Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Уважаемые читатели! Это третья часть статьи, посвящённой судьбе румынских эсминцев класса “Mărăşti”. Первая часть статьи находится ТУТ. Вторая часть статьи находится ТУТ. В этой статье вы узнаете о судьбе последних двух кораблей этой серии: крейсерах Ниббио и Фалько.

Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья


Nibbio
Название Ниббио (лат. Milvus milvus — Красный коршун): хищная птица средних размеров из семейства ястребиных. В. И. Даль описывает её так: "Заморская хищная птица Circaёtus (змееяд), близкая к орланам, питается гадами". Коршун — наиболее демоническая из всех хищных птиц. В славянской символике коршун несёт бесславную смерть: "как цыплятам".

Также ему сопутствуют образы "стремительной смерти с неба" и "падальщика".

Боевой путь этого корабля в составе ВМС Италии был недолгим.
Nibbio был введён в эксплуатацию 15 мая 1918 и во время Великой войны входил в состав 3-й разведывательной группы, дислоцировавшейся в Бриндизи. С 20 июня 1918 до заключения Компьенского перемирия (11 ноября 1918) вместе с Aquila и Sparviero принимал участие в морских сражениях в проливе Отранто (Canale d'Otranto), что находится на внешней стороне “каблука” Италии.

СПРАВКА. Пролив Отранто находится между побережьями Италии и Албании, соединяет Адриатическое и Ионическое моря и во время Первой мировой войны он имел стратегическое значение. Военно-морские силы союзников (Италии, Франции и Великобритании) заблокировали пролив, предотвратив выход австро-венгерского флота в Средиземное море. В связи с этим в проливе произошел ряд боев между австро-венгерским Императорским и Королевским флотом и объединенными морскими силами союзников.

Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Nibbio выходит в Тарентский залив из порта города Таранто
(внутренняя сторона “каблука” Италии), где находится база ВМС Италии. 1919-й год


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Итальянский крейсер-скаут Nibbio, 1919-й год


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Итальянский крейсер-скаут Nibbio, 1919-й год


После войны Nibbio вместе со своим братом-близнецом Sparviero отплыл в Константинополь, где они около года курсировали вдоль Восточного побережья Средиземного моря, а также плавали в водах Черного моря. В результате успешных переговоров между Италией и Румынией Италия передала Sparviero и Nibbio ВМС Румынии.

18 июня 1920 он был переведен в Констанцу, Румыния, где с 1 июля
на крейсере Nibbio был поднят румынский флаг и он был переименован в “Мэрэшешть” (Mărăşeşti). Согласно румынской классификации Мэрэшешть стали снова считать эсминцем. Помимо нового названия, эсминец Mărăşeşti получил и отличительный бортовой рисунок (эмблему): туз треф.

Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминец Mărăşeşti — “Трефовый туз” румынского королевского флота
(asul de treflă al Marinei Regale Române).
Фото 40-х годов


Кстати, в колоде румынского королевского флота имелся полный комплект тузов: её дополняли 2 эсминца, заказанные на той же итальянской верфи CTT & Pattison в 1927-м году. Румыния получила корабли в 1930 году и эсминец “Реджина Мария” (NMS Regina Maria) назвали “Пиковым тузом” (Asul de pică al Marinei Regale Române), а эсминец “Реджеле Фердинанд” (NMS Regele Ferdinand) соответственно “Червовым тузом” (Asul de cupă al Marinei Regale Române).

Во время Второй мировой войны использовался в основном в качестве эскортного эсминца, для сопровождения конвоев. Некоторое время он вместе с другим румынским эсминцем (Regina Maria) обеспечивал сопровождение немецко-румынского военно-морского конвоя “Patria”.

Эсминец Mărăşeşti принимал участие в операции "60.000" по эвакуации румынских войск из Крыма, которая была выполнена в два этапа: первый с 12 апреля по 05 мая и второй с 06 по 13 мая 1944 года. Операция была так названа румынским командованием, потому что на Крымском полуострове находилось 62-65 тысячи румынских солдат и офицеров.

Несмотря на то, что второй конвой был разгромлен, и западные источники считают это крупнейшей потерей во время эвакуации румынских, немецких и словацких войск из Севастополя — гросс-адмирал Карл Денниц (главнокомандующий ВМФ нацистской Германии) и вице-адмирал Гельмут Бринкман (командующий ВМС Германии на Черном море) поблагодарили командование румынского королевского флота за чёткие и слаженные действия экипажей румынских эсминцев во время эвакуации.

29 августа 1944 года эсминец Mărăşeşti вместе с другими румынскими кораблями был захвачен в Констанце советскими войсками, 5 сентября 1944 на нём был поднят военно-морской флаг СССР, 14 сентября 1944 был введен в состав Черноморского флота, а 14 сентября 1944 эсминцу присвоили название “Лёгкий” и отнесли к подклассу эскадренных миноносцев.

Так как эсминец Mărăşeşti также не прошел ни текущего, ни тем более капитального ремонта, его вместе со своим братом-близнецом исключили из боевого состава и перевели в 78-ю бригаду учебных кораблей и с 20 октября 1944 “Лёгкий” стал фигурировать как "Борт № 23".

06 ноября 1945 года “Борт № 23 / Лёгкий” был исключен из состава ВМФ СССР, 12 октября 1945 возвращен вновь созданной Социалистической Республике Румыния, где вначале был введен как эсминец “Mărăşeşti”, затем последовала целая вереница переименований: "D1" с 1948, "D11" с 1951, "D3" с 1956 и снова "D11" с 1959-го года.

Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминец "D11" (с 1951), бывш. "Mărăşeşti", в Констанце, август 1954 года.
Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/NOFORN”:
особо секретный, скрывать даже от союзников


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминцы "D11" ("Mărăşti"), "D12" ("Mărăşeşti") и
"D21" (“Regele Ferdinand”) в Констанце. 1955-й год


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Октябрь 1954 года. Эсминец "D11" (с 1951) бывш. "Mărăşeşti" в Констанце на фоне склада
(бывш. немецкого бункера времён Второй мировой).
Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/NOFORN”


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминец "D11" ("Mărăşeşti"). Констанца, май 1955-го года


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминец "D11" ("Mărăşeşti"), вид из иллюминатора. Констанца, июнь 1955-го года


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминец "D11" ("Mărăşeşti"), вид из иллюминатора. Констанца, июнь 1955-го года


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминцы "D11" ("Mărăşeşti") и "D21" (“Regele Ferdinand”). Констанца, июль 1955-го года


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминец "D3" (бывш. " Mărăşeşti" с 1956) у бывш. павильона
королевы Елизаветы, нынче там музей порта Констанца. Август 1958-го года


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Эсминец "D3" (бывш. " Mărăşeşti" с 1956). Констанца, август 1958-го года


В 1963 году эсминец “Mărăşeşti” был исключен из ВМС Румынии и разоружён, а через год сдан на слом.

Falco
Название. Со́колы (лат. Falco) — род хищных птиц семейства соколиных. Научное название Falco является производным от латинского слова «falx» (“серп”) и подчёркивает серпообразную форму крыльев в полёте. Взрослые птицы отличаются узкими клиновидными крыльями, благодаря которым они способны ловко маневрировать и развивать необычайно большую скорость в пикирующем полёте.

Последний из 4-х построенных кораблей этой серии, крейсер Фалько, был введён в эксплуатацию 20 января 1920 года, то есть более чем через год после окончания Первой мировой войны.

Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Крейсер-скаут Falco. 1920-й год


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Крейсер-скаут Falco. 1920-й год.


Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Крейсер-скаут Falco. 1920-й год


01 марта 1921 года умер свергнутый и находящийся в изгнании король Черногории Никола I Петрович. Это произошло во Франции, в городе Антибе, что на Лазурном Берегу (юго-восточное Средиземноморское побережье Франции). 04 марта 1921 года крейсер Falco доставил короля Италии, Виктора Эммануила III из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) в Сан-Ремо на похороны короля Черногории. Крейсер Falco проплыл из центральной Италии (Тирренское море) до побережья Лигурийского моря, что граничит с запада с Францией. Писалось, что король Черногории вначале был похоронен в Италии, в Русской православной церкви. Я думаю, что его похоронили в Сан-Ремо, так как там в 1913 году для русских была освящена православная церковь: храм Христа-спасителя. На следующий день, 05 марта 1921 года, Фалько совершил обратный путь и доставил итальянского монарха обратно в Чивитавеккью.

В 1937 году на Falco демонтировали одно из пяти орудий 120/45 и после артиллерийское вооружение состояло из: 4 орудий главного калибра 120мм/45 и 2-х зенитных орудий 76мм/40. В некоторых источниках пишут что на Фалько демонтировали все 5 орудий 120/45 и взамен установили 4 других орудия 120/45. 11 октября 1937 итальянские Falco и Aquila были тайно проданы Испанским националистам. Испанцы переименовали Falco переименовали в Ceuta (русск. Сеута) — территория Испании на северном побережье Марокко, напротив английского Гибралтара. Ceuta и Melilla снова стали считать эсминцами.

Как и в истории с Aquila, итальянцы не сразу исключили крейсер Falco из состава ВМС Италии. И как в истории с Aquila, испанцы на первых порах оснастили трёхтрубный Ceuta (бывш. Falco) ещё одной (фальшивой) трубой. Эсминец Ceuta частенько фигурировал под названием Velasco-Ceuta.

Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

Falco/Ceuta во время Гражданской войны в Испании.
Обратите внимание на количество труб: одна труба фальшивая


К тому времени Ceuta-Falco, как и Melilla-Aquila считался устаревшим, и его использовали в качестве эскортного эсминца для несения дозорной и конвойной службы.
А в августе 1938 года на подходе к Гибралтару Ceuta принимал участие в нападении на республиканский эсминец “Хосе Луис Диас”. Как я уже писал выше, травлю вёл флагман франкистского флота “Канариас” в сопровождении Melilla-Aquila и других эсминцев, а также лёгких крейсеров и канонерки.

Кое-где упоминается, что помимо попадания снаряда главного калибра крейсера “Канариас”, “Диас” получил несколько попаданий от снарядов, выпущенных эсминцем Ceuta (бывш. Falco). Именно огню его артиллерии приписывают внешние повреждения эсминцу республиканцев и потери среди личного состава. В таком случае произошёл презабавный казус: переименованный и с фальшивой бородой трубой не то итальянский крейсер Falco, не то испанский эсминец Ceuta вёл стрельбу по переименованному, с фальшивыми опознавательными знаками не то испанскому Jose Diez, не то британскому эсминцу Grenville.

Затем снова пошла рутина и потянулись унылые военные будни. Скрасить их удалось лишь раз: эсминец Сеута захватил французское грузовое судно “Прадо”, которое доставляло республиканцам грузы.

После окончания войны Ceuta использовался в учебных целях, а в 1948-м году корабль был выведен из боевого состава флота, разоружен и сдан на слом. В истории ВМС Испании корабль Сеута фигурирует как эсминец типа “Ceuta”.

Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья


Источники информации:
Franco Bargoni “Esploratori Fregate Corvette ed Avvisi Italiani, 1861-1968”; Edizioni Chillemi “Regia marina italiana, 1860 - 1946”; “Almanacco Storico delle Navi Militari Italiane, 1861-1995”; F. Favre “La Marina nella Grande Guerra. Le operazioni navali, aeree, subacquee e terrestri in Adriatico”; P. P. Ramoino “Gli esploratori italiani 1919-1938”; R. B. La Racine “In Adriatico dopo la vittoria“ Conway Maritime Press “All the World's Fighting Ships” 1906-1921; Cmdr. Neculai Padurariu "Nave romanesti sub pavilion sovietic" Nicolae Koslinski, Raymond Stanescu “Marina Romana in Al Doilea Razboi Mondial: 1939-1945” С. С. Бережной “Корабли и суда ВМФ СССР” http://ro.wikipedia.org http://it.wikipedia.org http://es.wikipedia.org http://en.wikipedia.org http://win.storiain.net http://flot.com http://tsushima.su http://www.worldwar2.ro http://www.naviecapitani.it http://forum.worldofwarships.eu http://forum.worldofwarships.eu http://www.armada.mde.es http://www.kbismarck.com http://www.marina.difesa.it http://www.regiamarinaitaliana.it http://www.marinarii.ro
Автор: Михаил Задунайский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Bongo 18 марта 2015 11:42
    Спасибо Михаил "+" good Достаточно интересная судьба у этих кораблей, несмотря на то, что к началу Второй Мировой они явно устарели - это не помешало активно их использовать. Некоторые дожили на начала 60-х, наши "Новики" были списаны на 10 лет раньше.
    1. Mister X 18 марта 2015 12:29
      hi
      Благодарю!
      Цитата: Bongo
      они явно устарели - это не помешало активно их использовать. Некоторые дожили на начала 60-х, наши "Новики" были списаны на 10 лет раньше.

      Возможно дело не в техническом совершенстве итальянских кораблей, а в экономическом положении страны-эксплуатанта.
      Думаю что СССР мог себе позволить списать устаревшие Новики, а испанцы и румыны - нет.

      Концовка вышла немного скомканной - не поместилась вся информация.
      Поэтому будет небольшое продолжение 3-й части.
    2. Nayhas 18 марта 2015 12:31
      Цитата: Bongo
      наши "Новики" были списаны на 10 лет раньше.

      Больше удивляет как на них механизмы поддерживали в рабочем состоянии.
      1. Mister X 18 марта 2015 13:25
        Цитата: Nayhas
        Больше удивляет как на них механизмы поддерживали в рабочем состоянии.

        Как я писал в статье - захваченные в Констанце эсминцы Mărăști и Mărășești не прошли не то что капитального, но и текущего ремонта, не были полностью укомплектованы запасными частями, инструментами и приборами (ЗИП)и боеспособность принятых румынских кораблей вызывала у руководства советского Военно-Морского Флота обоснованные сомнения.
        Возможно поэтому с ними не стали возиться и вернули их прежним владельцам и новым союзничкам - пусть сами тратятся на ремонт.
  2. Denis_469 18 марта 2015 23:25
    Статье большой жирный минус. Вот за что: в статье полностью не раскрыта боевая деятельность кораблей во время Великой Отечественной войны, когда они воевали против СССР. Я понимаю, что статья писалась по западным источникам. И понимаю то, что румынам, и западу в целом, нечем гордиться по боевой деятельности кораблей данного типа, но тем не менее можно было бы использовать и отечественные источники в которых фигурируют данные корабли.
    Вот это: "Во время Второй мировой войны использовался в основном в качестве эскортного эсминца, для сопровождения конвоев. Некоторое время он вместе с другим румынским эсминцем (Regina Maria) обеспечивал сопровождение немецко-румынского военно-морского конвоя “Patria”.

    Эсминец Mărăşeşti принимал участие в операции "60.000" по эвакуации румынских войск из Крыма, которая была выполнена в два этапа: первый с 12 апреля по 05 мая и второй с 06 по 13 мая 1944 года. Операция была так названа румынским командованием, потому что на Крымском полуострове находилось 62-65 тысячи румынских солдат и офицеров." - это на кол с минусом описание. Просто автор взял и выкинул всю войну с 1941 по май 1944 года. Ограничился тремя строчками в описании 4 лет войны (1941, 1942, 1943 и 1944).
    1. Mister X 19 марта 2015 12:03
      Цитата: Denis_469
      в статье полностью не раскрыта боевая деятельность кораблей во время Великой Отечественной войны, когда они воевали против СССР.

      Не понравилась статья - напишите краше и более развёрнуто.

      Цитата: Denis_469
      это на кол с минусом описание.

      Бросьте свои учительские замашки и попробуйте уважать чужой труд.

      Цитата: Denis_469
      можно было бы использовать и отечественные источники в которых фигурируют данные корабли.

      Цитата: Denis_469
      Ограничился тремя строчками в описании 4 лет войны (1941, 1942, 1943 и 1944).

      Эту возможность я решил предоставить Вам, милейший.
      Судя по Вашим комментариям к другой статье - Вы занимаетесь кое-какими исследованиями.
      Напишите хоть целую книгу.
      Желаю всяческих успехов!
  3. Denis_469 19 марта 2015 13:24
    Цитата: Mister X
    Не понравилась статья - напишите краше и более развёрнуто.


    Я занимаюсь историей подводных лодок, а не эсминцев. Тут с лодками проблем выше крыши, так что не до эсминцев.

    Цитата: Mister X
    Бросьте свои учительские замашки и попробуйте уважать чужой труд.

    Описать 4 года войны в 3 строчки это есть труд?

    Цитата: Mister X
    Эту возможность я решил предоставить Вам, милейший.
    Судя по Вашим комментариям к другой статье - Вы занимаетесь кое-какими исследованиями.
    Напишите хоть целую книгу.
    Желаю всяческих успехов!

    Спасибо за пожелания, но я занимаюсь подводными лодками и их боевым применением. И до эсминцев у меня руки вряд ли дойдут в ближайшие годы.
    1. Mister X 19 марта 2015 13:56
      Цитата: Denis_469
      Я занимаюсь историей подводных лодок, а не эсминцев.

      В таком случае что скажете про описанную мною историю про советскую подводную лодку Медуза М-31 типа “Малютка”?
      1. Denis_469 19 марта 2015 14:09
        Цитата: Mister X
        В таком случае что скажете про описанную мною историю про советскую подводную лодку Медуза М-31 типа “Малютка”?

        Про "М-31" описано на моём сайте тут: http://sovpl.forum24.ru/?1-11-0-00000095-000-0-0
        Она была потоплена 17 декабря 1942 года.

        Румынский эскадренный миноносец "Марашти" к её гибели отношения не имеет.

        Не стоит на веру воспринимать никакие западные источники. По боевым действиям советского флота нужно пользоваться нашими источниками. Так и тут на западе просто приписали эсминцу победу. Это обычная практика на западе по фальсификации истории. Всё-равно там никто не проверит. А если кто-то и рискнёт проверить, то увидит, что у него шаблон порвётся, т.к. на западе все пишут одно, а русские пишут другое.
        1. Mister X 19 марта 2015 14:45
          Цитата: Denis_469
          Румынский эскадренный миноносец "Марашти" к её гибели отношения не имеет.

          Я и не утверждал что имеет. Только сослался на мнение некоторых западных источников.

          Цитата: Denis_469
          Не стоит на веру воспринимать никакие западные источники. По боевым действиям советского флота нужно пользоваться нашими источниками.

          В соей статье я привёл найденные в российских источниках данные об атаках на подлодку М-31, которые не стыкуются с мнением западных источников.
          Как её могли потопить в июле 1943 года, если она погибла 17 декабря 1942 года?
          А выводы пусть каждый делает сам.
          1. Denis_469 19 марта 2015 14:49
            Цитата: Mister X
            В соей статье я привёл найденные в российских источниках данные об атаках на подлодку М-31, которые не стыкуются с мнением западных источников.
            Как её могли потопить в июле 1943 года, если она погибла 17 декабря 1942 года?

            Наши современные источники также разные есть. Чаще всего все переписывают друг у друга, и практически никто не занимается исследованиями вообще.
            1. Mister X 19 марта 2015 15:06
              Цитата: Denis_469
              Наши современные источники также разные есть. Чаще всего все переписывают друг у друга, и практически никто не занимается исследованиями вообще.

              Бывает по-всякому.
              В рунете я нашёл такую информацию со ссылкой на журнал "Морской Сборник", №9-2000 г. и статью "Приёмка Советским Союзом кораблей итальянского флота" Капитана 2 ранга запаса С. Бережного:
              в марте 1953г. перевели исключенные из боевого состава эсминцы «Легкий» и «Ловкий». 30 декабря 1954г. все пять бывших итальянских эсминцев и миноносцев разору­жили, перевели в категорию судов обеспе­чения боевой подготовки и переформирова­ли в корабли-цели. Эсминец «Легкий» по­лучил литерно-цифровое наименование «ЦЛ-57», «Ловкий» - «ЦЛ-58», «Летный» - «ЦЛ-59», «Лютый» - «ЦЛ-60», а «Ладный» - «ЦЛ-61». В октябре 1955г. бывший «Ловкий» переоборудовали в базовый корабль воз­душного наблюдения, оповещения и связи и присвоили литерно-цифровое наименова­ние «КВН-11», а бывший «Лютый» в конце апреля 1958г. превратили в плавучую казар­му «ПКЗ-150».

              Однако и в новом качестве жизнь этих ко­раблей продолжалась недолго. Уже 31 янва­ря 1958г. первым исключили из списков су­дов флота и сдали на слом «ЦЛ-61», 31 октяб­ря 1959г. под резак автогена отправилась «ПКЗ-150», 21 января 1960г. – «ЦЛ-57», а че­рез два месяца – «ЦЛ-58». Что же касается «ЦЛ-59», то в октябре 1958г. его превратили в судно-мишень, а 29 декабря 1959г. при обеспечении выполнения практических ра­кетных стрельб его потопили на мелком мес­те у крымского побережья в районе м. Лукулл.


              А в книге "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945" того же С. Бережного вот что сказано:
              1. Denis_469 19 марта 2015 15:17
                Бережному можно верить. Он хорошо копал историю кораблей, но меньше внимания уделял их ТТХ.

                Виноват - вопрос не понял. Эсминцев под названиями "Лёгкий" и "Ловкий" было 2. Первые румынские, а вторые итальянские. "Ловким" был вот этот:бывший итальянский эсминец Artigliere.

                В справочнике Бережного по 1945 год информация по бывшим румынским кораблям, а в фрагменте по бывшим итальянским кораблям.
                1. Mister X 19 марта 2015 15:24
                  Цитата: Denis_469
                  В справочнике Бережного по 1945 год информация по бывшим румынским кораблям, а в фрагменте по бывшим итальянским кораблям.

                  Это одни и те же корабли: я писал об этом в этой статье.
                  Да и товарищ Бережной писал в своё время то же самое.
                  Вот картинка получше.
                  1. Denis_469 19 марта 2015 15:30
                    Сильно сомневаюсь, что одни и те-же. Т.к. румынам их вернули в 1945 году, а в 1953 году списывали итальянцев.
                    1. Mister X 19 марта 2015 15:33
                      Цитата: Denis_469
                      Сильно сомневаюсь

                      Цитата: Denis_469
                      Бережному можно верить. Он хорошо копал историю кораблей
                      1. Denis_469 19 марта 2015 15:57
                        У Бережного в справочнике написано, что румынам корабли вернули в 1945 году. Следовательно в 1953 году списывали итальянцев.
                      2. Mister X 19 марта 2015 16:11
                        Цитата: Denis_469
                        У Бережного в справочнике написано, что румынам корабли вернули в 1945 году. Следовательно в 1953 году списывали итальянцев.

                        У Бережного в справочнике написано:
                        Лёгкий (до 20,10,1944 - Марарешти, до 1925 - Спарвиеро)

                        Стало быть речь идёт об одном и том же корабле.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня