Гантраки. Часть 1-я

45


Термин «гантрак» (англ. gun truck — вооружённый грузовик) впервые появился во время Вьетнамской войны, когда Транспортный корпус США столкнулся с большими потерями грузовых машин от засад, организованных действующими в джунглях партизанами. С целью отражения атак на транспортные колонны часть американских грузовиков подверглась бронированию и получила вооружение.

Но сам факт установки различного вооружения на грузовые автомобили зафиксирован намного раньше — это произошло ещё в годы Первой мировой войны. Впрочем, тогда маломощные гантраки быстро трансформировались в бронеавтомобили специальной постройки.



Первым гантраком, созданным для сопровождения транспортных колонн и патрулирования городских улиц, можно считать бронированный грузовик «Гиннесс» (Guinness). Он был построен в апреле 1916 года для усиления правительственных войск Великобритании, участвовавших в подавлении Пасхального восстания в Дублине (Ирландия).

В основе своей бронеавтомобиль представлял собой обычный трёхтонный заднеприводный грузовой автомобиль «Даймлер». Кабина и двигатель машины частично защищалась навесными листами железа, а на месте грузовой платформы был установлен служивший боевым отделением паровой котёл, вывезенный с пивоваренного завода. На бортах котла имелись бойницы, причём часть из них была действительно прорезана, а часть — нарисована, чтобы сбить противника с толку. Огонь сквозь них вели помещавшиеся в отделении солдаты-десантники. Вход в «боевое отделение» осуществлялся через люк в корме машины.

Гантраки. Часть 1-я

Британский бронированный грузовик «Гиннесс»


Вслед за первым гантраком британцы построили ещё несколько подобных машин, из них две с паровыми котлами и одну с плоскими бортами из стальных листов. Конечно, броневики «Гиннес» не являлись полноценными бронеавтомобилями. Котловое железо боевого отделения обеспечивало лишь относительную защиту, хотя цилиндрическая форма в некоторой степени способствовала рикошету пуль. Но важно иметь в виду, что броневики использовались против повстанцев, практически не имевших в своём распоряжении тяжёлого оружия, и поэтому с основными своими задачами — охраной конвоев и прикрытием передвижения войск в городских боях — «Гиннессы» вполне справлялись.

К концу апреля 1916 года восстание было практически подавлено. Ставшие ненужными бронемашины были отправлены на хранение и вскоре «разбронированы». После «снятия с вооружения» и «разбронировки» все грузовики продолжали использоваться по своему обычному назначению — доставке пива в дублинские пабы.

В следующий раз в связи с нехваткой бронетехники заводского изготовления кустарно бронированные грузовики и автобусы использовались в 30-е годы в ходе Чакской войны — между Парагваем и Боливией и Гражданской войны в Испании.

В республиканской Испании, где они получили название «Тизнаос» — эти машины изготавливались в значительном количестве. В виду отсутствия специальных броневых сплавов, в роли брони, как правило, выступал обычный прокатный лист, котловое железо и т. д.


«Тизнаос», на борту надпись «HERMANOS NO TIRAR» («Братья не стреляют»)


После спешной эвакуации британского экспедиционного корпуса из-под Дюнкерка появилась реальная угроза немецкого вторжения на острова. Ввиду катастрофической нехватки бронетехники на предприятиях Великобритании было налажено производство бронированных грузовиков.


Британский «мобильный дот»


Из-за нехватки броневой стали на базе тяжелых грузовиков строили так называемые «мобильные доты» известные под общим наименованием «Бизон». Толщина бетонной брони достигала 150 мм и защищала от пуль винтовочного калибра. Точное количество построенных «мобильных дотов» неизвестно, по разным оценкам было произведено две-три сотни «Бизонов».

Для защиты аэродромов Королевских ВВС строились «Броненосцы» (англ. Armadillo). Эти машины вооружались 37-мм автоматической авиационной пушкой COW, с возможностью ведения огня как по воздушным, так и по наземным целям, и защищались лёгкой противоосколочной бронёй.


Английский «броненосец», вооружённый 37-мм автоматической пушкой COW


Если «Бизоны» после 1943 года были практически все заменены в подразделениях территориальной обороны полноценными бронированными машинами, то «Броненосцы» охраняли английские аэродромы в течение всей войны.

Союзники достаточно широко применяли вооруженные грузовики и машины повышенной проходимости в ходе боевых действий в Северной Африке. Первоначально это были машины с установленными на них лёгкими противотанковыми орудиями калибра 37-40 мм.


Willys MB, вооруженный 37-мм противотанковым орудием M3



Британская противотанковая 40-мм «двухфунтовка» на полноприводном грузовике Morris


Однако для оказания огневой поддержки своим подразделениям они оказались малоэффективны, а при использовании в качестве ПТ САУ слишком уязвимы.

Гораздо более удачными в условиях боевых действий в пустыне стали джипы и лёгкие грузовики повышенной проходимости, вооруженные многочисленными пулемётами, в том числе и спаренными авиационными.


Эти машины активно использовались подразделениями «дальней разведки», действовавшими в отрыве от основных сил


В СССР такие машины создавались гораздо в меньших количествах, чем в Великобритании. Летом 1941 года на Ижорском заводе в Ленинграде для защиты города частично бронировались грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5, всего было переоборудовано около 100 грузовиков. Бронировались, как правило, только водительская кабина, двигатель и кузов. Они обшивались броневыми листами толщиной от 6 до 10 мм.


Бронированный ЗиС-5, Ленинградский фронт, 1941 год


Машины вооружались по-разному. Так, бронегрузовики ГАЗ-АА были вооружены спереди танковыми или пехотными пулемётами Дегтярёва, а также пулемётом ДШК, ДА или станковым пулемётом Максима в кузове. Вооружение бронемашин на шасси ЗИС-5 было мощнее, оно состояло из пулемета ДТ/ДА, в кузове за наклонным бронелистом размещалась 45-мм противотанковая или 20-мм автоматическая авиационная пушка ШВАК. Стрельба из них могла вестись только вперед по ходу движения.


Бронированный автомобиль ЗиС-5 в экспозиции Музея военной техники в Верхней Пышме


Однако невысокая проходимость не позволяли использовать «броневики» вне дорог с твёрдым покрытием. К концу 1942 года почти все эти машины были потеряны в боях или захвачены противником.

Вскоре после окончания Второй мировой в Палестине начались вооруженные столкновения между арабами и евреями. Для защиты конвоев курсировавших между населёнными пунктами, находящимися под контролем израильтян срочно потребовались бронированные машины.

Было решено строить броневики на базе двухосных полноприводных грузовиков Ford F-60S, грузоподъёмностью 3 тонны. Но на практике самодельные броневики создавались и на базе других грузовиков. К январю 1948 года нескольким авторемонтным предприятиям удалось построить 23 бронемашины.

В связи с отсутствием броневой стали применялась комбинированная защита, состоявшая из «слоёной брони»: между двумя листами железа толщиной 5 мм располагалась прослойка из буковых досок или каучука толщиной около 50 мм. Такая броня получила название «сэндвич», которое стало употребляться и в отношении самих машин. У первых «Сэндвичей» бронировались только кабина (целиком, включая двигатель) и боковины кузова — такая схема была выбрана для того, чтобы бронемашина как можно меньше отличалась внешне от обычного грузовика.


«Сэндвич» раннего типа на шасси грузовика "Форд" F-60S, март 1948 г.


Бронированные грузовики использовались для сопровождения небронированных машин при транспортировке грузов к поселениям, а на некоторых особо опасных участках конвои целиком составлялись из бронированных грузовиков. Появление бронемашин оказало значительное влияние на ход боевых действий. Бронемашина, шедшая во главе колонны, могла сближаться с арабами до дистанции эффективного применения ПП и гранат, или подавлять их позиции издалека, огнем ручного пулемета, оставаясь малоуязвимой к ответному огню.

«Сэндвичи», как правило, не имели вооружения на турелях и в башнях, огонь вёлся из ручного стрелкового оружия через бойницы в бортах. Первоначально броневики не имели крыши, что делало их уязвимыми от огня сверху и от ручных гранат, забрасываемых в машину через борт. Поэтому вскоре «сэндвичи» стали получать двух- или четырёхскатную крышу, сплошную, из металлической сетки или тканевую; с такой крыши граната скатывалась и взрывалась в стороне, не причиняя ущерба. Для метания гранат экипажем «сэндвича» предусматривалось два люка, которые открывались вверх вдоль гребня. Откинутые люки придавали машине характерный вид, за который импровизированные бронеавтомобили получил другое своё название — «бабочки».

Кроме «Сэндвичей», имелось некоторое количество лёгких полноприводных грузовиков "Додж" WC52. Эти машины модифицировались путём установки дополнительной брони, размещения пулемётной установки рядом с водителем и маленькой многогранной башни с пулемётом на крыше.


Корпус "Сэндвича" на базе пикапа CMP, подбитого в бою, август 1948 г.


Большой вес навешенной брони обуславливал плохую подвижность и сильно перегружал двигатель и трансмиссию на крутых склонах или при большой загрузке. Многие броневики были потеряны вместе с экипажами в засадах и в вооруженных столкновениях с британцами в 1947 — 1948 годах. Вскоре после начала поставок израильтянам бронетранспортёров M3 и M9, разведывательных бронеавтомобилей M3A1 и танков от использования самодельных броневиков окончательно отказались.

В 50-60 годы прошлого столетия в разных странах при нехватке штатной бронетехники регулярно возвращались к идее создания бронемашин или машин огневой поддержки на базе обычных грузовых автомобилей. Интерес представляют случаи использования вооруженными подразделениями США трофейных грузовиков ГАЗ-51. «Войска ООН», захватывавшие их в Корее, делали на базе ГАЗ-51 «гантраки» и даже автодрезины.


Грузовик ГАЗ-51Н, захваченный американцами и превращённый ими в вооруженную автодрезину




Французы использовали в Индокитае обшитые стальными листами грузовики GMC вооруженные 40 мм "Бофорсом" и крупнокалиберным пулемётом М2.

Однако по-настоящему массовое переоборудование грузовых автомобилей в машины огневой поддержки для защиты и сопровождения транспортных колонн начали американцы в конце 60-х в ходе военной компании во Вьетнаме.

Во время Войны во Вьетнаме армии США и их южновьетнамским союзникам ежедневно требовались сотни тонн грузов доставляемые из портов Куинён и Камрань на базы, расположенные вдали от побережья. Зачастую конвои грузовиков насчитывали по двести и более машин. Такие огромные караваны были отличной целью для партизан, организовавших засады в отдалённых районах.

Эффективная защита грузовиков во время скоротечных нападений была практически невозможна. Американские подразделения просто физически не могли контролировать столь обширную территорию и предотвращать готовившиеся засады и минирование дорог. Личного состава хватало лишь на организацию немногочисленных блокпостов, между которыми вьетконговцы свободно обстреливали и подрывали американские грузовики.

Попытки включения на постоянной основе для сопровождения в состав транспортных колонн тяжелой бронетехники оказались малоэффективными. Гусеничные бронемашины не могли поддерживать необходимый темп движения и после частых тропических дождей разрушали грунтовые дороги и делая их труднопроходимыми для грузовиков.

Также показали невысокую эффективность джипы с пулемётным вооружением, их экипажи оказались очень уязвимы от огня стрелкового оружия.

После нескольких особенно успешных нападений южновьетнамских партизан в 1967 году для снижения уязвимости автомобильных колонн была внедрена тактика «усиленных конвоев», ключевым элементом обороны которых стал вооружённый грузовик — гантрак.

Базой для этой машины послужил 2,5-тонный грузовик М35 вооружённый двумя 7,62-мм пулемётами M60. Защита пулемётных расчетов в кузове от огня стрелкового оружия и осколков на первом этапе обеспечивалась мешками с песком. Усиленные конвои были небольшими, в колонне — не более 100 машин. В случае, если колонна попадала в засаду, гантраки должны были быстро выдвинуться к участку, подвергшемуся нападению и подавить противника огнём.

От защиты пулемётных расчётов гантраков при помощи мешков с песком вскоре пришлось отказаться, поскольку во время частых дождей песок впитывал много воды, что приводило к перегрузу всего автомобиля. Мешки с песком были заменены броневыми плитами, которые снимали с разбитой техники. В новых машинах бронировался не только кузов (который представлял собой обычную железную коробку с вырезами под пулеметы), но и двери с полом кабины.



Экипаж гантрака, как правило, состоял из водителя, двух пулемётчиков и командира, иногда в состав экипажа входил также гранатомётчик с 40-мм ручным гранатомётом M79. Но это вооружения вскоре посчитали недостаточным, в придачу к пулемётам М60 машины получили крупнокалиберные М2НВ или шестиствольные «Миниганы».

Наиболее удачным вариантом экипажи гантраков считали поставить в кузов бронекорпус от списанного БТР М113 — он был относительно просторен, имел крышу, штатные турели для пулемётов и большую защищённость, нежели стандартные 2,4 мм бронелисты. Но корпус М113 уже не мог транспортироваться 2,5 — тонными грузовиками, его устанавливали на грузовую платформу 5-тонных М54.



Так же высоко котировались счетверенные зенитные установки М45 Maxson, водруженные в кузов. Гантраки, как правило, кроме вооружения, возили с собой еще запас медикаментов и запчастей, являясь, таким образом, самим себе "скорыми" и ремонтно-эвакуационными машинами.


Количество гантраков в колоннах постоянно возрастало. В конечном итоге, оптимальным стали считать 1 гантрак на 10 грузовиков. Им позволялось занимать любое место в колонне, дабы противник не повыбивал гантраки первым же ударом.

Как правило, каждая машина несла на борту собственное имя, и было «украшено» разного рода рисунками. Кроме «эстетического самовыражения» американских солдат это имело и практическое значение — облегчало радиообмен и опознавание в бою.

Несмотря на то, что кустарно бронированные вооруженные грузовики никогда не рассматривались в качестве штатного средства сопровождения транспортных колонн, и их планировалось полностью заменить колёсными бронемашинами V-100 «Коммандо» — эти броневики начали поступать в значимых количествах только к самому окончанию войны. Поэтому гантраки активно эксплуатировались вплоть до вывода американских войск из Вьетнама в 1973 году.

С окончанием войны во Вьетнаме надобность в гантраках исчезла. Большинство из них были либо отправлены на слом, либо конвертированы в обычные транспортные автомобили.

Оценивая опыт создания боевых колёсных машин на базе изначально не вооруженных и небронированных транспортных средств можно выделить два направления их развития и применения.

Первое — это создание «эрзацбронемашин» в случае нехватки или отсутствия в силу, каких либо причин штатных образцов бронетехники. Такие «импровизированные броневики», за неимением лучшего, как правило, вынужденно применялись на поле боя в качестве бронетранспортёров или машин огневой поддержки и из-за невысокой защищённости и низких характеристик проходимости и огневой мощи зачастую несли большие потери.

Ярким примером таких «бронеавтомобилей» является серия бронированных машин для правительственной армии Сальвадора, строительство которой началось в 1968 году. На шасси 2,5-тонных армейских грузовиков M35 в центральных механических и авторемонтных мастерских армии Сальвадора первоначально было построено 12 бронемашин «Rayo», которые летом 1969 года использовались в ходе «100-часовой» войны с Гондурасом.



В дальнейшем после начала в Сальвадоре гражданской войны построено около 150 бронемашин — в основном на шасси грузовиков (MAN 630, 2-тонных «Unimog», 5-тонных «Ford» и «General Motors», 7-тонных Magirus-Deutz 7-ton «Jupiter» и др.).

Второе — это переоборудование грузовых автомобилей, как правило, с минимальными изменениями, сводящимися к установке лёгкого вооружения и минимальной защиты экипажа. Назначением этих вооруженных грузовиков было следование в составе транспортной колонны с целью защиты от нападений инсургентов. В случае попадания колонны на маршруте следования в засаду сопровождающие колонну гантраки должны по возможности выдвинуться к месту нападения и плотным огнём отразить атаку.



По материалам:
http://www.sadefensejournal.com/wp/?p=2180
http://www.waronline.org/IDF/Articles/transport/history/independence-war/
http://www.waronline.org/IDF/Articles/armament/army/afv/zaloga-meadeast-afv/#chapter-4
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +7
    27 марта 2015 07:18
    Спасибо за статью.
    1. +5
      28 марта 2015 13:33
      Спасибо за статью!
      Позвольте добавить видео про "гантраки" британского спецназа SAS.
      Смотреть с 9m 34s
      1. +4
        28 марта 2015 18:38
        подразделениями «дальней разведки», действовавшими в отрыве от основных сил

        и не только их..

        но и Додж Т-110

        инфа с :http://www.imcdb.org/vehicle_504407-Dodge-T-110.html
        Chevrolet 1533X2 Truck


        инфа с :http://lrdg.hegewisch.net/1533X2.html
        1. +5
          28 марта 2015 21:26
          Цитата: cosmos111
          подразделениями «дальней разведки», действовавшими в отрыве от основных сил

          и не только их..

          good
  3. +6
    27 марта 2015 07:21
    В наше время можно наблюдать ренессанс гантраков на Ближнем Востоке.
    1. TIT
      +4
      27 марта 2015 07:42
      Цитата: Арктидианец
      ренессанс гантраков на Ближнем Востоке.


      подожду следующий части , а то то же можно добавить пару фото ,там есть и промышленные экземпляры да и самоделкины тоже не спят
      1. +6
        27 марта 2015 18:00
        Цитата: TIT
        можно добавить пару фото

        гантрак во Вьетнаме---ЭТО,ПАТРУЛЬНЫй броневто...для сопровождения колонн...

        можно и сейчас в тему....с корпусом М113...
        клик
        1. TIT
          +5
          27 марта 2015 19:21
          ну давай попробуем
          Цитата: cosmos111
          тему....с
          именно в тему
          1. TIT
            +1
            27 марта 2015 19:32
            2.............
            1. +2
              27 марта 2015 21:41
              Цитата: TIT
              2........

              красивый джипик((не видел такого)))

              немного не по теме((но картинка уж очень интересная)))
              что за агрегат???кто отгадает yes ...
            2. +2
              27 марта 2015 23:42
              вот, ещё пара...

              1. 0
                28 марта 2015 00:36
                Ford M151 A1 Mutt после боя...

                гантрак..это оружие против папуасов...
              2. +1
                28 марта 2015 00:43
                и ,ещё один гантрак на шасси Додж M37B1 3/4...
                [/centercenter]
                1. 0
                  28 марта 2015 18:47
                  несколько фоток джипа,с другого ракурса и кабине...
          2. +1
            27 марта 2015 23:13
            Цитата: TIT
            в тему

            Вьетнам-Миниган на гантраке...
            клик
    2. Alex_Popovson
      +2
      27 марта 2015 09:48
      Ренессанса не было, там просто любовь к боевымколесницам ещё с античных времён.
      1. +1
        27 марта 2015 18:17
        появление гантраков--ЭТО всегда вынужденная мера ,в ввиду отсутствия специализированной колёсной бронетехники...

        как для патрулирования((в основном)))так и для защиты ценных грузов,повышение противоминной защиты...

        может тороплюсь...но в это же время на рубеже 60-х,70-х,годов в Ю.Родезии и ЮАР появились гантраки с усиленной противоминной защитой....
        для транспортировки грузов и людей...
        в основном использовались шасси... Unimog и Land Rover...
    3. 0
      27 марта 2015 22:06
      да и не только на ближнем востоке, но и на украине!
    4. 0
      27 марта 2015 22:06
      да и не только на ближнем востоке, но и на украине!
      1. +3
        27 марта 2015 23:18
        1940-й советско-финская ГаЗ ААА
        1. 0
          7 апреля 2015 17:15
          Если ГАЗ, то ГАЗ-АА, но скорее ЗИС-5.
    5. +1
      28 марта 2015 16:13
      И в руине тоже ренессанс гантраков.
      1. 0
        28 марта 2015 19:00
        Французский 40мм Бофорс установленный
        на грузовике GMC 2 1/2 тонны,Индокитай получилось штурмовое орудие ...
        [/centercenter]



        инфа с :http://2db.free.fr/materiels_gmc_bofors.html
        и с :http://www.armorama.com/modules.php?op=modload&name=Reviews&file=index&req=show


        content&id=7325
        1. 0
          28 марта 2015 19:06
          французы в Индокитае 1948 год...
          бронированные Джипы

          Додж WC62

          инфа с :http://indochine54.free.fr/cefeo/afvs.html
        2. Комментарий был удален.
        3. +3
          28 марта 2015 20:37
          Цитата: cosmos111
          Французский 40мм Бофорс

          Сирия 57 мм С-60 на грузовике Урал-4320...

          инфа с :http://veitnamvets.yuku.com/topic/718/Photos-of-the-vietnam-War?page=16#.VRbiwc
          e
          H7B4
  4. +8
    27 марта 2015 07:25
    Спасибо, было интересно. Современное применение их будет, как я понимаю, в следующем обзоре. Было бы интересно увидеть и весь спектр шушпанцеров вна Руине, подобных этому:
    1. TIT
      +2
      27 марта 2015 07:45
      Цитата: inkass_98
      . Было бы интересно увидеть и весь спектр шушпанцеров вна Руине


      добро пожаловать на форум

      http://forum.topwar.ru/topic/285-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%
      BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%83%D0%BA%D1%
      80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B2%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%8
      0%D0%B2%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B5/
    2. +2
      27 марта 2015 18:35
      из гантраков...можно сказать ...появились ---СОВРЕМЕННЫЕ ПАТРУЛЬНЫЕ БРОНЕАВТО... И MRAPы!!!
  5. +4
    27 марта 2015 08:01
    Статье однозначно "плюс". Ждём продолжение. Хотелось бы поподробнее о современных образцах и о использовании их в ходе войны в Югославии.
  6. +2
    27 марта 2015 09:10
    нужная техника хоть и эрзац- не от хорошей жизни........
  7. Dudu
    0
    27 марта 2015 10:44
    Тема бесконечная. Все они наследники тачанки!
  8. +1
    27 марта 2015 10:49
    Цитата: Арктидианец
    В наше время можно наблюдать ренессанс гантраков на Ближнем Востоке.

    А так же на Украине.
  9. +1
    27 марта 2015 19:58
    Давно интересуюсь гантраками,спасибо за статью.Больше гантраков хороших и разных.Жду продолжения.
  10. +5
    27 марта 2015 20:21
    А вот такой гантрак был в анголе из нашего краза
    1. +3
      27 марта 2015 23:52
      Цитата: кобальт
      А вот такой гантрак был в анголе из нашего краза

      место действия Африка...
      гантрак...НЕ??? laughing
      1. TIT
        +2
        28 марта 2015 07:02
        , а так..........
  11. +3
    27 марта 2015 20:25
    Войска ЮАР катались и на таких бронемашинах
  12. +7
    28 марта 2015 00:16
    гр.война в Испании..гантрак анархистов...
  13. +1
    28 марта 2015 13:55
    Хорошая статья.
    У автора нет ничего более подробно об английских гантраках в период с 1940 по 1942?
    1. +1
      28 марта 2015 18:14
      Цитата: Кадук
      У автора нет ничего более подробно об английских гантраках в период с 1940 по 1942

      у автора,не знаю...
      вот здесь,есть кое,что good ...
      инфа с :http://www.war44.com/home-front/2307-vehicles-used-home-front.html

      после разгрома в Дюнкерте,англы,боясь высадки наци...стали массово переделывать грузовики в ШУШИ...
      пара фоток...
      [/center]
      Humber
    2. +2
      28 марта 2015 18:22
      вот ещё ,интересные фотки английских гантраков...

      Bedford CF
  14. +1
    28 марта 2015 16:50
    фотки амеровких конвоев во Вьетнаме,которые и охраняли/сопровождали гантраки...
    [/center]
    и, фотка базы амеров...
    1. +1
      28 марта 2015 17:00
      Конвой - Вьетнам Июль 1966

      инфа с :http://www.vintagemilitarytrucks.com/
      КЖ-19 из Куинен в Плейку 1970
      [/center]
      ещё фотки бызы ...
      [/center]
      инфа с :http://grambo.us/atav/roneyproject.htm
  15. 0
    28 марта 2015 17:14
    вот, интересные фотки,по теме good ...и хорош...
  16. 0
    9 апреля 2015 21:06
    На кой тогда бмп и бтр?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»