О стимулировании подготовки кадров для ОПК
Начинание замечательное, и очень хорошо, что правительство наконец-то обратило внимание на кадровые проблемы отрасли. Однако давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения мотивации — почему, собственно, наша молодежь должна получать техническую специальность и идти работать на завод?
Для освоения рабочих специальностей руки должны расти из правильного места, а для получения инженерного образования еще и учиться много придется. Да и сама учеба на инженера — это вам не гуманитарная болтовня, там понимание и старание нужно. И чего ради? Чтобы потом пойти работать на провинциальный завод и получать 20 тысяч рублей в месяц (рабочий) или 30 тысяч рублей (инженер)? Не проще ли сразу пойти учиться на какого-нибудь менеджера/юриста/психолога, а потом за те же самые 20 тысяч рублей продавать телефоны в салоне сотовой связи?! Деньги те же, трудностей в разы меньше, плюс перспективы роста и бонусы за активные продажи.
Нет, понятно, что на заводе приличную карьеру можно сделать, а потом и в высшие управленцы попасть. Но когда это еще произойдет, если вообще произойдет, а работать для этого нужно уже сегодня… Так что лучше синица в руке (в смысле спокойная учеба на популярного гуманитарного специалиста и торговля телефонами/кондиционерами/подгузниками по итогам обучения), чем журавль в небе (в смысле кропотливая и сложная учеба на инженера и тяжелая работа на заводе в ожидании повышения).
Более того, если ты все же получил техническое образование и можешь что-то сделать руками, то тебе совсем не обязательно идти на завод — езжай в столицу или в любой город-миллионер, устраивайся сборщиком мебели, окон, ремонтником, сантехником другим нужным и редким специалистом, и ты будешь всегда нужен и полезен людям, да и денег заработаешь прилично. Можно еще уехать на Север — суровая работа для суровых мужчин с отличной зарплатой. Если ты грамотный специалист, то инжиниринговые центры иностранных компаний, расположенные в России, тоже никто не отменял — там с зарплатой тоже все будет нормально.
Собственно, мы только что подошли к двум главным проблемам, вызвавшим кадровый голод: отсутствие стимулирования молодежи на выбор технической специальности вместо гуманитарной и отсутствие стимулирования молодых технических специалистов на выбор работы в ОПК вместо работы в иных местах.
К сожалению, меры, направленные на решение этих проблем, не нашли своего отражения в правительственном плане. Так что же делать, как нам стимулировать обновление кадров в ОПК? Методов много, но главное, чтобы они преследовали единую цель — стимулировать человека на получение технического образования с последующим трудоустройством на предприятия ВПК и длительной работой на них.
Как конкретно необходимо стимулировать молодежь? Ну, например, зарплатой. Правительство может утвердить перечень предприятий ОПК, минимальная зарплата на которых должна быть не менее средней зарплаты по стране по данным Росстата за предыдущий год, зафиксировать текущий уровень заработной платы на этих предприятиях и в недостающей части субсидировать эти предприятия из федерального бюджета. Так как большинство предприятий ОПК находится в федеральной собственности, часть субсидий бюджета можно заменить директивами руководству предприятий на увеличение зарплат за счет имеющейся прибыли, исходя из необходимости обеспечения утвержденного норматива. Попытки руководства компаний уменьшить расходы на зарплату по принципу «бюджет все равно возместит» пресекать, обязав выплачивать не меньше, чем на зафиксированную дату плюс индексация на уровень инфляции.
На практике эта мера даст реальный значительный рост доходов специалистов в ОПК, чем сделает эту отрасль привлекательной для молодежи.
По данным Росстата, средняя зарплата в России в 2014 году составила 32 611 рублей, что составляет «общую температуру по больнице» — в той же Москве средняя зарплата составила 61 241 рубль, а в Дагестане 19 359 рублей. Вместе с тем, именно благодаря этой усредненности установление минимальной зарплаты специалиста в ОПК исходя из средней зарплаты по стране и даст рост доходов.
Например, в Курганской области средняя зарплата в 2014 году составила 21 120 рублей, а средняя зарплата на производящем БМП Курганмашзаводе, по данным его руководства, составила 29 000 рублей. Таким образом, установление минимальной зарплаты на уровне средней зарплаты по стране позволит всем сотрудникам получать минимум 32 611 рублей, а не в среднем 29 000 рублей (раз это средние данные, значит кто-то получает тысяч 20, а кто-то и 40). Относительно средней зарплаты по Курганской области эффект вообще потрясающий — зарплата будет на 50% больше среднего уровня!
Затраты бюджета на этот рост будут тоже не столь велики — разница между средней зарплатой по стране и на Курганмашзаводе составит всего 3 611 рублей плюс 43% обязательных взносов итого 5164 рубля в месяц или 61 968 рублей в год. Исходя из численности предприятия около 5000 человек (указана в открытых источниках на 2012 год) получаем 309 миллионов 840 тысяч рублей — совершенно не астрономическая сумма.
При установлении минимальной зарплаты в ОПК на уровне средней по стране минимальный фонд оплаты труда на одного сотрудника составит 46 634 рубля в месяц (это с учетом обязательных платежей) или 559 608 рублей в год, что дает общий объем затрат на сто тысяч сотрудников в размере 55 миллиардов 960 миллионов 800 тысяч рублей в год. Необходимо отметить, что это общий фонд оплаты труда, субсидируемая государством часть окажется намного меньше. На примере Курганмашзавода это 9%, но даже если принять эту величину за 30% (а это справедливо, если сейчас на предприятиях ОПК сотрудники в среднем получают 22 828 рублей), то общий объем субсидирования из бюджета в расчете на 100 тысяч сотрудников составит 16 миллиардов 788 миллионов 240 тысяч рублей в год.
100 тысяч сотрудников — это как раз примерно столько, сколько хочет подготовить правительство РФ для ОПК до 2020 года. Увеличим полученную сумму в 4 раза (на заводах сейчас ведь кто-то работает, а значит, им тоже надо будет поднять зарплату) и получим 67 миллиардов 152 миллиона 960 тысяч рублей.
Много это или мало? Средств, потраченных на Олимпиаду в Сочи, хватило бы на 22 года субсидирования в указанном размере, а величины фонда национального благосостояния по состоянию на 1 марта этого года — еще на 68 лет.
Напомню, речь идет о субсидировании в размере 30%, но в реальности, на примере Курганмашзавода, наглядно видно, что благодаря огромному госзаказу зарплаты выросли, и необходимый размер субсидирования будет значительно ниже.
В общем, деньги в стране на стимулирование подготовки кадров для ОПК есть, другое дело, что, кроме денег, нужно желание что-то изменить, а также понимание того, что без достойной оплаты хороших специалистов не привлечь и не вырастить.
Информация