Русские слыли искусными боевыми летчиками

Русские слыли искусными боевыми летчиками

«Крайне необходимо первому обнаружить противника в воздухе, что даст возможность овладеть инициативой, а значит, принесет успех... «Поймав» врага, летчик-истребитель не должен выпускать его из «захвата» до тех пор, пока не будет истрачен последний патрон, после чего полезно обозначить стремление таранить неприятельский аэроплан. Такой маневр часто вынуждает противника производить посадку на нашей территории».

Эти строки принадлежат капитану Евграфу Крутеню - российскому летчику, который разработал основы тактики отечественной истребительной авиации. Благодаря таким бесстрашным интеллектуалам была заложена российская школа воздушного боя, из которой вышел не один десяток асов.

26 АВГУСТА 1914 года. В тот день наш соотечественник капитан Петр Нестеров первым в мире открыл счет воздушным победам. В конце месяца австрийская авиация начала активничать на Юго-Западном фронте - первая мировая война была уже в разгаре. Почти в открытую велась разведка. 25 августа экипаж одного «Альбатроса» сбросил на аэродром базирования русского 11-го авиаотряда бомбу. Наутро он вновь появился над расположением наших войск в районе города Жолква, что под Львовом. Поднявшийся в воздух Петр Нестеров направил свой «Моран» наперерез противнику. Настигнув неприятельскую машину, он таранным ударом сбил ее. Петр Нестеров не стал асом, в том же бою он погиб и сам.


Слово «ас» утвердилось в авиации чуть позже. В переводе с французского означает туз, искаженное старофранцузское «Deus» -Бог. Вначале официальное звание аса присваивалось летчику, одержавшему не менее 5 зарегистрированных побед (подтвержденных тремя и более очевидцами боя) - во Франции, Великобритании и России и не менее 7 - в Германии и Австро-Венгрии. Чуть позже для получения звания аса требовалось сбить не менее 10 неприятельских самолетов.

Итак, таран не мог стать рациональным боевым приемом воздушного боя, а потому военные летчики многих стран искали способ установки на самолет оружия. И вот 3 ноября 1914 г. французский военный пилот сержант Роланд Гарро, совместно с майором де Роз изобрел устройство, позволяющее стрелять из пулемета через плоскость, ометаемую винтом работающего мотора, до этого авиация использовалась только в разведывательных целях. Вскоре серийные военные самолеты Моран-Сольнье оснащаются новинкой Гарро и пулеметом - он устанавливался параллельно оси летательного аппарата. В марте 1915 года самолеты бросаются в бой на разных участках германо-французского фронта. Сам Гарро одержал три победы и, по сути, открыл шеренгу асов. Последователями Гарро стали многие французские летчики. Они начали сеять панику среди противника. Но случилось так, что первый ас в апреле того же 1915-го попал в плен к немцам, а те успешно использовали уже хорошо зарекомендовавшие себя принципы боевого применения авиации. Более того, конструктор Антони Фоккер, работавший в Германии, устанавливает на самолет синхронизатор пулеметного огня, что значительно повысило его боевые возможности. Появляются самолеты-истребители, а вслед за ними асы - французские, немецкие, российские, австрийские...

Первой сформировалась французская школа воздушного боя, ее, к слову, прошли и многие русские летчики. В 1916 году французы имели крупные истребительные отряды. Немецкий ас Манфред фон Рихтгофен в своих воспоминаниях французских истребителей называл «фокусниками». «Они любят ставить западни, нападать врасплох, -отмечал он. В воздухе это сделать нелегко и избегнуть ловушки нетрудно, так как самолет противника в воздухе не спрячется, а невидимый самолет еще не изобретен. Поэтому попадаться на такие хитрости могут только новички. Впрочем, галльская кровь иногда себя проявляет, и тогда француз атакует...».

Сильнейший представитель французской школы воздушного боя капитан Рене Пауль Фонк одержал 75 побед. На счету капитана Георга Гинемера - 54 выигранных поединка. Третий результат - у лейтенанта Карлса Ненжессера - 43 победы. Во французских ВВС в первую мировую 52 летчика сбили не менее 10 самолетов каждый. Всего они уничтожили 908 машин противника. Французские летчики добились основных побед на истребителях собственного производства - Моран-Сольнье «N», SPAD-VII конструкции Луи Бешеро, SPAD-VIII, Ньюпор 11 и Ньюпор 17. Так, SPAD-III (на нем воевали асы - Фонк, Гинемер, Ненжессер), оснащенный 150-сильным двигателем, развивал скорость около 180 км/ час и был самым скоростным из всех военных самолетов. Его вооружение - один синхронный пулемет с большим запасом патронов - 500 штук.

А вот достижения летчиков британских ВВС (в них служили и выходцы из Канады, Австралии, Новой Зеландии, некоторых африканских государств). На счету майора Эдварда Маннока 73 сбитых самолета, майора Вильяма Бишопа (Англия) - 72, майора Р. Коллишоу (Канада) - 60. 29 английских пилотов одержали более 10 побед каждый, уничтожив при этом 681 самолет. Если учитывать и достижения пилотов государств, входивших в Британию, то результат более весом. Так, 18 самых результативных летчиков одержали более 35 побед каждый, сбив в общей сложности 881 самолет. Английские асы сражались на истребителях Де Хэвилленд DH2, Бристоль F2, Сопвич Е.1. «Кемел». В ВВС США 10 пилотов стали асами, уничтожив вместе 142 неприятельские машины.
Американские летчики сражались и в составе ВВС других стран Антанты, а потому общий счет асов США более весом - 293 сбитых самолета. Сильнейший пилот капитан Эдвард Рикенбакер выиграл 26 воздушных поединков. В число асов первой мировой вошли и 9 итальянских летчиков, сбив 183 самолета. Самый результативнейший из них - Франсиско Баракка - 34 воздушные победы. Отважно сражались и бельгийские летчики, трое из которых уничтожили более 10 самолетов противника каждый. А лидер, лейтенант Вилли Коппенс, одержал 37 побед.

Мастерами воздушного боя зарекомендовали себя и русские летчики (о них разговор впереди). А всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин.
На этом фоне достижения немецких асов выглядят более весомо. В германских ВВС 161 летчик имел на своем счету 10 и более воздушных побед (такого количества асов не имели ВВС ни одной страны). Они уничтожили 3.270 машин противника. Многие авиаспециалисты считают, что и личное первенство за немецким асом - ротмистром Манфредом фон Рихтгофеном. По их утверждению, он сбил наибольшее количество самолетов противника - 80, по другим данным - около 60. 62 победы в своем активе имеет старший лейтенант Эрнст Удет, 53 - старший лейтенант Эрнст Левенхардт. В числе асов и союзники немцев - летчики ВВС Австро-Венгрии. Так, капитан Годвин Брушовский выиграл 40 поединков.

Немецкие летчики в ходе войны применяли истребители Альбатрос D.III и Альбатрос D.V, Фоккер Е.Щ, Фоккер D.VII, Фоккер D.VIII и другие их модификации (в частности, Манфред фон Рихтгофен сражался на истребителе Фоккер Dr-1), Юнкере D1.

Русские слыли искусными боевыми летчиками
Александр Казаков


Русские слыли искусными боевыми летчиками
Манфред фон Рихтгофен


Русские слыли искусными боевыми летчиками
Рене Пауль Фонк


Русские слыли искусными боевыми летчиками
Эдвард Маннок


ТЕПЕРЬ о самом результативном летчике первой мировой. Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами. Ну а как быть с немецким асом Манфредом фон Рихтгофеном, которому некоторые исследователи приписывают 80 уничтоженных самолетов противника и считают его сильнейшим асом первой мировой? Есть основания полагать (на основе серьезных исследований некоторых специалистов), что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными.

А КАКОВЫ достижения в первую мировую российских летчиков? Прежде отметим, что первые истребительные авиаотряды в русской армии были созданы в начале 1915 года. Один защищал Варшаву, второй охранял от нападения с воздуха царскую ставку. Весной 1916 года формируются еще 12 истребительных отрядов - по одному на полевую армию. В том же году в связи с тем, что Германия перебросила на восток большее количество авиации, создаются фронтовые истребительные отряды. Русские летчики воевали на самолетах французского производства, в 1915 году появляется первый истребитель отечественного производства Сикорский С-16.

Наибольшее число побед из российских летчиков одержал штабс-капитан Александр Казаков - 17 (неподтвержденных, с учетом сбитых самолетов, упавших на территорию, занятую противником, - 32). Война для него началась 29 декабря 1914 года, когда он после окончания Гатчинской военной авиационной школы прибыл на Западный фронт в 4-й корпусной авиаотряд. Истребителей в нашем понимании тогда еще не было, и он первый самолет противника сбил на скоростном моноплане «Моран-Жольнье» французского производства - таранным ударом. 1 апреля 1915 года ротмистр обнаружил западнее Вислы в районе деревни Гузов немецкий биплан «Альбатрос», нагнал его и ударил колесами, немецкий самолет полетел камнем вниз. А затем были новые и новые воздушные победы.

Штабс-капитан Евграф Крутень сбил 15 (20) неприятельских самолетов, капитан Петр Аргеев - 15. Несмотря на скромный результат по сравнению с асами других стран, российские слыли как искусные боевые летчики, применявшие совершенные тактические приемы. Французский военный пилот Жан Дюваль, наблюдавший за действиями русских летчиков-истребителей на Восточном фронте, советовал своим сослуживцам: «Делайте перевороты через крыло, штопор, пике и другие номера по отношению к противнику, делающему то же самое. Точно рассчитывайте расстояние, откуда вы вышли, занимайте позицию для стрельбы, имея пулемет уже направленным на цель, и все это в четверть секунды - только тогда будет успех...»

Много приемов в арсенал воздушного боя внес Евграф Крутень. Его наиболее отработанные приемы - атака с преимуществом в высоте, проход со стороны солнца в 50-100 метрах ниже противника, крутой боевой разворот в хвост вражеского аэроплана. Огонь Крутень открывал с короткой дистанции - 19-15 метров. Лучшие летчики Германии и Австрии в схватках с ним неизменно терпели поражение. Так, австрийский ас обер-лейтенант Франк фон Линко-Кроуфорд (30 побед) трижды «скрещивал в воздухе шпаги» с Крутенем и, как отмечал сам австриец, каждый раз был вынужден «снижаться» (приземляться), спасая свою жизнь. На Восточном фронте Крутеню не было равных.

Мастерски сражались и другие русские пилоты. Обозреватель одной из австрийских газет отмечал, что «русские летчики были и остаются для нас наиболее опасным противником, более опасным, чем французские». Вот как!

РОССИЙСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
1. Штабс-капитан Александр Казаков 17 самолетов
2. Штабс-капитан Евграф Крутень 15 самолетов
3. Капитан Петр Аргеев 15 самолетов
4. Лейтенант А.П. Северский 13 самолетов
5. Лейтенант Иван Смирнов 12 самолетов
6. Лейтенант Михаил Сафонов 11 самолетов
7. Капитан Борис Сергиевский 11 самолетов
8. Прапорщик Эдуард Томсон 11 самолетов
9. Прапорщик Константин Арцеулов около 10

х - В таблице приведены только подтвержденные победы.
х - Некоторые исследователи считают, что российские летчики П.Маринович, В.Федоров, И.Орлов сбили не менее 10 самолетов противника каждый, а Э.Пульпе, Г.Сук, О.Тетер, Я.Махлапуу, В.Янченко и еще одиннадцать пилотов не менее 5.


ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
1. Фонк (Франция) 75 самолетов
2. Маннок (Англия) 73 самолета
3. Бишоп (Англия) 72 самолета
4. Удет (Германия) 62 самолета
5. Манфред фон Рихтгофен (Германия) 60 самолетов
6. Гинемер (Франция) 54 самолета
7. Мак-Кэдди (Англия) 54 самолета
8. Левенхардт (Германия) 53 самолета
9. Фаллард (Англия) 48 самолетов
10. Фосс (Германия) 48 самолетов
11. Румеи (Германия) 45 самолетов
12. Бертольд (Германия) 44 самолета
13. Беймер (Германия) 43самолета
14. Балл (Англия) 43
15. Ненжессер (Франция) 43 самолета
16. Лезер (Германия) 41 самолет
17. Мадон (Франция) 41
18. Якобс (Германия) 41 самолет
19. Бельке (Германия) 40 самолетов
20. Брушовский (Австрия) 40 самолетов
21. Бюхнер (Германия) 40 самолетов
22. Лотар фон Рихтгофен (Германия) 40 самолетов
23. Менкгофф (Германия) 39 самолетов
24. Гонтерман (Германия) 39 самолетов
25. Коппенс (Бельгия) 37 самолетов

х - В активе асов - уничтоженные самолеты и аэростаты противника. На счет некоторых летчиков занесены и неподтвержденные воздушные победы.
х - Из британских асов в таблице приведены только англичане.
Первоисточник: http://www.soldiering.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. Banshee 27 сентября 2011 08:36
    Позволю себе внести поправочку.

    "И вот 3 ноября 1914 г. французский военный пилот сержант Роланд Гарро, совместно с майором де Роз изобрел устройство, позволяющее стрелять из пулемета через плоскость, сметаемую винтом работающего мотора, до этого авиация использовалась только в разведывательных целях."

    Авиация использовалась изначально как разведывательный орган. Но, вооружение ставилось. Экипажи самолетов вооружались пистолетами, ставились и пулеметы. Но ставились он либо поверх крыла (основная масса самолетов того времени была бипланами), что позволяло стрелять поверх винта, но вызывало проблемы с перезарядкой и прицеливанием, либо стреляли назад, защищая заднюю полусферу.
    Или проектировались самолеты с толкающим винтом (типа Де Хэвиленд DH2), где стрельба вперед не осложнялась наличием винта.

    Касаемо изобретения Гарро. Это даже не устройство, скорее, приспособление. Простое и гениальное. Металлические уголки, закрепленные на лопасти пропеллера. Пуля просто рикошетировала от них, и винт оставался цел.

    Немцы устроили охоту за самолетом Гарро, и в итоге он был сбит и стал военнопленным. Секрет оказался раскрыт. А через очень небольшой промежуток времени Антони Фоккер сделал синхронизатор, позволяющий стрелять через винт не одному пулемету, а двум и даже трем. Кинематика действовала так, что выстрел задерживался, если на пути была одна из лопастей.
  2. Vadivak 27 сентября 2011 08:56
    Боевые действия авиации на Восточном фронте были не столь активными как на западном, поэтому у наших летчиков не такие показатели как у союзников Протяжённость фронта от реки Шельды до швейцарской границы составляла 480 км, в глубину — 500 км, от Рейна до Кале.
    Протяжённость Восточного фронта в 2 раза больше по фронту от Балтийского моря до русско-румынской границы составляла около 850—900 км (по линии Кёнигсберг — Черновицы), максимальная глубина (в 1915г) — около 500 км (от линии Барановичи — Ровно до границы с Германией, не было такой концентрации авиации как на западе, в основном велась разведка, дверсионные операции и бомбометание, тут у нас был полный приоритет - первый в мире стратегический бомбер "Илья Муромец"

    Экипаж: 7-8 человек 4 двигателя Аргус
    Размах крыла:30,4 м. Максимальная скорость: 130 км/ч
    Вес пустого: 4200 кг. Вес снаряженного: 6100 к.г. Продолжительность полёта 4-5 часов с бомбами, 10 часов без бомб.
    Вооружение: 3-8 пулемётов и автоматических ружей.
    1. Довмонт 28 сентября 2011 14:29
      За всю I Мировую сбит был тлько один "Илья Муромец", к слову.
      Довмонт
  3. Sergh 27 сентября 2011 15:57
    Где-то часа полтора назад, у нас с НАПО "Чкаловский" взлетел по-моему Ил-2. Слышал давно кто-то говорил, что восстановили какой-то самолёт ВОВ, сегодня сам увидел. Правда маленько далековато, зато погода ясная, но по контуру похож на Ил-2. Круга четыре сделал на высоте примерно 500-600 метров и на посадку ушёл. Прикольно смотреть, летит медленно, развороты широкие, с сухарями большая разница.
    Sergh

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня