«А вместо «сердца» – пламенный мотор 5-го поколения»

10
«А вместо «сердца» – пламенный мотор 5-го поколения»


После того, как прошла демонстрация российского истребителя пятого поколения «ПАК ФА» на публичной премьере в воздухе, опять, похоже, сохраняется паритет. Тем не менее, по мнению создателей самолета, «ПАК ФА» продемонстрировал лишь тридцать процентов своих пилотажных способностей. Как считают разработчики, не полностью был раскрыт потенциал летных качеств истребителя и его и двигателей. «Сердце» истребителя – это двигатель пятого поколения, разработкой и изготовлением которого занималось НПО «Сатурн». Объединение входит в состав «Оборонпром» компании «Ростехнологии».

В авиационном мире рев турбин истребителя наделал много шума. В споре между российским «Т-50» и американским «Ф-22» большинство отдает предпочтение нашему истребителю. По мнению экспертов, потенциал у самолета и инновационных двигателей – неисчерпаем. Разработчики двигателя уверены, если не создать двигатель сейчас, который будет лучшим и через десятилетие, то можно с уверенностью утверждать, что отставание уже невозможно будет наверстать.



Юрий Шмотин, генеральный конструктор НПО «Сатурн» рассказывает: «В чем уникальность двигателя? Так это моноколесо довольно-таки большого диаметра, с очень большой степенью сжатия и с высочайшими характеристиками не только в рабочей точке, но и во всех линиях происхождения газодинамических процессов. Вот что неповторимо. И могу заявить, что отечественная индустрия пропеллеров с такими характеристиками раньше никогда не делала».

Рабочее название данного двигателя – «Изделие 129». Его конструкция и характеристики еще совершенствуются, для невозможности обнаружения самолета радарами противника разрабатывается плоское сопло. Демонстрировать двигатель «ПАК ФА», тем более его элементы конструкции – категорически запрещено. Все засекречено. Но уже многое из новейших разработок переносятся и на гражданские проекты. Флагманом здесь будет силовой агрегат «SaM146» для «Sukhoi Superjet-100». Серийный выпуск этих двигателей был налажен еще в прошлом году. А уже минувшим летом первые авиалайнеры стартовали со взлетных полос аэродромов.



Илья Федоров, управляющий директор НПО «Сатурн» рассказывает: «В особенности довольны тем, что в самолете бесшумно и уютно. Ощущения сопоставимы с 320-й серией и с «Боингом-737», даже получше, потише, и скорость вполне приличная. Говорили мне даже, что эти машины умудрялись обгонять самолеты, которые летели ниже или выше по эшелонам».

Прекрасные конструкторские решения двигателя закладываются в Рыбинском КБ. Основной гордостью конструкторов являются оригинальные лопатки компрессора.

Павел Чупин, начальник ОКБ НПО «Сатурн» рассказывает: «В ней секретов практически нет, все секретные разработки внутри. Мы их своими патентами тщательно охраняем».

Дело все во внутрилопаточных специальных каналах, по которым происходит движение воздуха.



Далее Павел Чупин объясняет: «Данная модель лопатки выращивается с внедрением особых пластических масс на специальных станках, которые облучаются лазером. Вы сможете увидеть очень много таких каналов. Они носят название – ребрение. В каналах по лопатке проходит воздух и таким образом гарантируется теплообмен и охлаждении металлической поверхности лопатки»

Именно благодаря такому охлаждению поверхности лопатки возможно увеличить температуру сгорания горючего и, следовательно – тягу двигателя. За нее именно борются все разработчики двигателей в первую очередь. Чтобы наладить выпуск таких деликатных деталей, на заводе целиком произвели переоснащение производства. Тончайшие отверстия и каналы в титановых деталях до 0,3 мм делаются на станках электроэрозионной отделки.

«Четыре лопатки и 37 отверстий делаются одновременно. Не такая уже и невыполнимая задача – сверлить одновременно два отверстия. А вот все 37, причем в соответствующих координатах, по словам летчиков, – это уже «высший пилотаж», – убежден заместитель начальника цеха №34 Роман Лобырев.
Подобные двигатели обязаны поднять российское авиастроение на новую вершину. Уже разрабатываются планы по установке SaM146 на амфибии «Бе-200» и региональные Ан-158. В России лучше двигателей для самолетов таких габаритов никто не производит. Тут же, в самом Рыбинске, производились и двигатели для праотца «Sukhoi Superjet 100» – знаменитого Ту-154. Но «SaM146» – один из первых российских авиадвигатель, изготовленный согласно международных стандартов.

Управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров говорит: «Все идет точно по графику и все складывается, как LEGO. Имеется ввиду полная взаимозаменяемость. Любой двигатель не считается уникальным, как в Советском Союзе. Тогда практически каждая деталь делалась вручную. Сейчас – все автоматизировано. У станков-роботов плохого настроения не бывает и брак – скорее редкое исключение, чем правило».

Далее господин Федоров продолжил: «Это совершенно иная надежность, иные возможности, изначально ресурс в два раза выше на SaMе и, естественно, подход совершенно другой. То есть работать с SaMом в процессе эксплуатации гораздо быстрее и проще. Время, потраченное на простой самолета, на порядок меньше, чем при эксплуатации двигателей ТУ-154 и Ил-76».

Начальник цеха по серийной сборке двигателя SaM146 №80 Михаил Сасарин поясняет: «Сменить можно какой-то модуль в двигателе, если в нем что-то произошло или выработан положенный ресурс. Элементарно можно сменить такой модуль, не возвращая целиком двигатель в цех сборки, и продолжить его дальнейшую эксплуатацию».

После того, как двигатель собран, его отправляют на стендовые испытания. Обкатка SaMа проходит на земле. Саму сборку доверяют, как принято во всем мире, человеческим рукам.

Начальник испытательного корпуса №7 Роман Любимов считает: «Значение испытаний на стендах невозможно переоценить. Это обязательное условие для того, чтобы авиационный двигатель для гражданского самолета смог быть установлен на данный авиалайнер. Разумеется, результат испытаний обязан быть только позитивным. При условии, если результат будет негативным, то двигатель сразу возвращается в сборочный цех на устранение замечаний или ремонт».
По артериям данного SaM146 побежит керосин. Его лопатки уже начнут свою работу в Комсомольске-на-Амуре, когда с завода в авиакомпанию отправится очередной серийный «Superjet». Однажды даже «сатурновские» двигатели предотвратили трагедию на регулярных авиарейсах.

Генеральный конструктор НПО «Сатурн» Юрий Шмотин рассказывает: «Произошел такой случай. Во время полета самолет столкнулся со стаей птиц. Причем не одна, а несколько птиц оказались в двигателе. После того, как двигатель был протестирован, не было обнаружено ни одного дефекта. Этот случай уникален и лишний раз доказал надежность той техники, которая производится на НПО «Сатурн».

В подобной ситуации оказался два года назад. У «А-320» отказали двигатели. Тогда авиалайнер пришлось сажать на Гудзонский залив. Лишь благодаря мастерству пилотов катастрофу удалось избежать.

Двигатель SaM146 еще в 2010 году испытали на залетание в него птиц. Тогда, исходя из жестких европейских общепризнанных норм, он одновременно «пообедал» сразу четырьмя утками. А еще и удачно пережил попадание льда и града.

Роман Любимов, начальник испытательного корпуса №7 рассказывает: «К утрате управляемости двигателя, к утрате главных характеристик ниже допустимых границ это не привело. Это, фактически тот результат, который нашел свое подтверждение и на сертификационных тестированиях на открытом испытательном стенде в Полуево».

Этот стенд скоро опять заработает. Тут запланированы испытания новейшего российского авиадвигателя. «Сатурн» принял участие в работе над прорывным двигателем ПД-14, который разрабатывается для магистрального самолета «МС-21».

Юрий Шмотин, генеральный конструктор НПО «Сатурн» считает: «Это будет абсолютно новая конструкция лопатки пропеллера – полый титан. Следует отметить, что уже сегодня, как использование полой лопатки, обязано рассматриваться и использование композитных материалов. Мы тут обязаны следовать за фаворитами в области двигателестроения – «Дженерал электротехник». Они уже используют в производстве двигателей композиционные лопатки пропеллера».

Экономичность и экологичность – вот основные составляющие, за которые борются инженеры и авиаконструкторы всего мира. Однако для пассажира самолета самым главным критерием будет – скорость, удобство и тишина в салоне. Станет ли таким полет в будущем? Увидим.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    10 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. dimarm74
      +1
      26 сентября 2011 10:59
      Я конечно не специалист в авиастроении, но почему то даже мне очевидно...., что пытаться в уже созданный планер вставить двигатель....который еще предстоит создать??? Поплывет весь планер наверняка....и придется его заново делать......
      1. 0
        27 сентября 2011 00:02
        Не-е-е... Скорее он будет летать как ТУ-2, был такой самолёт...создан до войны под несуществующий двигатель, поэтому летал в основном уже в самом конце и после войны...
    2. +1
      26 сентября 2011 11:31
      Насколько я понял, что на момент преставления новый двигатель не был до конца готов, и его заменили предыдущим поколением. А может, "светить" не захотели. Так что выходит, они заменяемы...
      1. Sergh
        0
        26 сентября 2011 19:51
        Роман, я конечно уже в новых двигателях профан! Но вот Сухари 24, от 34-х отличаются здорово. Звук и свист совершенно разный. Но скажу последние (34) стали каки-токи другие, он, зараза, позавчера взлетел и свечёй с земли почти вертикально. Я не понял, зачем? И метров на 800 ровненько в горизонталочку (ну на против в окно хорошо видать) как ни в чём, не снижая скорости чётко на запад чуть с поправкой на Москву в 20-00 по Сибири попёр красавец. Бинкля бы была, может и бортовой разглядел. Я ещё удивился, чё это они вечером уходят? А то Ту-22МС3 летом садился. Чуть все телеантены не посрезал, гад этакий. Хорош мерзавец! Ну ладно, если-чё, свисну!
      2. Sergh
        0
        26 сентября 2011 20:16
        Была видеокамера старинькая, да сломалась, выбрасил. На работе есть у ребят, мож возьму, если дадут на пару недель. Фоткну ролик, выложу без бозару. Попытаюсь, ха, самому глянулось, чё раньше не придумал?
        1. 0
          13 декабря 2012 13:29
          не стоит. китайцы увидять твой ролик и через пару месяцев у них взлетит очередной уникальный, полностью сконструированный самолет 4++ поколения- j100500. выглядеть он будет примерно так:
        2. 0
          13 декабря 2012 13:31
          не стоит. китайцы увидят твой ролик и через пару месяцев у них взлетит очередной уникальный, полностью сконструированный китайскими великими авиконструкторами самолет 4++ поколения- j100500. выглядеть он будет примерно
          только на заднем фоне будет великая китайская стена и будет в желтом заводском цвете.
    3. rise
      +3
      26 сентября 2011 16:01
      популисткая байка сделали двигатель Sam146 , да компрессор наш а турбина ( наиболее сложная часть двигателя так как работает на выходе при огромных температурах) французская приходит на завод опечатанная чтобы ничего не могли открутить посмотреть в случае поломки приезжают французы меняют полностью не какого ремонта.
      1. Bogatir
        0
        26 сентября 2011 19:37
        Газген СаМ-146(да - самая главная часть) - приходит пломбированая из Франции, без праава лезть туда. Сам газген - истребительный и старого 3-го поколения.
        Холодную часть Сатурн не делает - собирает из французкого. и то - часто уже повешаные движки - снимают на доделку на завод.
        Движок старый и сырой. За несколько месяцев уже поймали помпажи, уже снимали на ремонт.
        По сравнению с д-436 - дороже аочти в два раза, тяжелее, слабее, удельно-прожорливее, не проверен. Единственное что - более скоростной.
    4. mitrich
      0
      26 сентября 2011 16:55
      Вопрос к украинским пользователям:
      "Мотор Сич" на плаву? Работает ли?
      1. Bogatir
        +1
        26 сентября 2011 19:02
        Лучшее предприятие из всего постсовка с динамическим производстом, ростом прибыли, новыми уникальными разработками пачками практически всего спектра двигателей.
        Сатурн - фуфло и банкрот, его спасло только вливание госсредств. Много вранья, особенно про СаМ-146.
        Салют пожалуй, самое живое российское предприятие. Живет на экспорте в Индию и Китай, коопирации с Мотор Сич.
        Климов полудохлый и что есть - РД-33, тоже китайцы.
        Пермяки - ПС-90 не нужен, работают над проектом ПД-14 для МС-21 за госфинансирование.
        Кузнецов - мертв.
    5. Sanzyro
      +2
      26 сентября 2011 18:34
      Работает "Мотор Сич"! Никуда ни делся! И на плаву, пока, слава Богу...Статья недавно в "Аргументах" была. Хорошая. Нелегко им конечно, но кому сейчас легко?
      1. Bogatir
        +1
        26 сентября 2011 19:06
        http://investfunds.ua/news/zaporozhskij-oazis-dvigatelestroeniya-argumenty-nedel
        i-83439/

        http://avis.ucoz.kz/news/motor_sich_gotovo_postavit_na_superjet_100_bolee_moshhn
        yj_nadjozhnyj_deshjovyj_i_ehkonomichnyj_dvigatel/2011-07-28-165
      2. Bogatir
        0
        26 сентября 2011 19:06
        http://investfunds.ua/news/zaporozhskij-oazis-dvigatelestroeniya-argumenty-nedel
        i-83439/

        http://avis.ucoz.kz/news/motor_sich_gotovo_postavit_na_superjet_100_bolee_moshhn
        yj_nadjozhnyj_deshjovyj_i_ehkonomichnyj_dvigatel/2011-07-28-165
      3. Bogatir
        0
        26 сентября 2011 19:08
        http://investfunds.ua/news/zaporozhskij-oazis-dvigatelestroeniya-argumenty-nedel
        i-83439/

        http://avis.ucoz.kz/news/motor_sich_gotovo_postavit_na_superjet_100_bolee_moshhn
        yj_nadjozhnyj_deshjovyj_i_ehkonomichnyj_dvigatel/2011-07-28-165
    6. Bogatir
      +1
      26 сентября 2011 19:09
      http://www.newsland.ru/news/detail/id/756053/

      http://www.utair.ru/news/2352069.html

      http://vpk.name/news/56199_vertoletyi_rossii_namerenyi_podpisat_kontrakt_s_motor
      _sich_na_postavku_dvigatelei.html
    7. Bogatir
      +1
      26 сентября 2011 19:17
      http://www.itar-tass.com/c134/206842.html

      http://www.itar-tass.com/c134/187882.html

      АО «Мотор Сич» в первом полугодии 2011 года изготовило продукции на $380 млн
      http://kotobood.livejournal.com/89560.html

      http://www.aero-ukraine.eu/KievWSPresentations/Ermolaeva.pdf

      http://trup.kiev.ua/index.php?/topic/1241-%C7%E0%E2%E5%F0%F8%E5%ED%FB-%F1%F2%E5%
      ED%E4%EE%E2%FB%E5-%E8%F1%EF%FB%F2%E0%ED%E8%FF-%E4%E2%E8%E3%E0%F2%E5%EB%FF-%D2%C2
      3-117%C2%CC%C0-%D1%C1%CC1%C2/

      http://www.companion.ua/Articles/Content?Id=152586
    8. Bogatir
      -1
      26 сентября 2011 19:30
      В то время когда некоторые годами расказывают басни о отверточной сборке французкого двигателя - МС имеет целое семейство в разных тягах в этом классе АИ36-436. При этом- двигателя почти в два раза дешевле, провереные и экономичнее.
      Вертолетные - весь спектр от 450 до 14000лс(самый мощный в мире)
      Впервые для себя - популярный форсажный 222-25Ф.
      Уникальный 117ВМА-СБМ1В
      Уникальный Д-27
      МС-400 для новых уникальных качеств ракет
      Весь спектр двигателей для БПЛА
      Тяжелый класс Д-18
      Продолжается работы по АИ-24 и 20
      Разрабатывается новейший АИ-28 5-го поколения.
      Еще много можно говорить - 10% из спектра которых остальным только снится. И считался бы агромным прааарывом.
    9. Bogatir
      0
      26 сентября 2011 19:50
      ХХ Международный авиационно-космический салон "МАКС - 2011"

      http://www.nedraproekt.com/ru/news/120/
    10. Bogatir
      0
      26 сентября 2011 19:54
      Вообще единственное из постсовка где живое и ростущее газотурбиностроение - Это Украина - Мотор Сич, Зоря-Машпроект, Констар. Такого больше нет нигде.
      1. Bogatir
        0
        26 сентября 2011 20:00
        Кланятся нужно украинцам за то что есть российские вертолеты и самолеты. А китайцам и индусам нужно кланятся за то, что есть до сих пор - РД-33 и АЛ-31.
        1. prunx
          -3
          26 сентября 2011 23:04
          Ничего, скоро вам еуропа кланятся будет и двигатели ваши покупать, а мы уж как-нибудь сами, удачи.
          1. Bogatir
            +1
            26 сентября 2011 23:14
            Цитата: prunx
            а мы уж как-нибудь сами, удачи.


            laughing
          2. Bogatir
            -2
            26 сентября 2011 23:19
            Цитата: prunx
            уж как-нибудь сами

            - "Самостийники" хреновы...
        2. строго запрещен
          0
          7 октября 2011 16:18
          ловите от меня шматок сала
    11. 0
      16 февраля 2013 13:34
      Похоже очередная утка.Жаль что без французов не можем обойтись.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»