Военные доки – неблизкие сроки

Как сократить продолжительность среднего ремонта кораблей

Проблема технического состояния корабельного состава Военно-морского флота настолько важна для обеспечения его высокой боевой способности, сложна по замыслу, целям и задачам, что решить ее в кулуарах Генерального штаба вряд ли возможно. Тем более в условиях предыдущего длительного игнорирования технической политики ВМФ и подмены ее суррогатами-полуфабрикатами. Потребуются огромный объем ресурсов и несколько десятков лет кропотливой работы различных инстанций, а также оценка эффективности проектов независимыми экспертами.


В соответствии с Государственной программой к 2020 году планируется обеспечить армию и флот современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на 70 процентов. Этого вполне достаточно для высокой боевой способности армии и флота. Но соотношение 70 процентов нового вооружения на 30 процентов старого требуется сохранить и в дальнейшем. Говорить о 100 процентах обеспечения войск современными образцами нельзя, это утопия. Однако некоторые торопыжки в средствах массовой информации рассуждают об этом как о свершившемся факте и делают вывод о необходимости глубокой реорганизации и реконструкции системы ремонта ВВСТ с передачей всех заводских функций промышленности.

Военные доки – неблизкие сроки


Но результатом взваливания всей ответственности за боеготовность и боеспособность войск и флота на плечи предприятий, привлеченных по контрактам, станет потеря управляемости. Корабль не легковой автомобиль, не танк, не самолет и даже не баллистическая ракета, а сложнейшее самоходное инженерное сооружение. Это суверенная территория с основным боевым предназначением уничтожения или ослабления сил и средств противника при ведении боевых действий на морских, океанских ТВД. Боеготовность и боеспособность этой системы обеспечивается конструктивными решениями, организационно-техническими мероприятиями, методами и приемами воспитания и обучения экипажей, которые внедрялись в результате длительных исследований, опыта эксплуатации, детального анализа происшествий, аварий и катастроф.

В поисках компромисса

Конечно, невозможно говорить о существовавшей ранее системе военного судоремонта как о совершенной. Однако нельзя отрицать ее положительную роль и значение в техническом обеспечении ВМФ.

В ВМФ понятие «капитальный ремонт» из технического лексикона исключено. На практике он производится крайне редко (при починке отдельных видов вооружений). Это вполне оправданно и обоснованно, так как достичь построечных значений по всему спектру составляющих частей сооружения невозможно или крайне затруднительно. Широко применяется заводской средний ремонт, который в других видах и родах ВС ведется силами и средствами войскового ремонта не так часто. Неполное восстановление ресурса касается только базовых элементов кораблей, таких как корпусные конструкции, силовые корабельные трассы и т. д., определенных в проектной документации.

В настоящее время в цехах бывших судоремонтных заводов ВМФ по месту дислокации флотских соединений соблюдается режим тишины. По первоначальному замыслу создания промышленной отрасли военного судоремонта было введено ограничение: не более 10 процентов привлечения производственной мощности заводов к выполнению отдельных внеплановых работ. С течением времени этот приказ утратил силу. В определенные периоды загрузка отдельных СРЗ срочными заказами доходила до 50 процентов производственной мощности.

Не нужно считать пренебрежение войсковым ремонтом и возложение ответственности за работоспособное техническое состояние корабельных изделий на СРЗ грубой ошибкой. Это компромиссное решение, принятое на высшем уровне управления страной. Причиной отказов, как правило, являются конструктивные, производственные, эксплуатационные, аварийные дефекты. Они сопровождают корабельные изделия на всех этапах жизненного цикла. Не все отказы удается исправить «на коленке». Для выявления и устранения большинства из них требуются привлечение квалифицированных работников и специальное технологическое оборудование. Дилемма заключалась в том, что требовалось либо создавать две обособленные, равные по производственной мощности системы ремонта, либо сосредоточить усилия на заводском. Конечно, при действующей технологии и организации производства судоремонтным заводам ВМФ было, мягко говоря, нелегко выполнять одновременно две разные по целям и задачам функции, пытаясь сохранить производственный ритм.

Организация труда

Важнейшей составляющей производственного процесса оставалась до поры до времени государственная система нормирования труда. Единицей планирования, учета, отчетности бригад, участков, цехов, начисления приработка к тарифной заработной плате служил нормочас.

Предприятия неспособны самостоятельно эффективно контролировать и управлять государственной системой нормирования труда. В рыночной экономике могут быть использованы иные регуляторы, например экономический закон воспроизводства трудовых ресурсов.

На судоремонтном заводе несколько сот бригад, специализированных по принадлежности к цеху и освоенной номенклатуре корабельных изделий. Каждая сопровождает весь комплекс технологических этапов судоремонта: демонтаж, выгрузка, транспортировка, первичная мойка, доставка в цех, полная разборка, мойка и очистка деталей, дефектация, комплектование из запасов или восстановление дефектных деталей, сборка, стендовые испытания, монтаж, предъявление ОТК, швартовные и ходовые испытания, сдача заказчику.


После демонтажа и дефектации следует неопределенный по продолжительности период ожидания. Рабочий ритм на заказах замирает и начинается период бесплодных совещаний и переписки с заказчиком. На базах технического имущества заказчиков, на флоте запрашиваемых деталей нет. Следует запрос в центр, который прежде всего озабочен содержанием неприкосновенных запасов (оперативные и войсковые его волнуют мало). Изготовители продукции для ВМФ загружены плановыми поставками и на просьбы не реагируют.

Все это приводит к увеличению продолжительности стоянки кораблей у заводских причалов и как следствие к росту стоимости среднего ремонта.

Агрегатный метод

При стоянке кораблей у заводского причала по три-четыре года в отрыве от соединения навыки и приемы использования оружия и техники по прямому назначению утрачиваются полностью. Боевая готовность и способность стремятся к нулю. Для возврата былых навыков потребуется еще как минимум три-четыре года интенсивной эксплуатации. Таким образом, главной целью развития и совершенствования военного судоремонта должно быть существенное сокращение продолжительности стоянки у заводского причала при выполнении комплексного среднего ремонта, то есть создание условий для непрерывного, напряженного, устойчивого производственного ритма на заводском заказе от момента швартовки к стенке дока и до возвращения корабля в соединение после ходовых испытаний.

Одним из возможных вариантов создания благоприятных условий для значительного сокращения сроков среднего ремонта может служить агрегатный метод. На практике он применялся при устранении неисправностей газовых турбин, быстроходных дизелей и крайне редко – в критической ситуации.

При всех неоспоримых преимуществах агрегатного и агрегатно-узлового метода ремонта (по сравнению с традиционной организацией производства) он требует значительных ресурсов для создания обменного фонда корабельных изделий, которые, впрочем, вполне оправданны. Ожидаемый ущерб государства от провала стратегической морской операции из-за неудовлетворительного технического состояния боевого состава неизмеримо выше, чем дополнительные затраты на внедрение агрегатного метода. Безусловное сокращение сроков среднего ремонта позволяет соединениям ВМФ без снижения боевых возможностей и потенциала содержать меньшее количество кораблей.

Для преодоления невзгод тупиковой организации при условии внедрения агрегатного метода необходимо создать на судоремонтных заводах ВМФ специализированный по технологическому признаку вид производства для выполнения демонтажно-монтажных и сдаточных ремонтных работ. Его необходимость диктуется также повышением производительности труда за счет сокращения подготовительного времени, широкого применения средств малой механизации и специальных приспособлений в корабельных условиях, обучения судоремонтников-монтажников смежным специальностям.

Очевидно, возникает требование создания на СРЗ ВМФ специализированного производства капитального ремонта демонтированных с кораблей изделий. Надо ожидать, по стоимости это будет дешевле, чем изготовление новых на промышленных предприятиях. Но при одном условии. Стоимость и качество продукции, восстановление исправного технического состояния и назначенных ресурсов могут быть гарантированы при своевременных поставках от промышленности ремонтных комплексов. Исходя из требований надежности военной техники определение технологии восстановления дефектных деталей корабельных изделий следует возложить на заводы-изготовители, а непосредственную работу – на инструментальный цех (участок) главного технолога СРЗ ВМФ.

Вопросы диагностики

Решением проблемы текущего ремонта может стать создание на СРЗ ВМФ специализированного производства по поддержанию и восстановлению работоспособного технического состояния корабельных изделий.

Основа такого вида производства – система контроля ТС изделий с использованием средств и методов технической диагностики. Определяющим начальным и конечным этапом должны быть швартовые испытания. В процессе их проведения средствами и методами безразборной технической диагностики выявляются и устраняются отклонения по параметрам изделия от установленных эксплуатационной документацией.

Только в этом случае можно говорить о внедрении в практику военного судоремонта текущего ремонта. В дальнейшем, по мере накопления опыта по безразборной технической диагностике на базовом предприятии флота можно создавать первичные ячейки системы контроля ТС изделий в каждом соединении для выполнения техобслуживания.

Представленные направления совершенствования отрасли проявились в среде судоремонтников в 80-е годы. Практика производственно-хозяйственной деятельности СРЗ ВМФ диктовала необходимость существенных изменений в технологии. Но в период полураспада общества опыт поколений оказывается невостребованным.

В настоящее время руководством страны принимаются усилия по вхождению Вооруженных Сил в стадию созидания. Есть надежда на благополучный исход.
Автор:
Юрий Петров
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/24190
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти