История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия. Часть 1

Из оставшихся республик Сербии и Черногории 20 мая 1992 года была сформирована так называемая "малая" Югославия — Союзная Республика Югославия.

ВВС и ПВО Союзной Республики Югославия (1992-1999 гг.)

Части бывшей ЮНА были реорганизованы в Вооруженные силы СРЮ. Самолеты и вертолеты получили новые опознавательные знаки, тут же в насмешку названные летчиками "пепси-колой".


История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1


С июня по сентябрь 1992 г. была проведена реорганизация ВВС и ПВО. Ранее в состав ВВС и ПВО входили смешанные корпуса, состоявших из авиационных частей и частей ПВО. Теперь были сформированы отдельно авиационный корпус и корпус ПВО, которые вместе составили ВВС и ПВО. Вместо полков появились бригады. Все истребители сконцентрировали в 204-й и 83-й авиационных бригадах, однако уже в 1994 г. бригады вновь стали полками. В том же 1994 г. в корпус ПВО из авиационного корпуса были переданы четыре эскадрильи истребителей — одна, вооруженная МиГ-29, и три на МиГ-21.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1


Впрочем, новые ВВС были лишь бледной тенью ВВС ЮНА, так, в 1991 г. ВВС СФРЮ базировались на 20 основных аэродромах, к 1999 г. у сербской авиации осталось только пять баз.

Санкции и положения договоров о сокращении вооружений привели к 1995 г. к значительному сокращению авиационного парка. В середине 90-х годов с вооружения югославских ВВС были сняты 16 перехватчиков МиГ-21 ПФМ, четыре истребителя МиГ-21МФ, четыре спарки МиГ-21 У, пять МиГ-21 УС и пять разведчиков МиГ-21P . Дейтонские соглашения ограничивали количественный состав ВВС Югославии 155 боевыми самолетами. Чтобы выполнить ограничения, сербам пришлось снять вооружение с некоторого количества самолетов G-4 "Супер Галеб", после чего они получили обозначение N-62S.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1


На вооружении состояла главным образом устаревшая техника второго поколения, а закупка новой исключалась из-за санкций, наложенных "мировым сообществом". К примеру, "возраст" РЛС составлял от 13 до 30 лет.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

РЛС S-605


ПВО располагала ЗРК "Квадрат" и "Нева-М".

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

ЗРК С-125 "Нева-М" ПВО СРЮ


Основу истребительной авиации составляли самолеты МиГ-21бис, а МиГ-29 состояли на вооружении всего одной эскадрильи.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1


В 1996 г. Россия предложила поставить Югославии в рамках погашения долга СССР перед СФРЮ 20 истребителей МиГ-29, а также ЗРК С-300. Тогда Милошевич отказался…

Правда, югославам удалось для эскадрильи спецназа ("красных беретов") купить в начале 90-х в Ливане три вертолета SA.342L "Газель", один — вооруженный ПТУР "ХОТ", два — с 20-мм пушками GIAT-621.В 1996-1998 гг. для этой эскадрильи спецназа в России было закуплено два вертолета Ми-17 и два боевых Ми-24В (по другой версии вертолеты были куплены у "Укрспецэкспорта").

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Боевые вертолеты Ми-24В югославского спецназа


Вертолеты активно применялись в боевых действиях ан территории Хорватии и Боснии и Герцеговины, забрасывая группы спецназа и вывозя раненых. Причем, авиация госбезопасности помогала в Боснии не только сербам, но и в 1993—1995 гг. мусульманам, не признавшим правительства Алии Изетбеговича и де-факто создавшим в западной части Боснии независимое государство Автономная провинция Западная Босния. Вертолеты, чтобы избежать обнаружения самолетами ДРЛО, выполняли полеты на малых высотах с огибанием рельефа местности, используя естественные укрытия, такие как ущелья. Ми-8/17, пилотируемый опытными летчиками, часто выполняли полеты над автодорогами. В этом случае AWACS идентифицировал вертолет как грузовик. Часто с вертолетов перед выполнением боевых заданий смывали всю маркировку, чтобы заинтересованные лица не смогли определить государственную принадлежность летательных аппаратов.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Редкий снимок: югославские спецназовцы на фоне вертолета Ми-17


Таким образом на 24 марта 1999 года, то есть на начало натовской агрессии ВВС и ПВО СРЮ имели в своем составе 238 самолетов и 56 вертолетов:

- не более 13 истребителей МиГ-29; не более двух учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ (всего в 1987-1988 г.г. из СССР было поставлено 14 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ) в составе 127-й авиационной эскадрильи "Витязи" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Батайница (к северу от Белграда). Все МиГ-29 были первой экспортной модификации "9-12Б" из-за санкций ООН испытывали проблемы с функционированием радаров и прочих электронных приборов. Межремонтный срок для истребителей истек в 1996 году. В пригодном к полетам состоянии находилось всего 9 МиГ-29, а эффективность их БРЭО составляла порядка 70%.

- не более 35 морально устаревших истребителей МиГ-21бис и 12 МиГ-21МФ, которые могли относительно эффективно применяться лишь в светлое время суток. 25 МиГ-21бис входили в состав 126-й авиационной эскадрильи "Дельта" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Батайница. Остальные: около 10 МиГ-21бис и все МиГ-21МФ входили в состав 123-й "Львы" и 124-й "Гром" авиационных эскадрилий 83-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе Слатина в столице Косово Приштине.

- 21 истребитель-бомбардировщик "Орао" в составе 241-й эскадрильи "Тигры" (авиабаза Обрва) и 252-й "Волки" (Батайница) 98 истребительно-бомбардировочного полка. 21 штурмовик G-4 "Супер Галеб", а также некоторое количество устаревших G-2 "Галеб" в составе 172-й авиабригады, дислоцированной в столице Черногории Подгорице

- 16 самолетов-разведчиков МиГ-21Р и 17 IJ-22 "Орао" в составе 353-й эскадрильи "Ястребы" (Батайница).

Западные источники, как это было и перед операцией "Буря в пустыне" 1991 года, приводили резко завышенные данные о боевом потенциале авиации противника. Общая численность самолетного парка ВВС Югославии оценивалась ими в 450 военных самолетов и вертолетов, в том числе - 15 МиГ-29 и 83 МиГ-21 (вероятно, при этом были просуммированы все самолеты, находящиеся на аэродромах, в том числе и списанные МиГ-21ПФ и МиГ-21М, выделенные на утилизацию).

В составе зенитно-ракетных частей ВВС насчитывалось 14 дивизионов ЗРК С-125М "Печора" (60 ПУ) с общим боекомплектом не более 1000 ракет. Устаревшие ЗРК С-75 "Двина". поставленные в 60-е годы (6 дивизионов-40 ПУ) были сняты с вооружения и последний раз использовались боснийскими сербами в 1995 году.

В сухопутных войсках Югославии в составе четырех зенитно-ракетных полков имелись мобильные ЗРК средней дальности 2К12 "Квадрат" (около 70 ПУ), а также маловысотные мобильные комплексы малой дальности 9К31 "Стрела-1" (113 пусковых установок) и 9К35М "Стрела-10" (17 ПУ).

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

ПУ ЗРК 2К12 "Квадрат" ПВО СРЮ


История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

ЗРК 9К35М "Стрела-10" армии Югославии


История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

ЗРК 9К31 "Стрела-1" ПВО СРЮ на огневой позиции


ЗРК "Квадрат" были очень эффективными в начале 70-х, но уже крайне устаревшими к концу 90-х. ЗРК "Стрела-1М" и "Стрела- 10" не имели собственной РЛС поэтому могли использоваться лишь в светлое время суток.

Правда по сообщениям западных средств массовой информации, в октябре 1998 года Россия, в нарушение эмбарго, поставила Югославии новые головки самонаведения, БЧ и взрыватели для ракет 9МЗ ЗРК "Квадрат", что значительно расширило боевые возможности этого комплекса.



Сухопутные войска в относительно больших количествах (850 единиц) располагали достаточно современными переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) 9К32 "Стрела-2", 9К32М "Стрела-2М", 9К34 "Стрела-3" и 9К310 "Игла-1", однако они могли поражать самолёты противника только на высотах до 4000 метров.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Югославский солдат с ПЗРК "Стрела-2М


Зенитная артиллерия сухопутных войск сведена в 11 (по другим данным 15) зенитно-артиллерийских полков, оснащенных около 1000 зенитных орудий калибром от 20 до 57 мм, в том числе 54 советскими зенитными самоходными установками ЗСУ-57-2, 204 М-53/59 "Прага" и несколькими сотнями югославских самоходных зенитных установок BOV-3. Практически все зенитные орудия не имели радиолокационного наведения и были способны вести лишь неприцельный малоэффективный заградительный огонь. Кроме того основную массу зенитных орудий составляли малоэффективные трехствольные 20-мм зенитные пушки "Испано-Сюиза" М-55А4В1, ее одноствольный вариант М-75, а также ЗСУ на ее базе BOV-3.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

20-мм зенитное орудие "Испано-Сюиза" М-55А4В1


Более-менее современных шведских 40-мм зенитных пушек "Bofors" L70, с радиолокационным наведением Giraffe, оснащенных баллистическим вычислителем и автоматической системой управления орудием было всего 72.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

40-мм зенитное орудие "Bofors" L70 югославской армии


Радиотехнические части, объединённые в 126-ю бригаду воздушного наблюдения, оповещения и наведения, имели 18 наземных РЛС: 4 американских AN/TPS-70, а также S-605/654 и 4 П-18, 4 П-12, 2 П-14.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

РЛС П-18 советского производства ПВО СРЮ


Кроме того ВМФ Югославии на кораблях имели 3 ПУ "Оса-М" (СКР типа "Београд" пр. 1159ТР и 2 СКР типа "Котор") и около 100 различных артиллерийских установок калибра 76-20-мм.

Сообщения о наличии на вооружении ВВС Югославии более современных ЗРК С-200В, С-З00П, 9К37М1 "Бук М1", 9К33 "Оса", 9М330/9К331 "Тор/Тор-М1" и ЗСУ-23-4 "Шилка" не соответствуют действительности.

Нельзя сказать, что Югославия не готовилась к отражению агрессии. В 1989 году в Загреб для капитального ремонта из Ирака были перегнаны 10 реактивных истребителей МиГ-23МЛ и 10 МиГ-21бис . Эти машины по непонятным причинам простояли два года и в 1991 г. после распада страны машины оказались на ремонтном предприятии "Мома Станойлович", базировавшееся на аэродром Батайница.



С началом войны как минимум один МиГ-23МЛ и четыре МиГ-21бис были зачислены в состав ВВС СРЮ. По всей видимости, даже такие машины пригодились в войне против НАТО.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Предположительный вид югославского МиГ-23МЛ


Предпринимались попытки создать собственный ЗРК. Первым стал "Цицибан", созданный на шасси югославского армейского грузовика ТАМ-150 с двумя направляющими для ракет Р-13 с ИК наведением. Созданная машина поступила на вооружение армий боснийских сербов и Сербской Краины, однако сведений о их боевом применении не имеется.

Еще более простая система, известная как Pracka ("Праща") представляла собой ракету Р-60 на импровизированной пусковой установке на базе лафета буксируемой зенитной пушки "Испано-Сюиза" М-55А4В1 калибра 20-мм. Реальная боевая эффективность такой системы могла оказаться даже ниже чем у пращи, учитывая такой очевидный недостаток, как очень ограниченная дальность пуска.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Буксируемый ЗРК "Праща" с ракетой на базе авиационных ракет класса "воздух-воздух" с ИК головкой самонаведения Р-60


Самоходный вариант ЗРК был создан на базе ЗСУ М-53/59 "Прага" с одной и двумя направляющими с двухступенчатыми ракетами RL-2 и RL-4 на базе авиационных ракет Р-60 и Р-73 соответственно.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Варианты ЗРК "Праща" с двухступенчатыми ракетами на базе авиационных ракет Р-73 и Р-60


Прототипы ЗРК "Праща" применялись при отражении агрессии НАТО.

НАТО располагало достоверными данными о численности вооруженных сил Югославии и исправности военной техники – опасности для НАТО вооруженные силы не представляли. Тем не менее, военный атташе США в Белграде полковник Джон Пембертон задал 18 марта 1999 г. на встрече, которая проводилась по просьбе американской стороны в третий раз, вопрос югославскому генералу: "Имеете ли вы С-300?". Югославы никогда не располагали ЗРК С-300, но кто- то в НАТО всерьез опасался наличия в Югославии таких систем, хотя общий баланс сил для Югославии был даже более неблагоприятным, чем в апреле 1941 г.

Война в Косово

Отношения между проживавшими в Косово сербами и албанцами никогда не отличались особой теплотой.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Албанец убивает сербского монаха в монастыре Девич. Косово и Метохия, 1941 год


Распад СФРЮ в начале 90-х годов подвигнул подавляющее большинство албанского населения (порядка 1 млн. 800 тыс. человек) на выступления за отделения края от Сербии. Весной 1998 г. демонстрации вылились в кровопролитные столкновения между силами безопасности сербов и вооруженными группами албанцев, образовавших армию освобождения Косово (УЧК), которая 28 февраля 1998 года провозгласила начало вооружённой борьбы против сербов. Благодаря беспорядкам в Албании в 1997 году боевики получили около 150 тысяч единиц стрелкового оружия.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Стрелковое оружие, изъятое у албанских боевиков


Сербы оперативно отреагировали: в край были введены дополнительные силы милиции с бронетехникой, которые развернули контртеррористическую борьбу. В боевых действиях приняла активное участие и авиация.

Югославские истребители-бомбардировщики "Орао" с аэродромов Ладевчи и Ужице, G-4 Супер Галебы" из Ниша наносили удары по позициям боевиков.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Югославский штурмовик G-4 Супер Галеб" наносит удар НАР


Разведывательные полеты над Косово выполняли оснащенные фотоаппаратурой самолеты МиГ-21Р и IJ-22 "Орао", не исключено, что часть самолетов была оснащена аппаратурой радиотехнической разведки. Югославские разведчики летали не только над Косово. Один западный тележурналист заснял пару IJ-22 над городом Тропоя в северной Албании.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Югославский самолет-разведчик IJ-22 "Орао"


В Косово очень широко применялись вертолеты Ми-8 и "Газель", выполнившие 179 боевых вылетов, в ходе которых было перевезено 94 раненых и 113 пассажиров, пять тонн грузов. В операции на горе Юник в районе границы с Албанией, где шли ожесточенные бои между пограничниками, усиленными подразделениями 63-й бригады, и отрядами УЧК, 28 июля 1998 года один Ми-8 использовался для эвакуации убитых и раненых. На борту вертолета находились бойцы югославского спецназа "Кобры". Сложный рельеф местности осложнял заход на посадку и ее выполнение. Экипаж выполнил посадку на крутом склоне, где существовала реальная опасность зацепить грунт лопастями несущего винта. Благодаря мастерству и мужеству летчиков эвакуация прошла успешно.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Югославские десантники из 63-й воздушно-десантной бригады в Косово у вертолета Ми-8 перед боевым выходом


Интенсивно использовались вертолеты спецназа. Вертолеты Ми-24 наносили удары по лагерям боевиков, расположенным не только в Косово, но и в западной части Албании. В ходе выполнения боевого задания 1 марта 1998 г. повреждения получил вертолет Ми-24, совершивший вынужденную посадку, позже Ми-24 отремонтировали. Самое важное боевое задание вертолеты Ми-17В и Ми-24В выполнили 27 июня 1998 г., приняв участие в операции по спасению 100 мирных жителей и сербских полицейских, которые шесть дней держали оборону в окруженной отрядами УЧК деревне Кийево. В ходе операции один Ми-24 был подбит и из-за повреждения гидросистемы выполнил вынужденную посадку.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Боевики УЧК с 12,7-мм пулеметом "Тип 59" (китайская копия ДШК)


Рядом с Ми-24 приземлился Ми-17, высадив сербский спецназ, отбивший атаку бойцов УЧК, пытавшихся захватить Ми-24. Спецназ оставался на месте вынужденной посадки, пока Ми-24 не был эвакуирован сербами. Вертолет прошел впоследствии восстановительный ремонт. В августе в районе Печа действовали противопартизанские самолеты J-20 "Крагуй" спецназовской эскадрильи.

В Косово летали транспортные самолеты Ан-26. Вероятно, некоторые полеты выполнялись не только с целью перевозки людей и грузов. Западные аналитики полагают, что Ан-26 вели разведку.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Транспортный самолет Ан-26 ВВС СРЮ


НАТО реагировало на события в Косово угрозой нанесения воздушных ударов по Югославии. В июне с целью демонстрации силы были проведены учения "Determined Falkon", в которых приняли участие 68 боевых самолетов. В Белграде угрозы со стороны НАТО воспринимали очень серьезно, но что могли сербы противопоставить качественно и количественно превосходящему противнику? Перебазирование звена МиГ-29 из Батайницы в Ниш? Успехом стало само по себе перебазирование, выполненное скрытно: истребители выполнили перелет в радиолокационной тени транспортного Ан-26.

Зенитчики также активно участвовали в боевых действиях поддерживая огнем подразделения спецназа и милиции.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Сербские милиционеры передвигаются на ЗСУ BOV-3 в ходе контртеррористической операции в Косово


К началу 1999 года совместными усилиями сербской армии и милиции основные албанские террористические банды были уничтожены или вытеснены в Албанию. Впрочем, к сожалению сербам так и не удалось полностью взять под контроль границу с Албанией, откуда продолжилось поставляться оружие, причем поставки начал уже Запад.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Боевики УЧК в засаде


НАТО не устраивало подобное положение дел. Было принято решение о военной операции. Поводом для нее послужил т.н. "инцидент в Рачаке" 15 января 1999 года, где произошел бой между сербской полицией и албанскими сепаратистами. Все погибшие в ходе боя, как сербы, так и террористы, были объявлены "мирными жителями, расстрелянными кровожадными сербскими военными". С этого момента НАТО начала готовиться к новой военной операции…

План обороны Югославии

Генеральный штаб СРЮ совместно с командованием ВВС и ПВО выработал план обороны, состоящий из четырёх пунктов:

-Операция ПВО. Её планировалось провести с задействованием 8 подразделений воздушного осмотра и предупреждения (2 взвода, 6 рот), 16 ракетных подразделений средней дальности (4 дивизиона С-125 "Нева" и 12 "Квадрат"), 15 батарей малой дальности "Стрела-2М" и "Стрела-1М", 23 артиллерийских батарей ПВО, 2 эскадрилий истребителей МиГ-21 (30 самолётов) и 5 МиГ-29. Поддержать проведение операции должны были и силы ПВО Третьей армии (5 ракетных батарей "Стрела-2М" и «Стрела-1М" и 8 артиллерийских батарей ПВО). Два зенитно-ракетных полка находились в Косово в составе 3-й армии. В начале октября 1998 года батареи ЗРК "Квадрат" были размещены в районе городов Приштина, Дьяковица и Глоговач. Именно на них в дальнейшем легла основная тяжесть борьбы с ударной авиацией НАТО. Руководить операцией должно было командование Корпуса ПВО с 31-го оперативного центра сектора ПВО "Јарчујак" близ Кралево.

-Оборона районов Белграда, Нови-Сада и района Подгорица-Бока. Для Белграда и Нови-Сада были выделены 6 подразделений воздушного осмотра и предупреждения (2 роты, 4 взвода), 12 ракетных дивизионов средней дальности (8 С-125 "Нева" и 4 "Квадрат"), 15 батарей малой дальности ("Стрела-2М" и "Стрела-1М"), 7 артиллерийских батарей ПВО, истребительная эскадрилья (15 МиГ-21 и 4 МиГ-29), а также силы ПВО Первой армии сухопутных войск. Командный центр — 20-й оперативный центр сектора ПВО "Стари-Бановци". Для прикрытия района Подгорица-Бока задействовались 3 подразделения воздушного осмотра и предупреждения (1 рота и 2 взвода), 4 батареи "Квадрат", батареи "Стрела-2М" и 7 артиллерийских батарей, а также сил ПВО Второй армии сухопутных войск и Военно-Морского Флота. Командный центр — 58-й оперативный центр сектора ПВО на аэродроме Подгорицы.

Борьба с вертолётными десантами. Однако в силу отсутствия таковых уже через несколько дней проводившие эту операцию подразделения были переброшены на другие направления.

Воздушная поддержка сил Третьей армии сухопутных войск. Её должен был выполнять Авиационный корпус в содействии со штабом Третьей армии.

Югославская авиация, была замаскирована и передислоцирована в подземные укрытия.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Истребители МиГ-21бис 126-й авиационной эскадрильи "Дельта" в подземных укрытиях на авиабазе Батайница


А на ВПП и даже на шоссе были размещены тщательно выполненные макеты МиГ-29 и МиГ-21, производство которых было поставлено на поток.



История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Уничтоженный югославский "МиГ-29" на авиабазе Батайница


Изготавливались макеты зенитных орудий и ЗРК, оборудовались ложные огневые позиции.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Макет югославского зенитного орудия "Испано-Сюиза" М-55А4В1


На предполагаемых маршрутах пролета крылатых ракет "Томагавк" были созданы засады, вооруженные 20-мм зенитными орудиями и ПЗРК.

История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики  Югославия. Часть 1

Расчет югославской ЗСУ BOV-3


Было решено, что в воздухе противостоять авиации НАТО в воздухе будут только МиГ-29 127-й авиационной эскадрильи
"Витязи", а морально устаревшие МиГ-21 будут использованы для отражения сухопутного вторжения. Во избежание обнаружения cистемой AWACS (система раннего обнаружения и наведения), установленной на американских самолетах, МиГ-29 будут барражировать на предельно малой высоте и, с приближением группы самолетов Альянса, будут набирать высоту и атаковать их ракетами с тепловой (инфракрасной) ГСН Р-60M или Р-73, с последующим снижением на первоначальную высоту. Также было принято решение об атаке МиГов парами с разных направлений - это бы провоцировало путаницу в рядах противника.

Впрочем никто не ожидал полномасштабной войны. Президент Югославии Слободан Милошевич говорил своим генералам:
"Продержитесь семь дней, а потом Россия и Китай остановят НАТО". Время показало, как он был не прав...

Продолжение следует...
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. SokolfromRussia 31 марта 2015 07:37
    В подписях к половине фото грубые ошибки...
  2. elenagromova 31 марта 2015 10:23
    В 1996 г. Россия предложила поставить Югославии в рамках погашения долга СССР перед СФРЮ 20 истребителей МиГ-29, а также ЗРК С-300. Тогда Милошевич отказался…


    Я общалась с братом Слободана Милошевича, уважаемым Бориславом Светозаровичем. Затрагивался и вопрос этих слухов. Борислав их опроверг. Не было такого, никто не предлагал С-300. Если бы предложили - за них бы ухватились.
  3. 31rus 31 марта 2015 11:25
    Сербы понимали ,что их в покое не оставят и думаю от с-300,не отказались бы,а вот позиция России (руководство),очень схоже с началом событий на Украине,безнаказанность приводит к повторению событий

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня