Для страны – «молодец», для противника – «скальпель»

Конструкторскому бюро специального машиностроения – 70 лет

Сложнейшие пусковые установки, уникальные платформы для транспортировки космических аппаратов, антенные комплексы и… сверхмощные железнодорожные краны, не имеющие аналогов контейнеры для хранения ядерных отходов – далеко не полный перечень разработок Конструкторского бюро специального машиностроения. Но и он свидетельствует о поистине безграничных возможностях коллектива предприятия.

21 марта 2015 года Конструкторскому бюро специального машиностроения исполняется 70 лет. Основанное в марте 1945-го как Морское Артиллерийское Центральное Конструкторское Бюро (МАЦКБ), предприятие было нацелено на проектирование и обеспечение изготовления новых видов корабельного и берегового артвооружения для Военно-морского флота.


Первым начальником предприятия стал генерал-лейтенант инженерно-технической службы, известный конструктор и ученый И. И. Иванов. В тяжелые годы войны он собрал под своим руководством лучших специалистов страны по морской и береговой артиллерии. Соратниками Иванова стали крупные ученые – главные конструкторы Е. Г. Рудяк, Д. Е. Брилль, Б. С. Коробов, А. А. Флоренский.

40-е. Послевоенные артиллерийские

Характерной чертой планов этого периода являлась разработка проектов морских, береговых и железнодорожных артиллерийских установок, начиная от 45-мм автоматов до 406-мм башен и железнодорожных транспортеров.

“ Боевой железнодорожный стартовый комплекс, созданный в КБСМ в 80-е годы, не имел аналогов в мире ”
Среди наиболее значимых разработок специалистов МАЦКБ, сданных на вооружение начиная с 1945 года, – первая в стране 100-мм двухорудийная палубно-башенная стабилизированная артустановка СМ-5, около 40 лет находившаяся на вооружении ВМФ; 130-мм двухорудийная палубно-башенная установка СМ-2 для эсминцев; 152-мм трехорудийная корабельная башенная установка МК-5, являвшаяся главным калибром легких крейсеров типа «Свердлов».

За выдающиеся заслуги в деле развития морской артиллерии и успешное выполнение заданий правительства по разработке образцов морского артиллерийского вооружения МАЦКБ награждено в 1947 году орденом Ленина.

В 1948-м приказом министра вооружения СССР МАЦКБ было переименовано в Центральное конструкторское бюро № 34 (ЦКБ-34).

Разработанные предприятием во второй половине 1940-х артсистемы и командно-дальномерные посты по своим тактико-техническим показателям превосходили зарубежные образцы и длительное время эксплуатировались Военно-морским флотом СССР.

50-е. Первые стратегические

Предприятие продолжало активно заниматься артиллерией вплоть до 1953 года, то есть до начала развертывания в стране ракетных проектов. Последние работы ЦКБ-34 по артиллерийской тематике – качающаяся часть, механизм наведения и заряжания для 406-мм самоходного орудия особой мощности СМ-54 «Конденсатор», а также двухорудийная 100-мм автоматическая установка СМ-52 для вооружения крейсеров и сторожевых кораблей.

С 1954 года предприятие начинает менять профиль. Одним из главных направлений деятельности становится создание пусковых установок и технологического оборудования для ракетных систем армии и Военно-морского флота.

В 1950-е ЦКБ-34 разработало и сдало в эксплуатацию первые в СССР пусковые установки (ПУ) для надводного и подводного старта стратегических ракет с подводных лодок.

Для страны – «молодец», для противника – «скальпель»


С 1955 года на предприятии начаты работы по созданию первых ПУ для старта крылатых и зенитных ракет с надводных кораблей и подводных лодок Военно-морского флота. Корабельная пусковая установка СМ-70 для старта крылатых ракет, разработанная в ЦКБ-34, стала главным вооружением ракетных крейсеров типа «Грозный». Впоследствии ПУ для крылатых ракет разработки ЦКБ-34 были оснащены тяжелые крейсеры ВМФ типа «Киров».

В 50-е годы специалисты ЦКБ-34 приступили к созданию пусковых установок для первой в СССР мобильной ракетной системы С-75 «Двина», предназначенной для борьбы с воздушными целями на средних и больших высотах. Именно этот зенитно-ракетный комплекс прервал полеты американских разведывательных самолетов, безнаказанно бороздивших небо над нашей страной. 1 мая 1960 года над Свердловском на высоте более 20 километров с помощью С-75 был сбит самолет-разведчик У-2, пилотируемый агентом ЦРУ Френсисом Пауэрсом. Но триумфом ЗРК С-75 «Двина» стал Вьетнам. В 1965 году впервые в истории ракетного противовоздушного боя за один день были уничтожены три истребителя типа «Фантом». Отличились дивизионы С-75. А за всю войну ВВС США потеряли во Вьетнаме от зенитно-ракетного огня около 1000 реактивных самолетов. Пусковые установки в составе комплекса С-75 различных модификаций показали свою эффективность и вплоть до 1988 года поставлялись в 27 стран мира.

Для зенитных комплексов С-125 «Нева», предназначенных для перехвата целей на низких высотах, специалистами ЦКБ-34 разработаны спаренная, а позднее счетверенная пусковые установки. Эти ПУ в течение 20 лет изготавливались крупными сериями и поставлялись в армии стран Варшавского договора. Система прошла проверку во многих конфликтах, показав высокие боевые качества. Так, в 1999 году в Югославии был впервые сбит самолет США F-117A, созданный по технологии «Стелс».

В конце 50-х годов для ПВО страны создается автоматизированная ЗРС дальнего действия С-200 «Ангара». Коллектив ЦКБ-34 разрабатывает комплекс наземного оборудования, обеспечивающего предстартовую подготовку и пуск.

Ракета, запущенная с наземного оборудования, могла поразить воздушные цели на дальности до 240 километров. Все важнейшие объекты страны находились под ее защитой. В дальнейшем были разработаны стартовая и техническая позиции ПВО для систем С-200 «Дубна» и «Вега» с улучшенными ТТХ.

В 1959 году предприятие возглавилА. М. Шахов – крупный специалист по созданию артиллерийской техники. Начало его деятельности как руководителя совпало с созданием в стране нового вида Вооруженных Сил – Ракетных войск стратегического назначения. Главной заслугой Шахова является перепрофилирование предприятия на создание совершенно новой военной техники.

60-е. Шахты и звезды

В 1960 году в СССР были начаты работы по созданию шахтных боевых стартовых комплексов для межконтинентальных баллистических ракет. С этого времени начинается многолетнее творческое содружество Центрального конструкторского бюро № 34 с КБ «Южное», руководимым М. К. Янгелем. Постановлением правительства ЦКБ-34 было привлечено к разработке стартовой позиции «Шексна» для двухступенчатой баллистической ракеты первого поколения Р-16.

Для страны – «молодец», для противника – «скальпель»Первое поколение представляли комплексы с групповыми шахтными пусковыми установками. Ракеты заправлялись непосредственно перед стартом с помощью оборудования, входящего в комплект стартовой позиции.

Работа по данной тематике послужила началом специализации предприятия как головной организации по созданию стационарных и подвижных стартовых комплексов последующих поколений баллистических ракет, которые стали основой ядерного щита СССР.

В 1966 году приказом министра общего машиностроения СССР Центральному бюро специального машиностроения присвоено новое наименование: Конструкторское бюро средств механизации (КБСМ).

В этот период в коллективе создаются одиночные стартовые комплексы для второго поколения баллистических ракет. Удается сократить время на подготовку и пуск ракет с нескольких часов до минут, добиться повышения живучести, упростить эксплуатацию вооружения. В 1967-м принят к серийному производству ракетный комплекс ОС-67 для тяжелых МБР.

В 1969 году за разработку и успешную сдачу в эксплуатацию ракетно-космических комплексов для РВСН, ВМФ и Войск ПВО предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.

С началом регулярных запусков искусственных спутников Земли в стране началась эра космических исследований. КБСМ становится лидером по проектированию и эксплуатации металлоконструкций, механизмов антенных установок для связи с орбитальными объектами.

С начала 60-х и вплоть до конца 70-х годов под руководством главных конструкторов Б. С. Коробова и И. Н. Князева были созданы десятки различных по назначению наземных и корабельных антенных установок, прецизионные опорно-поворотные устройства для оптических телескопов и оптико-электронных систем контроля околоземного пространства. Среди них – два крупнейших в мире полноповоротных 70-метровых радиотелескопа, установленных в Крыму и в Приморском крае, а также самый мощный в Евразии 6-метровый зеркальный телескоп, долгое время остававшийся непревзойденным по своим характеристикам.

Во всех без исключения отечественных космических программах, начиная с полетов кораблей с человеком на борту, – «Восток», «Восход», «Союз», «Салют», «Прогресс», «Мир», «Вега», «Венера», а также международных – «Союз» – «Аполлон» и многих других, надежная связь обеспечивалась наземными и корабельными антеннами, разработанными КБСМ.

70-е. Для будущих поколений

В КБ «Южное», возглавляемом В. Ф. Уткиным, создаются МБР тяжелого и среднего класса третьего поколения. Для этих ракет в КБСМ разрабатываются принципиально новые стартовые комплексы с минометной схемой старта.

В 1974-м предприятие возглавил С. П. Ковалис – руководитель новой формации с разносторонними способностями инженера, конструктора, организатора. При нем предприятие окончательно оформилось как своеобразное научно-техническое объединение самостоятельных специализированных комплексов со своей тематической направленностью, способных вместе решать широкий спектр задач по обеспечению РВСН, ВМФ, ПВО.

На испытательном полигоне предприятия и площадках Министерства обороны отрабатываются новые технологичные и конструктивные решения по газодинамике старта ракет, защитным устройствам, системам амортизации и др. Стартовый комплекс для ракеты 15А14 становится основой для всех последующих тяжелых МБР, в том числе: 15А15, 15А16, 15А11, 15А18.

В первой половине 1970-х в КБСМ также создаются пусковые установки крылатых ракет для третьего поколения ракетных крейсеров и подводных лодок.

На полигоне предприятия проводятся экспериментальные исследования по отработке газодинамики старта, гидрогазодинамике пусков ракет из-под воды. На натурном газодинамическом стенде проходят ресурсные испытания.

Коллективом КБСМ создаются новые стартовые установки для ракетных АПЛ проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей», комплекс ПУ крылатых ракет «Базальт» для авианесущих противолодочных крейсеров типа «Киев», палубная ПУ крылатых ракет «Вулкан» для ракетных крейсеров типа «Слава», подпалубная ПУ комплекса «Гранит» для тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Киров».

С 1975 года организация ведет разработку и изготовление унифицированных систем охраны объектов (территорий, транспортных средств, зданий и помещений). Интегрированное решение может включать несколько уровней контроля, а также при необходимости средства пожаротушения и автономные источники электроснабжения.

В 1976-м за создание нового поколения ракетных комплексов и другие работы, включая оборудование для космической связи, КБСМ награждено орденом Октябрьской Революции.

80-е. Всемирное признание

В 80-е годы КБСМ как головной организацией и разработчиком создан не имеющий аналогов в мире боевой железнодорожный стартовый комплекс 15Ж61 «Молодец» (по терминологии НАТО – «Скальпель»). В тот же период коллективом предприятия сдан на вооружение шахтный стартовый комплекс высокой защищенности для тяжелой ракеты 15А18М «Воевода» (по классификации НАТО – «Сатана»), не имеющей аналогов в мире и занимающей значительное место в группировке РВСН России.

Для космических войск КБСМ разработало технологическое оборудование для сборки системы «Энергия» – «Буран», а также железнодорожный вагон для транспортировки космических аппаратов.

Для войск ПВО в КБСМ создан ряд ПУ, в том числе пусковая установка лучшей отечественной зенитно-ракетной системы С-300, превосходящей зарубежные аналоги. Экспортные модификации этих ЗРС находятся на вооружении во многих странах мира и заслужили всемирное признание своей надежностью, повышенной живучестью в условиях боевого применения.

В 1987 году предприятие возглавил Н. А. Трофимов – видный специалист в области создания ракетно-космической техники. Под его руководством и при непосредственном участии разработаны и сданы в эксплуатацию не имеющие аналогов комплексы для ракет-носителей 4-го поколения.

В июле 1989 года предприятие переименовано в Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ).

90-е. Эврика гражданского назначения

1990-е стали для коллектива КБСМ десятилетием испытаний, вызванных распадом СССР и экономическими потрясениями. При сокращении финансирования оборонных отраслей руководство предприятия начало срочный поиск новых заказчиков.

Огромный научный, конструкторский и экспериментальный задел, накопленный в КБСМ, позволил наряду с продолжением работ по оборонной тематике успешно перейти к продукции гражданского назначения. На основе опыта проектирования высокозащищенных шахтных пусковых установок коллектив предприятия впервые в России решил важнейшую проблему – создал семейство транспортно-упаковочных комплектов с металлобетонными контейнерами (МБК) для длительного хранения и транспортировки отработавшего ядерного топлива с АЭС и энергетических установок атомного флота. МБК с топливом могут храниться на открытых накопительных площадках или в легких зданиях в течение 50 лет с гарантией безопасности в аварийных ситуациях. На международных салонах изобретений «Брюссель-Эврика» металлобетонные контейнеры удостоены золотой и трех серебряных медалей.

Для бросковых и тепловых испытаний отечественных и зарубежных контейнеров были разработаны и установлены на испытательном полигоне КБСМ не имеющие аналогов в Европе комплексные стенды. На них тестируются большегрузные изделия весом до 140 тонн, требующие проверок падением с высоты и на огнестойкость.

Для защиты от землетрясений объектов повышенной опасности разработана и испытана конструкция амортизирующего устройства на основе пневмоамортизаторов, используемых в шахтных пусковых установках. Эта конструкция запатентована и получила золотую медаль на международном салоне изобретений «Брюссель-Эврика 95».

По конверсионной программе «Днепр», предусматривающей использование в мирных целях тяжелых МБР, специалисты КБСМ под руководством главного конструктора В. Д. Гуськова переоборудовали и улучшили шахтные ПУ комплекса 15А18 для вывода на орбиту космических аппаратов гражданского назначения.

Под руководством главного конструктора А. Ф. Уткина разработаны железнодорожные краны грузоподъемностью 80 и 150 тонн. Они не имеют аналогов в стране и по ряду показателей превосходят зарубежные образцы.

Для фрегатов, построенных по заказу Индии на Балтийском заводе, коллектив КБСМ под руководством главного конструктора В. Ф. Потапова разработал пусковую установку ракетного комплекса Club-N.

Для экспортной модификации С-125 «Печора» коллективом главного конструктора А. В. Пантелеева проведена модернизация ПУ с повышением их боевых характеристик. Опытный образец «Печора-2М» на колесном шасси, разработанный и изготовленный в КБСМ, признан лучшим в конкурентной борьбе с иностранными фирмами.

С 1992 года трудовым коллективом КБСМ создан стартовый комплекс для МБР «Тополь-М». Для этого под руководством главного конструктора В. Д. Гуськова разработан крупномасштабный стенд, установленный на полигоне предприятия. Одновременно на космодроме Плесецк создана по ресурсосберегающей технологии шахтная пусковая установка. После успешного проведения совместных летных испытаний специалистами МО и кооперацией под руководством Московского института теплотехники в 2000 году Указом Президента РФ этот комплекс принят на вооружение.

Предприятие не только сумело выстоять в тяжелые времена перестройки и кризисов, но и найти свою нишу в новых экономических условиях.

XXI век. Хранитель ядерного паритета

В начале XXI века коллективом ОАО «КБСМ» создаются и совершенствуются новые стартовые комплексы и продукция гражданского назначения. На экспериментальной базе предприятия проведены испытания, способствовавшие успешному вводу в эксплуатацию стартового комплекса «Булава». Выполнен большой объем работ по созданию технологического оборудования, обеспечившего своевременную постановку на боевое дежурство ракетного комплекса шахтного базирования «Ярс». Спроектированы и выпускаются серийно автоматизированные системы охраны, а также энергоблок, предназначенный для резервного электроснабжения стартовых ракетных комплексов. Для перспективных ракетных комплексов морского базирования создается принципиально новое высокоэффективное пусковое и технологическое оборудование.

При подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга сотрудниками ОАО «КБСМ» выполнена уникальная реставрация поворотного механизма флюгера «Ангел» на шпиле Петропавловского собора. Для электротранспорта более 45 городов России разработаны и изготавливаются системы телемеханического управления и контроля, унифицированные герметизированные электроприводы трамвайных стрелок. Без специалистов КБСМ не обходится разработка новых трамвайных вагонов, обеспечивающих комфортные условия перевозки пассажиров, в том числе и с ограниченными физическими возможностями.

С 2006 года генеральным директором предприятия стал Владимир Григорьевич Долбенков – заслуженный машиностроитель РФ, известный в отрасли специалист по разработке, испытаниям, монтажу и внедрению в эксплуатацию модификаций оборудования ракетных комплексов, а также изделий гражданского производства. Под его руководством ОАО «КБСМ» успешно занимается созданием современных ЗРС: самоходных ПУ, смонтированных на шасси высокой проходимости, имеющих встроенные системы электропитания и минимальное время развертывания стартовой позиции, а также антенные посты, предназначенные для сопровождения целей.

В 2009 году по теме «Лиана» передан заказчику комплект средств доставки космических аппаратов, обеспечивающий заданные температурно-влажностные условия и контроль их поддержания при транспортировке спутников.

С 2010 года запущена в серийное производство пусковая установка для многоканальной зенитной ракетной системы ПВО С-400 «Триумфатор». В том же году по федеральной целевой программе «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года» началась разработка корпуса реакторного блока для опытно-демонстрационной ядерной реакторной установки на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «БРЕСТ-ОД-300».

В последнее десятилетие ОАО «КБСМ» совместно с предприятиями Роскосмоса участвует в создании стартовых комплексов для новых перспективных ракет. Так, в 2014 году в Плесецке сдана в эксплуатацию кабель-заправочная башня, предназначенная для обеспечения подготовки к старту и пуска новейших носителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов. Уникальность конструкции в том, что впервые в мировой практике с одного стартового сооружения реализуется запуск целого семейства РН.

ОАО «КБСМ» участвует в создании перспективных систем противовоздушной и воздушно-космической обороны. Идут разработки и привязка пускового и загрузочного оборудования к размещению на надводных сторожевых кораблях, многоцелевых фрегатах и корветах, а также на многоцелевых АПЛ нового поколения. Коллектив занимается перспективными ракетными комплексами, которые будут обладать всеми необходимыми боевыми характеристиками, позволяющими сохранить стратегические силы сдерживания в высокой степени боевой готовности и обеспечить ядерный паритет.

От первого лица

Владимир Долбенков, генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «КБСМ»

Сегодня ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» – многопрофильное динамично развивающееся предприятие, обладающее всеми видами технологий и оборудования для проектирования и создания конкурентоспособных, наукоемких изделий для гражданской и военной промышленности.

Основным ресурсом КБСМ является высококвалифицированный и эффективный коллектив. Наши конструкторы не только на бумаге создают оружие, не имеющее равного в мире, но и осуществляют авторский надзор за его изготовлением на десятках крупнейших заводов нашего государства, в сложнейших условиях проводят испытания на полигонах Министерства обороны, отработку и сдачу техники на вооружение. За всю историю предприятия за выдающийся вклад в дело создания новой техники конструкторы и инженеры КБСМ удостоены более 2000 наград, трем главным конструкторам присвоено звание Героя Социалистического Труда, семерым специалистам присуждены Ленинские премии. Более шестидесяти сотрудников – лауреаты Государственной премии СССР, а один – лауреат Государственной премии РФ. Пять сотрудников являются лауреатами премии Правительства РФ. Благодаря проводимой кадровой и молодежной политике в настоящее время в ОАО «КБСМ» сложился такой сплав ветеранов и перспективных специалистов, который способен решать самые сложные задачи, занимать передовые позиции в высокотехнологическом производстве. Технический, кадровый, интеллектуальный потенциал Конструкторского бюро специального машиностроения позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Автор: Владимир Гуськов, Павел Афанасьев, Роман Кушнир
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/24285


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. D-Master 21 марта 2015 08:01
    Земной поклон поколениям Советских-Российских инженеров артиллеристов- ракетчиков. На протяжении 70 лет ковавших шит(или карающий меч как кому нравиться) нашей родины. Благодаря Вам у нас нет орд скачущей коричневой мрази и ков с полосатыми флагами. Успехов Вам и процветания на долгие годы.
  2. Интенсивник 21 марта 2015 08:36
    Таким бы головам еще бы и соответствующее правительство...
    1. NordUral 22 марта 2015 19:46
      Резонное предложение.
  3. romashki74 21 марта 2015 10:55
    Цитата: Интенсивник
    Таким бы головам еще бы и соответствующее правительство...

    Ну сейчас вроде надежда появилась.
  4. мичман 21 марта 2015 12:13
    Мне лично в моей практике раньше мало приходилось сталкиваться с работой этого предприятия. Мы были в разных министерствах и задачи перед нами стояли разные. В настоящее время мы вместе относимся к ОАО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей". Теперь у нас даже появился единый Диссовет, а с 2016 года будем жить на одной площадке. Может быть будет более тесная и научно-техническая работа. Поздравляю вас господа с юбилеем. Честь имею.
    1. тол100в 21 марта 2015 18:01
      Цитата: мичман
      . Может быть будет более тесная и научно-техническая работа.

      Умные инженерные головы друг друга всегда найдут!
    2. NordUral 22 марта 2015 19:47
      Успеха вам!
  5. MooH 21 марта 2015 18:27
    Вот оно оказывается как. Пол жизни прожил в соседнем доме, отец друга там работал не на последних я так понимаю должностях и при этом все что я знал о их деятельности: "закрытое предприятие, спутники разрабатываем"
  6. Слесарь 21 марта 2015 19:13
    наш непотопляемый "авианосец" еще дофига всякого добра может нести,и к радости моей ПРЕПОДНЕСТИ нашему "партнеру" smile
  7. vfck 22 марта 2015 03:36
    Мы всегда славились велики людьми, и великими достижениями. Нужно с гордостью продолжать традиции наших дедов и отцов.
  8. Антропос 22 марта 2015 12:27
    А завод к которому я имею "некоторое" отношение - опытно-производственная база КБСМ. А в скором будущем, вообще, к нам переедут. Примазался.))))
  9. Zomanus 26 марта 2015 06:04
    Хорошая статья. Вот те люди, которыми реально нужно гордиться и про которых фильмы снимать. А не про мусор вроде Ельцина или наших певцов-артистов и прочих скоморохов. И особенно радует то, что предприятие было в России, в отличии от КБ "Южное".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня