Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Освоение Дальнего Востока: почему это не бизнес, а "дело государево"

В конце декабря 2014 года Владимир Путин подписал закон, который непосредственно связан с одним из нацпроектов РФ — освоением Дальнего Востока. Речь идёт о законодательном регулировании т.н. ТОРов — территорий опережающего социально-экономического развития.

***

Для начала давайте проследим, как РФ пришла к необходимости принятия данного закона.


В новом веке руководство РФ уже ушло от отношения к Дальнему Востоку как к неперспективному региону, символом чего стало замерзающее в начале 90-х Приморье. Однако и сколько-нибудь организованных созидательных действий в регионе не наблюдалось. Лишь в 2011 году был основан «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Через год, уже во время президентства Путина, фонд был докапитализирован на 15 млрд рублей. В 2012 году в составе правительства России появился специализированный орган — министерство по делам развития Дальнего Востока.

Осенью 2012 года на острове Русский прошёл саммит АТЭС, что, несомненно, привлекло внимание и к региону его проведения.

В 2013 году президент в послании Федеральному собранию чётко обозначил приоритет — подъём Сибири и Дальнего Востока: «Это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит и наши шаги должны быть нестандартными».

На протяжении 2014 года разрабатывался законопроект о ТОРах — комплексном экономическо-правовом решении, разработанном в первую очередь для Дальнего Востока. Первой такой территорией станет Надеждинский промышленный парк в Приморье (предположительная дата старта — 2017 год).

Вдохновляет, не правда ли? Тогда самое время разбавить радужную картину. В сентябре президент констатировал: Фонд развития Дальнего Востока фактически не выполняет задач, которые были на него возложены. Средства, отпущенные на его докапитализацию, не истрачены. Да и до старта Надеждинского парка пройдёт ещё не менее двух лет. Похоже, что та же Северная Корея, включившаяся в аналогичный процесс позже России, получит результат раньше. В чём же дело?

***

Наверное, в первую очередь в том, что и сама идея освоения ДВ и её прикладная форма реализации в виде ТОРов возникли в несколько иных геополитических условиях.

Если присмотреться к закону, нетрудно заметить, что перед нами инструмент модернизации региона, который не раз (и успешно) обкатан в рамках рыночной экономики — свободная экономическая зона. То есть государство в пределах некой территории создаёт особый правовой режим для инвестирования, гарантируя бизнесу преференции по уплате налогов и сборов, регистрации и выдаче патентов, создании инфраструктуры и т.д. Нельзя не заметить, что развивающим субъектом в этом случае является бизнес, а государство лишь создаёт комфортные условия для инвестирования. Однако похоже, что для Дальнего Востока такая модель окажется недостаточной.

Во-первых, перед нами громадный регион. Даже освоение одного только Дальнего Востока, без Сибири, — задача на десятилетия. То, что теперь называется Дальневосточный Федеральный округ, начинали осваивать ещё при Романовых, продолжили в советский период. И даже после этого мы только в самом начале пути. В России, которая вернулась на стезю капитализма сравнительно недавно, нет и не может быть частных лиц и компаний, соразмерных поставленной задаче. Для лучшей иллюстрации давайте представим, что разработку ядерного оружия или космической программы И. Сталин поручает артелям. Однако есть ещё крупные ТНК, у которых с горизонтом планирования и подверженностью кризисам должно быть попроще. Поэтому перейдём ко «во-вторых».

Во-вторых, серьёзно изменились условия. Запад выбрал тактику изоляции России, а также пытается навязать нам идею самоизоляции. Однако логика создания свободных экономических зон предполагает как раз не изоляцию, а открытость, порой даже в ущерб собственным интересам. Серьёзные игроки не то чтобы избегают деятельности на таких рынках и в подобных условиях, просто меняются подходы. Запускаемые проекты обычно основаны не столько на законодательстве, сколько на личных гарантиях принимающей стороны, а также могут предполагать премию за риски. То есть за отсутствие открытости приходится платить снижением выгоды.

Однако дело не только в этом. Государству в любом случае придётся перестать быть «неучаствующим участником», регулирующим лишь законодательство, и активно включиться в процесс. А раз так, то начинать нужно как можно раньше.

Следует помнить и о том (это уже в-третьих), что освоение Дальнего Востока — это не экономический проект. Безусловно, он самым тесным образом связан с экономикой, однако по сути это проект прежде всего политический и странообразующий.

Для примера и лучшего понимания можно вспомнить начавшееся в конце XVII — начале XVIII вв. активное освоение Урала, тесно связанное с именами рода Демидовых и Петра I. Получали ли Демидовы личную выгоду от этого? Безусловно, и немалую. Решали ли тогдашние «территории опережающего развития», предоставленные Петром I в распоряжение Демидовых, стоявшие перед ним тактические задачи? Решали. Продукция демидовских заводов стала серьёзным козырем в Северной войне. Однако даже эти, несомненно, важные задачи не заслоняли от Петра главного: на Урале начинала коваться не только победа России в Северной войне, но и сама новая Россия. Во всех смыслах, включая пожертвования Никиты Демидова на строительство Петербурга.

***

Таким образом:

1. В освоении Дальнего Востока государство должно принимать самое деятельное участие, не ограничиваясь ролью законодателя, устанавливающего нулевые ставки налога на прибыль. Тот же Демидов строил не гончарные мастерские и не артели балалаечников, а металлургическое производство. Потому что именно такую задачу ему поставил царь-батюшка. Сегодня государство должно поступить так же, исходя и из общего видения интересов РФ в регионе, и интересов РФ в целом.

2. Фонда для этой задачи окажется недостаточно. Ещё в 2012 году Сергей Шойгу предлагал образовать для этой цели госкорпорацию. Похоже, что пришло время к этой идее вернуться. Это, естественно, не значит, что следует отказаться от наработок минразвития Дальнего Востока.

3. Недостаточно только лишь завлечь сюда китайский, японский, корейский капитал. За любым проектом, в конце концов, стоят люди. Следует отметить, что Дальнему Востоку нужны не мигранты, а переселенцы. Как это ни грустно, но такие люди теперь в России есть и много: жители украинских земель уже принимали участие в освоении этого региона и будет правильно привлечь их к этой задаче снова. Тем более что у многих из них прошлая жизнь сгорела в огне войны и возвращаться им, по сути, некуда.
Автор: Иван Зацарин
Первоисточник: http://www.odnako.org/blogs/osvoenie-dalnego-vostoka-eto-ne-biznes-eto-delo-gosudarevo/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. Starover_Z 12 марта 2015 04:05
    Сейчас одними лозунгами в голую степь и в тайгу в вагонки на несколько лет людей не привлечёшь.
    Для освоения Дальнего Востока сначала нужны исследования, для чего нужнее те или иные территории, затем запланировать процессы по освоению и развитию. И уже зная, что должно быть в дальнейшем, начинать построение жилой инфраструктуры при помощи привлечения трудовых ресурсов на вахтовую работу.
    А когда будет построено нормальное жилье, подъезды и снабжение, тогда можно начинать и запланированное освоение !
    Ну или что-то на подобии такого варианта.
    1. solovald 12 марта 2015 07:47
      Ну, неужели вы полагаете, что ДВ, Забайкалье и В.Сибирь не исследованы? Там еще со времен Союза "исследовано-переисследовано" в достаточной степени, чтобы начать масштабное освоение. Все дело упирается в бабло. Нет бабла - нет транспортной сети, развитой логистики. В кои-то веки проложили автомагистраль с Владика до европейской РФ (так называемый Путинский асфальт). Чиновники отчитались с фанфарами с лозунгами и пр. атрибутами успешности. Однако асфальтовое полотно уже несколько лет, как пошло волнами... "амурскими". А печально известная дорога Лена (от Сковородино на Якутск и далее) так и "лежит в каменьях и грязи", асфальт (и тот разбитый, положенный при Советах) только вблизи нескольких городишек. Правильно пишет автор главным заказчиком и финансистом должно выступить государство, а не инвесторы-бизнесмены. Последние возникнут только тогда, когда транспортная инфраструктура и нормальная логистика появится.
    2. Александр И 12 марта 2015 08:40
      Буржуев и Либералов для освоения Сибири и Дальнего Востока это смерть всему растащат все.
      Александр И
  2. Баракуда 12 марта 2015 04:11
    Аляску в аренду на совсем отдали,что бы Дальний Восток поднять. А воз и ныне где-то в грязи застрял. Хотя не все так печально,на самом деле.
    Даете волю-землю мужикам,не китайцам, и все образуется. Лично я готов туда приехать ,но бюрократия жуткая. Не зря наверное кого-то задерживают-садят.
    1. Алан 12 марта 2015 07:55
      Все верно !Все упирается даже не в отсутствие денег в России матушке, а в отсутствии четко выстроенной политики в привлечении русскоязычных граждан с той же средней азии ,прибалтики, и . т. д. Принимай новых граждан предоставляй бесплатно землю в аренду-лет на 100; давай кредиты под меньший чем в банке процент, лес на строительство бесплатно,поднимай промышленность. Вро де бы прописные истины ,но не делают почему? Вопрос открыт.
  3. Uncle Lee 12 марта 2015 04:33
    Для поднятия ДВ нужна продуманная политика. Одними миллиардами денег и раздачей земли воз с места не сдвинишь. Деньги могут растащить, а гектар земли, в тайге или в чистом поле, не накормит и не обогреет. Вот тут и нужна мудрость правителей.
  4. rotmistr60 12 марта 2015 07:14
    Самое интересное то, что весь исторический период Дальний Восток поставлял лес, рыбу, золото, существовала развитая промышленность, а в 90-е, с подачи либералов, вдруг стал не перспективен. Нам, дальневосточникам, уже тогда стало понятно, что ельцинская власть собирается продавать, либо, сдавать в аренду наши территории. Хорошо, что хоть сейчас вспомнили о Дальнем Востоке.
  5. фомкин 12 марта 2015 07:27
    По сути все так но, получится как всегда.
  6. татарин 174 12 марта 2015 07:37
    Расстояния большие, перевоз дорогой получается. В советское время на стоимость перевозок внимания не обращали, а сейчас, когда капитализм в России, это уже вопрос сложный. Кто будет платить? Сможет ли страна дотировать перевозки? Вот с решением этого вопроса и пойдёт движение на ДВ России. Но этого мало, строительство большое нужно, заводы, сельхоз предприятия, деревообработка, да много чего и на всё нужны деньги. Россия не читерская страна как США и не может бесконечно печатать деньги, потому медленно и происходит освоение этих наших земель. Оборону ДВ и Сибири в первую очередь наладить надо-это точно, а то вон уже рты разевают разные полосатые и на Байкал в том числе. Столицу может перенести куда-то в Сибирь? Как Казахстан сделал у себя, вот это может дать сильнейший толчок развитию региона.
    1. Nayhas 12 марта 2015 08:44
      Цитата: татарин 174
      Расстояния большие, перевоз дорогой получается.

      Согласитесь, это только в России так. Почему то Китай осваивая Среднюю Азию или Африку не останавливают большие расстояния и соответствующие транспортные расходы.
      Более того считает выгодным вкладывать средства в строительство железной дороги в Европу минуя Россию...
      Стоит ли говорить о влиянии несусветной жадности и коррупции на цены грузоперевозок и решения наших "друзей"?
      1. saag 12 марта 2015 09:17
        Цитата: Nayhas
        минуя Россию...

        минуя РЖД:-)
        1. Ингвар 72 12 марта 2015 09:45
          Цитата: saag
          минуя РЖД:-)

          Ну что Ты сразу РЖД! Якунина по миру пустить хочешь? lol
  7. Amur 12 марта 2015 08:25
    Цитата: solovald
    Однако асфальтовое полотно уже несколько лет, как пошло волнами... "амурскими".

    не правда , постоянно езжу , участок от Углегорска до Новобурейска отличный.
  8. Amur 12 марта 2015 08:39
    Я , как дальневосточник, думаю, что руководству до лампочки Дальний восток (ДВ), по следующим причинам:

    1. Много лет чинуши чего-то думают, даже министерство создали. Обычно когда хотят что-то угробить передают дело бюрократам. Пример: Предстоящее , очередное совещание во Владивостоке, от которого все ждут результата - ноль!

    2. Продают Китаю ресурсы дешевле, чем дальневосточникам. Пример: электроэнергия, нефть.

    3. "Посмотрите" на космодром. Он нужен государству , поэтому и активно строится. ДВ не строится - регион не нужен.

    4. Посмотрите на наших губернаторов, один вор, другие зарплату себе уменьшили не пойму зачем, наверное хотят сказать, что деньги им не нужны - круг замкнулся.


    ВЫВОД: Почему ничего не получиться с ДВ - все государственное разделили лавочники между собой, фантазии и Сталина им не хватит для такого дела...
  9. Lyton 12 марта 2015 09:10
    Живу во Владивостоке не верю ни в какие ТОРы, как всегда поговорят и забудут, в золотом роге скоро кроме военных кораблей и охраны ничего не останется, я имею в виду рыболовный флот, новых судов нет вообще, люди бегут в центральную Россию. При царе сюда больше денег вкладывали, одни военные укрепления чего стоят. Буду рад ошибаться, если что то сдвинется с мертвой точки.
    1. user 12 марта 2015 17:46
      Живу во Владивостоке не верю ни в какие ТОРы


      Живу в Сибири и тоже не верю, при Советской власти такие деньги вбухали, что бы народ сюда приехал и жил, а сейчас почти все предприятия развалены, кроме ЖКХ и энергетики. В центральной России чего то там строят, а у нас тишь и благодать и народ уезжает в центральные районы России. Никаких китайцев не надо и так скоро кроме стариков здесь никого не будет, Вы посмотрите на маленькие сибирские города там как правило на сегодняшний день нет ни промышленности ни чего другого. А правительство только планирует и планирует, только никто не ответит за неисполнения этих планов.
  10. Шпаголом 12 марта 2015 11:49
    .....В очередной раз тема про ДВ,честно говоря просто смешно! Власть НИКОГДА не решит вопрос по региону т.к. нет в ней государственников,державников,патриотов...
    ...К примеру очень показательно проведение Саммита АТЭС 2012 года-бабок ввалили тысячи тонн а экономических выхлоп какой-ноль рублей и столько же копеек.Так хозяин не поступает,он не будет проводить "пир во время чумы".Сколько всего можно было построить и запустить в крае,сколько открыть предприятий и создать рабочих мест,нет власть не знает,не умеет и думаю не горит желанием развивать наш ДВ.....
    1. saag 12 марта 2015 17:48
      Цитата: Шпаголом
      Власть НИКОГДА не решит вопрос по региону т.к. нет в ней государственников,державников,патриотов...

      У власти прежде всего нет идеологии развития страны, есть только ручное управление, а на "ручнике" далеко не уедешь
  11. SAVA555.IVANOV 12 марта 2015 22:58
    Я был в Ванино, вот где краба наелся laughing , порт,угольный терминал на проходной речка маленькая пока ждал попутку пацаны прибежали несколько рыбин вытянули и убежали))) в самой акватории то ли нерпы то ли ещё чего плещется.Земли вокруг глазом не объять красота кругом а люди в обшарпанных пятиэтажках ютятся .
    SAVA555.IVANOV
    1. turime 19 марта 2015 13:43
      И теперь посудите! Правительству безразници! Всё разработано, всё освоено! Деньги приносит москве да и ладно!
      turime
  12. mariya 13 марта 2015 07:38
    А у нас, в Амурской области, "освоение Дальнего Востока" полным ходом идет!!! Уж и не знаю, входит ли наша область в состав территории Дальнего Востока, но связь с Родиной разорвали (оставили только с Китаем). Я имею ввиду отмену движений поездов из нашего города Благовещенска и через наш город. Похоже, мы теперь не столица Амурской области, её перенесли в руины города Белогорск(у нас вся область - руины)(((. Теперь, чтобы поехать в направлении Благовещенск-Москва, или Благовещенск-Владивосток, нам необходимо с чемоданами доехать на автобусе до Белогорска, а затем дождаться нужного поезда..... Полнейший ДУРДОМ.... Освоили Дальний Восток!!!! Молодцы!!! Президент вмешался в этот вопрос и дал поручение все восстановить, как было.... Но воз и ныне там....
    Вот и напрашивается вопрос: "Кого необходимо показательно расстрелять, чтобы указания президента выполнялись?" ;)
    1. Letnab 13 марта 2015 11:49
      ПРивет землячка! По вопросу о транспорте очень согласен!
    2. Letnab 13 марта 2015 11:49
      ПРивет землячка! По вопросу о транспорте очень согласен!
  13. dedvladimir 13 марта 2015 11:59
    Ребята! Хватит стонать и плакать, констатируя негативные факты. Чтобы модернизировать РОССИИ надо модернизировать ВЛАСТЬ, для чего предлагается вариант простой системы формирования «ПИРАМИДЫ ВЛАСТИ».

    Я только что начал ПЕТИЦИЮ "КАК ВЫЧИЩАТЬ «ДУРЬ" из чиновничьего аппарата управления" и мне очень необходима ваша поддержка, чтобы запустить кампанию по модернизации ВЛАСТИ. Вот ссылка на нее: http://www.change.org/p/ как-выбивать-дурь-из-чиновничьего-аппарата-
    управления

    Может быть, у вас есть 30 секунд сейчас, чтобы подписать эту
    петицию, <нажав здесь>.
    Если подписать ПЕТИЦИЮ за 30 секунд <нажав здесь>, скорее всего, не получается, подписать можно на www.maxpark.ru где автор "Дед Владимир Назаров" разместил ПЕТИЦИЮ в сообществах:"ЩИТ И МЕЧ", "МИР РАЗУМА", "ПОЛИТИКА" и других.
    КСТАТИ, с подобной ПЕТИЦИЕЙ можно выйти и на референдум.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня