Достоевский: почему Запад не понимает Россию ("Literarni noviny", Чехия)

23


Есть писатели, которые через свои произведения и воззрения превратились в совесть народа. Самые великие из них сумели перерасти свое время и язык, и их идеи стали универсальным наследством цивилизации. Подобных писателей немного. И даже по прошествии веков в их словах открывается нечто новое.

Федор Михайлович Достоевский — мыслитель, которого уже много раз критиковали в разные исторические эпохи, и так и сяк, но, похоже, время работает на его гений. И если наша певица Люцие Била в начале 90-х пела о том, что Достоевский приходит, то сегодня без колебаний мы можем констатировать, что он уже здесь. Фатальность его наследия легла на наш мир большим грузом, нежели в 19 веке. Если бы кто-нибудь еще недавно сказал, что мы будем воевать с Россией, мы посчитали бы его сумасшедшим. Но наш мир, несмотря на то, что избавился от идеологических различий, не обрел мира и покоя. О противостоянии западной и русской цивилизации спорили еще тогда, когда малые народы Восточной (и Центральной) Европы только искали свой язык и идентичность. Резкий слог Достоевского раскрывает не только мотивы своеобразного русского менталитета, но и постоянно повторяющиеся стереотипы европейского эгоцентризма. Его произведения были написаны в царской России после Наполеоновских войн, во времена больших надежд и ожиданий. Надежд, которые так никогда и не оправдались. Так же, как и сегодня.

Загадка Сфинкса

«Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих», — написал Федор Достоевский в 1861 году в журнале «Время», который издавал вместе со своим братом Михаилом.

«Никакой Китай, никакая Япония не могут быть покрыты такой тайной для европейской пытливости, как Россия, прежде, в настоящую минуту и даже, может быть, еще очень долго в будущем. Мы не преувеличиваем. Китай и Япония, во-первых, слишком далеки от Европы, а во-вторых, и доступ туда иногда очень труден; Россия же вся открыта перед Европою, русские держат себя совершенно нараспашку перед европейцами, а между тем характер русского, может быть, даже еще слабее обрисован в сознании европейца, чем характер китайца или японца. Для Европы Россия — одна из загадок Сфинкса».

Достоевский прекрасно знаком с характером западного общества: некоторые из своих лучших произведений он писал по время поездок по Западной Европе. Он понимает различия двух соседствующих цивилизаций. Он понимает своеобразие своей страны и посмеивается над попытками проанализировать русскую душу:

«Европейцы и уверены, что они нас давно постигли. В разное время употреблены были пытливыми соседями нашими довольно большие усилия для узнания нас и нашего быта; были собраны материалы, цифры, факты; производились исследования, за которые мы чрезвычайно благодарны исследователям, потому что эти исследования для нас самих были чрезвычайно полезны. Но всевозможные усилия вывесть из всех этих материалов, цифр, фактов что-нибудь основательное, путное, дельное собственно о русском человеке, что-нибудь синтетически верное — все эти усилия всегда разбивались о какую-то роковую, как будто кем-то и для чего-то предназначенную невозможность. Когда дело доходит до России, какое-то необыкновенное тупоумие нападает на тех самых людей, которые выдумали порох и сосчитали столько звезд на небе, что даже уверились наконец, что могут их и хватать с неба».

Если вас интересует, что Ф.М. Достоевский имел в виду, то рекомендуем ознакомиться со спорами современных чешских специалистов о России: М.Ц. Путны, Либора Дворжака и Вратислава Доубека — под любезным руководством господина Владимира Кучеры на передаче «Historie.cs». Что еще мог бы добавить классик?

«Кое-что, впрочем, о нас знают. Знают, например, что Россия лежит под такими-то градусами, изобилует тем-то и тем-то и что в ней есть такие места, где ездят на собаках. Знают, что кроме собак в России есть и люди, очень странные, на всех похожие и в то же время как будто ни на кого не похожие; как будто европейцы, а между тем как будто и варвары. Знают, что народ наш довольно смышленый, но не имеет гения, очень красив, живет в деревянных избах, но неспособен к высшему развитию по причине морозов. Знают, что в России есть армия, и даже очень большая; но полагают, что русский солдат — совершенная механика, сделан из дерева, ходит на пружинах, не мыслит и не чувствует и потому довольно стоек в сражениях, но не имеет никакой самостоятельности и во всех отношениях уступает французу».

Упоминание армии уместно. Во времена Достоевского Россия уже снова превратилась в серьезную опасность для вообще миролюбивой европейской цивилизации. Император Александр II осмелился без согласия (и даже наперекор торговым интересам) других стран Старого Света освободить христиан в Юго-Восточной Европе от турок. За самостоятельную политику в отношении своих западных партнеров российскую монархию в итоге настигла расплата в виде левого «Майдана» в 1917 году: Ленин получил деньги на свою революцию в Германии. Достоевский и Золя были в свое время самыми яростными критиками политики Запада.

Портрет европейца


«Француз всегда уверен, что ему благодарить некого и не за что, хотя бы для него действительно что-нибудь сделали; не потому что в нем дурное сердце, даже напротив; но потому что он совершенно уверен, что не ему принесли, например, хоть удовольствие, а что он сам одним появлением своим осчастливил, утешил, наградил и удовлетворил всех и каждого на пути его».

Архетип добродушного болвана, который полон благих намерений, типичен и для современного жителя Запада. На тему французских писателей, пишущих о России, Достоевский добавил: «Он еще в Париже знал, что напишет о России; даже, пожалуй, напишет свое путешествие в Париже, еще прежде поездки в Россию, продаст его книгопродавцу и уже потом приедет к нам — блеснуть, пленить и улететь».

Не менее снисходителен классик и к немцам: «Возьмем сначала ближайшего соседа нашего, немца. Приезжают к нам немцы всякие: и без царя в голове, и такие, у которых есть свой король в Швабии, и ученые, с серьезною целью узнать, описать и таким образом быть полезным науке России, и неученые простолюдины с более скромною, но добродетельною целью печь булки и коптить колбасы».

В те времена в Россию действительно приезжало огромное количество немцев, которые также ехали в Банат и Трансильванию. Туда отправились и многие чехи, в том числе и Карел Гавличек Боровский. Но немцы были самой многочисленной диаспорой в царской России. Их впечатления от русского мира Достоевский описал так:

«Но какая бы ни была разница между ученым немцем и простолюдином в понятиях, в общественном значении, в образовании и в цели посещения России, — в России все эти немцы немедленно сходятся в своих впечатлениях. Какое-то больное чувство недоверчивости, какая-то боязнь примириться с тем, что он видит резко на себя не похожего, совершенная неспособность догадаться, что русский не может обратиться совершенно в немца и что потому нельзя всего мерить на свой аршин, и, наконец, явное или тайное, но во всяком случае беспредельное высокомерие перед русскими, — вот характеристика почти всякого немецкого человека во взгляде на Россию».

Одно предложение он также посвящает англичанам: «Англичанин до сих пор еще не в состоянии допустить разумности существования француза; француз платит ему совершенно тою же монетою, даже с процентами, несмотря ни на какие союзы, ententes cordiales и проч.»

На них не обижайтесь


«Что ж? будем ли мы обвинять за такое мнение иностранцев? Обвинять их в ненависти к нам, в тупости; смеяться над их недальновидностью, ограниченностью? Но их мнение было высказано не один раз и не кем-нибудь; оно выговаривалось всем Западом, во всех формах и видах, и хладнокровно и с ненавистью, и крикунами и людьми прозорливыми, и подлецами и людьми высоко честными, и в прозе и в стихах, и в романах и в истории, и в premier-Paris1 и с ораторских трибун. Следственно, это мнение чуть ли не всеобщее, а всех обвинять как-то трудно. Да и за что обвинять? За какую вину? Скажем прямо: не только тут нет никакой вины, но даже мы признаем это мнение за совершенно нормальное, то есть прямо выходящее из хода событий, несмотря на то, что оно, разумеется, совершенно ложное. Дело в том, что иностранцы и не могут нас понять иначе, хотя бы мы их и разуверяли в противном. Но неужели ж разуверять? Во-первых, по всем вероятностям, французы не подпишутся на «Время», хотя бы нашим сотрудником был сам Цицерон, которого, впрочем, мы бы, может быть, и не взяли в сотрудники. Следственно, не прочтут нашего ответа; остальные немцы и подавно. Во-вторых, надо признаться, в них действительно есть некоторая неспособность нас понять. Они и друг друга-то не совсем хорошо понимают».

Сегодня мы не знаем точно, на что намекает в этом абзаце Достоевский, но представить себе это не так уж и сложно. Скорее всего, речь об очень похожих на сегодняшние риторических умонастроениях в отношении России в Европе. В отрывках текста из журнала «Время» 1861 года, которые были опубликованы в книге «Дневник писателя 1873» (изданной Лодижниковым в 1922 году в Берлине еще по старым нормам правописания), интересно несколько моментов. Во-первых, Достоевский обращается к читателю во множественном числе: «Мы не преувеличиваем». Он выражает позицию всего российского общества, обращается от его имени к Европе. Во вторых, и это можно простить гению, он полностью игнорирует некоторые географические подробности современного мира. Его действительно нельзя упрекнуть в том, что он не знаком с Украиной: это название начали использовать уже после его смерти в СССР в 1919 году. Но европейские границы в то время не выделяли ни поляков, ни чехов. Достоевский пишет следующее: «Возьмем сначала ближайшего соседа нашего, немца». Статья написана еще до возникновения объединенной Германии (1869), поэтому географический разброс Достоевского понятен. В то время мир коренным образом изменялся. Но ни в коем случае Достоевского нельзя обвинить в том, что он не был знаком с малыми славянскими народами. Напротив, он очень поддерживал их в их борьбе за самостоятельность.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 марта 2015 04:54
    Российский двухглавый орел гордо парит над просторами своей отчизны,а вот западное воронье сбилось в стаю и грозится нам войною,им не понять и не принять Россию добрую,щедрую, мирную ибо гейропейские "ценности" исторически - это мрак,кровь,боль...
    1. +3
      10 марта 2015 05:44
      Цитата: mig31
      Россию добрую,щедрую, мирную ибо гейропейские "ценности" исторически - это мрак,кровь,боль...

      Европейцы никогда не поймут русского,который умрет на пожаре,спасая чужого ребенка.Не пони мают панфиловцев.Не понимают подвиг псковских десантников.
      Просто там с душой проблемы.мозг перетек в пузо..А места для души в пузе нет
      1. +2
        10 марта 2015 06:49
        Дочитал до
        За самостоятельную политику в отношении своих западных партнеров российскую монархию в итоге настигла расплата в виде левого «Майдана» в 1917 году: Ленин получил деньги на свою революцию в Германии.
        и бросил.

        Автор до сих пор не понял, что революция 1917 года в России совершилась без Ленина.
        Революцию совершила в феврале -марте 17 года крупная российская буржуазия, поддерживаемая англосаксами, и видевшие в прогнившем царизме, тормоз для своего развития, и развития транснациональных кампаний.

        Ленин В.И. подключился к революционному процессу в России на её втором этапе, когда буржуазная революция переросла в социалистическую.
    2. 0
      10 марта 2015 10:33
      Министр Обороны РФ Сергей Шойгу:"«Когда кто-то выступает и говорит, что где-то не там находятся на территории нашей страны наши войска, мне хочется сказать, что это дело нашего Верховного главнокомандующего, это дело нашей страны. Мы же не лезем в ваши дела, почему вы лезете в наши?»,
  2. +11
    10 марта 2015 04:55
    Велик Фёдор Михалович, велик. И как писатель и как мыслитель. По пальцам таких пересчитать можно. И как можно отказываться от такого величия? И, причём, совершенно добровольно! Выдвигая при этом в разряд мыслителей каких-то совершенно убогих персонажей! Это я как обычно-об Украине...
    1. 0
      10 марта 2015 19:52
      Цитата: пенсионер
      И как можно отказываться от такого величия?

      -------------------------
      В соседней статье некто Корчинский (украинский патриот) предложил отказаться от Достоевского и пельменей:
      «Московия всегда была такой отвратительной, как сейчас.
      Мос.кальские победы всегда были такими подлыми, как крымская и дебальцевская.
      Все мо.скальские культурные деятели, которых мы изучаем в школе, за незначительными исключениями — сплошные кобзоны.

      Именно поэтому Путину так легко использовать в пропаганде „великую русскую культуру“ и советское наследие.

      Именно поэтому мы должны каленым железом выжечь в Украине все ьское, от Невского до Достоевского, от пельменей до языка, чтобы подорвать ассоциативную базу мос.кальской пропаганды.

      На войне как на войне».
  3. +6
    10 марта 2015 04:55
    Всё верно. Фёдор Михайлович многое предвидел, увы мы из этого предостережения выводов не сделали...
    1. +1
      10 марта 2015 05:15
      Да какие выводы?
      ...в них действительно есть некоторая неспособность нас понять. Они и друг друга-то не совсем хорошо понимают».
  4. +3
    10 марта 2015 05:35
    "Попытки проанализировать русскую душу", конечно, так и остаются попытками.
    Однако, количество сложных и непонятных душ в нашем Мире безгранично велико.
  5. +7
    10 марта 2015 05:58
    Сама природа создавала Русского человека. А в общении с разными народами Русский только учился.
    Климат такой, что в одиночку просто не выжить, а условия земледелия жесткие. Попробуй в одиночку в лесу сделать участок — жилы вырвешь.
    Мошенников и татей село само ставило на правеж — вот и генетическая справедливость.
    Пытливость ума — то ж государство всегда старалось ущемить. Раньше бежали в глушь, сегодня "выкручиваются".
    Россия — это котел, но котел естественный, природный. В "хате с краю" долго не протянешь. hi
  6. +4
    10 марта 2015 06:17
    Он понимает своеобразие своей страны и посмеивается над попытками проанализировать русскую душу


    Достоевского необходимо перечитать т.н. либералам. Российские либералы пытаются внушить народу, что ни в коем случае нельзя даже и думать о том, что русские - какая-то исключительная нация, которая имеет свой менталитет, свои внутренние устои. По их мнению если бы не Европа, то Россия до сих пор ходила в лаптях. Так горячо ненавидеть Россию может только ее "интеллигенция" и претенденты на западную демократию.
    1. 0
      10 марта 2015 06:37
      либералы пытаются внушить народу, что ни в коем случае нельзя даже и думать о том, что русские - какая-то исключительная нация

      ну евреев же не любят за то,что они себя исключительными считают.и не любят далеко не либералы.
      каждая нация исключительна по своему
      1. 0
        10 марта 2015 07:46
        каждая нация исключительна по своему


        Согласен с вами. Но не путайте исключительность и избранность.
    2. +3
      10 марта 2015 08:45
      Это точно. По такой "любви" к России наши либералы дадут фору всем откровенным русофобам.
  7. andruha70
    +2
    10 марта 2015 06:56
    «Если есть на свете страна, которая была бы для других, отдаленных или сопредельных с нею стран более неизвестною, неисследованною, более всех других стран непонятою и непонятною, то эта страна есть, бесспорно, Россия для западных соседей своих»
    более полутора веков назад написано - а как в точку good Достоевский - МУЖИК!!! 150 за него drinks
  8. +2
    10 марта 2015 06:58
    Европа - никогда не поймёт России! НИКОГДА!
    Само понятие - Широкая Русская Душа, говорило не только о бескрайних территориях, но и о том, что чужая боль, воспринималась Русским, как своя боль.
    Европа, всю жизнь состояла из мелко удельных княжеств, которые постоянно воевали друг с другом, предавали друг друга, воровали скот, повышали демографию насилием.
    Война и Зло ни когда не сможет понять Мир и Добро.
  9. +2
    10 марта 2015 07:41
    Так уж устроена человеческая психика - трудно любить кого-то, кто всячески тебе демонстрирует, что тебя терпеть не может, а уж тем более относится презрительно или оскорбляет. Так что отношение Достоевского и к полякам, на которых он еще на каторге насмотрелся, и к французам, было оправдано - за одного уже Де Кюстина, о котором идет речь в статье (который вначале проехался по России, прикидываясь другом, а по возвращении настрогал пасквиль о русских).

    Поляков Достоевский не любил еще больше, чем и французов - потому как они всю жизнь Россию ненавидят и гадят, как могут при любом удобном поводе. К тому же и религиозная составляющая, как воплощение всего католического в поляках, имела место. Но поскольку они на тот момент входили в Российскую империю, то и писал о них лишь мельком, максимально игнорируя. Вот, фраза из "Игрока": "В Париже и на Рейне, даже в Швейцарии, за табльдотами так много полячишек и им сочувствующих французиков, что нет возможности вымолвить слова, если вы только русский" .

    Поляки этого Достоевскому простить не могут - все различные "воспоминания" пишут, где так и эдак его "нелюбовь" к ним по косточкам разбирают. Впрочем, русские и без Достоевского перед поляками "всегда и во всех их несчастьях виноваты". Так что не впервые - переживем!
  10. 0
    10 марта 2015 07:49
    Европейцы в большинстве всегда негативно относились к русскому мира. Откуда и появилась русофобия распространяемая западными СМИ.
  11. +2
    10 марта 2015 07:59
    Цитата: пенсионер
    Велик Фёдор Михалович, велик. И как писатель и как мыслитель. По пальцам таких пересчитать можно. И как можно отказываться от такого величия? И, причём, совершенно добровольно! Выдвигая при этом в разряд мыслителей каких-то совершенно убогих персонажей! Это я как обычно-об Украине...

    Да и у нас сейчас различных лжепророков и "учителей" хватает. Чуждая русскому народу формация , каких "деятелей" только не вытолкнула наверх. Сахалинский "губернатор" последний пример. А небось всю область поучал ,как жить. Праведник хренов...
  12. +2
    10 марта 2015 08:03
    Когда дело доходит до России, какое-то необыкновенное тупоумие нападает....Знают, что кроме собак в России есть и люди, очень странные, на всех похожие.... но полагают, что русский солдат — совершенная механика, сделан из дерева, ходит на пружинах, не мыслит и не чувствует и потому довольно стоек в сражениях, ..Вот вам портрет современного русского.Как с такими иметь дела?
  13. +3
    10 марта 2015 09:31
    Цитата: rotmistr60
    Достоевского необходимо перечитать т.н. либералам.

    Да для них Достоевский - как для бесов Евангелие. Вон как Чубайса от него колбасит.
  14. +1
    10 марта 2015 09:53
    ...почему Запад не понимает Россию...


    Давно пора, е.... м... ,
    Умом Россию понимать!

    (И.Губерман)
  15. +1
    10 марта 2015 12:10
    Хотелось бы спросить автора - в каком виде немцы дали Ленину денег на революцию. Если черным налом, то так и представляется Ленин в толпе революционных матросов, на подобие Нуланд, раздает немецкие марки. Если деньги были переведены на банковский счет, то для их распределения надо было создать подпольное министерство финансов, в котором революционеры перегрызли глотки. Поэтому, как лично мне кажется идея о выделении денег - чушь собачья. Другое дело. что из Швейцарии выпустили - это точно и точно известно зачем.
  16. +1
    10 марта 2015 13:07
    Боюсь что непонимание и неприятие западом России выльется в тотальное уничтожение друг друга. К сожалению. Ведь вместе, мы бы могли добиться большего. Все мы на одной планете живем и переехать на другую не можем. За всеми этими баталиями мы забываем о будущем наших потомков. Что скажут они нам через 100 лет?
  17. +1
    10 марта 2015 20:07
    Как в фильме "Вечный зов" полицай сожалеет, что немцы все и всех по полочкам разложили, а для России полочки видно нет. Вот и сейчас американцы с европейцами все по полочкам разложили, а Россия опять не уместилась...
  18. 0
    11 марта 2015 01:00
    http://literarky.cz/komentare/ostatni/19290-f-m-dostojevskij-pro-zapad-nerozumi-

    rusi


    Petr Hynek · Hlavní kozel at Profesionální pastevec koz neboli kozomrd

    zkuste si ponejprv Dostojevského přečíst, zkuste si ponejprv na Rus zajet, ne do Moskvy nebo Petrohradu, ale na ty jejich vsi, zkuste tam chvilku žít, zkuste se s nimi napít a pak možná sám pochopíte, jakou hloupost jste napsal ;-)
    Reply ·
    · 6 · February 15 at 8:30am
    ===============

    Приветствую всех форумчан!

    В отношении негативных отзывов наших форумчан на данный перевод ЧЕШСКОЙ СТАТЬИ на русский язык с чешского, позволю себе перевести всего лишь ОДНО ЗАМЕЧАНИЕ к данной статье в чешском оригинале от чешского участника...

    Многие из Вас (уважаемые форумчане) так и не поняли ПОЗИТИВНЫЙ СМЫСЛ статьи (для нынешней России), в Отзывах и Обсуждении данной публикации чешскими участниками, в общем-то ВИДНА ПОЗИТИВНАЯ ОЦЕНКА и гения Достоевского и НЫНЕШНЕЙ РОССИИ!?

    Если форумчан интересуют переводы разных публикаций и особенно ОТЗЫВОВ с чешского и словацкого на русский язык, то я смогу по мере возможности, переводить в общем обсуждении, если это конечно не будет мешать нашим "временами беспринципным" Админам...

    русский перевод
    ---------------
    Петр Гинек · Главный или профессиональный козопас, он же козое*

    ПопробуЙте сперва прочитать (самого) Достоевскего, попробуйте сначала посетить Россию, причем не Москву и не Петербург, а те их отдаленные деревушки, попробуйте там немного пожить, попробуйте с ними напиться (Прим.переводчика: водки), и потом возможно поймете что за глупости (тут) написали ;-)

    Отзыв ·
    · 6 · Февраля (20)15 в 08:30
    ---------------
    Рекомендую всем форумчанам к обсуждению переводов зарубежных статей подходить более спокойно, взвешено, собирать больше данных и обсуждения самой статьи на изначальном языке, потому что на самом деле получается, что МЫ ПАТРИОТЫ РОССИИ огульно осуждаем ВСЕХ тех иностранцев, которые ВООБЩЕ ТО ЗА РОССИЮ-МАТУШКУ пишут ХОРОШИЕ СЛОВА а НЕ ПРОТИВ НЕЕ!

    Михайло, Смоленск.