Дуэль двух адмиралов

Дуэль двух адмиралов


31-го марта 1904 года на внешнем рейде Порт-Артура взорвался и затонул флагманский корабль русского тихоокеанского флота броненосец «Петропавловск». Эта морская трагедия стала прологом к сокрушительному поражению России в войне с Японией 1904-1905 гг., ведь в числе семисот погибших моряков был и командующий флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Именно с ним император Николай Второй и все русское общественное мнение связывали надежды на осуществление стратегического замысла, который позволил бы выиграть войну на Дальнем Востоке.

Ясно, что смерть русского адмирала была выгодна противнику. Но стала ли она результатом преднамеренной диверсии японской разведки или же удачной атаки японской подводной лодки? А быть может гибель Макарова стала заключительным аккордом в череде нелепых случайностей и ошибок? Нельзя исключать и того, что адмирал Макаров стал заложником неверно выбранной им же самим тактики минной войны – все эти версии и предположения и станут предметом исследования в нашей программе.


«Искатели» попытаются доказать, что 31-го марта 1904 года японская разведка провела беспрецедентную операцию. В военной истории еще не было примеров, когда полководец вражеской армии выигрывал сражение и всю войну не на поле битвы, а с помощью секретного оружия. Какого именно? Об этом вы узнаете, посмотрев нашу новую программу.



Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. evilzorg 3 апреля 2012 13:03
    были люди когда то
    evilzorg
  2. Trapper7 9 августа 2012 15:15
    А быть может гибель Макарова стала заключительным аккордом в череде нелепых случайностей и ошибок?

    Вот уж точно - словно рок какой то тяготел над Россией в той войне. Сперва Макаров, затем снарядом убивает Витгефта и выводит из строя Цесаревич, в итоге эскадра не смогла прорваться из Порт-Артура. Во время Цусимы броненосец «Фудзи» получил "чемодан" в башню ГК и детонацию зарядов в самой башне и только СЛУЧАЙНОСТЬ спасла его от гибели (три британских линейных крейсера в Ютландском бою погибли именно от таких попаданий). В общем - одно к одному. Не уменьшая значения допущенных ошибок русским командованием и такую вещь как "везение" исключать нельзя. Японцы не только лучше подготовились - им еще и крупно везло всю войну.
  3. seafarer 5 декабря 2012 00:33
    При всем уважении к памяти выдающегося флотоводца С.О.Макарова, нельзя не заметить в его действиях непонятного для командира такого уровня элемента авантюризма. Поясню: выход в море на выручку миноносца "Стерегущий" на борту "Новика" (бронепалубного крейсера 2 ранга). По моему мнению - поступок явно на публику. Ведь Макаров прекрасно знал, как к нему относятся на эскадре, кроме того -- командиром "Новика" был тогда Н.О.Эссен, уже зарекомендовавший себя решительным и инициативным командиром.
    А выходы на рейд всей эскадрой и маневрирование в виду приближающегося японского флота в одном и том же районе?
    Неудивительно, что после нескольких таких выходов русской эскадры, Х.Того принял решение именно в этом районе выставить мины. И добился стратегического успеха - лишив Тихоокеанскую эскадру лучшего из всех возможных на тот момент командующих. Я так и не могу понять, почему признанный уже в мире теоретик минной войны в-а С.О..Макаров не дал команду протралить предварительно фарватер и место, где накануне ночью болтался подозрительный миноносец? Куда было спешить? Ведь эскадра Х.Того не в первый раз подходила к рейду Порт-Артура. И район сосредоточения и маневрирования русской эскадры был прикрыт береговыми батареями.
    Действительно, какой-то рок в этой войне был против русского флота... Опытные моряки заводят свои корабли на свои же минные банки, адмиралы принимают решения, словно противника вообще не существует, теоретик минной войны Макаров поступает прямо вопреки своим же теоретическим выкладкам.
    А о передаче - неточностей там много: в-адмирал не было высшим званием на флоте, тральщиков в 1904-05 годах в природе вообще не существовало (тралили мины тогда паровыми минными катерами с броненосцев) , так же как и не было у японцев во время осады П-Артура никаких подводных лодок. Да и расположение погребов боезапаса вместе с хранилищем морских мин на броненосцах - секрет полишинеля: такое расположение артпогребов было тогда принято повсеместно и сохраняется до сих пор.

    P.S. У нашего флота, к стати, ПЛ были, правда во Владивостоке, и в Артуре Налетов уже тогда начал строить прообраз "Краба".
    seafarer
  4. ЯМЗ-238 11 марта 2015 15:58
    Не суждено было сбыться планам....увы!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня