Man-made element

During the Great Patriotic War, it became clear that rocket artillery could easily compete with the usual - barreled. The relative high cost of rockets was more than offset by their power — action on the target. For example, the legendary “Katyusha” is sometimes told that her shells had a thermite warhead. It should be noted that this option was really tested, but due to the special fuse of the “original” rocket, the termite was not needed - the targets in the area of ​​destruction and so burned to the ground.

But the issues of range, area of ​​destruction and expansion of types of shells has not been canceled. Therefore, after the war, when the development and introduction of new models ceased to have a negative impact on mass production, the designers directly engaged in new ammunition and an increase in the firing range.


The results were not long in coming - already at the beginning of 60's, the Grad system appeared, covering almost 15 hectares with a volley at a distance of 20 kilometers. It was possible to shoot Grad with high-explosive, anti-tank, smoke projectiles and jamming projectiles. In the 70-x, the BM-27 “Hurricane” system hits the 35 km and hits 42,5 Ha. But this was not enough, and new research began.

Man-made element


At this time, the likely enemy also did not sit on the spot. The development of the M270 MLRS MLRS was in full swing. But engineers from the Lockheed missile unit came to the conclusion that 35-40 kilometers are the ultimate range for unguided projectiles. Further dispersion of missiles takes very unsatisfactory size. A "full-fledged" guided missiles for the MLRS economically not at all profitable aviation. But the Americans still decided to increase the firing range by using homing guided missiles. However, their systems with such missiles more closely resemble tactical missile systems.

Since the end of 60-x at the Tula enterprise "TULGOSNIITOCHMASH" they have also studied the prospects of volley fire systems. And in the course of the work, we found several ways to increase not only the range, but also the accuracy of the fire. First of all, it is a relatively simple inertial control system. At the same time, as far as is known from open sources, the “brain” of the rocket tries not to hit the target with the entire rocket, but at the right moment to separate the warhead or unlock the ammunition cassette. To do this, the control system analyzes a number of flight parameters and amends the time set by the operator for separating the warhead.

In 1976, the government issued a resolution to begin the development of a new salvo fire system based on a new rocket. The development of the system, called 9K58 “Smerch” or BM-30, at NPO “Splav” (the new name “TULGOSNIITOCHMASH”) began under the general designer of the enterprise A.N. GA Ganicheva, but in connection with his death G.A. Denezhkin.



Despite the change of the general designer, the work was completed on time, and a new complex was presented for testing. It included the 9А52 combat vehicle based on the MAZ-79111 vehicle, the 9А52Б control vehicle, the loading and unloading vehicle based on the MAZ-79112 and several types of 9 mm 55K300 projectiles.

The tests showed good fighting qualities - one launcher fired all 12 missiles in 40 seconds, preparation for the volley "off the wheels" took 3-4 minutes, and the time required for an urgent return to the stowed position and leaving the position did not exceed 2-3 minutes . The result of such a “five-minute” was also impressive: at a distance from 20 to 70 km, one installation suited a total hell in an area of ​​65-70 hectares (five times more than “Grad”).

Despite the perestroika cuts in funding, the Ministry of Defense found strength to put the new Smerch in service, and in 1987, the system went to the army. And the engineers of Tula "Splava" continued to work on the modernization of the complex. The most notable of them is the replacement of the base car of all the vehicles of the complex with MAZ-79111 with MAZ-543М. The characteristics of the new chassis made it possible to change the design of the rocket and increase its range to 90 km - a new projectile with a high-explosive fragmentation warhead was designated the 9М528.

Now the “Smerch” range of ammunition looks like this:
9M55K. 300 mm caliber projectile with a cassette warhead. The latter contains the 72 element, heavy 96 and 360 light ready-made fragments to defeat lightly armored vehicles and enemy manpower. Most effective in open areas (field, steppe, desert, etc.).
9М55К1. Also has a cassette warhead. But this projectile carries the 5 self-aiming combat elements (SPBE) of the Motive-3Н type. These elements are ejected from the cassette over the target, after which, descending by parachute, they independently search for the target using infrared sensors. At the appropriate height, the element shoots a kilogram copper disc at a speed of about 2 km / s, which is enough to penetrate armor with a thickness of up to 70 mm at an angle of impact of up to 30 ° to the normal.
9K55K4. Carries in cassette 25 anti-tank mines PTM-3. Designed to quickly mine tank-hazardous direction from a safe distance.
9М55К5. The missile equipped with cumulative fragmentation elements is about 600 metal cylinders with a mass of 240 g each. When hit normal, the element punches up to 160 mm of homogeneous armor.
9M55F - high-explosive fragmentation projectile with a detachable warhead. As intended, it is similar to 9М55К.

9M528. Long-range missile (up to 90 km) with high-explosive fragmentation warhead. Equipped with a contact fuse with the ability to adjust the time of the explosion.
The only long-range serial projectile
9M534. An experienced missile for delivering an unmanned reconnaissance vehicle to the battlefield. The project is currently closed.



In 2007, at the MAKS-2007 showroom, “Motovilikha Plants” presented a new version of “Tornado” - 9А52-4 “Kama”. This MRLS is mounted on the basis of a KAMAZ-63501 truck and has not 12, but 6 guides for projectiles. This simplified design allows the unit to move on weak soils and bridges with weak carrying capacity.

Currently, the system “Smerch” is in service with 14 countries, a lightweight version of it is still at the contracting stage.




Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рукотворная стихия

В ходе Великой Отечественной войны стало ясно, что реактивная артиллерия вполне может составить конкуренцию привычной – ствольной. Относительная дороговизна реактивных снарядов с лихвой компенсировалась их могуществом – действием по цели. Так, например, о легендарной «Катюше» иногда рассказывают, что ее снаряды имели термитную боевую часть. Надо заметить, такой вариант действительно испытывался, но за счет специального взрывателя «оригинальной» ракеты термит был не нужен – цели в площади поражения и так выгорали дотла.

Но вопросов дальности, площади поражения и расширения типов снарядов никто не отменял. Поэтому после войны, когда разработка и внедрение новых образцов перестали отрицательно сказываться на серийном производстве, конструкторы прямо занялись новыми боеприпасами и увеличением дальности стрельбы.

Результаты не заставили себя долго ждать – уже в начале 60-х появилась система «Град», одним залпом накрывавшая почти 15 гектаров на дальности до 20 километров. Стрелять из «Града» можно было осколочно-фугасными, противотанковыми, дымовыми снарядами и снарядами постановки помех. В 70-х в серию идет система БМ-27 «Ураган», бьющая на 35 км и поражавшая 42,5 Га. Но и этого было мало, и начались новые изыскания.


Рукотворная стихия


В это время вероятный противник тоже не сидел на месте. Полным ходом шла разработка РСЗО M270 MLRS. Но инженеры из ракетного отделения Lockheed пришли к выводу, что 35-40 километров являются предельной дальностью для неуправляемых снарядов. Дальше рассеивание ракет принимает совсем неудовлетворительные размеры. А «полноценные» управляемые ракеты для РСЗО экономически нисколько не выгодней авиационных. Но американцы все-таки решили увеличивать дальность стрельбы путем использования самонаводящихся управляемых ракет. Однако их системы с такими реактивными снарядами больше напоминают тактические ракетные комплексы.

С конца 60-х на тульском предприятии «ТУЛГОСНИИТОЧМАШ» тоже изучали перспективы систем залпового огня. И в ходе работ нашли несколько способов увеличения не только дальности, но и точности огня. В первую очередь, это относительно несложная инерциальная система управления. При этом, насколько известно из открытых источников, «мозг» ракеты старается не попасть в цель всей ракетой, но в нужный момент отделить боевую часть или раскрыть кассету с боеприпасами. Для этого система управления анализирует ряд параметров полета и вносит поправки в установленное оператором время отделения БЧ.

В 1976-м году вышло постановление правительства о начале разработки новой системы залпового огня на основе новой ракеты. Разработка системы, получившей название 9К58 «Смерч» или БМ-30, на НПО «Сплав» (новое название «ТУЛГОСНИИТОЧМАШ») началась при генеральном конструкторе предприятия А.Н. Ганичеве, но в связи с его кончиной завершал работу Г.А. Денежкин.

Рукотворная стихия


Несмотря на смену генерального конструктора, работу удалось закончить в срок, и на испытания был представлен новый комплекс. В него входили боевая машина 9А52 на базе автомобиля МАЗ-79111, машина управления 9А52Б, транспортно-заряжающая машина, выполненная на базе МАЗ-79112 и несколько типов снарядов линейки 9К55 калибра 300 мм.

Испытания показали хорошие боевые качества – одна пусковая установка выстреливала все 12 ракет за 40 секунд, подготовка к залпу «с колес» – занимало 3-4 минуты, а время, необходимое для срочного возвращения в походное положение и покидание позиции не превышало 2-3 минут. Результат такой «пятиминутки» тоже был впечатляющим: на дальности от 20 до 70 км одна установка устраивала кромешный ад на площади в 65-70 гектаров (в пять раз больше, чем «Град»).

Несмотря на перестроечные сокращения финансирования, министерство обороны нашло силы для постановки на вооружение нового «Смерча», и в 1987-м году система пошла в войска. А инженеры тульского «Сплава» продолжили работы по модернизации комплекса. Самая заметная из них – замена базового автомобиля всех машин комплекса с МАЗ-79111 на МАЗ-543М. Характеристики нового шасси позволили изменить конструкцию ракеты и увеличить ее дальность до 90 км – новый снаряд с осколочно-фугасной головной частью получил обозначение 9М528.

Теперь номенклатура боеприпасов «Смерча» стала выглядеть следующим образом:
9М55К. Снаряд калибра 300 мм с кассетной боеголовкой. Последняя содержит в себе 72 элемента, по 96 тяжелых и 360 легких готовых осколков для поражения легкобронированной техники и живой силы противника. Наиболее эффективен на открытой местности (поле, степь, пустыня и т.д.).
9М55К1. Также имеет кассетную БЧ. Но этот снаряд несет в себе 5 самоприцеливающихся боевых элементов (СПБЭ) типа Мотив-3Н. Эти элементы выбрасываются из кассеты над целью, после чего, спускаясь на парашюте, самостоятельно производят поиск цели при помощи инфракрасных датчиков. На соответствующей высоте элемент выстреливает килограммовую медную болванку со скоростью около 2 км/с, что достаточно для пробития брони толщиной до 70 мм при угле попадания до 30° к нормали.
9К55К4. Несет в кассете 25 противотанковых мин ПТМ-3. Предназначается для быстрого минирования танкоопасного направления с безопасного расстояния.
9М55К5. Ракета, снаряженная кумулятивно-осколочными элементами – около 600 металлических цилиндров массой в 240 г каждый. При попадании по нормали элемент пробивает до 160 мм гомогенной брони.
9М55Ф – осколочно-фугасный снаряд с отделяемой боеголовкой. По предназначению похож на 9М55К.
9М528. Ракета увеличенной дальности (до 90 км) с осколочно-фугасной БЧ. Оснащена контактным взрывателем с возможностью настройки времени взрыва.
Единственный серийный снаряд большой дальности
9М534. Опытный реактивный снаряд для доставки на поле боя беспилотного разведывательного аппарата. В настоящее время проект закрыт.

Рукотворная стихия
Рукотворная стихия
Рукотворная стихия


В 2007 году на салоне МАКС-2007 «Мотовилихинские заводы» представили новый вариант «Смерча» - 9А52-4 «Кама». Эта РСЗО монтируется на базе грузовика КамАЗ-63501 и имеет не 12, а 6 направляющих для снарядов. Такое облегчение конструкции позволяет установке передвигаться по слабым грунтам и мостам со слабой грузоподъемностью.

В настоящее время система «Смерч» состоит на вооружении 14 стран, облегченный ее вариант пока находится на стадии заключения контрактов.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему





Читайте также
Комментарии 3
  1. Vadivak 28 сентября 2011 21:53
    Прочитал статью, в очередной раз порадовался за отечественных оружейников, испытал чувство гордости, потом посмотрел у китайцев точная копия. Одно расстройство

    Вот выдержка
    Сегодня российская армия эксплуатирует модернизированный вариант РСЗО 9А52-2, комплекс также состоит на вооружении и ряда зарубежных стран: Украины (94 РСЗО), Беларусии (40), Перу (10), Алжира (18), Кувейта (27 – первый экспортный контракт на РСЗО «Смерч», 1995 год – 9 РСЗО, 1996 год – 18 систем), а также ОАЭ (6 ПУ 9А52-2, 6 ТЗМ 9Е234-2 и АСБУ «Виварий»; контракт подписан в июле 1996 года).

    Среди последних покупателей «Смерча» – Индия (о подписании предварительной заявки на 36 БМ «Смерч-М» на шасси автомобиля «Татра» стоимостью 450 млн долл. объявлено в августе 2003 года, но в ходе последовавших событий контракт был подписан – 31 декабря 2005 года – на 28 БМ 9А52-2Т на шасси автомобиля «Татра» Т816 (по другим данным – на 38 БМ), стоимость 500 млн долл.; первая партия отправлена в мае 2007 года; в июле 2007 года Индия подписала контракт стоимостью 600 млн долл. еще на 24 БМ) и Туркменистан (контракт на 6 комплексов стоимостью 70 млн долл. подписан в июне 2007 года).

    Весьма интересная ситуация сложилась в отношении Китая – по официальным данным, РСЗО «Смерч» в Поднебесную никогда не поставлялась, однако сегодня предприятиями китайского военно-промышленного комплекса уже создано две в больше или меньшей части копии данной системы – РСЗО типов А-100 и PHL-03. Причем последняя – настолько «точная копия», что неизбежно возникает вопрос о наличии у китайских специалистов «живого» объекта для копирования, а не использования здесь результатов визуальных наблюдений и тщательного изучения фото-видеоматериалов. Наиболее вероятным вариантом – в случае если Россия действительно не поставляла в Китай такую систему – является негласное приобретение РСЗО «Смерч» в странах – бывших республиках Советского Союза. Например – в Украине
  2. Glenn Witcher 29 сентября 2011 18:52
    Vadivak, скорее всего, так и есть.
    С некоторых пор закупка нашей техники потенциальными противниками и не менее потенциальными друзьями в "третьих странах" стала своеобразной традицией. Вон, в 1997 году из Молдавии два десятка МиГ-29 ушли в одну североамериканскую страну.
  3. Artemka 28 ноября 2011 19:44
    Смерч - убойная штука, да там пару залпов и все к чертям разнесет.
    Artemka

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня