Четырехмерная война

Четырехмерная война

Немигающие глаза, как например, эта антропоморфная система, разработанная компанией General Dynamics, становятся важным компонентом перспективных планов по ББМ

Разрывы в ситуационной осведомленности экипажа машины… его восприятие угроз и событий вокруг очень важно для выживания. Его озабоченности разнообразны, будь то бронетанковое подразделение, на данный момент выпавшее из поля зрения, но действующее на некоторой дистанции на фланге, будь то группа гранатометчиков, прячущаяся в ближайшем переулке в ожидании, когда БМП покажет им свою уязвимую корму, наконец, будь то природная угроза, как например, крутой скат, который может стать непреодолимым препятствием для большой и тяжелой машины типа MRAP.

Системы представления изображений и информации, которые позволяют оповестить экипаж боевой бронированной машины (ББМ) об этих и других угрозах, становятся обязательными для новых проектов, кроме того, подобные системы стали основным компонентом программ по модернизации и усовершенствованию с момента появления их на рынке. Значительным толчком к разработке и приобретению систем ситуационной осведомленности послужили операции в Ираке, которые характеризовались значительными угрозами для своих сил и необходимостью привлечения ББМ для ведения боевых действий в городских районах.


Системы управления боем

Системы управления боем (СУБ) в командирских машинах многие годы использовались для доступа к большой картинке. В настоящее время все большее число стран выбрали расширение своих возможностей по доступу к информации вплоть до отдельной машин для того, чтобы гарантировать каждому члену подразделения преимущества, которые обеспечивает ситуационная осведомленность. Нет двух идентичных СУБ, но, тем не менее, они разделяют несколько общих признаков, в основном различаясь в других областях, например по простоте использования графического интерфейса пользователя. К общим свойствам относится автоматический показ дружественных (союзных) сил, также как возможность ввода местоположения и другой информации о подразделениях противника. Эта ключевая информация и, несомненно, любая другая информация затем распределяется между подразделениями в определенной сети и дальше вверх по командной цепи. Преимущества здесь значительны как с наступательной точки зрения касательно сокращения времени передачи информации в цепочке «сенсор-стрелок», так и с точки зрения снижения потерь своих сил от дружественного огня.

Одной из самых комплексных СУБ, развернутых и стоящих на вооружении, является Tsayad DAP (Digital Army Programme – программа цифровой армии) израильской армии, которая использует систему Elbit Systems TORC2H, названную MASSUAH, каждая версия которой взаимозаменяема, но соответствует специфическим задачам и приоритетам подразделения. Самым продвинутым вариантом оснащено подразделение, стоящее на Голанских высотах, что является отражением высокого доверия израильской армии к этой системе. В настоящее время разрабатывается следующая версия DAP. Компания Elbit Systems также должна поставить системы на базе TORC2H для программы австралийской армии Land 75/125 с машинами, оборудованными улучшенным тактическим компьютером Enhanced Tactical Computer Mk4. Контракт по ним был выдан в 2010 году и оценивается примерно в 300 миллионов долларов. Эти системы могут работать с системами более высокого уровня, например уже развернутой системой поддержки боевого командования Battle Command Support System от Saab, системой FBCB2 (АСУ войсками уровня бригады и ниже), а также другими армейскими системами, например усовершенствованной системой передачи тактических данных полевой артиллерии Advanced Field Artillery Tactical Data System от Raytheon для управления огнем непрямой наводкой.

Компания Systematic недавно запустила свое новое программное обеспечение для СУБ SITAWARE FRONTLINE BMS, которое было протестировано датской армией и ее специальными силами. Основной принцип системы – это использование переносимых пользовательских данных таким образом, что командиры могут подсоединяться к системе с любой машины и эффективно работать на любом экране, начиная с восьмидюймового. Вверх по командной цепи система также полностью совместима с другими элементами семейства автоматизированных систем оперативного управления от Systematic.

СУБ от Cobham Defence Communications – это семейство систем BATTLE HAWK, предназначенное для работы на всех эшелонах, от самого низшего до самого высшего. Она началась с варианта, адаптированного для спешенного солдата, внутри так называемой интегрированной цифровой системы солдата Integrated Digital Soldier System (IDSS). Она бесшовно можно взаимодействовать с системой для транспортных средств BATTLE HAWK Vehicle System (BHVS) и системой командования BATTLE HAWK Command System (BHCS). Последняя предназначена для работы на большими экранах в штабах различного уровня.

Французская SCORPION будет включать нынешние и перспективные бронированные машины французской армии с сетевой системой, построенной вокруг новых оперативных соединений уровня батальона и боевой группы, известных как общевойсковая тактическая группа Groupement Tactique Interarmes (GTIA). В терминах СУБ она заменит несколько существующих СУБ, а именно Nexter SITV1 и Sagem SITEL и в перспективе систему уровня полка EADS SIR. Она будет заменена единой системой известной под обозначением SICS (Systeme d'lnformation du Combat Scorpion – информационная боевая система Scorpion) после выполнения трех основных этапов SCORPION. Системы более высокого уровня, используемые французами, останутся в основном на базе французской же системы оперативной информации Systeme d'lnformation Operationelle и армейской информационной системы Systeme d'lnformation des Armees. Команда, состоящая из компаний Thales, Nexter и Sagem, работающих по проекту MARS (Maitrise de Architecture SCORPION – разработка архитектуры SCORPION), получила контракт на этап создания архитектуры SCORPION в ноябре 2011 года.

Архитектура транспортных средств и внутренняя связь

В то время как мощность СУБ – это функция внешней сети и ее способность передавать информацию о поле боя на каждую машину в реальном или близко к реальному времени, использование сенсоров, установленных в машине, является функцией внутренней сети. Программное обеспечение, установленное в ней, должно гарантировать, что каждый член экипажа может видеть всё, что происходит в непосредственной близости от машины и реагировать на это. Архитектуры транспортных средств представляют собой следующее развитие внутренней связи транспортных средств, расширяющей сетевые возможности на борту с целью выполнения новых требований. В Великобритании разрабатываются архитектуры транспортных средств за счет так называемой архитектуры наземных открытых систем Land Open Systems Architecture (LOSA), задача которой заключается в предоставлении открытого сервис-ориентированного механизма, известного как Generic Vehicle Architecture (GVA) – Defence Standard (Def-Stan) 23-09 (общая [стандартная] архитектура для транспортных средств) и направленного на развитие архитектуры бортовой электроники. Первым примером этих возможностей, развернутых в войсках, является новые минозащищенные машины FOXHOUND, купленные Великобританией. Подход США в этой области известен под обозначением VICTORY (Интеграция Транспортных средств [Vehicular Integration] для стандарта C4ISR/EW).

В новой немецкой БМП PUMA установлена такая же система внутренней связи Thales SOTAS IP, как и в БМП BOXER, что позволяет подсоединяться к более глобальной сети оперативного управления, состоящей из систем Бундесвера Combat Force C2 Systems FUWESIFIS и FulnfoSys H. Система также способна получать данные от самой машины, например количество боеприпасов через интерфейс CAN-Open. Это интерфейс на шине CAN, который использует протокол совместимости TL-0030, соединяющий соответствующие системы через канал Ethernet TCP/IP.

Компании Thales кроме того поставлена задача по интеграции ее информационно-коммуникационной системы VSys-net Open Information Communication System (OICS) в архитектуру транспортного средства для 257 малазийских новых колесных машин 8x8, собираемых компанией DEFTECH. Компания Thales поставляет саму СУБ и систему управления платформой.

В своей работе над новой машиной SCOUT Specialist Vehicle от GD UK, которая разрабатывается для Великобритании, компания Thales использует фирменную систему Core Infrastructure Distribution System (CIDS), представляющую собой компактную систему связи с пропускной способностью 20 Гб/с Ethernet Pipe, которая связывает между собой многочисленные узлы в машине с доступом к бортовым серверам для хранения и получения данных во время выполнения боевой задачи.

К другим коммерческим решениям относится SMART Integrated Vehicle Area Network (SiVAN) от компании Northrop Grumman с проводными узлами и шифрованным беспроводным каналом, встроенным в систему. Компания DRS Tactical Systems создала систему C4lnSight, тогда как компания ST Electronics показала свою коммуникационную систему SuperneT Vehicular Integrated Communication System ST6800, которая была установлена на БМП TERREX 8x8 сингапурской армии.

Telephonies Modular Vehicle Communications Management Systems лучше известная как NetCom-V/TruLink обеспечивает возможность взаимодействия между членами экипажа через Ethernet LAN и сетевой коммутатор, позволяющий одновременно передавать речевые данные и данные о местоположении.

Греческая фирма Intracom установила свою систему широкополосной внутренней связи и безопасной пакетной радиосвязи на греческие танки LEOPARD 2. Эта система являлась частью СУБ и сети, поставленных компанией General Dynamics прежнему режиму Ливии еще до операции НАТО. Естественно новое правительство должно теперь подобрать новую систему.

Четырехмерная война

Сенсор CHECK-6 от BAE Systems является «первопроходцем» на рынке

Наблюдение, сенсоры и ситуационная осведомленность в транспортных средствах

На внешние поверхности машины устанавливается ряд дополнительных, частично перекрывающихся функционально сенсоров, изображения с которых собираются и выводятся на мониторы членов экипажа с целью своевременного обнаружения потенциальной угрозы и быстрого ответа на атакующие действия. Для больших машин они также служат существенным подспорьем при маневрировании на узких улочках и помогают избежать съезда с дороги или моста.

Эти сенсоры отличаются от сенсоров, которые используются в разведывательно-наблюдательных задачах, поскольку они ближнего радиуса действия (всего несколько сотен метров) и значительно дешевле. Конечно же, только комбинация дневных прицелов и тепловизоров способна обнаружить большую часть угроз в полной темноте тумане, дыму и большинстве средств, затрудняющих ведение наблюдения.

Норвежская компания Kongsberg использовала свои дистанционно управляемые боевые модули серии PROTECTOR в качестве базы для системы ситуационной осведомленности транспортных средств. Система O.N.E 360 (Observe Navigate Engage – наблюдать, направлять, захватывать) в настоящее время уже стоит на вооружении. Стрелок работает с боевым модулем и системой O.N.E. 360, которая позволяет мгновенно получить всеракурсное изображение по азимуту 360° и по углу места в секторе плюс-минус 35° с частотой смены кадров менее 100 миллисекунд и цифровым увеличением. Для того чтобы справиться с отдачей вооружения, система ситуационной осведомленности полностью стабилизирована и имеет автоматическую компенсацию наклона.

В решении с говорящим названием See Through Armour (видеть сквозь броню), разработанным компанией Elbit Systems, используются сенсоры, объединенные каналом Gigabit Ethernet. Система поддерживает до 12 дневных сенсоров и 12 тепловизионных камер с неохлаждаемой болометрической матрицей FLIR размером либо 384x288, либо 640x480. Пропускная способность позволяет передавать видео с дневной камеры с частотой 25-100 кадров в секунду и видео с ночной камеры с частотой 25 кадров в секунду. В компании Elbit заявляют, что латентность системы такова, что члены экипажа видят изображения с задержкой не более двух кадров. Алгоритмы системы позволяют создавать панорамное изображение из видеопотоков разных камер. Концепция также позволяет интегрировать другие бортовые системы, в частности СУБ, которая может, исходя из информации полученной от сенсоров системы, подавать управляющие сигналы на системы предупреждения и вооружения.

Система от Rheinmetall SA System обеспечивает панорамную (360°) ситуационную осведомленность за счет камеры высокого разрешения (один мегапиксель), имеющей поле зрения 180° по азимуту и ±30° по углу места. Кроме основного решения компания предлагает несколько опциональных модулей для включения в состав системы. Tracking & Tracing via Rheinmetall Multi Mode Tracker (MMT) – многорежимное следящее устройство; Rheinmetall Acoustic Sniper Locating System (ASLS) – система определения местоположения снайпера и Rheinmetall Laser Warning Receiver (LWR) – приемник системы предупреждения о лазерном облучении. Для демонстрационных целей эти системы устанавливались на самые разные машины, включая танк LEOPARD II.

Представим еще одну систему для основного боевого танка – CHECK-6 от BAE Systems, которая входит в состав Tank Urban Survivability Kit (комплект дополнительного оборудования и бронирования для танка Abrams, повышающий его боевые возможности в городских условиях) американской армии.

Одним из первых решений на рынке стала система Integrated Local Situational Awareness (ILSA) от компании Thales. Система ILSA базируется на блоке распределения сигналов с 32 видеовходами, который поддерживает несколько дисплеев. Входящие видеосигналы идут от разных сенсоров, в том числе от входящей в состав системы ILSA компактной тепловизионной камеры с матрицей 640x480, с сектором обзора 138° и горизонтальным полем зрения 30°; она обеспечивает распознавание машины на дистанции 340 метров и человека на дистанции 140 метров. Система ILSA наряду с интегрированной цифровой функциональной системой Integrated Digital Mission System (IDMS) была выбрана для британских машин FOXHOUND.

С целью удовлетворения потребности военных в ситуационной осведомленности компания Selex Galileo создала свою систему ROAD MARSHAL. Компания Selex решила скорее не разрабатывать новый сенсор, а использовать существующую систему ночного видения для водителя на базе неохлаждаемой болометрической матрице, работающей в диапазоне 8-12 микрон. Великобритания выбрала эту систему для установки на свои машины MASTIFF.

Все вышеперечисленные системы являются фиксированными системам наблюдения, имеющими всеракурсное покрытие за счет установки нескольких различных сенсоров. Другие системы (и более эффективные) – это, как правило, системы на универсальном шарнире, используемые для дальнего наблюдения. К ним можно отнести Star SAFIRE LV и TALON LD (Land) от FLIR Systems, а также устанавливаемые на транспортные средства MX-10GS от L-3 Wescam и Mini-POP от IAI для решения подобных задач.

Компания FLIR Systems имеет в своем портфолио систему THERMOVISION SA, представляющую собой реализацию решения по ситуационной осведомленности для транспортных средств. Основу ее составляют неохлаждаемые тепловизионные камеры высокого разрешения Visible под различными обозначениями SA18, SA40, SA63 и SA90, где число соответствует полю зрения в градусах. Модели SA40 и SA63 могут устанавливаться в едином блоке для получения более широкого покрытия. «Топовой» моделью в линейке THERMOVISION является SA180 с углами обзора 180°x45°, которая описывается как первый панорамный тепловизор на рынке с полем зрения 180°. Компания FLIR видит его в качестве компонента, интегрированного в более точные системы и дополняющего их возможности. Тепловизор SA180 с использованием цифрового увеличения способен определить человека на дистанции 500 метров.

Четырехмерная война

Система внутренней связи транспортного средства AN/VIC-5/TacGa от Cobham/Northrop Grumman. Американская армия выбрала ее в качестве своей системы внутренней связи следующего поколения, а также возможной основы для системы ситуационной осведомленности. Эти компании также поставляют в зарубежные страны свою систему ROVIS/ANVIC-3 предыдущего поколения

Вывод

Ситуационная осведомленность для современных ББМ достигается за счет многоуровневого целостного подхода. К ней в первую очередь относятся штатные возможности самой машины по обеспечению визуальных и звуковых сигналов экипажу в ответ на угрозы, обнаруженные средствами наблюдения ближнего действия. Эти возможности могли бы идеально использоваться совместно с сенсорами наблюдения и прицеливания дальнего действия, установленными на машине в составе ее обычной боевой системы, например, системы наведения орудия боевой машины. К этому сенсору, служащему в качестве основы системы ситуационной осведомленности, может быть добавлена информация, генерируемая современными многофункциональными информационно-управляющими системами с нештатной информацией от различных источников, и представляемая экипажу на экране СУБ. Будь то сигналы предупреждения в реальном времени, требующие немедленного реагирования на угрозу, будь то информация, позволяющая планировать свои действия (используемая, например, для выбора маршрута обхода превосходящих сил противника или для создания засады), системы ситуационной осведомленности жизненного необходимы для выживания машин и их экипажей.

Использованы материалы:
www.elbitsystems.com
www.cobham.com
www.intracomdefense.com
www.rheinmetall-defence.com
www.baesystems.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Крапива 17 марта 2015 05:52
    Вот ребята-это будущее. Спокойно может повторится сценарий финской или 2й отечественной (по истребителям) войн. Финские снайпере уходили с позиций только когда патроны кончались. Немецкие асы летали по радио наводке и никогда не возвращались на базу с нерастраченным боезапасом. К примеру советский ас Покрышкин сбил 59 самолетов при 650 вылетов. Это 1 самолет на 11 вылетов. Т.е тупо летал и жег народное добро. Эрих Альфред Хатман 1525 вылетов на 352 победы. Т.е 4.4 вылета на 1 самолет. Это и превосходство в тактике группового боя и осведомленность. О чем речь в статье.
    1. Александр романов 17 марта 2015 06:33
      Цитата: Крапива
      К примеру советский ас Покрышкин сбил 59 самолетов при 650 вылетов. Это 1 самолет на 11 вылетов. Т.е тупо летал и жег народное добро. Эрих Альфред Хатман 1525 вылетов на 352 победы

      Нда,трудно вам .У нас засчитывались только подтвержденные потери противника,а так как немцы были джентльменами,то верили на слово Хартманну.Кстати фамилия его ХАРТМАНН,а не ХАТМАН.
      В его корьере были случаи ,когда он сбивал три ИЛ 2 не потратив и 200 патронов, в одном случае "сбил" 2 самолета израсходовав всего 7 патронов lol Но повторюсь,немецкие офицеры были джентльменами и сомнений в правдивости его слов никто не высказывал,хотя и смотрели косо на аса laughing
    2. Dudu 17 марта 2015 08:28
      Вы бы для начала изучили сценарий Финской войны, кинохронику просмотрели бы, поинтересовались бы, а вёл ли кто-либо в истории в 40 градусные морозы войну на столь укреплённой территории противника в лесной местности и с какими результатами.
      Вот потом бы и ставили проблемные вопросы о том, как надо брать скальные доты с фланговыми секторами обстрела без потерь или воевать круглые сутки без обморожений. Или хотя бы сначала придумали, как беспроблемно в таких условиях солдатам можно справить нужду или выспаться. Ваши рекомендации очень пригодятся...
      Dudu
    3. Комментарий был удален.
    4. Лопатов 17 марта 2015 10:02
      Цитата: Крапива
      Т.е тупо летал и жег народное добро.

      Потому что большинство его вылетов были не на "свободную охоту", а на прикрытие. Войск, собственной штурмовой и бомбардировочной авиации...
    5. Cat Man Null 17 марта 2015 14:22
      Цитата: Крапива
      советский ас Покрышкин сбил 59 самолетов при 650 вылетов. Это 1 самолет на 11 вылетов. Т.е тупо летал и жег народное добро. Эрих Альфред Хатман 1525 вылетов на 352 победы. Т.е 4.4 вылета на 1 самолет

      "Ваша необразованность сравнима только с вашей же невоспитанностью" (с) Стругацкие
    6. Bugor 17 марта 2015 14:49
      Вы бредите. Просто вот так. Каков эффект от уничтожения Х.такого количества самолётов? И каков П.? Вы не думаете о том, что война - это не конь в вакууме, и решают не количество убитых и сбитых, а территории, занятые противником. Да почитайте самого (о самом) Х. ВсЯ тактика - выскочил-ударил-убежал. А что там дальше творитсЯ- сколько бомберов летят - неинтересно. Главное, он свой ЛС поднял. А то, что несбитые им бомберы закатали Под землю эшелон с боеприпасами для целой дивизии это неинтересно.
    7. Mik13 18 марта 2015 02:02
      Цитата: Крапива
      Вот ребята-это будущее. Спокойно может повторится сценарий финской или 2й отечественной (по истребителям) войн. Финские снайпере уходили с позиций только когда патроны кончались. Немецкие асы летали по радио наводке и никогда не возвращались на базу с нерастраченным боезапасом. К примеру советский ас Покрышкин сбил 59 самолетов при 650 вылетов. Это 1 самолет на 11 вылетов. Т.е тупо летал и жег народное добро. Эрих Альфред Хатман 1525 вылетов на 352 победы. Т.е 4.4 вылета на 1 самолет. Это и превосходство в тактике группового боя и осведомленность. О чем речь в статье.


      Вы так мастерски сорвали покровы и порвали шаблоны, что прям слышно, как где-то заплакал один сванидзе...

      Если снайпер делает с одной позиции больше 3 выстрелов, он становится мертвым снайпером. И в финскую войну, и сейчас. Обычно там даже на похороны не остается - просто большая воронка.

      Что же касается авиации ВМВ...
      Знаете, если над переправой не сбили ни одного бомбардировщика, но при этом ни одна бомба на нее не упала - то Покрышкин задачу выполнил. Правда, не сбил ничего, и народное добро просто так сжег... Вот же пичалька....

      Зато господин Хартман очень хорошо знал, что на строй Пе-2, да еще и под прикрытием истребителей, кидаться не стоит. Будет больно. Поэтому он ждал, пока они отбомбятся и атаковал - нет, не бомбардировщик - там 3 точки и можно огрести - а истребители прикрытия, которые в этот момент были немного заняты.
      Вы даже не представляете, какой восторг такая тактика воздушной войны вызывала у немецкой пехоты. Бомбы на голову - это фигня, зато какой счет у белокурого рыцаря !

      Правда, войну почему-то про... в общем, не получилось. Но зато как эффективно !
  2. Dudu 17 марта 2015 08:21
    Степень информированности о событиях на поле боя имеет важное значение. Однако боевая задача по уничтожению противника всегда подразумевает возможность погибнуть. Так вот отношение к воинскому долгу или сохранению своей задницы и отличает нас от них. Идеология хищника всегда направлена на сохранение своей особы, так как она не сможет воспользоваться результатами грабежа в случае гибели. Вот отсюда столь чрезмерные ухищрения для увеличения шансов убить из-за угла.
    Dudu
  3. MooH 17 марта 2015 08:32
    Забавно, что только евреям пришло в голову делать систему сразу в цифре. Интересно посмотреть, как приведенное на фото аналоговое чудо будет экранироваться от помех и наводок.
  4. 2-ой12-ый 17 марта 2015 16:41
    ...Н.даа-а. Еще бы вывод на нашлемный дисплей и мехводу в танке обеспечен круговой обзор. Да и командиру такой нашлемный дисплей не помешал бы.
  5. ТОР2 17 марта 2015 20:58
    Компания Systematic недавно запустила свое новое программное обеспечение для СУБ SITAWARE FRONTLINE BMS, которое было протестировано датской армией и ее специальными силами. Основной принцип системы – это использование переносимых пользовательских данных таким образом, что командиры могут подсоединяться к системе с любой машины и эффективно работать на любом экране, начиная с восьмидюймового.

    а как на счёт левых подключений? Где гарантия, что в случае войны с технологичным противником ваше оборудование к нему не попадёт?
    Она бесшовно можно взаимодействовать с системой для транспортных средств BATTLE HAWK Vehicle System (BHVS) и системой командования BATTLE HAWK Command System (BHCS). Последняя предназначена для работы на большими экранах в штабах различного уровня.

    И противник будет рассматривать Вашу карту на больших экранах. Вот смеху то будет. Вообщем всё для комфортной воины с государствами типа Югославии, Ирака, Ливии.
    В реальности эти наработки можно применить на раведывательно-дозорной машине.
  6. Radikal 17 марта 2015 22:50
    Наличие такой аппаратуры в ББМ- это все конечно чудненько, когда все работает, как говорится с "пол-пинка", и не вырубается в самый ответственный момент, после попадания допустим фугасного снаряда в машину. Только вот наши деды в Великую Отечественную и не подозревали,что когда-нибудь такая техника появится, однако и без нее видели и овраги, буераки и другие складки местности,и от взрывов научились "увертываться", и ...победили!
    1. CTABEP 18 марта 2015 22:33
      Потому что у противника техника была на том же уровне. Боюсь, никакой героизм и умение бы им не помогли, если бы у вермахта образца 1941-го года был бы GPS, тепловизоры и системы кругового обзора в каждым танке/ббм, рации с ладонь размером у каждого командира отделения и прочие радости 21-го века.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня