Military Review

One of the most brilliant operations of the 1945 campaign of the year is the Vienna operation.

9
One of the most brilliant operations of the 1945 campaign of the year is the Vienna operation.

16 March 1945, the Vienna Offensive began. In the course of this operation, the troops of the 2 and 3 of the Ukrainian fronts, with the assistance of the 1 of the Bulgarian army, completed the liberation of Hungary, and liberated the eastern parts of Austria with its capital, Vienna. The Third Reich lost the last oil region in Western Hungary - Nagykanizsa and a large industrial center - the Vienna industrial region. Wehrmacht suffered another heavy defeat.

The Vienna offensive operation, which lasted until mid-April, is somehow obscured by the more famous battles of the Great Patriotic War - the battle for East Prussia with the assault on Koenigsberg, the Balaton operation and the assault on Berlin. However, this battle was of great importance. Its scope is evidenced by the number of troops that were involved in the operation on both sides: more than 1 million 150 thousand people, about 18 thousand guns and mortars, more than 2 thousand tanks and self-propelled guns, about 1700 aircraft.

The situation before the battle

Three days after the assault on Budapest (The bloody finale of the Budapest group), 17 February 1945, Supreme Commander Joseph Stalin ordered the 2 and 3 Ukrainian fronts to conduct an offensive operation with the aim of defeating Army Group South and seizing the area of ​​Bratislava - Brno - Vienna - Nagykanizsa. The offensive was scheduled for March 15. 1945. The liquidation of the huge Budapest garrison became an important prerequisite for the attack on Vienna.

However, before the Soviet fronts organized a new strategic operation, the Wehrmacht launched its last offensive in the area of ​​Lake Balaton (The failure of the last major offensive of the Wehrmacht). 6 March The 6-I tank SS army, the 6-I field army and the 2-I tank army launched an offensive north and south of Lake Balaton. The German command planned to send Soviet troops into the Danube, restoring the front line on this great European river, thereby eliminating the threat to the oil fields of Hungary, Austria and the southern regions of Germany. During the fierce battle, select armored formations of the Third Reich were defeated, losing most of the tanks and assault guns to play a negative role in the defense capability of the Berlin region. Hitler simply did not have large armored formations for the defense of Berlin.

At the same time, reflecting the stubborn attacks of the enemy, the Ukrainian fronts continued preparations for an offensive on the Vienna direction. The offensive began immediately after the Balaton defensive operation, without an operational pause. This was due to the fact that the German divisions suffered heavy losses, having lost a significant part of their combat capability, which changed the overall balance of forces in favor of the Red Army. In addition, the Soviet fronts remained large reserves.

The time was convenient for the offensive. Germany was on the verge of defeat. The measures by which the German military-political leadership tried to keep the Eastern Front, more and more bear the stamp of despair, confusion and disorder. The human and military material capabilities of the Third Reich were almost exhausted. The reserves were created with great difficulty and more and more often were spent in the “fire order”. German, Hungarian soldiers and officers for the most part began to understand that the war was finally lost. This became especially clear after the failure of the counteroffensive in the Lake Balaton area. They were confused, the combat effectiveness of the troops fell. Senior officers were increasingly dismissed for the fact that they could not solve the impossible task - to stop the Red Army. So one of Hitler’s most powerful generals, Frisner, was removed from his post as commander of Army Group South, Wöhler took his place. The closest associates of the Fuhrer - Himmler, Goering and others, strenuously probed the situation in the ruling circles of Britain and the USA. However, even with all the will of the part of the Anglo-Saxon elite, to preserve the remnants of the military power of the Third Reich and make Germany the cutting edge of the “crusade” against the Red Empire, time was already lost. The Soviet army was advancing too fast and violated all the plans of the American and British ruling circles, who hoped to prevent the Russians from entering Central Europe.



Operation plan

Due to the changing situation during the Balaton battle, the 9 headquarters in March 1945 set new tasks for the two Ukrainian fronts. Now the main blow was to be delivered not by the 2-th Ukrainian Front, but by the 3-th Ukrainian. Immediately after the Balaton operation was completed, the right wing of the 3 of the Ukrainian Front (4 and 9 of the Guards armies, 6 of the Guards Tank Army) was to go on the offensive and defeat the 6 of the SS Tank Army in the Sekeshfehervar region.

The 9 Guards Army of Glagolev inflicted a main attack on Veszprem and, in cooperation with the 4 Guards Army of Zahvatayev and the 26 Army, Gagena was to surround and destroy the main forces of the German tank army south and south-west of Szekesfehervar. 4-I Zakhvatiev Guards Army received the task to bypass Székesfehérvár on both sides, to take the city, turned by the Germans into a major stronghold, by the end of the second day of the offensive to reach the line of the Sharviz channel, not allowing the enemy to withdraw to the north-west. Located in the second echelon of the main shock grouping of the front, the 6-I Kravchenko Guards Tank Army was to launch the 19 offensive in March and complete the defeat of the main forces of the SS 6-Tank Army.

Three armies of the front shock group struck at the 31 km section in the Gantt zone to Lake Velence. It was possible to create a fairly large density of artillery. However, the tank of direct support for infantry was not enough. So in the area south of Zama on 1 km of the front there were 170-180 guns and mortars and only 12 tanks and SPG. At the same time, the powerful German 4 SS Panzer Corps defended here. The troops of the front on the main line had a fourfold advantage in manpower and ninefold in artillery. True, the lack of ammunition did not allow the use of artillery in full force. Ammunition stocks from previous battles have not yet been restored. For example, the troops of the 3 of the Ukrainian Front had a total 1-1,5 ammunition kit, and there was also a shortage of food and fuel. For tanks was approximate equality.

Further, the main forces of the two guards armies were to develop an offensive in the direction of Papa-Sopron-Vienna. Part of the forces of the front attack force had to clear the area of ​​Szombathely and Zalaegerszeg from the enemy, contributing to the defeat of the enemy's Nadkanizha group.

The troops of the center (26-I and 27-I armies) and the left wing of the front (57-I army and 1-I Bulgarian army) were to start the offensive later. 26-I and 27-I armies were given the task of defeating enemy troops in the areas of Polgardi, Tyurje, Szombathely, Zalaegerszeg and then to advance in southern Austria (Carinthia). The 57-I and 1-I Bulgarian armies were advancing south of Lake Balaton and were to occupy an oil-bearing region with the center in the town of Nagykanizsa.

The strike group of the 3rd Ukrainian Front dealt an auxiliary strike and was to go on the offensive on March 17-18. The 46th Army conducted the Gyor operation. The main blow was inflicted on a site north of Chakvar, and after the capture of the city of Gyor, the 46th Army was given the task of developing an offensive in the Vienna direction, facilitating the actions of the main strike group of the 2nd Ukrainian Front. Part of the forces of the 46th Army was to develop an offensive to the north, to the Komarom region, in order to cut off the enemy’s withdrawal routes from the Esztergom region, to press it against the Danube and with the support of the Danube military flotilla destroy them. The Danube flotilla was supposed to land in the Nesmey region. To support the advance of the attack group of the 3rd Ukrainian Front from the north, the 7th Guards Army was to develop an offensive in Bratislava.

The Yugoslav army was also to take part in the attack. The plans of the Yugoslav army proceeded from the general intention of the Soviet Headquarters. The troops of the northern flank of the Yugoslav army were to advance along the Drava River in the direction of Carinthia, and the troops of the southern wing along the coast of the Adriatic Sea in the direction of Trieste. The central grouping was to conduct offensive operations in the Zagreb direction.

The forces of the parties

Soviet Union. The troops of the 2 of the Ukrainian Front were stationed on the Hron River under the command of Rodion Malinovsky: the 40-I, 53-I and 7-I Guards armies, the 1-I Guards Mounted-Mechanized Group. They were supported by the 1-I and 4-I Romanian armies. South of the Danube between Esztergom and Gantom were the battle formations of the 46 Army with the 2 Guards Mechanized Corps. In the reserve of the front, west of Budapest, the 6-I Guards Tank Army was located. March 16 tank army was transferred to the 2-th Ukrainian Front. However, only the left flank of the front — the Petrushevsky 46 Army, supported by the Sviridov 2 Guards Mechanized Corps, the Danube Flotilla of Kholostyakov, and the Goryunov 5 Air Army — took part in the Vienna operation. In the shock grouping of the 2 of the Ukrainian Front there were 12 rifle divisions, 2686 guns and mortars, 165 tanks and SPG.

The troops of the 3rd Ukrainian Front under the command of Fyodor Tolbukhin were stationed from Gant to Botcha and Toryants. Further to the south, the 3rd Yugoslav army acted. From north to south the forces of the 9th and 4th Guards armies, the 27th, 26th and 57th armies, the 1st Bulgarian army were located. They were supported by the 23rd and 18th Panzer Corps, the 1st Guards Mechanized Corps and the 5th Guards Cavalry Corps. From the air the ground forces were supported by the 17th Sudets air army, and the 18th air army of Golovanov was also connected to the operation. Golovanov's army was formed on the basis of forces aviation long-range and was intended for delivering massive bombing attacks on the most important, powerful and remote enemy targets.

In general, the Soviet forces numbered more than 640 thousand soldiers and officers, in the Bulgarian army there were more than 100 thousand people, more than 12,1 thousand guns and mortars, more than 1,3 thousand tanks and self-propelled guns, about 1 thousand aircraft.

Germany. Soviet forces defended the forces of Army Group South, under Otto Wohler (from 7 on April Lothar Rendulich), part of the forces of Army Group F, General Marshal Maximilian von Weichs, which was March 25 and was merged with Army Group E, Alexander. Lera. To the north of the Danube, the 2-I field army of Hans Kreyzing defended the 8 of the Ukrainian front. In the strip from Esztergom to oz. Balaton was the defensive orders of the 3 of the Hungarian army of Gauzer, the 6 of the Balk army, the 6 of the SS Dietrich tank army. To the west of the lake were the positions of the 24 of the Hungarian corps. To the south of Lake Balaton stood the 2-I tank army of Angelis. In Yugoslavia, the armies of the group of armies "F" defended themselves (from March 25 "E"). From the air, the German troops supported the 4 air fleet. The German-Hungarian forces numbered about 410 thousand soldiers and officers, about 700 tanks and SPG, 5900 guns and mortars, about 700 combat aircraft.

The German leadership attached great importance to the defense of the Vienna direction. The Germans hoped to detain the Red Army for a long time in the mountain-wooded area on the border of Hungary and Austria, winning time for a political decision. The Wehrmacht had three main defensive lines and several intermediate lines. Defeated during the spring awakening offensive, the German command quickly strengthened the defense of the Esztergom-Székesfehérvár-Simontornya-north-eastern shore of Balaton. The main defense line of the Wehrmacht, 5-7 km deep, ran north of the Danube along the river Hron, and south of the Danube along the eastern slopes of Vertes to Szekesfehervar. The Germans built two or three lines of trenches with firing positions, which covered wire barriers and minefields. In separate directions, for conducting the flanking fire and for covering the obstacles ahead, wooden earth firing points and buried tanks were carried out. Most of the settlements were prepared for all-round defense. A particularly strong fortified point was Szekesfehervar. The approaches to the city were mined; there were anti-tank barriers on the eastern and northern outskirts.

At a distance of 10-20 km from the front edge of the defense, the second defensive line passed. It passed through the line of Koch, Bokod, Varpalota, Fyuzfo and consisted of nodes of resistance and strong points. The developed network of canals was used to strengthen anti-tank defense. An intermediate defensive line was installed on the River Rab, which had two lines of trenches. At the crossings on the river Rab, strong bridgeheads were equipped. The city of Gyor standing on this river was turned into a powerful center of resistance. The German command was confident that the front sectors from the Danube to Szekesfehervar and to the front of the Soviet 46 Army were impregnable.

The third line of defense ran along the old Austro-Hungarian border and consisted of three to four trenches protected by wire barriers, anti-tank ditches, rubble and minefields. Defense strengthened long-term firing points. She has been preparing since 1944 of the year. The border towns of Brook, Sopron, Kesogh and Szombathely had large garrisons and were turned into “fortresses”. On the outskirts of Vienna also created a strong defense. It passed through Sopron and Wiener-Neuchtadt. Using the advantages of highly rugged terrain, the Germans created a powerful fortification in this area, which intensified as they approached Vienna.

The terrain contributed to the defending side. Here were located the spurs of wooded Mid-Hungarian mountains. The numerous water frontiers - the Danube, Hron, Nitra, Vah, Morava, Drava, Rava, Pink, Leith, Mürz and Moore, were serious obstacles. The most convenient route for the advancing troops was the Szekesfehervar - Papa - Sopron - Vienna route.


Monument to the soldiers of the Red Army in Vienna. Schwarzenbergplatz Square

To be continued ...
Author:
9 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 20 March 2015 07: 36
    +3
    Well, we are waiting for the continuation ...
  2. GUKTU
    GUKTU 20 March 2015 09: 16
    +2
    Of course not quite the topic. Something is wrong with the photo. Rolling is worn over the left shoulder. Probably mixed up the sides of the film negative
    1. miv110
      miv110 20 March 2015 10: 41
      +1
      Plus for observation. Observation is an important trait of a scout. wink The weapon is usually worn on the right shoulder and, accordingly, with this arrangement of the roll, this is impossible
      1. The polar
        The polar 20 March 2015 14: 28
        +1
        Take a close look, Willis is driving in his lane and the driver is sitting on the left. Negativity is not turned over. And the skating rink was put over the right shoulder to make it easier to carry weapons
    2. igordok
      igordok 20 March 2015 14: 16
      +1
      Quote: GUKTU
      Of course not quite the topic. Something is wrong with the photo. Rolling is worn over the left shoulder. Probably mixed up the sides of the film negative

      About the roll is true. But behind, cyclists are driving bicycles to their right, as it should be (http://topwar.ru/43534-velosipedy-voyny.html). Big letters O.K. and the driver on the left refutes the "DSLR" option.
      Yes, both the soldiers and the car observe right-hand traffic.
  3. lao_tsy
    lao_tsy 20 March 2015 09: 32
    0
    Thoroughly. Well, we are waiting for the continuation ...
    1. subbtin.725
      subbtin.725 27 March 2015 15: 41
      0

      This is the voice.
      1. subbtin.725
        subbtin.725 27 March 2015 15: 55
        0

        There, in the same bucket.
        1. subbtin.725
          subbtin.725 27 March 2015 16: 01
          0

          This can be heard without stopping.
          1. subbtin.725
            subbtin.725 27 March 2015 16: 23
            0

            And abroad is not worse.
            1. subbtin.725
              subbtin.725 27 March 2015 16: 32
              0

              But this is a solid rzhachka.
              1. subbtin.725
                subbtin.725 27 March 2015 16: 50
                0

                I had a chance to see live ..., clings to the living.
                1. subbtin.725
                  subbtin.725 27 March 2015 16: 53
                  0

                  The heartbreaking sight ... goosebumps.
                  1. subbtin.725
                    subbtin.725 27 March 2015 17: 29
                    0

                    The Negro turned for a joke.
                    1. subbtin.725
                      subbtin.725 28 March 2015 05: 03
                      0

                      But this is definitely not expected.
                      1. subbtin.725
                        subbtin.725 28 March 2015 05: 18
                        0


                        After all, it has already been said.
            2. subbtin.725
              subbtin.725 28 March 2015 08: 49
              0


              So disgusting to sing, we must try.
  4. semirek
    semirek 20 March 2015 11: 30
    +1
    Thanks to the author for a great article!
  5. rauffg
    rauffg 20 March 2015 20: 15
    +1
    My grandfather was injured in Vienna. And he met Victory in the hospital because of this.
  6. Grigorievich
    Grigorievich 20 March 2015 22: 22
    0
    In the picture, the soldiers look good, machine gunners and all young.

Одна из самых блестящих операций кампании 1945 года — Венская операция

Одна из самых блестящих операций кампании 1945 года — Венская операция

16 марта 1945 года началась Венская наступательная операция. В ходе этой операции войска 2-го и 3-го Украинских фронтов при содействии 1-й болгарской армии завершили освобождение Венгрии, освободили восточные районы Австрии с её столицей — Веной. Третий рейх лишился последнего нефтяного района в Западной Венгрии — Надьканижа и крупного индустриального центра — Венского промышленного района. Вермахт потерпел очередное тяжелое поражение.

Венскую наступательную операцию, которая продолжалась до середины апреля, как-то заслоняют более знаменитые битвы Великой Отечественной войны — сражение за Восточную Пруссию со штурмом Кёнигсберга, Балатонская операция и штурм Берлина. Однако это сражение имело огромное значение. О его размахе говорит число войск, которые были задействованы в операции с обеих сторон: более 1 млн. 150 тыс. человек, около 18 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и САУ, около 1700 самолетов.

Ситуация перед сражением


Через три дня после завершения штурма Будапешта (Кровавый финал будапештской группировки), 17 февраля 1945 года, Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин отдал приказ 2-му и 3-му Украинским фронтам провести наступательную операцию с целью разгрома группы армий «Юг» и захвата района Братиславы — Брно — Вена — Надьканижа. Наступление было назначено на 15 марта 1945 г. Ликвидация огромного будапештского гарнизона стала важной предпосылкой для наступления на Вену.

Однако, прежде чем советские фронты организовали новую стратегическую операцию, вермахт предпринял последнее наступление в районе озера Балатон (Провал последней крупной наступательной операции вермахта). 6 марта 6-я танковая армия СС, 6-я полевая армия и 2-я танковая армия перешли в наступление севернее и южнее озера Балатон. Германское командование планировало сбросить советские войска в Дунай, восстановив линию фронта по этой великой европейской реке, тем самым ликвидировав угрозу нефтяным месторождениям Венгрии, Австрии и южным районам Германии. В ходе яростной битвы отборные бронетанковые соединения Третьего рейха были разгромлены, потеряв большую часть танков и штурмовых орудий, чтобы сыграло негативную роль в обороноспособности Берлинского района. У Гитлера просто не осталось крупных бронетанковых соединений для обороны Берлина.

При этом, отражая упорные атаки противника, Украинские фронты продолжали подготовку к наступлению на венском направлении. Наступление началось сразу после Балатонской оборонительной операции, без оперативной паузы. Это было связано с тем, что немецкие дивизии понесли тяжелейшие потери, утратив значительную часть своей боеспособности, что изменило общее соотношение сил в пользу Красной Армии. Кроме того, у советских фронтов остались крупные резервы.

Время было удобным для наступления. Германия была уже на грани поражения. Меры, с помощью которых германское военно-политическое руководство пыталось удержать Восточный фронт, всё более носили печать отчаяния, растерянности и беспорядочности. Людские и военно-материальные возможности Третьего рейха были почти исчерпаны. Резервы создавались с большим трудом и всё чаще тратились в «пожарном порядке». Немецкие, венгерские солдаты и офицеры в большинстве своём стали понимать, что война окончательно проиграна. Особенно это стало ясно после провала контрнаступления в районе озера Балатон. Они были растеряны, боеспособность войск упала. Старших офицеров всё чаще смещали за то, что они не могли решить невозможную задачу — остановить Красную Армию. Так один из способнейших генералов Гитлера — Фриснер, был смещён с поста командующего группой армий «Юг», его место занял Вёлер. Ближайшие сподвижники фюрера — Гиммлер, Геринг и другие, усиленно зондировали обстановку в правящих кругах Англии и США. Однако даже при всем желании части англосаксонской элиты сохранить остатки военной мощи Третьего рейха и сделать Германию острием нового «крестового похода» против Красной империи, время было уже упущено. Советская армия наступала слишком быстро и нарушила все планы американских и британских правящих кругов, которые надеялись не допустить русских в Центральную Европу.

Одна из самых блестящих операций кампании 1945 года — Венская операция


План операции

В связи с изменением ситуации во время Балатонского сражения Ставка 9 марта 1945 г. поставила перед двумя Украинскими фронтами новые задачи. Теперь главный удар должен был нанести не 2-й Украинский фронт, а 3-й Украинский. Сразу после завершения Балатонской операции правое крыло 3-го Украинского фронта (4-я и 9-я гвардейские армии, 6-я гвардейская танковая армия) должно было перейти в наступление и разгромить 6-ю танковую армию СС в районе Секешфехервара.

9-я гвардейская армия Глаголева наносила главный удар на Веспрем и во взаимодействии с 4-й гвардейской армией Захватаева и 26-й армией Гагена должна была окружить и уничтожить основные силы немецкой танковой армии южнее и юго-западнее Секешфехервара. 4-я гвардейская армия Захватаева получила задачу обойти Секешфехервар с обеих сторон, взять город, превращенный немцами в крупный опорный пункт, к исходу второго дня наступления выйти на рубеж канала Шарвиз, не допустив отхода врага на северо-запад. Располагавшаяся во втором эшелоне главной ударной группировки фронта 6-я гвардейская танковая армия Кравченко должна была начать наступление 19 марта и завершить разгром основных сил 6-й танковой армии СС.

Три армии ударной группировки фронта наносили удар на 31 км участке в полосе от Ганта до озера Веленце. Здесь удалось создать довольно большую плотность артиллерии Однако танков непосредственной поддержки пехоты было недостаточно. Так на участке южнее Замой на 1 км фронта приходилось 170-180 орудий и минометов и только 12 танков и САУ. При этом здесь оборонялся мощный немецкий 4-й танковый корпус СС. Войска фронта на главном направлении имели четырехкратное преимущество в живой силе и девятикратное — в артиллерии. Правда, нехватка боеприпасов не позволяла использовать артиллерию во всю мощь. Запасы боеприпасов после предыдущих сражений ещё не были восстановлены. Например, войска 3-го Украинского фронта имели всего 1-1,5 комплекта боеприпасов, также не хватало продовольствия и горючего. По танкам было примерное равенство.

Далее основные силы двух гвардейских армий должны были развить наступление в направлении Папа — Шопрон — Вена. Часть сил ударной группировки фронта должна была очистить от противника район Сомбатхея и Залаэгерсега, способствуя разгрому надьканижской группировки врага.

Войска центра (26-я и 27-я армии) и левого крыла фронта (57-я армия и 1-я болгарская армия) должны были начать наступление позже. 26-я и 27-я армии получили задачу разгромить войска противника в районах Польгарди, Тюрье, Сомбатхей, Залаэгерсег и далее наступать в Южной Австрии (Каринтии). 57-я и 1-я болгарская армии наступали южнее озера Балатон и должны были занять нефтеносный район с центром в городе Надьканижа.

Ударная группировка 3-го Украинского фронта наносила вспомогательный удар и должна была перейти в наступление 17-18 марта. 46-я армия проводила Дьерскую операцию. Главный удар наносили на участке севернее Чаквара, и после захвата города Дьёр 46-я армия получила задачу развивать наступление на венском направлении, способствуя действиям главной ударной группировки 2-го Украинского фронта. Часть сил 46-й армии должна была развить наступление на север, в район Комаром, чтобы отрезать вражеским войскам пути отхода из района Эстергома, прижать к Дунаю и при поддержке Дунайской военной флотилии уничтожить их. Дунайская флотилия должна была высадить десант в районе Несмей. Для поддержки наступления ударной группы 3-го Украинского фронта с севера 7-я гвардейская армия должна была развить наступление на братиславском направлении.

В наступление также должна была принять участие и югославская армия. Планы югославской армии исходили из общего замысла советской Ставки. Войска северного фланга югославской армии должны были наступать вдоль реки Драва в направлении Каринтии, а войска южного крыла — вдоль побережья Адриатического моря в направлении Триеста. Центральная группировка должна была вести наступательные действия на загребском направлении.

Силы сторон

Советский Союз. На реке Грон располагались войска 2-го Украинского фронта под началом Родиона Малиновского: 40-я, 53-я и 7-я гвардейская армии, 1-я гвардейская конно-механизированная группа. Их поддерживали 1-я и 4-я румынская армии. Южнее Дуная между Эстергомом и Гантом находились боевые порядки 46-й армии со 2-м гвардейским механизированным корпусом. В резерве фронта, западнее Будапешта располагалась 6-я гвардейская танковая армия. 16 марта танковую армию передали в состав 2-го Украинского фронта. Однако в Венской операции принял участие только левый фланг фронта — 46-я армия Петрушевского, которую поддерживал 2-й гвардейский механизированный корпус Свиридова, Дунайская флотилия Холостякова и 5-я воздушная армия Горюнова. В ударной группировке 2-го Украинского фронта было 12 стрелковых дивизий, 2686 орудий и минометов, 165 танков и САУ.

Войска 3-го Украинского фронта под командованием Фёдора Толбухина располагались от Ганта до Бабочи и Торянца. Далее на юг действовала 3-я югославская армия. С севера на юг располагались силы 9-й и 4-й гвардейских армий, 27-й, 26-я и 57-й армий, 1-й болгарской армии. Их поддерживали 23-я и 18-й танковые корпуса, 1-й гвардейский механизированный корпус и 5-й гвардейский кавалерийский корпус. С воздуха сухопутные войска поддерживала 17-я воздушная армия Судеца, также к операции была подключена 18-я воздушная армия Голованова. Армия Голованова была сформирована на базе сил авиации дальнего действия и предназначалась для нанесения массированных бомбовых ударов по наиболее важным, мощным и удалённым объектам противника.

В целом советские силы насчитывали более 640 тыс. солдат и офицеров, в болгарской армии было более 100 тыс. человек, более 12,1 тыс. орудий и минометов, более 1,3 тыс. танков и самоходок, около 1 тыс. самолетов.

Германия. Перед советскими войсками оборонялись войска группы армий «Юг» под командованием Отто Вёлера (с 7 апреля Лотара Рендулича), часть сил группы армий «Ф» генерал-фельдмаршала Максимилиана фон Вейхса, которая 25 марта была расформирована и объединена с группой армий «Е» Александера Лёра. К северу от Дуная перед 2-м Украинским фронтом оборонялась 8-я полевая армия Ханса Крейзинга. В полосе от Эстергома до оз. Балатон находились оборонительные порядки 3-й венгерской армии Гаузера, 6-й армии Балка, 6-й танковой армии СС Дитриха. Западнее озера располагались позиции 24-го венгерского корпуса. Южнее озера Балатон стояла 2-я танковая армия Ангелиса. В Югославии оборонялись войска группы армий «Ф» (с 25 марта «Е»). С воздуха немецкие войска поддерживал 4-й воздушный флот. Немецко-венгерские силы насчитывали около 410 тыс. солдат и офицеров, около 700 танков и САУ, 5900 орудий и минометов, около 700 боевых самолетов.

Германское руководство придавало обороне венского направления большое значение. Немцы надеялись надолго задержать войска Красной Армии в горно-лесистой местности на границе Венгрии и Австрии, выиграв время для политического решения. Вермахт имел три основные оборонительные полосы и несколько промежуточных рубежей. Потерпев поражение в ходе наступательной операции «Весеннее пробуждение», германское командование спешно укрепляло оборону на фронте Эстергом — Секешфехервар — Шимонторнья — северо-восточный берег Балатона. Основная полоса обороны вермахта глубиной 5-7 км проходила севернее Дуная по реке Грон, а югу от Дуная — по восточным склонам Вертеш до Секешфехервара. Немцы соорудили две-три линии траншей с огневыми позициями, которые прикрывали проволочные заграждения и минные поля. На отдельных направлениях для ведения фланкирующего огня и для прикрытия заграждений вперёд были вынесены деревоземляные огневые точки и зарытые танки. Большая часть населенных пунктов была подготовлена к круговой обороне. Особенно сильный укрепленным пунктом был Секешфехервар. Подступы к городу были заминированы, на восточной и северных окраинах имелись противотанковые заграждения.

На удалении 10-20 км от переднего края обороны проходила вторая оборонительная полоса. Она проходила по рубежу Коч, Бокод, Варпалота, Фюзфо и состояла из узлов сопротивления и опорных пунктов. Находившаяся здесь развитая сеть каналов была использована для усиления противотанковой обороны. На реке Раба был оборудован промежуточный оборонительный рубеж, имевший две линии траншей. У переправ на реке Раба были оборудованы сильные предмостные укрепления. Город Дьёр стоявший на этой реке был превращен в мощный узел сопротивления. Немецкое командование было уверено, что участки фронта от Дуная до Секешфехервара и перед фронтом советской 46-й армии неприступны.

Третья полоса обороны проходила по старой австро-венгерской границе и состояла из трех-четырех траншей, защищенных проволочными заграждениями, противотанковыми рвами, завалами и минными полями. Оборону усиливали долговременные огневые точки. Она готовилась уже с 1944 года. Приграничные города Брук, Шопрон, Кесёг и Сомбатхей имели большие гарнизоны и были превращены в «крепости». На подступах к Вене также создали сильную оборону. Она проходила через Шопрон и Винер-Нёйштадт. Используя преимущества сильно пересеченной местности, немцы создали на этом направлении мощный укрепрайон, который усиливался по мере приближения к Вене.

Местность способствовала обороняющейся стороне. Здесь располагались отроги лесистых Средне-Венгерских гор. Многочисленные водные рубежи — Дунай, Грон, Нитра, Ваг, Морава, Драва, Рава, Пинка, Лейта, Мюрц и Мур, были серьёзными препятствиями. Наиболее удобным маршрутом для наступающих войск считался путь Секешфехервар — Папа — Шопрон — Вена.

Одна из самых блестящих операций кампании 1945 года — Венская операция

Памятник солдатам Красной Армии в Вене. Площадь Шварценбергплац

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. parusnik 20 марта 2015 07:36
    Что ж ждём продолжения...
  2. GUKTU 20 марта 2015 09:16
    Конечно не совсем в тему. С фото что-то не так. Скатка носится через левое плечо. Наверное перепутали стороны негатива пленки
    1. miv110 20 марта 2015 10:41
      Плюс за наблюдательность.Наблюдательность важная черта разведчика. wink Оружие обычно носится на правом плече и соответственно при таком расположении скатки это невозможно
      1. Заполярец 20 марта 2015 14:28
        Вглядитесь внимательно, Виллис едет по своей полосе и водитель сидит с лева. Негатив не переворачивали. А скатку одели через правое плечё что бы оружие легче нести
    2. igordok 20 марта 2015 14:16
      Цитата: GUKTU
      Конечно не совсем в тему. С фото что-то не так. Скатка носится через левое плечо. Наверное перепутали стороны негатива пленки

      Про скатку верно. Но сзади велосипедисты ведут велосипеды справа от себя, как и положено (http://topwar.ru/43534-velosipedy-voyny.html). Большие буквы О.К. и сидящий слева водитель автомобиля опровергают вариант "зеркалки".
      Да, и солдаты, и автомобиль соблюдают правостороннее движение.
  3. lao_tsy 20 марта 2015 09:32
    Обстоятельно. Что ж ждём продолжения...
    1. subbtin.725 27 марта 2015 15:41

      Вот это голос.
      1. subbtin.725 27 марта 2015 15:55

        Туда же,в то же ведро.
        1. subbtin.725 27 марта 2015 16:01

          Это можно слушать не останавливаясь.
          1. subbtin.725 27 марта 2015 16:23

            А за рубежом не хуже.
            1. subbtin.725 27 марта 2015 16:32

              А вот это уже сплошная ржачка.
              1. subbtin.725 27 марта 2015 16:50

                Довелось видеть в прямом эфире...,цепляет за живое.
                1. subbtin.725 27 марта 2015 16:53

                  Душераздирающее зрелище...,мурашки.
                  1. subbtin.725 27 марта 2015 17:29

                    Негр по приколу повернулся.
                    1. subbtin.725 28 марта 2015 05:03

                      А вот это уже точно не ожидал.
                      1. subbtin.725 28 марта 2015 05:18


                        Ведь сказано было уже.
            2. subbtin.725 28 марта 2015 08:49


              Так отвязно спеть,надо постараться.
  4. semirek 20 марта 2015 11:30
    Спасибо автору за отличнейшую статью!
  5. rauffg 20 марта 2015 20:15
    Мой дед был был ранен в Вене. И встретил Победу в госпитале из-за этого.
  6. григорьевич 20 марта 2015 22:22
    На снимке солдаты хорошо выглядят,автоматчики и все молодые.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня