"Таинственное окно" на броне "Сен-Шамона": расследование продолжается!

В своем материале о танке «Сен-Шамон» я написал о том, что… смотровые приборы этого танка оставляли желать много лучшего. На фото этого танка видны элементарные смотровые щели, то и вовсе смотровые глазки, прикрытые заслонками. Неудивительно, что французским танкистам приходилось носить маски с очками, закрывавшие их лица от свинцовых брызг. Почему-то создатели танка (дорогого и сложного!) не додумались до очевидного. Поставить на него обычный окопный перископ, которые в то время уже применялись. Применялись, хотя и не очень широко, устройства для стрельбы из винтовок из окопа таким образом, чтобы сам стрелок из него не высовывался. И там тоже применялся перископ!

"Таинственное окно" на броне "Сен-Шамона": расследование продолжается!

Французские танкисты в масках. Фото военных лет


В своих комментариях некоторые читатели начали высказывать сомнения в том, что такой способ наблюдения был бы эффективным. Мол, смотровые приборы легко повредить. Но… вы представляете себе размер головки пехотного перископа и размер танка «Сен-Шамон». Увидеть на нем издали этот «прибор», а уж тем более попасть в него можно было лишь только случайно!


Вот оно – «таинственное отверстие»

«При попадании в перископ внутрь будут сыпаться осколки стекла» - вот самое серьезное возражение, но… так же внутри еще и призма ставится, так что дальше призмы никакие бы осколки не попали! А сменить разбитое зеркало в верхней части перископа это дело нескольких минут! Так что, увы, но тут мы видим банальное пренебрежение интересами людей, свойственное в то время обществу вообще.

Стробоскоп был бы еще уместнее, не так ли, но его тоже не поставили. Между тем, его можно было бы не делать большим. Достаточно было бы купола такой высоты, чтобы там помещалась голова водителя и все! Ну, а сама по себе его конструкция очень проста: два цилиндра из броневой стали вращающиеся с большой скоростью в разные стороны. В них вертикальные щели шириной 4 мм, так что пули калибра 7,65-мм в них застревают. Внутри цилиндр из пулестойкого стекла, а сверху купол, имеющий щель по периметру (для вентиляции) – вот и вся конструкция! На «Сен-Шамоне» был электрогенератор, значит, можно было бы поставить и электромотор привода стробоскопа. Более того, два стробоскопа можно было установить и над местами пулеметчиков, чтобы облегчить им наблюдения поля боя. Туда же можно было перенести и прицел, так, чтобы стреляли они стоя, а не сидя на корточках, что и трудно и неудобно.


Пулеметчик ведет огонь. Фото военных лет.


Место водителя со всеми рычагами управления

Но больше всего вопросов и недоумения вызвало отверстие на броне в нижней части левого скоса носовой бронировки танка. Зачем оно? Там находился перископ? С одной стороны мысль здравая. Поскольку он смотрел бы вниз, а не вверх, то в него даже призма бы не потребовалась, все битое стекло высыпалось бы вниз. Обзор плохой, Да, но зато безопасно! Но… косой срез бронировки указывает на то, что перископ с широким полем зрения туда не поставить. Значит пехотный, небольшой, чтобы высовывать его в короб, находящийся внутри танка, и через него осматриваться? Да, но где крепления для этого перископа, не в руках же водитель его держал. К тому же короб закрыт крышкой!


А вот на этом фото хорошо видны «глазки с крышками»

Чтобы расставить все точки над «и» и не гадать на кофейной гуще я обратился в музей в Самюре, благо у них есть специальный сайт, на который присылают самые разные вопросы. И… удивительно, но не меня одного заинтересовало это отверстие, так что между куратором сайта и рядом его посетителей возникла настоящая полемика.


[/center]
Очень странный стержень ограждения. Так и кажется, что замковой ударится об него какой-то частью тела…

Кратко ее содержание можно изложить так: «нет архивных или боевые документов либо отчетов, из которых было бы ясно для чего оно. Факт, что оно имеет внутри «ящик» с крышкой, которая открывается при помощи установленного на нем колеса. Но доказательств до сих пор не найдено». Отверстие имело место быть на танках, по крайней мере, на 1 декабря 1916 года и есть на танке в Самюре.


Фото военных лет: таинственный короб открыт!

Тут же к обсуждению проблемы подключились как французы, так и англичане и предположения посыпались одно за другим. «Это «почтовый ящик» для связи с пехотой». Сейчас же есть телефоны в задней части танка и датчики связи. Можно подойти, нажать кнопку вызова, взять трубку и поговорить! Например, на танке АМХ-30 (см. фото) станция связи установлена справа на корпусе.


АМХ-30. Вид сзади на установку телефона для связи пехоты с экипажем танка.

В годы Второй мировой войны такая же система связи устанавливалась на танках «Матильда», а вот это, так сказать, ее предок. А действовало это так: солдат или офицер стучал по броне, водитель открывал крышку и в отверстие внизу они «общались». В теории это еще как-то звучит, да? Но на практике… Вы представляете, идет бой, свистят пули, а пехотинец подходит к танку идущему вперед. Стучит, а потом садиться под это отверстие и… «общается»?! «Нет, это для того, чтобы бросать гранаты при прохождении окопа!» Такому воображению можно позавидовать, но реально это глупость, не так ли?! И опять же, а почему только слева? А справа гранаты в окоп спускать не надо – ха-ха? И опять же, а гранаты входили в боекомплект танка «Сен-Шамон»? Ответ – «Нет, не входили!» Тогда что бросать?!


Вот как оно было устроено: «крутишь сюда», а открывается здесь!

«Система связи через этот канал кажется нелогичной даже в 1917 году» – написал один из тамошних форумчан и с ним нельзя не согласиться. «Раз это есть – значит это как-то использовали!» – утверждает другой и добавляет, что понять людей того времени очень сложно. «Остановки были частыми – вот в это время они и общались!» – высказывается очередное предположение. «Надо было отправить сообщение – вот через него и отправляли!» Но тогда надо, чтобы какой-то пехотинец постоянно следил за этим отверстием, иначе выпавшая… «емкость» с письмом могла тут же попасть под гусеницу! «Кроме того, все известные в 1917 году системы связи доступны были как сзади, так и сбоку, и не надо лезть под танк» – высказывает мнение очередной форумчанин. «Зачем так усложнять?»


«Сен-Шамон» был вообще очень странной машиной. Вот вид на его днище – цепляйся за все, что угодно!

«Слишком много рукояток и маховиков для «почтового ящика» – изумляется еще один, – « что-то тут «не то»! А что «то»? «Размеры коробки позволяют водителю плавно вводить в него руку и таким образом осуществлять обмен валюты…» – это, как я полагаю, уже юмор!


«Бочка повышенной проходимости»

Итак, обсуждали они эту тему, обсуждали, да так ничего решить и не смогли! Есть смотровые глазки. Есть щели, есть откидная на петлях крышка люка на башенке над головой водителя. Есть короб с крышкой, которая приводится в действие сложным устройством, хотя я лично сделал бы просто на петлях с резиновой прокладкой по периметру (чтобы не гремело!) ручкой, как у таза, и крючком как у сортира. Но тут так все сложно, что наводит на мысли… о чем? О том, что нет ни документов, ни свидетельств боевого использования этого устройства! Между прочим, через него даже в туалет нельзя сходить – неудобно!

«Расследование продолжается!» – написал один из французов, и… вопрос по-прежнему остается открытым!


Квадратная башенка над головой водителя.


Круглая башенка над головой водителя. Вид изнутри. Фото военных лет.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти