Обязанности и права. Другой взгляд на Конституцию

Данная статья возникла из короткой беседы, которая началась с вопроса «Вы никогда не задумывались, что у нас право превалирует над обязанностью?»

Для начала я бы хотел заменить слово «обязанность» на слово «долг». По-моему личному убеждению, эти два слова имеют разное значение. Слово «обязанность» подразумевает односторонние отношения, слово «долг» — двухсторонние. Тебе что-то дали — ты должен вернуть, ты сделал — тебе должны. Обязанность — это игра в одни ворота, ты просто обязан. По отношению к тебе никто ничего не должен.


Кроме этого, слово «обязанность» подразумевает насилие над личностью: нарушает его личные права и свободы (о чём так любят орать на каждом углу наши правозащитники). Слово долг говорит о сознательном принятии этого долга человеком. Это его право и свобода выбора.

Давайте сделаем просто… Сначала прочитаем главу 6 Конституции РФ 1978 года:

Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации.

Статья 67.4. Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.
Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону.
Статья 67.5. Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Статья 67.6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.
Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.
Статья 67.8. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 67.9. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.
Статья 67.10. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.
Статья 67.11. Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

А теперь в таком виде:

Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации.

Статья 67.4. Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.
Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону.
Статья 67.5. Так как долгом РФ является предоставление бесплатного общего образования детям своих граждан, то их родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Статья 67.6. Долг каждого гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.
Статья 67.7. Долг каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.
Статья 67.8. Долг каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 67.9. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.
Статья 67.10. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.

Я намеренно убрал статью 67.11, так как со словом «долг» она, мягко говоря, выглядит идиотской.

Обратите внимание, насколько меняется смысловой объём текста. Именно поэтому я предпочитаю в контексте отношений между государством и гражданином говорить о долге.

Итак… Начнём с того, что долги бывают разные, если быть точным — долги разного уровня. Есть долг перед банком, долг перед законом, долг перед обществом и пр. В отношениях между гражданами и государством основными являются долг перед законом и обществом. Я сторонник тезиса «Законы придумывают преступники, чтобы избежать наказания» (не помню, где прочитал), и поэтому для меня основным является долг перед обществом. Попытаюсь объяснить, почему, и потом на основе этого перейду к основным обязанностям (в данном случае синоним слова «долг», просто по-другому не скажешь) гражданина и государства.

Что бы мы о себе (царе зверей) не думали, мы живём по законам природы. Я бы сравнил отношения между различными государствами с межвидовыми отношениями. Народ — это аналогия вида. Народ — это совокупность родственных родов; род — это совокупность родственных семей, семья — совокупность членов семьи. В основе всего — человек-гражданин. Одна из целей живой природы — выживание. Для достижения этой цели максимально эффективным путём внутри общества выстраиваются определённые отношения среди его членов.

Очень грубый пример из дикой природы. Если ты хочешь поесть, тебе придётся принять участие в охоте или в приготовлении пищи, или заниматься хозяйством и т.д. Ты прекрасно понимаешь, что ты можешь и не выполнять этого, но тогда останешься голодным. С другой стороны, если ты выполнил свою работу, охотник должен поделиться с тобой пищей. Если вы не будете выполнять свой долг по отношению к друг другу, сие общество долго не протянет.

Отсюда мы подходим к первому основному долгу — заниматься общественно-полезным трудом. Конечно, в современном обществе это воспринимается несколько неадекватно. Но в этой фразе нет ничего особенного — госслужащий (например, врач) выполняет свой долг, леча людей, общество отдаёт свой долг, давая ему взамен материальные блага в виде зарплаты, которые выплачивают из собранных налогов.

Вы можете называть это взаимовыгодным сотрудничеством, но это в корне неверно. Взаимовыгодное сотрудничество основывается на корысти — ты мне, я тебе (в любом случае один хочет продать подороже, второй купить подешевле; сторговались — «взаимовыгодное сотрудничество»), а долг — на осознании своей полезности для других.

Опять же, пример из древних времён. Голодный год. Засуха. Охота не удалась. Приходит охотник с одним кроликом на всю вашу группу. И ты заявляешь, что цена поменялась — пора снова договариваться, потому как год тяжёлый, а у тебя много работы и тебе нужно больше мяса. А вы, бездельники, только по лесам шляетесь. Ну, если охотник корыстный, то вы поторгуетесь и придёте к «взаимовыгодному сотрудничеству», а если охотник «человек долга», он вам просто стрелу в глаз всадит, а вашу долю распределит между теми, кто возьмёт ваши обязанности на себя. Вы — угроза этому обществу, вы думаете только о себе. Я уж извиняюсь за сей кровавый пример.

Выше описанный пример даёт нам ещё один долг гражданина — хранить и защищать. Долг гражданина любыми доступными способами защищать своё общество от внешних и внутренних (как в примере) врагов. Наверное, это одна из самых понятных разновидностей долга. Не думаю, что есть смысл его разъяснять.

Есть ещё один важный долг, о котором почему-то сейчас стараются не говорить. Это продолжение рода. Точнее, это два в одном, потому что с ним связан долг воспитания полноценного члена общества. Это наш основной долг, особенно в попытках навязать нам «европейские ценности». Это прежде всего вопрос отца и матери. Папа, мама и я — семь я. Это не опечатка. Так должен воспринимать семью ребёнок при правильном воспитании. Я и мои родители — семья, члены моего рода (родственники) — семья побольше, народ (близкие рода) — совсем большая семья. Именно так выглядит национальная самоидентификация.

Всё, о чём мы говорили, является долгом члена общества перед самим обществом, или гражданина перед государством. А как насчёт долга государства (общества) перед нами? Беда нашего общества заключается в том, что мы отделяем себя от государства. Чуть ниже я попытаюсь объяснить, почему.

Как правило, наши мысли выглядят так: «Государство обязано дать мне то-то! А я никому ничего не должен!» Так вот… Государство без своих граждан существовать не может, собственно, государство — это совокупность граждан, значит, долг каждого гражданина — автоматически становиться долгом перед другими гражданами, которые и есть государство, и наоборот. Конечно, участие государства в исполнении долга продолжения рода, как бы сказать мягко… Ну, вы поняли, о чём я, но создать условия — это долг государства. Долг государства — создавать условия для воспитания полноценного сознательного члена общества и участвовать в этом (не заменять). Долг государства — хранить и защищать, создать условия, при которых гражданин мог эффективно трудиться на благо общества.

В современном мире понятия «долга» разделили на «обязанность» и «право». Что мы в итоге имеем? Мы имеем какие-то несколько обязанностей перед государством, но которое никаких обязанностей перед нами не имеет. Причём на самом деле эти обязательства как бы сильно нас и не трогают. И мы имеем понятие права. Это очень любопытное слово. Например, я имею право работать, а могу и не работать. Имею право на образование, а могу не использовать это право, и т. д. Вы хотите меня заставить? Это мой долг? Вы нарушаете мои права и свободы! Такая ситуация даёт возможность различным спекуляциям на тему прав и свобод. Что мы и наблюдаем в современном мире.

P. S. Когда я писал этот текст, я сознательно не касался различных институтов воспитания гражданина. Человека воспитывает не только его семья, но и общество. Культура, духовность, мораль, язык, дух народа — это та среда, в которую погружается ребёнок, придя в этот мир. И кем он станет, зависит по большей части от этой среды, а среда, в свою очередь, зависит от окружающих людей. И если мы хотим что-то поменять, нужно начинать с воспитания самого себя. Нужно понять, что мы и есть то самое государство, в котором мы живём. Правительство без государства — ничто, но если каждый человек осознает себя в качестве гражданина государства, в котором живёт, то у того же правительства не останется иного выбора, как выполнять волю народа.

РАЗВЕ ЭТО НЕ ДЕМОКРАТИЯ?
Автор:
Ирбис (Казаков Алексей)
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

59 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти