Системы освещения подводной обстановки. Текущие проблемы и споры в прессе

В конце февраля состоялось заседание коллегии министерства обороны, посвященное безопасности арктических границ страны. В ходе этого мероприятия руководители военного ведомства во главе с министром Сергеем Шойгу обсудили различные аспекты развития группировки вооруженных сил в Арктике и необходимые меры по обеспечению безопасности этого региона. Планируется строить военные городки, восстанавливать аэродромы и строить новые объекты. Кроме того, в Арктике предполагается развернуть несколько новых систем, имеющих стратегическое значение для безопасности страны.

Системы освещения подводной обстановки. Текущие проблемы и споры в прессе


Помимо новых военных объектов в северных районах страны должны появиться компоненты Единой системы освещения обстановки в Арктике. При помощи этой системы планируется вести наблюдение за воздушной, надводной и подводной обстановкой, что позволит своевременно замечать возникающие угрозы и принимать необходимые меры. Одним из главных элементов нового комплекса должна стать т.н. Единая государственная система освещения надводной и подводной обстановки (ЕГСОНПО), которая будет работать в интересах военно-морского флота. Основной ее задачей станет сбор сведений об обстановке в северных морях, а также поиск различных кораблей, подлодок и других потенциально опасных объектов.


Следует отметить, разработка ЕГСОНПО стартовала достаточно давно – соответствующий приказ появился еще в начале двухтысячных годов. Тем не менее, к настоящему времени созданы только некоторые отдельные элементы такой системы, а начало эксплуатации полноценного комплекса пока относится к обозримому будущему. Такие особенности проекта не могут не вызывать беспокойство военного ведомства, специалистов и интересующейся общественности. В последние недели в отечественной прессе даже развернулась настоящая дискуссия, посвященная перспективам средств наблюдения за Арктикой.

11 февраля газета «Военно-промышленный курьер» опубликовала статью «Беспризорная Арктика» за авторством директора по оборонной тематике НИИ «Атолл» контр-адмирала запаса Сергея Жандарова. В этой публикации С. Жандаров в очередной раз поднял тему строительства системы слежения за обстановкой на морях, окружающих Россию. Ранее контр-адмирал запаса неоднократно затрагивал эту проблему: за последние годы он опубликовал несколько статей, в которых раскрывались особенности существующей ситуации и делались определенные предложения.

Автор начал свою статью «Беспризорная Арктика» с напоминания о том, что строительство ЕГСОНПО задавалось еще документом «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года», принятым 15 лет назад – 4 марта 2000 года. Сроки, указанные в «Основах политики», завершились несколько лет назад, но у России до сих пор нет ЕГСОНПО, защищающей северные границы. В настоящее время работы ведутся в соответствии со «Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 год», принятой в конце 2010 года.

С. Жандаров напоминает, что в «Стратегии» четко указаны цели и сроки реализации проекта строительства ЕГСОНПО. Так, Единая система должна охватить своим оборудованием исключительную экономическую зону страны. При этом к 2012 году требовалось «закрыть» арктическое направление на 30%, а к 2020 – на 50%.

В настоящее время с целью защиты северных границ страны министерство обороны занимается несколькими проектами, связанными с восстановлением имеющихся и строительством новых объектов в Арктике. Основные работы в этом направлении планируется завершить до конца текущего года. Кроме того, уже сформировано объединенное стратегическое командование, которое будет отвечать за действия войск на этом направлении, а также проводятся учения с высадкой десантов на льды.

Параллельно, напоминает С. Жандаров, выделяется финансирование на проведение проектных работ. Так, в федеральной целевой программе «Развитие ОПК-2020» на период 2011-2014 годы предусматривалось 3,2 миллиарда рублей на организацию задела по созданию интегрированной сетецентрической системы подводного наблюдения. Тем не менее, до сих пор такая система не существует и не следит за обстановкой в стратегически важном районе.

Автор публикации «Беспризорная Арктика» напоминает, что с 2000 по 2013 год в нашей стране был разработан и принят на вооружение один стационарный гидроакустический комплекс. Тем не менее, эта система еще не установлена на позиции, а вместо этих работ, по утверждению С. Жандарова, чиновники министерства обороны предпочитают открывать новые проекты, ОКР и НИР.

Иллюстрируя сложности ситуации, контр-адмирал запаса напоминает о событиях прошлого года. По его данным, с 11 февраля по 13 августа американская подлодка USS New Hampshire (SSN 778) следила за российскими кораблями в Баренцевом море и вскрыла деятельность Северного флота по стратегическому сдерживанию.

В заключение своей статьи С. Жандаров отметил, что по причинам секретности не имеет права раскрывать все подробности сложившейся ситуации. Тем не менее, он полагает, что это необходимо сделать, поскольку доклады военному и политическому руководству страны пока не были услышаны.

Статья «Беспризорная Арктика» С. Жандарова поднимает важнейшую проблему: несмотря на несколько лет работы и солидное финансирование, программа строительства Единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки пока далека от завершения. Некоторые успехи уже достигнуты, но строительство должно продолжаться в течение достаточно длительного времени.

Следует отметить, что в обсуждениях статьи встречаются разные мнения, от полной поддержки автора до подозрений в недобрых намерениях. Поскольку С. Жандаров является одним из руководителей НИИ «Атолл», занимающегося разработкой различных систем для флота, его обвиняют в лоббировании интересов своей организации и попытках «выбить» новый заказ для своего института. Тем не менее, не следует забывать, что в оборонной промышленности интересы отдельных предприятий нередко совпадают с интересами государства в области безопасности. Кроме того, подозреваемый в лоббировании С. Жандаров поднимает важный вопрос, прямо связанный с безопасностью стратегически важных регионов.

Ровно через месяц после «Беспризорной Арктики» газета «Военно-промышленный курьер» опубликовала новый материал, затрагивающий тему создания систем наблюдения за обстановкой в северных регионах. Поводом для написания новой статьи «Гидроакустическая печаль» за авторством Максима Климова, как утверждается, стала публикация С. Жандарова. М. Климов обозначил свое согласие с С. Жандаровым по вопросу важности и остроты имеющихся проблем, однако отметил, что с содержанием его статьи и предложенными решениями проблемы можно поспорить.

М. Климов напомнил, что технический уровень ОАО «Океанприбор», являющегося основным разработчиком новых гидроакустических систем, а также других предприятий отрасли достаточно высок. Какой-либо серьезный разрыв в качественном отношении между отечественными и зарубежными разработками отсутствует. Тем не менее, российские специалисты отстают от зарубежных коллег в идеологии и концепции построения гидроакустических комплексов, что соответствующим образом сказывается на боевых качествах их разработок.

М. Климов полагает, что ответственные лица понимают сложившуюся ситуацию и принимают меры по выходу из нее. Тем не менее, на ходе работ и характеристиках новых систем по-прежнему сказываются негативные факторы в виде проблем прошлых десятилетий и запоздалого начала попыток исправления ситуации. Кроме того, автор статьи «Гидроакустическая печаль» напомнил о разнице в методах ведения проектов. Так, зарубежные разработчики проводили крупные исследования, а также занимались полномасштабными испытаниями новых систем, вплоть до привлечения целых корабельных группировок. В результате этого зарубежным специалистам удавалось найти наиболее удобные и совершенные технические решения, которые в дальнейшем использовались на практике. По понятным причинам, российские инженеры сейчас не могут использовать подобный подход.

В статье «Гидроакустическая печаль» упоминаются и иные особенности зарубежных разработок. Так, в пятидесятых годах прошлого века США начали развертывание стратегической системы освещения подводной обстановки (СОПО) под названием SOSUS. Различные компоненты этой системы, распределенные по Мировому океану, позволяли с большой эффективностью вести поиск подводных лодок противника. В шестидесятых годах американский военный флот освоил эксплуатацию SOSUS совместно с патрульной авиацией, надводными кораблями и другой техникой, оснащенной гидроакустическими комплексами, что повысило эффективность выполнения поисковых задач. Наконец, в восьмидесятых была построена система SURTASS, основанная на новых идеях. Главным отличием от SOSUS было создание сплошной зоны гидроакустического освещения в нужных районах, имеющих большое значение с точки зрения стратегии.

Подобная идея, опробованная на практике и подтвердившая свои преимущества, пока не находит распространения среди ответственных лиц России. Здесь М. Климов указывает на проблемы идей, продвигаемых С. Жандаровым, а именно его предложения использования модернизированной версии комплекса МГК-608 или подобных систем. По мнению М. Климова, такие идеи, несмотря на существующий прогресс, больше напоминают систему SOSUS, чем более современные СОПО. По этим причинам устаревшая идеология комплекса должна сказаться на боевых возможностях комплекса, в том числе на боевой устойчивости. При использовании современных поисковых средств предлагаемый комплекс может быть «обезврежен» путем обнаружения и уничтожения некоторых его элементов.

Кроме того, М. Климов категорически не согласен с С. Жандаровым по вопросу целесообразности создания новых СОПО по сетецентрическому принципу. Он считает, что именно такая архитектура способна обеспечить создание высокоэффективной, устойчивой и сравнительно недорогой системы. Большой приоритет имеет использование унифицированных комплектующих с приемлемой стоимостью. Также М. Климов предлагает в некоторых случаях жертвовать характеристиками комплекса в пользу экономии бюджетных средств.

В вопросе организации систем освещения подводной обстановки имеется специфическая проблема, связанная с обнаружением целей и передачей информации. В силу определенных причин на одну подлодку, обнаруженную при помощи гидроакустических комплексов, приходится некоторое количество объектов, не являющихся техникой противника. Таким образом, собранная информация в полном объеме должна обрабатываться на уровне флота с целью выявления и атаки реальных целей. Кроме того, за этим должна следовать выдача информации Национальному центру управления обороной, который должен получать сведения только о реальных целях. Также необходимо создавать интегрированную СОПО, в которую будут включены как стационарные системы, так и гидроакустические комплексы кораблей, подлодок или противолодочной авиации.

К сожалению, несколько предложений, касавшихся внедрения новых идей, в том числе и «подсмотренных» в зарубежных разработках, пока не дошли до рассмотрения. Оборонная промышленность и командование флота отказались от этих идей по организационным причинам. Так, М. Климов напоминает о предложении испытать гидроакустический комплекс «Ирбис», установленный на подлодке «Нерпа» с подсветом от внешних излучателей. Это предложение не было реализовано из-за негативной реакции руководства Амурского судостроительного завода.

М. Климов ссылается на статью «Есть ли в России современное гидроакустическое вооружение?» известных специалистов по гидроакустике Валентина и Виктора Лексиных. Они писали, что для создания ЕГСОНПО необходимо современное, эффективное и не демаскирующее себя оборудование. При этом, однако, выполнение требований военных к 2020 невозможно при использовании только гидроакустических комплексов подводных лодок и аналогичных систем стационарного размещения, поскольку их количество ограничено и сказывается на боевых возможностях всей СОПО. Лексины полагают, что перспективная система освещения подводной обстановки должна строиться на основе малогабаритных пассивных стационарных гидроакустических систем с сетью выносных приемных устройств, пригодных для быстрого развертывания в нужном районе.

Такая архитектура СОПО предъявляет соответствующие требования к применяемой аппаратуре. К примеру, основным «сырьем» для строительства такой системы могут стать радиогидроакустические буи. Кроме того, требуется малогабаритное оборудование, простое в обслуживании и ремонте. Таким образом, для создания высокоэффективных систем освещения подводной обстановки необходимо использовать интегральные микросхемы и другое малогабаритное оборудование. В этой области имеется большое отставание от зарубежных разработок, что требуется учитывать при создании новых систем.

В целом М. Климов согласен с Лексиными, однако полагает, что современной СОПО нужен не только пассивный, но и активный режим работы, т.е. гидролокация. Такой режим может повысить характеристики системы, а также обеспечить использование гидроакустического комплекса в иных целях, например для звуководводной связи. Кроме того, гидролокация оказывается эффективным инструментом обнаружения цели в боевой обстановке.

В публикации «Гидроакустическая печаль» также затрагивается специфический вопрос, связанный с системами обеспечения работы СОПО. По мнению М. Климова, следует отказываться от идеи установки гидроакустических систем при помощи специальных кабельных судов или кораблей освещения подводной обстановки. Такие суда могут быть обнаружены и идентифицированы противником, после чего уничтожение гидроакустического комплекса становится не слишком сложным делом.

Поэтому военно-морскому флоту нужен ряд соответствующей техники и специального оборудования. Так, в деле установки СОПО надводный флот может быть представлен корветами охраны водных районов с набором специального оборудования, при помощи которого они смогут устанавливать необходимую аппаратуру или использовать различные необитаемые и безэкипажные аппараты. Подлодки, в свою очередь, могут оснащаться специальными контейнерами для перевозки и установки элементов СОПО.

По мнению М. Климова, большой интерес в контексте ЕГСОНПО и СОПО представляет дистанционно управляемая техника. Необитаемые подводные или безэкипажные надводные аппараты могут применяться в различных целях, в том числе в качестве носителей низкочастотного излучателя, который будет работать в связке с гидроакустическим комплексом корабля или подлодки-носителя. За счет возможности вывода дистанционно управляемой техники на оптимальную позицию можно увеличить дальность или глубину обнаружения целей, а также повысить устойчивость системы к помехам.

Из двух статей, «Беспризорная Арктика» и «Гидроакустическая печаль», следует, что у нашей страны есть достаточно серьезные проблемы со строительством новых систем наблюдения за подводной и надводной обстановкой. Тем не менее, есть и определенные наработки в этом направлении. На основе существующих идей и проектов, часть которых по понятным причинам засекречена, в обозримом будущем будет продолжаться строительство ЕГСОНПО, заданное актуальной «Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года». При этом в ходе разработки новых систем следует использовать не только существующие собственные разработки, но и проверенные временем идеи, заимствованные из зарубежных проектов.

У существующей ситуации вокруг ЕГСОНПО в целом и перспективных СОПО в частности есть одна любопытная особенность. Важнейшая в контексте защиты северных рубежей тема обсуждается специалистами не только в закрытом режиме, но и в прессе. Таким способом можно привлечь внимание общественности к существующим проблемам, а также начать полномасштабное обсуждение с участием широкого круга компетентных лиц. Результатом этого должно стать формирование полноценного облика перспективных систем, полностью удовлетворяющих требованиям заказчика и почти лишенных каких-либо недостатков. Тем не менее, программа строительства ЕГСОНПО в Арктике пока далека от завершения. Ученым, конструкторам и военным придется приложить солидные усилия, чтобы закончить все необходимые работы и построить современную систему обнаружения кораблей и подлодок противника.


По материалам сайтов:
http://vpk-news.ru/
http://svpressa.ru/
http://vpk.name/

Статьи «Беспризорная Арктика» и «Гидроакустическая печаль»:
http://vpk-news.ru/articles/23788
http://vpk-news.ru/articles/24184
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. СтАрАеМсЯ 25 марта 2015 10:54
    Теперь понятно зачем рубль обрушили в 2 раза. Тфу тфу, перед войной на оборонку деньги в бюджет нужны.
    1. Александр72 25 марта 2015 12:06
      И какая же взаимосвязь между обрушением рубля и необходимостью выделения финансирования на "оборонку", не объясните?
      1. СтАрАеМсЯ 25 марта 2015 13:34
        Единственная сфера в которой более чем на 90% прошло импортозамещение - это ВПК. Вся продукция и затраты в рублях. Правительство видит что экономические условия сложные, а обстановка крайне опасная - оборонку надо держать! Принимается "непопулярное" решение: необходимо компенсировать потери от 40% падения цены на нефть - девальвировать на 40% курс рубля. Помните, все экономисты кричали что мол курс рубля от цены на нефть зависит лишь на 25%. Правильно. Еще 15% нужно для компенсации потерь в запланированных сферах, таких как ВПК. От этого в первую очередь выигрывает ВПК, так как внутреннее производство все за рубли, а продажа экспорта за евро и доллар. Поэтому данное решение очень разумное и правильное, хоть и привело к инфляции. Но инфляция в данном случае - плата за суверенность государства. Так что сначала разберитесь, а потом минусы комментарию ставьте.
      2. Лт. запаса ВВС 25 марта 2015 16:35
        Цитата: Александр72
        И какая же взаимосвязь между обрушением рубля и необходимостью выделения финансирования на "оборонку", не объясните?

        Сокращение финансирования оборонки, а именно перевооружения, вон уже говорят до 2020 года ПакФа будет закуплено не 50 самолётов, а 12...
        1. jjj 26 марта 2015 00:17
          Девальвация рубля не привела к увеличению денежной массы
          jjj
    2. Цитата: СтАрАеМсЯ
      Тфу тфу, перед войной на оборонку деньги в бюджет нужны.
      Все говорят, что надо всего побольше. Но никто не готов пожертвовать своими 10-30% дохода. А кричать с дивана все гаразды.
      Не понимаю, почему Вас заминусовали. Методы, мягко говоря, непопулярные для населения. Но кроме банального пополнения государственной кубышки ещё произошёл возврат части имущества в Россию, уменьшился внутренний оборот проклятой серо-зелёной бумажки (хотя до сих пор есть 6apaны, которые за ней бегают "как дypeнь со ступой"). Но "исключительные" к концу января быстро опомнились. Something is wrong. Начали повышаться цены на нефть (ну их нафиг, у нас у самих скважины в Техасе закрываются), на золото (эти русские оборзели столько золота подешёвке скупать), негрипупсик стал носиться по планете с "дружбой" (Китай, Индия, Куба) (эх, поздно я начал - Путин уже везде погостил). Наверняка, у нашего "кризиса" есть и ещё положительных сторон для Государства! А отрицательные сейчас ниже писсемисты напишут.
      Можно хаять на правительство, на Путина, на его "друзей-прихлебателей"... Но все мы здесь ратуем за Родину, кричим "побольше подлодок", "побольше Т-50", "побольше Армат"... И никто добровольно не хочет подкрепить эти призывы "своими кровными". Никто не предложил реально работающую схему "спонсирования" ОПК населением. А наши руководители (ДА! ДА! И которым вы симпатизируете, и которых ненавидите. Они РЕАЛЬНО работают ВМЕСТЕ) придумали и реализовали. За что я их уважаю и благодарю. Хотя больше благодарен всему народу Российской Федерации.
      Так что, "Стараемся" вам правду написал, какая бы хорошая или плохая она ни была. А вы ему - минуса...

      ЗЫ. Что то занесло меня... А начиналось то всё с гидросети обнаружения lol а заканчивается, как всегда, финансами.
      1. Удав КАА 25 марта 2015 20:23
        Цитата: спициолист па арфаграфии
        А начиналось то всё с гидросети...
        Извиняюсь: это случаем не про канализацию воды...ну ту, что в простонародье водопроводом кличут? Нет?
        Тогда наверное -- это! laughing
  2. Антон Гаврилов 25 марта 2015 11:53
    С февраля по август значит?"товарищи" совсем уже страх потеряли я смотрю.Как жаль,что первый Ясень-М воду раньше елки 16-17 не увидит,ох как жаль то....
    1. Лт. запаса ВВС 25 марта 2015 15:25
      Цитата: Антон Гаврилов
      С февраля по август значит?"товарищи" совсем уже страх потеряли я смотрю.Как жаль,что первый Ясень-М воду раньше елки 16-17 не увидит,ох как жаль то....

      Надо коэффициент сменности на заводе повышать, вводить 3-ю смену. Пусть строят Ясени круглые сутки.
      1. Антон Гаврилов 25 марта 2015 19:48
        Там и так кое-где чуть-ли не сутки на пролет работают за ЗП маленькую,так что пусть лучше физдят меньше.
  3. Лт. запаса ВВС 25 марта 2015 15:52
    "USS New Hampshire (SSN 778) следила за российскими кораблями в Баренцевом море и вскрыла деятельность Северного флота по стратегическому сдерживанию." Вот и сели в лужу. Сколько раз говорили про то что нужно наконец строить многоцелевые подлодки в количестве минимум 30 штук, и прибрежные подводные стационарные средства слежения, но наши ведь адмиралы лучше знают. Тьфу злости на адмиралов нет...Можно сказать со спущенными штанами взяли...
    С адмиральскими хобби я давно знаком, как приглашают наш корабль с дружеским визитом в иностранный порт, Сан Франциско например, так обязательно парочка адмиралов увяжется. Хотя они ни коем боком в штатную команду корабля не входят.
    1. Лт. запаса ВВС 25 марта 2015 16:08
      ... Видимо на шоппинги и экскурсии на боевых кораблях плавают, изголодались бедные по загранице, так то в тур поездку никто не пустит, хоть так мир посмотреть....Последний честный и правильный адмирал был Чернавин.
    2. Denis_469 25 марта 2015 22:52
      Цитата: Лт. запаса ВВС
      "USS New Hampshire (SSN 778) следила за российскими кораблями в Баренцевом море и вскрыла деятельность Северного флота по стратегическому сдерживанию." Вот и сели в лужу.

      А что тут такого сверхестественного? Сейчас мирное время и потому она может ходить где пожелает, естественно соблюдая терводы и зоны запрета плавания. Что с ней делать? Топить? Так сейчас мирное время - никто не стреляет друг по другу. А все, кому нужно, или просто кому интересно, знали о её выходе и знали куда ушла. Лично у меня её та боевая служба отмечается в сводке за 26 февраля 2014 года. С тех пор её БС постоянно отслеживалась. И если я знал, где она находится, то и командование СФ также знало о том, что в их районе находится "SSN-778". Так что у американки скрытности не было вообще никакой. Если бы была война, то её бы встретили самым надлежащим образом. Так как зная когда и где находится можно чётко предсказать районы куда она идёт и когда и куда придёт. А так ходила себе и ходила. Топить её никто не будет. А как её иначе прогнать? Никак. Так что никто не сел в лужу. Это профессиональные военные моряки снова кичатся своими незнаниями.
      1. jjj 26 марта 2015 00:20
        Утопить чужую атомную лодку в своих водах вряд ли можно считать полезным делом
        jjj
        1. Лт. запаса ВВС 26 марта 2015 09:35
          Цитата: jjj
          Утопить чужую атомную лодку в своих водах вряд ли можно считать полезным делом

          C 1950 по 1990 год СССР сбило 50 самолётов нато вторгшихся на территорию СССР. С подлодками следовало поступать так же при вторжении в наши воды, топить ракето- торпедами и глубинными бомбами чтобы не повадно было.
          1. Denis_469 26 марта 2015 11:48
            SSN-778 в наши терводы не входила.
    3. Талгат 25 марта 2015 23:32
      Цитата: Лт. запаса ВВС
      что нужно наконец строить многоцелевые подлодки в количестве минимум 30 штук, и прибрежные подводные стационарные средства слежения, но наши ведь адмиралы лучше знают.


      Да, согласен, атомарины на севере, и какая то система типа амеровской "сосус" наверное второй приоритет после рвсн - как компонент сяс

      Там же на самом деле не надо "закрывать до камчатки" - хотя бы построить систему чтобы видеть слышать амеровских стратегов в пределах тысячи полутора тысяч км от берега - чтобы не пускать их ближе и увеличить подлетное время до Москвы и центральных районов

      А вообще не очень удачно центры расположены - слишком близко к европе и океану

      В будущем неплохо бы перенести все что можно в Казань, Новосибирск (а столицу ЕАЭС, как наш НАН предложил в Астану)
  4. Zigmars 25 марта 2015 18:14
    Цитата: Лт. запаса ВВС
    Вот и сели в лужу. Сколько раз говорили про то что нужно наконец строить многоцелевые подлодки в количестве минимум 30 штук, и прибрежные подводные стационарные средства слежения

    Адмиралы глупее лейтенанта ВВС, это точно... Но вот деньги... откуда взять деньги на эти 30 многоцелевых АПЛ? Может, подскажите, мудрейший?
    1. Лт. запаса ВВС 25 марта 2015 19:37
      Цитата: Zigmars
      Адмиралы глупее лейтенанта ВВС, это точно... Но вот деньги... откуда взять деньги на эти 30 многоцелевых АПЛ? Может, подскажите, мудрейший?

      Знаете, что касается гражданских авиалиний вы будете смеяться,но это так, молодой выпускник училища скрупулезнее и ответственнее, лётчика с 40 летним стажем. У него постоянно 100% концентрация за штурвалом, а опытные лётчики как правило уже более свободно себя чувствуют, более самонадеянные, и вероятность допустить ошибку больше. Другая аналогия с водителями, посмотрите на выпускников автошкол, которые двумя руками держат руль концентрация внимания запредельная, пульс под 100 ударов. И так называемых "опытных",которые руль держат одной рукой, а иногда двумя пальцами.
      Я уже 100 раз подсказывал откуда взять деньги!!!!
      1) Нужно было изначально поставить перед верфями план по строительству кораблей сколько должна стоить одна подлодка, и соответственно под этот план верфи должны были подстраиваться и искать возможность экономии, это может быть унификация, модульность итд итп.
      2) Деньги на перевооружение есть, нужно только правильно расставить приоритеты, крупносерийное производство если вы не знали снижает затраты, и последующие лодки должны стоить дешевле.
      3) Когда начнётся война и в дверь постучит враг, ты ему тоже будешь объяснять что денег не было на строительство и модернизацию?. Выживание превыше всего. В СССР руководство это понимало, а население к сожалению не всё это понимало. Лучше не иметь магнитафона джинс и жевачки, чем иметь их и быть мертвым. Не важно какой у тебя достаток, авто в гараже и сколько квартир и миллионов в банке, перед войной все равны и богатые и бедные.
      И что вы удивляетесь адмиралов учат командовать соединениями кораблей во время военных действия, а не заниматься экономическим планированием и производством, этим должны заниматься другие люди. В америке в этом плане правильно поступили есть министры родов войск(министр вмф, сухопутных войск итд итп), которые занимаются планированием и строительством, и есть главкомы вмф, ввс итд итп которые занимаются своим делом, а именно командованием.
      1. jjj 26 марта 2015 00:25
        Цитата: Лт. запаса ВВС
        молодой выпускник училища скрупулезнее и ответственнее, лётчика с 40 летним стажем.

        Но почему-то молодых сразу в КВС не вводят, да и минимумы у них не по максимуму.
        Цитата: Лт. запаса ВВС
        крупносерийное производство если вы не знали снижает затраты, и последующие лодки должны стоить дешевле

        Абсолютно не факт. Вот, скажем, требование флота по корпусам проекта 885 - каждый новый должен быть совершеннее предшественника. Да и не на конвейере лодки.
        jjj
        1. Лт. запаса ВВС 26 марта 2015 09:29
          Цитата: jjj
          Но почему-то молодых сразу в КВС не вводят, да и минимумы у них не по максимуму.

          Потому что молодые всегда начинают с вторых ролей всегда. Кроме того молодое поколение лётчиков больше доверяет компьютерам, а не своему чутью и ощущениям как старое, это так же важно, так как в случае, ситуации противоречия это может стоить жизни. Вспомнить хотябы ситуации когда лётчики не верили сигнализации компьютера о приближении земли, и разбивали себя вместе с пассажирами. Это всё в менталитете лётчиков молодого и старого поколения. Молодое воспитывают в духе, того что компьютер управляет самолётом, а пилот в роли контролирующего, а старого что автоматика помогает человеку управлять самолётом и ничего более. Многие так называемые опытные летчии старого поколения, начинали штурманами или бортмеханиками потом переучивались на пилотов, значит что уже в зрелом возрасте попадали за штурвал, из этих 40 лет он может быть 30 лет был в роли бортмеханика или штурмана. Кроме того у нас даже когда появились самолёты с высокой степенью автоматизации пилотирования, лётчики всё равно ими не пользовались и пилотировали самолёт в ручном режиме, что бы была практика пилотирования.
          Цитата: jjj
          Абсолютно не факт. Вот, скажем, требование флота по корпусам проекта 885 - каждый новый должен быть совершеннее предшественника. Да и не на конвейере лодки.

          А кто говорил про Ясени? Речь ведь об обеспечении безопасности в прибрежных районах, значит хватит и дизельной подлодки. Почему Лады не строят крупной партией? Их ведь проще строить чем атомные подлодки. Вон варшавянки мы клепаем на экспорт в большом количестве и со сроками сдачи всё нормально, но что касается своих заказов, тут всегда заводы тянут резину. Может им выгоднее строить на экспорт чем для своих?
  5. Nitarius 25 марта 2015 19:49
    а вот ТЕПЕРЬ можно и спросит ..ГДЕ ДЕНЬГИ ЗИН?
    выделяли .. вроде как ДА. а результата НЕТ .. за это СТРЕЛЯТЬ НАДО!
  6. Удав КАА 25 марта 2015 20:52
    Добрый вечер, коллеги! Все почему-то зациклились на гидроаккустических средствах обнаружения и освещения подводной обстановки. Но помимо этого есть и другие. не раскрывая сути назову темы: окно, петля, орион, ундина..
    Много интересного предлагает космос. Поэтому правильнее было бы наверное говорить о комплексном подходе (сетецентрической системе) к решению данной проблемы. Ну и конечно же инфразвук.
    Отдельной темой стоят корабли дальнего Г/А наблюдения. Много в свое время говорили о ПЛА дальнего г/а наблюдения ОПО.
    Но наши взгляды (традиционные!) дальше этого не идут:
    "Наиболее полно и достоверно задачу можно решить с использованием комплексной системы ОПО, которая должна состоять из следующих компонентов:
    базовых стационарных активно-пассивных гидроакустических комплексов на основе:
    1. протяженных антенных систем и автономных позиционных и рубежных подсистем типа донных и якорных гидроакустических станций и буев, установленных в заданном районе и передающих информацию с помощью радиоканалов или по кабельным системам связи;
    2. маневренных средств, включающих:
    — корабли с подкильными и буксируемыми гидроакустическими станциями и комплексами;
    — вертолеты с вертолетными гидроакустическими станциями, опускающими антенну на расчетную глубину.
    Все данные принимаются береговыми или мобильными постами и передаются на центральный пост сбора и обработки информации".http://www.oborona.ru/includes
    Игорь Коротченко считает, что перспективы у современных систем подводного наблюдения неплохие:
    "На Дне инноваций Министерства Обороны был представлен ряд разработок профильных гражданских институтов, которые предлагают, в том числе, акустические и неакустические методы обнаружения подлодок вероятного противника. Эти разработки будут востребованы в полном объеме. Применительно к Арктике еще одним элементом контроля будет являться использование современных атомных подлодок класса "Северодвинск" (проект 885 "Ясень"), которые смогут также держать под контролем иностранную активность в регионе".
    Если мы всерьез решили заняться Арктикой, то от решения этой проблемы нам никуда не деться. Придется создавать региональную СОПО. К этому нас подвигают планы использования ПЛА наших "заклятых партнеров". Схема реальная и кликабельная.
    1. Tektor 25 марта 2015 23:37
      Вопрос настолько сложный, что даже сравнить не с чем. Нужны действительно нетривиальные подходы по поиску методик обнаружения И одновременного опознавания подводных объектов: обнаружить - не достаточно. Обнаружить можно, например, создав потоки пузырей со дна через каждые 10 м: где обнаружили с воздуха нарушение типичной картины появления пузырей на поверхности - значит лодка или косяк рыбы. Информация не полная... Чья лодка? А может косяк? Или касатка? Нужно опознание, а это на порядки сложнее.
  7. sergei.84 25 марта 2015 21:57
    Удав прав до невозможности!
  8. mina 15 апреля 2015 18:39
    статья без редакторской правки (ВПК) и малограмотного "перепева" Рябова - http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=458&p=8#p519971

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня