Танки на рельсах

Осторожно, бронепоезд отправляется!

В 30-е годы в СССР наряду с продолжавшимся строительством бронепоездов классического типа была реализована весьма оригинальная идея.

Боевую часть нового вида железнодорожного вооружения должны были составлять не традиционные бронеплощадки, перемещаемые локомотивом, а самодвижущиеся мотоброневагоны. Последнее обстоятельство существенно расширяло диапазон тактических возможностей, поскольку все составные части бронепоезда могли осуществлять независимый маневр и вести бой как вместе, так и на значительном удалении друг от друга.


Идее – 80 лет

Типовая конструкция двухосного мотоброневагона с несущим корпусом была разработана в 1934-м Н. И. Дыренковым и принята на вооружение под индексом Д-2. Вооруженная двумя 76-мм пушками образца 1902 года и семью пулеметами максим, эта боевая машина удовлетворяла всем требованиям, которые предъявлялись к обычной бронеплощадке, но дополнительно имела возможность передвигаться самостоятельно. Мотоброневагоны Д-2 поступили на вооружение дивизий НКВД по охране железных дорог. Каждая такая дивизия имела пять-шесть бронепоездов, состоявших из двух мотовагонов Д-2 и бронепаровоза.

В этот же период в Автобронетанковом управлении Красной армии возникла идея полностью отказаться от классических бронепоездов и заменить их тяжелыми мотовагонами. Для проверки этой идеи в 1935 году в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде началась разработка мотоброневагона (или бронированной автомотрисы) МБВ. Проектированием и постройкой на начальном этапе руководил тогдашний начальник СКБ-2, талантливый инженер-танкостроитель О. М. Иванов. Вскоре, впрочем, он был сочтен «участником троцкистско-зиновьевской организации на заводе» и 7 мая 1937 года расстрелян. Реабилитирован посмертно. В группу проектировщиков входили С. П. Богомолов, К. И. Кузьмин, П. П. Михайлов, П. Т. Сосов, Л. Е. Сычев и С. В. Федоренко.

В 1936–1937 годах на Кировском заводе изготовили два мотоброневагона, получивших название МБВ-2. Несущий сварной кузов изготавливался из катаных броневых листов, причем бортовые листы устанавливались под углом 10 градусов к вертикали. Толщина лобовых листов кузова составляла 20 миллиметров, бортовых – 16 миллиметров, крыша защищалась 10-мм броней, днище – 8-мм. Вдоль продольной оси кузова располагались три орудийные башни, заимствованные у среднего танка Т-28 со штатными 76-мм пушками. Башни имели 15–20-мм броню.

В каждой башне справа от орудия и в кормовых нишах второй и третьей башен устанавливались пулеметы ДТ в шаровых опорах. Еще один ДТ в шаровой опоре имелся в кормовой стенке кузова справа. Кроме того, четыре пулемета максим размещались в бортовых шаровых установках.

Вооружение ПВО включало выдвижную счетверенную установку пулеметов максим (4М) в отсеке за второй башней, закрывавшуюся в походном положении броневыми створками, и пулеметы ДТ на зенитных турельных установках П-40 на всех трех башнях.

Боекомплект пушек состоял из 361 76-мм выстрела. Боекомплект пулеметов – из 74 магазинов (дисков) к пулеметам ДТ (10 962 патрона), 48 коробок к пулеметам максим емкостью 250 патронов и 20 коробок по 500 патронов (итого 22 000 патронов).

В центральной части кузова располагалось отделение управления, где находились механик-водитель и командный пост в шестигранной рубке. На крыше последней стояла вращающаяся на шаровой опоре башенка с дальномером и стереотрубой. Вокруг крепилась поручневая антенна радиостанции 71-ТК-1. Сама радиостанция располагалась под рубкой.

Сразу за отделением управления следовал отсек с выдвижным прожектором. Еще в передней и задней стенках кузова имелись две фары, которые в нерабочем положении разворачивались оптической частью внутрь кузова.

Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части кузова за третьей башней. Двигатель и частично силовая передача – от танка Т-28. Выхлопные трубы выводились под днище.

Для входа и выхода экипажа в бортах кузова служили две двери. Дверь в кормовой части правого борта предназначалась для посадки стрелка кормового пулемета и доступа к двигателю и трансмиссии. В днище кузова предусматривался запасной люк.

Испытательный срок

Создание мотоброневагона МБВ-2 явилось бесспорным успехом советской военной промышленности. Аналогов в мире у него не было. С габаритами значительно меньше бронепоездов (длина бронепоезда типа БП-35 без контрольных платформ – 58 метров, а МБВ-2 – 19,2 метра) и мишенной площадью всего 52 м2 он значительно превосходил их в скорости и маневренности, всего на четверть уступая в количестве артиллерийских стволов. Преимуществом мотоброневагона было и отсутствие дыма, что затрудняло противнику его обнаружение.

Танки на рельсах

Мотоброневагон МБВ-2 на подъездных путях
Кировского завода. 1937 год


В начале 1937 года МБВ № 01 направили на длительные 5000-километровые заводские испытания. Но первые же пробеги выявили ряд неполадок в работе отдельных агрегатов и механизмов. Длительное время заняли работы по устранению недостатков в работе букс моторной тележки и ходовой части. Только 12 февраля на железнодорожной линии Ленинград – Псков заводские испытания возобновились.

Одновременно с ними Кировский завод стал изготавливать второй мотоброневагон. На нем планировалось установить новые конические башни с 76-мм орудиями ПС-3, предусмотреть возможность перехода на европейскую колею, усилить конструкцию коробки передач и муфты свободного хода, провести работы по герметизации корпуса для обеспечения защиты от отравляющих веществ, смонтировать новую телефонную связь, приборы наблюдения и т. д. Но ничего из запланированного сделано не было, второй мотоброневагон оказался идентичен первому.

Работами по модернизации первого образца и изготовлению второго МБВ руководил инженер СКБ-2 Ф. Д. Смирнов.

МБВ № 02 был принят военпредом АБТУ РККА на Кировском заводе 17 апреля 1937 года и направлен на заводские испытания. Модернизированный МБВ № 01 после кратковременных испытаний с мая 1939 года поступил в распоряжение Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава им. Бубнова (ЛБТКУКС).

Предполагалось развернуть серийное производство мотоброневагонов, причем высказывалось мнение о полном отказе от строительства обычных бронепоездов и замене их МБВ-2. Достаточно сказать, что планом на 1938 год Кировскому заводу поручалось изготовить установочную партию из 10 изделий. Для выполнения этого задания в конце 1937-го была изготовлена ходовая часть с двигателем и коробкой передач для третьего образца, а также собраны главные рамы еще для четырех МБВ. Однако дальнейшие работы по изготовлению мотоброневагонов были прекращены. Несмотря на это, продолжались широкомасштабные испытания МБВ № 02, на которых он, в частности, накрутил более 25 тысяч километров. И в марте 1939 года был признан вполне пригодным по конструктивным, эксплуатационным и боевым качествам для вооружения бронепоездных частей Красной армии.

Экзаменует война

После завершения испытаний МБВ № 02 передали на хранение на военный склад № 37 в Москве. Но вскоре возникла идея испытать его в боевой обстановке – началась финская война. Мотоброневагон прибыл на Кировский завод, где пушки КТ-28 заменили более мощными Л-11. Затем МБВ отправили на Карельский перешеек. Находясь в подчинении 7-й армии, мотоброневагон успешно действовал сначала самостоятельно, а затем в составе 8-го отдельного дивизиона бронепоездов (одбп).

Танки на рельсах

Типовая конструкция двухосного
мотоброневагона, принятого на вооружение
НКВД для охраны железных дорог


Судьба мотоброневагонов МБВ в годы Великой Отечественной войны сложилась по-разному. На 22 июня 1941 года вагон № 01 находился на Коломенском машиностроительном заводе с демонтированными двигателем и коробкой передач. На нем планировалось установить паросиловую установку высокого давления, но до начала войны сделать этого не удалось. На мотовагон спешно вернули штатный двигатель и отправили на Подольский машиностроительный завод им. Орджоникидзе, где в сентябре-октябре 1941-го была проведена экранировка кузова и башен 15–25-мм бронелистами.

В декабре 1941 года мотоброневагон под командованием младшего лейтенанта Розовского вошел в состав формируемого в московском депо Люблино 30-го дивизиона бронепоездов, куда помимо него включили бронепоезд «Молотовский рабочий».

28 февраля 1942 года 30-й отдельный дивизион бронепоездов убыл на Северо-Западный фронт и к 5 марта сосредоточился на станции Быльчино Калининской железной дороги, войдя в состав 34-й армии. 16–18 марта дивизион поддерживал наступление пехоты на станцию Лычково. 18 марта в результате авианалета МБВ № 01 получил повреждения и был выведен для восстановления на Ярославский паровозоремонтный завод. 23 мая дивизион убыл в Москву, а оттуда 14 июля – в состав 28-й армии Сталинградского военного округа. 27 августа, переправившись через Волгу, он занял позицию на стыке Северо-Кавказского и Сталинградского фронтов. 3 сентября 1942 года огнем бронепоездов дивизиона была отражена попытка немецких частей перерезать железную дорогу Кизляр – Астрахань, а затем до конца ноября 30-й одбп прикрывал железную дорогу от атак с воздуха.

С 15 апреля 1943 года дивизион входил в состав 44-й армии Южного фронта. Он занял участок Ростов – Таганрог. В течение июня – августа бронепоезда поддерживали действия пехотных частей, обстреливали немецкие тылы, катера на море и цели в Таганроге. 29–30 августа 30-й одбп поддерживал советские части, ведущие бои за Таганрог, после чего его вывели в Ростов. Осенью 1943-го мотоброневагон МБВ № 01 проходил ремонт на Тамбовском паровозоремонтном заводе, затем 30-й дивизион вошел в состав 51-й армии 4-го Украинского фронта и до апреля 1944 года обстреливал немецкие позиции на Чонгарском перешейке, а после прорыва немецкой обороны и освобождения Крыма в мае вошел в состав Отдельной приморской армии и сосредоточился в Симферополе. В августе 1944-го 30-й отдельный дивизион бронепоездов был расформирован.

Мотоброневагон МБВ № 01 был направлен на ремонт и перевооружение, в феврале 1945 года вошел в состав 59-го одбп 1-го Белорусского фронта, в котором и закончил войну. После расформирования дивизиона летом 1947-го МБВ № 01 передали 8-му одбп, а в августе 1953 года мотоброневагон поступил на военный склад № 2707 в Брянске. Скорее всего в 60-х годах он был разделан на металл.

«Стремительный» в тельняшке

Что касается МБВ № 02, то накануне войны он использовался в качестве учебного при ЛБТКУКС. Из числа бойцов и командиров курсов в июне 1941-го была сформирована команда броневагона, и 20 июля он был придан бронепоезду № 60. В августе 1941 года МБВ № 02 совместно с бронепоездом № 60 прикрывал отход наших войск в районе Чудово – Мга. Когда противник занял Мгу, пришлось разойтись: МБВ-2 отошел к Ленинграду, а бронепоезд – к Киришам, он впоследствии действовал на Волховском фронте.

Танки на рельсах

МБВ № 02 выдвигается на огневую
позицию. 1942 год


В сентябре 1941 года МБВ № 02 находился в ремонте, а 14 октября его зачислили в состав 3-й роты 1-го батальона 12-го танкового полка. Командиром машины назначили младшего лейтенанта Г. Коновалова. 16 ноября броневагон передали на усиление бронепоезда «Народный мститель», который вел бой с противником на участке Понтонная – Саперная – Ижоры. В мае 1942-го из этого бронепоезда и бронепоезда «Сталинец-28» сформировали 71-й одбп. В его состав вошел и МБВ № 02. Дивизион находился в оперативном подчинении 55-й армии.

5 февраля 1943 года приказом начальника автобронетанковых войск Ленинградского фронта мотовагон передали в 14-й одбп 23-й армии, занимавшей оборону на Карельском перешейке. Помимо МБВ № 02, в состав дивизиона входил бронепоезд «Стойкий». Прежде он именовался бронепоездом № 30 краснознаменного Балтийского флота, потому команда его была укомплектована военными моряками. Из них сформировали и экипаж мотоброневагона, которому присвоили название «Стремительный». Командиром его стал капитан А. Доценко.

В 1943 году была осуществлена еще одна модернизация МБВ-2 – на нем установили 76-мм пушки Ф-34. В таком виде он принимал участие в боевых действиях с осени 1943 года, в том числе в операции по снятию блокады Ленинграда в январе 1944-го, а затем в составе артгруппы 142-й стрелковой дивизии – в Выборгской операции.

Летом 1945 года 14-й отдельный дивизион бронепоездов расформировали, при этом МБВ № 02 вместе с матчастью бронепоезда «Стойкий» передали в состав 62-го одбп, а после расформирования последнего в 1947-м МБВ № 02 поступил на тот же военный склад № 2707 в Брянске.

С начала 1948 по август 1951 года на ВРЗ № 65 прошла следующая модернизация мотоброневагона № 02. На нем был установлен дизель В-2, упрощена система электрооборудования, смонтированы новые ТПУ и радиостанция, улучшено тормозное устройство, демонтированы счетверенная зенитная установка, прожектор и его генератор.

В августе 1951 года проводились заводские испытания МБВ-2 пробегом на 100 километров на трассе Брянск – Тросна, а в мае 1952-го – на 180 километров на трассе Брянск – Новая. В ходе испытаний был выявлен целый ряд недостатков, в том числе перегрев двигателя. После испытаний двигатель демонтировали и больше никаких работ, связанных с доводкой, ремонтом и регулировками, не производили. Вскоре мотоброневагон № 02 был передан на базу хранения образцов бронетанковой техники при НИИБТПолигоне в Кубинке. С момента образования там в 1972 году Музея бронетанковой техники и вооружения мотоброневагон является наиболее экзотическим его экспонатом.

Следует отметить, что в начале 1941-го на заводе «Красный Профинтерн» в Бежице Брянской области – единственном производителем бронепоездов в СССР в предвоенные годы – был разработан проект мотоброневагона с использованием моторно-трансмиссионной группы и орудийных башен танка Т-34. В середине 1941 года завод приступил к изготовлению, но война и эвакуация прервали эту работу.
Автор: Михаил Барятинский
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/24415


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 48
  1. казак волгский 28 марта 2015 07:26
    хорошая статья- всегда питал необъяснимую слабость к бронепоездам.....
    1. Алекс 28 марта 2015 13:33
      Цитата: казак волгский
      всегда питал необъяснимую слабость к бронепоездам.....

      Так оно и понятно, коллега - этакие железнодорожные броненосцы, последний привет ушедшей эпохи брони и пара.
      1. Басарев 28 марта 2015 14:36
        А меж тем было бы совсем неплохо создавать снова железнодорожные танки. На шасси Арматы. Ведь лучше средства для защиты железнодорожного сообщения (стратегически важного в военное время) не было и нет!
        1. Штык 28 марта 2015 20:22
          Цитата: Басарев
          неплохо создавать снова железнодорожные танки. На шасси Арматы.

          Ну и конечно "Хибины" туда притулить! laughing
    2. vodolaz 28 марта 2015 22:19
      Видел я живьём бронепоезд, кажется в танковом музее в Кубинке: впечатляющая бандура)
      1. БМ-13 2 апреля 2015 23:19
        Цитата: vodolaz
        Видел я живьём бронепоезд, кажется в танковом музее в Кубинке: впечатляющая бандура)

        А в Киеве в Музее ВОВ стоит (точнее, стоял, как сейчас - не знаю, может и убрали бандерлоги) откровенная халтура.
  2. Мур 28 марта 2015 08:31
    МБВ-2 ещё и по дизайну реально красив...
    1. Алекс 28 марта 2015 13:34
      Цитата: Мур
      МБВ-2 ещё и по дизайну реально красив...

      Полностью согласен, скорее не танк, а броненосец на рельсах.
    2. AKuzenka 28 марта 2015 19:00
      Трогал его руками, в Кубинке. Сейчас он с башнями от Т-34. И даже с сыном на него залезали. Чувствуется мощь и сила. Умом понимаешь, что РПГ-7, поставит точку в его жизни, а всё равно от него веет чувством несокрушимости.
      1. ROMANO 28 марта 2015 19:54
        Ну, это маловероятно. Даже, если исключить огневую мощь и количество глаз МБВ (попробуй-ка, подберись), так ещё и гигантский заброневой объём, исключающий скачёк давления, как поражающий фактор. Добавим сюда унитарные в то время выстрелы, много более стойкие к открытому огню. Единственный шанс-непосредственное попадание в боеукладку или топливный бак, что в таких габаритах, само по-себе, как минимум, затруднительно.
  3. Егоза 28 марта 2015 09:25
    Украинские разведданные: Русские будут атаковать из Крыма на бронепоезде. Константин Ковригин

    ....Другие таксисты рассказывают уже как анекдот: железку вовсе не минировали, а просто сняли несколько шпал, потому что украинский генштаб получил разведданные о том, что русские могут пойти в атаку на бронепоезде, разгонять махновские банды.

    Думаете, просто шутка? Те же водилы утверждают, что севастопольский бронепоезд, простоявший много лет как памятник времен Великой Отечественной, уже на рельсах, его прогрели угольком, вооружили градами и космической связью. И только этот легендарный состав способен прорвать украинские позиции на Сиваше, сплошь усеянные снайперами. Правда, очень голодными.

    — Друг-железнодорожник рассказывал, — продолжает татарин Эдем, — идешь по полотну и вдруг голос из-под земли: есть пожрать? Как привидение точно…

    http://novorus.info/news/policy/34714-ukrainskie-razveddannye-russkie-budut-atak
    ovat-iz-kryma-na-bronepoezde-konstantin-kovrigin.html
  4. Егоза 28 марта 2015 09:26
    Даже такой - красавец!!!!

    1. Алекс 28 марта 2015 13:37
      Елена, Вы, как всегда, на высоте ! love good Всегда был поклонником Вашего чувства юмора!
      1. Nikoha.2010 28 марта 2015 20:44
        Цитата: Алекс
        Елена, Вы, как всегда, на высоте ! love good Всегда был поклонником Вашего чувства юмора!

        Александр присоединяюсь!!!Обычно в личку пишу, но тут другая ситуация, пусть все видят. Елена[Егоза] это пульс ВО, уважение и больше нечего сказать! love hi
        1. Алекс 28 марта 2015 21:26
          Цитата: Nikoha.2010
          Елена[Егоза] это пульс ВО, уважение и больше нечего сказать!

          А так же - совесть. Думаю, все согласятся. Елена, это не подхалимаж, простая признательность! hi (за неимением поклона!)
  5. TIT 28 марта 2015 09:32
    Цитата: Егоза
    Даже такой - красавец!!!!


    в новостях скучно стало ?
    TIT
  6. TIT 28 марта 2015 09:41
    Танки на рельсах
    ,
    немцы
    TIT
    1. стас57 28 марта 2015 13:01
      дык какой это бронемотовагон, это полноценный БЕПО

      вот наш у немцев
      [img]https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSS5ktRXfuQVpgsNwxYebK
      WfVpdOXQ5nw3dmnVVGr7ERO4jIzt6[/img]



      есть такой


      а так да, немцы ставили французские нанки на БЕПО


      ну и наши


  7. TIT 28 марта 2015 09:43
    2..............
    TIT
  8. semirek 28 марта 2015 11:32
    Хорошая познавательная статья!С детства увлекался техникой,выписывал "МК" и"ТМ",было всегда много статей об оружии,в том числе и бронепоездах---сухопутных линкорах.Один из любимых фильмов той,детской поры---"в шесть часов вечера после войны".Герой фильма артиллерист-- в боях потерял ногу,но встал в строй , чтобы продолжать громить фашистких оккупантов на бронепоезде :

    Артиллеристы!Сталин дал приказ,
    артиллеристы !завёт отчизна нас,
    огонь ,из тысяч батарей,за слёзы наших матерей
    огонь ,огонь,огонь!
    1. Алекс 28 марта 2015 13:41
      Цитата: semirek
      Один из любимых фильмов той,детской поры---"в шесть часов вечера после войны"

      Помню этот фильм, замечательная кинодрама. А из фильмов могу порекомендовать "И на тихом океане..."о том, как дальневосточные партизаны белогвардейский бронепоезд брали. Довольно динамично и зрелищно.
  9. провинциал 28 марта 2015 11:54
    Надо и сейчас реанимировать эти игрушки ,для РДГ .
  10. _КМ_ 28 марта 2015 12:05
    На первом фото, подписанном "...на подъездных путях..." не МБВ, а броневагон конструкции Дыренкова.
  11. mimrikov3 28 марта 2015 12:08
    Я еще в 1988 году видел остатки бронепоездов в Джанкое. Какой-то использовал Мосфильм. Адьютант его превосходительства снимали в Крыму. Тоже гоняли на бронепоезде по Симферопольской ветке. Вид его меня впечатлил.
  12. parusnik 28 марта 2015 12:50
    Ополчению в Донбассе бронепоезда бы не помешали...
  13. YuMor 28 марта 2015 13:59
    В 1980 году среди сопок в трех километрах от г.Свободный в Амурской области стояла небольшая воинская часть... по петлицам на погонах артиллеристы... так вот у них там стоял бронепоезд и был он явно не времен Второй мировой... bully
    1. Комментарий был удален.
  14. саша 19871987 28 марта 2015 14:52
    ребят,спасибо за мощные фото... скопировал в коллекцию)
  15. miv110 28 марта 2015 15:06
    Цитата: YuMor
    В 1980 году среди сопок в трех километрах от г.Свободный в Амурской области стояла небольшая воинская часть... по петлицам на погонах артиллеристы... так вот у них там стоял бронепоезд и был он явно не времен Второй мировой... bully

    Что-нибудь вроде этого? Вооруженные танками, крупнокалиберными пулеметами и зенитно-ракетными комплексами бронепоезда в 70-е годы надежно прикрывали границу с Китаем.
    http://www.vestnik-rm.ru/news-4-7509.htm
  16. Megatron 28 марта 2015 15:32
    Линкоры напоминают. smile
  17. 290980 28 марта 2015 15:54
    танк на рельсах
  18. Александр72 28 марта 2015 17:08
    А как вам это:
    Бронепоезд (бепо) «Дзержинец» был сформирован и построен в СССР в марте 1942 г. в депо Москва-Горьковская Дзержинской железной дороги. До конца войны в составе 48-го ОДБП (Дивизион до марта 1942 г. в составе Уральского ВО, затем в МВО, в резерве Ставки ВГК.
    Он включал в себя бронепаровоз типа Ов (броня не каленая 30-36 мм) с площадкой противовоздушной обороны на тендере и четыре бронеплощадки с использованием элементов корпуса и всего комплекса вооружения среднего танка Т-28.
    Бронеплощадка БЕПО № 2 , построенная во Владимире, на основе двухосевой 20-ти тонной грузовой платформы. Бронирование- некаленая броня 30 мм. Вооружение - 76 мм пушка КТ-28 и 6 пулеметов ДТ (четыре в башнях Т-28 и два в корпусе).
  19. GRAY 28 марта 2015 17:28
    МБВ-2 в Кубинке.
    1. AKuzenka 28 марта 2015 19:04
      Раньше от был покрашен в полосатый цвет и надпись была "За Родину".
  20. Billikid 28 марта 2015 17:35
    Очень интересная статья. Спасибо автору. Вот ещё бы про иностранные бронепоезда с фотографиями интересно было бы прочесть.
    1. Штык 28 марта 2015 20:36
      http://coollib.net/b/248517/read
  21. Корниловец 28 марта 2015 18:56
    Вроде в Чечне использовали, ставили танки и БМП на ж/д платформы, опыт положительный или отрицательный... хз.
    1. Nikoha.2010 28 марта 2015 20:53
      Цитата: Корниловец
      Вроде в Чечне использовали, ставили танки и БМП на ж/д платформы, опыт положительный или отрицательный... хз.

      Александр hi ! Друзья рассказывали, как-то так в командировку ездили...А на счёт опыта незнаю, главное доехать и вернуться живым!
  22. Комментарий был удален.
  23. Штык 28 марта 2015 20:32
    О !!! Партийный бронепоезд!"Единая Россия"
    1. Алекс 28 марта 2015 21:28
      Цитата: Штык
      О !!! Партийный бронепоезд!"Единая Россия"

      Да уж, курьёзы истории! Но улыбнуло, ещё бы силуэт Путина на подножке и с маузером на боку.
  24. Альф 28 марта 2015 21:33
    Во ! Красота !
  25. Куранов В. 29 марта 2015 00:39
    очень специфичное оружие, для периода ВОВ конечно лучше чем устаревшие бронепоезда, но годилось в основном для охраны тыла из-за слабой брони. Однако, в этом качестве не имело себе равных по эффективности.
    Куранов В.
  26. rc56 29 марта 2015 02:53
    Со школы мы помним о "Злом граде" - Козельске, об который споткнулись орды степняков в 13-м веке.
    Но, как оказывается, и во время ВОВ Козельский фронт был не самым последним... в т.ч. и по данной теме:
    см. «СТАЛЬНЫЕ КРЕПОСТИ» НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ПОД КОЗЕЛЬСКОМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (Федосеев Олег)
    http://www.kozelskcyclopedia.ru/2011-04-16-04-42-42/138-stalynye-kreposti

    А вот еще интересный материал: Илья Муромец против Адольфа Гитлера
    http://hoochecoocheman.livejournal.com/231659.html
    1. Megatron 29 марта 2015 04:26
      Спасибо за статью! Прочитал с огромным удовольствием!
    2. стас57 29 марта 2015 11:14
      Цитата: rc56


      А вот еще интересный материал: Илья Муромец против Адольфа Гитлера
      http://hoochecoocheman.livejournal.com/231659.html

      такого бронепоезда никогда не существовало
      вот список немецких БП
  27. Megatron 29 марта 2015 04:20
    В Чечне использовали. Опыт - весьма положительный.
  28. Комментарий был удален.
  29. bav2222 29 марта 2015 09:45
    Моздок, 2009 год:
  30. bav2222 29 марта 2015 09:49
    Не получается вставить несколько фото:(
  31. bav2222 29 марта 2015 09:53
    Это видимо улучшенная модель, первые вообще были из шпал и бревен изготовлены. (почему-то не получается в одно сообщение вставить несколько фотографий:()
  32. bav2222 29 марта 2015 09:58
    Бронированный тепловоз. Толшина брони бронепоезда мне не известна, но скорее всего только защита от пуль.
  33. тасха 29 марта 2015 13:11
    Поправлю автора. Идее не 80 лет, а почти 100. В следующем году юбилей создания самоходного броневого вагона "Заамурец".
    1. kotvov 29 марта 2015 19:34
      Поправлю автора. Идее не 80 лет, а почти 100.,,
      если не ошибаюсь,еще англичане использывали блиндированные поезда в англо-бурской войне.
      1. свертальф 29 марта 2015 20:52
        Цитата: kotvov
        Поправлю автора. Идее не 80 лет, а почти 100.,,
        если не ошибаюсь,еще англичане использывали блиндированные поезда в англо-бурской войне.

        нет, комментатор имел ввиду, что мотоброневагон был создан 80 лет назад
  34. mkpda 2 апреля 2015 12:42
    МБВ-2 больше повезло, чем прародителю - Т-28. На нём использовали имеющийся технический задел, а Т-28 забросили...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня