Словом и каской

Смогут ли российские десантники принести мир на Украину

После ликвидации дебальцевской группировки и отвода сторонами тяжелого вооружения на Украине раздаются воинственные заявления некоторых радикальных политиков о реванше и соответственно об отказе от минских договоренностей. На повестке вопрос о вводе в зону конфликта миротворческих сил. Что этому мешает и готова ли Россия подключиться к миссии, если на то будет решение Совета Безопасности ООН?


Речь идет о создании зоны безопасности шириной 50–70 километров, которая окончательно разведет стороны. Однако пока лидеры «нормандской четверки» сверяли позиции, линия фронта перемещалась. А вместе с ней и линия разграничения сторон, которую брали за основу переговорщики.

По какому праву?

Весьма сложный вопрос: кто выполнит миротворческую миссию? Помочь в этом готов трех-, четырехсторонний контингент под флагом ООН или ОБСЕ. Белорусы и казахи, о возможном участии которых в миротворческой миссии сейчас заговорили, вполне устроят стороны конфликта и европейских посредников. Но при условии, что вместе с ними в контингент войдут миротворцы Запада, например немцы. Могут получить такое предложение и россияне. Ранее председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва не исключал, что миротворцев в Донбасс может отправить именно Россия, поскольку опыт у нее в этом более чем приличный. Хотя постпред России при ООН Виталий Чуркин высказался против ввода миротворческого контингента в Донбасс, но ситуация может измениться в любой момент – обстановка непредсказуема.

“ В крупных послевоенных конфликтах погибли свыше 20 миллионов человек, более шести миллионов искалечены, 17 миллионов стали беженцами ”
Крайне важна юридическая составляющая. Миссия учреждается при наличии мандата ООН, согласии правительства страны, где она разворачивается, и, как правило, других вовлеченных сторон. Причем никоим образом не может использоваться для поддержки одной из них в ущерб другой. Ведь самым эффективным оружием миротворцев являются их непредвзятость и легитимность – в силу того, что они представляют международное сообщество в целом.

Особенность правового статуса военных, принимающих участие в миротворческих операциях ООН, в том, что они не поступают на службу в Организацию Объединенных Наций, а лишь временно прикомандировываются к миссии по поддержанию мира.

От Бендер до Приштины

Напомним: начало миротворческой деятельности ООН было положено в 1948 году, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей на Ближнем Востоке. Цель – контроль выполнения соглашения о перемирии между Израилем и соседними арабскими странами. Впоследствии эта миссия получила название Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП). С тех пор Организация Объединенных Наций осуществила 68 операций по поддержанию мира, причем 55 – после 1988 года. В них приняли участие сотни тысяч военнослужащих, десятки тысяч полицейских, гражданский персонал из 120 стран. Более 3100 миротворцев погибли при исполнении служебных обязанностей под флагом ООН.

Словом и каскойЧто касается России, то в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и командующего Воздушно-десантными войсками в миротворческие подразделения отбираются лучшие из лучших, отличившиеся в боевой подготовке и владеющие иностранным языком. У наших ребят за плечами богатый опыт подобных миссий.

Март 1992 года. На основании резолюции Совета Безопасности ООН и постановления правительства Российской Федерации в Восточную Славонию (бывшая Югославия) для урегулирования сербо-хорватского конфликта направлен российский 554-й отдельный батальон численностью 900 человек (командир полковник В. Логинов). Сформирован на базе 76 и 106-й воздушно-десантных дивизий, 36 и 37-й вдбр. Именно тогда положено начало участию воинских контингентов России в миротворческих операциях ООН.

7 мая 1992 года. В Бендеры введен 137-й пдп 106-й вдд под командованием полковника А. Кобелева. Цель: обеспечить выполнение достигнутого в Москве соглашения о разъединении противоборствующих сил в Приднестровье.

14 июля 1992 года. В Южную Осетию для предотвращения вооруженных столкновений между осетинами и грузинами вошел 104-й пдп 76-й вдд.

15 августа 1992 года. 345-й пдп ВДВ (командир подполковник Б. Демин) высадился на аэродроме в Гудауте, а 901-й отдельный пдб (командир полковник В. Красовский) занял позиции в Сухуми. Десантники приступили к выполнению миротворческой миссии по разъединению противоборствующих сторон в зоне грузино-абхазского конфликта.


Август 1992 года. Десантники 51-го пдп 106-й вдд эвакуировали из охваченного войной Афганистана персонал посольства России в Кабуле и зарубежных дипломатов.

1 ноября 1992 года. Начал высадку в аэропорту Владикавказа 234-й пдп 76-й вдд. Появление десантников положительно отразилось на осетино-ингушских переговорах. Было достигнуто соглашение о перемирии, согласно которому стороны отвели боевые отряды, а на границу Северной Осетии и Ингушетии введены российские парашютно-десантные подразделения.

Февраль 1993 года. Часть сил 554-го батальона российского контингента сил ООН передислоцирована в район Сараево и преобразована после соответствующего усиления в 629-й отдельный пехотный батальон ООН с оперативным подчинением сектору «Сараево» и задачей разъединения противоборствующих сторон, контроля соблюдения соглашения по прекращению огня. В связи с передачей полномочий в Боснии и Герцеговине от ООН к НАТО 629-й опб ООН в январе 1996 года прекратил выполнение миротворческих задач и был выведен на территорию России.

11 января 1996 года. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности на территорию Боснии и Герцеговины введена овдбр миротворческих сил РФ. Зона ответственности российских десантников составила 1750 квадратных километров. Организационно овдбр вошла в состав многонациональной дивизии «Север», состоящей из дивизии двухбригадного состава армии США, Турецкой и Северной бригад (в последнюю вошли солдаты вооруженных сил Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Польши, Литвы и Эстонии).

Февраль 1997 года. Сводный отряд 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ направлен с миротворческой миссией в зону разъединения грузинских и абхазских вооруженных сил (Гудаута).

Июль 1998 года. Сводный батальон 98-й гв. вдд направлен выполнять миротворческую задачу в зону грузино-абхазского конфликта.

Июнь 1999 года. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН и подписанными министрами обороны РФ и США «Согласованными пунктами российского участия в силах KFOR» руководством страны принято решение о направлении в Косово воинского контингента ВС РФ численностью 3616 человек. В его составе – сводный батальон 98-й гв. вдд.

11–12 июня 1999 года. Десантный батальон под командованием полковника С. Павлова осуществил молниеносный марш-бросок из Боснии и Герцеговины через Сербию в автономный край Косово и занял стратегически важный район – аэродром Слатина (Приштина) – 600 километров на предельной скорости по горным дорогам Балкан.

Разговорник для миротворца

Военнослужащие, входящие в состав операций ООН по поддержанию мира, носят легкое оружие и имеют право на применение минимальной силы в целях самообороны или в случаях, когда вооруженные лица пытаются помешать им в выполнении обязанностей. Гражданские полицейские обычно не вооружены. Специфика службы военных наблюдателей состоит в том, что свою миссию они выполняют фактически без оружия, полагаясь при принятии решений только на знания и опыт, а нередко лишь на интуицию.

«Голубые каски» не могут навязывать мир в тех случаях, когда его нет. Тем не менее если стороны в конфликте стремятся урегулировать свои разногласия, операция ООН может стимулировать достижение мира и дать передышку, создать более стабильные и безопасные условия прочного политического решения.

В пиковый период, который пришелся на 1993 год, общая численность развернутого на местах военного и гражданского персонала ООН из 77 стран превышала 80 тысяч человек. Сегодня осуществляется 16 операций, в которых участвуют примерно 14 тысяч миротворцев.

В России в соответствии с «Перечнем соединений, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, привлекаемых к участию в миротворческих операциях», под флаг СБ ООН могут направляться следующие соединения и подразделения ВДВ: пдб от 7-й гв. дшд(г), пдб от 76-й гв. дшд, пдб от 98-й гв. вдд, пдб от 106-й гв. вдд, пдб от 56-й гв. одшбр, 31-я гв. одшбр.

Возглавляет миротворцев заместитель командующего ВДВ по миротворческим операциям и КСОР генерал-майор Алексей Вязников. Квалификационные требования, предъявляемые к военнослужащим и парашютно-десантным (десантно-штурмовым) подразделениям, изложены в программе боевой подготовки подразделений постоянной готовности ВДВ. Дополнительно нужно знать: кодекс поведения военнослужащих, действующих в составе миротворческих сил; правовые особенности прохождения военной службы в условиях ЧП и при локальных вооруженных конфликтах, права и обязанности военнослужащих РВК МС; порядок применения в составе миротворческих сил оружия, боеприпасов и средств нелетального действия, этническую культуру (нравы, традиции) населения предполагаемых районов выполнения задач, необходимый запас лексических и фразеологических единиц иностранного языка и умение использовать их в устной речи в ситуациях профессиональной направленности. Кроме того, требуется владеть иностранным языком на уровне «осуществления коммуникации в рамках должностных обязанностей». В зависимости от военно-учетной специальности командиры отделений, заместители командиров взводов должны знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права (МГП), порядок ведения переговоров и т. п.

В соответствии с решением министра обороны Российской Федерации от 22 мая 2013 года положениями Концепции совершенствования лингвистической подготовки личного состава ВС РФ и приказом командующего ВДВ от 15 января 2014 года в Воздушно-десантных войсках организована работа по повышению уровня знания иностранных языков с военнослужащими подразделений, назначенных к участию в миротворческих операциях, а также разведывательных подразделений, в том числе на базе Рязанского ВВДКУ.

Проводится обучение и за границей. Так, военнослужащие Ульяновской одшбр направлялись в Канаду. Однако по неназванным причинам занятия были прекращены. Планировалось обучение в Словакии. Но по техническим и отчасти дипломатическим причинам оно было отодвинуто на 2015 год.

Статус посредника

Недавние события в Сирии показали, насколько быстро гражданские войны могут дестабилизировать соседние страны и распространяться на целые регионы. Лишь немногие современные конфликты можно считать действительно локальными. Статистика говорит о том, что к середине 90-х годов в крупных послевоенных конфликтах число погибших превысило 20 миллионов человек. Перемещенных лиц столько же, более шести миллионов искалеченных и 17 миллионов беженцев. Трагический счет продолжает расти.

Международная миротворческая деятельность стала одним из приоритетов внешней и внутренней политики. Как сказал великий историк Василий Ключевский, Россия является посредницей между двумя мирами. Она неразрывно связана и с Европой, и с Азией. Поэтому даже при желании замкнуться на внутренних проблемах не может отказаться от участия в создании мирового порядка. В силу геополитического положения России в центре Евразии заменить нашу страну просто некому.

Что касается ситуации в Новороссии, то если СБ ООН все же попросит подключиться к миротворческой операции, она наверняка будет выполняться только в содружестве с формированиями других стран – теми же белорусами, казахами или немцами. И не потому, что Россия не в состоянии справиться сама, а потому, что ни при каких условиях не может быть втянута в конфликт – даже в результате провокаций.

Активное участие граждан России в миротворческих усилиях требует разработки статуса их участника, отвечающего международным правовым нормам, который определял бы юридические права и обязанности, обеспечивал социальные гарантии.

Что касается постоянной готовности к действиям, то такую задачу в августе 2014 года перед нашими «голубыми касками» поставил министр обороны Сергей Шойгу на совещании с руководящим составом военного ведомства по итогам проверки 15-й отдельной мотострелковой бригады. «Мир поменялся кардинально. Как вы знаете по прошлым примерам, в том числе и этой бригады, миротворческие подразделения могут быть востребованы неожиданно», – заявил глава военного ведомства. По решению коллегии Минобороны, все миротворческие подразделения должны быть укомплектованы исключительно контрактниками.

Учреждать миротворческие миссии и определять их задачи – прерогатива Совета Безопасности. Однако ни одна миссия не принесет желаемого результата, если не будет политической воли и желания противоборствующих сторон разрешить возникшие противоречия самим.
Автор:
Олег Фаличев
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/24290
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти