«Мне сверху видно все...»

В сентябре 1783 года сконструированный братьями Монгольфье воздушный шар поднял в небо Версаля трех пассажиров: овцу, гуся и петуха. Спустя два месяца первый полет на монгольфьере совершили люди. А скоро воздушные шары стали использовать и в военных целях.

«Мне сверху видно все...»


Аэробомба


После того как во Франции в конце XVIII века произошла буржуазная революция, на нее ополчилась буквально вся Европа. В боевые операции против охваченной революционными событиями страны были вовлечены войска Великобритании, Голландии, Австрии, Пруссии, Испании и Португалии. Собирая силы для борьбы с ними, якобинский Конвент в 1793 году обратился с призывом о помощи к французским ученым. В ответ физик Гитон де Морво предложил использовать для разведки и наблюдения аэростаты.

«Мне сверху видно все...»


Предложение было принято. Построенный специально для использования в армии аэростат на испытаниях поднимался на высоту до 500 метров. Оттуда можно было наблюдать за перемещениями войск противника на удалении до 25 километров.

Спустя полстолетия, в 1848 году, жители Венеции восстали против австро-венгерского владычества - началась война. Австрийцы осадили расположенный на островах в лагуне город. Артиллерия в те времена еще не отличалась большой дальностью стрельбы и могла обстреливать лишь его окраины. По большей части снаряды и вовсе, не долетая до цели, падали в воду. И тут австрийцы вспомнили про аэростаты. Они решили доставлять зажигательные и разрывные бомбы в Венецию с попутным ветром, подвешивая их к баллонам, наполненным горячим воздухом.

«Мне сверху видно все...»


Это чудо-оружие австрийцы окрестили аэробомбами. Сферическую оболочку воздушного шара делали из плотной писчей бумаги. На швы вертикальных полос снаружи и изнутри наклеивались тесемки из материи. К верхней части шара приклеивался холщовый круг с петлей для подъема баллона, а снизу крепился обруч, служивший опорой для небольшого очага. Бомба подвешивалась на веревке длиной немногим более метра, а отсоединение ее обеспечивалось специальным запальным шнуром, время горения которого тщательно рассчитывалось. Когда бомба начинала падение, воздушный шар свечой вертикально взмывал вверх, лопался, и не-догоревшие угли вместе с очагом сыпались вниз, зачастую вызывая пожары.

Перед запуском аэростатов проводилась пристрелка. С подходящего холма запускался пробный шар, и австрийцы, наблюдая за ним, наносили на карту траекторию его полета. Если траектория проходила над городом, то с этой возвышенности и вели бомбардировку. Если баллон улетал в сторону, то соответственно меняли и стартовую позицию. Большого ущерба эти «авианалеты- не наносили, но нервы жителям Венеции помотали основательно. Когда стайки аэростатов показывались в небе, в городе начиналась паника, а деревянный венецианский флот всякий раз торопился отойти подальше от берега.

«Мне сверху видно все...»


Разумеется, большой точности от такой бомбардировки ждать не приходилось, но отдельные удачные попадания имели место. Так, одна из бомб взорвалась в самом центре города, на площади Святого Марка, и переполошила весь город.

Великие имена

Первоначально аэростаты заполнялись водородом прямо из бочки, где серная кислота реагировала с железными стружками. Такую газодобывающую систему обслуживали десятки рабочих, а наполнение оболочки аэростата длилось до двух дней. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев пришел к выводу, что водород можно сохранять в металлических сосудах под большим давлением. Пока он обивал пороги российского военного ведомства, в Англии в 1880 году инженер Торс-тен Норденфельд развернул производство стальных баллонов для хранения и транспортировки водорода под давлением 120 атмосфер.

«Мне сверху видно все...»


Большим энтузиастом воздухоплавания в России был Александр Матвеевич Кованько (1856-1919 годы). Во второй половине восьмидесятых годов XIX века он был делопроизводителем комиссии •применения воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям», командовал отрядом военных аэростатов и побывал с целью обмена опытом во Франции и Бельгии. С началом Русско-японской войны 1904-1905 годов под «Мне сверху видно все...»руководством Кованько развернулись разработки новых образцов полевых воздухоплавательных аппаратов и радикальная перестройка тяжелой и громоздкой материальной части крепостных аэростатов. Благодаря убежденности и энергии Александра Матвеевича был сформирован Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон, который заслуженный изобретатель и возглавил. Батальон Кованько имел на вооружении четыре привязных аэростата, конные лебедки и газогенераторы, позволявшие наполнять оболочку аэростата водородом за 20 минут.

Уже во время осады Порт-Артура стало ясно, какую неоценимую пользу могли бы принести осажденным русским войскам аэростаты. Особенно после того, как с самодельного привязного аэростата -был рассмотрен неприятельский укрепленный лагерь, который выстрелами с броненосцев был расстрелян 12-дюймовыми снарядами». Отметим и то, что японцы к началу войны сумели ввести в строй разведывательный корабль, на котором имелся привязной аэростат. Именно с него была заблаговременно обнаружена эскадра адмирала Рожест-венского, подвергшаяся разгрому в Цусимском сражении.

Телефон небес

В 1913 году, после того как в петербургском Воздухоплавательном парке побывали два представителя французской армии, Кованько был награжден орденом Почетного легиона. К началу Первой мировой войны российские воздухоплавательные части были укомплектованы с достойной восхищения союзников основательностью и имели на вооружении 46 аэростатов, обладавших хорошей устойчивостью даже при сильном ветре.

Об их эффективности говорят такие факты. Под крепостью Ивангород была дислоцирована 14-я воздухоплавательная рота. В период с 9 по 13 октября 1914 года, когда к крепости подошли австрийские войска, поднятый на высоту 400 метров аэростат непрерывно корректировал боевые действия. С него были детально разведаны позиции неприятеля, расположение его окопов и проволочных заграждений, движение по дорогам. Стрельба нашей артиллерии, корректируемая по телефону с аэростата, оказалась столь эффективной, что противник бежал из окопов, так и не дождавшись атаки русской пехоты. Это решило судьбу боя под крепостью. Аэростаты оказались столь серьезной проблемой, что для борьбы с ними стали использовать самолеты, которые либо расстреливали их из пулеметов, либо поджигали с помощью жидкого фосфора.

«Мне сверху видно все...»Оружие возмездия

Аэростат не был забыт и в годы Второй мировой войны. Воздушные шары поднимали над линией фронта корректировщиков артиллерийского огня или наблюдателей из штабов. Они же использовались для создания вокруг больших городов заграждений, препятствующих свободному пролету бомбардировщиков. Лес аэростатов над Москвой, Ленинградом или Лондоном - одна из самых характерных черт той войны. Но этим сфера применения воздушных шаров не ограничилась.

Потрясаемая американскими бомбардировками Япония в октябре 1944 года решила нанести свой ответный удар. Для этого был создан специальный аэростатный полк, в распоряжение которого японский генеральный штаб в течение пяти месяцев запланировал выделить 15 тысяч аэростатов, к которым крепились осколочно-фугасные авиационные бомбы. Подготовка к ударам возмездия проводилась в обстановке строжайшей секретности. Однако Америка оказалась очень большой целью. Аэростаты залетали то в леса, то в горы, то в прерии, оставляя города где-то в стороне. По отзывам американской печати, вся эта авантюра имела лишь незначительный психологический эффект.


Любопытно, что в разведывательных целях воздушные шары использовались даже во времена -холодной войны-. Американцы оснащали их фотографической и другой аппаратурой и с территории своих союзников запускали в сторону СССР Для суперсовременных истребителей-перехватчиков эта цель была слишком тихоходной, поэтому для борьбы с этим -чудом техники- наши ПВО еще в конце семидесятых годов XX века держали на вооружении несколько сотен старых истребителей МиГ-17.
Автор: Павел БУКИН


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. dred 30 ноября 2011 13:43
    Самые знаменитый луди среди авиаторов.
    dred
  2. Алекс 10 июня 2014 23:02
    Неплохой исторический экскурс, хотя и содержит, в основном, общеизвестные сведения.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня