Military Review

Visiting veterans

10


This is the second part of the visit of the group "Military Review" in the city of Borisoglebsk. After visiting the museum at the Air Force Training Center, we went to a home for disabled people and veterans.

We went there with a strange feeling. Imagination painted different pictures, not the most optimistic. It was with what, to be honest. Let's just say that taking care of veterans and disabled people is not the strongest side of the Voronezh authorities.

And indeed, when it was already outside the city, in the forest, a rather unpresentable brick house appeared, we were depressed. Not for long. Once inside, we really stunned by what he saw. But more about that later, because we start immediately with those to whom we, in fact, went. With veterans.

In general, we initially did not plan something epoch-making, we thought just to talk privately, to talk for life. But the administration of the house decided a little differently, and we got to drink tea with all sorts of goodies like pies and cookies. Well, we didn’t hit the face either, took a couple of cakes with us. So they did not come to the table empty-handed.

In total in this house there was one participant of the war and seven participants of the labor front. The director of the house told us that last year there were five war veterans ... Sad statistics.

The doctor, who strictly monitored the wards, limited us a little in time, and generally recommended not to try, how and what. In order not to irritate the elderly. But we really didn’t intend to do that, and for the first half hour we were just engaged in talking about life. When the people relaxed, the conversation went, only had time to record.

Admittedly, the impression was not joyful. No matter how hard it is to talk about it, but most of our interlocutors are no longer here. Age, illness, hard life. Memory fails. Yes, and the nerves do not give much to remember.

The exception was the only participant in the war, Alexey Ivanovich Stepygin 1922 year of birth. He was quite sociable. But only the years again took their toll, and his story literally had to be assembled like a puzzle. He often jumped from one topic to another, but we managed.

Alexey Ivanovich, an artilleryman, more precisely, a spotter, passed from Moscow to Berlin through Stalingrad. He was never injured (confirmed by his personal card), but was contused twice. He was awarded THREE (!!!) orders of the Red Star, the Order of the Patriotic War of both degrees, 12 medals, including 2 "For Courage" and one "For Military Merit." I saw in his personal file these order books.

- Alexey Ivanovich, how did you start the war?

- And just. I am a Siberian, from Krasnoyarsk. He served urgent in Omsk. Year already served. So I say, rattled pears. We were then built, they said that the war began with the German. Then they gave everyone carbines, led to the shooting range. Said, "Shoot." Well, I shot well, a team was formed from us and sent under Saratov. There still materiel trained, and everything, to the front.

- And then?

- And then where we were sent, went there. Shot, then drove again. Damn it, yes. And again they drove, shot. All war so.

“Do you remember the cities you passed through?”

- I don’t remember almost anything. I remember Moscow, I remember Stalingrad, it was scary there. And then everything merges into one. Berlin remember. We stood under the city, but after the victory, we sort of showed how we were taken.

- How was your performance?

- I was very even. This is for those who have guns, there is not easy. The projectile weighs a lot, and even charge it. Shit ... And I was too small, the most important thing for me is to find a place on the front end. Height to be seen. And there prizhuhatsya. We worked two by one, one looks, the second amendment gives. And orem ...

- And how was the connection?

- Yes, there was a bad connection. This is when, when the radio went ... Phone, phone ... And the wire will kill somewhere, while the telephonist there will fix, and the regiment beats, you need to specify where to beat ...

“Didn’t the Germans shoot you?”

- Yes, how can they not shoot? Hans, he is also not a fool, if there is a height, then someone should sit there. They quickly understood this business. It is good, when there are a lot of heights, and when one - wait, there will be a dope from them. I was so contused for the first time. And piled with Seryoga. We were dug up for a long time. But dug up.

- And the second time how?

- And the second time. Only we were sitting in a house on the edge of the city. So it exploded that half of my teeth flew out. And the month did not hear anything.

- What are you awarded orders?

- During the war ... We shot at the Germans, they shot at us. For this and gave. We did not chase after them, they found us themselves. We had a general, he rewarded ... I do not remember already, for what. Years how many ... It was then I was a junior sergeant, but now what? Now live a bit more, but you can already die.

- Do you remember the victory?

- Yes, our general came to us, he said that everything, Khan to Hitler. And we were taken to the house of Hitler, show. There everything was dug up by craters, maybe we shot. I already had a PPSh, I shot all the bullets, which were. Shouted, sang, there was joy. What a joy it was ... Now, if I now give a hundred, and I should show you the harmony, what joy it was ...



So it was not possible to properly photograph the narrator.

Aleksey Ivanovich really broke up, and a clear signal came from the doctor and director who was watching all this: enough. Of course, we did not insist. Sadly, of course, there is an understanding that soon our veterans will no longer be left at all. It is good that at least some islands of memory still exist.

We talked with other participants in our meeting, there will definitely be more stories about the labor front.

I would like to say a few words about the place where we met. I wrote at the beginning of the material that we were surprised. And pleasantly surprised. Instead of a dark almshouse - quite a modern rest home. With absolutely modern medical technology. The director told us that doctors from the district hospital come light, use all local equipment. And then he showed us photos of 2009 of the year. Here was just a shock. It is even worse than we imagined. Stable, in a word.

But in five years a great and noble work has been done. And we saw that everything: a modern comfortable home for disabled people and veterans. And this is a great merit of its director, Anatoly Vasilyevich Kasyanov. Former track and field coach.




Dental office. Quite modern.



Procedural room.



Chamber for four.



Cabinet ultrasound (and still some thing there).



Nursing room.



Gym. On 4 places. Plus a massage room for two.



And this is what the house of veterans looks like outside.

The conditions in which veterans and disabled people are located are impressive. One can only be glad for them. But as a fly in the ointment, it’s painful to understand that if such an attitude towards them was not now, but twenty years ago, most likely, we would have a completely different picture now. In quantitative terms, in qualitative. One could just help them live more than one year. A thousand times it is a pity that such a thaw began only in recent years.

We once again express our gratitude to Anatoly Vasilyevich and all the staff of the house of veterans, both for organizing the meeting and for the tremendous work done.
Author:
10 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Andrey Yuryevich
    Andrey Yuryevich 17 March 2015 05: 29
    +10
    Once again, we express our gratitude to Anatoly Vasilievich and all the staff of the veteran’s house, both for organizing the meeting and for the enormous work done.
    Posted by Banshee, Fing
    yes I join! such an attitude should be the norm, although very late ... much. almost no veterans. soldier
    1. igorka357
      igorka357 17 March 2015 13: 48
      +3
      Our grandfathers and grandmothers are veterans always alive, while their grandchildren and great-grandchildren are alive, and so on !!! The main thing is to pass this from generation to generation !!!
  2. German Kutuzov
    German Kutuzov 17 March 2015 06: 47
    +8
    Health to our veteran heroes! I thank the author for the story.
  3. parusnik
    parusnik 17 March 2015 07: 32
    +4
    I bow to you!
  4. valokordin
    valokordin 17 March 2015 07: 38
    +4
    Hello Alexey Ivanovich. You’ll meet a friend unexpectedly and unexpectedly on the Internet, you don’t remember me, but you can remember my father, a former pilot instructor at the Borisoglebsky school, electric welder at the Borisoglebsky Car Repair Plant, where you worked with him - Nikolay Karpov. You broke up in 1954. when he was sent to the virgin lands. And I studied with your son Victor at the same school until 1964. I don’t know if Victor is alive, but I don’t believe that he could leave you alone in the House of Veterans. Happy Victory Day !!!. Live to at least 100 years.
  5. hohryakov066
    hohryakov066 17 March 2015 08: 16
    +6
    Very few of them are left! Highly! Let them now be surrounded by real care and attention! In his work, he made it a rule for veterans to provide assistance even to the detriment of the interests of their office. The best part is that my bosses support me in this! I recommend to everyone on whom at least something depends in solving the problems of veterans to do so. Very few of them already!
  6. avia12005
    avia12005 17 March 2015 08: 16
    +5
    Thanks to the authors for their soulfulness, spirituality and memory!
  7. semirek
    semirek 17 March 2015 11: 00
    +3
    Glory to the people of the winner! Father is also a veteran who participated in the assault on the Saur-Grave and the liberation of Donbass from the Nazi occupiers.
  8. Max_Bauder
    Max_Bauder 17 March 2015 12: 13
    +1
    Amused moment smile :

    “Didn’t the Germans shoot you?”

    - But how can they not shoot? Hans, he is also not a fool, if there is a height, then someone should sit there. They quickly understood this matter. It is good when there are many heights, and when one - wait, there will be additional solders from them. This was the first time that I was concussed.


    PySy. you need to put yourself in the place of the enemy and think where to attack, so you defend a weak spot.
  9. Sendi7s
    Sendi7s 17 March 2015 16: 04
    +3
    THANKS TO YOU, VETERANS!
    And those who are trying to create a decent life for them.
    And of course, many thanks to Roman! For new trips and meeting new people! Especially - with those to whom we owe for the Great Victory in that terrible war with the Nazis - with veterans. May the remaining days on this earth be brightened with care and attention ...
  10. lestad
    lestad 17 March 2015 16: 30
    0
    Thank the granfather for the victory!!!
  11. EvgNik
    EvgNik 17 March 2015 17: 19
    +1
    Thanks, of course, to the doctors and to everyone who helped to create all this. But why are we always late! How many veterans have not survived, and if done on time, maybe now many would have lived.

В гостях у ветеранов

В гостях у ветеранов


Это вторая часть визита группы "Военного обозрения" в город Борисоглебск. После посещения музея при учебном центре ВВС мы направились в дом инвалидов и ветеранов.

Ехали мы туда со странным чувством. Воображение рисовало разные картины, не самые радужные. Было с чего, если честно. Скажем так, забота о ветеранах и инвалидах — не самая сильная сторона воронежских властей.


И действительно, когда уже за городом, в лесу, показался довольно непрезентабельный кирпичный домик, мы приуныли. Ненадолго. Попав внутрь, мы реально обалдели от увиденного. Но об этом чуть позже, потому как начнем сразу с тех, к кому мы, собственно, ехали. С ветеранов.

Вообще, мы изначально не планировали чего-то эпохального, думали просто приватно побеседовать, поговорить за жизнь. Но администрация дома решила несколько иначе, и мы попали на распитие чая со всякими вкусностями типа пирожков и печений. Ну, мы тоже в грязь лицом не ударили, прихватили с собой пару тортов. Так что к столу явились не с пустыми руками.

Всего в этом доме находился один участник войны и семь участников трудового фронта. Директор дома сказал нам, что еще в прошлом году участников войны было пять... Грустная статистика.

Врач, строго наблюдавшая за подопечными, немного нас ограничила во времени, и вообще рекомендовала особо не допытываться, как и чего. Чтобы не нервировать стариков. Но мы особо и не собирались этого делать, и первые полчаса занимались просто болтовней за жизнь. Когда народ расслабился, беседа пошла, только успевали записывать.

Надо признаться, впечатление осталось не радостное. Как ни тяжело об этом говорить, но большинство наших собеседников уже не здесь. Возраст, болезни, нелегкая жизнь. Память подводит. Да и нервы особо не дают вспоминать.

Исключением стал единственный участник войны, Алексей Иванович Степыгин 1922 года рождения. Он был весьма общителен. Вот только годы опять-таки брали свое, и его рассказ пришлось буквально собирать, как паззл. Он часто перескакивал от одной темы к другой, но мы справились.

Алексей Иванович — артиллерист, точнее, корректировщик, прошел от Москвы до Берлина через Сталинград. Ни разу не был ранен (подтверждается его личной картой), но дважды был контужен. Награжден ТРЕМЯ (!!!) орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны обеих степеней, 12 медалями, в том числе 2 "За отвагу" и одной "За боевые заслуги". Я видел в его личном деле эти орденские книжки.

— Алексей Иванович, как вы начали войну?

— А просто. Я сибиряк, из Красноярска. Служил срочную в Омске. Год уже служил. Так скажу, груши околачивал. Нас тогда построили, сказали, что началась война с немцем. Потом выдали всем карабины, повели на стрельбище. Сказали: "Стреляйте". Ну я хорошо отстрелял, из нас команду сформировали и отправили под Саратов. Там еще матчасть потренировали, и все, на фронт.

— А дальше?

— А дальше куда нас посылали, туда и ехали. Стреляли, потом опять ехали. Чинились, да. И опять ехали, стреляли. Всю войну так.

— Вы помните города, через которые проходили?

— Уже ничего не помню почти. Москву помню, Сталинград помню, там страшно было. А потом все уже сливается в одно. Берлин помню. Мы под городом стояли, но после победы нас вроде как показать возили.

— Как вам было в плане выполнения своих обязанностей?

— Мне было очень даже. Это тем, кто у пушек, там непросто. Снаряд весит много, да еще и заряд к нему. Потаскай... А я мелковат был, мне самое главное — это место на передке найти. Высоту, чтобы видно было. И там прижухаться. Мы по двое работали, один смотрит, второй поправку дает. Так и орем...

— А как со связью было?

— Да плохо со связью было. Это когда-когда радио пошло... Телефон, телефон... А провод перебьет где-то, пока там телефонист починит, а полк бьет, надо указывать, куда бить...

— А по вам немцы не стреляли?

— Да как им не стрелять? Ганс, он тоже не дурак, если есть высота, то там должен кто-то сидеть. Они быстро это дело понимали. Хорошо, когда много высот, а когда одна — жди, будет доппаек от них. Меня так первый раз контузило. И завалило с Серегой. Нас долгонько откапывали. Но откопали.

— А второй раз как?

— И второй раз так. Только мы в доме на краю города сидели. Так рвануло, что у меня половина зубов вылетела. И месяц не слышал ничего.

— За что вас орденами наградили?

— За войну... Мы по немцам стреляли, они по нам. За это и давали. Мы за ними не гонялись, они нас сами находили. У нас генерал был, он награждал... Не помню уже, за что. Лет сколько... Это я тогда был младший сержант, а сейчас что? Сейчас пожить еще чуток, да уже и помереть можно.

— А победу помните?

— Да, к нам генерал наш приехал, сказал, что все, хана Гитлеру. И нас повезли в дом Гитлера, показать. Там все изрыто было воронками, может, и мы стреляли. У меня тогда уже ППШ был, я все патроны расстрелял, какие были. Орали, пели, радость была. Какая радость была... Вот если мне сейчас сотку дать, и гармонь, я бы показал тебе, какая радость была...

В гостях у ветеранов


Так и не удалось нормально сфотографировать рассказчика.

Алексей Иванович реально разошелся, и от наблюдающего за всем этим врача и директора поступил однозначный сигнал: хватит. Конечно, мы настаивать не стали. Грустно, конечно, есть понимание, что скоро наших ветеранов уже не останется совсем. Хорошо, что хоть какие-то островки памяти еще есть.

Мы говорили и с другими участниками нашей встречи, обязательно будут еще рассказы о трудовом фронте.

Несколько слов хотелось бы сказать о том месте, где мы встречались. Я в начале материала уже писал, что мы были удивлены. Причем приятно удивлены. Вместо темной этакой богадельни — вполне современный дом отдыха. С абсолютно современной медицинской техникой. Директор нам сказал, что врачи из районной больницы приезжают налегке, используют все местное оборудование. А потом показал нам фотографии 2009 года. Вот тут просто был шок. Это даже хуже, чем мы себе представляли. Конюшня, одним словом.

Но за пять лет была проделана большая и благородная работа. И мы увидели то, что все: современный комфортный дом для инвалидов и ветеранов. И в этом огромная заслуга его директора, Касьянова Анатолия Васильевича. Бывшего тренера по легкой атлетике.

В гостях у ветеранов
В гостях у ветеранов


Стоматологический кабинет. Вполне современный.

В гостях у ветеранов


Процедурная комната.

В гостях у ветеранов


Палата на четверых.

В гостях у ветеранов


Кабинет УЗИ (и еще какая-то штука есть).

В гостях у ветеранов


Комната медперсонала.

В гостях у ветеранов


Тренажерный зал. На 4 места. Плюс еще массажный кабинет на двоих.

В гостях у ветеранов


А так выглядит дом ветеранов снаружи.

Условия, в которых находятся ветераны и инвалиды, впечатляют. Можно только порадоваться за них. Но как ложка дегтя в бочке меда, мучает понимание того, что если бы такое отношение к ним было не в настоящее время, а лет двадцать назад, скорее всего, мы бы сейчас имели совсем другую картину. Что в количественном отношении, что в качественном. Можно было бы просто помочь им прожить еще не один год. Тысячу раз жаль, что такая оттепель началась только в последние годы.

Еще раз выражаем признательность Анатолию Васильевичу и всему персоналу дома ветеранов как за организацию встречи, так и за огромную проделанную работу.
Автор: Banshee, Fing


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. андрей юрьевич 17 марта 2015 05:29
    Еще раз выражаем признательность Анатолию Васильевичу и всему персоналу дома ветеранов, как за организацию встречи, так и за огромную проделанную работу.
    Автор Banshee, Fing
    yes присоединяюсь! такое отношение должно быть нормой,хотя сильно запоздало...сильно. ветеранов уже почти нет. soldier
    1. игорка357 17 марта 2015 13:48
      Наши деды и бабушки ветераны живы всегда,пока живы их внуки правнуки,и так далее!!!Главное передавать это из поколения в поколение!!!
  2. Герман Кутузов 17 марта 2015 06:47
    Здоровья нашим героям-ветеранам! Благодарю автора за рассказ.
    Герман Кутузов
  3. parusnik 17 марта 2015 07:32
    Низкий поклон Вам!
  4. valokordin 17 марта 2015 07:38
    Здравствуйте Алексей Иванович. Вот так негаданно и нежданно в интернете встретишь знакомого, Вы меня не помните, но отца моего, бывшего лётчика инструктора Борисоглебского училища, электросварщика Борисоглебского Вагоноремонтного завода, где Вы работали вместе с ним- Карповым Николаем может вспомните. Вы расстались в 1954г. когда его отправили на целину. А я учился вместе с Вашим сыном Виктором в одной школе до 1964г. Не знаю жив ли Виктор, но не верю, чтобы он мог Вас бросить одного в Доме Ветеранов. С наступающим Днём Победы!!!. Доживите хотя бы до 100 лет.
  5. hohryakov066 17 марта 2015 08:16
    Очень мало их осталось! Очень! Пусть хоть сейчас они будут окружены настоящей заботой и вниманием! По своей работе принял за правило ветеранам оказывать помощь даже в ущерб интересам своей конторы. Самое приятное, что и начальство мое меня в этом поддерживает! Рекомендую всем, от кого зависит хоть что то в решении проблем ветеранов поступать так. Очень мало их уже!
  6. avia12005 17 марта 2015 08:16
    Спасибо авторам за душевность, духовность и память!
  7. semirek 17 марта 2015 11:00
    Слава народу победителю! Отец тоже фронтовик-участник штурма Саур- Могилы и освобождения Донбасса от немецко-фашистких оккупантов.
  8. Max_Bauder 17 марта 2015 12:13
    Позабавил момент smile :

    — А по вам немцы не стреляли?

    — Да как им не стрелять? Ганс, он тоже не глупец, если есть высота, то там должен кто-то сидеть. Они быстро это дело понимали. Хорошо, когда много высот, а когда одна — жди, будет доппаек от них. Меня так первый раз контузило.


    ПыСы. нужно себя ставить на место врага и думать куда бы атаковать, так слабое место и защищаешь.
  9. Sendi7S 17 марта 2015 16:04
    СПАСИБО ВАМ, ВЕТЕРАНЫ!
    И тем, кто старается создать им достойную жизнь.
    И конечно же, огромное спасибо Роману! За новые путешествия и встречи с новыми людьми! Особенно - с теми, кому мы обязаны за Великую Победу в той страшной войне с фашистами - с ветеранами. Пусть оставшиеся дни на этой земле будут у них скрашены заботой и вниманием...
    Sendi7S
  10. lestad 17 марта 2015 16:30
    Спасибо Деду за Победу!!!
  11. EvgNik 17 марта 2015 17:19
    Спасибо, конечно, врачам да и всем кто помог всё это создать. Но почему мы всегда опаздываем! Сколько ветеранов не дожили, а если бы сделано было вовремя, может и сейчас бы многие жили.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня