Military Review

The Vienna operation: a breakthrough of the enemy defense and the destruction of the estergomno-commodity group

2
The first stage of the operation

The onset of the shock group of the 3 of the Ukrainian Front. In the afternoon of 16 March, 1945, after a strong 60-minute artillery preparation, the troops of the 9 Guards Army of Glagolev and the 4 Guards Army of Zakhvatiev launched an offensive. German troops defended stubbornly, made numerous counterattacks. Therefore, on the first day of the offensive, our troops could only penetrate into their defense 3-7 kilometers.

The 4th and 9th guard armies did not take part in the Balaton defensive operation. The 9th Guards Army was fully manned and constituted a serious force. There were 140 people in the companies. The command of the 3rd Ukrainian Front took care of the restoration of forces of the 4th Guards Army. By the beginning of the offensive, the average number of companies was increased to 80 soldiers. If by March 5, 1945, Zakhvatayev’s army had only 22 armored units, then by March 16 it had 122 tank and self-propelled guns. Significant density of artillery was also achieved: in the 9th Guards Army there were 180 guns and mortars and about 9 self-propelled guns per kilometer of the front, and in the 4th Guards Army - 170 guns and mortars and more than 20 tanks and self-propelled guns.

In the attack zone of the Soviet armies, the 4 SS Panzer Corps defended the 3 SS Panzer Division “Dead Head”, the SS Viking 5 Panzer Division, the Hungarian 2 Panzer Division and several separate infantry battalions and special units. On 16 in March the German corps had 35 motorized and infantry battalions, more 430 guns and mortars, 185 tanks and assault guns.

In the current situation, the commander of the 3-th Ukrainian Front, Fyodor Ivanovich Tolbukhin, gave the order not to stop the offensive at night. Glagolev's army was to force the Sharviz Canal and by the end of 17 March, reach the line of Mohr, Balinka, Istimer, and Chor. The army of Zakhvatiev received the task of accelerating the movement, bypassing Szekesfehervar from the southwest and seizing this city as quickly as possible. To ensure the troops of the 4 Guards Army from the possible attacks of the German tank group that operated south of Lake Velenza, and also to prevent the group from moving to the west, one rifle division of the 27 Army was deployed.

In turn, the Supreme Headquarters, which intensified the stalled offensive, in the evening of March 16 handed over to the 3 Ukrainian Front a mobile formation of the 2 Ukrainian Front - the Kravchenko 6 Guards Tank Army. Stalin promised Malinovsky that soon the army would be returned to the 2 of the Ukrainian Front. The bid wanted to create the most favorable conditions for solving the most important task - encirclement and destruction of the main forces of the 6-th SS Panzer Army. The Soviet tank army was supposed to concentrate around Zamaya, Patka by noon on March 17 and go on the offensive on the night from 17 to March 18. The army of Kravchenko was reinforced by a light-artillery brigade, two regiments of an anti-aircraft artillery division, and one engineering battalion.

The nightly operations of the 9th Guards Army did not bring much success. Only at dawn, when the actions of the attack aircraft of the 17th Sudets air force intensified, did Glagolev's army manage to occupy a number of enemy strongpoints during stubborn battles and by the end of the day widened the breakthrough to 30 km along the front and 10 km in depth. I must say that the Soviet aviation played a large role in breaking the enemy defense. The 17th Air Army attacked enemy positions day and night. However, the Germans, using strong defensive lines, actively resisted.

Particularly fierce struggle was for the city of Szekesfehervarar, which was previously the scene of a fierce battle. The city stood in the way of the Soviet group, which struck the northern flank of the German tank army. The SS tank army 6 during the battle of Balaton wedged into the battle formations of the Ukrainian front 3 between the lakes Velence and Balaton. Fearing the encirclement of the advanced forces, which were located in this wedge, the German command tried in every way to hold the city and began to transfer new units to the place of the breakthrough. Take Szekesfehervar 17 March, our troops failed.

March 18 shock group 3-th Ukrainian Front advanced slightly. On this day, the armies of Glagolev and Zakhvatayev moved forward only 6 km and about the same extent expanded the breakthrough. The slow pace of advance in the early days of the operation was due to two factors. First, there was not enough tanks to directly support infantry in the battle formations of rifle divisions of the first echelons of the 4 and 9 of the Guards armies. Secondly, the Germans relied on serious defense and had time to pull up reserves and units from calm sectors of the front. The Germans stubbornly counterattacked and retreated to the pre-prepared rear lines. In addition, 9-I Guards Army attacked in difficult conditions of mountain-wooded areas.

Fearing the encirclement of the SS 6 Panzer Army, in the area south of Szekesfehervar, the German command began a gradual withdrawal of troops defended before the 26 and 27 armies of the 3 Ukrainian Front. These troops moved to the north-west direction, strengthening the defensive orders in the offensive zones of the Glagolev and Zahvatayev armies. In general, this will help Dietrich's tank army avoid encirclement.

On the morning of March 19, the Kravchenko tank army was thrown into battle. The Guards Tank Army inflicted two main attacks on divergent directions: in the western direction, followed by a turn to the south and Veszprem, forming the outer ring of the environment, attacked the Volkoff 9 Guards, which was reinforced by a light artillery brigade and an anti-aircraft artillery regiment; in the southwesterly direction, creating an inner ring of encirclement, the 5 th Guards Tank Corps of Saveliev, advancing by an artillery brigade and an SAU regiment, advanced. In the interval between the two corps, a detachment created from the 9 Guards' Mechanized Corps was moving. The Glagolev guards army followed the tank crews, while the Zakhvatiev army continued to strike south-west. However, the army of Kravchenko met the powerful resistance of the enemy and also failed to immediately break through the enemy defenses, to develop the rapid offensive necessary for encircling the main forces of the SS 6 Panzer Army. In addition, Volkov’s 9 Corps is stuck in the fight with small enemy groups, instead of rushing forward. This allowed the German command to gain the time necessary for the withdrawal of troops.

The Vienna operation: a breakthrough of the enemy defense and the destruction of the estergomno-commodity group

Captured by Soviet troops in the city of Szekesfehervarvar, German tanks and self-propelled guns, abandoned due to lack of fuel

On March 20, the 27 and 26 armies of Trofimenko and Hagen went on the offensive. Soviet troops were advancing in the direction of Polgardi and Lepshen. After breaking through the enemy defenses, on March 21, the troops of the 27 and 26 armies reached the Polgardi area. At this time, the troops of the main shock group of the front were only 10 km from Lake Balaton, which led to the threat of the complete encirclement of the German tank army. To help 17-th Air Army Sudetz was attracted 18-I Air Army Golovanov, which on the night of March 22 struck a powerful blow to the railway junction Veszprem. At the same time, the bombers and attack aircraft of the 17 Army Sudetz smashed the enemy’s retreating columns on the roads.

By the evening of March 22, the main forces of the SS 6 Panzer Army were almost surrounded in the area south of Szekesfehervar. The German army had only a corridor about 2,5 km wide, which was completely swept by artillery and even large-caliber machine guns. However, the Soviet troops could not close the encirclement ring. The Germans created a dense defense of the four tank and one infantry divisions and under their cover and at the cost of huge losses could avoid the "boiler".

Thus, the troops of the 3 of the Ukrainian Front could not surround the Székesfehérvár group of the enemy. A negative role in this failure was played: the slow development of the offensive in the early days of the battle, the lack of ammunition for artillery, the lack of tanks for direct support of infantry and the lack of superiority in armored vehicles over the enemy in the direction of the main attack.

However, the main task was solved. Soviet armies broke through the defenses of the enemy and quickly developed success. German troops were defeated and retreated, unable to gain a foothold on the intermediate lines of defense. March 22 Soviet troops captured Szekesfehervarr, which was turned into ruins during the fierce battles, and Vesnprem was taken on March 23. Our troops overcame the mountains of Bakony, and by 25 March, advancing to 40-80 km, took the city of More, Varpalota, reaching the Pope-Devecher-Pechel line.



The attack of the shock group of the 2 of the Ukrainian Front

March 17 launched an offensive strike group 2-th Ukrainian Front. The 46 Army had significant strengths: 10 and 18 Guards, 23, 68 and 75 Rifle and 2 Guards Mechanized Corps, as well as the 83 Brigade of the Marine Corps. It was reinforced by three breakthrough artillery divisions, one anti-aircraft artillery division, two separate anti-tank brigades, and three guards mortar regiments. As a result, 12 rifle divisions, 2686 guns and mortars of all calibers, 165 tanks and self-propelled artillery units (about a hundred tanks and self-propelled guns were part of the 2 Guards Mechanized Corps) were in the shock grouping of the front. Before the front of the 46 Army, 7 infantry divisions and part of one enemy tank division defended themselves. The enemy had 619 guns and mortars, 85 tanks and SPG.

In the first echelon of the strike force at the front of 12 km, the 75th and 68th rifle corps advanced, in the second echelon the 18th guards rifle and 2nd guards mechanized corps. About 1 guns and mortars, about 140-12 tanks and self-propelled guns per 13 km of the breakthrough site. On the right flank of the army, an auxiliary strike was delivered by the 10th Guards and 23rd Rifle Corps, which in cooperation with the 2nd Guards Mechanized Corps and the Danube flotilla, were to surround and destroy the enemy troops in the area of ​​Esztergom. From the Danube Flotilla, 46 different boats, a separate air squadron, part of the 83rd Marine Corps and the coast escort took part in the operation.

The main blow was struck on the left wing of Petrushevsky's 46 Army. True, on this day only advanced battalions launched an offensive. Their success predetermined the successful offensive of the whole army. The advanced units of the 46 Army attacked the enemy on the evening of March 16. After a short but powerful artillery raid, the forward battalions rushed to assault enemy positions. With a swift jerk, they captured the advanced fortifications and wedged themselves into the enemy’s defensive orders, in some sectors up to 1 kilometers. With the dawn, our advanced battalions continued the offensive and captured the first position of the main line of enemy defenses. The advanced battalion of the 52 Rifle Division, which advanced to 3 km and captured the Kehanyash strong point, achieved the greatest success.

March 17 advanced units developed success and wedged into the enemy defensive orders by 10 km, reaching the line of the Altal River, that is, to the second line of defense of the German troops. In the center and on the right flank of the 46 Army, the advance of the troops of the 10 Guards and the 23 Infantry Corps did not immediately bring success. Here our troops penetrated the enemy's defense only 1 km. In general, the successful development of the attack of the army of Petrushevsky bound the German troops in this sector and did not allow them to be transferred to the direction of the attack of the assault group of the 3 of the Ukrainian Front.

In the evening of March 17 at the headquarters of the 46 Army, at a meeting with the Malinowski front, it was decided to continue the offensive on the left flank of the army, where the greatest success was achieved and to introduce into the breakthrough the 2 Guards Mechanized Corps of Siridov. March 18, the main forces of the Petrushevsky army went over to the general offensive. Our troops crossed the river Altal. The Germans fought hard. Using a well-prepared mountainous-wooded area, the enemy fired heavily and counterattacked with the support of groups of tanks and aircraft. Especially fierce battles were in the offensive zone of the 75 Infantry Corps of General A. 3. Akimenko.

However, our troops were able to penetrate into the second lane of the German defense, creating favorable conditions for the introduction of a mobile unit into the battle. German air reconnaissance detected the advancement of the Soviet 2 Guards Mechanized Corps and enemy bombers struck a forest where our armored vehicles had previously been located. However, the mechanized corps managed to move to a new area and the blow fell on an empty space. Early in the morning of March 19, after an artillery strike, the Sviridov mechanized corps entered the breakthrough. The 5 th assault air corps of the 5 th Air Army provided great support to its attack. The offensive of the Soviet tankers was successful, already in 9 hours of the morning the corps fought for the cities of Tovarosh and Tata. By the end of March 19, the army of Petrushevsky advanced deep into 30 km. By 20 March, our troops advanced westward 40 kilometers. The tactical zone of the enemy’s defense was broken, and part of the three divisions of the German-Hungarian group were defeated.


Soviet SU-76M self-propelled artillery mounts in Vienna

Destruction of the estergomsky commodity group

On March 20, the army of Petrushevsky, developing an advance northward on Tovarosh, advanced to the Danube. As a result, the estergom-commodity group of the enemy was pressed into the river as part of four divisions. Meanwhile, the Soviet Danube flotilla made its way into the depths of the enemy defense, passed under the destroyed Esztergomsky bridge and landed an airborne detachment on the right bank of the Danube, in the Tata area. Our paratroopers attacked the enemy’s rear and cut off the enemy’s escape routes to the west. The Soviet marines, with the support of naval artillery, fought off fierce attacks for more than three days and on March 22 joined up with the Sviridov tank crews. At the same time, the 5 airborne Amia Goryunova continued to operate actively.

Part of the enemy's four divisions got into the "boiler": the 96-I and 711-I German infantry divisions, the 23-I Hungarian infantry division, the Cavalry division "Fegelein" and the 92-I motorized brigade. In total, more than 20 thousand soldiers and officers, a lot of equipment and a large number of various military equipment were surrounded.

The German command, in order to prevent the breakthrough of our troops in the Gyor direction and save the surrounded group in the region of Esztergom, transferred additional forces to the area of ​​attack of the Petrushevsky army. Part of two tank divisions and one infantry division, which were removed from the area south of Lake Velenza, as well as a brigade of assault guns, advanced to this direction. 21-25 in March German troops made continuous counterattacks, trying to close the gap, throw away the Soviet troops and save the estergomno-commodity group. Up to 130 of enemy tanks and SPGs took part in these attacks. However, these attacks were not successful, although they slowed down the pace of movement of our troops.

The situation was especially difficult in the evening of March 21, a large group of the enemy pressed down parts of the 18 Guards Rifle Corps. Petrushevsky put forward an 109 Infantry Division from the reserve of the army, which had to go into battle directly from the march. In addition, the 53 Infantry Division was transferred to the threatened sector, which was transferred to the 46 Army from the front reserve. It was reinforced by an anti-tank artillery brigade. As a result, the attack of the enemy was repelled.

In the meantime, the Esztergom faction was destroyed. The Soviet command took all measures to prevent the enemy from breaking through. A large role in this operation was played by Soviet aviation, which, day and night, observed the encircled grouping and did not allow the enemy to cross to the north bank of the Danube. Continuing the offensive in the Gyor direction, part of the forces of the 46 Army fought with enemy troops surrounded. The first attacks of the Soviet troops, who tried to dismember the estergom group, were repulsed by the enemy. But in the following days the surrounded group was destroyed. The city of Esztergom - a major communications hub and a powerful enemy stronghold, was taken. Our troops cleared from the Nazis the south bank of the Danube from Esztergom to Almassi.

By March 25, Soviet troops made a breach with a depth of 45 km and a width along the front of 100 km. To enhance the strike power of the 2 of the Ukrainian Front, he was transferred from the 3 of the Ukrainian Front to the 23-th Panzer Corps of Akhmanov, who became part of the 46-th Army of Petrushevsky.

Results of the first stage of the operation

Thus, from 16 to 25 in March 1945, our troops broke through the German-Hungarian defense between the Danube and Lake Balaton, overcame the mountains Vertes and Bakony, advanced to a depth of 100 - 120 km, creating conditions for the development of an offensive on Vienna. The Soviet troops eliminated the penetration of the 6 th SS Panzer Army into the location of the 3 Ukrainian Front at the lake. Balaton and destroyed the estergom-commodity grouping of the enemy. The troops of the two Ukrainian fronts reached the line of Komar - Kisber - Papa - Devecher - Pechel. German-Hungarian troops suffered a heavy defeat and began to retreat to the line of defense along the border of Austria and Hungary.


Soviet machine-gunners lead a street fight in the central part of the city of Vienna

To be continued ...
Author:
Articles from this series:
Part 1. One of the most brilliant operations of the 1945 campaign of the year is the Vienna operation.
2 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 23 March 2015 07: 23
    0
    We remember this ..
  2. SuperEnot
    SuperEnot 23 March 2015 17: 34
    0
    I at one time gave the bottom picture to the representatives of Zeiss. It was funny.
    But in general, of course, the fights were fierce. Now it’s easy to read, but how many fathers, sons did not return.

Венская операция: прорыв вражеской обороны и уничтожение эстергомско-товарошской группировки

Первый этап операции

Наступление ударной группировки 3-го Украинского фронта. Во второй половине дня 16 марта 1945 г. после сильной 60-минутной артиллерийской подготовки войска 9-й гвардейской армии Глаголева и 4-й гвардейской армии Захватаева перешли в наступление. Немецкие войска упорно защищались, предпринимали многочисленные контратаки. Поэтому в первый день наступления наши войска смогли только вклиниться в их оборону на 3-7 километров.

4-я и 9-я гвардейские армии не принимали участия в Балатонской оборонительной операции. 9-я гвардейская армия была полностью укомплектована личным составом и представляла собой серьёзную силу. В ротах было по 140 человек. Командование 3-го Украинского фронта позаботилось и о восстановлении сил 4-й гвардейской армии. К началу наступления средняя численность рот была доведена до 80 солдат. Если к 5 марта 1945 г. армия Захватаева имела всего 22 бронеединицы, то к 16 марта имела 122 танка и САУ. Была достигнута и значительная плотность артиллерийских средств: в 9-й гвардейской армии на один километр фронта приходилось 180 орудий и минометов и около 9 САУ, а в 4-й гвардейской армии — 170 орудий и минометов и более 20 танков и самоходок.


В полосе наступления советских армий оборонялся 4-й танковый корпус СС, в состав которого входили: 3-я танковая дивизия СС «Мёртвая голова», 5-я танковая дивизия СС «Викинг», 2-я венгерская танковая дивизия и нескольких отдельных пехотных батальонов и специальных подразделений. На 16 марта немецкий корпус имел 35 моторизованных и пехотных батальонов, более 430 орудий и минометов, 185 танков и штурмовых орудий.

В сложившейся обстановке командующий 3-м Украинским фронтом Фёдор Иванович Толбухин отдал приказ не прекращать наступление и ночью. Армия Глаголева должна была форсировать канал Шарвиз и к исходу 17 марта выйти на рубеж Мор, Балинка, Истимер, Чор. Армия Захватаева получила задачу ускорить движение, обойти Секешфехервар с юго-запада и как можно быстрее овладеть этим городом. Для обеспечения войск 4-й гвардейской армии от возможных ударов немецкой танковой группировки, которая действовала южнее озера Веленце, а также, чтобы помешать отходу этой группировки на запад, была развернута одна стрелковая дивизия 27-й армии.

В свою очередь Ставка Верховного Главнокомандования, что активизировать застопорившееся наступление, вечером 16 марта передала 3-му Украинскому фронту подвижное соединение 2-го Украинского фронта — 6-ю гвардейскую танковую армию Кравченко. Сталин пообещал Малиновскому, что вскоре армию вернут в состав 2-го Украинского фронта. Ставка хотела создать максимально благоприятные условия для решения важнейшей задачи — окружения и уничтожения основных сил 6-й танковой армии СС. Советская танковая армия должна была к полудню 17 марта сосредоточиться в районе Замой, Патка и в ночь с 17 на 18 марта перейти в наступление. Армию Кравченко усилили легко-артиллерийской бригадой, двумя полками зенитно-артиллерийской дивизии и одним инженерным батальоном.

Ночные действия 9-й гвардейской армии особых успехов не принесли. Только с рассветом, когда активизировались действия штурмовиков 17-й воздушной армии Судеца, армия Глаголева смогла в ходе упорных боев занять ряд опорных пунктов противника и к исходу дня расширили прорыв до 30 км по фронту и в глубину на 10 км. Надо сказать, что советская авиация сыграла большую роль во взломе вражеской обороны. 17-я воздушная армия днем и ночью наносила удары по позициям противника. Однако немцы, используя сильные оборонительные рубежи, активно сопротивлялись.

Особенно жестокая борьба шла за город Секешфехервар, который уже ранее был ареной жестокой битвы. Город стоял на пути советской группировки, которая наносила удар в северный фланг немецкой танковой армии. 6-я танковая армия СС во время Балатонского сражения вклинилась в боевые порядки 3-го Украинского фронта между озерами Веленце и Балатон. Опасаясь окружения передовых сил, которые располагались в этом клине, германское командование пыталось всеми силами удержать город и стало перебрасывать новые части к месту прорыва. Взять Секешфехервар 17 марта нашим войскам не удалось.

18 марта ударная группировка 3-го Украинского фронта продвинулась незначительно. В этот день армии Глаголева и Захватаева продвинулись вперёд лишь на 6 км и примерно настолько же расширили прорыв. Медленные темпы наступления в первые дни операции были связаны с двумя факторами. Во-первых, не хватало танков непосредственной поддержки пехоты в боевых порядках стрелковых дивизий первых эшелонов 4-й и 9-й гвардейских армий. Во-вторых, немцы опирались на серьёзную оборону и успевали подтягивать резервы и части со спокойных участков фронта. Немцы упорно контратаковали и отходили на заранее подготовленные тыловые рубежи. Кроме того, 9-я гвардейская армия наступала в сложных условиях горно-лесистой местности.

Германское командование, опасаясь окружения 6-й танковой армии СС, в районе южнее Секешфехервара, начало постепенный отвод войск, который оборонялись перед фронтом 26-й и 27-й армий 3-го Украинского фронта. Эти войска перебрасывали на северо-западное направление, укрепляя оборонительные порядки в полосах наступления армий Глаголева и Захватаева. В целом это поможет танковой армии Дитриха избежать окружения.

Утром 19 марта была брошена в бой танковая армия Кравченко. Гвардейская танковая армия наносила два основных удара по расходящимся направлениям: на западном направлении с последующим поворотом на юг и Веспрем, образовывая внешнее кольцо окружения, наступал 9-й гвардейский мехкорпус Волкова, который усилили легкой артбригадой и зенитно-артиллерийским полком; на юго-западном направлении, создавая внутренне кольцо окружения, наступал 5-й гвардейский танковый корпус Савельева, подкрепленный артбригадой и полком САУ. В промежутке между двумя корпусами двигался отряд, созданный из состава 9-го гвардейского мехкорпуса. Гвардейская армия Глаголева следовала за танкистами, а армия Захватаева по-прежнему наносила удар на юго-запад. Однако армия Кравченко встретила мощное сопротивление противника и также не смогла сразу прорвать оборону противника, развить стремительное наступление, необходимое для окружения главных сил 6-й танковой армии СС. Кроме того, 9-й корпус Волкова увяз в борьбе с небольшими группами противника, вместо того чтобы стремительно двигаться вперёд. Это позволило немецкому командованию выиграть время, необходимое для отвода войск.

Венская операция: прорыв вражеской обороны и уничтожение эстергомско-товарошской группировки

Захваченные советскими войсками в городе Секешфехервар немецкие танки и САУ, брошенные из-за отсутствия топлива

20 марта перешли в наступление 27-я и 26-я армии Трофименко и Гагена. Советские войска наступали в направлении на Польгарди и Лепшень. Пробив оборону противника, 21 марта войска 27-й и 26-й армий вышли в район Польгарди. В это время войска главной ударной группировки фронта были всего в 10 км от озера Балатон, что привело к угрозе полного окружения немецкой танковой армии. В помощь 17-й воздушной армии Судеца была привлечена 18-я воздушная армия Голованова, которая в ночь на 22 марта нанесла мощный удар по узлу железных дорог Веспрем. Одновременно бомбардировщики и штурмовики 17-й армии Судеца громили отступающие колонны противника на дорогах.

К вечеру 22 марта основные силы 6-й танковой армии СС были почти окружены в районе южнее Секешфехервара. У немецкой армии остался лишь коридор шириной около 2,5 км, который полностью простреливался артиллерией и даже крупнокалиберными пулеметами. Однако советские войска не смогли сомкнуть кольцо окружения. Немцы создали плотную оборону из четырех танковых и одной пехотной дивизий и под их прикрытием и ценой огромных потерь смогли избежать «котла».

Таким образом, войска 3-го Украинского фронта не смогли окружить секешфехерварскую группировку противника. Отрицательную роль в этой неудаче сыграли: медленное развитие наступления в первые дни сражения, нехватка боеприпасов для артиллерии, недостаток танков непосредственной поддержки пехоты и отсутствие превосходства в бронетехнике над врагом на направлении главного удара.

Однако главная задача была решена. Советские армии прорвали оборону врага и быстро развивали успех. Немецкие войска потерпели поражение и отступали, не успевая закрепиться на промежуточных рубежах обороны. 22 марта советские войска захватили Секешфехервар, который в ходе жестоких боев был превращен в руины, 23 марта заняли Веспрем. Наши войска преодолели горы Баконь, и к 25 марта продвинувшись на 40-80 км, взяли города Мор, Варпалота, выйдя на рубеж Папа — Девечер — Печель.

Венская операция: прорыв вражеской обороны и уничтожение эстергомско-товарошской группировки


Наступление ударной группировки 2-го Украинского фронта

17 марта начала наступление ударная группировка 2-го Украинского фронта. 46-я армия имела значительные силы: 10-й и 18-й гвардейские, 23-й, 68-й и 75-й стрелковые и 2-й гвардейский механизированный корпуса, а также 83-ю бригаду морской пехоты. Её усилили тремя артиллерийскими дивизиями прорыва, одной зенитно-артиллерийской дивизией, двумя отдельными истребительно-противотанковыми бригадами, тремя гвардейскими минометными полками. В результате в ударной группировке фронта было 12 стрелковых дивизий, 2686 орудий и минометов всех калибров, 165 танков и самоходно-артиллерийских установок (около сотни танков и САУ было в составе 2-го гвардейского мехкорпуса). Перед фронтом 46-й армии оборонялось около 7 пехотных дивизий и часть одной танковой дивизии противника. Противник имел 619 орудий и минометов, 85 танков и САУ.

В первом эшелоне ударной группировки на фронте в 12 км наступали 75-й и 68-й стрелковые корпуса, во втором эшелоне — 18-й гвардейский стрелковый и 2-й гвардейский механизированный корпуса. На 1 км участка прорыва приходилось около 140 орудий и минометов, около 12-13 танков и самоходок. На правом фланге армии вспомогательный удар наносили 10-й гвардейский и 23-й стрелковые корпуса, которые во взаимодействии со 2-м гвардейским механизированным корпусом и Дунайской флотилией, должны были окружить и уничтожить войска противника в районе Эстергома. От Дунайской флотилии в операции участвовало 46 различных катеров, отдельная авиаэскадрилья, часть 83-й бригады морской пехоты и береговой отряд сопровождения.

Основной удар был нанесён на левом крыле 46-й армии Петрушевского. Правда, в этот день наступление вели только передовые батальоны. Их успех предопределил удачное наступление всей армии. Передовые части 46-й армии атаковали противника ещё вечером 16 марта. После короткого, но мощного артиллерийского налета, передовые батальоны бросились на штурм вражеских позиций. Стремительным рывком они захватили передовые укрепления и вклинились в оборонительные порядки противника, на некоторых участках до 1 километра. С рассветом наши передовые батальоны продолжили наступление и захватили первую позицию главной полосы обороны противника. Наибольшего успеха добился передовой батальон 52-й стрелковой дивизии, который продвинулся вперёд до 3 км и захватил опорный пункт Кеханьяш.

17 марта передовые части развили успех и вклинились в оборонительные порядки врага на 10 км, выйдя на рубеж реки Алтал, то есть ко второй полосе обороны немецких войск. В центре и на правом фланге 46-й армии наступление войск 10-го гвардейского и 23-го стрелковых корпусов сразу успеха не принесло. Здесь наши войска вклинились в оборону противника всего на 1 км. В целом успешное развитие наступление армии Петрушевского сковало немецкие войска на этом участке и не позволило перебросить их на направление наступления ударной группировки 3-го Украинского фронта.

Вечером 17 марта в штабе 46-й армии на совещании с комфронта Малиновским было решено продолжить наступление на левом фланге армии, где был достигнут наибольший успех и ввести в прорыв 2-й гвардейский механизированный корпус Сиридова. 18 марта основные силы армии Петрушевского перешли в общее наступление. Наши войска форсировали реку Алтал. Немцы упорно отбивались. Используя хорошо подготовленную к обороне горно-лесистую местность, противник вел сильный огонь и контратаковал при поддержке групп танков и авиации. Особенно ожесточенные бои шли в полосе наступления 75-го стрелкового корпуса генерала А. 3. Акименко.

Однако наши войска смогли вклиниться во вторую полосу немецкой обороны, создав благоприятные условия для ввода в сражение подвижного соединения. Немецкая авиаразведка обнаружила выдвижение советского 2-го гвардейского мехкорпуса и вражеские бомбардировщики нанесли удар по лесу, где ранее находилась наша бронетехника. Однако механизированный корпус успел перебраться в новый район и удар пришёлся по пустому месту. Ранним утром 19 марта, после артиллерийского удара, мехкорпус Свиридова вошёл в прорыв. Большую поддержку его атаке оказал 5-й штурмовой авиакорпус 5-й воздушной армии. Наступление советских танкистов было успешным, уже в 9 часов утра корпус вел бои за города Товарош и Тата. К исходу 19 марта армия Петрушевского продвинулась в глубину на 30 км. К 20 марта наши войска продвинулись на западном направлении на 40 километров. Тактическая зона обороны противника была прорвана, потерпели поражение части трёх дивизий немецко-венгерской группировки.

Венская операция: прорыв вражеской обороны и уничтожение эстергомско-товарошской группировки

Советские самоходные артиллерийские установки СУ-76М в Вене

Уничтожение эстергомско-товарошской группировки

20 марта армия Петрушевского, развивая наступление в северном направлении на Товарош, вышла к Дунаю. В результате к реке была прижата эстергомско-товарошская группировка противника в составе четырех дивизий. Тем временем советская Дунайская флотилия пробилась в глубину вражеской обороны, прошла под разрушенным эстергомским мостом и высадила десантный отряд на правом берегу Дуная, в районе Тата. Наши десантники нанесли удар по тылам противника и отрезали пути отхода противника на запад. Советские морпехи при поддержке корабельной артиллерии более трех дней отбивали ожесточенные атаки и 22 марта соединились с танкистами корпуса Свиридова. В это же время продолжала активно действовать 5-я воздушная амия Горюнова.

В «котёл» попали части четырех дивизий врага: 96-я и 711-я немецкие пехотные дивизии, 23-я венгерская пехотная дивизия, кавалерийская дивизия «Фегеляйн» и 92-я моторизованная бригада. Всего было окружено более 20 тыс. солдат и офицеров, много техники и большое количество различного военного имущества.

Германское командование, чтобы не допустить прорыва наших войск на дьёрском направлении и спасти окруженную группировку в районе Эстергома, перебросило в район наступления армии Петрушевского дополнительные силы. На это направление выдвинули части двух танковых дивизий и одной пехотной дивизии, которые сняли с участка южнее озера Веленце, а также бригаду штурмовых орудий. 21-25 марта немецкие войска предпринимали непрерывные контратаки, пытаясь закрыть брешь, отбросить советские войска и спасти эстергомско-товарошскую группировку. В этих атаках приняло участие до 130 вражеских танков и САУ. Однако эти атаки не принесли успеха, хотя и снизили темпы движения наших войск.

Особенно тяжелое положение сложилось вечером 21 марта, крупная группировка противника потеснила части 18-го гвардейского стрелкового корпуса. Петрушевский выдвинул из резерва армии 109-ю стрелковую дивизию, которой пришлось вступить в бой прямо с марша. Кроме того, на угрожаемый участок перебросили 53-ю стрелковую дивизию, который передали 46-й армии из резерва фронта. Её усилили истребительно-противотанковой артиллерийской бригадой. В результате атаку врага отразили.

Тем временем эстергомская группировка была уничтожена. Советское командование предприняло все меры, чтобы враг не прорвался. Большую роль в этой операции сыграла советская авиация, которая днем и ночью вела наблюдение за окруженной группировкой и не допускала переправы противника на северный берег Дуная. Продолжая наступление на дьёрском направлении, часть сил 46-й армии вела бои с окруженными войсками врага. Первые атаки советских войск, которые пытались расчленить эстергомскую группировку, противник отбил. Но в последующие дни окруженная группировка была уничтожена. Город Эстергом — крупный узел коммуникаций и мощный опорный пункт противника, был взят. Наши войска очистили от гитлеровцев южный берег Дуная от Эстергома до Альмаси.

К 25 марта советские войска создали брешь глубиной в 45 км и шириной по фронту в 100 км. Чтобы усилить ударную мощь 2-го Украинского фронта ему передали из состава 3-го Украинского фронта 23-й танковый корпус Ахманова, который вошёл в состав 46-й армии Петрушевского.

Итоги первого этапа операции

Таким образом, с 16 по 25 марта 1945 г. наши войска прорвали немецко-венгерскую оборону между Дунаем и озером Балатон, преодолели горы Вертеш и Баконь, продвинулись на глубину 100 — 120 км, создав условия для развития наступления на Вену. Советские войска ликвидировали вклинение 6-й танковой армии СС в расположение 3-го Украинского фронта у оз. Балатон и уничтожили эстергомско-товарошскую группировку противника. Войска двух Украинских фронтов вышли на рубеж Комаром — Кишбер — Папа — Девечер — Печель. Немецко-венгерские войска потерпели тяжелое поражение и начали отход на линию обороны вдоль граница Австрии и Венгрии.

Венская операция: прорыв вражеской обороны и уничтожение эстергомско-товарошской группировки

Советские пулеметчики ведут уличный бой в центральной части города Вены

Продолжение следует…
Автор: Самсонов Александр


Статьи из этой серии:

Часть 1. Одна из самых блестящих операций кампании 1945 года - Венская операция

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. parusnik 23 марта 2015 07:23
    Мы об этом помним..
  2. СуперЕнот 23 марта 2015 17:34
    Я в свое время дарил нижнюю картинку представителям Цайсса. Было забавно.
    Ну а вообще,конечно бои шли жестокие. Сейчас это легко читать , а сколько отцов, сыновей не вернулось.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня