Флот в ожидании новых кораблей

В документальном фильме о возвращении Крыма в состав России президент Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста, отметил: и с моря, и с суши полуостров сегодня превращён в хорошо защищенную крепость. Про само море ничего сказано не было. Скорее всего, потому, что фильм был посвящён другой теме. Как признают натовские стратеги, например, американский генерал Ф. Бридлав, главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе, российские зенитно-ракетные комплексы теперь накрывают половину воздушного пространства над Черным морем. Противокорабельные ракетные системы, установленные в Крыму, простреливают море насквозь.

Крым меняет планы стратегов


Генерал, конечно, попугивает западного обывателя, рассчитывая выбить из него денежки на поддержание сил НАТО. Однако он недалёк от истины. Наши могучие «Бастионы» стреляют на триста с лишним километров. Долетать до Турции (а это свыше пятисот километров) их боеголовки не могут, но такая дистанция по силам ракетам флагмана Черноморского флота — крейсера «Москва». В самом море пустовато. Здесь вольготно чувствуют себя американские, канадские, итальянские, французские, немецкие корабли. Это объяснимо.

В постсоветский период Черноморский флот ветшал. Пополнение его было затруднено позицией Украины, строго контролировавшей движение кораблей и судов, приписанных к российской военно-морской базе в Севастополе. Помнится, в 2008-году во время пятидневной войны с Грузией, украинские власти даже прямо препятствовали выходу наших кораблей в район боевых действий. У самой Украины не было ни возможностей, ни желания строить флот. Не хотела она видеть рядом с собой и новые корабли российского Черноморского флота.

Тогда Россия начала строить пункт базирования флота в Новороссийске. Здесь и ранее была военно-морская база. Но в её составе были малые противолодочные корабли, тральщики, вспомогательные и спасательные суда. Кораблям океанской зоны у новороссийских причалов места не было.

Строительство новой базы разделили на три этапа. Первый из них завершили в 2008-м году. Тогда, как говорят военные, создали возможность в ограниченном режиме принимать суда у причалов. То есть упорядочили базирование действующих сил базы. Сейчас идет второй этап строительства. Завершить его намечают в 2017-м году. В план внесли коррективы. Центральной задачей стало формирование инфраструктуры базирования шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3. Строительство их начали в 2010-м году. Две лодки «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» в конце прошлого года приняты в состав флота и сейчас проходят на Севере глубоководные испытания. (Поговаривают, что задержались они в североморских бухтах из-за неготовности черноморских пунктов базирования, оборудование которых должны закончить в ближайшее время.) Третья лодка «Старый Оскол» спущена на воду в прошлом августе. Во втором квартале её должны ввести в строй действующих. В эти же сроки спустят на воду четвертую в проекте — «Краснодар». Дело мало-помалу движется. Через два года причалы новой базы смогут принимать корабли без ограничений, но с лимитированным временем пребывания в порту. Окончательно строительство завершат в 2020-м. Тогда в Новороссийске будут принимать суда без всех ограничений.

К этому времени планировали пополнить Черноморский флот кораблями дальней морской зоны — фрегатами и корветами, предназначенными для сторожевых действий в ближней зоне. С воссоединением с Крымом открылись новые возможности базирования в Севастополе. В этой связи часть строящихся на верфях кораблей оперативно переориентировали на Черноморский флот.

Непростая дорога в море

Сегодня на Черном море уже ждут новые фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров». Первый планируют передать флоту нынешней весной. Остальные — в течение года. О качестве вводимых кораблей и лодок есть разные мнения. Кого-то не устраивают двигательные установки, кого-то состав вооружений. Но всё это меркнет в самом ожидании пополнения флота. Обычно строящийся корабль отслеживается общественностью на трех главных этапах — закладка, спуск на воду, ввод в состав флота. Сейчас люди ловят каждую новость: сформирован корпус, пришли двигательные установки, монтируется вооружение, начались швартовые испытания, ходовые испытания и т.д. Эта жадность на информацию говорит о великом желании почувствовать возрождение российского флота.



Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»


С этим не просто. Возьму для примера два объекта. Первый — фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». На «Северной верфи» Санкт-Петербурга он был заложен ещё зимой 2006-го года. Через четыре года спущен на воду. С тех пор достраивается, испытывается … И только нынче, наконец-то, должен войти в состав флота. Информированные люди знают: задержка произошла из-за того, что разработчики вооружения сильно отстали от корабелов. Но это объяснение мало что меняет. Корабль водоизмещением 4500 тонн девять лет находится в стадии строительства. За это время, например, в соседнем с северной столицей Сосновом бору практически построили два энергоблока Ленинградской АЭС-2. Пуск первого ожидается нынче. А вот и флотский пример — наш единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Строительство его пришлось на сложное время перестройки. И всё-таки закладку авианосца произвели в 1982-м, на воду спустили в 1985-м, в строй ввели в 1991-м году — за те же девять лет. Между тем, водоизмещение крейсера в десять с лишним раз больше, чем у головного фрегата проекта 22350. Значит, и объём работ соответствующий.


Дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург», головная в проекте 677 «Лада»


Теперь второй объект — построенная на Адмиралтейских верфях дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург», головная в проекте 677 «Лада». Заложили её в канун 1998-го года, на воду спустили осенью 2004-го, через пять лет перешли к заводским испытаниям. С тех пор в её истории мало что продвинулось, разве что перевели в статус опытной эксплуатации. Можно, конечно, пенять на недоработанность проекта, такое бывало и раньше. Но восемнадцать лет на устранение замечаний — перебор явный. Других таких примеров я не знаю.


Кое-что из истории судостроения

Могут возразить: мол, нельзя сравнивать советское судостроение и нынешнее. А почему нет? С чем тогда сравнивать? В начале февраля прошла информация: Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков посетил в Екатеринбурге "Уральский дизель-моторный завод", «Уральский турбинный завод» и «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина». Понятно, что привело адмирала в уральский город. Сегодня строительство военных кораблей второго ранга сдерживают поставки качественных турбин и двигательных установок. Есть проблемы и с вооружениями, на которых специализируется завод имени М.И.Калинина. Вот и решил Главнокомандующий ВМФ на месте разобраться, что происходит на оборонных предприятиях и что от них ждать флоту. Дело хорошее. Только не царское.

Этим должны заниматься судостроители. А вот они к упомянутым предприятиям имеют весьма опосредованное отношение. Тот же дизель-моторный завод входит в состав машиностроительного холдинга "Синара-Транспортные Машины" и вправе сам выбирать, что ему выгоднее делать — двигатели для кораблей, тепловозов или электростанций. Такая нынче система.

У корабелов она своя. Еще в 2007-м году в России создали государственный холдинг «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. В новую структуру вошли исключительно судостроительные и судоремонтные заводы, клепающие и обустраивающие корпуса. Смежные предприятия оказались за бортом новой компании. Меж тем, союзное министерство судостроительной промышленности состояло из нескольких номерных главков. Они объединяли самые разные предприятия, вплоть до специализированных заводов по изготовлению трубопроводной и запорной арматуры для кораблей и подлодок. Понятно, что столь громоздкая структура в новых условиях будет не так эффективна. Однако судостроительное объединение должно быть самодостаточным. Ведь автомобильные холдинги, например, имеют сегодня в своем составе производство двигателей, а корабелы — нет.

Возможно, есть и иные способы решения проблем судостроения, но совершенно ясно одно — существующая сегодня система плохо работает. Потому и ездит по заводам Главнокомандующий ВМФ, подталкивая поставщиков оборонных заказов. Он больше нас заинтересован в обновлении российского флота. Да и цели обозначены серьёзные. В нынешнем году ВМФ России рассчитывает получить в строй около 50 кораблей и судов различного класса. Есть среди них и серьёзные боевые единицы — подводные лодки и надводные корабли второго ранга. В их числе океанский фрегат "Адмирал Горшков", которого так заждался Северный флот.

…В год семидесятилетия Великой Победы надо не только славить и чтить героев минувшей войны, но и сверять по их делам своё настоящее. Как-то раз, оценивая для себя мало результативное президентство Дмитрия Медведева, я вдруг осознал, что он пробыл на высшем государственном посту по времени больше, чем шла Великая Отечественная. А что сделал? Понятно, что в войну было иное напряжение и мобилизационный характер экономики. Но всё же, всё же… Вот и сегодня: верфи строят боевые корабли среднего водоизмещения по девять лет! А ведь задач перед флотом меньше не стало…
Автор:
Геннадий Грановский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти