Вертолеты Ми и Гималаи созданы друг для друга

22
Полувековая история работы российской авиации в индийском небе – гарантия будущих совместных успехов

Эксперты-международники называют отношения между Россией и Индией стратегическими. Это касается как политики, где у двух стран существует совпадение точек зрения по важнейшим мировым проблемам, так и экономики – сотрудничество ведется по многим направлениям, с каждым годом набирая обороты. Укрепление двустороннего сотрудничества, как подчеркнул президент Российской Федерации Владимир Путин во время государственного визита в Индию в декабре 2014 года, является безусловным приоритетом внешней политики нашей страны.

Одна из ключевых сфер взаимодействия России и Индии сегодня – проекты в области вертолетостроения, которые реализуются при непосредственном участии холдинга «Вертолеты России». О том, с чего начиналась российско-индийская дружба в вертолетостроении и какие проекты планируется реализовать в будущем, рассказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. По роду своей деятельности он непосредственно занимался развитием российско-индийских торгово-экономических отношений в течение последних 20 лет. А на проходившей с 18 по 22 февраля 10-й международной выставке Aero India 2015 руководитель холдинга возглавлял делегацию почти из 30 промышленных компаний, входящих в госкорпорацию «Ростех».

– Александр Александрович, как прошла выставка?

– На мой взгляд, представители всех компаний поработали очень активно и плодотворно. Были проведены планировавшиеся ранее встречи и переговоры и даже незапланированные – на стенды приходили представители индийских компаний, заинтересованные в российской продукции, но не назначавшие время для переговоров, высокопоставленные военные и политические деятели. Во второй день работы выставки экспозицию российских компаний посетил и премьер-министр Республики Индия Нарендра Моди. Я провел премьер-министра по российской экспозиции, показал, рассказал о наших важнейших экспонатах. Он слушал с большим интересом.

Такого внимания индийской общественности, а у меня за плечами немалый опыт работы с Индией, я не припомню. Чем это объясняется? Факторов очень много. Это и несомненные технологические достижения России, функциональность и высокое качество нашей продукции, а также надежность нашей страны как партнера. Наши торгово-экономические отношения с Индией продолжаются практически со времен обретения ею независимости, а в более широкой исторической перспективе – со времен Афанасия Никитина, первого русского купца, побывавшего в этой стране. Наши отношения прошли проверку временем.

– Предприятия, входящие сегодня в холдинг «Вертолеты России», уже на протяжении полувека поставляют технику в Индию. С чего начиналось сотрудничество в 50-е годы прошлого столетия?

– Индия одной из первых оценила перспективность нового вида транспорта. И первыми вертолетами, поднявшимися в небо страны, стали советские многоцелевые Ми-4. Индия закупила тогда 110 таких машин, создав у себя самую мощную в регионе группировку вертолетов.

Индийские ВВС стали также одними из первых в мире обладателями вертолетов Ми-8. Всего было поставлено 128 вертолетов. Позже последовали тяжелые транспортные Ми-26, боевые Ми-25 и Ми-35, военно-морские Ка-25, Ка-28 и Ка-31, а также более современные военно-транспортные вертолеты серии Ми-8/17, в частности Ми-17В-5.

– Каков парк российских вертолетов в Индии сегодня?

– Индия – один из ключевых рынков для отечественного вертолетостроения и крупнейший оператор российской вертолетной техники в регионе. Сегодня в стране эксплуатируется более 300 машин марки Ми.

Вертолеты Ми и Гималаи созданы друг для друга

Главные экспонаты российской части
выставки премьер-министру Индии Нарендре
Моди представил генеральный директор
холдинга «Вертолеты России» Александр
Михеев. Фото: Михаил Ходаренок


Индийские коммерческие авиакомпании используют вертолеты Ми-172, сертифицированные по требованиям авиационных властей страны. Два таких вертолета были поставлены в Индию в августе 2012 года для государственной компании Pawan Hans Helicopters Ltd. Кроме того, «Вертолеты России» совместно с индийскими партнерами прорабатывают проекты поставок вертолетов Ми-172 различных модификаций для ряда других компаний. Мы уже провели предварительные переговоры и передали коммерческие предложения нашим партнерам.

Что касается военных машин, то только за пять последних лет по контрактам, заключенным Рособоронэкспортом, мы поставили в Индию 121 вертолет Ми-17В-5. К концу текущего года все обязательства российской стороны будут выполнены: Индия получит еще 30 вертолетов. Ми-17В-5 используются для перевозки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, транспортировки десанта, в спасательных операциях. Также они могут нести вооружение.

Кстати, по признанию индийских экспертов, Ми-17В-5 незаменим в поисково-спасательных операциях в горных районах страны. К примеру, в январе прошлого года более 200 жителей индийских деревень в северном штате Джамму и Кашмир в Гималаях были эвакуированы именно вертолетами Ми-17В-5. А когда население в горной области Киштвар оказалось отрезанным от остальной части региона в результате резкого похолодания и сильных снегопадов, продовольствие, медикаменты и прочие вещи, необходимые в сложившихся экстремальных условиях, тоже перебрасывались на этих вертолетах. Летом и осенью 2013 года из охваченных наводнением районов северных штатов Уттаркханд и Химачал Прадеш на Ми-17В-5 были эвакуированы более пяти тысяч человек. Кроме того, вертолеты доставили туда почти сто тысяч тонн гуманитарной помощи.

Какими еще транспортными средствами возможно выполнить столь масштабные и сложные операции? Только вертолетами и зачастую только российскими. Это не преувеличение. Российские вертолеты отличаются своей способностью работать в экстремальных условиях. Данный факт публично признали даже американские генералы, которые имели возможность наблюдать работу Ми-17В-5 в Афганистане, куда мы поставили эти вертолеты по заказу Пентагона.

– В декабре 2014 года во время визита российской делегации в Нью-Дели было заявлено о намерении наладить в Индии сборку вертолетов Ка-226Т.

– Сегодня мы предлагаем нашим индийским партнерам организовать производство в Индии современных легких вертолетов Ка-226Т. С соответствующим запросом предложения к Рособоронэкспорту обратились индийские власти.

Индия нуждается в легких вертолетах, поэтому в прошлом году Министерство обороны страны объявило тендер на поставку до 400 вертолетов разведки и наблюдения и 100 военно-морских вертолетов общего назначения. Анализ конкурсных требований показывает, что Ка-226Т из всех представленных в этом тендере вертолетов в наибольшей степени – а индийские власти обращались и к другим вертолетостроительным компаниям мира – отвечает требованиям Минобороны Индии. Так, в ходе предыдущего тендера, отмененного индийскими властями в прошлом году, он прошел тщательные испытания. Например, этот вертолет легко перелетел через гору высотой более 7500 метров. Почему я упомянул этот эпизод? Никто из конкурентов на такой высоте не летал. А ведь на значительной части территории Индии расположена одна из высочайших горных систем мира – Гималаи. И там живут люди.

Достоинств у Ка-226Т много: соосная схема несущих винтов позволяет использовать небольшие площадки для взлета и посадки, безангарное хранение вертолетов, надежность, эффективность и другие.

Но главное в нашем предложении, которое «Вертолеты России» продвигают через Рособоронэкспорт, заключается в другом: мы хотим вывести российско-индийское сотрудничество на качественно новый уровень. Мы предлагаем кооперацию в сфере высоких технологий. Речь идет о передаче индийским компаниям-партнерам в случае нашей победы в нынешнем тендере 50–70 процентов технологий производства вертолетов. Холдинг прорабатывает варианты организации производства различных агрегатов для вертолетов на территории Индии. Это позволит существенно снизить себестоимость продукции.

В случае победы в тендере «Вертолеты России» готовы также осуществить и другой перспективный проект – совместную с индийскими специалистами разработку на базе Ка-226Т нового вертолета для использования в медицинских, спасательных и других целях. Если индийская сторона выберет вертолет Ка-226Т, реализация данного проекта станет следующим этапом в развитии двустороннего сотрудничества России и Индии.

– Оказывает ли холдинг «Вертолеты России» сервисную поддержку зарубежным клиентам по обслуживанию парка российских машин и как эта задача решается в Индии?

– Послепродажное обслуживание – одно из стратегических направлений деятельности холдинга. Сейчас наша система послепродажного обслуживания претерпевает серьезные изменения. В ее основу положен принцип интегрированной логистической поддержки жизненного цикла вертолетной техники. Мы стремимся обеспечить своих клиентов надежным и доступным сервисом.

«Вертолеты России» ежегодно наращивают свои сервисные возможности. К примеру, в прошлом году холдинг запустил специализированный интернет-портал по продаже запчастей для вертолетов, который значительно упростил процесс заказа авиационно-технического имущества и запасных частей для техники российского производства.

В состав холдинга входит Вертолетная сервисная компания, которая играет главную роль в развитии глобальной системы послепродажного обслуживания. Причем если раньше это касалось только гражданской техники, то с осени прошлого года мы взяли под контроль и военный сегмент. В октябре 2014-го «Вертолеты России» при поддержке госкорпорации «Ростех» получили право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Теперь холдинг может экспортировать запасные части, комплектующие изделия и документацию к поставленной военной вертолетной технике, проводить весь спектр работ (техническое обслуживание, ремонт, модернизация и другое), создавать совместно с иностранными заказчиками предприятия и дооборудовать за рубежом объекты, обеспечивающие комплексное сервисное обслуживание вертолетов, а также обучать иностранных специалистов.

– Планируется ли открывать сервисные центры в регионах, где эксплуатируются российские вертолеты, в частности в Индии?

– Да, безусловно. Уже действуют сервисные центры в странах СНГ, Южной Корее, Вьетнаме, ЮАР, Канаде и Испании. В наших планах в 2016 году открыть центры по обслуживанию Ми-35М в Бразилии, Ми-171Ш – в Перу, в 2017-м – сервисный центр вертолетов Ми-8/17 в Египте.

Что касается Индии, то здесь мы рассчитываем завершить в 2018 году оснащение завода в Чандигархе для ремонта Ми-17В-5. Там будет дооборудована линия ремонта двигателей ВК-2500, устанавливаемых на этот вертолет, а также организовано 16 линий ремонта приборного оборудования и несущей системы вертолета. После завершения работ капитальный ремонт русских вертолетов будет практически полностью проводиться на индийском заводе в Чандигархе, что значительно снизит стоимость их обслуживания.

– Вы упомянули возможность обучения иностранных специалистов.

– Мы предлагаем индийским партнерам организовать учебный центр по подготовке летного и технического персонала для работы с вертолетами российского производства – Ка-226Т, Ми-8/17 и другими. Это позволит обеспечить переподготовку летного и технического персонала, связанную со значительным обновлением и увеличением парка вертолетов Министерства обороны Индии, а также гражданского сегмента. Учебный центр планируется создавать в кооперации с российскими предприятиями – партнерами холдинга «Вертолеты России». Среди них «Транзас Авиация», ЦНТУ «Динамика» и прочие, а также международные компании. Сейчас над этим проектом ведется работа.

– Готов ли холдинг «Вертолеты России» предложить индийским партнерам что-то еще? Как насчет новинок российского вертолетостроения?

– Конечно. На выставке Aero India 2015 в Бангалоре холдинг представил индийским партнерам одну из самых ожидаемых новинок – вертолет Ми-171А2. Эта машина сочетает отточенный опыт эксплуатации российских вертолетов типа Ми-8/17 во всех регионах мира с новейшими технологиями и разработками в области вертолетостроения. Благодаря ряду инновационных решений удалось достичь существенного улучшения летно-технических характеристик, повысить экономическую эффективность применения машины и расширить ее функциональные возможности.

Ми-171А2 может эксплуатироваться в высокогорье, чрезвычайно жарком и засушливом климате, при резких перепадах температур и в условиях сильной запыленности. Для хранения вертолета и проведения основных работ по техническому обслуживанию не требуется ангар. Первый опытный образец Ми-171А2 приступил к летным испытаниям в ноябре 2014 года. Мы уверены, что новинка заинтересует наших партнеров и в будущем Ми-171А2 появится в небе Индии.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    14 марта 2015 14:26
    Российский и Индийский отношения еще раз показывает,что изолировать России с санкциями, ни кому не удаться.
    1. +8
      14 марта 2015 14:38
      кооперация конечно должна быть, совместное дело сближает наши страны, но напрягает повальное стремление к продаже технологий,
      может лучше осваивать массовое производство продукции и тупо снижать цену за изделие как это было в СССР, а не учить клиента тому на чем сам деньги зарабатываешь
      1. +2
        14 марта 2015 15:46
        Цитата: Андрей Скоковский
        не учить клиента тому на чем сам деньги зарабатываешь


        Покупать не будут.
        1. +3
          14 марта 2015 17:04
          Цитата: evge-malyshev
          Цитата: Андрей Скоковский
          не учить клиента тому на чем сам деньги зарабатываешь


          Покупать не будут.

          да неужели!
          даже если 4-й русских МИ будут стоить как один демократический сикорский?
          1. 0
            14 марта 2015 22:49
            Про Ка-226 там сказано про локализацию 50-70%, а где остальное брать будут!? Кстати и на алматинском 405 заводе его планируют собирать. Он из класса малых, где огромная конкуренция. Поэтому это будет успех, если выиграют тендер. А индусы скорее в соосной схеме заинтересовались - многие говорят, что за ней будущее. Он был создан на базе Ка-26, который пошел в серию в 1969 году. А для России появятся деньги для разработки нового - класс малых вертолетов самый востребованный, и здесь нужен новый задел. hi
            1. 0
              14 марта 2015 22:59
              Цитата: Касым
              Кстати и на алматинском 405 заводе его планируют собирать. Он из класса малых, где огромная конкуренция

              Вряд ли его будут собирать,для нас ЕС-145 хватает а на продажу,то кому южнее нищие,восточные и северные сами свое собирают.Остаются две страны Азербайджан и Туркменистан.
              Вот бы Индия у нас ЕС-145 заказали бы но они могут и на прямую.
              Так же как с автомобилями.
      2. 0
        14 марта 2015 15:46
        Цитата: Андрей Скоковский
        не учить клиента тому на чем сам деньги зарабатываешь


        Покупать не будут.
      3. +3
        14 марта 2015 15:52
        Цитата: Андрей Скоковский
        но напрягает повальное стремление к продаже технологий,

        Наблюдается такое, да. Но индусы не только нам, они всем, у кого собираются брать технику, предлагают выкупить лицензию на производство техники. У них это видать государственная политика, в отличии от тех же китайцев.
        А чтобы что-то и нам оставалось, необходимо экспортную продукцию продавать с "изюминкой", которую клиент сам освоить не в состоянии - сплавы, специализированные ИМС. А продавать бы только под "отверточную" сборку !
      4. 0
        14 марта 2015 16:39
        "...но напрягает повальное стремление к продаже технологий..."
        Почти так..., но напрягает скорее желание покупающих - к покупке технологий..., с организацей производства у себя. Бизнес, однако....
      5. Комментарий был удален.
  2. +1
    14 марта 2015 14:36
    Были бы двигатели,а вертолёты у нас хорошие.
    1. +3
      14 марта 2015 15:54
      Цитата: Громобой
      Были бы двигатели,а вертолёты у нас хорошие.


      Только что и хотел это сказать... И вот Индия в последнее время требует в основном технологии, но ведь есть опыт совместных работ, смотришь, совместно "замутили" бы создание вертолетного двигателя... Выгода была бы обеим сторонам, Индии - даже, как ни странно прозвучит, - больше...
      1. Виктор Кудинов
        0
        15 марта 2015 06:03
        Главное, чтобы вовремя успевать заменять проданные технологии на более современные. Тогда привязанность Индии к нашим вертолетам будет оставаться на длительную перспективу. yes
  3. КИЛ
    +4
    14 марта 2015 14:39
    Ну, что лягушатники,сейчас про.....те ещё рынок вертолётов. Бог не Тимошка видит не множко. "Вертолёты россии" молодцы оценили ситуацию и захватывают рынок. "Верните наши МИСТРАЛИ" жабоеды.
  4. sazhka4
    0
    14 марта 2015 14:55
    "Ми" Так должно быть..Может на сайте урок "словесности" начать ? Не Русского языка, а именно словесности. Много чего "откроется" в Русском языке.
  5. +2
    14 марта 2015 15:30
    Летом и осенью 2013 года из охваченных наводнением районов северных штатов Уттаркханд и Химачал Прадеш на Ми-17В-5 были эвакуированы более пяти тысяч человек. Кроме того, вертолеты доставили туда почти сто тысяч тонн гуманитарной помощи.

    ЭТО КРУТО?! Но все равно за Михеева и Ко рад. Молодцы!
  6. -1
    14 марта 2015 17:33
    Вертолеты у нас лучшие, это даже америкосовский генерал признал, когда наши МИ в Авганистане увидел, там даже скандал был когда он предложил купить наши 8 ки для америкосовской армии
    1. 0
      14 марта 2015 19:17
      тут ты.змей,немного путаешь.афганцы отказались от амеровских вертолетов,так как МИ надежнее,чем сикорские,они и потребовали,чтобы американцы закупили для них закупить наши вертолеты.
      1. stranik72
        0
        14 марта 2015 19:28
        Для афганцев вертолёт разработки 70-х годов именно то что нужно. С Москвича на БМВ пересаживаться легко, только его ещё купить надо да и обслуживать, так что вопрос не о совершенстве вертолётов Ми, в в том что он элементарно проще в эксплуатации и дешевле.
      2. 0
        14 марта 2015 19:57
        Нет я не путаю, это всем известная история, когда генерал армии США высказался в конгресе о том что русские вертолеты хотел бы видеть у себя на вооружении, а так америкосы у нас покупали ми8 для Авганистана
  7. 0
    14 марта 2015 21:41
    Порыскал в инете на счёт вертолёта нашего Ми-171А2 ...

    Блиннн ... красава ...!!!!!!!

    Не даром же говорят, что не красивый аппарат летать не будет. А Ми-171А2 просто красавец!!!!!!!
  8. Шуев
    0
    14 марта 2015 23:41
    А почему тишина про Мьянму?
    http://www.riasv.ru/entry/157738/
  9. 0
    15 марта 2015 01:14
    Хорошее дело когда налаживается сотрудничество между государствами на основе взаимопонимания и сотрудничества.Дай то БОГ что бы это было правилом для ВСЕХ ! Ведь сотрудничество и взаимопомощь на равных условиях намного полезней и лучше для общества,чем диктат и ВОЙНА приносящая людям кровь и страдания.
  10. genadevich169
    -1
    15 марта 2015 01:39
    Очередную 1001-ю модернизацию МИ-8 в России преподносят как что-то совершенно новое и как обычно не имеющее аналогов в мире. В действительности же за более чем 20 лет, не создано ни одного совершенно нового современного именно российского вертолета. Программы Ми-38 и Ка-60/62 стагнируют. Будущее российского вертолетостроения весьма туманны и это удручает.
    1. -2
      15 марта 2015 02:18
      Цитата: genadevich169
      Очередную 1001-ю модернизацию МИ-8 в России преподносят как что-то совершенно новое и как обычно не имеющее аналогов в мире. В действительности же за более чем 20 лет, не создано ни одного совершенно нового современного именно российского вертолета. Программы Ми-38 и Ка-60/62 стагнируют. Будущее российского вертолетостроения весьма туманны и это удручает.

      Ответить Цитировать Сообщить о нарушении правил сайта



      Вы сайтом не ошиблись господин свидомый?

      Имеете что-то конкретно сказать, говорите ... а траливалить мы здесь все умеем.

      Хотя о чём я ... господин genadevich169 укропский инетвояка ... отрабатывает хозяв наказ.

      А Ми-171А2 действительно хорош чертяга ... ведь реально красивый аппарат!!!
      1. -1
        15 марта 2015 02:25
        Цитата: Dali
        Вы сайтом не ошиблись господин свидомый?


        Посмотрите коменты энтого товарища ... по началу вроде как за Россию, а вот далее - как говориться, действует по методичке для укроинетвояк - втереться в доверие, а потом начать ...

        К стати, я бы не стал ничего такого писать, если бы чел написал аргументированные доводы за то что
        Цитата: genadevich169
        Очередную 1001-ю модернизацию МИ-8 в России преподносят как что-то совершенно новое и как обычно не имеющее аналогов в мире.
        1. Комментарий был удален.
    2. -1
      15 марта 2015 13:33
      Цитата: genadevich169
      Очередную 1001-ю модернизацию МИ-8 в России преподносят как что-то совершенно новое и как обычно не имеющее аналогов в мире. В действительности же за более чем 20 лет, не создано ни одного совершенно нового современного именно российского вертолета. Программы Ми-38 и Ка-60/62 стагнируют. Будущее российского вертолетостроения весьма туманны и это удручает.


      Сам то сидел в вертолете хоть разок ? Видел , как МТВ-шка стартует с брюха в снегу там , где ему и садиться по идее вообще нельзя ? Можешь хотя-бы приблизно прочувствовать разницу возможностей Ми-8 и Ми-8 МТВ ? Будущее российского вертолетостроения лично меня удовлетворяет вполне .