«А вместо «сердца» – пламенный мотор 5-го поколения»

«А вместо «сердца» – пламенный мотор 5-го поколения»


После того, как прошла демонстрация российского истребителя пятого поколения «ПАК ФА» на публичной премьере в воздухе, опять, похоже, сохраняется паритет. Тем не менее, по мнению создателей самолета, «ПАК ФА» продемонстрировал лишь тридцать процентов своих пилотажных способностей. Как считают разработчики, не полностью был раскрыт потенциал летных качеств истребителя и его и двигателей. «Сердце» истребителя – это двигатель пятого поколения, разработкой и изготовлением которого занималось НПО «Сатурн». Объединение входит в состав «Оборонпром» компании «Ростехнологии».


В авиационном мире рев турбин истребителя наделал много шума. В споре между российским «Т-50» и американским «Ф-22» большинство отдает предпочтение нашему истребителю. По мнению экспертов, потенциал у самолета и инновационных двигателей – неисчерпаем. Разработчики двигателя уверены, если не создать двигатель сейчас, который будет лучшим и через десятилетие, то можно с уверенностью утверждать, что отставание уже невозможно будет наверстать.



Юрий Шмотин, генеральный конструктор НПО «Сатурн» рассказывает: «В чем уникальность двигателя? Так это моноколесо довольно-таки большого диаметра, с очень большой степенью сжатия и с высочайшими характеристиками не только в рабочей точке, но и во всех линиях происхождения газодинамических процессов. Вот что неповторимо. И могу заявить, что отечественная индустрия пропеллеров с такими характеристиками раньше никогда не делала».

Рабочее название данного двигателя – «Изделие 129». Его конструкция и характеристики еще совершенствуются, для невозможности обнаружения самолета радарами противника разрабатывается плоское сопло. Демонстрировать двигатель «ПАК ФА», тем более его элементы конструкции – категорически запрещено. Все засекречено. Но уже многое из новейших разработок переносятся и на гражданские проекты. Флагманом здесь будет силовой агрегат «SaM146» для «Sukhoi Superjet-100». Серийный выпуск этих двигателей был налажен еще в прошлом году. А уже минувшим летом первые авиалайнеры стартовали со взлетных полос аэродромов.



Илья Федоров, управляющий директор НПО «Сатурн» рассказывает: «В особенности довольны тем, что в самолете бесшумно и уютно. Ощущения сопоставимы с 320-й серией и с «Боингом-737», даже получше, потише, и скорость вполне приличная. Говорили мне даже, что эти машины умудрялись обгонять самолеты, которые летели ниже или выше по эшелонам».

Прекрасные конструкторские решения двигателя закладываются в Рыбинском КБ. Основной гордостью конструкторов являются оригинальные лопатки компрессора.

Павел Чупин, начальник ОКБ НПО «Сатурн» рассказывает: «В ней секретов практически нет, все секретные разработки внутри. Мы их своими патентами тщательно охраняем».

Дело все во внутрилопаточных специальных каналах, по которым происходит движение воздуха.



Далее Павел Чупин объясняет: «Данная модель лопатки выращивается с внедрением особых пластических масс на специальных станках, которые облучаются лазером. Вы сможете увидеть очень много таких каналов. Они носят название – ребрение. В каналах по лопатке проходит воздух и таким образом гарантируется теплообмен и охлаждении металлической поверхности лопатки»

Именно благодаря такому охлаждению поверхности лопатки возможно увеличить температуру сгорания горючего и, следовательно – тягу двигателя. За нее именно борются все разработчики двигателей в первую очередь. Чтобы наладить выпуск таких деликатных деталей, на заводе целиком произвели переоснащение производства. Тончайшие отверстия и каналы в титановых деталях до 0,3 мм делаются на станках электроэрозионной отделки.


«Четыре лопатки и 37 отверстий делаются одновременно. Не такая уже и невыполнимая задача – сверлить одновременно два отверстия. А вот все 37, причем в соответствующих координатах, по словам летчиков, – это уже «высший пилотаж», – убежден заместитель начальника цеха №34 Роман Лобырев.
Подобные двигатели обязаны поднять российское авиастроение на новую вершину. Уже разрабатываются планы по установке SaM146 на амфибии «Бе-200» и региональные Ан-158. В России лучше двигателей для самолетов таких габаритов никто не производит. Тут же, в самом Рыбинске, производились и двигатели для праотца «Sukhoi Superjet 100» – знаменитого Ту-154. Но «SaM146» – один из первых российских авиадвигатель, изготовленный согласно международных стандартов.

Управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров говорит: «Все идет точно по графику и все складывается, как LEGO. Имеется ввиду полная взаимозаменяемость. Любой двигатель не считается уникальным, как в Советском Союзе. Тогда практически каждая деталь делалась вручную. Сейчас – все автоматизировано. У станков-роботов плохого настроения не бывает и брак – скорее редкое исключение, чем правило».

Далее господин Федоров продолжил: «Это совершенно иная надежность, иные возможности, изначально ресурс в два раза выше на SaMе и, естественно, подход совершенно другой. То есть работать с SaMом в процессе эксплуатации гораздо быстрее и проще. Время, потраченное на простой самолета, на порядок меньше, чем при эксплуатации двигателей ТУ-154 и Ил-76».

Начальник цеха по серийной сборке двигателя SaM146 №80 Михаил Сасарин поясняет: «Сменить можно какой-то модуль в двигателе, если в нем что-то произошло или выработан положенный ресурс. Элементарно можно сменить такой модуль, не возвращая целиком двигатель в цех сборки, и продолжить его дальнейшую эксплуатацию».

После того, как двигатель собран, его отправляют на стендовые испытания. Обкатка SaMа проходит на земле. Саму сборку доверяют, как принято во всем мире, человеческим рукам.

Начальник испытательного корпуса №7 Роман Любимов считает: «Значение испытаний на стендах невозможно переоценить. Это обязательное условие для того, чтобы авиационный двигатель для гражданского самолета смог быть установлен на данный авиалайнер. Разумеется, результат испытаний обязан быть только позитивным. При условии, если результат будет негативным, то двигатель сразу возвращается в сборочный цех на устранение замечаний или ремонт».
По артериям данного SaM146 побежит керосин. Его лопатки уже начнут свою работу в Комсомольске-на-Амуре, когда с завода в авиакомпанию отправится очередной серийный «Superjet». Однажды даже «сатурновские» двигатели предотвратили трагедию на регулярных авиарейсах.

Генеральный конструктор НПО «Сатурн» Юрий Шмотин рассказывает: «Произошел такой случай. Во время полета самолет столкнулся со стаей птиц. Причем не одна, а несколько птиц оказались в двигателе. После того, как двигатель был протестирован, не было обнаружено ни одного дефекта. Этот случай уникален и лишний раз доказал надежность той техники, которая производится на НПО «Сатурн».

В подобной ситуации оказался два года назад. У «А-320» отказали двигатели. Тогда авиалайнер пришлось сажать на Гудзонский залив. Лишь благодаря мастерству пилотов катастрофу удалось избежать.

Двигатель SaM146 еще в 2010 году испытали на залетание в него птиц. Тогда, исходя из жестких европейских общепризнанных норм, он одновременно «пообедал» сразу четырьмя утками. А еще и удачно пережил попадание льда и града.

Роман Любимов, начальник испытательного корпуса №7 рассказывает: «К утрате управляемости двигателя, к утрате главных характеристик ниже допустимых границ это не привело. Это, фактически тот результат, который нашел свое подтверждение и на сертификационных тестированиях на открытом испытательном стенде в Полуево».

Этот стенд скоро опять заработает. Тут запланированы испытания новейшего российского авиадвигателя. «Сатурн» принял участие в работе над прорывным двигателем ПД-14, который разрабатывается для магистрального самолета «МС-21».

Юрий Шмотин, генеральный конструктор НПО «Сатурн» считает: «Это будет абсолютно новая конструкция лопатки пропеллера – полый титан. Следует отметить, что уже сегодня, как использование полой лопатки, обязано рассматриваться и использование композитных материалов. Мы тут обязаны следовать за фаворитами в области двигателестроения – «Дженерал электротехник». Они уже используют в производстве двигателей композиционные лопатки пропеллера».

Экономичность и экологичность – вот основные составляющие, за которые борются инженеры и авиаконструкторы всего мира. Однако для пассажира самолета самым главным критерием будет – скорость, удобство и тишина в салоне. Станет ли таким полет в будущем? Увидим.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти