История ВВС и ПВО Югославии. Часть 8. Войны на развалинах. Словения. Хорватия

7
В гражданскую войну ВВС и ПВО Югославии вступили разделенными на три корпуса, на вооружении которых состояло около 800 самолетов и вертолетов, из них свыше 100 истребителей МиГ-21 и МиГ-29, более 100 боевых и транспортных вертолетов, организационно сведенных в три авиационных корпуса.

Кроме достаточно современной техники, югославские ВВС имели хорошо подготовленный летный состав. Вот как оценил югославских летчиков шеф-пилот ОКБ им. А.И. Микояна, помогавший югославам осваивать МиГ-29: "Техникой они владеют отменно, у них очень сильна личная подготовка и техническая выучка. В югославских ВВС очень высокие требования к личному составу и его боевым качествам". Годовой налет летчика ВВС ЮНА достигал весьма внушительного показателя — около 200 часов.

Десятидневная война в Словении

Военная операция против Словении началась в 5 часов утра 27 июня, когда части Югославской народной армии двинулись с целью окружить столицу мятежной республики Любляну, овладеть столичным международным аэропортом, занять пограничные посты на границах с Австрией, Венгрией и Италией. В свою очередь, словенцы блокировали находившиеся в их республике военные городки ЮНА.

Уже к исходу 27 июня стало ясно, что операция развивается крайне неудачно. Начавшие выдвижение части и подразделения ЮНА были остановлены, поскольку встретили сильное и организованное сопротивление. Потом появились сообщения, что еще при подготовке ввода войск не обошлось без "утечки информации". К примеру, председателем Президиума Югославии (фактически президентом страны) был хорват Стипе Месич, который практически парализовал его деятельность. Позже он перебрался в Хорватию, заявив: "Я свою задачу выполнил — Югославии больше нет".

В результате словенское руководство получило возможность заблаговременно ознакомиться с оперативными планами и использовать эти сведения для организации эффективного противодействия. Лишь к исходу 29 июня федеральной армии удалось прорвать словенские заслоны и перебросить подкрепления к югославско-австрийской границе.

Основную роль в противостоянии ЮНА сыграли силы территориальной обороны (TО) Словении. На их вооружении находилось достаточное количество зенитных орудий и ПЗРК "Стрела-2М" как советского, так и местного производства, что не могло не сказаться на потерях федеральной авиации.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 8. Войны на развалинах. Словения. Хорватия

Бойцы словенской ТО с 20-мм зенитным орудием М-75 и ПЗРК "Стрела 2М"


Всего словенцы заявили о шести сбитых вертолетах (в основном это были Ми-8).


Словенцы осматривают обломки сбитого вертолета ЮНА (предположительно Ми-8)


Югославы признали потерю трех машин. Мне известны обстоятельства только двух потерь. Первой жертвой балканской воздушной войны стала транспортная "Газель". Вечером 27 июня 1991 года вертолет с сугубо мирным грузом (хлеб) появился над словенской столицей Любляна в поисках подходящей площадки для приземления. Этот груз предназначался для югославского гарнизона, блокированного местными жителями. Однако выпущенная прямо с городской улицы ракета ПЗРК не оставила вертолетчикам ни единого шанса.


Жители Любляны, рассматривают обломки сбитого 27 июня 1991 года вертолета "Газель" ЮНА


3 июля югославский Ми-8, совершил вынужденную посадку в юго-восточной части Словении. Вертолетчики и Ми-8 сразу же были захвачены местными жителями. Так как аппарат был в нелетном состоянии, то его перевезли на спортивный аэродром. Здесь его от души размалевали, сняли те запчасти, которые посчитали нужными и... забыли.

После окончания боевых действий словенское руководство решило, что вертолет данного типа им не нужен (так как было принято решение: формировать ВВС на авиатехнике западного производства). Тогда оно официально обратилось с просьбой забрать Ми-8. На аэродром прибыли несколько югославских техников, которые оценили размер повреждений и организовали полевой ремонт, после которого вертолет свои ходом перегнали на ближайшую югославскую авиабазу.


Ми-8 из 780-й вертолетной эскадрильи ВВС ЮНА, захваченный словенцами 3 июля 1991г. и в дальнейшем возвращенный югославам


Словенцы располагали некоторым количеством легкомоторных самолетов, реквизированных в местных аэроклубах. Эти аппараты использовались для переброски оружия, нелегально закупленного в Европе оружия. Федеральная авиация пыталась бороться с ними и пилоты МиГ-21 несколько раз даже поднимались на перехват. Однако достоверной информации о результатах вылетов на сегодняшний день нет. Располагали словенцы и кое-какой трофейной техникой: так, 28 июня 1991 года в руки их попала (по некоторым данным её пилот просто дезертировал) исправная "Газель", на которой нарисовали словенские опознавательные знаки и поставили в строй. Машину разбили в тренировочном полете 6 июня 1994 г. В настоящее время она демонстрируется в месте постоянной дислокации 15-й бригады (эта бригада, собственно, и является ВВС Словении), датой ее формирования считается 8 октября 1991 г. Ещё несколько гражданских вертолетов, словенцы нелегально купили за границей.


Вертолет "Газель" ЮНА, захваченный словенцами 28 июня 1991 года


Югославское командование широко использовало в боевых действиях авиацию, включая J-21 "Ястреб", G-4M "Супер Галеб", J-22 "Орао", МиГ-21. Штурмовики "Орао" и "Ястреб" действовали в интересах армии, "проталкивая" колонны бронетехники в глубь республики. Отмечено несколько десятков бомбовых ударов, в частности по аэропорту Любляны (где был уничтожен аэробус А-320), а также пограничным постам на границе с Австрией и Италией.



Так, пара МиГ-21бис атаковала британскими бомбовыми кассетами BL-755 словенские заграждения на шоссе Любляна-Загреб. Впрочем, один раз по ошибке бомбовый удар был нанесен по собственным войскам, которые потеряли троих убитыми, тринадцать ранеными, один танк М-84 и два БТР М-60 были уничтожены, еще три М-84 и четыре М-60 были повреждены. Вертолеты широко применялись для снабжения, а также для переброски по воздуху небольших подразделений ВДВ и спецназа.

Однако одно господство в воздухе не могло обеспечить победу. Места расположения частей ЮНА в Словении по-прежнему были блокированы силами словенских вооруженных формирований и их положение с каждым днем стремительно ухудшалось из-за нехватки продовольствия.


Боец словенской ТО с 20-мм зенитным орудием М-75 наблюдает за гарнизоном ЮНА


Одновременно обострение внутриполитической обстановки в Хорватии ставило под угрозу коммуникации войск в Словении и без того удаленный от основной группировки ЮНА. 3 июля был отдан приказ об отводе войск в места постоянной дислокации, и 4 июля активные боевые действия в Словении практически прекратились. 7 июля 1991 года при посредничестве представителей Европейского союза было подписано мирное соглашение.

Война в Хорватии

Бои между формированиями сербской милиции и хорватской Национальной гвардией (ZNG - Zbor Narodnoj Garde) начались еще в мае, но части ЮНА, поначалу в стычки местных хорватов и сербов открыто не вмешивались.

Однако далее события начались развиваться по "словенскому сценарию": хорваты начали "войну казарм". Фактически большинство расположенных в Хорватии гарнизонов оказалась в блокаде. К концу сентября хорваты смогли установить контроль над 32 военными городками ЮНА. В результате в хорватской национальной гвардии появилось большое количество зенитных средств: 180 зенитных орудий калибра 20-мм, 24 ЗСУ М-53/59 "Прага", 10 ЗСУ-57-2, 20 зенитных пулеметов.


Бойцы хорватской Национальной гвардии с 14,5-мм ЗПУ-4 и ПЗРК "Стрела-2М"


Ответом на действия хорватов стало наступление ЮНА и очень скоро развернулась полномасштабная война с широким применением с обоих сторон танков и артиллерии. Югославская авиация стала важным средством поддержки армейских частей и сербских ополченцев на главном театре военных действий (в Восточной Славонии, Западном Среме и Баранье).

Кроме выполнения задач непосредственной авиационной поддержки, ВВС ЮНА играли и роль "длинной руки", способной достать хорватов и вдалеке от линии фронта. Основным объектом для таких ударов стала столица Хорватии Загреб. Например, 7 октября управляемыми ракетами был поражен Президентский дворец. Причем в этот момент там находился сам президент Франьо Туджман, который не пострадал. В западных источниках этот налет приписывают истребителям МиГ-29 применивших УР AGM-65 "Мейверик" с тепловизионной системой наведения. Однако, поставленные Югославии МиГ-29 (изделие "9-12 Б") могли применять по наземным целям только неуправляемые средства поражения, поэтому эта версия весьма сомнительна. Кроме того, странным представляется выбор оружия, предназначенного прежде всего для уничтожения контрастных в тепловом отношении целей. Вероятно, удар наносили штурмовики J-22 "Орао" или G-4M "Супер Галеб", способные нести ракеты "Мейверик" ранее приобретенные югославами в США.

Активно действовали и югославские истребители, пытавшиеся бороться с потоком контрабандного оружия, перебрасываемого в мятежную республику в основном по воздуху. Достигли они и определенных успехов, самый громкий из которых пришелся на 31 августа 1991 года, когда парой МиГ-21 был принужден к посадке в аэропорту Загреба "Боинг 707", имевший угандийскую регистрацию. После досмотра федеральные власти конфисковали 18 тонн военной амуниции южноафриканского производства: винтовки R4, боеприпасы, ружейные гранаты и прочее.

Кстати, эта операция тщательно готовилась, но разведка точно не смогла выяснить на каком самолете перебрасывается нелегальное оружие, поэтому истребителями были посажены несколько гражданских машин. Пилоты "МиГ-ов" кроме Боинга перехватили Ту-154 румынской авиакомпании ТАРОМ и две лайнера "Adria Airways" - DC-9-30 и MD-82 (еще один такой самолет "обслужили" "Галебы").



С началом широкомасштабных боевых действий югославские власти с 28 сентября 1991 г. вообще закрыли для полетов воздушное пространство над западными районами страны. Вскоре выяснилось, что хорватские секретные службы использовали, принадлежавшие венгерской армии Ми-8, для контрабандной доставки ПЗРК "Игла" и "Стингер". Экипажи вертолетов знали слабые места в системе ПВО Югославии: использовали "слепые зоны" в радиолокационном поле или строили маршрут так, чтобы в случае обнаружения вертолета времени на перехват его истребителями не оставалось.

7 января 1992 г. в закрытый район над Хорватией вошла неопознанная воздушная цель. Каких-либо уведомлений или запросов на выдачу разрешения на перелет югославы не получали, поэтому в воздух был поднят находившийся на боевом дежурстве летчик Эмир Сисич на истребителе МиГ-21бис. Истребитель был выведен на групповую цель, и пилот произвел пуск УР Р-60. Одна цель - (вертолет Агуста-Белл AB 205А, принадлежавший итальянским ВВС) была сбита и упала. Вторая цель - (вертолет AB 206B) совершила экстренную посадку и тем спаслась. Выяснилось, что сбитая машина принадлежала Европейской комиссии и выполняла полет с "миссией мониторинга". Все находившиеся на ее борту (итальянские подполковник и три сержанта, а также лейтенант ВМС Франции) погибли

Югославов обвинили в преднамеренном "групповом убийстве и уничтожении собственности Европейской комиссии", поскольку, якобы вертолет был окрашен в белый цвет и нес хорошо видимые опознавательные знаки, а югославские власти вроде бы были заранее осведомлены о готовящемся полете. В 1993 году хорватские власти заочно приговорили Сисича к 20 годам тюремного заключения, а итальянцы объявили его в международный розыск. Сисич продолжил карьеру в качестве пилота военно-транспортного Ан-26. 11 мая 2001 г. когда тяжело больной Сисич отправился в Венгрию за лекарством, его арестовали и передали Италии, где после семидневного суда приговорили к пожизненному заключению. Показательно, что суд проходил при закрытых дверях...Итальянский суд не принял во внимание, что летчик действовал строго в соответствии с приказами и сбил вертолет, нарушивший без разрешения воздушное пространство Югославии. Позже пожизненное наказание изменили на 15 лет заключения. В 2006 г. Сисича для дальнейшего отбывания наказания передали Сербии, а 9 мая 2009 г. он вышел на свободу после семи лет пребывания в тюрьмах за честное выполнение своего воинского долга. Сам Сисич убежден в том, что сбил заполненный военными грузами хорватский Ми-8 — слишком сильным был взрыв вертолета после попадания в него ракеты, который по его мнению летел в радиолокационной тени вертолета Евросоюза. Он утверждает, что в судебных документах нашел сведения о посадке второго вертолета Евросоюза, что подтверждает наличие третьей машины неустановленной принадлежности. По версии Сисича, ракета попала в третий вертолет, от взрыва которого пострадала хвостовая балка АВ.205, в результате чего вертолет упал, а члены миссии Евросоюза погибли. Кстати, на телах погибших членов миссии Евросоюза отсутствовали следы пожара (обязательные при взрыве), а это дает основание предполагать, что находившиеся на борту АВ.205 погибли при ударе вертолета о землю, а не вследствие взрыва.

В отличие от Словении потери ВВС ЮНА в Хорватии были весьма значительными- 41 сбитый летательный аппарат к ноябрю 1991 (по хорватским данным). Сербы к середине 1992 года признали потерю 30 самолетов и вертолетов. Столь высокий уровень потерь объясняется прежде всего гораздо более мощной ПВО: так, кроме "Стрел" хорваты располагали также "заботливо" поставленными Западом ПЗРК "Стингер" и "Мистраль".


Боец хорватской Национальной гвардии с ПЗРК "Стрела 2М" югославского производства


На их вооружении было гораздо больше и зенитных орудий (захваченных в гарнизонах ЮНА), расчеты которых собственно и претендуют на львиную долю побед.


Хорватское 20-мм зенитное орудие "Испано-Сюиза" М-55А4В1 на огневой позиции у города Дубровник


Таким образом, ПЗРК "Стрела-2М" и "Игла" наряду с малокалиберной зенитной артиллерией стали "становым хребтом" ПВО хорватов, не имевших на первых порах ни истребительной авиации, ни ВВС вообще.


Хорватская ЗСУ BOV-3, захваченная у ЮНА


Впрочем не стоит сбрасывать со счета и утечки информации. Плановые таблицы полетов югославских ВВС зачастую не были секретом для хорватов.

Полностью привести список потерь ВВС ЮНА не представляется возможным, так как в печать попадали только отрывочные данные. Можно лишь отметить только некоторые факты:

- 16 июля был сбит штурмовик G-4 "Супер Галеб".


Фрагмент крыла "Супер Галеба", сбитого 16 июля


- 21 августа из боевого вылета не вернулся МиГ-21бис.



- 24 августа 1991 сбит зенитным огнем J-21 "Ястреб". Пилот катапультировался.

- 25 августа при посадке (вероятно, из-за боевых повреждений) разбился МиГ-21бис, летчик погиб.

- 16 сентября 1991 зенитным огнем сбит J-21 "Ястреб". Пилот катапультировался.

- 17 сентября сбит "Галеб".



В тот же день были сбиты J-21 "Ястреб" и современный штурмовик G-4 "Супер Галеб". Пилоты катапультировались.

- 18 сентября жертвами ПВО хорватов стали два МиГ-21бис. Первый МиГ попал под огонь хорватских зениток после нескольких последовательных заходов на цель. Его пилот, попытался "оттянуть" свою подбитую машину в сторону, чтобы посадить её на "брюхо" на поле между сербскими и хорватскими позициями. Однако на подлете к нему самолет задел деревья и взорвался при ударе о землю. Пилота при ударе выбросило из кабины (возможно самопроизвольно сработало катапультное кресло), и его тело обнаружили хорваты. Фотоснимки с места падения этого МиГ-а впоследствии публиковались как в хорватской, так и в западной прессе.

Второй МиГ-21бис был сбит ракетой ПЗРК, летчик смог катапультироваться, однако попал в плен.

- 19 сентября 1991 сбит NJ-22 "Орао". Пилот катапультировался и попал в плен

- 20 сентября ракетами ПЗРК были сбиты сразу два самолета: "Галеб" и "Ястреб". Пилот "Ястреба" погиб.


Обломки югославского "Ястреба", сбитого 20 сентября


- 17 октября сбит J-21 "Ястреб". Пилот погиб при катапультировании.

- в октябре (точное число не установлено) сбит МиГ-21бис. Информации о судьбе пилота нет.

- 4 ноября был подбит J-21 "Ястреб", который разбился на территории, контролируемой ЮНА. Пилот катапультировался.

- 8 ноября был сбит еще один "Галеб". Пилот погиб. В этот же день был сбит МиГ-21Р, пилот катапультировался и остался жив.



- 9 ноября 1991 сбит МиГ-21бис. Пилот катапультировался и попал в плен. В тот же день сбит G-4 "Супер Галеб". Оба пилота катапультировались.


Обломки МиГ-21бис ВВС Югославии, сбитого хорватской ПВО 9 ноября 1991 года. Музей Войны за независимость Хорватии


- 12 ноября ракетой ПЗРК сбит J-21 "Ястреб". Пилот катапультировался и попал в плен.

- 15 ноября над морем сбит очередной J-21 "Ястреб". Пилот катапультировался и спасён ВМС Югославии.

Впрочем, по опыту боевых действий тот же "Супер Галеб" показал себя вполне надежной машиной, способной "держать" боевые повреждения. Так, 21 сентября G-4 "поймал" в хвостовую часть ракету ПЗРК "Стрела-2М". Тем не менее, самолет держался в воздухе, и пилот смог посадить его на аэродром. Показательно, что позже машину восстановили в полевых условиях, а её хвостовая часть сейчас находится в музее.


Хвостовая часть поврежденного G-4 "Супер Галеб" в музее Воздухоплавания в Белграде


Много вопросов вызывает боевое применение (или не применение) в Хорватии истребителей МиГ-29. Западные источники пестрят упоминаниями об участии "двадцать девятых" в развернувшихся событиях. Мало того, хорваты претендуют на один сбитый МиГ-29. По их данным самолет был тяжело поврежден огнем зенитной артиллерии, но летчик смог перетянуть линию фронта, и катапультировался уже над Сербией. С югославской стороны это не подтверждается, но тот факт, что к началу НАТОвской агрессии в 1999 г. ВВС Югославии имели только 13 МиГ-29 из 14 полученных в 1988 г. наводит на некоторые размышления.

В ходе боевых действий ЮНА активно применялись вертолеты. "Газели", использовавшие ПТУР 9М32 "Малютка" привлекались к уничтожению хорватской бронетехники. Ми-8 использовались как транспортные, а также как поисково-спасательные. Несмотря на то, что полеты проходили преимущественно в прифронтовой зоне, тем не менее хорваты сбили только один вертолет - 4 октября 1991 г.

С началом войны хорваты тоже предприняли определенные шаги для создания (или как они предпочитали говорить "возрождения") собственных ВВС (Hrvatsko Ratno Zrakoplovstvo - HRZ). Во главе них стал Имра Аготич, до этого служивший в звании полковника в радиотехнических частях ВВС ЮНА. Естественно, что во вновь созданной армии он стал генералом.

Поскольку после того, как тенденции к распаду государства стали налицо, югославские власти взяли под свой контроль всю авиатехнику на своей территории, то источников авиационной техники для новых ВВС было несколько. Одним из них стало дезертирство на собственных самолетах и вертолетах летчиков-хорватов. Таким образом Хорватия итоге обзавелась тремя МиГ-21. Наибольшую известность получил перелет капитана Рудольфа Перешина. 30 октября 1991 г. он перелетел на самолете-разведчике МиГ-21Р в Австрии, сев в аэропорту г. Клагенфурт. Причину своего дезертирства Перешин объяснил так: "Я хорват и не буду стрелять в хорватов!". Австрийцы задержали самолет до окончания боевых действий, но не стали удерживать пилота. Через четыре дня Перешин вступил в ВВС Хорватии.

Самолет остался на австрийском аэродроме. Не зная, что с ним делать, австрийцы, в конце концов, с помощью специалистов из бывшей ГДР разобрали его и хранили на танковой базе. Для выставки он однажды был вновь собран, о его дальнейшей судьбе ничего не известно.



Впоследствии Перешин стал командиром первой хорватской истребительной эскадрильи, в мае 1995 г. во время наступления в Сербской Краине он был сбит сербской ПВО и погиб. Сейчас его именем названа хорватская военно-воздушная академия.

Свой первый вертолет хорваты получили 23 сентября 1991 года, когда раненый пилот югославского Ми-8 совершил вынужденную посадку на их территории. Вертолет получил собственное имя "Stara Frajala" (старая дама). После несложного восстановительного ремонта машина была принята на вооружение хорватских ВВС. 4 ноября эта "восьмерка" вновь выполнила вынужденную посадку – вертолет по ошибке обстреляла хорватская пехота. После этого случая на фюзеляже и хвостовой балке вертолета нарисовали крупную хорватскую "шаховницу". "Старая дама" летала в составе ВВС Хорватии до 1999 г.


"Старая Дама" – первый хорватский Ми-8Т


Первым же истребителем хорватских ВВС стал МиГ-21бис, угнанный 4 февраля 1992 г.. В HRZ самолет получил новый номер - 101.



Кроме МиГ-ов, летчики-дезертиры перегнали в Хорватию один Ми-8 и одну "Газель". Однако в боевых действиях эта техника не участвовала, отчасти из-за своей малочисленности, отчасти из-за трудностей в обеспечении запасными частями, отчасти, чтобы не создавать проблем своим зенитчикам, привыкшим без особых раздумий стрелять по любому появляющемуся в поле их зрения МиГ-у или "Газели".

Пока тщательно укрытый от югославов МиГ играл роль своеобразного "психологического оружия", в бой пошли совсем другие машины. Первой попыткой восполнить недостаток материальной части стало принятие 3 сентября 1991 г. постановления правительства Хорватии о постановке на учет всех находившихся в республике летательных аппаратов, которые можно было бы использовать в военных целях. Из музейной коллекции был даже извлечен и восстановлен до пригодного к полетам состояния вертолет Белл 47J.

Хорваты провели мобилизацию всех "аэроклубовских" самолетов, в основной массе это были UTVA-75. Но "первую скрипку" сыграла многочисленная сельскохозяйственная авиация. Ее основой стал отряд сельхозавиации, где находилось примерно десять Ан-2.


Хорватский Ан-2


Дополнено все это "великолепие" несколькими "сеснами" различных модификаций: A-180 Ag-Truck, A-186 Ag-Wagon и Пайперами РА-18.


Piper PA 18-150 "ВВС" Хорватии


Самолеты в срочном порядке вооружили: "сесны" и "пайперы" получили подвеску для бомб небольшого калибра (в качестве которых иногда использовали 3-кг минометные мины), а с "кукурузников" сбрасывали самодельные бомбы и емкости с горючим через боковую дверь вручную. Некоторые Ан-2 для действий ночью оснащались приемниками спутниковой системы навигации GPS. Один из Ан-2 хорватские техники (есть данные, что помогали специалисты из Великобритании) превратили в "мини- АВАКС", установив на него аппаратуру радиотехнической разведки и радиолокатор.

Вся эта "авиация" летала исключительно по ночам, так как днем небо принадлежало югославским ВВС. Точных сведений о количестве и результатах вылетов нет. Например, только Ан-2 за период с 3 ноября по 2 декабря выполнили 68 ночных вылетов. Эффективность их бомбардировок оставляла желать лучшего и особенных потерь, по всей видимости, сербы не понесли. Но Ан-2 изрядно "попортили крови" югославам, поэтому бороться с ними они пытались.

11 ноября 1991 г. Ан-2 столкнулся с проводами, экипаж отделался ушибами. 26 января 1992 г. столкнулся с проводами линии электропередач еще один Ан, из шести находившихся на борту человек пятеро погибли.

Несмотря на свой более чем солидный возраст и устаревшие технические данные самолеты оказались "крепким орешком" для сербской ПВО. Ракеты ПЗРК оказались неэффективными, так как слабая тепловая сигнатура поршневого двигателя не позволяла головке самонаведения надежно захватить цель. В печати был описан случай, когда пилот хорватского Ан-2 ушел от 16 (!) выпущенных по нему ракет. РЛС ЗРК средней дальности 2К12 "Квадрат" в автоматическом режиме также не была рассчитана на сопровождение столь малоскоростных воздушных целей. Рассказывают, что в некоторых частях ЮНА, вооруженных "Квадратами", солдатам-срочникам за сопровождение в ручном режиме Ан-2 давали увольнительную – эта работа считалась гораздо более сложной, чем сопровождение реактивных самолетов. Все-таки 2 декабря 1991 г. расчет ЗРК "Квадрат" смог поразить ракетой один хорватский Ан-2. Погибли все четыре члена экипажа (причем оба летчика, в прошлом были пилотами ВВС ЮНА, пилотировавшими реактивные истребители МиГ-21 и МиГ-29). Еще один Ан-2 был сбит зенитчиками. Случаев поражения других самолетов не отмечено.

8 сентября при ударе по аэродрому штурмовиками "Галеб" был уничтожен один Ан-2, а через неделю - еще несколько.

Пошли в бой и учебно-тренировочные UTV-вы. По крайней мере, на двух самолетах под консолями крыла подвесили по два 90-мм РПГ М79 "Оса". Вооруженные таким образом они приняли участие в нескольких ночных атаках сербских позиций, причем пилоты летали в очках ночного видения.

Под мощнейшим политическим давлением Запада (к тому времени СССР распался, а новым российским правителям было не до балканских проблем), Белграду пришлось остановить свои войска и весной 1992 года пойти на перемирие. Согласно подписанному соглашению в Хорватию вводились на три года войска ООН. Однако на трети территории Хорватии (на которой проживали сербы) остававшейся в руках югославских военных, была провозглашена Республика Сербская Краина. По этому же соглашению федеральные войска должны были покинуть Хорватию. Естественно, что большая часть военных запасов ЮНА была не эвакуирована в Сербию, а передана вооруженным формированиям Сербской Краины. Тогда же возникли и "ВВС" этой республики.

Согласно договоренностям сербы не могли иметь армию, только полицию. Поэтому авиационный элемент получил официальное название Вертолетная эскадрилья милиции Краины. Днем основания этого подразделения считается 5 апреля 1992 года. Как командир подразделения, так и весь летный состав был представлен выходцами из Краины, служившими в ВВС ЮНА. Они же предоставили и технику: около десятка "Газелей" и несколько Ми-8. Эти вертолеты получили бело-синюю милицейскую окраску и собственные опознавательные знаки. Основной задачей определялось патрулирование границы с целью недопущения проникновения хорватских коммандос. Естественно, что командование использовало подразделение и для транспортных перевозок, связи.


Легкий многоцелевой самолет ВВС Сербской Краины PZL.104 Wilga


Хорваты тоже не сидели сложа руки, и в рекордно короткие сроки обзавелись вполне современными ВВС. Опять не обошлось без дезертирства. Очередные два Миг-21бис угнали с аэродрома в Сербии пилоты-хорваты.


Югославский истребитель МиГ-21бис, угнанный в Хорватию 15 мая 1992 г.


Хорватские официальные лица как в рот воды набирали когда их спрашивали откуда взялись остальные МиГ-21, боевые вертолеты Ми-24, а также транспортные Ми-8 и Ми-17. В мае-июне 1992 г. у Хорватии появилось 11 боевых вертолетов Ми-24Д и Ми-24В. Их происхождение также остается загадочным. За время войны Хорватия смогла закупить также 6 Ми-8Т и 18 Ми-8МТВ-1 (однако до конца войны дожили только 16). После окончания войны все Ми-8Т были выведены из боевого состава, а Ми-8МТВ были собраны в двух эскадрильях. Позже они были заменены на более современные Ми-171Ш. Хорваты получили и лучшие в мире на тот период ракеты "воздух- воздух" ближнего радиуса действия Р-60. Их обучение проводили летчики и техники, ранее служившие в 8-й истребительной эскадре бывших ВВС ГДР. В целях сокрытия количества самолетов, состоявших на вооружении ВВС Хорватии, бортовые номера вплоть до конца 1990-х гг. были нанесены только в нишах основных опор шасси. Самолеты летали "анонимными".

По официальной версии все 24 истребителя МиГ-21 бис хорваты собрали из запасных частей и брошенных самолетов на авиаремонтном заводе в Велика Горице. С подачи немецких журналистов, широкое хождение получила версия, что большая часть этой техники до того как попасть в Хорватию, несла опознавательные знаки Национальной народной армии ГДР. Однако, в реальности же, из Германии к хорватам попал только один Ан-2ТП, кроме того на вооружении ВВС ННА ГДР не имелось "крокодилов" модификации Ми-24В. Вероятно, хорватские арсеналы пополнила авиационная техника доставшаяся "новообразованным" странам, возникшим на обломках Советского Союза. Чаше всего, в этой связи упоминают Украину, госструктуры которой никогда не страдали особыми "комплексами" в выборе клиентов при продаже оружия...

Продолжение следует...
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 марта 2015 07:30
    председателем Президиума Югославии (фактически президентом страны) был хорват Стипе Месич, который практически парализовал его деятельность. Позже он перебрался в Хорватию, заявив: "Я свою задачу выполнил — Югославии больше нет".
    Везде одно и то же - предательство правящей верхушки страны приводит к кровавому хаосу и развалу страны.
    Роман, большое спасибо за обзор, ждем продолжения, как было обещано.
  2. +2
    25 марта 2015 11:02
    Статья хоть и интересная, но комментировать ее не буду. По причине того, что она вторична и представляет собой компиляцию из статей М. Жирохова и А. Заблотского на сайте airwar.ru, которые еще более подробны и информативны, разве что фотоматериала поменьше. Уважаемый автор я ценю вашу работу, но справедливости ради следует давать ссылки на то откуда получена информация.
    Ниже выдержка одной из статей на airwar.ru - Воздушная война в Югославии. Часть 1 (19.03.2008 г.):

    "Территории Словении и Хорватии входили в состав 5-й военной области, включавшей пять штабов армейских корпусов, около 35 тыс. человек, более 700 танков, 350 боевых машин, большое количество артиллерийских систем (в том числе и залпового огня). Командование военной области имело в своем оперативном подчинении 5-й авиационный корпус ВВС и ПВО.
    В тех событиях, которые летом 1991 г. и в последующие годы стали разворачиваться на земле Югославии, её авиации было суждено сыграть важную и далеко не последнюю роль. Боевой состав 5-го корпуса ВВС ЮНА к началу 1991 г включал:
    - отдельную вертолетную аэ (Ми-8) - аэродром Плесо (Загреб);
    - 82-ю авиационную бригаду в составе 237-й истребительно-бомбардировочной аэ (ибаэ) (J-21, NJ-21 «Ястреб»), 238-й ибаэ (J-22, NJ-22 «Орао»), 351-й разведывательной аэ (J-21, IJ-22) – аэродром Церклье;
    - 117-ю истребительную авиационную бригаду в составе 124-й и 125-й истребительных аэ (иаэ) (МиГ-21бис) и 352-й разведывательной аэ (МиГ-21Р) – аэродром Бихач;
    - 105-й истребительно-бомбардировочный полк в составе 249-й ибаэ (G-4 «Супер Галеб»), 251-й ибаэ (G-2А «Галеб») и 333-й смешанной аэ (G-4 «Супер Галеб»,UNVA-72, Ан-2, вертолеты SA.341) – аэродром Земуник (Задар);
    - 185-й истребительно-бомбардировочный полк в составе 129-й иаэ (МиГ-21ПФМ и МиГ-21УМ) и 229-й ибаэ (G-4 «Супер Галеб») – аэродром Пула;
    - 111-ю авиационную бригаду в составе 679-й транспортной аэ (Ан-2, Ан-26), 711-й и 713-й противотанковых вертолетных аэ (SA.341 «Газель»), а так же 780-й транспортной вертолетной аэ (Ми-8) – аэродромы Плесо и Лучко (Загреб).
    Кроме частей корпуса в Словении и Хорватии базировались 97-я бригада 1-го авиационного корпуса ВВС и ПВО (240-я ибаэ, 353-я раэ, 676-я противопожарная аэ, 784-я противолодочная вертолетная эскадрилья, 790-я транспортная вертолетная аэ) на аэродроме Дивулье (Сплит), полки Авиационной военной академии (105-й, 172-й, 185-й истребительно-бомбардировочные и 107-й вертолетный) на аэродроме Земуник (Задар), а также отдельные звенья радиотехнической разведки 5-й военной и военно-морской областей (вертолеты SA.341 «Газель») на аэродромах Плесо (Загреб) и Дивулье (Сплит). Силы ПВО включали 155-й ракетный полк (ЗРК С-75М «Волхов») в Загребе, 350-й ракетный полк (ЗРК С-125 «Нева») в Любляне и два самоходных ракетных полка (ЗРК 2К12 «Квадрат») в Загребе и Задаре."
    Никто не хотел обидеть.
    Честь имею.
  3. +3
    25 марта 2015 11:34
    Фото подобраны неплохо. Нужно отметить, что дезертир Перешин за всю войну только и смог что сбросить бомбы на сербскую Градишку в мае 1995, убив двоих детей. После чего его тут же сбили. А сама хорватская авиация никакими особыми успехами так и не блеснула. Ми-24 были куплены на Украине в 1992. Оттуда же были и некоторые пилоты. Один украинский экипаж сербы сбили в мае 1995, он летал из Загреба в Бихач (Босния).
    1. +1
      25 марта 2015 15:21
      И чего воевали друг против друга? Вылетел "герой" убил детей в соседней деревне. Все тут же узнали - сбили "героя"... Ничего не напоминает?
  4. +1
    25 марта 2015 16:23
    Для меня загадка: вотчехи и словаки разошлись полюбовно, а почему больше ни у кого так не получалось?
    1. +1
      9 апреля 2015 16:33
      Слишком разные народы по менталитету (тут и религия и ориентиры).
      А чехи и словаки это как старший и младший брат, по большому счету.
  5. +2
    1 апреля 2015 12:37
    Еле дочитал, но как всё чётко изложено. Благодарность Кузнецову Роману за его труды!!!