Четырехмерная война

Четырехмерная война

Немигающие глаза, как например, эта антропоморфная система, разработанная компанией General Dynamics, становятся важным компонентом перспективных планов по ББМ

Разрывы в ситуационной осведомленности экипажа машины… его восприятие угроз и событий вокруг очень важно для выживания. Его озабоченности разнообразны, будь то бронетанковое подразделение, на данный момент выпавшее из поля зрения, но действующее на некоторой дистанции на фланге, будь то группа гранатометчиков, прячущаяся в ближайшем переулке в ожидании, когда БМП покажет им свою уязвимую корму, наконец, будь то природная угроза, как например, крутой скат, который может стать непреодолимым препятствием для большой и тяжелой машины типа MRAP.


Системы представления изображений и информации, которые позволяют оповестить экипаж боевой бронированной машины (ББМ) об этих и других угрозах, становятся обязательными для новых проектов, кроме того, подобные системы стали основным компонентом программ по модернизации и усовершенствованию с момента появления их на рынке. Значительным толчком к разработке и приобретению систем ситуационной осведомленности послужили операции в Ираке, которые характеризовались значительными угрозами для своих сил и необходимостью привлечения ББМ для ведения боевых действий в городских районах.

Системы управления боем

Системы управления боем (СУБ) в командирских машинах многие годы использовались для доступа к большой картинке. В настоящее время все большее число стран выбрали расширение своих возможностей по доступу к информации вплоть до отдельной машин для того, чтобы гарантировать каждому члену подразделения преимущества, которые обеспечивает ситуационная осведомленность. Нет двух идентичных СУБ, но, тем не менее, они разделяют несколько общих признаков, в основном различаясь в других областях, например по простоте использования графического интерфейса пользователя. К общим свойствам относится автоматический показ дружественных (союзных) сил, также как возможность ввода местоположения и другой информации о подразделениях противника. Эта ключевая информация и, несомненно, любая другая информация затем распределяется между подразделениями в определенной сети и дальше вверх по командной цепи. Преимущества здесь значительны как с наступательной точки зрения касательно сокращения времени передачи информации в цепочке «сенсор-стрелок», так и с точки зрения снижения потерь своих сил от дружественного огня.

Одной из самых комплексных СУБ, развернутых и стоящих на вооружении, является Tsayad DAP (Digital Army Programme – программа цифровой армии) израильской армии, которая использует систему Elbit Systems TORC2H, названную MASSUAH, каждая версия которой взаимозаменяема, но соответствует специфическим задачам и приоритетам подразделения. Самым продвинутым вариантом оснащено подразделение, стоящее на Голанских высотах, что является отражением высокого доверия израильской армии к этой системе. В настоящее время разрабатывается следующая версия DAP. Компания Elbit Systems также должна поставить системы на базе TORC2H для программы австралийской армии Land 75/125 с машинами, оборудованными улучшенным тактическим компьютером Enhanced Tactical Computer Mk4. Контракт по ним был выдан в 2010 году и оценивается примерно в 300 миллионов долларов. Эти системы могут работать с системами более высокого уровня, например уже развернутой системой поддержки боевого командования Battle Command Support System от Saab, системой FBCB2 (АСУ войсками уровня бригады и ниже), а также другими армейскими системами, например усовершенствованной системой передачи тактических данных полевой артиллерии Advanced Field Artillery Tactical Data System от Raytheon для управления огнем непрямой наводкой.

Компания Systematic недавно запустила свое новое программное обеспечение для СУБ SITAWARE FRONTLINE BMS, которое было протестировано датской армией и ее специальными силами. Основной принцип системы – это использование переносимых пользовательских данных таким образом, что командиры могут подсоединяться к системе с любой машины и эффективно работать на любом экране, начиная с восьмидюймового. Вверх по командной цепи система также полностью совместима с другими элементами семейства автоматизированных систем оперативного управления от Systematic.

СУБ от Cobham Defence Communications – это семейство систем BATTLE HAWK, предназначенное для работы на всех эшелонах, от самого низшего до самого высшего. Она началась с варианта, адаптированного для спешенного солдата, внутри так называемой интегрированной цифровой системы солдата Integrated Digital Soldier System (IDSS). Она бесшовно можно взаимодействовать с системой для транспортных средств BATTLE HAWK Vehicle System (BHVS) и системой командования BATTLE HAWK Command System (BHCS). Последняя предназначена для работы на большими экранах в штабах различного уровня.

Французская SCORPION будет включать нынешние и перспективные бронированные машины французской армии с сетевой системой, построенной вокруг новых оперативных соединений уровня батальона и боевой группы, известных как общевойсковая тактическая группа Groupement Tactique Interarmes (GTIA). В терминах СУБ она заменит несколько существующих СУБ, а именно Nexter SITV1 и Sagem SITEL и в перспективе систему уровня полка EADS SIR. Она будет заменена единой системой известной под обозначением SICS (Systeme d'lnformation du Combat Scorpion – информационная боевая система Scorpion) после выполнения трех основных этапов SCORPION. Системы более высокого уровня, используемые французами, останутся в основном на базе французской же системы оперативной информации Systeme d'lnformation Operationelle и армейской информационной системы Systeme d'lnformation des Armees. Команда, состоящая из компаний Thales, Nexter и Sagem, работающих по проекту MARS (Maitrise de Architecture SCORPION – разработка архитектуры SCORPION), получила контракт на этап создания архитектуры SCORPION в ноябре 2011 года.

Архитектура транспортных средств и внутренняя связь

В то время как мощность СУБ – это функция внешней сети и ее способность передавать информацию о поле боя на каждую машину в реальном или близко к реальному времени, использование сенсоров, установленных в машине, является функцией внутренней сети. Программное обеспечение, установленное в ней, должно гарантировать, что каждый член экипажа может видеть всё, что происходит в непосредственной близости от машины и реагировать на это. Архитектуры транспортных средств представляют собой следующее развитие внутренней связи транспортных средств, расширяющей сетевые возможности на борту с целью выполнения новых требований. В Великобритании разрабатываются архитектуры транспортных средств за счет так называемой архитектуры наземных открытых систем Land Open Systems Architecture (LOSA), задача которой заключается в предоставлении открытого сервис-ориентированного механизма, известного как Generic Vehicle Architecture (GVA) – Defence Standard (Def-Stan) 23-09 (общая [стандартная] архитектура для транспортных средств) и направленного на развитие архитектуры бортовой электроники. Первым примером этих возможностей, развернутых в войсках, является новые минозащищенные машины FOXHOUND, купленные Великобританией. Подход США в этой области известен под обозначением VICTORY (Интеграция Транспортных средств [Vehicular Integration] для стандарта C4ISR/EW).

В новой немецкой БМП PUMA установлена такая же система внутренней связи Thales SOTAS IP, как и в БМП BOXER, что позволяет подсоединяться к более глобальной сети оперативного управления, состоящей из систем Бундесвера Combat Force C2 Systems FUWESIFIS и FulnfoSys H. Система также способна получать данные от самой машины, например количество боеприпасов через интерфейс CAN-Open. Это интерфейс на шине CAN, который использует протокол совместимости TL-0030, соединяющий соответствующие системы через канал Ethernet TCP/IP.

Компании Thales кроме того поставлена задача по интеграции ее информационно-коммуникационной системы VSys-net Open Information Communication System (OICS) в архитектуру транспортного средства для 257 малазийских новых колесных машин 8x8, собираемых компанией DEFTECH. Компания Thales поставляет саму СУБ и систему управления платформой.

В своей работе над новой машиной SCOUT Specialist Vehicle от GD UK, которая разрабатывается для Великобритании, компания Thales использует фирменную систему Core Infrastructure Distribution System (CIDS), представляющую собой компактную систему связи с пропускной способностью 20 Гб/с Ethernet Pipe, которая связывает между собой многочисленные узлы в машине с доступом к бортовым серверам для хранения и получения данных во время выполнения боевой задачи.

К другим коммерческим решениям относится SMART Integrated Vehicle Area Network (SiVAN) от компании Northrop Grumman с проводными узлами и шифрованным беспроводным каналом, встроенным в систему. Компания DRS Tactical Systems создала систему C4lnSight, тогда как компания ST Electronics показала свою коммуникационную систему SuperneT Vehicular Integrated Communication System ST6800, которая была установлена на БМП TERREX 8x8 сингапурской армии.

Telephonies Modular Vehicle Communications Management Systems лучше известная как NetCom-V/TruLink обеспечивает возможность взаимодействия между членами экипажа через Ethernet LAN и сетевой коммутатор, позволяющий одновременно передавать речевые данные и данные о местоположении.

Греческая фирма Intracom установила свою систему широкополосной внутренней связи и безопасной пакетной радиосвязи на греческие танки LEOPARD 2. Эта система являлась частью СУБ и сети, поставленных компанией General Dynamics прежнему режиму Ливии еще до операции НАТО. Естественно новое правительство должно теперь подобрать новую систему.


Сенсор CHECK-6 от BAE Systems является «первопроходцем» на рынке

Наблюдение, сенсоры и ситуационная осведомленность в транспортных средствах

На внешние поверхности машины устанавливается ряд дополнительных, частично перекрывающихся функционально сенсоров, изображения с которых собираются и выводятся на мониторы членов экипажа с целью своевременного обнаружения потенциальной угрозы и быстрого ответа на атакующие действия. Для больших машин они также служат существенным подспорьем при маневрировании на узких улочках и помогают избежать съезда с дороги или моста.

Эти сенсоры отличаются от сенсоров, которые используются в разведывательно-наблюдательных задачах, поскольку они ближнего радиуса действия (всего несколько сотен метров) и значительно дешевле. Конечно же, только комбинация дневных прицелов и тепловизоров способна обнаружить большую часть угроз в полной темноте тумане, дыму и большинстве средств, затрудняющих ведение наблюдения.

Норвежская компания Kongsberg использовала свои дистанционно управляемые боевые модули серии PROTECTOR в качестве базы для системы ситуационной осведомленности транспортных средств. Система O.N.E 360 (Observe Navigate Engage – наблюдать, направлять, захватывать) в настоящее время уже стоит на вооружении. Стрелок работает с боевым модулем и системой O.N.E. 360, которая позволяет мгновенно получить всеракурсное изображение по азимуту 360° и по углу места в секторе плюс-минус 35° с частотой смены кадров менее 100 миллисекунд и цифровым увеличением. Для того чтобы справиться с отдачей вооружения, система ситуационной осведомленности полностью стабилизирована и имеет автоматическую компенсацию наклона.

В решении с говорящим названием See Through Armour (видеть сквозь броню), разработанным компанией Elbit Systems, используются сенсоры, объединенные каналом Gigabit Ethernet. Система поддерживает до 12 дневных сенсоров и 12 тепловизионных камер с неохлаждаемой болометрической матрицей FLIR размером либо 384x288, либо 640x480. Пропускная способность позволяет передавать видео с дневной камеры с частотой 25-100 кадров в секунду и видео с ночной камеры с частотой 25 кадров в секунду. В компании Elbit заявляют, что латентность системы такова, что члены экипажа видят изображения с задержкой не более двух кадров. Алгоритмы системы позволяют создавать панорамное изображение из видеопотоков разных камер. Концепция также позволяет интегрировать другие бортовые системы, в частности СУБ, которая может, исходя из информации полученной от сенсоров системы, подавать управляющие сигналы на системы предупреждения и вооружения.

Система от Rheinmetall SA System обеспечивает панорамную (360°) ситуационную осведомленность за счет камеры высокого разрешения (один мегапиксель), имеющей поле зрения 180° по азимуту и ±30° по углу места. Кроме основного решения компания предлагает несколько опциональных модулей для включения в состав системы. Tracking & Tracing via Rheinmetall Multi Mode Tracker (MMT) – многорежимное следящее устройство; Rheinmetall Acoustic Sniper Locating System (ASLS) – система определения местоположения снайпера и Rheinmetall Laser Warning Receiver (LWR) – приемник системы предупреждения о лазерном облучении. Для демонстрационных целей эти системы устанавливались на самые разные машины, включая танк LEOPARD II.

Представим еще одну систему для основного боевого танка – CHECK-6 от BAE Systems, которая входит в состав Tank Urban Survivability Kit (комплект дополнительного оборудования и бронирования для танка Abrams, повышающий его боевые возможности в городских условиях) американской армии.

Одним из первых решений на рынке стала система Integrated Local Situational Awareness (ILSA) от компании Thales. Система ILSA базируется на блоке распределения сигналов с 32 видеовходами, который поддерживает несколько дисплеев. Входящие видеосигналы идут от разных сенсоров, в том числе от входящей в состав системы ILSA компактной тепловизионной камеры с матрицей 640x480, с сектором обзора 138° и горизонтальным полем зрения 30°; она обеспечивает распознавание машины на дистанции 340 метров и человека на дистанции 140 метров. Система ILSA наряду с интегрированной цифровой функциональной системой Integrated Digital Mission System (IDMS) была выбрана для британских машин FOXHOUND.

С целью удовлетворения потребности военных в ситуационной осведомленности компания Selex Galileo создала свою систему ROAD MARSHAL. Компания Selex решила скорее не разрабатывать новый сенсор, а использовать существующую систему ночного видения для водителя на базе неохлаждаемой болометрической матрице, работающей в диапазоне 8-12 микрон. Великобритания выбрала эту систему для установки на свои машины MASTIFF.

Все вышеперечисленные системы являются фиксированными системам наблюдения, имеющими всеракурсное покрытие за счет установки нескольких различных сенсоров. Другие системы (и более эффективные) – это, как правило, системы на универсальном шарнире, используемые для дальнего наблюдения. К ним можно отнести Star SAFIRE LV и TALON LD (Land) от FLIR Systems, а также устанавливаемые на транспортные средства MX-10GS от L-3 Wescam и Mini-POP от IAI для решения подобных задач.

Компания FLIR Systems имеет в своем портфолио систему THERMOVISION SA, представляющую собой реализацию решения по ситуационной осведомленности для транспортных средств. Основу ее составляют неохлаждаемые тепловизионные камеры высокого разрешения Visible под различными обозначениями SA18, SA40, SA63 и SA90, где число соответствует полю зрения в градусах. Модели SA40 и SA63 могут устанавливаться в едином блоке для получения более широкого покрытия. «Топовой» моделью в линейке THERMOVISION является SA180 с углами обзора 180°x45°, которая описывается как первый панорамный тепловизор на рынке с полем зрения 180°. Компания FLIR видит его в качестве компонента, интегрированного в более точные системы и дополняющего их возможности. Тепловизор SA180 с использованием цифрового увеличения способен определить человека на дистанции 500 метров.


Система внутренней связи транспортного средства AN/VIC-5/TacGa от Cobham/Northrop Grumman. Американская армия выбрала ее в качестве своей системы внутренней связи следующего поколения, а также возможной основы для системы ситуационной осведомленности. Эти компании также поставляют в зарубежные страны свою систему ROVIS/ANVIC-3 предыдущего поколения

Вывод

Ситуационная осведомленность для современных ББМ достигается за счет многоуровневого целостного подхода. К ней в первую очередь относятся штатные возможности самой машины по обеспечению визуальных и звуковых сигналов экипажу в ответ на угрозы, обнаруженные средствами наблюдения ближнего действия. Эти возможности могли бы идеально использоваться совместно с сенсорами наблюдения и прицеливания дальнего действия, установленными на машине в составе ее обычной боевой системы, например, системы наведения орудия боевой машины. К этому сенсору, служащему в качестве основы системы ситуационной осведомленности, может быть добавлена информация, генерируемая современными многофункциональными информационно-управляющими системами с нештатной информацией от различных источников, и представляемая экипажу на экране СУБ. Будь то сигналы предупреждения в реальном времени, требующие немедленного реагирования на угрозу, будь то информация, позволяющая планировать свои действия (используемая, например, для выбора маршрута обхода превосходящих сил противника или для создания засады), системы ситуационной осведомленности жизненного необходимы для выживания машин и их экипажей.

Использованы материалы:
www.elbitsystems.com
www.cobham.com
www.intracomdefense.com
www.rheinmetall-defence.com
www.baesystems.com
Автор:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти