История ВВС и ПВО Югославии. Часть 4. Военно-воздушные силы Независимого государства Хорватия

5
Говоря о югославской авиации во Второй мировой войне, нельзя не вспомнить и о ВВС т.н. "Независимого государства Хорватия" (НГХ).

Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, перекроила политическую карту Европы, стерев с нее одни и создав другие государства. Одним из таких новорожденных образований стало Независимое государство Хорватия, просуществовавшее с 1941 по 1945 гг. Тем не менее, за столь короткий срок своей жизни эта страна успела обзавестись военно-воздушными силами, которым довелось принять участие в боях Второй мировой войны.

ВВС НГХ были созданы 19 апреля 1941 года. Однако лишь в июне 1941 года немецкое командование разрешило начать обустройство стационарных мест базирования хорватской авиации, сформированной из переданных немцами 60 самолетов ВВС Королевства Югославии. Первые аэродромы появились в Сараево и Загребе.

Наиболее ценным приобретением стали британские бомбардировщики Bristol Blenheim, строившиеся в Югославии по лицензии, однако большинство самолётов ВВС НГХ составили старые французские истребители Breguet 19 и Potez 25. Также хорватам были переданы 4 истребителя "Икарус" ИК-2. Впрочем, самолеты использовались очень мало, поскольку пилоты отказались летать на них из-за плохой видимости из кабины, изношенности и отсутствия запасных частей. Последние два самолета летали в 1944 году, но после этого они не числятся в списках самолетов Хорватских ВВС.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 4. Военно-воздушные силы Независимого государства Хорватия

Бомбардировщик Blenheim Mk.I ВВС Хорватии


Впрочем, боеспособность созданных ВВС НГХ была довольно сомнительной. К концу 1941 г. боевая мощь хорватской авиации несколько усилилась: немцы передали им ряд своих устаревших боевых машин, а также некоторые трофейные английские и французские. В результате численность ВВС НГХ в этот период составила 95 самолетов, но из них только 60 % были пригодными к боевым действиям. Единственным подразделением, оснащённым современной военной техникой, являлся Хорватский воздушный легион, созданный немцами для действий на Восточном фронте. Легион состоял из 4-й истребительной и 5-й бомбардировочной авиационных групп, состоявших из двух эскадрилий каждая и вооружен истребителями Messerschmitt Bf 109 и бомбардировщиками Dornier Do 17.


Истребитель Messerschmitt Bf 109G ВВС НГХ



Бомбардировщик Dornier Do 17 ВВС НГХ


В легионе несли службу около 360 человек. Добровольцы для воздушного легиона отправились в Германию на учения ещё 15 июля 1941. Большая часть из добровольцев ранее несла службу в королевских ВВС Югославии и участвовала в боевых действиях. Некоторые из пилотов имели опыт в управлении самолётами Messerschmitt Me 109 и Dornier Do 17, из них двое одержали как минимум по одной победе в воздухе. Днём образования легиона считается 27 июля 1941.

Легион был неотъемлемой частью люфтваффе: 4-я истребительная авиагруппа была в составе Jagdgeschwader 52 и носила условное обозначение в люфтваффе 15(Kroatische)./JG52 (командовал группой Франьо Джал). 5-я бомбардировочная авиагруппа числилась в составе Kampfgeschwader 3 и носила условное обозначение 15.(Kroat.)/KG 3. В сентябре 1941 года легионеры получили свою униформу: внешне она не отличалась от униформы люфтваффе, но на правом нагрудном кармане была уникальная нашивка Хорватского легиона; также каждый пилот носил нарукавную повязку.


Летчики-лейтенанты Хорватского военно-воздушного легиона. Под нагрудным орлом люфтваффе можно заметить крылатый знак Легиона, а над орлом — знак пилота хорватских ВВС.


6 октября 1941 хорватские пилоты появились близ Полтавы, приняв боевое крещение на Восточном фронте. 9 октября 1941 авиагруппой был сбит первый советский самолёт-разведчик Р-10. В октябре 1941 года авиагруппа перебазировалась в Таганрог, где пребывала до 1 декабря 1941.

1 декабря 1941 авиагруппа перелетела в направлении Мариуполя, организовав атаки на наступающие колонны советских войск в районах местечек Покровское, Матвеево, Курган, Ейск и Успенское, а также организовав налёт на железную дорогу Мариуполь-Сталино. Самолёты обеих эскадрилий сопровождали немецкие бомбардировщики во время немецких авианалётов. К концу января 1942 года на счету авиагруппы числились 23 победы (в т. ч. 4 истребителя МиГ-3). В апреле 1942 года истребители группы совершили несколько миссий по сопровождению бомбардировщиков Ju-87, атакуя советские части близ Азовского моря. В этот период были сбиты ещё 9 самолётов ВВС Красной Армии.

В мае 1942 года авиагруппа перелетела сначала в Крым, а затем на линию Артёмовка-Константиновка. Истребители авиагруппы снова сопровождали немецкие войска, прикрывая их с воздуха во время авианалётов на Севастополь и патрулирования над Азовским морем. Хорваты одержали ещё четыре победы в воздухе и даже затопили советское патрульное судно. До 21 июня 1942, когда был совершён 1000-й вылет авиагруппы, хорватам удалось одержать ещё 21 победу, а до конца июля ими же были сбиты 69 самолётов.


Командир 15(Kroatische)./JG52 полковник Франьо Джал (крайний слева) с офицерами Люфтваффе


В конце 1943 года авиагруппа вынуждена была вернуться немедленно в Хорватию, поскольку расстановка сил в Южной Европе уже была в пользу союзников: англо-американские войска вели успешные боевые действия в Италии, а югославские партизанские силы уже очистили значительную часть побережья Адриатики от присутствия хорватских и немецких войск. К тому моменту на счету авиагруппы значилось 283 победы, а 14 пилотов получили статус асов. За время боевых действий Легион потерял убитыми 283 человека, причем потери летного состава были очень низки — 2 самолета и 5 пилотов.

О том как высоко ценили немцы хорватам лучше всего говорят слова Гитлера, в ответ на просьбу другого союзника Германии-Венгрии о поставках современных истребителей:

Как это подошло бы господам венграм! Они будут использовать истребители не для борьбы с врагом, а для воздушных прогулок. Бензина мало, и я нуждаюсь в пилотах, которые действуют, а не летают на прогулки. То, что до сих пор Венгрия сделала в воздухе, более чем скудно. Если я и предоставляю самолеты, то прежде всего хорватам, доказавшим, что они действуют.

Наиболее результативным хорватским асом стал Мато Дуковац. На его счету было 37 подтвержденных и 8 неподтвержденных побед (семь из которых позже получили подтверждение). С организацией Югославских ВВС дезертировал и вступил в них. Переучился на Яки. 8 августа 1946 года перелетел в Италию. После некоторого времени, проведенного в лагере для перемещенных лиц, вступил в 1946 году в сирийские ВВС. Во время арабо-израильской войны 1948—49 гг. командовал 1-й эскадрильей. Совершил несколько боевых вылетов на АТ-6. Позже иммигрировал в Канаду и занялся бизнесом. Умер в Торонто в 1990 году.



Вторым стал Цвитан Галич, который одержал 34 подтвержденные, 9 неподтвержденных (четыре позже получили подтверждение) и две победы на земле. Был награжден Немецким Крестом. 14 марта 1944 года стал командиром 23-й иаэ, вооруженной MS.406. Погиб 6 апреля 1944 года во время атаки на аэродром южноафриканских "Спитфайров".



Бомбардировочная авиагруппа значилась в реестрах люфтваффе как 15.(Kroatische)/KG 53. Прибытие бомбардировщиков на Восточный фронт состоялось 25 октября 1941 года. Первый авианалёт группа совершила на Витебск, части её организовывали налёты на Ленинград и Москву.


Пилот бомбардировщика Dornier Do 17 Хорватского воздушного легиона перед вылетом на боевое задание


Однако дела у бомбардировочной группы шли не так уверенно. Вскоре грянул скандал: целая группа пилотов во главе с Миливоем Борошей сбежала на сторону СССР. Ещё 26 января 1942 подо Ржевом самолёт, штурманом которого был Бороша, сбросил бомбы прямо на немецкую танковую колонну, что немцы расценили как попытку предательства. А вскоре 25 июня 1942 Бороша угнал самолёт и посадил его в Калининской области, сдавшись в плен вместе со всем экипажем. Дело дошло до того, что в декабре 1942 года бомбардировочную авиагруппу немедленно вернули в Хорватию, дабы не допустить дальнейших перебежек на сторону противника. В связи с этим авиагруппа была возвращена в Хорватию, где сразу же стала участвовать в боях против югославских партизан, у которых уже стала появляться своя авиация и свои силы ПВО.

В 1942 г. главным поставщиком самолетов для хорватских ВВС стала Италия. Всего в течение года она передала НГХ 98 самолетов, в том числе 10 легких бомбардировщиков Caproni Ca.311, ранее заказанных правительством Югославии, что позволило создать новые авиасоединения и увеличить общую численность боевых машин до 160.


Легкий бомбардировщик-разведчик Caproni Ca.310 ВВС НГХ


С момента своего основания в ВВС Хорватии состояли из 7 эскадр, собранных из трофейной боевой техники. К 1942 году количество боевых подразделений ХВА удвоилось и составило 15 эскадр, базирующихся на четырех основных базах: Загреб, Сараево, Баня-Лука, Мостар.


Истребитель Fiat G.50bis ВВС НГХ


В боях против партизан хорваты использовали различные самолеты, в том числе учебно-тренировочные самолеты югославского производства Rogožarski R-100.


Хорватский пилот позирует на фоне своего Rogožarski R-100


Итало-немецкие поставки продолжались и дальше: уже к сентябрю 1943 г. хорватские ВВС располагали 228 самолетами, правда, только 177 из них были пригодны к боевым действиям. 14 сентября 1943 года в руководстве хорватских ВВС произошли изменения. Новым командующим был назначен А. Рогуля, занимавший новую должность до конца Второй мировой войны. В конце 1943 года, несмотря на усиление, у хорватов насчитывалось 295 устаревших машин, куда входили и итальянский Fiat G.50, и французский Morane-Saulnier MS.406 (всего было отправлено общей сложности 48 “моранов”, среди которых было около двух десятков MS.410C1).


Истребитель Morane-Saulnier MS.406 ВВС НГХ


Однако уже к концу 1943 года стало ясно, что все 295 самолетов, включая Fiat G.50 и французский Morane-Saulnier MS.406, не могут противостоять современным образцам вражеской авиационной техники. В 1944 году, когда Италия уже была почти полностью в руках союзников, стратегическая важность авиации в Хорватии возросла, и немцы спешно передали все уцелевшие итальянские истребители Macchi C.200, Macchi C.202 и Macchi C.205 (самый лучший истребитель ВВС Италии), а также отправили несколько партий Messerschmitt Bf 109G.

С целью усиления ВВС в Хорватию вернулась истребительная авиагруппа "Хорватского авиационного легиона", которая получила новое обозначение 1./(Kroat.)JG, и её пилоты были отправлены на обучение полётам на новых итальянских самолётах Macchi C.202, которые успели прихватить немцы. Была сформирована новая учебная эскадрилья, получившая название 2./(Kroat.)JG и оснащённая другими итальянскими самолётами Macchi C.200 и Fiat CR.42. Вскоре хорватские пилоты вступили в бой против ВВС США и Великобритании.


Истребитель Macchi MC.202 FOLGORE ВВС НГХ


В 1944 году им удалось одержать 20 побед, а несколько пилотов перешли на ещё более совершенные итальянские истребители Macchi C.205. Однако вскоре итальянские самолёты вышли из строя, и к концу 1944 года хорваты успели получить немецкие Me-109G и Me-109K, общей сложностью около 50 самолётов. Последний вылет она совершила 23 апреля 1945. После войны уцелевшие самолёты были или разобраны как устаревшие, или переоборудованы в учебные.

Бомбардировочная авиагруппа получила обозначение 1./(Kroat.)KG: только 9 бомбардировщиков Dornier Do 17Z вернулись в Хорватию. До июля 1944 года они продолжали совершать вылеты и бомбить позиции партизан, пока не были включены официально в состав ВВС НГХ. В конце 1943 года была подготовлена новая учебная эскадрилья под обозначением 2./(Kroat.)KG. Основными самолётами в ней были итальянские самолёты CANT Z.1007 и Fiat BR.20. В 1944 году хорваты получили 6 пикирующих бомбардировщиков Ju.87R-2.


Ju.87R-2 ВВС НГХ


На завершающих этапах войны бомбардировочная авиагруппа уже не могла как-то повлиять на наступление сил антигитлеровской коалиции: большая часть самолётов после войны или была пущена на слом, или была переоборудована в учебные.

С середины лета 1944 г. из хорватских ВВС началось массовое дезертирство: целые экипажи перелетали на сторону партизан Тито. Все это, в совокупности с растущими потерями (только за 1943 г. было потеряно более 60 самолетов), привело к тому, что к концу апреля 1945 г. на аэродроме Загреба осталось всего только 30 боевых машин. В 1945 году Хорватская военная авиация была окончательно разгромлена.

Еще одним подразделением, которое подчинялось Командованию хорватских ВВС, была 1-я парашютная рота, которая была сформирована в конце 1941 — начале 1942 г. До конца августа 1943 г. личный состав роты проходил подготовку, а уже в сентябре был брошен в свой первый бой против партизан-коммунистов восточнее Загреба. В ноябре 1943 г., в ходе боя за Копривницу (там находилось место дислокации роты) хорватские парашютисты были почти полностью разбиты: в общей сложности их потери составили 20 человек убитыми и пропавшими без вести. После этого рота была отведена в Загреб на отдых, где ее временно расформировали. Вскоре, однако, подразделение было вновь восстановлено. За счет новых добровольцев удалось сформировать уже не одну, а четыре роты, которые в июле 1944 г. были развернуты в 1-й хорватский парашютный батальон, получивший почетное название "Хорватские орлы". Местом дислокации нового батальона был выбран Загреб, а его непосредственным начальником — командир 1-й авиабазы. С осени 1944 по весну 1945 г. батальон участвовал в многочисленных антипартизанских операциях. Последний день существования этого подразделения — 14 мая 1945 г., когда оно вместе с остальными хорватскими войсками сдалось британцам.

Продолжение следует…
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 марта 2015 07:44
    Все-таки наследие Австро-Венгрии всегда давало о себе знать в Хорватии, всегда они стремились к сапогу немецкого хозяина, стремятся и сейчас. Даже удивительно, что на данный момент так тихо себя ведут в отношении России, видимо не хотят туристов спугнуть.
    1. +1
      21 марта 2015 00:34
      Эх знали бы туристы про то что хорваты творили в годы ВМВ и в 90-ые,может быть они не ездили бы туда в таком количестве.
    2. +1
      21 марта 2015 01:49
      Всё так. Вот гаоицийские бандеровцы тоже липли к немецкому сапогу, однако окромя лопаты, шоб рыть схроны, ничего им не доверили, какие там самолёты-литаки.
  2. +2
    20 марта 2015 13:46
    Если государство чересчур рьяно стремится назвать себя независимым, то - смотри, где оно денюжку берёт (Вольная интретрепация старой присказки). Повоевать они всё же успели и в небе, что довольно удивительно.
    Спасибо Роману Кузнецову за последовательность и объективность освещения событий.
    P.S. Юги сами себе в процессе развития заложили мины, на которых и подорвались. Что-то похожее можно сказать и про нас (перестроечных), к сожалению.
  3. +1
    21 марта 2015 09:32
    я и не знал, что хорваты так хорошо воевали в первую часть ВОВ на стороне гитлеровских войск. Кхм.
    ТОлько в 44-м они начали разбегаться..