У войны не женское лицо?
Древнегреческие авторы писали о них как о бесстрашных воительницах савроматских племен, кочевавших в Северном Причерноморье и близлежащих землях. В ХХ веке сообщения античных историков и путешественников были подтверждены материалами многочисленных археологических раскопок. Но не столько в отношении савроматов, сколько в отношении скифов. Хотя как раз о скифских воительницах античные авторы не писали. Действительно среди женских погребений, обнаруженных советскими, а затем и российскими и украинскими археологами, довольно значительную часть составляли погребения, в которых присутствовали предметы вооружения. Что говорить – и автору этих строк в 2001 году посчастливилось участвовать в археологической экспедиции, во время которой в городе Таганроге было раскопано погребение женщины – воина. «Огонь-баба» при жизни была точно не ниже 180 см. ростом, а в погребении помимо золотых серег присутствовал и меч – свидетельство ее принадлежности к воинам.
Как правило, воительницами становились женщины из высших слоев скифских племен. Большинство из них погибало на поле боя или умирало от ран в молодом возрасте – в 20-25 лет. Но встречаются и погребения более зрелых дам с оружием. Скажем, сорокалетние воительницы также не были редкостью. Для погибших или умерших воительниц проводились погребальные обряды, аналогичные похоронам мужчин – воинов. То есть, фактически они пользовались равными правами. С другой стороны, в низшей части скифского общества женщин-воинов практически не было – бедные скифянки занимались ведением домашнего хозяйства.
Утверждение христианства и ислама в качестве доминирующих религий на евразийском пространстве существенно снизило возможности поступления женщин на военную службу. В авраамических религиях женщина никогда не рассматривалась в качестве воительницы, хотя история Средних веков и Нового времени и в христианской Европе, и в мусульманской Азии знает немало примеров участия отдельных женщин в войнах и восстаниях. В России возможности поступления на военную службу для женщин открыл Петр Первый. В принятом при этом императоре – реформаторе Воинском уставе 1716 г. предписывалось несение женщинами службы в военных госпиталях, а также использование женского труда в хозяйственном обеспечении армии. Во время правления императрицы Екатерины II в Крыму действовала особая женская рота, куда набирали офицерских жен и дочерей. Женщины учились приемам кавалерийской атаки, занимались огневой подготовкой. Но рота просуществовала недолго и вскоре была расформирована – несмотря на то, что женщина находилась на троне Российской империи, стереотип о непригодности женщин к армейской службе был слишком глубоко укоренен в сознании и военного командования, и ближайших царедворцев.
Вспомним «кавалерист – девицу»

Именно под этим именем Дурова была зачислена на службу в Мариупольский гусарский полк в звании подпоручика. Однако вскоре из гусарского полка Дурова перевелась обратно в уланы. Служила в Литовском уланском полку, во время Отечественной войны командовала полуэскадроном, принимала участие в Бородинском сражении. После получения звания поручика служила ординарцем при Михаиле Илларионовиче Кутузове, который был осведомлен о подлинной истории безусого поручика. В 1813 г. Дурова участвовала в германской кампании, штурмовала Гамбург, и лишь в 1816 г. вышла в отставку в чине штабс-ротмистра. Дальнейшую долгую жизнь Дурова прожила в Сарапуле и Елабуге и умерла через пятьдесят лет после выхода в отставку с военной службы.
Однако пример «кавалерист – девицы» именно потому и стал столь известен и был воспет в отечественной литературе, что являлся исключением из общих правил. Конечно, Дурова была необычной женщиной и скорее всего ее поведение имело под собой причины психологического характера. Ведь даже после выхода в отставку Надежда Дурова ходила в мужском платье и требовала обращения к себе как к мужчине.
Сестры милосердия и сердобольные вдовы
Массовое участие женщин в боевых действиях в качестве служащих вспомогательных подразделений и служб действующей армии началось в Крымскую войну. Первоначально женщины использовались в медицинской службе – как сестры милосердия. В ноябре 1854 г. в Крым было направлено 120 сестер милосердия из Крестовоздвиженской общины сестер попечения о больных и раненых воинах России. В эту общину входили женщины из всех слоев российского общества – от простых крестьянок и мещанок до жен, дочерей и вдов высшей аристократии. Первой сестрой-настоятельницей общины стала Александра Петровна Стахович – капитанская вдова. Однако вскоре ее сменила Екатерина Александровна Хитрово. Впрочем, через несколько месяцев Хитрово умерла от тифа и руководить общиной сестер стала Екатерина Михайловна Бакунина.
Общую координацию деятельности сестер милосердия в Крыму осуществлял знаменитый врач действительный статский советник Николай Иванович Пирогов. К началу 1856 г. общая численность сестер милосердия из Крестовоздвиженской общины, трудившихся в госпиталях российской армии, достигала более 200 человек. Врач Пирогов подчеркивал, что сестры милосердия «день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помо¬гающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий».
Большая часть сестер милосердия работала в Севастополе и Симферополе, однако небольшие группы сестер находились в госпиталях Бахчисарая, Николаева, Херсона. Несмотря на то, что сестры не участвовали в боевых действиях, они также несли потери. Во время военной кампании умерло 17 сестер Крестовоздвиженской общины. Большая часть потерь в рядах добровольных медицинских помощниц пришлась на последствия эпидемии сыпного тифа.
С 13 января 1855 г. отряд из 12 сестер милосердия находился в Севастополе, работая на главном перевязочном пункте и во временном госпитале. Сестры милосердия несли суточные дежурства и помогали врачам при операциях и перевязках. Хотя почти все сестры милосердия до прибытия в Крым не имели никаких специальных медицинских знаний, со своими обязанностями они со временем справлялись все лучше и лучше, что дало повод врачу Пирогову, контролировавшему их деятельность, отзываться о вкладе сестер милосердия в военно-медицинское обслуживание действующей армии с очень большим уважением. Кстати, сестры милосердия в то время осуществляли не только санитарно-медицинские функции, но и выполняли задачи, как сказали бы сейчас, социальной защиты раненых и больных солдат. Они представляли их интересы, наблюдали за деятельностью сотрудников госпиталей и даже госпитального руководства, в том числе и вскрывая злоупотребления со стороны госпитальных руководителей.
Кроме сестер милосердия, в медицинском обеспечении Крымской войны принимала участие и еще одна группа женщин – сердобольные вдовы. В ноябре 1854 г. в Симферополь прибыло 57 сердобольных вдов, к которым позже присоединилось еще 25 местных жительниц, также принявших посвящение в эту общину. Как и сестры милосердия, сердобольные вдовы удосужились добрых слов от Николая Ивановича Пирогова. Легендарный врач отмечал, что «сердобольные вдовы при-были... в Симферополь в самое трудное и критическое время. Госпитали, еще едва организованные в различных заведениях и частных домах города, были переполнены больными и ранеными; беспрестанные транспортировки больных... препятствовали их сортировке; постоянно сырая погода значительно затрудняла сушку и перемену белья; недоставало ни рук, ни помещения, ни перевязочных средств; раны начали принимать худое свойство; показался заразительный тиф. Сестры Крестовоздвиженской общины, прибывшие за несколько недель раньше сердобольных, принявшись с большой активностью ухаживать за больными, не устояли и занемогли от изнурения и госпитальной заразы, так что сердобольные застали госпитали без женской прислуги».
На самом деле, именно сердобольных вдов и следует считать первым примером организованного использования женщин для медицинского обслуживания. Их история началась в 1814 г., после того, как в Москве и Петербурге были открыты вдовьи дома. Инициатором их создания стала Мария Федоровна – супруга давно покойного к тому времени императора Павла. Мария Федоровна считала, что вдовьи дома должны представлять собой христианские общины с жесткой дисциплиной, функционирующие по образцу православных монастырей. В то же время, Мария Федоровна не видела вдов только лишь клиентами богадельни – она считала, что их можно и нужно привлекать для помощи в медицинских учреждениях, поскольку женщины будут нежнее и заботливее обращаться с больными, нежели мужчины – врачи и фельдшера. С начала 1814 г. первые 24 вдовы отправились на дежурства в Мариинскую больницу. Так возникла община сердобольных вдов, на протяжении столетия вносившая большой вклад в помощь больным, а в военные годы – раненым подданным Российской империи. Во время Крымской кампании от болезней и лишений умерло 12 сердобольных вдов.

В 1876 г. Сербия и Черногория объявили войну Османской Турции. На помощь братьям-славянам устремились сотни российских добровольцев. Были среди них не только боевые офицеры, но и сестры милосердия, которые спешили исполнить привычный для них долг по помощи раненым и больным воинам. В Сербию прибыл отряд общины «Утоли моя печали» под руководством Н.Б. Шаховской. Сначала в нем насчитывалось 39 человек, потом численность сестер милосердия выросла до 118 человек. Благодаря деятельности Шаховской и ее помощниц, в Сербии было организовано несколько госпиталей, каждый из которых в день принимал до 500-600 раненых.
После того, как 12 апреля 1877 г. Александр II подписал манифест, объявляющий войну Османской империи, сотни сестер милосердия устремились в российскую армию. Как и в годы Крымской войны, среди них были женщины разного социального положения и разных возрастов. Естественно, что всеми женщинами, поступавшими в сестры милосердия, двигали разные мотивы. Кто-то руководствовался искренним стремлением помочь раненым и больным, кто-то следовал религиозным убеждениям, кто-то в большей степени действовал, руководствуясь желанием самоутвердиться. Последняя категория была достаточно многочисленной и это не могло не вызывать недовольства со стороны и других искренних сестер, и военных священников, и командования. Кстати, многие сестры милосердия были выходцами из социальных низов или разорившихся семей и участие в военной кампании становилось для них обычной работой, позволявшей свести концы с концами. В любом случае, вне зависимости от мотивации, подавляющее большинство сестер милосердия отважно и добросовестно делали свое дело, спасая тысячи раненых и поддерживая элементарный порядок в расположении госпиталей.
Еще перед началом боевых действий была создана и упорядочена система обучения сестер милосердия. Опыт Крымской войны показал, что в госпитале без медицинских знаний делать нечего. В феврале 1877 г. Врачебная община в Петербурге начала первый курс медицинской подготовки для сестер милосердия, который собрал 500 слушателей. Подавляющее большинство обучавшихся составляли русские православные женщины, однако постигали азы сестринского дела и католички (6 человек), и лютеранки (12 человек), и иудейки (7 человек). Вслед за Петербургом подготовка медицинских сестер началась на аналогичных курсах еще в нескольких городах Российской империи – в Тамбове, Полтаве, Чернигове, Курске, Саратове, Костроме и т.д.
Пока в России шла подготовка основного контингента сестер милосердия, на фронтах русско-турецкой войны уже присутствовали «ветераны» сестринских общин. Прежде всего, это были сестры Георгиевской общины – 27 женщин во главе с Е.П. Карцевой, прошедшей Крымскую войну, сестры Крестовоздвиженской общины – 32 женщины во главе с Надеждиной и Щеховской. Елизавета Петровна Карцева, возглавлявшая сестер Георгиевской общины, ко времени начала войны была уже пожилой женщиной, но также отправилась в полевые госпиталя вместе с более молодыми соратницами. Николай Васильевич Склифосовский, принимавший в качестве военного врача участие в русско-турецкой войне, был противником использования женщин в обслуживании военных госпиталей, но и он не мог не восхититься высочайшей работоспособностью и самоотверженностью сестер милосердия. Тем более, что в дни войны женщинам – врачам и медицинским сестрам пришлось побывать и под вражескими обстрелами. Как вспоминал позже Склифосовский, «эти женщины принесли много пользы на главном перевязочном пункте. И несмотря на то, что пришлось им пережить самые тяжелые испытания в памятный день 30 августа 1877 года, они вынесли все невзгоды мужественно и работали до конца. Может быть, то был единственный пример деятельности сестер милосердия под неприятельскими выстрелами».
Однако пройдет непродолжительное время – и медицинская сестра, не только ухаживающая за больными в госпитале, но и вытаскивающая раненых солдат и офицеров с поля боя, станет привычной участницей боевых действий. Тем более, что конец XIX- начало ХХ вв. стало рубежным временем и в вопросе эмансипации представительниц женского пола. Все больше женщин получало высшее образование, стремилось приносить пользу не только в семейном быту, но и на государственной службе.
В окопах Первой мировой
Начало Первой мировой войны, сопровождавшееся патриотическим подъемом в стране, повлекло за собой и запись сотен и тысяч женщин в сестры милосердия. Женщины ухаживали за ранеными и больными солдатами и офицерами и в тылу – в госпиталях, и на передовой. Пример для многих женщин подавала сама императрица Александра Федоровна и ее дочери Ольга и Татьяна. Они закончили курсы Красного креста и помогали в госпиталях.
Многие сестры милосердия находились на передовой. Пытаясь вывезти раненых с линии огня, сестры милосердия подвергались обстрелу. При этом они демонстрировали мужество, достойное солдат и офицеров действующей армии. Так, сестра Е.А. Гиренкова была награждена орденом Святого Георгия 4-й степени. Эта награда стала свидетельством ее мужества, проявленного в течение двух с лишним месяцев нахождения на передовой, где сестра спасла жизни многих российских солдат. При этом, в отличие от немецких сестер милосердия, для которых было характерно жестокое отношение к русским пленным и даже участие в убийствах русских раненых, наши сестры милосердия демонстрировали гуманное отношение к противнику. Раненые немцы и австрийцы лечились в русских военных госпиталях и те же сестры милосердия ухаживали за ними не менее тщательно и добросовестно, чем за русскими солдатами.
Орден Святого Георгия 4-й степени посмертно получила сестра милосердия Римма Михайловна Иванова. Эта отважная женщина, до войны учившая детей, добровольно ушла на фронт и служила в 105-м Оренбургском пехотном полку. 9 сентября 1915 г. в очередном сражении были убиты командир 1-й роты и ротные офицеры, после чего сестра милосердия бросилась в атаку во главе солдат роты. Неприятельский окоп был захвачен, но двадцатилетняя Римма Иванова получила смертельное ранение. Ее похоронили на родине, в Ставрополе.
Именно в период Первой мировой войны началась и практика принятия женщин на военную службу в строевые части. Если прежде использование женщин сводилось к их участию в медицинском и хозяйственном обеспечении войск, то во время Первой мировой войны появились женщины – телефонистки и даже строевые офицеры. Мария Исакова, занимавшаяся до начала войны конной ездой и фехтованием, обратилась к командиру казачьего полка с просьбой зачислить ее в личный состав полка. Разумеется, командир отказал. Тогда отважная спортсменка на собственные средства купила обмундирование и оружие и отправилась догонять полк. В конце концов, командир пошел навстречу Исаковой и зачислил ее в конную разведку полка.
Получившая известность в годы Гражданской войны лихая атаманша Маруся Никифорова ко времени начала Первой мировой войны находилась в эмиграции во Франции, но сумела закончить там военную школу и в 1917 г. принять участие в боевых действиях на территории Македонии, где воевал французский корпус.

Неудивительно, что именно Марию Бочкареву пришедшее к власти в результате Февральской революции 1917 г. Временное правительство сделало символом женского участия в войне. Мария стала одним из инициаторов формирования «женских батальонов смерти», перед которыми ставились, прежде всего, задачи агитационно-пропагандистского характера. Женщины – воины должны были показать солдатам и офицерам примеры личной доблести и мужества. 27 июня 1917 г. женский батальон численностью в 200 человек был переброшен в тыл 1-го Сибирского армейского корпуса 10-й армии Западного фронта, под Сморгонь. Батальон был придан 525-му Кюрюк-Дарьинскому пехотному полку 132-й пехотной дивизии. 8 июля батальон вступил в бой, отразив в течение трех дней четырнадцать немецких атак, а также предпринимая контратаки. Из 170 человек личного состава женского батальона погибло 30 человек и было ранено 70. Ранение – пятое за свою жизнь - получила и Мария Бочкарева, произведенная в подпоручика.

Тяжелые потери женского батальона заставили 14 августа 1917 г. нового главнокомандующего генерала Лавра Корнилова запретить использование укомплектованных женщинами подразделений на передовой. Женским частям предписывалось выполнять санитарные, охранные функции в тылу и обеспечивать связь. 1-й Петроградский батальон, которым командовал штабс-капитан А.В. Лосков, в октябре 1917 г. участвовал в защите Зимнего дворца, оставаясь одной из последних столичных воинских частей, сохранивших верность Временному правительству. 30 ноября 1917 г. женские батальоны были распущены. Многие служившие в них женщины впоследствии принимали участие в Гражданской войне. На Кубани действовал 4-й женский ударный батальон, просуществовавший до 26 февраля 1918 г.
Героический путь Гражданской и Великой Отечественной
В Красной армии женщины также несли службу. Пожалуй, их использование в красноармейских и чекистских подразделениях стало даже более масштабным, чем в императорской армии в годы Первой мировой войны. Многие девушки и женщины находились на политической работе в Красной армии. Среди них были как профессиональные революционерки с дореволюционным стажем, так и женщины и девушки, вступившие в партию уже в годы Гражданской войны. Наиболее известной женщиной – комиссаром Гражданской была Лариса Михайловна Рейснер, доводившаяся дальней родственницей потомкам Михаила Илларионовича Кутузова. Несмотря на аристократическое происхождение, она примкнула к революционному движению и в годы Гражданской была комиссаром Волжской флотилии. Бронепоездом «Власть Советов» командовала Людмила Мокиевская – также аристократка, выпускница Смольного института благородных девиц. Ее жизненный путь завершился в бою, во время операции по захвату неприятельского штаба. В 1-м партизанском отряде особого назначения, которым командовал легендарный Камо (С.А. Петросян) пулеметным взводом командовала Анна Новикова – «Анка – пулеметчица».
Евгения Михайловна Шаховская, одна из первых женщин – авиаторов, родилась в купеческой семье и в молодости вышла замуж за князя Шаховского. Еще в 1911 году она получила диплом пилота, закончив соответствующую школу в Германии. После окончания авиашколы Шаховская некоторое время работала инструктором на аэродроме – там же в Германии, а в 1913 году оставила авиацию. Это решение было принято после того, как в результате авиационной катастрофы погиб летчик Всеволод Абрамович. Была в его гибели и вина Шаховской. Посчитав для себя невозможным дальнейшее совершение полетов, Евгения Шаховская и не думала, что уже через год ей придется снова подняться в воздух. Когда началась Первая мировая война, Шаховская подала прошение императору Николаю II об отправке на фронт. В ноябре 1914 г. Шаховская стала летчицей Ковенского авиационного отряда. Но уже в декабре того же года от полетов Шаховскую отстранили и обвинили в шпионаже. Возможно – все дело было в том, что за плечами летчицы было обучение в германской авиашколе и служба на германском аэродроме. Шаховскую арестовали и приговорили к смертной казни, но император заменил казнь пожизненным заключением в женском монастыре. После революции княгиня некоторое время работала в музее, откуда ее уволили за растрату. В годы Гражданской войны она поступила на службу в Киевскую губернскую чрезвычайную комиссию. Шаховская прославилась как одна из наиболее жестоких следователей ЧК, но ее карьера контрразведчицы была прервана гибелью при сомнительных обстоятельствах – Шаховскую застрелили во время пьяной ссоры.
Воевали женщины и в рядах «третьей силы» - многочисленных крестьянских армий, предпочитавших сражаться и против белых, и против красных. Упоминавшаяся выше Маруся Никифорова командовала собственным анархистским отрядом и получила печальную известность за многочисленные проявления жестокости и криминальные наклонности. Известно, что за эти выходки ее критиковали даже товарищи по анархистскому движению, включая и Нестора Махно. Кстати, супруга последнего – Галина Кузьменко, родившая «батьке атаману» дочь Елену, также служила в махновской армии – в культпросветотделе.

Сегодня, спустя семь десятилетий после окончания Великой Отечественной войны, многие тысячи женщин продолжают службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, в силовых структурах. Порой они ежедневно и ежечасно рискуют жизнью. Есть настоящие героини и в рядах донецких и луганских патриотов, сражающихся в Новороссии.
Когда война пришла на мирную землю Донбасса, которая в годы Великой Отечественной была полита кровью тысяч советских граждан, многие женщины записались в ополчение. Они, как и их бабушки и прабабушки, служат в медицинских подразделениях, осуществляют связь, выполняют задачи по разведке. Есть и те, чья служба менее заметна, но от этого не менее важна – они помогают Новороссии за сотни, а то и тысячи километров от Донбасса. Собирают гуманитарную помощь, размещают беженцев, занимаются информационным обеспечением боевых действий. Все они выполняют серьезные и порой опасные задачи, но от этого не перестают быть женщинами. Матерями, женами, невестами, возлюбленными, дочерьми, сестрами и просто подругами. С праздником восьмого марта вас, дорогие, и мирного неба над головой. С уважением.
Фотография женщин ополчения Новороссии - http://soratnik-81.livejournal.com/1933933.html
Информация