История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия. Часть 1
ВВС и ПВО Союзной Республики Югославия (1992-1999 гг.)
Части бывшей ЮНА были реорганизованы в Вооруженные силы СРЮ. Самолеты и вертолеты получили новые опознавательные знаки, тут же в насмешку названные летчиками "пепси-колой".
С июня по сентябрь 1992 г. была проведена реорганизация ВВС и ПВО. Ранее в состав ВВС и ПВО входили смешанные корпуса, состоявших из авиационных частей и частей ПВО. Теперь были сформированы отдельно авиационный корпус и корпус ПВО, которые вместе составили ВВС и ПВО. Вместо полков появились бригады. Все истребители сконцентрировали в 204-й и 83-й авиационных бригадах, однако уже в 1994 г. бригады вновь стали полками. В том же 1994 г. в корпус ПВО из авиационного корпуса были переданы четыре эскадрильи истребителей — одна, вооруженная МиГ-29, и три на МиГ-21.

Впрочем, новые ВВС были лишь бледной тенью ВВС ЮНА, так, в 1991 г. ВВС СФРЮ базировались на 20 основных аэродромах, к 1999 г. у сербской авиации осталось только пять баз.
Санкции и положения договоров о сокращении вооружений привели к 1995 г. к значительному сокращению авиационного парка. В середине 90-х годов с вооружения югославских ВВС были сняты 16 перехватчиков МиГ-21 ПФМ, четыре истребителя МиГ-21МФ, четыре спарки МиГ-21 У, пять МиГ-21 УС и пять разведчиков МиГ-21P . Дейтонские соглашения ограничивали количественный состав ВВС Югославии 155 боевыми самолетами. Чтобы выполнить ограничения, сербам пришлось снять вооружение с некоторого количества самолетов G-4 "Супер Галеб", после чего они получили обозначение N-62S.

На вооружении состояла главным образом устаревшая техника второго поколения, а закупка новой исключалась из-за санкций, наложенных "мировым сообществом". К примеру, "возраст" РЛС составлял от 13 до 30 лет.

ПВО располагала ЗРК "Квадрат" и "Нева-М".

Основу истребительной авиации составляли самолеты МиГ-21бис, а МиГ-29 состояли на вооружении всего одной эскадрильи.

В 1996 г. Россия предложила поставить Югославии в рамках погашения долга СССР перед СФРЮ 20 истребителей МиГ-29, а также ЗРК С-300. Тогда Милошевич отказался…
Правда, югославам удалось для эскадрильи спецназа ("красных беретов") купить в начале 90-х в Ливане три вертолета SA.342L "Газель", один — вооруженный ПТУР "ХОТ", два — с 20-мм пушками GIAT-621.В 1996-1998 гг. для этой эскадрильи спецназа в России было закуплено два вертолета Ми-17 и два боевых Ми-24В (по другой версии вертолеты были куплены у "Укрспецэкспорта").

Вертолеты активно применялись в боевых действиях ан территории Хорватии и Боснии и Герцеговины, забрасывая группы спецназа и вывозя раненых. Причем, авиация госбезопасности помогала в Боснии не только сербам, но и в 1993—1995 гг. мусульманам, не признавшим правительства Алии Изетбеговича и де-факто создавшим в западной части Боснии независимое государство Автономная провинция Западная Босния. Вертолеты, чтобы избежать обнаружения самолетами ДРЛО, выполняли полеты на малых высотах с огибанием рельефа местности, используя естественные укрытия, такие как ущелья. Ми-8/17, пилотируемый опытными летчиками, часто выполняли полеты над автодорогами. В этом случае AWACS идентифицировал вертолет как грузовик. Часто с вертолетов перед выполнением боевых заданий смывали всю маркировку, чтобы заинтересованные лица не смогли определить государственную принадлежность летательных аппаратов.

Таким образом на 24 марта 1999 года, то есть на начало натовской агрессии ВВС и ПВО СРЮ имели в своем составе 238 самолетов и 56 вертолетов:
- не более 13 истребителей МиГ-29; не более двух учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ (всего в 1987-1988 г.г. из СССР было поставлено 14 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ) в составе 127-й авиационной эскадрильи "Витязи" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Батайница (к северу от Белграда). Все МиГ-29 были первой экспортной модификации "9-12Б" из-за санкций ООН испытывали проблемы с функционированием радаров и прочих электронных приборов. Межремонтный срок для истребителей истек в 1996 году. В пригодном к полетам состоянии находилось всего 9 МиГ-29, а эффективность их БРЭО составляла порядка 70%.
- не более 35 морально устаревших истребителей МиГ-21бис и 12 МиГ-21МФ, которые могли относительно эффективно применяться лишь в светлое время суток. 25 МиГ-21бис входили в состав 126-й авиационной эскадрильи "Дельта" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Батайница. Остальные: около 10 МиГ-21бис и все МиГ-21МФ входили в состав 123-й "Львы" и 124-й "Гром" авиационных эскадрилий 83-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Слатина в столице Косово Приштине.
- 21 истребитель-бомбардировщик "Орао" в составе 241-й эскадрильи "Тигры" (авиабаза Обрва) и 252-й "Волки" (Батайница) 98 истребительно-бомбардировочного полка. 21 штурмовик G-4 "Супер Галеб", а также некоторое количество устаревших G-2 "Галеб" в составе 172-й авиабригады, дислоцированной в столице Черногории Подгорице
- 16 самолетов-разведчиков МиГ-21Р и 17 IJ-22 "Орао" в составе 353-й эскадрильи "Ястребы" (Батайница).
Западные источники, как это было и перед операцией "Буря в пустыне" 1991 года, приводили резко завышенные данные о боевом потенциале авиации противника. Общая численность самолетного парка ВВС Югославии оценивалась ими в 450 военных самолетов и вертолетов, в том числе - 15 МиГ-29 и 83 МиГ-21 (вероятно, при этом были просуммированы все самолеты, находящиеся на аэродромах, в том числе и списанные МиГ-21ПФ и МиГ-21М, выделенные на утилизацию).
В составе зенитно-ракетных частей ВВС насчитывалось 14 дивизионов ЗРК С-125М "Печора" (60 ПУ) с общим боекомплектом не более 1000 ракет. Устаревшие ЗРК С-75 "Двина". поставленные в 60-е годы (6 дивизионов-40 ПУ) были сняты с вооружения и последний раз использовались боснийскими сербами в 1995 году.
В сухопутных войсках Югославии в составе четырех зенитно-ракетных полков имелись мобильные ЗРК средней дальности 2К12 "Квадрат" (около 70 ПУ), а также маловысотные мобильные комплексы малой дальности 9К31 "Стрела-1" (113 пусковых установок) и 9К35М "Стрела-10" (17 ПУ).



ЗРК "Квадрат" были очень эффективными в начале 70-х, но уже крайне устаревшими к концу 90-х. ЗРК "Стрела-1М" и "Стрела- 10" не имели собственной РЛС поэтому могли использоваться лишь в светлое время суток.
Правда по сообщениям западных средств массовой информации, в октябре 1998 года Россия, в нарушение эмбарго, поставила Югославии новые головки самонаведения, БЧ и взрыватели для ракет 9МЗ ЗРК "Квадрат", что значительно расширило боевые возможности этого комплекса.
Сухопутные войска в относительно больших количествах (850 единиц) располагали достаточно современными переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) 9К32 "Стрела-2", 9К32М "Стрела-2М", 9К34 "Стрела-3" и 9К310 "Игла-1", однако они могли поражать самолёты противника только на высотах до 4000 метров.

Зенитная артиллерия сухопутных войск сведена в 11 (по другим данным 15) зенитно-артиллерийских полков, оснащенных около 1000 зенитных орудий калибром от 20 до 57 мм, в том числе 54 советскими зенитными самоходными установками ЗСУ-57-2, 204 М-53/59 "Прага" и несколькими сотнями югославских самоходных зенитных установок BOV-3. Практически все зенитные орудия не имели радиолокационного наведения и были способны вести лишь неприцельный малоэффективный заградительный огонь. Кроме того основную массу зенитных орудий составляли малоэффективные трехствольные 20-мм зенитные пушки "Испано-Сюиза" М-55А4В1, ее одноствольный вариант М-75, а также ЗСУ на ее базе BOV-3.

Более-менее современных шведских 40-мм зенитных пушек "Bofors" L70, с радиолокационным наведением Giraffe, оснащенных баллистическим вычислителем и автоматической системой управления орудием было всего 72.

Радиотехнические части, объединённые в 126-ю бригаду воздушного наблюдения, оповещения и наведения, имели 18 наземных РЛС: 4 американских AN/TPS-70, а также S-605/654 и 4 П-18, 4 П-12, 2 П-14.

Кроме того ВМФ Югославии на кораблях имели 3 ПУ "Оса-М" (СКР типа "Београд" пр. 1159ТР и 2 СКР типа "Котор") и около 100 различных артиллерийских установок калибра 76-20-мм.
Сообщения о наличии на вооружении ВВС Югославии более современных ЗРК С-200В, С-З00П, 9К37М1 "Бук М1", 9К33 "Оса", 9М330/9К331 "Тор/Тор-М1" и ЗСУ-23-4 "Шилка" не соответствуют действительности.
Нельзя сказать, что Югославия не готовилась к отражению агрессии. В 1989 году в Загреб для капитального ремонта из Ирака были перегнаны 10 реактивных истребителей МиГ-23МЛ и 10 МиГ-21бис . Эти машины по непонятным причинам простояли два года и в 1991 г. после распада страны машины оказались на ремонтном предприятии "Мома Станойлович", базировавшееся на аэродром Батайница.
С началом войны как минимум один МиГ-23МЛ и четыре МиГ-21бис были зачислены в состав ВВС СРЮ. По всей видимости, даже такие машины пригодились в войне против НАТО.

Предпринимались попытки создать собственный ЗРК. Первым стал "Цицибан", созданный на шасси югославского армейского грузовика ТАМ-150 с двумя направляющими для ракет Р-13 с ИК наведением. Созданная машина поступила на вооружение армий боснийских сербов и Сербской Краины, однако сведений о их боевом применении не имеется.
Еще более простая система, известная как Pracka ("Праща") представляла собой ракету Р-60 на импровизированной пусковой установке на базе лафета буксируемой зенитной пушки "Испано-Сюиза" М-55А4В1 калибра 20-мм. Реальная боевая эффективность такой системы могла оказаться даже ниже чем у пращи, учитывая такой очевидный недостаток, как очень ограниченная дальность пуска.

Самоходный вариант ЗРК был создан на базе ЗСУ М-53/59 "Прага" с одной и двумя направляющими с двухступенчатыми ракетами RL-2 и RL-4 на базе авиационных ракет Р-60 и Р-73 соответственно.

Прототипы ЗРК "Праща" применялись при отражении агрессии НАТО.
НАТО располагало достоверными данными о численности вооруженных сил Югославии и исправности военной техники – опасности для НАТО вооруженные силы не представляли. Тем не менее, военный атташе США в Белграде полковник Джон Пембертон задал 18 марта 1999 г. на встрече, которая проводилась по просьбе американской стороны в третий раз, вопрос югославскому генералу: "Имеете ли вы С-300?". Югославы никогда не располагали ЗРК С-300, но кто- то в НАТО всерьез опасался наличия в Югославии таких систем, хотя общий баланс сил для Югославии был даже более неблагоприятным, чем в апреле 1941 г.
Война в Косово
Отношения между проживавшими в Косово сербами и албанцами никогда не отличались особой теплотой.

Распад СФРЮ в начале 90-х годов подвигнул подавляющее большинство албанского населения (порядка 1 млн. 800 тыс. человек) на выступления за отделения края от Сербии. Весной 1998 г. демонстрации вылились в кровопролитные столкновения между силами безопасности сербов и вооруженными группами албанцев, образовавших армию освобождения Косово (УЧК), которая 28 февраля 1998 года провозгласила начало вооружённой борьбы против сербов. Благодаря беспорядкам в Албании в 1997 году боевики получили около 150 тысяч единиц стрелкового оружия.

Сербы оперативно отреагировали: в край были введены дополнительные силы милиции с бронетехникой, которые развернули контртеррористическую борьбу. В боевых действиях приняла активное участие и авиация.
Югославские истребители-бомбардировщики "Орао" с аэродромов Ладевчи и Ужице, G-4 Супер Галебы" из Ниша наносили удары по позициям боевиков.

Разведывательные полеты над Косово выполняли оснащенные фотоаппаратурой самолеты МиГ-21Р и IJ-22 "Орао", не исключено, что часть самолетов была оснащена аппаратурой радиотехнической разведки. Югославские разведчики летали не только над Косово. Один западный тележурналист заснял пару IJ-22 над городом Тропоя в северной Албании.

В Косово очень широко применялись вертолеты Ми-8 и "Газель", выполнившие 179 боевых вылетов, в ходе которых было перевезено 94 раненых и 113 пассажиров, пять тонн грузов. В операции на горе Юник в районе границы с Албанией, где шли ожесточенные бои между пограничниками, усиленными подразделениями 63-й бригады, и отрядами УЧК, 28 июля 1998 года один Ми-8 использовался для эвакуации убитых и раненых. На борту вертолета находились бойцы югославского спецназа "Кобры". Сложный рельеф местности осложнял заход на посадку и ее выполнение. Экипаж выполнил посадку на крутом склоне, где существовала реальная опасность зацепить грунт лопастями несущего винта. Благодаря мастерству и мужеству летчиков эвакуация прошла успешно.

Интенсивно использовались вертолеты спецназа. Вертолеты Ми-24 наносили удары по лагерям боевиков, расположенным не только в Косово, но и в западной части Албании. В ходе выполнения боевого задания 1 марта 1998 г. повреждения получил вертолет Ми-24, совершивший вынужденную посадку, позже Ми-24 отремонтировали. Самое важное боевое задание вертолеты Ми-17В и Ми-24В выполнили 27 июня 1998 г., приняв участие в операции по спасению 100 мирных жителей и сербских полицейских, которые шесть дней держали оборону в окруженной отрядами УЧК деревне Кийево. В ходе операции один Ми-24 был подбит и из-за повреждения гидросистемы выполнил вынужденную посадку.

Рядом с Ми-24 приземлился Ми-17, высадив сербский спецназ, отбивший атаку бойцов УЧК, пытавшихся захватить Ми-24. Спецназ оставался на месте вынужденной посадки, пока Ми-24 не был эвакуирован сербами. Вертолет прошел впоследствии восстановительный ремонт. В августе в районе Печа действовали противопартизанские самолеты J-20 "Крагуй" спецназовской эскадрильи.
В Косово летали транспортные самолеты Ан-26. Вероятно, некоторые полеты выполнялись не только с целью перевозки людей и грузов. Западные аналитики полагают, что Ан-26 вели разведку.

НАТО реагировало на события в Косово угрозой нанесения воздушных ударов по Югославии. В июне с целью демонстрации силы были проведены учения "Determined Falkon", в которых приняли участие 68 боевых самолетов. В Белграде угрозы со стороны НАТО воспринимали очень серьезно, но что могли сербы противопоставить качественно и количественно превосходящему противнику? Перебазирование звена МиГ-29 из Батайницы в Ниш? Успехом стало само по себе перебазирование, выполненное скрытно: истребители выполнили перелет в радиолокационной тени транспортного Ан-26.
Зенитчики также активно участвовали в боевых действиях поддерживая огнем подразделения спецназа и милиции.

К началу 1999 года совместными усилиями сербской армии и милиции основные албанские террористические банды были уничтожены или вытеснены в Албанию. Впрочем, к сожалению сербам так и не удалось полностью взять под контроль границу с Албанией, откуда продолжилось поставляться оружие, причем поставки начал уже Запад.

НАТО не устраивало подобное положение дел. Было принято решение о военной операции. Поводом для нее послужил т.н. "инцидент в Рачаке" 15 января 1999 года, где произошел бой между сербской полицией и албанскими сепаратистами. Все погибшие в ходе боя, как сербы, так и террористы, были объявлены "мирными жителями, расстрелянными кровожадными сербскими военными". С этого момента НАТО начала готовиться к новой военной операции…
План обороны Югославии
Генеральный штаб СРЮ совместно с командованием ВВС и ПВО выработал план обороны, состоящий из четырёх пунктов:
-Операция ПВО. Её планировалось провести с задействованием 8 подразделений воздушного осмотра и предупреждения (2 взвода, 6 рот), 16 ракетных подразделений средней дальности (4 дивизиона С-125 "Нева" и 12 "Квадрат"), 15 батарей малой дальности "Стрела-2М" и "Стрела-1М", 23 артиллерийских батарей ПВО, 2 эскадрилий истребителей МиГ-21 (30 самолётов) и 5 МиГ-29. Поддержать проведение операции должны были и силы ПВО Третьей армии (5 ракетных батарей "Стрела-2М" и «Стрела-1М" и 8 артиллерийских батарей ПВО). Два зенитно-ракетных полка находились в Косово в составе 3-й армии. В начале октября 1998 года батареи ЗРК "Квадрат" были размещены в районе городов Приштина, Дьяковица и Глоговач. Именно на них в дальнейшем легла основная тяжесть борьбы с ударной авиацией НАТО. Руководить операцией должно было командование Корпуса ПВО с 31-го оперативного центра сектора ПВО "Јарчујак" близ Кралево.
-Оборона районов Белграда, Нови-Сада и района Подгорица-Бока. Для Белграда и Нови-Сада были выделены 6 подразделений воздушного осмотра и предупреждения (2 роты, 4 взвода), 12 ракетных дивизионов средней дальности (8 С-125 "Нева" и 4 "Квадрат"), 15 батарей малой дальности ("Стрела-2М" и "Стрела-1М"), 7 артиллерийских батарей ПВО, истребительная эскадрилья (15 МиГ-21 и 4 МиГ-29), а также силы ПВО Первой армии сухопутных войск. Командный центр — 20-й оперативный центр сектора ПВО "Стари-Бановци". Для прикрытия района Подгорица-Бока задействовались 3 подразделения воздушного осмотра и предупреждения (1 рота и 2 взвода), 4 батареи "Квадрат", батареи "Стрела-2М" и 7 артиллерийских батарей, а также сил ПВО Второй армии сухопутных войск и Военно-Морского Флота. Командный центр — 58-й оперативный центр сектора ПВО на аэродроме Подгорицы.
Борьба с вертолётными десантами. Однако в силу отсутствия таковых уже через несколько дней проводившие эту операцию подразделения были переброшены на другие направления.
Воздушная поддержка сил Третьей армии сухопутных войск. Её должен был выполнять Авиационный корпус в содействии со штабом Третьей армии.
Югославская авиация, была замаскирована и передислоцирована в подземные укрытия.

А на ВПП и даже на шоссе были размещены тщательно выполненные макеты МиГ-29 и МиГ-21, производство которых было поставлено на поток.

Изготавливались макеты зенитных орудий и ЗРК, оборудовались ложные огневые позиции.

На предполагаемых маршрутах пролета крылатых ракет "Томагавк" были созданы засады, вооруженные 20-мм зенитными орудиями и ПЗРК.

Было решено, что в воздухе противостоять авиации НАТО в воздухе будут только МиГ-29 127-й авиационной эскадрильи
"Витязи", а морально устаревшие МиГ-21 будут использованы для отражения сухопутного вторжения. Во избежание обнаружения cистемой AWACS (система раннего обнаружения и наведения), установленной на американских самолетах, МиГ-29 будут барражировать на предельно малой высоте и, с приближением группы самолетов Альянса, будут набирать высоту и атаковать их ракетами с тепловой (инфракрасной) ГСН Р-60M или Р-73, с последующим снижением на первоначальную высоту. Также было принято решение об атаке МиГов парами с разных направлений - это бы провоцировало путаницу в рядах противника.
Впрочем никто не ожидал полномасштабной войны. Президент Югославии Слободан Милошевич говорил своим генералам:
"Продержитесь семь дней, а потом Россия и Китай остановят НАТО". Время показало, как он был не прав...
Информация