Александр Покрышкин

Александр Покрышкин


Его знали и боялись враги. Уже в 1943 году летный почерк А.И. Покрышкина стал известен фашистскому воздушному командованию. Гитлеровские наблюдатели на земле и в воздухе предостерегали своих пилотов: "Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!" Это паническое предупреждение являлось и высшей аттестацией нашему славному летчику.

Среди имён боевых лётчиков имя Покрышкина стоит отдельно. Первый трижды Герой войны, и таким он был единственным до конца Великой Отечественной. Он был автором новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца — искусного, яростного и благородного.


Природа чрезвычайно скупа. С неохотой она являет миру людей одаренных, а еще реже — настоящих гениев. Но что всегда отличает людей неординарных — им в жизни неизменно приходится труднее, они не во всем удобны окружающим. Причиной тому, скорее всего, выступает характер личности. Выдающиеся и осознавшие себя таковыми, как правило, люди с характером, да еще с каким! Однако характер сам по себе еще не служит пропуском в мир исторических личностей. Чтобы его проявить, необходима воля. Наличие обоих качеств в человеке нередко и делает его выдающимся. Именно таким был Покрышкин. Его нрав и характер формировало время, в котором он жил, — романтическое, патриотическое и тяжелое. Нередко говорили: Покрышкину везло. Но, так ли это на самом деле.

Он из народной, бедной и многодетной семьи. Его отец Иван Петрович Покрышкин дал свою фамилию сыновьям и дочери в городе Новониколаевске Томской губернии. Со строительством новых городов был связан приезд многих людей из дальних мест. Приехал и Иван Петрович, без денег. И нашел приют на окраине Новониколаевска, ставшим только что городом. Бедные люди приютили их, дав маленькую хибару из одной комнаты. Здесь 6 марта 1913 года и родился Александр Покрышкин, став вторым сыном после Василия. Через год родилась сестра Мария, затем братья Алексей, Петр, Валентин, Виктор. Сейчас сложно представить, как эта многодетная семья из 9 человек размещалась и жила в одной небольшой комнате на три окошка.

В 1928 году Александр окончил семилетнюю школу и пошел в кровельщики. Однако через два года профессия изменилась: Покрышкин поступил в училище ФЗУ в Новосибирске для обучения специальности слесаря-лекальщика. По комсомольской путевке был направлен в авиационное училище в 1932 году, но летчиком стал только перед войной, успешно окончив 3 военных училища и успев отслужить авиатехником 4 года. Словом, надо было пройти тяжелый, долгий и тернистый путь за 8 лет, написать 39 военных рапортов командирам, командующему ВВС, наркому обороны, чтобы окончить летное училище и стать летчиком. Везением это не назовешь...

Первым военным авиационным училищем Покрышкина было пермское. Пока он ехал, сократился курс подготовки летчиков. И полное наименование этого училища стало: "Пермская авиационно-техническая школа №3". Александр решил забрать документы и вернуться домой. Но у начальника этого учебного заведения вопрос решался круто: или остаться в училище и учиться на авиатехника, или положить на стол комсомольский билет. Принято первое решение: стать военным техником. Учился прилежно, глубоко изучал авиационную технику. В 1933 году окончил на «отлично». Затем — Ленинградская авиационная школа теории (1933-1934 годы). Покрышкин учится, почти круглый отличник. И начинается первый этап военной биографии Александра: служба старшим авиатехником звена. На множество рапортов ответы были отрицательные: " Отказать", "Воздержаться".

Александр Покрышкин


Во время отпуска Покрышкин обращается к начальнику Краснодарского аэроклуба с заявлением на разрешение сдать экзамены с зачетами по теории и практике в объеме полного двухлетнего курса. Увидев Покрышкина в офицерской форме — в хромовых сапогах, синих галифе, зеленой гимнастерке, с "кубарями" в голубых петлицах, начальник аэроклуба растерялся. Такого еще не было. Такое было впервые. Покрышкин настоял, начальник сдался. За 17 суток сдал все экзамены, зачеты, практические полеты с инструктором и осуществил первый самостоятельный полет на У-2 (По-2).

После этого — 40-й рапорт с копией отличного аттестата из Краснодарского аэроклуба. Теперь командир части все-таки направил Покрышкина в известную Качинскую авиашколу. Летчиком стал в 1940 году и был направлен в истребительный полк в Молдавию.

Александр Иванович вступил в смертельную битву с фашистами утром 22 июня 1941 года. Окончил он войну 9 мая 1945 года. В этот день в 18 часов 9 мая 1945 года в небе над Прагой, ведомый Александра Ивановича — Георгий Голубов — сбил последний фашистский самолет. И это был последний гитлеровский самолет, уничтоженный в Великой Отечественной войне. А также 1147-й самолет, сбитый покрышкинской дивизией.

Александр Покрышкин


В мировой военной истории мало героев, сравнимых с Покрышкиным. В авиационной истории их еще меньше. Только его личные подтвержденные воздушные победы и боевые результаты дивизии являются непревзойденным достижением. Даже в испытавших неимоверную нагрузку ВВС немного найдется летчиков, которые имели столько успешных воздушных боев, как Покрышкин. Он выполнил свыше 650 боевых вылетов. Он дважды прошел воюющую страну с западных границ до Кавказа и назад с боями от Кавказа до западной границы, и далее в небе Румынии, Польши, Германии, Чехословакии. Покрышкин не имел ни одной серьезной раны или контузии, после которых лежат в госпиталях. Но он постоянно, всю войну смотрел смерти в глаза. Его сбивали над территорией, занятой врагом. Однако возвращался в боевой строй эскадрилий, полков, дивизии и снова вел воздушные бои.

Он создал свою тактику воздушного боя, ввел свои боевые приемы, свои основы стрельбы при встрече с противником, свои нормативы поведения истребителей в отличие от тех, которые были утверждены Главкомами ВВС и наркомом обороны страны еще до войны. Эту воздушную тактику и боевые приемы распространили во всех ВВС, на всех фронтах.

Своими корнями "академия" Покрышкина уходит в его давние записи, где он по каплям собирал информацию о Нестерове и Крутене, о боях в небе Испании и на Халхин-Голе, разбирал по частям свои находки и неуспехи. Почему Покрышкин быстро доказал, что он не просто техник, а отважный пилот? Он отличался от других отличным пилотированием и глубоким знанием конструкции истребителя и его двигателя. Уровень знаний выделил его среди других, превратил молодого летчика в инструктора. В последующем он будет лучше других обучать и воспитывать вновь поступающее молодое пополнение и займет должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.

Его настольной книгой были мемуары именитого летчика-аса Первой мировой войны Р.П. Фонка «Мои воздушные бои». В ней подробно описывалась тактика воздушных боев того времени. Фонк был признанным асом и подбил 75 аэропланов. Но Покрышкин не копировал теорию Фонка. Он реализовал основы боевого применения Фонка, его боевые маневры, сумел развить и усовершенствовать применительно к истребителям 40-х годов.

Знания механика, полученные в Перми и Ленинграде, позволяли лётчику решать тактические задачи. Ему помогали отличные знания по математике, теоретической механике, физике. На основе их он всегда стремился просчитывать свои маневры и действия противника. С помощью своих расчетов, эскизов и схем он мог доказать, что отлично подготовленный пилот на плохом истребителе может успешно воевать с менее подготовленным пилотом противника на лучшем самолете. Покрышкин был автором неожиданных и стремительных атак. Помог ему в создании теории этих атак был летчик-истребитель Соколов — однополчанин по первой эскадрилье, где служил сибиряк. Там и появилась в его дневнике запись: "Ключ к победе — это маневр и огонь!"

Не сразу к Покрышкину пришли успешные навыки в воздушной стрельбе. Ему понадобились упорные тренировки в стрельбе по буксируемому конусу, чтобы понять причины невысоких результатов стрельбы. Вновь шли вычисления траекторий, скорострельность, писались формулы, чертежи и графики. В итоге — еще запись в дневнике: "Успех зависит от стрельбы с малой дистанции".

Дальше шли обоснования самой лучшей позиции для удара в упор. Так развивалась "академическая" палатка Покрышкина. Ее так прозвали его сослуживцы. В ней вывешивались схемы, диаграммы, проходили занятия, разборы полетов. Разработанная Покрышкиным тактика помогла советским асам «снять» смирительную рубашку горизонтальных маневров, что предписывалось руководящими документами ВВС.

В течение 1941-1942 годах шло переучивание летчиков. Новые самолеты-монопланы открыли эпоху вертикального маневра в истребительных боях. Покрышкин был пионером среди первых, кто внес значительный вклад в разработку новой тактики. Так, в небе Кубани была выработана главная формула удачного воздушного боя: "Высота, скорость, маневр, огонь". На хороших самолетах подготовленные, как Покрышкин, лётчики-истребители не боялись в воздушных боях никакого противника. Тетрадь, названная "Тактика истребителя в бою", содержащая заметки, эскизы, зарисовки, расчеты, стала основой покрышкинской науки побеждать. Эта записная книжка была передана в Центральный музей Вооруженных сил.

Уже с весны 1943-го гитлеровские посты оповещения, применяя агентуру, неустанно предупреждали — известный советский ас в небе. Предписывалось — усилить осторожность, выйти из воздушного боя, "охотникам" набирать высоту, а неопытным пилотам срочно возвращаться на аэродромы. Тем, кто собьет аса, обещали высокие награды. Желающих пойти на этот подвиг было немало. Но это не помогало. И дело тут не только в выдающемся мастерстве Александра Ивановича, стоит напомнить, что в его авиационных подразделениях были такие асы, как Речкалов и братья Глинки, Клубов и Бабак, Федоров и Фадеев. Если такая группа вступала в бой, надеяться сбить командира было просто наивно.

На Кубани начался второй период боевой биографии Героя. Здесь ярко раскрылся его военный талант, отсюда его имя стало известно на всех фронтах, в том числе за рубежом. Главное, чем отличался Покрышкин от других, — это применением новых боевых приемов в ходе воздушных боев, использованием элементов новой тактики. Но эти боевые приемы не предусматривались довоенными наставлениями по использованию истребительной авиации в боях. И за это он получал неоднократные упреки, замечания, вызывал недовольство у старших командиров и начальников. Иногда это заканчивалось более строгими мерами, вплоть до снятия с должности, не представления к поощрению, награде или отзыву материалов с наградными листами.

Александр Покрышкин


Командиров и командующих в период войны у Покрышкина было немало. Среди них — командиры полков, дивизий, корпусов, командармы и командующие фронтами. В их числе — командир 55-го иап подполковник В.П. Иванов и комиссар полка М.А. Погребной. Эта пара руководителей у него осталась в памяти навсегда — умных, деловых организаторов и руководителей. Среди командующих воздушными армиями были генералы Науменко, Вершинин, Хрюкин, Красовский и Вершинин (в послевоенные годы стал Главнокомандующим ВВС). Все они оставили свой след в боевой биографии Покрышкина.

Весной 1943 года, перевооружившись на "Аэрокобры", полк начал боевую работу с аэродрома под Краснодаром. Воздушное сражение в Краснодарском небе было самым насыщенным в Великой отечественной войне: за 2 месяца было уничтожено более 800 самолетов противника. 12 апреля Покрышкин сбил четыре Ме-109. Потом Александр Иванович уничтожил еще три вражеских машины и довел количество сбитых за один день самолетов до семи.

С августа 1943-го 16-й гвардейский иап принимал участие в боях над водами Черного моря и Днепра. В сражениях на Украине Александр Иванович уничтожил 18 "юнкерсов" и "мессершмиттов". Среди наиболее победоносных и ожесточенных воздушных боев была и схватка в небе Большого Токмака. Известный ас со своим ведомым Г.Г. Голубевым осуществляли «свободную охоту». Заметив над фронтовой линией приготовившихся к бомбометанию фашистских стервятников, Покрышкин стремительно перешел в атаку, сбил один бомбардировщик, еще два повредил и вступил в схватку с самолетами прикрытия. Во втором боевом вылете в составе четверки истребителей, обнаружив группу Ju-88, Александр Иванович позволив ей пройти в тыл, набрал высоту и, развернувшись с солнечной стороны, решительно атаковал. На крыльях бомбардировщиков мелькнули желтые блики. Так рефлектировали порой наши красные звезды. Покрышкин, подал приказ "не стрелять" и прошел вперед. Однако, увидев кресты на машинах, молниеносно совершил резкую полупетлю и, очутившись позади ведущего фашистской группы, дал по нему пушечную очередь. Последний взорвался. "Аэрокобра" нашего аса пролетела через центр сильного взрыва, но осталась неповрежденной. Соседний "юнкерс" загорелся от попадания обломков. Покрышкин опять выполняет максимально крутой разворот и снова атакует. Враг хочет спастись отвесным пикированием, но оказывается сбит второй атакой «кобры». Этот знаменитый бой видели сотни людей, о нем написаны десятки воспоминаний и картин.

Александр Покрышкин


Накануне весны 1944-го Покрышкину предложили в Москве генеральскую должность. В кабинете Главкома ВВС Александр Иванович отказался от должности, от московской квартиры: только фронт, только воевать и сбивать самолеты противника. Маршал согласился. Дважды Герой возвратился из Москвы в свою дивизию и продолжил боевой путь.

19 сентября 1944 года, в Кремле состоялось вручение Покрышкину третьей Золотой Звезды. Первый и единственный в период войны трижды Герой Советского Союза стал известен всему миру, на всех континентах.

В 1945 году Александр Иванович командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.

Александр Покрышкин
На Параде Победы.

Его подвиги и военный талант признали 39 государств мира. В 1944 году президент США Рузвельт официально объявил Покрышкина «лучшим лётчиком-истребителем всех союзных армий». Ему пришлось быть во многих десятках стран. И в каждой принимали, встречали первые лица. Каждому из них хотелось увидеть, услышать человека с мировой славой. Ему вручены 19 наград других стран. Первая среди них — Соединенных Штатов Америки. Наш летчик-истребитель был первым удостоен американской высокой награды еще в 1943 году, когда война была в самом разгаре. К Покрышкину и его семье проявил живой интерес вице-президент США Джонстон, когда осенью 1944 года возвращался из Москвы, после встреч со Сталиным, другими руководителями СССР в свою страну и сделал остановку в Новосибирске для встречи с родственниками Покрышкина.

Народы многих стран Европы, Азии, Кубы, признавая талант русского летчика, вручали высшие награды Александру Ивановичу. Покрышкин был удостоен двух орденов Румынии, двух — Польши, двух — Монголии, наград Германии, Чехословакии, Вьетнама, Франции, Сирии и других стран. Имя маршала авиации А.И. Покрышкина увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья. Его именем названа малая планета, остров на Дальнем Востоке, станция Новосибирского метрополитена.

Александр Покрышкин


Источники:
Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941—1945. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 567-573, 582-656.
Тимофеев А. В. Александр Покрышкин. Великий лётчик великой войны. — М.: Яуза; Эксмо, 2009. С. 12-15, 128-133, 206-208.
Южанинов Л. Александр Покрышкин // Сибирские огни. 2005. №5 С.26-27.
Каминский П., Хазанов Д. Не только скорость, моторы и пушки // Авиамастер. 1997. № 2. С. 14.
Устинов Ю. Первый трижды герой // Крылья Родины. 2001. №5. С. 29-31.
Демин А. «Лаптежники» под огнем советских асов // Авиация и космонавтика. 2001. №10. С. 36-37.
Документальный фильм «Александр Покрышкин». Режиссёр Д. Демин. Творческое объединение «Экран». Гостелерадио СССР, 1985.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 44
  1. Siberia 9444 31 марта 2015 06:45
    Наш Герой мой земляк мы в Новосибирске гордимся Александром Ивановичем ! За статью спасибо + могли бы и сфотографировать станцию метро имени Александром Ивановичем да и не только станцию.
  2. Siberia 9444 31 марта 2015 06:51
    Вот с аэрокоброй Р 39 № 100 это его машина на ней он сбивал пилотов люфтваффе
    1. Карабанов 31 марта 2015 08:12
      Это в Новосибирске? А где находится сей знаменитый экспонат?
      1. Siberia 9444 31 марта 2015 08:40
        Ленинский район ул Станционная 30 Новосибирский технический колледж им. А.И. Покрышкина. Гладил этот истребитель много раз легендарная вещь!

