СМИ: Минобороны РФ решило закупить всего 12 истребителей Т-50 (ПАК ФА) вместо 52-х

102
Газета «Коммерсантъ», ссылаясь на заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, сообщает, что главное оборонное ведомство намерено закупить у производителя меньшее число многоцелевых истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), чем это планировалось ранее. Если верить опубликованным в «Коммерсанте» данным, то сокращение закупок намечено весьма существенное: 12 самолётов вместо планируемых ранее 52.

СМИ: Минобороны РФ решило закупить всего 12 истребителей Т-50 (ПАК ФА) вместо 52-х


Юрий Борисов, посещая завод в Комсомольске-на-Амуре, по данным «Коммерсанта», заявил:

В новых экономических условиях первоначальные планы могут быть скорректированы. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперёд, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+.


Источник «Коммерсанта» в Минобороны заявил, что программа закупок Т-50 была бы выполнена в полном объёме, если бы не сложности экономического характера.

Если такие заявления действительно имело место, то не совсем понятно, как они стыкуются с недавними сообщениями властей страны о том, что сокращение финансирования не коснётся оборонной составляющей страны, и программа перевооружения, намеченная на период до 2020 года, будет выполнена полностью?..
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    102 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +15
      24 марта 2015 12:32
      Жаль конечно...
      Главное другим пока не продавать - пока сами не перевооружимся.
      1. +27
        24 марта 2015 12:32
        экономисты ****
        1. +41
          24 марта 2015 12:37
          Цитата: bort4145
          экономисты ****

          если это правда, то я с вами абсолютно согласен, нафига столько лет работ, испытаний...ради 12 единиц???? настроение подпортили сцуки. Надеюсь, что вброс.
          1. +10
            24 марта 2015 12:48
            если это правда

            Что-то темнит Источник «Коммерсанта» в Минобороны!
            1. +12
              24 марта 2015 12:59
              а был ли мальчик ?
              1. +3
                25 марта 2015 01:11
                Для чего вообще эти вбросы публиковать? Ну ведь любой ёж понимает что не для того миллиарды вкладывали чтобы купить 12 самолётов.
            2. +44
              24 марта 2015 13:01


              СМИ опять зацеплись за слова. Правильно говорят, слово не воробей - вылетит не поймаешь. Речь шла о первом контракте на серийный выпуск. Да, он будет на 12 серийных самолетов, которые будут обкатывать в ВВС. Если все будет хорошо, то заключат новый контракт. Ничего особенного. Контракты на С-400 тоже на 1-2 дивизиона, а не на 10 сразу.
            3. +5
              24 марта 2015 15:53
              ...Если верить опубликованным в «Коммерсанте» данным...

              Еще бы на "эхо Москвы" сослались. Там не ТО еще из пальца высосут.
          2. +6
            24 марта 2015 12:48
            Адский страх авианосца
            Противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения не очень больших боевых кораблей и транспортных судов. Это по заявленным характеристикам. А фактически удар ими способен отправить на дно крейсер и полностью вывести из строя авианосец.
            Противокорабельные ракеты Х-31 были созданы в СССР специалистами ОКБ "Звезда" в самом конце 1980-х. Впервые ее продемонстрировали на одной из зарубежных военно-технических выставок в 1991 году. Фурора она не произвела, так как почти ни в чем не превосходила хорошо к тому времени известную французскую противокорабельную ракету авиационного базирования Exocet.
            Прошли годы, и в новом столетии уже в корпорации "Тактическое ракетное вооружение" разработали и запустили в производство новую версию, названную Х-31АД. Несмотря на созвучное название и практически прежние массогабаритные показатели, получилась ракета, превосходящая по совокупности характеристик зарубежные аналоги в несколько раз. И вот это стало сенсацией. Буквенная аббревиатура оказалась точной. Теперь вражеские флотоводцы могут испытывать лишь адский ужас от одной мысли, что на перехват их эскадр летят самолеты с Х-31АД на внешних подвесках.

            Носителями этих ракет являются истребители типа Су-30МК, Су-35, МиГ-29К/КУБ и МиГ-35. На достаточно легкие и скоростные машины можно подвешивать несколько ракет. То есть один самолет способен гарантированно уничтожить боевой корабль. По существующим нормативным документам двумя ракетами типа Х-31АД можно потопить не очень большой надводный корабль. Но есть нюансы.
            1. +13
              24 марта 2015 12:49
              Масса боевой части ракеты более ста килограммов. Сама она летит со скоростью 1000 м/с. Около двухсот кг стали и взрывчатки на такой скорости обладают кинетической энергией, достаточной для пробития борта крейсера и даже авианосца. А взрыв внутри корпуса центнера ВВ приведет не только к огромным разрушениям, но и к неизбежному пожару. Моряки знают: лучше пробоина в корпусе во время шторма, чем пожар на корабле, стоящем у причальной стенки. В боевых условиях попадание двух Х-31АД фактически уничтожит боевой корабль любого водоизмещения, включая авианосец. Ракета, обладающая минимальной отражающей поверхностью, летит по сложной траектории. Увидеть ее на экране радара и уничтожить корабельными системами ПВО практически невозможно. Удар русских "АДов" неотразим.
              вой войны американские плавучие аэродромы были действительно почти непотопляемы. Зафиксированы случаи ударов камикадзе в борт этих кораблей и прямое попадание торпед японских подлодок, после которых авианосцы даже не снижали ход.

              Сейчас атомный авианосец, несущий на борту сверхсовременные самолеты, гораздо более уязвим, чем его "дизельно-паровой" собрат семь десятилетий назад. Выход из строя системы управления полетами, что неизбежно при попадании даже одной Х-31АД, сделает невозможной взлет-посадку. А если проникающий удар придется в палубу, то авианосец сразу превратится в тысячи тонн плавучего железа. Кстати, у Х-31АД есть функция подрыва над палубой корабля, а не проникающий удар. И такой подрыв однозначно лишает авианосец его главного оружия - палубной авиации, она будет сметена за борт, а катапульты "неизлечимо" повреждены.

              Стоит добавить, что в арсенале ВМФ есть гораздо более мощные противокорабельные ракеты наземного и морского базирования.
              Самые новейшие противокорабельные ракеты мы увидим на Параде 9 Мая.
          3. +1
            24 марта 2015 12:54
            Цитата: evgenii67
            ..ради 12 единиц??

            Ну кто там про распил программы ф-35 бубнил?у них ограниченно годных уже более 200шт. а у нас самых распрекрасных будет всего 12ть. 12 шт ну я даже не знаю....Закрадывается мысль что проект оценили и поняли его то ли не доработки то ли еще что то. А может быть Силуанов все завернул. Как в свое время с МиГ-35.
          4. +9
            24 марта 2015 12:59
            да это и есть вброс , никто не будет жертвовать этой программой , потому как 12 единиц это не позволит развиться еще и FGFA , цена которого так же зависит от серийности ПАК ФА .
            а это еще и международный скандал .
            а если учесть еще и нишу этого и не такую уж большую сумму за изделие , то это фейк сто процентный .
            1. -1
              24 марта 2015 14:49
              Цитата: просто экспл
              да это и есть вброс

              Не уверен в этом. ВМФ уже страдает, кораблики не вписываются в запланированные сроки (двигателей нет). Сегодня была статья об этом.
              Так что новость про ПАК ФА может и не далека от истины.
              А с нашими реалиями и "эффективными менеджерами" так это вообще представляется закономерным.
          5. +9
            24 марта 2015 13:05
            Возможно, что и вброс. А возможно, что и нет. 12 штук-это полноценная эскадрилья для начала испытаний. Возможно, самолёт ещё слишком сырой, чтобы выпускать его в больших количествах. Я считаю, что сделано не во вред. И всё изменится.
          6. +21
            24 марта 2015 14:27
            Цитата: evgenii67
            если это правда, то я с вами абсолютно согласен, нафига столько лет работ, испытаний...ради 12 единиц???? настроение подпортили сцуки. Надеюсь, что вброс.


            первые цифры по первому контракту были не 52, а 60 бортов. В "экономические" причины сокращения закупок это очевидный вброс "Коммерсанта". Просто борт ещё долго доводить как систему, а 12-ти бортов/эскадрилья/ для всего кроме уже летающих предсерийных машин хватит в избытке. Воевать пока будут Су-30СМ, Су-35С и Су-34.
            Соответственно ВВС (ВКС!) скорее всего хотят массово закупать Т-50 уже с двигателем второго этапа, а промышленность все равно получит те же деньги за 4++..А первый двигатель-демонстратор будет изготовлен только в этом году. А испытания "Изделия 30"запланированы на 2017г.Корпорация Сатурн имеет шесть самолетов для испытания двигателей /четыре летных и два для наземных тестов/. Три дополнительных самолета будут построены в этом году.Т-50 будет испытываться в два этапа-первый с использованием ТРДДФ117С.второй с "Изделием 30"
            "Сырые" полки а-ля Ф-35 нам не нужны, лучше закупать уже доведенную машину.

            1. +4
              24 марта 2015 15:04
              Я согласен, что 12 вполне хватит для войсковых испытаний и тестовой эксплуатации. Но вот что понимается под фразой
              до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+.

              Можно подумать, мы ведем кровопролитные войны на 4-х фронтах и истребителей не хватает, в результате приходится выжимать все соки из тех, что есть.
              Если правильно помню, заявлялось что ПАК ФА будет основным истребителем, так нафига тогда жать все соки из 4++, тратя на это миллионы? Делайте ПАК ФА!
            2. 0
              24 марта 2015 15:09
              двигатель обещали сделать еще в феврале, в августе должна была быть готова производственная документация на создание двигателя (уже после 2 перенесений сроков!!!). А сейчас что, опять говорят о перенесении? Напомню, сроки по двигателю сдвинуты уже более, чем на год
          7. 0
            25 марта 2015 16:19
            Да вообще можно один самолёт закупить следуя логике этого борисова. Действительно кучу денег потратили, построим чуть чуть и всё. Он головой вообще думает?
        2. +6
          24 марта 2015 12:56
          Цитата: bort4145
          экономисты ****

          Скорее всего сырой он еще, требует 1-2 лет испытаний. Вроде новый двигатель еще не совсем готов. Вот и ждут когда доведут до ума.
          1. 0
            25 марта 2015 16:46
            Цитата: Фин
            Скорее всего сырой он еще, требует 1-2 лет испытаний. Вроде новый двигатель еще не совсем готов. Вот и ждут когда доведут до ума.

            До 2020 года они ждут? В статье написано что до 2020 года будет закуплено 12 самолётов.
        3. +1
          24 марта 2015 16:46
          Ну это не дело,тем более сейчас,экономить на обороне страны.Заставьте заплатить олигархов,а то они вообще своих денег не увидят.
      2. +3
        24 марта 2015 12:34
        Сэкономили 100 млн. на каждой единице! Всего экономии на 4 млрд.
        1. +3
          24 марта 2015 12:37
          Вооруженные силы состоят из разных видов войск.
          Возможно средства перераспределили на другое вооружение - кто его знает.
        2. +11
          24 марта 2015 12:37
          На себе бы лучше экономили good ,а то дачи сиротские как грибы растут what ,экономисты куевы am am am am am
        3. +6
          24 марта 2015 12:41
          Цитата: Владыка Ситх
          Сэкономили 100 млн. на каждой единицы! Всего экономии на 4 млрд.

          Неправильно считаете. Вы нетто подсчитываете, а там стоимость обучения, содержания, эксплуатации, систем вооружения и до фига еще чего на многие годы вперед
          1. 0
            24 марта 2015 15:11
            и каково соотношение этого дофига к единице (нетто)? what
            1. +1
              24 марта 2015 15:29
              Цитата: yehat
              и каково соотношение этого дофига к единице (нетто)?

              Только первичный объем запчастей, обучение и тп поднимает цену сразу в два раза. Это без расходов на всю остальную логистику
        4. 0
          24 марта 2015 12:43
          Су-34 стоит 1 миллиард рублей за штуку. Думаю Т-50 стоит не меньше 2-х миллиардов. Так что сэкономили не меньше 80 млрд. рублей. А вообще печально конечно...
          1. +15
            24 марта 2015 13:07
            Цитата: wizarden
            Су-34 стоит 1 миллиард рублей за штуку. Думаю Т-50 стоит не меньше 2-х миллиардов. Так что сэкономили не меньше 80 млрд. рублей. А вообще печально конечно...

            ---------------------------
            Если только у одного сахалинского губернатора в тумбочке наличкой нашли на один Су-34, а если с золотом-брильянтами и московскими квартирами, то на один ПАК ФА...Так если других тряхнуть, то может на целую эскадрилью найдется? negative
            1. Boos
              +4
              24 марта 2015 14:01
              Цитата: Altona
              Цитата: wizarden
              Су-34 стоит 1 миллиард рублей за штуку. Думаю Т-50 стоит не меньше 2-х миллиардов. Так что сэкономили не меньше 80 млрд. рублей. А вообще печально конечно...

              ---------------------------
              Если только у одного сахалинского губернатора в тумбочке наличкой нашли на один Су-34, а если с золотом-брильянтами и московскими квартирами, то на один ПАК ФА...Так если других тряхнуть, то может на целую эскадрилью найдется? negative

              А если всю "Едимую Россию" распотрошить,при коммунизме-бы жили...)
            2. +1
              24 марта 2015 16:00
              Цитата: Altona
              если других тряхнуть


              Сколько "васильевых" расплодили...
              Что ни губернатор, то...
              Можно подумать, что так уж радеют за Россию, что рвутся к власти...
          2. 0
            24 марта 2015 13:18
            ну вообще то ПАК ФА должен стоить около 100 млн долларов что по тому курсу было 3.4 лярда . так что иканомея больше , трабла в том что никто экономить не собирается и как уже писали речь идет о ПЕРВОЙ партии .
        5. 0
          24 марта 2015 12:44
          Вот за такое расстреливать надо!!!
          То есть завтра мы окажемся практически безоружны перед агрессором!!!!
          1. 0
            24 марта 2015 13:01
            Не надо спешить. Вполне возможно, что заявленные ОКБ "Сухого" ТТХ не дотягивают до реальных, но прямо говорить об этом никто не хочет. Возможно не доведен двигатель, возможно радиоэлектронный комплекс или интегральная система управления
            Пусть пока будет 12. Полетают освоят, допилят что не так, тогда и остальные запустят в производство.
            1. с1н7т
              -1
              24 марта 2015 15:56
              Так-то оно так, но какими окажутся сроки принятия на вооружение? Так и будут ВВС РФ гордо летать на советском ещё лет 50 laughing drinks
              1. 0
                24 марта 2015 17:12
                Цитата: с1н7т
                Так-то оно так, но какими окажутся сроки принятия на вооружение? Так и будут ВВС РФ гордо летать на советском ещё лет 50 laughing drinks

                Ну так, не надо было СССР разваливать и предателям памятники ставить за этот "подвиг". А теперь только чесать репу и надеяться, что выкрутимся.
                1. с1н7т
                  0
                  25 марта 2015 17:28
                  С "не надо было" - согласен однозначно. А надеяться, что выкрутимся - это напрасно. При капитализме сколько не вертись, всё равно будем в ... Ну, Вы поняли.
        6. +4
          24 марта 2015 15:02
          Цитата: Владыка Ситх
          Сэкономили 100 млн. на каждой единице! Всего экономии на 4 млрд.



          6 марта определили что по ПАК ФА в частности никаких сокращений финансирования НЕ БУДЕТ...Тема закрыта на высшем уровне..Тем более Борисов заявил о готовности серийного производства в 2016г. ГПВ будет выполнена,правда в количестве 52 самолетов вместо 60,другое дело сроки об этом мой пост выше.

          Юрий Борисов подтвердил планы начать серийное производство истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50) в 2016 году, пишет портал ЦАМТО, со ссылкой на заместителя министра обороны РФ.
          "У нас по плану в следующем году должна быть первая поставка серийных истребителей пятого поколения", – сказал Ю.Борисов в ходе посещения Комсомольского-на-Амуре авиазавода, где собираются опытные машины ПАК ФА для летных испытаний.
          "Самое главное, что можно сказать: самолет состоялся", – цитирует "РИА Новости" Ю.Борисова. По его словам, в этом году завод поставит еще четыре опытных самолета для испытаний. Хотя по другим данным речь шла о трех для испытаний что ближе к истине.четвертый наверное как рпцион для премий если успеют recourse

          ссылка
      3. +2
        24 марта 2015 12:39
        Остаётся вероятность,что это вброс. Если нет - то весьма печально для нашей авиации.
      4. +5
        24 марта 2015 12:45
        Даваите не будем нагонять панику,а посмотрим что по факту,а фактически имеем вот ,что на дворе 2015 год ,а еще нет опытовой партий это раз,второе самолет еще не заступал на гос.испытания а они минимум продлятся 2 года,а то и больше,так что я думаю тут не экономия ,а просто не готовность самолета вот и решили не торопится,вспомните как в 2009 заказали 48 Су-25 и итог на дворе 2015 год ,а су-35 до сих пор ГИ не прошел стоят только на Дзёмге по жо-пои у завода вы что хотите чтоб с ПАК ФА тоже самое было .
        1. +4
          24 марта 2015 13:12
          Цитата: Sergei1982
          вы что хотите чтоб с ПАК ФА тоже самое было .


          Нет, МЫ - не хотим... Возмущение вызывает объяснение причин - недостаточность средств... На то вы и правительство, чтобы их изыскивать... Мммлин, если посчитать, сколько на армию чиновников средств уходит и депутатов, которые не могут (не хотят) пропускать закон о повышенном налогообложении роскоши (это так, к примеру), то денег можно не только наСкрести, но и наГрести...
        2. 0
          24 марта 2015 16:28
          а чем отличается "отработка систем самолета" от испытаний?
      5. +2
        24 марта 2015 12:45
        А может эти экономисты ЗП депутатам уменьшат,пересадят чиновников на авто эконом класса и т.д. а на сыкономленные средства самолеты купят? У? Почему бы не так?
      6. Александръ
        +20
        24 марта 2015 12:48
        Вот более точный текст, как говорится почувствуйте разницу - "До этого речь шла о закупке 52 истребителей этой модели. По словам Борисова, Минобороны приняло решение вначале ввести 12 Т-50 в эксплуатацию, оценить их возможности, и только после этого решить, сколько всего самолётов будет закуплено"

        Не понятно зачем коммерсантъ коверкает смысл.
      7. +5
        24 марта 2015 12:50
        Газета «Коммерсантъ», ссылаясь на заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, сообщает,
        what недавно ,они же сообщали,что "армата" пока в принципе не нужна....теперь ПАК-ФА,дальше что урежем? "ясени","бореи",С-500 заморозим? "коммерсанту" я положим не верю ни разу,но осадок не хороший.Или зам.МО,лукавит,или "коммерсат"либерастный врёт.
      8. 0
        24 марта 2015 12:53
        Вот интерьвью Борисова по поводу ПАК ФА
        У нас по плану в следующем году должна быть первая поставка серийных истребителей пятого поколения», – сказал Борисов во время посещения Комсомольского-на-Амуре авиазавода, где собираются опытные машины ПАК ФА для летных испытаний.
        «Самое главное, что можно сказать: самолет состоялся», – сказал замминистра. По его словам, в этом году завод поставит еще четыре опытных самолета для испытаний.
        Пока только одна страна в мире имеет на вооружении истребители пятого поколения – США с самолетами F-22 и F-35.

        «В новых экономических условиях», отметил замминистра, первоначальные планы могут быть скорректированы, тем более что истребители поколения «4+», по оценке военных летчиков, демонстрируют высокие характеристики.

        «Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей «4+» (Су-30 и Су-35)», – заявил Борисов.

        Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ, филиал компании «Сухой») в 2015 году должен поставить Минобороны России порядка 13 многоцелевых истребителей Су-35, пять истребителей Су-30М2, а также четыре истребителя пятого поколения Т-50 для летных испытаний, сообщил Борисов.

        «Мы приехали, чтобы посмотреть, насколько ритмично завод выполняет эти планы. Должен констатировать, что срывов графиков выпуска продукции нет», – сказал Борисов по итогам посещения авиазавода.

        Он отметил, что первый Су-35 по гособоронзаказу 2015 года ВВС России должны получить в июне.

        «Затем ежемесячно будем получать по два самолета Су-35», – сказал замминистра. По его словам, заказанные самолеты находятся в цехах в разной степени готовности. «Настроение у заводчан рабочее, у нас тоже хорошее, потому что видим, что завод справится с планами», – сказал замминистра.

        Он отметил, что Минобороны России устраивает ситуация, когда два крупных авиазавода – Иркутский (корпорация «Иркут») и Комсомольский-на-Амуре (холдинг «Сухой») – работают по заказам ВВС России.

        «У нас два авиазавода, которые обеспечивают фронтовую авиацию Вооруженных сил, конкурируют по-хорошему между собой», – сказал замминистра.

        Напомним, 19 февраля сообщалось, что опытно-конструкторские работы по созданию штатных двигателей пятого поколения для истребителя ПАК ФА завершатся в 2020 году.
        Тоесть скорей всего идет речь о переносе основных закупок на период после 2020 года.
        1. +1
          24 марта 2015 13:09
          Цитата: Sergei1982
          Тоесть скорей всего идет речь о переносе основных закупок на период после 2020 года.

          Верно. Вот что значит плохо и неграмотно составленный обзор.
        2. 0
          24 марта 2015 13:21
          Цитата: Sergei1982
          Тоесть скорей всего идет речь о переносе основных закупок на период после 2020 года.

          Это мягкий намек на нехорошие обстоятельства... Я сомневаюсь и в 12 машинах...
          1. с1н7т
            -2
            24 марта 2015 15:57
            Более того - 12 машин до 2020 нахрен не нужны, т.к. погоды не сделают, а денег съедят.
        3. +1
          24 марта 2015 13:50
          Sergei1982.....Напомним, 19 февраля сообщалось, что опытно-конструкторские работы по созданию штатных двигателей пятого поколения для истребителя ПАК ФА завершатся в 2020 году.

          Вот основная причина. Сейчас 12 штук серийных произведут ( на не расчётных двигателях), "накатают", устранят "детские болезни", а когда пойдут новые двигатели , тогда можно и продолжить "клепать". На мой взгляд, всё логично, зачем покупать 52шт.
          "недоделок".
          Но, если двигатели обещают только к 2020г., то это не факт, что так и будет.
          Поэтому Индия так вяло идёт на совместную разработку.Слишком рано мы начали шуметь
          (рекламировать) про курочку в гнезде. Обидно? Очень! Время не терпит! Всё это,конечно же, не есть хорошо.
      9. -13
        24 марта 2015 12:53
        Интересно как балаболка Рогозин прокомментирует эту новость
        1. +1
          24 марта 2015 14:01
          а с чего ему сплетни комментировать?
          1. с1н7т
            -1
            24 марта 2015 19:34
            Типа, ему ничем это не грозит? laughing А то б уже по ТВ рапортовал, как у нас всё хорошо.
      10. -1
        24 марта 2015 13:11
        Пятая колонна в действии, Минфин свои козни ставит и на вооружении будущего.
      11. Комментарий был удален.
      12. 0
        24 марта 2015 13:16
        Цитата: Родина Россия
        Главное другим пока не продавать - пока сами не перевооружимся.

        А заводу что делать? Для каждой модели своя документация, оснастка, технология...Подготовка,согласования,выпуск опытных экземпляров и многое другое занимает не один год. Конечно пойдут на экспорт, возможно в этом и причина.
        1. Комментарий был удален.
      13. 0
        24 марта 2015 14:32
        Чушь собачья!!!!!!!!!!!!1
      14. 0
        24 марта 2015 16:37
        Ну,что за брехня,кому это будут сейчас докладывать о численности перспективного вооружения запланированного МО.
      15. 0
        31 марта 2015 13:51
        Я думаю,что у нас в оборонке опять сидят люди из горбачевского времени,такие деньги вбухать,что бы отложить закупку самых современных самолетов,да кому они будут нужны,когда вы чухнитесь.
    2. Комментарий был удален.
    3. +5
      24 марта 2015 12:33
      Минобороны заявил, что программа закупок Т-50 была бы выполнена в полном объёме, если бы не сложности экономического характера.
      На это денег не изыскать---НЕЛЬЗЯ.
      1. MBA78
        0
        24 марта 2015 12:52
        для официальной сводки 12 штук мало, надо хотя бы 50 шт
        1. +3
          24 марта 2015 13:22
          Цитата: MBA78
          для официальной сводки 12 штук мало, надо хотя бы 50 шт

          50 для России это то же самое что и 12... не решает вообще никаких проблем...
          1. 0
            24 марта 2015 13:30
            50 для России это то же самое что и 12... не решает вообще никаких проблем...
            Тут вы правы минимум 200-300 Т-50 и к ним в дополнение 600-800 Су-30,Су-35,Су-34 и миг-35.
            1. 0
              24 марта 2015 13:40
              Цитата: Sergei1982
              Тут вы правы минимум 200-300 Т-50 и к ним в дополнение 600-800 Су-30,Су-35,Су-34 и миг-35.

              ...ну дык...к сожалению уже в области фантазий...
              1. +1
                24 марта 2015 14:02
                Обидно то, что российская промышленность вполне бы вытянула такие объёмы производства и поставок техники в армию, если бы не непомерная коррупция и жадность чинуш всех рангов.
                1. 0
                  24 марта 2015 22:47
                  Цитата: Greenwood
                  Обидно то, что российская промышленность вполне бы вытянула такие объёмы производства и поставок техники в армию, если бы не непомерная коррупция и жадность чинуш всех рангов.

                  Да ладно вам. На оборудовании 20 века массовое производство машин 21 века не возможно. Хоть с коррупцией, хоть без. В России умерло машиностроение и деградировал пролетариат и если нужна авиация (и не только) то начинать нужно с этого...
    4. +14
      24 марта 2015 12:33
      Да это вброс... ждем разъяснений Кожухетовича...
    5. 0
      24 марта 2015 12:34
      Правильно: лучше продавать и оснащать другие страны, нежели себя обеспечить! Очередной заскок! angry
    6. +12
      24 марта 2015 12:35
      Коммерсант не самый надежный источник информации.
      1. INFOLegioner
        +1
        24 марта 2015 13:37
        однако как ни странно - его многие читают и даже ссылаются как на источник. именно так и должна вестись (и ведётся) информационно-подрывная мягкая пропаганда которая похуже жёсткой прямой, своей ненавязчивостью и многими сомнениями вносящими разброд и шатания в сознание и подсознание. а по факту статьи - извращение фактов и инфомуть.
    7. -6
      24 марта 2015 12:36
      а деньги на остальные 40 куда освоили????? ой клоуны у власти...
      1. с1н7т
        +2
        24 марта 2015 16:04
        Цитата: саша 19871987
        ой клоуны у власти..

        Вам виднее - на выборы-то ходите, поди laughing
    8. +5
      24 марта 2015 12:36
      Нашим заместителям в МО давно уже пора понять, невозможно иметь богато обставленную квартиру с картонной дверью на входе soldier
      1. -4
        24 марта 2015 12:42
        Цитата: ANUBIS
        Нашим заместителям в МО давно уже пора понять, невозможно иметь богато обставленную квартиру с картонной дверью на входе

        Для начала нужно иметь деньги на богато обставленную квартиру и не картонную дверь. А денег сейчас нет
    9. +5
      24 марта 2015 12:37
      Если верить опубликованным в «Коммерсанте»


      Этому СМИ верить не хочется.Они могут из текста вырвать фразу и преподнести ее в своем изложении. Официально было заявлено, что сокращение военного бюджета не скажется на закупках новой техники.
    10. -1
      24 марта 2015 12:37
      всё идёт из прошлого .90-2000годы . воры и менеджеры! нужно от-туда плясать!
    11. +2
      24 марта 2015 12:38
      Цитата: Gorbtk
      Да это вброс... ждем разъяснений Кожухетовича...

      Или журналюги опять за сенсацией погнались, а затем выясниться, и не выиграл, а проиграл, и не "Волгу", а 100 рублей, и не в Спортлото, а в домино, и не профессор, а сантехник laughing Я, этому, как говорил Станиславский, "Не верю" winked
    12. +1
      24 марта 2015 12:39
      Вот на чем на чем, а на этом-то точно нельзя экономить! Горько, если правдой окажется - опять на выходе будем иметь с десяток "неимеющиханалоговвовсеммире", а по факту - в обозримом будущем окажемся в меньшинстве перед оголтелой бандой НАТО. Надо ждать опровержения. Иначе - хоть обминуситесь, друзья, я первым вступаю в ряды сообщества "всепропалопросраливсеполимеры". recourse
    13. +2
      24 марта 2015 12:40
      А мне что-то не верится. Это что, столько времени и денег потрачено ради 12 самолетов? Какая-то утка.
    14. +1
      24 марта 2015 12:40
      Вброс и деза!
    15. +2
      24 марта 2015 12:41
      Тоже считаю, вброс, на таких программах в нынешней ситуации экономить нельзя. Скорее всего не так поняли что-то, ибо 12 машин для испытания в войскам может имется ввиду. В общем нужна официальная позиция оборонного ведомства.
    16. -18
      24 марта 2015 12:43
      Ничего, зато Путин себе еще членолеты за 9 млрд купит в "Авиапарк президента".
      Цитато:
      "К 15-летию своего восшествия на престол, которое исполняется в этом году, наш царь решил сделать себе царский подарок путем подгона за счет своих холопов двух лайнеров Ил-96-300. ЗАЧЕМ? Вроде бы два крайних Ила 2012 и 2013 гг выпуска трудно назвать устаревшими. Информация о контрактах размещена тут (http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=0

      173100011513000098) и тут (http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=0

      173100011513000097)). Заключены они с Объединенной авиастроительной корпорацией на внеконкурсной основе в апреле 2013 года. Согласно их условиям спецотряд «Россия» получит до конца 2015 года два новых Ил-96-300 и таким образом количество воздушных судов этого типа достигнет 10 в парке президентской авиакомпании. Первый из летающих членовозов будет построен в варианте Ил-96-300 «Салон», нам с вами он обойдется в 3,75 млрд. руб. Второй будет модификации Ил-96-300-ПУ(М1), на его строительство планируется потратить 5,2 млрд. руб."
      источник: http://kungurov.livejournal.com/109476.html
    17. +4
      24 марта 2015 12:44
      Коммерсантъ - всегда в оппозиции. А такую информацию будет смаковать долго и тщательно. Не отвечая за ее достоверность.
    18. 0
      24 марта 2015 12:52
      Подождем может другие новости появятся.
    19. +6
      24 марта 2015 12:53
      Цитата: Горный стрелок
      Коммерсантъ - всегда в оппозиции.

      Как раз хотел это сказать, поискал полное интервью Борисова, ничего такого он не сказал, говорит в 2015 4 будут поставляться, затем войсковые испытания, параллельно разработка новых двигателей, а пока ускорим выпуск СУ-35 (2 в мес), СУ-34, СУ-30. Так что...я выше говорил журналюги "коммерсанта" навозники (в хорошем смысли этого слова laughing ) А у ВВС будут в наличии все необходимые самолеты, причем в более ускоренных темпах soldier
    20. kelevra
      +3
      24 марта 2015 12:56
      товарищи,не будем палить горячку,очень часто,публикуемая здесь информация сильно расходится с действительностью!Да,проблемы есть,финансовый кризис ещё силён,но,не так страшен чёрт,как его малюют!
    21. +2
      24 марта 2015 13:00
      Дезинформация, при умелом применении крайне полезная штука. Воплей среди либерально настроенных индивидуумов будет меньше, да и НАТО во главе с США не так активно дёргаться будут. А уж сколько Т-50 поступит в войска на самом деле сие есть военная тайна.
    22. +2
      24 марта 2015 13:00
      А в чём проблема?
      Наши самолёты поколения 4++ и сейчас не уступают американским по скорости, по манёвренности превосходят, малозаметность это блеф.
      И кто знает, что пока разрабатывался истребитель пятого поколения, наши ученые не разработали что то новое.
    23. 0
      24 марта 2015 13:01
      Либо самолёты оказались далеки от совершенства,какими их расписывали,и будут новые модернизации,либо всё действительно очень грустно.
    24. Rex
      +2
      24 марта 2015 13:01
      Чего так все "плачут", да ещё раньше времени...
      И 54 шт Т-50 глобально обороноспособность бы не изменили - не основа парка.
      Уточнят ещё план закупок, хотя бы 24 шт да купят.
      Другой вопрос - через сколько лет их хоть 240 щт. будет в общем составе.
      1. -1
        24 марта 2015 13:14
        Да не,после закупки 12,будут разрабатывать и закупать 6 поколение,время как раз подойдет. smile
    25. 0
      24 марта 2015 13:02
      Плохая новость! Оборона нашей страны и так не блещет. Так еще и с поставкой современной техники напряг
    26. +1
      24 марта 2015 13:06
      "программа закупок Т-50 была бы выполнена в полном объёме, если бы не сложности экономического характера"....

      Неееет уж, ребятушки... Война на носу... Ищите деньги, особенно по карманам своего окружения... Давным давно в Думе пытаются протолкнуть закон о налогообложении (наподобии французского - налог на роскошь и так далее), однако воз и ныне там... И доморощенные милиардеры, которые плачут, что в связи с сссанкцуиями и инфляцией "потеряли" свои богатства (подумаешь, упал в таблице русского Форбса с 7-й позиции на 12-ю...) пусть позаботятся о защите нашего государства, в котором мы живем...
      P.S. При таком тупом правительстве создается впечатление, что они постоянно идут не только по пути наименьшего сопротивления, но и по пути нанесения наибольшего вреда государству...
      P.P.S. А я не хочу кормить не только чужую армию, но и кучу чиновников, нагло предающих интересы как государства, так и народа...
    27. +5
      24 марта 2015 13:07
      Плохо составлена обзорка.
      О чем в реальности говорится в статье.
      «Есть понимание, что для начала нами будет подписан контракт на эскадрилью Т-50 (12 машин — прим. "Ленты.ру"). После этого решим, сколько их еще необходимо и сколько мы можем себе позволить», — заявил источник.

      До последнего времени, по словам собеседника издания, ГПВ-2020 предусматривала закупку 52 серийных истребителей Т-50. «Мы даже прописали график поставок. В период 2016-2018 годов российские ВВС должны были получать по восемь истребителей ежегодно, а в 2019-2020-м — уже по 14 самолетов данного типа», — рассказал источник.

      По его словам, причиной резкого сокращения закупок Т-50 стали экономические трудности, возникшие в стране.

      Ранее замглавы Минобороны Юрий Борисов сообщил, что «в новых экономических условиях» первоначальные планы по закупке Т-50 могут быть скорректированы. «Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+», — подчеркнул Борисов.


      То есть 52 истребителя планировалось закупить не вообще, а до 2020-го года. Сейчас планы пересматривают из-за кризиса.
      Четко обозначается что будет закуплена первая эскадрилья, а потом будет пересмотр количества самолетов. То есть нигде нет примечаний, что эскадрилья будет только одна, идет речь о сокращении числа самолетов, но не говорится о том что их будет лишь 12 до 20-го года
    28. +1
      24 марта 2015 13:13
      если честно не удивительно в России все как всегда, будет не новостью если и Армату порежут и все остальное. называется это все.
    29. 0
      24 марта 2015 13:16
      Мда....Какие жмоты у нас в правительстве сидят!
      Вместо 42 новых Т-50 на службе народа,новенькая яхта на службе у чиновников?А "Армату" тоже закупят только на время проведения парада 9-го Мая?

      У нас всё только в "обозримой перспективе".Ага,Американцы создали F-35,делают F-35,используют F-35.
      Мы создали Т-50.......12 самолётов......Да даже если у него каждый патрон будет как ядерная бомба взрываться и ещё и с АИМом,толку от 12 самолётов?Показать на параде победы?Да нафига это нужно?Если в войсках их не будет,то чо показывать?!

      Я тоже могу другу фотку Т-90 показать,но от этого он у меня не появится.....

      Если брать во внимание,сколько в нашей армии новой техники и сколько её хотят закупить,то....Будем воевать на всём том,что нам досталось от СССР.Блин,где тот человек,что должен всех идиотов из правительства выгнать?А желатеьно и правительство сменить,(на то,что будет работать,а не пукать в микрафон,говоря,что закупят много,а в итоге не закупают нифига)только оооочень быстро,что бы американцы не подсуетились:)
    30. +3
      24 марта 2015 13:16
      Утка для хомячков.
      Параметры гособоронзаказа засекречены.
    31. RitesOfSpring
      +2
      24 марта 2015 13:17
      О боги, кому вы верите? Коммерсанту?
      1. с1н7т
        0
        24 марта 2015 16:00
        Боги:
        - Мы уже никому не верим.
        drinks
    32. +1
      24 марта 2015 13:18
      Время покажет.
    33. +1
      24 марта 2015 13:25
      Фейковый вброс для гогнобурления ура-пэцреотов...
      1. Белорус СР
        -2
        24 марта 2015 13:42
        Из пятой колонны, приятель? Вешать, вешать будем на столбах либерастов.
        1. с1н7т
          0
          24 марта 2015 16:11
          Угроза убийством в СМИ? Вас не жалко, сайт пожалейте - закроют. Безмозглых всё больше - куда катимся?
        2. 0
          26 марта 2015 12:35
          Вы или просто роль отыгрываете?
    34. +4
      24 марта 2015 13:28
      полная ерунда.
      Давайте смотреть трезво:
      Да, есть проблемы в экономике, кризис есть, он всегда был и будет пока живы "друзья за океаном" и их холодная рука на шее наших мин.финов и прочих производных.
      12 ЛА - это первая производственная партия, которая поступит в войска и будет обкатываться именно военными.
      Некоторые тут уже начали писать о суммарном количестве из 12 штук. не нужно писать чушь в панике и вводить людей в заблуждение.
      Предположим есть проблемы с финансированием. Но деньги можно найти. Взять хотя бы проблемы с кораблями: движков нет,а корабли строятся. Придет момент , когда стапели будут заняты, можно часть средств перевести на нужны ВВС, пока свои ГТД не разовьем, а на это потребуется от 2 лет по мнению экспертов.
      Кажется мне, что уменьшенное количество будет связано с затяжкой по ГСИ, т.к. все же вопросов по комплексу множество. Та и промышленностью ЛА не отработан. Сразу не выйдем на 20 ЛА в год как с су-34, которые уже на конвейере.
      Программу хоронить ТОЧНО НЕ БУДУТ. Это должно случиться что-то уж очень из ряда вон...И правильно указали, что индусам мы должны их FGFA поставить. Не выполнив их контракт, потерям крупнейшего клиента.
      Так что, спокойствие, товарищи. Пусть лучше будет задержка с поступление, но потом в строй пойдет проверенные и отличный комплекс, чем как у амеров - 200 пингвинов,а толку никакого.
    35. Белорус СР
      +4
      24 марта 2015 13:38
      Не паникуйте, славяне. Оборонка сейчас в надежных руках. Самолет, скорее всего, действительно сыроватый, чтобы гнать сразу 52 штукаря. Оборонку сокращать не будут, речь идет о жизни и смерти страны.
    36. 0
      24 марта 2015 13:47
      блин, а чего не на сплетни с привоза, а только на "коммерсант" ссылаемся?!
      если сайт хочет, что бы к нему относились как к желтушке то он на правильном пути
    37. 0
      24 марта 2015 14:02
      Ещё одна утка на тему закупки и модернизации армии.
    38. 0
      24 марта 2015 14:02
      я думаю ОБОРОНКА лучше знает что делает!
      1. с1н7т
        0
        24 марта 2015 16:13
        "Оборонка" делает, что скажут, не более того. В смысле - за что заплатят.
    39. +4
      24 марта 2015 14:03
      Я считаю это правильным. Пусть отлетают сначала как лидерная эскадрилья, проявятся КПН, которые неизбежны, к сожалению. По моему эта матчасть должна эксплуатироваться в Липецком ЦППЛФА. Так было при Союзе. ВВС полученую авиатехнику нового типа сводила в т.н. "лидерные полки". На аэродроме базирования этой матчасти постоянно находились гарантийные бригады с завода-изготовителя МАП, со всем необходимым оборудованием и комплектами ЗИП всех уровней. А уже отлетав положенные часы, выявив основные неисправности и отказы, выдав рекомендации заводу-изготовителю по их устранению, устранив их уже на летающих машинах(лидерных)и внеся необходимые изменения в процесс производства, начинается собственно серийное производство этого вида ЛА. А сразу поставлять в войска принципиально новую технику чревато нехорошими последствиями в виде ПЛП, аварий и катастроф.
    40. 0
      24 марта 2015 14:16
      Обыкновенная брехня. Задрали эти источники гов... , а не новостей, вот будет точная информация, добро пожаловать. Друзья мы же ВО, а не желтая пресса. Относитесь спокойней к таким вбросам.
    41. 0
      24 марта 2015 14:25
      Всё, кина не будет, кинщик - заболел! Сдулись мы, та и не надувшись. А, сколько красивых слов и статей было?
      Да, в "современных" государственно-экономических условиях России до Сталинской СССР, как от Москвы - до созвездия Большой медведицы.
    42. странник_032
      +2
      24 марта 2015 14:27
      Газета «Коммерсантъ», ссылаясь на заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, сообщает, что главное оборонное ведомство намерено закупить у производителя меньшее число многоцелевых истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), чем это планировалось ранее. Если верить опубликованным в «Коммерсанте» данным, то сокращение закупок намечено весьма существенное: 12 самолётов вместо планируемых ранее 52.

      А если даже и так,что в этом такого?
      Машина эта ещё пока очень молодая,опытной эксплуатации в строевых частях не проходила.
      Вот полетают строевые пилоты на них,на полигонах ракеты позапускают,техники поковыряются,вот тогда можно и крупную партию заказывать.
      А пока ни переподготовленных кадров нет толком,ни наземные службы эту машину толком не знают.
      Лучше СУшек и МИГов проверенных и освоенных закупить побольше,потому как в любой момент могут понадобится.
      Обстановка-то в мире напряжённая. Так что это разумное решение,если конечно это не утка.
    43. 0
      24 марта 2015 14:28
      Щас рогозин остроумно пошутит что нибудь про батут, и сразу всё станет хорошо.
    44. 0
      24 марта 2015 14:31
      Да, эта новость не добавляет оптимизма.
    45. 0
      24 марта 2015 14:31
      Ума много у КОМЕРСАНТА.
      Нашли кого слушать.
    46. 0
      24 марта 2015 14:46
      Вброс инфы!!!!
    47. +1
      24 марта 2015 14:46
      Нормальная практика, чай не война. Самолёт погонять надо, мало ли какие детские болезни вылезут... а так малая партия, полетают, выявят, учтут и в нормальном заказе уже будет самолёт практически без конструктивных недостатков. Это намного дешевле чем потом все самолёты переделывать, плюс это время они летать не будут.Так что, думаю, всё правильно.
    48. +1
      24 марта 2015 14:55
      Цитата: Havoc
      А в чём проблема?
      Наши самолёты поколения 4++ и сейчас не уступают американским по скорости, по манёвренности превосходят, малозаметность это блеф.
      И кто знает, что пока разрабатывался истребитель пятого поколения, наши ученые не разработали что то новое.

      Согласен, тоже не вижу в этом трагедии, тем более работы по доведению самолёта до ума не закончились, нет новых двигателей, зачем торопиться в угоду моде. Современным средствам обнаружения якобы невидимость не помеха. Может быть в серию пойдёт более бюджетная Российско-индийская разработка, а Т-50 всё таки ближе к Ф-22.
    49. 0
      24 марта 2015 15:11
      воровали бы меньше
    50. +3
      24 марта 2015 15:26
      За Мистрали деньги не просим,Украине выделяем транш МВФ за газ им цены снижаем а в итоге страдает обороноспособность страны.Может хватит уже деньги азбазаривать?
      1. 0
        25 марта 2015 13:35
        вот ,такая стратегия
    51. 0
      24 марта 2015 15:40
      Коммерсант - издание с оппозиционной окраской. Будьте внимательны!
    52. с1н7т
      -1
      24 марта 2015 16:15
      Цитата: Владимир.
      Блин,где тот человек,что должен всех идиотов из правительства выгнать?А желатеьно и правительство сменить

      Всё на "доброго царя" или "справедливого барина" надеетесь? laughing Вот пока так думаем, и будем в .опе жить. hi
    53. +1
      24 марта 2015 16:37
      не понял- очередной БУРАН или как? А зачем тогда делали? Распил? А отвечать как всегда... не с кого
    54. 0
      24 марта 2015 16:49
      Цитата: Sergei1982
      50 для России это то же самое что и 12... не решает вообще никаких проблем...
      Тут вы правы минимум 200-300 Т-50 и к ним в дополнение 600-800 Су-30,Су-35,Су-34 и миг-35.


      Что же остановились в линейке своих "хотелок из прошлого"? "Захотите" 5000 МиГ - 21, 50000 Як - 3 или полмиллиона По - 2 wassat

      В СССР было за 20 лет выпущено немногим больше 500 МиГ - 31 и только сейчас началась отработка "дозаправок" от Ил - 78 для расширения тактических возможностей частей вооружённых ими.
      Кто говорит что в современных условиях "у каждой доски в заборе" нужно ставить полк истребителей? Для задач ПВО по отражению первого авиаудара противника существуют ЗРВ. Для процесса "тактического наращивания сил и средств" в современных условиях нужно тратить деньги не количественное превосходство на всех направлениях, а на качественный состав частей и максимально динамичную логистику - даже во время ВОВ наиболее подготовленные части истребительной авиации не размазывали по всей линии фронта, а использовали для создания ударных группировок на важных стратегических направлениях.

      Так что с Вашей концепцией "побольше" я в принципе согласиться не могу.
    55. 0
      25 марта 2015 05:43
      Господа на самом деле хватит паниковать, противно уже читать ваше нытьё. В стране почти не осталось ни одной СМИ которая пишит и говорит правду. Проверяйте информацию уже много раз про это шли разговоры. Народ специально дурят.
    56. 0
      25 марта 2015 09:12
      МИГ 41. Кто из вас слышал про такое? А ведь ещё год назад дали добро на его разработку. 5 поколение, это конечно хорошо, но оно должно сильно отличаться от 4, а не по нескольким параметрам. А ведь 41 предположительно должен развивать скорость до 4259 км в час. Такой скоростью ни один самолёт похвастаться не может. А в отсутствие авианосцев 41 становится очень даже нужным. С такими показателями он быстро долетит до туда куда многие будут топать очень долго. Вполне нормальное решение, если это не утка.
    57. 0
      25 марта 2015 13:34
      у губернаторов love России в долг попросили бы.у них денег как у дурака фантиков.
    58. 0
      25 мая 2017 08:43
      Заголовок: "СМИ: Минобороны РФ решило закупить всего 12 истребителей Т-50 (ПАК ФА) вместо 52-х"
      Смотрю чуть ниже заголовка: "24 марта 2015". Это дата "новости"? или что-то другое?!

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»