История ВВС и ПВО Югославии Часть 3. Партизанская авиация (1942-1945 гг.)

2
После захвата Югославии и первых сообщений о налетах партизанских отрядов немецкое командование не ожидало больших неприятностей и планировало быстро расправиться с плохо вооруженными отрядами повстанцами. Однако вскорости югославы смогли войти в контакт с лидерами антифашистской коалиции, и союзная авиация стала совершать эпизодические вылеты на выброску грузов над бывшей Югославией. Но в 1941-42 годах как на Западе, так и на Востоке положение было более чем критическим, и реально ни одна страна не была способной оказать ощутимую помощь зарождавшемуся партизанскому движению.

Однако именно в конце 1941 года появляется информация о том, что в западной Боснии партизанами было организовано несколько грунтовых площадок. Одновременно началась пропагандистская работа среди пилотов новосозданных ВВС Хорватии. Пропаганда была более чем действенной потому, что летный состав этих ВВС был укомплектован пилотами Королевских ВВС Югославии, по разным причинам попавшим снова на службу.

Напряженная работа скоро принесла и первые результаты. В субботу 23 мая 1942 года в 9:30 с аэродрома около г. Банья-Лука взлетел хорватский биплан Потез XXV. Этот невооруженный самолет должен был доставить припасы в отдаленный гарнизон в Санске — Мосте. Чуть позже с этого же аэродрома взлетел другой самолет — Бреге XIX с аналогичной задачей. Оба самолета однако на место назначения не прибыли, а приземлились на партизанскую полевую площадку.

Эти два биплана и стали первыми самолетами так называемых "партизанских ВВС". Немедленно в состояние повышенной боевой готовности были приведены все наличные средства ПВО. Хорватские лидеры всерьез опасались бомбового удара по своей столице — г. Загребу. Мало того вскорости зенитчики получили приказ: стрелять по любому биплану, появляющемуся в поле зрения.

Кроме того, для поиска самолетов организовали серьезную поисковую кампанию, для которой были привлечены большие силы армии, полиции и службы безопасности, ну и естественно все наличные авиасилы. Вся эта "эпопея" закончилась тем, что 29 мая хорватские пилоты заявили, что оба самолета были уничтожены при бомбардировке "подозрительной" площадки в районе г. Урие.

История ВВС и ПВО Югославии Часть 3. Партизанская авиация (1942-1945 гг.)

Breguet Br.19 Jupiter (4521) партизанских ВВС. Пилот — Руди Чаявец; стрелок — М.Язбец. 1942 г. На этой машине 21-го марта 1942 г. она дезертировали из ВВС Хорватии к югославским партизанам. Эта дата считается днем основания ВВС Югославии. 2-го июля 1942 г. самолет был сбит во время штурмовки аэродрома у Баня Лука и совершил вынужденную посадку. Экипаж захвачен четниками и убит.


На самом деле самолеты были надежно укрыты партизанами, которые начали подготовку к боевым вылетам. Основной проблемой поначалу стала нехватка топлива, однако она вскоре была решена путем закупки обычного автомобильного бензина. Гораздо больше неприятностей доставила нехватка вооружения. Бортстрелки обеих самолетов наладили "производство" самодельных бомб. Эти 10-кг бомбы были сделаны из отрезков водопроводных труб; за 10 дней было произведено 270 штук таких боеприпасов. В задней кабине Потеза был установлен пулемет МГ-34, а на киле Бреге нарисованы большие красные звезды.

Первый боевой вылет партизанской авиации произошел 4 июня 1942 года, когда Потез нанес бомбовый удар по хорватской колонне. Потери противника составили 9 человек, причем один из них был немец. Одновременно Бреге нанес удар по бывшему "родному" аэродрому в Баня — Луке. Во время третьего захода пристрелявшиеся зенитчики поразили малоскоростной самолет. Летчик получил ранения, самолет был серьезно поврежден, но он попытался дотянуть до территории, которую контролировали партизаны. Но после того как остановился двигатель, оставался только один выход — аварийная посадка. Место посадки было немедленно окружено полицией. После короткой перестрелки пилот застрелился, а раненый летнаб попал в плен. Впоследствии он был расстрелян по приговору военно-полевого суда как дезертир.

Для хорватов появление партизанских самолетов было полной неожиданностью, и поэтому поиски были вновь возобновлены с новой силой. За голову пилота был назначена награда в один миллион хорватских кун. Однако уже 7 июня "неуловимый мститель" наносит бомбовый удар по позициям хорватских войск.

Однако кольцо поисков суживалось, и через неделю самолет бы вынужден перелететь на новую площадку. По ходу дела летчик нанес бомбовый удар по обнаруженной колонне хорватов. 5 июля отмечен первым ночным вылетом "партизана".

Однако при полном господстве в воздухе вражеской авиации развязка наступила очень скоро. 6 июля 1942 года готовый для вылета штурмовик был обнаружен и уничтожен патрульным немецким самолетом FW-58.


Многоцелевой вспомогательный самолет Fw.58 Weihe ("Лунь") Люфтваффе


Непосредственно в подразделениях хорватской авиации был принят ряд мер, чтобы исключить такого рода случаи в дальнейшем.

Ситуация в оккупированной Югославии стала кардинально меняться только после выхода из войны в 1943 году Италии. Итальянский корпус, находившийся на территории страны, стал разоружаться всеми и вся: это делали как немцы, так хорваты, ну естественно — партизаны. В этот период начался и тихий развал хорватской военной авиации. Только в июне 1943 года из состава одной из частей в районе Загреба дезертировало 60 человек (причем как летчиков, так и техников).

Кое-что досталось и из авиатехники. Так, на итальянской базе гидроавиации в Дивулье (около г. Сплит) партизанами был захвачен в нелетном состоянии Консолидейт "Флит". 10 сентября 1943 года пилот Цирил при помощи итальянского механика перегнал самолет в залив Сегет — Враница, где была организована импровизированная партизанская гидробаза. Затем он выполнил на этой машине 26 вылета, в основном курьерских, так как самолет был невооружен. 6 октября 1943 года огнем с земли самолет был сбит, причем при вынужденной посадке погиб как пилот, так и пассажир — командир 8-го партизанского отряда.

11 сентября на итальянской авиабазе Гориция словенскими партизанами был захвачен 11 итальянских самолетов. Однако, при приближении немцев 10 самолетов было сожжено, а один ("Сайман") перегнали на полевую площадку в районе штаба партизан Приморской области. С 20 сентября из этот самолет стал совершать регулярные курьерские полеты в Главный Штаб Освободительного фронта Югославии. Самолет не перекрашивали, но на фюзеляже нанесли триглав. Однако, и этот самолет был не последним в руках партизан. Примерно в то же время партизанами на аэродроме около г. Риека было захвачено два связных самолета: Физлер 156 "Шторьх" и Капрони Са. 164.

9 октября 1943 года с аэродрома Загреба дезертировал на своем Бюккер "Юнгманн" пилот Йосип Клокочовник, а 29 октября на сторону партизан перелетел начальник штаба (!) хорватских ВВС полковник Франьо Пирк на учебном самолете FL.3.


Учебный самолет Bucker Bu.133 Jungmeister "партизанских" ВВС Югославии


Очень интересна дальнейшая судьба этого человека. После перелета он стал правой рукой Тито и был назначен начальником авиационного отдела Главного Штаба, а впоследствии стал первым командующим ВВС ЮНА. С 1946 года он попадает в опалу и отправляется послом в Аргентину. Умер в 1954 году в Любляне в звании генерал-майора югославской авиации.

С 14 октября на авиабазе в Ливно были организованы своеобразные курсы по подготовке пилотов и техников для партизанских ВВС. Основную летную подготовку они проходили на FL.3 пока хватало топлива и масла. На курсах обучалось примерно 60 человек.

13 ноября 1943 года в руки партизан попал и настоящий боевой самолет: это был бомбардировщик Dornier Do.17, угнанный хорватским летчиком. Для этого самолета командование партизан приготовило особую задачу: он должен был перебросить представителей югославского штаба на переговоры с союзниками. Однако 28 ноября произошла трагедия: во время посадки делегации на партизанской полосе машина была обнаружена и атакована немецким самолетом-разведчиком "Хеншель" Hs-126. Потери партизан были очень серьезными: погибло несколько членов Главного штаба и два английских советника. Естественно, что партизанский Дорнье сгорел.


Югославские партизаны у бомбардировщика Dornier Do.17


Однако на декабрь приходиться и решительное наступление немцев на позиции партизан и фронт стал приближаться к Ливно. Ввиду этого единственный самолет перелетел в Гламоч (однако и там он был сожжен при приближении немцев). В обороне Ливно погибло 34 человека из состава курсов.

Однако работа "партизанских ВВС" в Югославии не прекращалась. Мало того, в 1944 году отмечены и воздушные бои! Ну, обо всем по порядку.

В ночь с 20 на 21 сентября 1944 партизанский отряд захватил аэродром Залусаны. В числе прочего тут были захвачены три истребителя Morane Salunier MS.406 C1 из состава ВВС Хорватии. Уже через несколько дней эти машины с новыми опознавательными знаками (большой флаг на киле и красные звезды на крыльях) стали совершать боевые вылеты.


Истребитель Morane Salunier MS.406 C1 "партизанских" ВВС Югославии


Причем их свели в одно подразделение, гордо названное "Боснийский Авиационный Корпус". За пару дней партизанские летчики выполнили 23 вылета на прикрытие района боевых действий. Но самое интересное во всем этом то, что летчикам удалось одержать по крайней мере одну победу в воздухе! В один из дней сержант Сулейман Сульо Селимбегович на машине с номером 2308 недалеко от Банья Луки сбил транспортный Юнкерс W-34 хорватских ВВС. Еще одна его заявка — над хорватским Фиатом G.50 не получила подтверждения. 25 сентября 1944 года во время технического обслуживания на земле сгорел один самолет.

Оставшиеся два истребителя с приближением фронта перебросили на аэродром в районе Сански Мост. Последнее сообщение о партизанских "моранах" датируется концом октября 1944 года, когда они поддерживали наступление в районе Травника.

Но это был не единичный случай захвата вражеских самолетов на аэродромах базирования. В конце 1944 года партизаны захватили аэродром Ковин (в 50 км восточнее Белграда), на котором было несколько Me-109G и один FW-190 F-8. Югославские летчики перегнали машины на аэродром Земун , где на их базе организовали связную эскадрилью.


Истребитель Messerschmitt Bf.109G-6 "партизанских ВВС Югославии



Истребитель FW.190F-8 "партизанских" ВВС Югославии


Продолжалось и дезертирство хорватских летчиков. Так, 2 сентября 1944 года перелетел на сторону партизан хорватский Фиат G.50bis . Машину использовали для курьерских полетов до конца войны. Причем сейчас самолет находится в экспозиции Музея авиации в Белграде.


Истребитель Фиат G.50bis "партизанских ВВС Югославии


Пополнялась партизанская авиация и другими способами. В конце февраля 1945 года молодой немецкий пилот при перегонке Ju-87B2 по ошибке совершил посадку на партизанский аэродром. Пилот естественно попал в плен, а машину включили в состав связной эскадрильи.


Бомбардировщик Ju-87B2 "партизанских ВВС Югославии


По всей видимости, это был последний случай пополнения партизанской авиации.

Однако всем было ясно, что без помощи союзной авиации партизанам не обойтись. Тем более что рядом находились базы в освобожденной Италии. Штаб ВВС Тито переместился в южную Италию, где под руководством английских инструкторов и на английских самолетах были организованы югославские подразделения в составе RAF.

22 апреля 1944 года было сформировано первое югославское подразделение ВВС Великобритании — 352-я истребительная югославская эскадрилья. Это также было первое подразделение, сформированное на побережье Средиземного моря. Основу эскадрильи составляли истребители Hawker Hurricane, позднее заменённые в июне на Supermarine Spitfire. 1 июля 1944 было сформировано второе югославское подразделение ВВС Великобритании — 351-я истребительная югославская эскадрилья. Основу эскадрильи с момента её формирования и до конца составляли истребители Hawker Hurricane (сначала модели IIC, затем IV).


Истребитель Hurricane Mk.IVPR ВВС Югославии



Истребитель Spitfire Mk.Vc ВВС Югославии


В августе 1944 года эскадрильи перебазировались в Италию в состав 281-го авиакрыла. Базой служил остров Вис, ставший официальной базой с 1 января 1945.

Эскадрильи делились на два отряда A и B, в каждом из которых были по 8 истребителей. Обслуживающий персонал был набран из служащих Королевских ВВС Югославии, а экипаж состоял из персонала 1-й авиабазы НОАЮ.

За годы войны 351-я эскадрилья совершила 971 вылет, выполнив 226 заданий, куда входила воздушная поддержка наземных войск, прикрытие авиационных групп, разведывательные полёты и так далее. Эскадрилья понесла потери в размере 23 пилотов, из них четверо погибли в бою (в том числе и командир). 352-я эскадрилья совершила 1210 вылетов, выполнив 367 заданий. В качестве авиабаз использовались базы в Каннах, на острове Вис и в Земунике. Эскадрилья понесла потери в размере 27 пилотов, из них 10 погибли в бою.

Штаб-квартира были перенесены в Югославию из Италии в апреле 1945 года. После завершения войны 16 мая 1945 эскадрильи были исключена из состава ВВС Великобритании: 18 мая после их объединения был создан 1-й истребительный авиаполк.

С февраля 1944 г. в интерсах партизан действовала советская авиация дальнего действия; бомбардировщики Ли-2НБ и В-25 летали с аэродромов на Украине (сбрасывали партизанам на парашютах вооружение, медицинские материалы и т.д.). В марте — июне 1944 г. СССР оказывал пмощь своим союзникам на балконах и с аэродромов Италии, где базировались транспортные Ли-2. О значении этой помощи говорит факт эвакуации 3 июня 1944 г. советским Ли-2 Иосипа Броз Тито и его ближайших соратников. Немцы тогда проводили на территории Западной Боснии и Крайни операцию, целью которой являлось пленение или уничтожение Тито. С июля 1944 г. в интересах партизан с аэродрома в Бари действовала оперативная группа под командованием полковника Соколова в составе 12 транспортных Ли-2 и С-47 и 12 истребителей Як-9Д ВВС Красной Армии.

К сентябрю 1944 г. НОАЮ представляла собой значительную военную силу (50 дивизий), которая освободила от оккупантов значительную часть Югославии. В составе НОАЮ имелось четыре авиационные эскадрильи. Красная Армия, тем временем, продвигалась по территории Румынии и Болгарии, создав условия для более значительной авиационной поддержки частям НОАЮ. По соглашению от 16 октября 1944 г. 10-я гвардейская штурмовая и 236-я истребительная авиадивизии 17-й воздушной армии передавались в НОАЮ. ВВС Югославии усилились 125 штурмовиками Ил/УИл-2, 123 истребителями Як-1/3/7/9 и пятью У-2.


Штурмовик Ил-2М3 ВВС НОАЮ



Истребитель Як-1Б ВВС НОАЮ



Истребитель Як-3 ВВС НОАЮ



Истребитель Як-9П ВВС НОАЮ


Эти самолеты были обращены на формирование 42-й авиационной и 11-й истребительной дивизий НОАЮ. До марта 1945 г. в составе югославских эскадрилий служили и советские летчики, не только помогавшие югославским коллегам в освоении новых для них самолетов, но и принимавшие участие в боевых действиях. Помощь летчиков ВВС КА была необходимой, потому что направленные в СССР югославские пилоты еще не завершили обучение. В авиационных училищах в Краснодаре (истребители), Грозном (штурмовики), Энгельсе (бомбардировщики) и Москве (транспортная авиация) до 1948 г. прошли подготовку 2500 югославских летчиков, техников и других авиационных специалистов.

Сотрудничество НОАЮ с СССР не было односторонним. К примеру, партизаны передали СССР бомбардировщики В-17 и В-24, разными путями оказавшиеся на территории Югославии.

Партизанским приказом от 23 октября 1944 г. всем пилотам бывших ВВС королевства Югославии, находившимся на освобожденной территории, предписывалось явиться в Панчево (окрестности Белграда) и принять участие в окончательном освобождении Родины от оккупантов. На призыв откликнулось 72 летчика, но вместо получения назначения в строевые части коммунисты объявили их предателями и расстреляли без суда близ села Ябука, недалеко от аэродрома. Вероятно, имелись опасения, что летчики будут способствовать возвращению в Югославию короля Петра. О подобном отношении Тито (по происхождению он был хорват) к летчикам ВВС Хорватии, которые массово покидали ZNDH, не могло быть и речи. Так, бывший генерал ZNDH Франц Пирц стал первым командующим ВВС новой Югославии…

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 марта 2015 08:08
    неизвестная страница. спасибо - с удовольствием прочел.
    1. 0
      17 марта 2015 18:07
      Цитата: казак волгский
      неизвестная страница. спасибо - с удовольствием прочел.

      Полностью согласен. Сам врятли бы стал искать информацию. А прочитать готовое, и хорошее готовое - за радость. Спасибо. Спасибо за труд.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»