Military Review

Multiple launch rocket system LARS-1

6
During the Second World War, German troops had the opportunity to see the high effectiveness of the Soviet MLRS BM-13 and BM-31. There were installations of the MLRS and in the German army. Therefore, it is not surprising that soon after the creation of the Bundeswehr in the Federal Republic of Germany, the development of the MLRS LARS (Leichtes Artillerie-Raketen-System - light artillery missile system), designed to arm the divisions of artillery regiments of the Bundeswehr divisions, began.


The first prototypes of the MLRS LARS-1 were tested in the middle of 60-s, the system was adopted by the Bundeswehr in the 1969 year. Serial production was carried out with 1970. In total, 209 combat vehicles were produced, armed only by the Bundeswehr (until the beginning of the 80's, the Bundeswehr was practically the only army of NATO that was armed with the MLRS).

At the beginning of 80-ies MLRS LARS-1 has undergone modernization and received the designation LARS-2.

During the Second World War, German troops had the opportunity to see the high effectiveness of the Soviet MLRS BM-13 and BM-31. There were installations of the MLRS and in the German army. Therefore, it is not surprising that soon after the creation of the Bundeswehr in the Federal Republic of Germany, the development of the MLRS LARS (Leichtes Artillerie-Raketen-System - light artillery missile system), designed to arm the divisions of artillery regiments of the Bundeswehr divisions, began.

The first prototypes of the MLRS LARS-1 were tested in the middle of 60-s, the system was adopted by the Bundeswehr in the 1969 year. Serial production was carried out with 1970. In total, 209 combat vehicles were produced, armed only by the Bundeswehr (until the beginning of the 80's, the Bundeswehr was practically the only army of NATO that was armed with the MLRS).

At the beginning of 80-ies MLRS LARS-1 has undergone modernization and received the designation LARS-2.

Composition:
MLRS LARS includes:
  • self-propelled launcher,
  • unguided rockets,
  • onboard fire control equipment,
  • control machine (two cars per battery of eight launchers)
  • transport-charging machine (one per battery).


Self-propelled launcher developed on the basis of the off-road truck "Magirus-Deutz" Typ 178 D15A (LARS-2 based on the truck MAN). The installation has a classic layout with the placement of artillery units on the cargo platform of the car. The power plant is mounted in front on the frame of the car, behind it is an armored crew cabin. Relatively thin cockpit armor protects the crew from the powder gases produced when launching rockets and handgun bullets weapons and fragments of artillery shells and mines of small caliber.

The artillery unit has 36 barrels that serve as guides for launching unguided rockets. Initially, there were two modifications of the artillery unit: with one pack of 36 barrels and with two 18 barrels in each. The latter option was found to be more preferable and standard for all LARS launchers. The barrel packages are mounted on a rotating frame that provides horizontal guidance in the ± 50 ° range and vertical guidance angles from 0 ° to + 50 °. The gunner’s place is equipped between the barrel packages. At his disposal are mechanical drive guidance and panoramic sight.

To increase the stability of the launcher during firing, its chassis is unloaded using two mechanical jacks mounted in the rear of the vehicle frame.

The launcher is equipped with an electric ignition mechanism that allows firing single missiles or a volley: both full and part of the ammunition. Full salvo is done in 18 seconds. The commander of the installation controls the shooting with the help of a remote control panel or directly from the cab.

Firing is 110-mm unguided missiles, stabilized in flight drop-down cruciform tail. Shells are completed with the following head parts:

  • high-explosive fragmentation DM-11 with percussion fuse;
  • high-explosive fragmentation DM-21 with ready-made fragments (5000 steel balls) and a proximity fuse, which provides an effective radius of 60 m manpower;
  • smoke DM-15 containing b kg of smoke-generating composition (battery from 8 MLRS LARS can create a smoke screen of length 3-5 km, which is held for 15-20 minutes);
  • cassette DM-70, equipped with eight anti-tank anti-mine mines AT-1. At a given point of the trajectory of the cluster warhead is revealed, and mines, dispersed under the influence of oncoming air flow, descend on parachutes. After landing, the parachute is automatically detached, and the mine, having stabilized, is transferred to the combat position. A full salvo mines the 400 area on the 300 m (the barrier consists of 2304 minutes). Mines are equipped with self-liquidators, triggered after a set time;
  • sighting, having a radar reflector and used to prepare data for firing the fire control system FERA.
    The reloading of the launcher is done manually within 15 minutes.


The calculation of the initial data for the shooting and the introduction of the necessary adjustment is carried out by the complex equipment of the FERA fire control system mounted on the chassis of the two-axis control machine. The FERA system includes sighting rockets, radar tracking the flight paths of rockets and computers. One FERA system serves four LARS PUs. Reflectors and amplifiers of radar signals were installed in the combat units of the sighting NUR. Four rockets are fired in succession with a fixed interval. The radar tracks the flight paths automatically. The average value of the four trajectories of the computer compares with the calculated one and determines the corrections that are introduced into the installations of the aiming devices. Thus, errors are taken into account in determining the coordinates of the target and the firing position of the launcher, as well as deviations of meteorological and ballistic conditions at the moment of firing from the actual ones. The radar is installed behind the firing launcher and slightly higher than its range with the target. The use of the FERA system increases the effectiveness of the MLRS by approximately 60%. In addition, there is no need for leveling and hanging the PU on the jacks. At the same time, the conversion of PU from their marching position to the combat position and back is reduced to 1 minutes, which is very important for the MLRS, which unmasks itself strongly at the moment of salvo firing.

The auxiliary equipment of the launcher consists of an 7,62-mm anti-aircraft machine gun mounted above the hatch in the roof of the armored cab.

Self-propelled launcher equipped with an eight-cylinder multi-fuel diesel engine F8L714A, developing at 2300 rpm the maximum power of 148 l. with.

The chassis is made according to the wheel formula 6x6. Driving are front wheels. When driving on a highway, the launcher develops a maximum speed of 73 km / h, it is able to overcome slopes up to 31 ° and move on soils with a low bearing capacity.

The structure of the launcher equipment includes a radio station, navigation equipment and fire extinguishing equipment. An infrared night vision device can be installed on the site of the driver.

Performance characteristics:
Multiple launch rocket system LARS-1
Originator:
http://rbase.new-factoria.ru
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Klibanophoros
    Klibanophoros 2 November 2013 14: 44 New
    +1
    By the way, the "Magirus" trucks were considered the most valuable trophy among the Soviet logisticians, even more valuable than the cars Horchs or Mercedes. It is no coincidence that they were ordered for the construction of BAM when choosing trucks.
    1. PPL
      PPL 2 November 2013 20: 48 New
      0
      ... The "Magirus" was considered the most valuable trophy among the Soviet logisticians ... It is no coincidence that they were ordered for the construction of BAM when choosing trucks.

      I don’t understand, this is what happens - the Soviet logisticians used the captured "Magiruses" for the construction of BAM? lol
      1. Argon
        Argon 2 November 2013 23: 01 New
        0
        Well, at the BAM, the "Tatras" showed themselves better, in general I consider it a Super Truck
  2. uzer 13
    uzer 13 3 November 2013 01: 36 New
    +2
    The German multiple launch rocket system did not differ much from the Soviet counterparts, which apparently served as a prototype. But the development is completely German. In NATO countries, such weapons were considered unpromising due to low accuracy and only the Bundeswehr became interested in such weapons. But they tried to increase accuracy the use of rockets with an additional fire control system.
  3. Ols76
    Ols76 5 November 2013 07: 24 New
    0
    LARS-1 at the parade in Germany in 1969.
  4. Ols76
    Ols76 5 November 2013 07: 29 New
    0
    LARS-2 on a truck Man 7 tons.

Реактивная система залпового огня LARS-1

Реактивная система залпового огня LARS-1Во время второй мировой войны немецкие войска имели возможность убедиться в высокой эффективности советских РСЗО БМ-13 и БМ-31. Имелись установки РСЗО и в немецкой армии. Поэтому не удивительно, что вскоре после создания бундесвера в ФРГ была начата разработка РСЗО LARS (Leichtes Artillerie-Raketen-System - легкая артиллерийская ракетная система), предназначенной для вооружения ракетных дивизионов артиллерийских полков дивизий бундесвера.

Первые опытные образцы РСЗО LARS-1 проходили испытания в середине 60-х годов, на вооружение бундесвера система была принята в 1969 году. Серийное производство осуществлялось с 1970 г. Всего изготовлено 209 боевых машин, состоявших на вооружении только бундесвера (до начала 80-х годов бундесвер был практически единственной армией НАТО, имевшей на вооружении РСЗО).

В начале 80-х годов РСЗО LARS-1 подверглась модернизации и получила обозначение LARS-2.


Во время второй мировой войны немецкие войска имели возможность убедиться в высокой эффективности советских РСЗО БМ-13 и БМ-31. Имелись установки РСЗО и в немецкой армии. Поэтому не удивительно, что вскоре после создания бундесвера в ФРГ была начата разработка РСЗО LARS (Leichtes Artillerie-Raketen-System - легкая артиллерийская ракетная система), предназначенной для вооружения ракетных дивизионов артиллерийских полков дивизий бундесвера.

Первые опытные образцы РСЗО LARS-1 проходили испытания в середине 60-х годов, на вооружение бундесвера система была принята в 1969 году. Серийное производство осуществлялось с 1970 г. Всего изготовлено 209 боевых машин, состоявших на вооружении только бундесвера (до начала 80-х годов бундесвер был практически единственной армией НАТО, имевшей на вооружении РСЗО).

В начале 80-х годов РСЗО LARS-1 подверглась модернизации и получила обозначение LARS-2.

Состав:
РСЗО LARS включает:
  • самоходную пусковую установку,
  • неуправляемые реактивные снаряды,
  • бортовую аппаратуру управления огнем,
  • машину управления (две машины на батарею из восьми пусковых установок)
  • транспортно-заряжающую машину (одна на батарею).


Реактивная система залпового огня LARS-1Самоходная пусковая установка разработана на базе грузового автомобиля повышенной проходимости "Magirus-Deutz" Typ 178 D15A (LARS-2 на базе грузового автомобиля MAN). Установка имеет классическую компоновку с размещением артиллерийской части на грузовой платформе автомобиля. Силовая установка смонтирована впереди на раме автомобиля, за ней находится бронированная кабина экипажа. Относительно тонкая броня кабины защищает экипаж от пороховых газов, образующихся при запуске реактивных снарядов, и пуль ручного стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

Артиллерийская часть имеет 36 стволов, служащих направляющими для запуска неуправляемых ракет. Первоначально имелось две модификации артиллерийской части: с одним пакетом из 36 стволов и с двумя по 18 стволов в каждом. Последний вариант был признан более предпочтительным и стандартным для всех пусковых установок системы LARS. Пакеты стволов смонтированы на поворотной раме, обеспечивающей горизонтальную наводку в диапазоне ±50° и углы вертикальной наводки от 0° до +50°. Место наводчика оборудовано между пакетами стволов. В его распоряжении находятся механические приводы наведения и панорамный прицел.

Для повышения устойчивости пусковой установки во время стрельбы ее ходовая часть разгружается с помощью двух механических домкратов, смонтированных в задней части рамы автомобиля.

Пусковая установка оборудована электровоспламенительным механизмом, позволяющим вести стрельбу одиночными ракетами или залпом: как полным, так и частью боекомплекта. Полный залп производится за 18 секунд. Управляет стрельбой командир установки с помощью выносного пульта управления или непосредственно из кабины.

Стрельба ведется 110-мм неуправляемыми реактивными снарядами, стабилизируемыми в полете раскрывающимся крестообразным оперением. Снаряды комплектуются следующими головными частями:

  • осколочно-фугасная ДМ-11 с взрывателем ударного действия;
  • осколочно-фугасная ДМ-21 с готовыми осколками (5000 стальных шариков) и неконтактным взрывателем, обеспечивающая радиус эффективного поражения живой силы 60 м;
  • дымовая ДМ-15, содержащая б кг дымообразующего состава (батарея из 8 РСЗО LARS может создать дымовую завесу протяженностью 3-5 км, которая удерживается в течение 15-20 минут);
  • кассетная ДМ-70, снаряженная восемью противотанковыми противоднищевыми минами АТ-1. В заданной точке траектории кассетная боевая часть раскрывается, и мины, рассредоточившись под воздействием встречного потока воздуха, опускаются на парашютах. После приземления парашют автоматически отсоединяется, и мина, стабилизировавшись, переводится в боевое положение. Полным залпом минируется площадь 400 на 300 м (заграждение состоит из 2304 мин). Мины оснащены самоликвидаторами, срабатывающими по истечению установленного времени;
  • пристрелочная, имеющая радиолокационный отражатель и используемая для подготовки данных для стрельбы системой управления огнем FERA.
    Перезаряжание пусковой установки производится вручную в течение 15 минут.


Реактивная система залпового огня LARS-1Расчет исходных данных для стрельбы и введение необходимой корректировки осуществляется комплексом аппаратуры системы управления огнем FERA, смонтированной на шасси двухосной машины управления. Система FERA включает пристрелочные ракеты, радиолокатор слежения за траекториями полета ракет и ЭВМ. Одна система FERA обслуживает четыре ПУ LARS. В боевых частях пристрелочных НУР установлены отражатели и усилители радиолокационных сигналов. Последовательно с установленным интервалом выстреливаются четыре ракеты. За траекториями их полета автоматически следит радиолокатор. Среднее значение четырех траекторий ЭВМ сравнивает с расчетным и определяет поправки, которые и вводятся в установки прицельных устройств. Таким образом учитываются ошибки при определении координат цели и огневой позиции ПУ, а также отклонения метеорологических и баллистических условий в момент стрельбы от действительных. Радиолокатор устанавливается позади стреляющей ПУ и несколько выше ее в створе с целью. Применение сиситемы FERA повышает эффективность стрельбы РСЗО примерно на 60%. Кроме того отпадает необходимость горизонтирования и вывешивания ПУ на домкратах. При этом время перевода ПУ их походного положения в боевое и обратно сокращается до 1 мин, что весьма важно для РСЗО сильно демаскирующей себя в момент залповой стрельбы.

Реактивная система залпового огня LARS-1Вспомогательное вооружение пусковой установки состоит из 7,62-мм зенитного пулемета, смонтированного над люком в крыше бронированной кабины.

Самоходная пусковая установка снабжена восьмицилиндровым многотопливным дизельным двигателем F8L714A, развивающим при 2300 об./мин максимальную мощность 148 л. с.

Ходовая часть выполнена по колесной формуле 6x6. Управляемыми являются передние колеса. При движении по шоссе пусковая установка развивает максимальную скорость 73 км/час, она способна преодолевать подъемы крутизной до 31° и двигаться по грунтам с малой несущей способностью.

В состав оборудования пусковой установки входят радиостанция, аппаратура навигации и средства пожаротушения. На месте механика-водителя может быть установлен инфракрасный прибор ночного видения.

Тактико-технические характеристики:
Реактивная система залпового огня LARS-1
Первоисточник: http://rbase.new-factoria.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Klibanophoros 2 ноября 2013 14:44
    Кстати грузовики "Магирус" у советских тыловиков считались самым ценным трофеем, даже более ценным,чем легковые Хорьхи или Мерседесы. Не случайно, для строительства БАМа при выборе грузовиков заказали именно их.
    1. ППЗ 2 ноября 2013 20:48
      ..."Магирус" у советских тыловиков считались самым ценным трофеем... Не случайно, для строительства БАМа при выборе грузовиков заказали именно их.

      Не понял, это что получается - советские тыловики использовали трофейные "Магирусы" для стоительства БАМа? lol
      1. Argon 2 ноября 2013 23:01
        Ну на БАМе то "Татры" себя по лучше показали,вообще считаю ее Супергрузовиком
  2. uzer 13 3 ноября 2013 01:36
    Немецкая система залпового огня не сильно отличалась от советских аналогов,которые,видимо,и послужили в качестве прототипа.Но разработка полностью немецкая.В странах НАТО такое вооружение считалось неперспективными по причине низкой точности стрельбы и только бундесвер заинтересовался таким оружием.Но они постарались увеличить точность применения реактивных снарядов с помощью дополнительной системы управления огнем.
  3. Ols76 5 ноября 2013 07:24
    LARS-1 на параде в Германии 1969 год.
  4. Ols76 5 ноября 2013 07:29
    LARS-2 на грузовике Man 7 tons.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня