Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

21
Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

Тяжёлый штурмовой танк A39 Tortoise — британский сверхтяжёлый штурмовой танк, спроектированный, построенный и испытанный в период Второй мировой войны, но так и не запущенный в серийное производство. Машина была разработана для решения задач по разрушению сильно укреплённых районов, поэтому в её конструкции мобильность принесена в жертву огневой мощи и защищённости. Несмотря на то, что данная машина называется танком, её башня не является поворотной — что, в сочетании с мощным артиллерийским вооружением и низкой мобильностью, позволяет причислить её к сверхтяжёлым самоходным артиллерийским установкам.


В 1942 г британский генеральный штаб, отвечавший за выработку концепции развития бронетанковой техники, проявил интерес к так называемому "штурмовому танку" - тяжелой бронированной машине, способной действовать при прорыве фортификационных сооружений и способной выдерживать большое число прямых попаданий. В результате появилось несколько опытных машин, включая A33 "Эксельзиор", A38 "Вэлиэнт" и американский T14, кроме того было большое число проектов, так и не пошедших дальше чертежных досок. Среди них был и проект, подготовленный "Ньюффилд меканизэщион лтд" из Бермингема и представлявший собой AT1 (Штурмовой Танк) со 150-мм броней и небольшой, грушевидной башней под 75-мм пушку или 95-мм гаубицу. Корпус оказался похожим на таковой у "Вэлиэнта", а подвеска планировалась торсионной. Вес оценивался в 45 т. Были два варианта этого проекта: один похожий на танк, но с неподвижной башней; второй - более приземистую машину с 200-мм броней и с вооружением только из пары пулеметов. Но эти проекты не устроили генеральный штаб, потребовавший установки на крышу корпуса шестидюймового миномета и огнемета в правой надгусеничной полке.


31 мая 1943 г появился новый проект с расширенным корпусом, свешивающимся над гусеницами. Уровень защиты остался тот же, а вооружение изменилось, составив две спаренных пулемётных установки в башенках на крыше, 20-мм пушки слева лобового листа и шестифунтовки справа с автоматом заряжания "Молинз" по образцу 3,7-дюймовой зенитки. После нескольких переработок этого проекта, 26 июня 1943 г появился AT10. Этот вариант имел шестифунтовку, спаренную с пулемётом - справа, и 20-мм пушку также с "Бесой" - слева. На крыше корпуса, за командирской башенкой была спаренная пулеметная установка, рассчитанная на хорошие углы обстрела назад. Максимальная толщина брони теперь достигла 225 мм, вес оценивался в 45 т, высота по корпусу была 2,28 м. "Ньюффилд меканизащион лтд" посчитала такое сочетание защиты и вооружения достаточным и приступила к изготовлению полномасштабного деревянного макета. Однако, генеральный штаб потребовал от фирмы поставить на "Tortoise" ("Черепаху") - так теперь назывался проект - 75-мм пушку с высокой начальной скоростью снаряда.

На "Ньюффилде" рассчитали, что необходимое удлинение корпуса приведет к росту веса до 65 т, тем не менее сэр Майлз Томас из руководства "Ньюффилда" заключил, что установить новую 17-фунтовую пушку на танк не представит особого труда, и предложение было принято. Новый проект AT13 появился 13 августа 1943 г и уже выглядел, как та "Черепаха", к которой мы привыкли. Но даже после этого пушка была сдвинута вправо, а 20-мм автомат - влево, хотя но заданию вместо него планировалась 95-мм гаубица. Подвеска представляла собой ряд двухколесных тележек с 32-дюймовой гусеницей. Пары тележек незначительно перекрывали друг друга. Внешние колеса тележек с каждой стороны могли демонтироваться вместе с гусеничным экраном, что позволяло танку проходить по ширине через мост Бэйли-бридж. Это напоминало аналогичную операцию с "Тигром" при его перевозке по железным дорогам, а на американском гиганте T28 - "кузене" "Черепахи" - вопрос решался еще более радикально - там демонтировалась внешняя пара гусениц.


Одновременно был решен вопрос с двигательной установкой. Для AT10 планировался двигатель "Форда", но какой - V8 серии GAA или V12 - еще было не ясно. На AT13 было решено поставить "Роллс-Ройс-Метеор" с трансмиссией "Мерритт Браун". У проекта была одна "деталь", которая могла по совокупности превзойти все другие технические проблемы - конструкторы "Ньюффилда" планировали цельнолитой корпус "Черепахи". Хотя это представляло несомненные выгоды с точки зрения баллистики корпуса, возникли сомнения в возможности завода обработать такую "деталь". Это была главная проблема, но Майлз предвидел и другие трудности: не окажется ли "Черепаха" слишком тяжелой для существующих транспортеров? К декабрю 1943 г был почти готов макет по проекту AT13, хотя последний раза три слегка изменялся. Так на AT14 вместо 20-мм пушки и пулемета слева был установлен только один пулемет - вес сократился до 60 т. На AT15 пушка была сдвинута к центру корпуса, а на AT15A рубка корпуса была, увеличена, что довело вес до 65 т.

На этой стадии вновь вмешался генеральный штаб, который потребовал установить новую пушку, идущую на смену 17-фунтовой. Макет был переделан под новую 37-фунтовую пушку, представлявшую собой противотанковое орудие на базе проверенной 3,7-дюймовой зенитки. После принятия решения проект был переделан уже, как AT16, и был заказан опытный образец из неброневой стали. В феврале 1944 г последовал следующий шаг - было решено заказать 25 танков, которым генеральный штаб дал обозначение A39 Tortoise, не дождавшись даже опытного образца. Этот трюк, испробованный ранее на "Черчилле", привел к печальному результату. Даже на этой стадии работы было ясно, что поставки могут начаться никак не раньше сентября 1945 г - оценка, которую следовало еще воплотить в жизнь. Тем временем были подготовлены еще два проекта - AT17 и AT18. Оба использовали то же шасси и отличались огнемётом, установленным на место пушки. Практически весь боевой отсек был занят четырьмя 610-л ёмкостями с зажигательной смесью, между которыми находились семь баллонов высокого давления, обеспечивающими выброс огнесмеси.


На AT17 один огнемет был на месте пушки, а другой в пулеметной башенке на крыше рубки. AT18 имел огнемет вместо пушки, при снятом лобовом пулемете. Оба проекта дальше чертежей не пошли. В ноябре 1944 г. появился еще один "конкурент" - SP4. Это был танк с башенной установкой 3,7-дюймовой пушки на шасси A41 ("Центуриона"), который был реализован только в деревянном макете. К тому времени выяснилось, что характеристики пушки можно улучшить, заменив 37-фунтовый снаряд на 32-фунтовый. Заявлялось, что с ним характеристики орудия били в целом на 25 выше, нем у 17-фунтового орудия. С окончанием войны в Европе интерес к A39 Tortoise стал быстро сокращаться. Уже строились планы по новому поколению боевых машин, среди которых A39 смотрелся динозавром. Заказ был сокращен до 12 машин. В феврале 1946 г Комитет Обороны решил вновь уполовинить заказ, уже до 6 машин по цене 141666 фунтов каждая. Реально было закончено пять танков, а детали шестого использованы на запчасти.


Корпус A39 Tortoise сваривался из литых деталей и катаных листов брони. Самая большая отливка представляла собой рубку корпуса без крыши с толщиной лобовой части до 230 мм. Крыша представляла собой катаный лист. Еще одна литая деталь в лобовой части защищала трансмиссию. Моторное отделение сваривалось из катаных листов брони и нависало над гусеницами. В правой надгусеничной полке находилась укладка 3ИПа, в левой - зарядный агрегат и аккумуляторы. Нижняя часть корпуса выполнялась из катаных листов брони, с дополнительной защитой в виде тяжелых бортовых экранов. Подвеска была торсионной, хотя чисто внешне напоминала шасси "Шермана". Каждая колесная тележка (по четыре на борт) имела по две пары катков. Торсионы были сгруппированы под полом кабины по четыре, гак что на каждую бортовую тележку было два торсиона.

В большинстве случаев катковая тележка имеет одну ось и ее колеса двигаются в вертикальной плоскости одновременно, но на "Черепахе" каждый каток тележки имел еще и независимую подвеску. Это было предусмотрено еще на стадии проекта одновременно с возможностью снятия внешней пары катков тележки, для сокращения габаритов танков при перевозке, но одновременно такая подвеска снижала поперечную нагрузку на тележку, характерную для шасси с широкими гусеницами. Следует отметить, что не было предусмотрено какого-либо демонтажа другого оборудования, позволившего бы снизить вес и размеры при транспортировке. Что хотели, то и получили - возможность перевозки по железным дорогам, погрузки через рампу десантных судов и движения по наводным мостам пришлось отбросить. Траки гусеницы отливались из маргонцовой стали и имели центрирующий гребень. Ширина траков была 32 дюйма, каждое звено соединялось двумя штифтами навстречу друг другу.


Танк A39 Tortoise представлял собой довольно редкую среди английских танков схему с передней ведущей "звездочкой" при заднем расположении двигателя. Ленивцы были соответственно сзади. Гусеница имела шесть поддерживающих катков на сторону - по два на двух центральных валах и по одному на переднем и заднем. Двигательная установка состояла из безнаддувного двигателя "Роллс-Ройс" Мk.V "Метеор" - 12-цилиндровый, V-образный, мощностью 650 л.с. По бокам двигателя ставились два топливных бака - большой на 390 л справа и малый 245 л - слева. Слева также располагался маслобак, занимавший оставшееся место. Радиаторы были перед двигателем, а выхлопные трубы собирались в большой глушитель, шедший вдоль всего моторного отделения.

Как упоминалось выше, танк A39 Tortoise также нес зарядный агрегат четырехцилиндровый двигатель "Моррис"-8, работавший прямо на генератор. Движок был включен в контур охлаждения основного двигателя, а выхлопная труба с глушителем была выведена за боевой рубкой. Двигатель работал на коробку передач через сцепление "Борд&Бекк" и три вала, объединенных в общей трубе. Коробка передач была "Меррит-Броун" H51D, обеспечивающая через раздельный реверс шесть скоростей вперед и назад и имеющая бортовые тормоза для управления по курсу. Такая коробка передач позволяла танку разворачиваться на месте. После испытания опытного образца Р1 в трансмиссию внесли изменения, но какие не известно.

Одной из наиболее интересных особенностей этого танка - A39 Tortoise тогда рассматривался именно танком, пускай очень специфичным, но не самоходкой - было боевое отделение, вмещавшее экипаж из семи человек. Экипаж включал водителя, занимавшего место справа от орудия, стрелка лобового пулемёт - слева от орудия, еще один стрелок находился за водителем, командир сидел слева - за и выше первого стрелка. Таким образом четыре члена экипажа располагались по бортам рубки, освободив в центре место для артиллерийского расчета. Наводчик орудия располагался слева от орудия, а два заряжающих - за орудием. С последними возникла интересная проблема. Орудие было спроектировано под раздельное заряжание снаряды и заряды хранились отдельно. Небольшое число "готовых" снарядов хранилось на задней стенке боевой рубки в отдельных пеналах, а большая часть боезапаса располагалось под полом боевого отделения.

Проблема была: должны ли были заряжающие отдельно досылать в орудие снаряд и гильзу заряда, либо один из них должен был заряжать орудие, а другой - только оперировать замком? Последнее было стандартной практикой английских артиллеристов, но тщательный хронометраж показал, что более предпочтительней является первая схема заряжания, принятая на "Черепахе". История создания 32-фунтового (3,7-дюймового - 94-мм) орудия уже упомянута. Можно еще добавить; что начальная скорость снаряда была 880 м/с, а в боекомплект входили бронебойные и фугасные снаряды. Орудие монтировалось в шаровой опоре диаметром 24 дюйма, обеспечивающим +18° -10°. склонения и 20 градусов по горизонту в обе стороны. Прицел наводчика монтировался в отдельной шаровой установке слева от орудия, но был жестко связан с самим орудием.

Передний стрелок имел в своем распоряжении 7,92-мм пулемет "Беса", также в небольшой шаровой установке с углами склонения 35°. Еще два "Беса" были в верхней башенке с круговым обстрелом. Они имели углы склонения +15-10°. Необходимость а последней пулеметной установке была сомнительной, в то же время она 'представляла определенную опасность для радиоантенны и компаса, которые были смонтированы на крыше корпуса, не говоря уж о членах экипажа. Так как вся крыша рубки становилась "зоной огня", спарка пулеметов была оснащена специальным устройством, предотвращавшим поражение оборудования, на крыше корпуса. Кроме того каждый люк был оснащен специальным выключателем, блокирующим огонь из пулеметов при открытом люке. Спуск пулеметов по этой причине был сделан электрическим. Управления пулемётами (в вертикальной плоскости) осуществлялось при помощи ручки с двумя кнопками электроспуска. Для этой установки требовались специально подготовленные стрелки, и не только из соображений безопасности - для устранения задержки "Беса" в столь стесненной установке обычное обучение не помогало. Командир также имел в своем распоряжении вращающуюся башенку со смотровыми приборами и бинокулярным перископом, подвижным в вертикальной плоскости. Последний через повторители был связан с прицелами наводчика орудия и верхнего стрелка.


На башенке командира, был смонтирован стандартный, шестиствольный дымовой гранатомёт, имевший, таким образом, круговой обстрел. Еще два таких гранатомета были на углах лобового листа боевой рубки. Слева от люка водителя, в подвижной установке был смонтирован двухдюймовый гранатомет. Место водителя показалось бы знакомым каждому, имевшему дело с "Центурионом", хотя первое было расположено выше и справа. Однако, если человек не имел специальной подготовки, он бы почувствовал себя не очень уютно на этом месте - управление танком было как бы сдвинуто вправо, так что водителю приходилось сидеть под некоторым углом к направлению движения. Кроме того, если водитель управлял танком через открытый люк и сиденье было следовательно приподнято, дотянуться до педалей было трудным делом. При полном оснащении на A39 Tortoise ставилась радиостанция N 19/38 (слева, между командиром и стрелком), обеспечивающая как внешнюю, так и внутреннюю связь, а также связь с пехотной, носимой радиостанцией, укрепленной за рубкой танка. Связь могли осуществлять командир и водитель, но реально осуществлять настройку станции мог только левый заряжающий.

Как уже отмечалось, A39 Tortoise была танком и именно так числилась в документах Королевского бронетанкового корпуса. В то же время она могла рассматриваться и неплохой противотанковой самоходкой. В этом случае A39 Tortoise попадала под юрисдикцию Королевской артиллерии, и когда летом 1949 г Р1 был послан на огневые испытания, он попал в Лакхилл под Сэлизбери Плэйн - сердце "страны артиллеристов". К тому времени было ясно, что как танк A39 Tortoise принят не будет, и артиллеристы решили попробовать танк для выработки будущих требований к противотанковым самоходкам. Но испытать его там не довелось. Сначала офицер полигона, ответственный за выработку параметров стрельбы, высчитал, что дальность стрельбы даже прямой наводкой слишком велика для обеспечения безопасности за пределами полигона. Потом Военный офис решил передать самоходную противотанковую артиллерию Королевскому бронетанковому корпусу.

В результате A39 Tortoise была забран в Лулворс под Бовингтоном - в танковую школу артподготовки; где были и достаточно место для стрельбы (именуемое Ла-Маншем), чтобы обеспечить безопасность при вылете снаряда за пределы полигона. Танкисты решили проверить на будущее особенности раздельного заряжания и одновременно сравнить способы заряжания орудия с принятыми в артиллерии. Для этого экипаж комплектовался как из танкистов, так и из артиллеристов. Для сравнительных испытаний в Лулворс был пригнан "Центурион"-III. Поскольку 32-фунтовку уже удалось испытать на кучность и бронепробиваемость, осталось время и для ходовых испытаний, которые дали те же результаты, что и ранее проведенные. Хотя судьба A39 Tortoise фактически была решена с концом войны, и на вооружение её принимать не собирались, два танка были использованы для испытаний в Европе.

В апреле 1948 г было решено послать в Германию A39 Tortoise Р4 и Р5, чтобы в первую очередь проверить возможность транспортировки столь крупных танков в пределах британской оккупационной зоны. Учитывалось начало работ по новой серии тяжелых танков FV200, так как было ясно: где пройдет "Черепаха", там можно "пропихнуть" все, что угодно. Предполагалось послать в Германию два образца, чтобы испытать их в различных дорожных условиях, а также провести огневые испытания по "живым" целям у Бельзена. Официально испытания начались 1 июня. Их описание заняло бы слишком много места, но в целом можно сказать, что в основном испытания заключались в транспортировке танков по Германии.

Оба танка A39 Tortoise во время испытаний получили личные имена, но из-за плохого качества фотографий было установлено только имя Р5 - "Эдвенче". Именно этот танк использовался для огневых испытаний под Бельзеном. Стрельба осуществлялась по щитам на дистанции до 2000 м, особо отмечалась хорошая кучность и хорошее впечатление нового орудия на экипажи, которые привыкли к капризной 17-фунтовке. Потом проводились стрельбы по списанному "Шерману", чья лобовая часть была просто разорвана в клочья. Наконец, стрельбы провели по "Пантере" - судя по фото, это была одна из машин, собранных после войны под английским контролем. По-видимому, это модель G с лобовой частью по типу танка, выставленного в Бовингтоне. С 1230 м снаряд с "Черепахи" пробил лобовой лист "Пантеры", вырвал кусок крыши над местом водителя и даже оторвал часть маски орудия, которую нашли в 5 метрах от цели. По результатам испытаний представители бронетанковых войск и артиллерии очень высоко оценивали танк A39 Tortoise. Однако, некоторые наблюдатели были настроены менее оптимистично, и отчеты об испытаниях пестрят такими фразами: "...отсутствие кругового обстрела", "...слишком тяжелый", "...слишком медленный", "...умопомрачительные проблемы с транспортировкой", "...раздельное заряжание". Судьба A39 Tortoise была решена...

Тактико-технические характеристики A39 Tortoise:
Боевая масса, т 79
Экипаж, чел. 7 (командир, стрелок, пулемётчик, 2 заряжающих, механик-водитель, помощник механика-водителя)
Длина корпуса, мм 10060
Ширина корпуса, мм 3910
Высота, мм 3050
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 228 мм
Борт корпуса, мм/град. 178 мм
Крыша корпуса, мм 33 мм
Лоб башни, мм/град. 228 мм
Борт башни, мм/град. 178 мм
Крыша башни, мм 33 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки 94-мм Ordnance QF 32 pounder
Пулемёты три 7.92-мм пулемёта 7.92 mm Besa MG
Тип двигателя бензиновый двигатель Rolls-Royce Meteor V12
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 19
Скорость по пересечённой местности, км/ч 6
Запас хода по шоссе, км 140
Удельная мощность, л. с./т 7.7
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    2 ноября 2013 09:19
    видеоматериал в тему
    1. +1
      2 ноября 2013 22:03
      Цитата: Apollon
      видеоматериал в тему

      Вы лучше на американский посмотрите.Вот это монстр
  2. +3
    2 ноября 2013 09:43
    Монстр да и только! Да и пока он приедет на место боя, устанешь ждать.
    1. EvgAn
      +15
      2 ноября 2013 09:47
      Чисто внешне орудие на такой махине кажется пушчонкой, особенно, если вспомнить наши ИСУ-122/152
      1. +5
        2 ноября 2013 11:13
        Да собственно танком его называют наверно только британццы.А как только звучит словосочетание"самоходная установка"или"истребитель танков" на ум приходят упомянутые EvgAnом аналоги,сразу становится видна"степень косяка".Очевидно по этому,данный"шедевр"серии и не увидел.
        1. +3
          2 ноября 2013 13:03
          Цитата: Argon
          Да собственно танком его называют наверно только британццы.А как только звучит словосочетание"самоходная установка"или"истребитель танков" на ум приходят упомянутые EvgAnом аналоги,сразу становится видна"степень косяка".Очевидно по этому,данный"шедевр"серии и не увидел.

          Раз бриты сказали танк, значит танк what В конце концов, это они придумали боевые машины, большими кастрюлями обзывать request
    2. maxvet
      0
      3 ноября 2013 18:53
      Цитата: a.s.zzz888
      Монстр да и только! Да и пока он приедет на место боя, устанешь ждать.
      мне больше понравилось:
      было ясно: где пройдет "Черепаха", там можно "пропихнуть" все, что угодно
      вот это сила мысли hi
  3. ka5280
    +8
    2 ноября 2013 10:09
    Спасибо автору за статью, позновательно.
    P.S. У британцев все ни как у людей.
    1. GastaClaus69
      +2
      2 ноября 2013 21:35
      А вы уверены что только у британцев?
      Бронированный автомобиль Менделеева.
    2. GastaClaus69
      +1
      2 ноября 2013 21:37
      Хотя куда им до немцев!
      Landkreuzer P. 1000 Ratte
      1. Sorokin
        0
        3 ноября 2013 22:32
        До немцев далековато... Эта штука еще и стреляла.
      2. Sorokin
        +3
        3 ноября 2013 22:37
        Наши, кстати, тоже не "мелочились".
  4. +2
    2 ноября 2013 10:34
    [quote=ka5280]Спасибо автору за статью, позновательно.
    P.S. У британцев все ни как у людей.------ гордые дети альбиона понимаешь ли!!!! laughing
  5. +3
    2 ноября 2013 11:50
    Я, конечно, понимаю ребят под советским флагом, которые по-русски пишут с ошибками: "ни как". Британцев хаять нéчего. Нация не глупая. А известна ли Вам такая британская фирма, как BAE Systems (BAE), например? Крупнейшая компания по производству вооружений на 2008 год. А, сейчас, их разработки и идеи работают в армиях всего мира, может даже и в России.
  6. +1
    2 ноября 2013 12:15
    Неожиданно отсутствие заявлений фанатов WoT. Где указания - "мегонагибатор" и "ниочёмтанчик".

    Всякий раз британские раритеты времён ВОВ вызывают некое чувство сродни умилению.

    Но, на фоне нынешнего положения дел в МИРОВОМ танкостроении (отсутствии ЕДИНОЙ доктрины применения танка) опыт британских конструкторов может проявиться в самом неожиданном аспекте.
    1. +1
      2 ноября 2013 13:26
      Цитата: Astrey
      Неожиданно отсутствие заявлений фанатов WoT

      Могу заявить от любителей маштабного моделирования.

      Жесть сарай,надо брать.
    2. Емеля
      0
      2 ноября 2013 14:14
      Цитата: Astrey
      опыт британских конструкторов может проявиться в самом неожиданном аспекте.


      Думаю, опыт создания таких монструозин, в особенности "Мауса", может пригодиться при создании машин высокого класса защиты для работы в зонах радиационного заражения типа Факусимы.
      1. Avenger711
        +1
        2 ноября 2013 15:26
        Все давно сделано на базе Т-72.
        1. +2
          3 ноября 2013 22:11
          Цитата: Avenger711
          Все давно сделано на базе Т-72.

          и давно сказано
    3. Тимур
      0
      3 ноября 2013 17:49
      рак он и есть рак :)
  7. 1969с9691г.
    +1
    2 ноября 2013 13:31
    Нивего удивительного нет.В то время много кто страдал такой гигантоманией.
  8. Емеля
    0
    2 ноября 2013 14:10
    А, кстати, волнообразный узор на стволе, это что - элемент камуфляжа или чё?
  9. +3
    2 ноября 2013 14:58
    ...с неподвижной башней

    Принято называть "рубкой".
    ...напоминало аналогичную операцию с "Тигром" при его перевозке по железным дорогам, вопрос решался еще более радикально - там демонтировалась внешняя пара гусениц.

    wassat
    На Тигре демонтировался внешний ряд катков и вместо боевых устанавливались транспортировочные (более узкие) гусеницы.
    Траки гусеницы отливались из маргонцовой стали

    ...марганцевой или марганцовистой.
    В ТТХ (экипаж) указаны стрелок и пулеметчик на 3 пулемета BESA winked Интересно, чем же они отличались по задачам? laughing
    Посмотрел источник статьи.., сильно удивился. Сайт уважаемый. Потом стало понятно - хреновый перевод с буржуйского. Автор Дэвид Флетчер.
  10. +4
    2 ноября 2013 22:05
    Неплохие характеристики бронирования на машинке в 70т. Удивила пушка в 94мм с раздельным заряжанием, что пороховой заряд как в нашей корпусной А-19?. И при литом корпусе да в середине ВМВ не заложить рациональные углы наклона - странно как то.
  11. +1
    3 ноября 2013 14:50
    Гроб какой-то бестолковый, как выше упомянули, при такой массе и бронировании, иметь такую хиленькую пушечку. Верно подметили ИСУ, Ягдпантера, СУ-100, вот хорошие самоходки, во всяком случае сильно мобильней будут. На фоне тортиса и фердинанд не кажется бестолковым.
    1. +1
      3 ноября 2013 18:54
      http://warfiles.ru/show-41876-luchshiy-istrebitel-tankov-50-h-godov.html
      Эта куда как лучше .
      У амеров с наглами всегда какое то чудовище выходит,а наша,красотка,опасна к тому же до жути.
  12. +1
    3 ноября 2013 20:18
    Такое впечатление, что наглосаксов и амеров в проектировании "больших кастрюль" часто "уводило" в гигантоманию, а наши "крепыши" делали на поле боя "своё дело".
  13. 0
    3 ноября 2013 23:09
    Англичане всегда корки мочат laughing
    У них ведь подобных проектов много было, даже в WOTe и то таких таничков на разных уровнях)) АТ 2, АТ 7, АТ 15А)))Все толстокожие тихоходы.
  14. +1
    4 ноября 2013 10:25
    Маус, Е-100, Т95, Tortoise, да и наш Ис-7 это все нежизнеспособные монстры. Непонятно чем руководствовались заказчики и конструкторы этих чудовищ. Уже Королевский Тигр продемонстрировал насколько сложны машины с массой в 60 и более тонн в эксплуатации в боевых условиях. Перетяжеленный танк с откровенно слабым для него двигателем, постоянные проблемы с ходовой частью, умопомрачительные сложности с эвакуацией вышедших из строя машин.
    1. почтальон
      0
      5 ноября 2013 00:26
      Цитата: andrey-ivanov
      Маус, Е-100, Т95, Tortoise, да и наш Ис-7 это все нежизнеспособные монстры.

      Вам бы главным конструктором и там и там, и там......
      Все понятно :тенденции и направления развития ОБТ.
      ДА?
  15. 0
    4 ноября 2013 10:39
    Всё это в значительной степени нивелировало положительные качества сверхтяжелых танков- мощное бронирование и вооружение. Да и быстрое развитие кумулятивных средств поражения БТТ, в т.ч. лёгких пехотных (РПГ), окончательно поставило крест на всяких там "Черепахах". Да и появление ЯО сыграло свою роль (вместе с изменением военных доктрин) в процессе вымирания подобных рептилий.
  16. 0
    16 ноября 2013 14:05
    до нашего ИС 3 этому барахлу далеко...
  17. kelevra
    0
    18 декабря 2013 21:37
    Похож передней частью на наш "Зверобой" ИСУ-152.Скопировали наверно!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»