Аппарат доставки морского спецназа США Proteus SDV

Некоторые из существующих и новых проектов SDV (SEAL Delivery Vehicle – аппарат доставки сил специального назначения) производят довольно сильное впечатление, но все же один аппарат выделяется на фоне остальных. Proteus спроектирован и построен компанией Columbia Group, которая известна своим нынешним аппаратом доставки сил специального назначения ВМС США, имеющим обозначение SDV Mk.8 Mod-1 Gator Class, и которая, по всей видимости, была претендентом на постройку аналогичного аппарата следующего поколения. Этот контракт отошел к другому подрядчику, но, не смотря на это, Proteus остается впечатляющим проектом, равным среди подобных и несравненным по нескольким ключевым параметрам. Так что же в нем особенного?

Этот подводный аппарат относится к классу так называемых подводных аппаратов с двумя режимами DMUV (Dual Mode Underwater Vehicle). То есть он может работать либо в качестве обычного SDV (SEAL Delivery Vehicle) с пилотом и штурманом, либо в качестве автоматического подводного аппарата с большим водоизмещением LDUUV (Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle). Фактически он может работать в обоих режимах при выполнении одной и той же задачи, предлагая несравненную гибкость боевого применения. Сочетание большого внутреннего объема, продвинутой системы навигации и высокой надежности означает также, что он может использоваться в качестве подводного грузовика, тайно доставляющего грузы (включая пассажиров, сенсоры, боеприпасы и припасы) боевым группам на местах или в зоны повышенного риска. К задачам систем SDV относятся и противоминные операции; не является здесь исключением и аппарат Proteus, который также способен вести борьбу с минами. А его автономные возможности выгодно выделяют его на фоне остальных систем, по крайней мере, в настоящее время.



По внешнему виду можно сделать вывод о том, что этот аппарат базируется на модели SDV Mk.8, но это отнюдь не так, он отличается почти по всем параметрам. Общая форма более цилиндрическая с закругленными обтекаемыми обводами носом и зауженной хвостовой частью с Х-образными хвостовыми рулями с низким гидродинамическим сопротивлением. Как и в других аппаратах SDV иллюминаторов у Proteus нет, но в носовой части судна установлен многолучевой гидролокатор для обнаружения препятствий OAS (Obstacle Avoidance Sonar), работающий на частоте 300 кГц, система GPS и четыре камеры для повышения уровня ситуационной осведомленности. Маневренность аппарата обеспечивается четырьмя гидроструйными движителями, два установлены вертикально и два горизонтально. Хотя, как и у модели Mk.8 имеются люки для посадки и высадки, расположенные в носовой и кормовой частях, но установка бортовой системы снабжения воздухом (общей емкостью 10 400 литров) и балластных баков по кругу с внешней стороны корпуса позволяет экипажу свободно перемещаться по всему пространству внутри подлодки. В прежнем варианте Mk.8 это было невозможно, два отсека были полностью раздельными. Комбинация доплеровского импульсного радара и инерциальной навигационной системы Photonic на базе оптоволоконного гироскопа Inertial Navigation System (PHINS) используется для навигации под водой.



На этих фотографиях четко видно круговое размещение воздушных баллонов (для дыхания экипажа) и балластных баков, которое позволило получить проход между двумя отсеками. В полу в проходе имеется люк в стиле бомбового отсека



Устройство аппарата Proteus SDV

Обозначения
A. Сдвижной фонарь (носовое отделение)
B. Сдвижной фонарь (кормовое отделение)
C. Хвостовые X-образные рули
D. Внешние направляющие для хранения
E. Большая магнитная мина (LAM)
F. Торпедная труба
G. Быстроходная торпеда Combat Rapid Attack Weapon (CRAW)/легкая противолодочная торпеда Common Very Light Weight Torpedo (CVLWT) ASW
H. Мобильная мина 533 мм (21")
1. Гидролокатор обнаружения препятствий OAS (Obstacle Avoidance Sоnar)
2. Передний уравновешивающий бак
3. Горизонтальный гидроструйный движитель
4. Вертикальный гидроструйный движитель

5. Носовое грузовое/пассажирское отделение
6. Воздушные баллоны для системы дыхания
7. Складывающаяся мачта (две)
8. Кормовое грузовое/пассажирское отделение
9. Задний уравновешивающий бак
10. Горизонтальный гидроструйный движитель
11. Вертикальный гидроструйный движитель
12. Электродвигатель
13. Бесшумный винт
14. Навигационная сфера
15. Литий-полимерные аккумуляторы
16. Автоматическая балластная система
17. Бомбовые отсеки центрального грузового отсека
18. Литий-полимерные аккумуляторы




Характеристики
Длина: 7,82 м
Ширина: 1,61 м
Высота: 1,62 м
Водоизмещение: 4120 кг
Скорость: 10 узлов максимум, 8 узлов крейсерская
Дальность плавания: не заявлена. Значительная, некоторые источники утверждают 900 миль; при управлении человеком значительно меньше (зависит от выносливости оператора)
Максимальная рабочая глубина: 50 метров (пилотируемый режим), 70 метров (беспилотный режим)
Экипаж: 2 человека (опционально) плюс четыре пассажира (или шесть пассажиров)
Грузоподъемность: 2 x 900 кг на наружных местах крепления (контейнеры для хранения, мобильные мины, магнитные мины (LAM), быстроходная торпеда CRAW/легкая противолодочная торпеда CVLWT, ракеты или торпеды)
Аккумуляторы: 148 кВтч базовые, 296 кВтч внешние литий-полимерные
Мачты: две
Средства связи: (на поверхности): спутниковая система Iridium, свободная волна, связь УКВ; (при погружении): модем Benthos, система связи для ныряльщиков OTS; (внутренняя): система внутренней связи

Внешние подвески


2 внешних контейнера


2 x 2 контейнера для ракет/мобильных мин/подводных аппаратов


2 контейнера для ракет/мобильных мин/подводных аппаратов


4 средние мины

Использованы материалы:
www.hisutton.com
en.wikipedia.org
Автор:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти