежные папаши, а целых 50 млн человек!. И сегодня у них- Леопарды вместо Тигров и мощнейшая армия в Европе (что было категорически запрещено Потсдамом).
      И до этого их щадили и ВСЯКИЙ РАЗ это оканчивалось неисчислимыми жертвами -для пощадивших.
      Как вы думаете,выжившие дрезденские "младенцы" (а далеко не все они погибли) хоть секунду будут сомневаться если им представится возможность и поступит приказ убить наших младенцев? Они сделают это без ненависти, крикнув "Хайль!, " просто как на работе-такая страна...
      Я бы, конечно , не смог сделать то, что сделали саксы. Но у меня было бы- холодное безразличие к тому, что они сделали и понимание того, что в СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ будет на млн эсэсовцев меньше...
      Мой дед, дважды раненный и контуженный на мои вопросы : " Почему так война сложилась-с такими нашими жертвами?", отвечал просто: "НЕ ДОБИЛИ их в 1ю Мировую и за это расплатились!"
      Учитывая военную доктрину Германии и ее армию, и мы близки к такой оценке, и это несмотря на 26 млн погибших!
      А ведь было здравое предложение от амеров-страну разделить, мужчин-оскопить-и постепенно эта нация бы перестала бы угрожать другим...
      1. Kassandra
        0
        15 марта 2015 03:12
        с холодным безразличием они потом стали прорабатывать план DropShot...

        ... а женщин? скопить так скопить!
  11. +1
    14 марта 2015 12:57
    Да, кстати, по афганистану есть две поговорки советских лётчиков времён афганской войны:
    1. "Сверху (с воздуху) не разобрать свой кишлак или чужой, они все одинаковы".
    2. "В радиусе 500 метров (от цели) мирных нету"
    1. 0
      14 марта 2015 20:52
      Цитата: sergevl
      Да, кстати, по афганистану есть две поговорки советских лётчиков времён афганской войны:
      1. "Сверху (с воздуху) не разобрать свой кишлак или чужой, они все одинаковы".
      2. "В радиусе 500 метров (от цели) мирных нету"


      1. Для этого и нужен авианаводчик. Без него авиация не работает.
      2. Если цель - укрепления, из которых ведут огонь - то да, мирных нету.
      1. Kassandra
        0
        15 марта 2015 02:21
        ОДАБ где то в таком радиусе и выносит.

        про "дуэли" автор как то не впечатлил, что то с возмездием (V-оружие) ограниченно началось только в 1944г.

        Дрезден 1945 это вообще дуэль с раненными и младенцами.
        1. 0
          15 марта 2015 18:19
          Даже у АВБПМ стопроцентное поражение в радиусе 300 метров,так их в Афганистане и не применяли!!!Вы же откуда то взяли поражение в 500 метров...походу вы знаток..))))!!!
          1. Kassandra
            0
            16 марта 2015 08:39
            Цитата: игорка357
            стопроцентное


            ОДАБ в афганистание применялись, и у духов не было бронетехники.
      2. 0
        15 марта 2015 06:35
        А если из кишлака миномет работает со снайпером и мирных куча то что?Посылать на убой группу,нет..сначала сказать главе деревни что если не выйдите через 24 часа все сравняем с землей,не вышли значит их проблемы!!!
  12. -1
    14 марта 2015 13:28
    Цитата: revnagan
    А вот последнне предложение в статье явно было лишним."Минис" категорически и безоговорочно.Где,когда,какими силами СССР устраивал в Афганистане ковровые бомбардировки?Либо факты в студию,либо авторы-провокаторы -либерасты.


    Второй минус мой и по той же причине....
  13. 0
    14 марта 2015 14:24
    Цитата: 290980
    Цитата: Александр72
    в годы войны не сильно от них отставали, нещадно эксплуатируя остарбайтеров

    изучал я этот вопрос на месте, в том городе где живу, остарбайтеры жили в лагерях которые распологались на окраине города, по сути простые общаги свободный вход и выход без какойлибо вооружённой охраны, работали 8-часов на каком-нибудь заводе или в поле на равне с немцами, выходные были суббота и воскресенье со свободным выходом в город, при выходе в город надо было носить нашивку OST.

    прям таки курорт какой-то, лечебно-трудовой профилакторий, но пришла Красная Армия и всё испортила
    1. -4
      14 марта 2015 17:25
      Цитата: urik62

      прям таки курорт какой-то, лечебно-трудовой профилакторий, но пришла Красная Армия и всё испортила

      пока бои не начались на территории Германии остарбайтеры жили не так уж плохо.

      1. 0
        15 марта 2015 06:00
        Ну ну?! совсем не плохо. Согласно Нюренбергским протоколам более 25% погибло от - ГОЛОДА. Мелочь!!!
  14. 0
    14 марта 2015 15:48
    Вот только и могут, бомбить бомбами, ракетами. А как начинаются серьезные бои, так сразу кишка тонка...