        Так для справки Байдуков, Георгий Филиппович Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Татарский район, Новосибирская область)

        1. Карабанов 31 марта 2015 09:08
          Спасибо. Буду в Новосибирске, непременно заскочу полюбоваться знаменитым раритетом.
          1. почти дембель 31 марта 2015 10:48
            Цитата: Карабанов
            Спасибо. Буду в Новосибирске, непременно заскочу полюбоваться знаменитым раритетом.

            Не торопитесь. Пока самолет убрали, на его место хотят поставить Як-9, который сейчас восстанавливают ребята из техколледжа. А аэрокобру куда то пока убрали, будет стоять в музее Покрышкина.
          2. Argon 31 марта 2015 11:21
            К сожалению в России не осталось не одного оригинального Р-39 в Монино и на Поклонной горе стоят макеты с использованием отдельных элементов настоящих самолетов(причем разных модификаций П-63!!!).В СССР как то не принято было говорить,что герои воевали американским оружием.Оригинальная"Аэрокобра"была на постаменте в Мурманске-в лихие 90е сняли"на ремонт"-куда то затеряли.Ваша"новосибирская"собранна из элементов двух машин найденных под Иркутском.
            1. Precious.Fluids 8 апреля 2015 07:26
              самолет плохой на самом деле, поэтому и не нашел применения в ВВС Армии США, и вообще это был по американской классификации штурмовик.
              В СССР они поставлялись, что самим негоже, по Ленд-Лизу.

              Скороподьемность у него, как и положено пушечному штурмовику, была никакая, и под огонь Покрышкина немцев загоняли в "этажерке" его ведомые, которые ходили на вертикалях на других машинах, в основном на "Яках".

              Кожедуб летал на "Лавочкинах", а не на Аэрокобре
              Precious.Fluids
          3. strong man 2 апреля 2015 01:04
            В умелых руках Александра Ивановича P 39 аэрокобра была очень грозным оружием,хотя американские ВВС от нее отказались и практически все машины шли по ленд лизу в СССР, а наши асы дрались на них и побеждали немецких пилотов воевавших на самых как говорится прокачаных модификациях BF 109!Вечная Слава и Вечная Память нашим Героям!!!!
            strong man
    2. почти дембель 31 марта 2015 11:03
      Цитата: Siberia 9444
      Р 39 № 100 это его машина на ней он сбивал пилотов люфтваффе

      Ошибаетесь, земляк. Самолет этот не воевал, его нашли где то под Иркутском, до фронта он почему то не долетел. Восстановили в Новосибирске, в виде макета. Но Александр Иванович троллил супостата именно на таком yes
      1. юганец 31 марта 2015 14:34
        Помню где-то прочитал, что P-39 Александра Ивановича выкупил какой-то коллекционер из Болгарии. Нашему государству выкупить бы его - память о замечательном летчике дороже любых денег. А воспитательный момент для подрастающего поколения какой?
        1. багатур 3 апреля 2015 10:08
          Ето факт! Но где находитса ...вероятно в музей авиации у авиабаза"Крумово" на окраин Пловдив. Читал "Небо войньй" еще 30 лет назад... В 2013 переиздали на болгарский за 100 летие героя
  3. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. panfil 31 марта 2015 12:10
          Спасибо! Очень интересно читать такие вещи. Я вот своего деда не расспрашивал про войну, не хотел чтобы он вспоминал о той войне. Хотя сейчас немножко жалею об этом, потому что с дедом уже не поговорить... Пусть немного пафосно, но вечная память ГЕРОЯМ!!!
        2. riegele 31 марта 2015 12:31
          Цитата: Гамдлислям
          Я на волну истребителей уже специально переключился, и опять: «Внимание! Я-«сотый»! Иду на работу!»
          И та же самая картина – ни одного немецкого истребителя в воздухе! Ни до цели, ни после.
          За ужином мне Голубев напомнил: «Я же говорил, знает наш «батя» слово волшебное…»


          так и непонял, почему немцы не реагировали?
          1. юганец 31 марта 2015 14:49
            Цитата: riegele
            так и непонял, почему немцы не реагировали?


            Потому что знали тактический номер Александра Ивановича. А служба радиоперехвата у вермахта было поставлена очень даже неплохо. И когда его слышали, то предпочитали не связываться - ибо без потерь для них эта встреча не пройдет.
            По этому поводу есть рассказ летчика дивизии Покрышкина - Девятаева, которого сбили в 1944 году (если память не изменяет). Так вот, он попал в плен и так как летел на боевой вылет без наград и так получилось, что в солдатской форме одежды, то решил на допросе "свалять дурака" выдавая себя за молодого пилота. Однако гестаповец, допрашивавший его усмехнулся и дал ему посмотреть альбом с фотографиями наиболее опытных Советских летчиков , действовавших на этом фронте. Где Девятаев и увидел свою фотографию, при полном параде так сказать. Догадайтесь чье фото там было под №1? Правильно, Александра Ивановича.
            P.S. А потом Девятаев угнал таки юнкерс у немцев и с группой наших бойцов вернулся из плена.
          2. POMAH 31 марта 2015 19:04
            да уж наверное и не поймешь никогда (
            1. riegele 1 апреля 2015 02:24
              Цитата: POMAH
              да уж наверное и не поймешь никогда (

              типа, они боялись подниматься в воздух изза того что Покрышкин в воздухе?))), так эти байки можно пионэрам на лавке вечером у подъезда рассказывать а не на сайте с военным уклоном.
  4. Комментарий был удален.
  5. vespe 31 марта 2015 07:09
    Браво! Спасибо за статью! Все таки у нас лучшие в мире бойцы...
  6. Serg65 31 марта 2015 07:17
    Статье, однозначно плюс! На сколько я помню, первый сбитый самолёт Покрышкина был Су-2 будущего Героя Советского Союза, маршала авиации Пстыго И.И. И это не удивительно, в неразберихе 22-го июня спутать Су-2 с Ю-87 вполне можно было.
    1. Гамдлислям 31 марта 2015 07:28
      Цитата: Serg65
      это не удивительно, в неразберихе 22-го июня спутать Су-2 с Ю-87 вполне можно было

      Уважаемый коллега Сергей, в данном случае - это не "неразериха", а банальное незнание силуэта нашего бомбардировщика. Перед войной было всё засекречено, и эта секретность доходила до маразма. Нередко даже не знали какие машины были на вооружении в соседних полках (а про силуэты новых машин и подавно). Поэтому и путали. Поэтому, в воспоминаниях фронтовиков есть описания о том, что в первые дни наши истребители сначала подлетали к вражеским самолётам (чтобы идентифицировать их госпринадлежность), а получив в ответ пригоршню "свинца", и убедившись, что это враг, только тогда атаковали.
      1. Комментарий был удален.
  7. parusnik 31 марта 2015 07:36
    Однозначно плюсую..Содержательная статья...Спасибо!
  8. Сергей Ситников 31 марта 2015 08:35
    Читал самого Покрышкина - "Познать себя в бою" (вроде так называлась), так вот первый сбитый им 22.06.41 самолет был наш бомбер (тб-3 по-моему), глубокое разочарование собой лишь слегка успокоило, что никто не пострадал, кроме того А.Покрышкина (сам пишет) почти отдали под военный трибунал за трусость, спас его умный авиатехник - нашел причину не поступления топлива из подвесных топливных баков, почему-то в статье из соратников не упомянули Ивана Труда.
  9. DesToeR 31 марта 2015 08:59
    Цитата: Сергей Ситников
    Читал самого Покрышкина - "Познать себя в бою" (вроде так называлась), так вот первый сбитый им 22.06.41 самолет был наш бомбер (тб-3 по-моему)

    А разве это был не Су-2? Причем Покрышкин, волей судьбы, уже после войны встретился с пилотом этой машины за "одной партой" в Академии.
    1. blizart 31 марта 2015 12:03
      Цитата: DesToeR
      Цитата: Сергей Ситников
      Читал самого Покрышкина - "Познать себя в бою" (вроде так называлась), так вот первый сбитый им 22.06.41 самолет был наш бомбер (тб-3 по-моему)

      А разве это был не Су-2? Причем Покрышкин, волей судьбы, уже после войны встретился с пилотом этой машины за "одной партой" в Академии.

      Да это был Су-2 ввиду незначительного количества этих самолетов, мало кто знал их силуэт, тем более в начале войны. Если читали книгу то помните наверно как пытливо и постоянно он размышлял над всем что связанно с воздушным боем? Этажерка, барражированье над объектом прикрытия без потери скорости-вот только некоторые тактические его находки, а уж пилотажных "капканов" он придумал ого-го. Для многих немецких пилотов паника от неожиданного маневра 100-ки было последним чувством в жизни. В книге подробно описана находка и применение "кадушки"-недокрученной бочки-предтечи "кобры Пугачева". Но мне вспоминается телепередача времен "безвременья" когда старый уже Покрышкин показывал на руках какой то маневр, но это все было только фоном для закадрового голоса, который говорил какой он был надменный и ограниченный человек и дескать победы других он записывал на себя т.к. был комэском и не чета он Хартману и прочая "байда". Что спасло от переформатирования? Пионерское детство! Я вспомнил тот сюжет и настоящий голос Покрышкина! А вот что он говорил: "Смотри, вот немец на хвосте! Скольжу на крыло, он за мной. В самом начале его маневра, я оказываюсь в непросматриваемом пространстве чуть снизу него! Резко газ до упора и скольжение перевожу в восходящую бочку под брюхом немца! И вот я выше него, а он вообще не понял куда я делся!"
      Когда посмотрел "9 роту" думал, вот режиссер который когда нибудь дорастет до фильма о Покрышкине, но он через "Обитаемый остров" масаракш деградировал до "Сталинграда". Кто вставит правильные "закладки" в мозги наших детей? Ведь они совсем не читают
  10. Сергей Ситников 31 марта 2015 09:02
    Цитата: DesToeR
    Цитата: Сергей Ситников
    Читал самого Покрышкина - "Познать себя в бою" (вроде так называлась), так вот первый сбитый им 22.06.41 самолет был наш бомбер (тб-3 по-моему)

    А разве это был не Су-2? Причем Покрышкин, волей судьбы, уже после войны встретился с пилотом этой машины за "одной партой" в Академии.

    Читал еще школьником))) потому может и су-2
  11. Майнер 31 марта 2015 09:12
    Спасибо за статью!


    Мне есть что сказать о Покрышкине, поведать почему я его по началу не очень жаловал - поначалу мне больше нравился Иван Кожедуб и почему, вместе со взрослением, я зауважал а потом и полюбил Александра Ивановича (с Александром Сергеевичем признаться была та же история - поначалу я больше уважал Лермонтова, но потом, с возрастом - как следует познал и полюбил Пушкина) и стал ставить именно его на первое место среди наших воздушных воинов Великой Отечественной.

    Есть что сказать, но не буду этого делать.

    Сейчас желание только одно - встать, вытянуться в струнку и отдать честь славных дел Мастеру и Наставнику наших ВВС !!!


    P.S.
    Буквально давеча нашёл старую фотографию на которой Покрышкин вместе с Кожедубом, оба уже трижды герои, полковники. Привёл её в порядок. Намерен подобрать рамку и вывесить у себя в кабинете.
  12. werwolf74 31 марта 2015 09:17
    Я ещё школьником зачитывался его мемуарами. До дыр буквально зачитал. Как влюбился в авиацию так до сих пор разлюбить не могу))
  13. Майнер 31 марта 2015 09:19
    Первый и единственный в период войны трижды Герой Советского Союза стал известен всему миру, на всех континентах.

    Да.

    Но в свете нынешний "веяний" дело наверное обстоит уже иначе... :(
  14. atos_kin 31 марта 2015 09:19
    Перед приездом на юбилей полка маршала А.И.Покрышкина дневальных по роте инструктировали все кому не лень, чтобы не "посрамить" и не "упасть лицом" когда прославленный маршал зайдет в казарму. И вот, трижды Герой, маршал в парадной форме со всеми наградами переступил порог роты. От блеска такого "иконостаса" дневального "заклинило", не издал ни звука. "Ну что сказать надо, сынок?" - ласково спросил маршал. "Ура-а-а" - тихо пропищал дневальный с умирающим видом. Маршал попросил не наказывать бойца.
  15. Valkh 31 марта 2015 09:21
    Статья- класс!!! Спасибо большое!!! good
  16. игорка357 31 марта 2015 09:26
    Все верно,Герой и воздушный ас,человек с большой буквы...в воздухе смертельный противник для врага!Но рассказ о том что немцы по радио передавали "осторожно в воздухе Покрышкин",это все таки байка))!!
    1. KBR109 31 марта 2015 11:50
      Нет, не байка. Такой чести удостоились около полутора десятков летчиков. Ахтунг, ахтунг, yes Покрышкин ин дер люфт !
    2. riegele 31 марта 2015 14:09
      Цитата: игорка357
      Все верно,Герой и воздушный ас,человек с большой буквы...в воздухе смертельный противник для врага!Но рассказ о том что немцы по радио передавали "осторожно в воздухе Покрышкин",это все таки байка))!!

      почему нет? уверен что так будут делать все зная что будешь иметь дело с виртуозом, предупреждённый вооружён, конечно немного преукрашено, мол немцы сразу срались в штаны и убегали))) а так всё помоему очень даже логично, это как игра в карты с шулером, о котором тебя предупредили)))
    3. DRA-88 2 апреля 2015 02:29
      Цитата: игорка357
      Но рассказ о том что немцы по радио передавали "осторожно в воздухе Покрышкин",это все таки байка))!!

      Это факт!
      Была ещё такая книжка про прославленного аса Павла Камозина : "Внимание! В небе Камозин". Это документальная книга была выпущена в 1975 году:Тула: Приокское книжное издательство, 1975 г.
      Тираж: 5000 экз.
      В этой книге описываются именно такие факты не вылета немецких самолётов , когда в небе находились Советские Асы!!!
    4. DRA-88 2 апреля 2015 02:33
      Цитата: игорка357
      !Но рассказ о том что немцы по радио передавали "осторожно в воздухе Покрышкин",это все таки байка))!!

      .С первого же дня войны вчерашний слесарь завода "Красный Профинтерн" Павел Михайлович Камозин находился на фронте. Он участвовал в боях на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском и других фронтах. За годы войны он совершил 750 вылетов, сбил 35 самолетов противника лично и 13 - в групповых боях. В одном из боев в 1943 году он сбил самолет, который охраняло 6 "Мессершмитов". Тогда погибло 16 фашистских генералов и офицеров. А в другом бою Камозин уничтожил самолет фашистского летчика по прозвищу "Граф", на фюзеляже которого был нарисован бубновый туз - знак истребителя - аса. "Граф" состоял в "бриллиантовой" эскадрилье Геринга, имел сотни боевых вылетов и множество наград... В мае 1943 года П.М. Камозину было присвоено звание Героя Советского Союза, а через год вручена вторая медаль "Золотая звезда".
      В семидесятых годах писатель Георгий Реймерс создал документально - художественную повесть "Внимание! В небе Камозин", посвященную подвигам прославленного брянского аса
  17. русский узбек 31 марта 2015 09:33
    говорят что Покрышкин большую часть сбитых немецких самолетов просто "подарил" своим напарникам и сослуживцам т.е. они были записаны на их счет
    1. KBR109 31 марта 2015 10:53
      Было и такое, good но штрих вот еще : при отступлении в конце 41-начале 42 была уничтожена наземная колонна полка в т.ч. и машины с документацией.... Около 19 сбитых машин Покрышкина ушли в небытие... По последним подсчетам спецов - архивистов историков и летунов на его счету 91 машина. soldier
      1. юганец 31 марта 2015 15:10
        Больше. Насчитывают порядка 116, т.к. он "раздавал" сбитых своим ведомым и пилотам группы. Говоря при этом, что они обеспечивали ему победы. Вообще, Александр Иванович говорил, что неважно какой личный счет, все сбитые в счет Победы.Кроме того, до 1943 года сбитые над территорией контролируемой вермахтом и над морем без подтверждения наших кораблей не засчитывались. Покрышкин, абсолютно правильно считал, что немецкие бомбардировщики встречать надо еще на их стороне фронта, пока они не встретились с истребителями сопровождения. Чем он и занимался. А его охота над Черным морем.
  18. Паштет 31 марта 2015 10:32
    Покрышкин наряду с Кожедубом и Амет-Хан Султаном легенды неба в годы ВОВ!
  19. Комментарий был удален.
  20. DesToeR 31 марта 2015 12:54
    Цитата: blizart
    Но мне вспоминается телепередача времен "безвременья" когда старый уже Покрышкин показывал на руках какой то маневр, но это все было только фоном для закадрового голоса, который говорил какой он был надменный и ограниченный человек и дескать победы других он записывал на себя т.к. был комэском и не чета он Хартману и прочая "байда".

    Согласен Хартман ему не чета... Впечатляют заслуги Покрышкина и после ВОВ, особенно тот высокий уровень развития ДОСААФ, который достигла организация под его руководством.
    1. KBR109 31 марта 2015 13:30
      ДОСААФ - почетная отставка для сурового, требовательного в т.ч. и к начальству, нелицеприятного и грамотнейшего специалиста. Не лизал ж... - убрали в тень. soldier
      1. Гамдлислям 31 марта 2015 15:50
        Цитата: KBR109
        ДОСААФ - почетная отставка для сурового, требовательного в т.ч. и к начальству, нелицеприятного и грамотнейшего специалиста.

        Ну, не скажите, уважаемый коллега Игорь, если посмотреть в каком состоянии принял генерал-полковник Покрышкин А.И. ДОСААФ, и, каким он стал к моменту его ухода, то решение о назначении его руководителем этой организации было правильным. Надо учитывать и его известность (которая уступала наверное только Брежневу Л.И. и Гагарину Ю.А.), и тот авторитет, которым он пользовался в СССР. До его прихода, подразделения ДОСААФ ютились в подвалах, в сараях. При нём началось строительство учебных заведений, мастерских, ангаров, полигонов, тренажёров, аэродромов. В ДОСААф стали передавать технику из СА (советской армии): устаревшие боевые самолёты и вертолёты (но имеющие достаточный ресурс), бронетехнику, радиотехнику, малые корабли и катера, и т.д. Для этой техники были построены места базы, реммастерские. С заводов стали поступать новенькие учебные и спортивные машины, оборудование. Были открыты учебные заведения, где готовили (или переподготавливали) инструкторов и преподователей для системы ДОСААФ. И решал все эти проблемы Александр Иванович. То, каким был ДОСААФ в начале 60-х годов, и каким стал к концу 70-х, это как ночь и день.
        Правительство СССР оценило его заслуги в деле строительства (а правильнее возрождении) ДОСААФ, присвоив звание - маршал авиации.
        1. AGG024 31 марта 2015 17:29
          Одни авиацетры чего стоят!!!
  21. Рафаэль_83 31 марта 2015 13:31
    Отличная статья!
    Плюс всем рекомендую изложенные в художественной форме воспоминания Героя Союза Константина Сухова "Эскадрилья ведет бой" (М. 1983 г. изд.), учившегося у Александра Ивановича и воевавшего под его началом в 16-м гиап. Сейчас уже читается и воспринимается чутка наивно, но очень жизненно, откровенно, скромно и без лишнего пафоса.
  22. testerman 31 марта 2015 13:31
    Статье плюс, Спасибо Автору
  23. игорка357 31 марта 2015 13:59
    Цитата: игорка357
    Все верно,Герой и воздушный ас,человек с большой буквы...в воздухе смертельный противник для врага!Но рассказ о том что немцы по радио передавали "осторожно в воздухе Покрышкин",это все таки байка))!!

    Да не в обиде я на ваши минуса...вообще не имею привычки на крякалок реагировать..))),только лишь попрошу хоть какой нибудь подтвержденный факт о том,что немцы предупреждали своих пилотов..)),не будет такого,а минусов у меня прибавится,при чем ставить их будут крякалки в тихаря..))!!!
  24. Sendi7S 31 марта 2015 14:40
    Отличная статья о легендарном человеке! Спасибо автору!

    Хотелось бы немного добавить... Правда, не личное, тоже прочитанное о нём, но дающее разгадку его личности.

    " Нельзя не сказать о высоком чувстве ответственности. присущем А. И. Покрышкину, за судьбу боевых друзей.

    Он, возглавляя группы, пристально следил за действиями своих подопечных, направлял их, когда создавалась острая ситуация в бою — бросался на помощь. Сколько замечательных воздушных бойцов воспитано им в годы войны! И вот что отмечают сослуживцы: никто из ведомых Александра Ивановича не погиб, сражаясь с врагом в одном строю с прославленным летчиком. В боях А. И. Покрышкин всегда выполнял самую трудную задачу: сбивал командиров групп, наиболее агрессивных пилотов врага. Это было его правилом: брать на себя самое тяжелое и трудное дело.

    Еще об одной важной черте А. И. Покрышкина хотелось бы сказать в послесловии. В книге читатель, наверное, заметил, как дотошно, строго и скрупулезно Александр Иванович разбирает каждый боевой вылет. Вот типичная ситуация: после успешного выполнения боевой задачи группа под командованием "Сотого" возвращается на свой аэродром. Казалось бы, что может быть лучше: приказ вышестоящего командования выполнен, врагу нанесен немалый урон, все летчики группы живы, пострадала лишь техника... Но автор в книге говорит о недостатках, неиспользованных возможностях. И особенно строг А. И. Покрышкин в оценках, когда гибнут боевые друзья из-за тактических промахов, нечеткого выполнения общего плана боя, задуманного им как старшим группы, когда вышестоящие командиры в своих решениях не учитывали сложившуюся обстановку, опыт боев. В таких случаях офицер Покрышкин был резок, настойчив, никогда не шел на компромиссы.

    Командир, воспитатель, он был непримирим к недостаткам, не терпел фальши в оценках, не сглаживал углы. Он и командованию докладывал о боевых вылетах с присущей ему прямотой. Надо сказать, у летчиков-фронтовиков это вызывало особое уважение. А боевые друзья видели за этой чертой большое человеческое сердце, заботу опытного воздушного бойца, справедливую требовательность командира.

    Наверное, все эти качества у прославленного летчика выкристаллизовались из высокого чувства личной ответственности, развились в условиях беспощадной строгости к себе, к своим поступкам."(С) из Послесловия Л.Ф. Яснопольского к книге Покрышкина Александра Ивановича "Познать себя в бою".
    Sendi7S
    1. Barmalej 31 марта 2015 18:43
      Цитата: Sendi7S
      "Познать себя в бою"

      Хм, а я "Небо войны" читал... Надо эту тоже прочитать
  25. Dudu 31 марта 2015 15:08
    Покрышкин, безусловно, великолепен. Но вот такое читать как-то странно:
    "Окончил он войну 9 мая 1945 года. В этот день в 18 часов 9 мая 1945 года в небе над Прагой, ведомый Александра Ивановича — Георгий Голубов — сбил последний фашистский самолет."
    и
    "Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года."
    Понятно, что Прагу брали позже Берлина, но когда же он закончил воевать? Надо более внятно информировать читателя о фактах.
    Dudu
  26. Карельский 31 марта 2015 16:02
    Цитата: Argon
    Оригинальная"Аэрокобра"была на постаменте в Мурманске-в лихие 90е сняли"на ремонт"-куда то затеряли.

    У нас не теряют.Зарабатывают так.Все "потерянное" всплывает за бугром,в музеях и в частных коллекциях.Примеров-масса.Хотя бы дарственный Як-3 Еремина.Или уникальная коллекция автомобилей Рязанского автомобильного училища.
    1. Argon 31 марта 2015 22:18
      Я именно это и имел в виду.По 2010г с территории бывшего СССР было вывезенно порядка 112 самолетов(найденных останков)-по закону все найденное(как наше,так и немецкое)принадлежит МО РФ.Как то это все таможенно оформлялось?Не удивлюсь,что металлоломом.Куда ГэБье смотрело?
  27. юганец 31 марта 2015 17:40
    [quote=Рафаэль_83]Отличная статья!
    воспринимается чутка наивно

    А что "наивного" в озвученных Вами мемуарах?
  28. Cepёгa 31 марта 2015 17:58
    Гордимся и чтим Александра Ивановича Покрышкина, герой на века. Своим детям начал по не много рассказывать о Великой Отечественной.
  29. POMAH 31 марта 2015 19:05
    И после такой войны какие то галичане-жидобандеровцы... хотят отобрать у нас ПОБЕДУ !!!! Скорее весь мир остановится !!!
  30. andrey56 31 марта 2015 22:14
    Спасибо за статью и отдельные комментарии!
  31. Aleksander 1 апреля 2015 13:53
    Гитлеровские наблюдатели на земле и в воздухе предостерегали своих пилотов: "Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!"


    Дед воевал на Кубани на Таманском полуострове. Так он слышал сам эти предупреждения, но кроме Покрышкина еще и:" В небе братья Глинки!"
  32. Alena Frolovna 2 апреля 2015 00:01
    Отрадно было прочитать и вспомнить о великом лётчике.
    Внесу малую лепту в копилку и я.

    В наградном листе было написано: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас».
    Покрышкин был признан официально и неофициально, союзниками и врагами.
    Лишь в трёх случаях педантичные немцы переходили с цифровых радиосообщений на передачу открытым текстом: «Ахтунг, партизанен!» (внезапное нападение партизан); «Ахтунг, панцер!» (прорыв советских танков) и – «Ахтунг, Покрышкин!».
    1. riegele 2 апреля 2015 00:13
      Цитата: Alena Frolovna
      Отрадно было прочитать и вспомнить о великом лётчике.
      Внесу малую лепту в копилку и я.

      В наградном листе было написано: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас».
      Покрышкин был признан официально и неофициально, союзниками и врагами.
      Лишь в трёх случаях педантичные немцы переходили с цифровых радиосообщений на передачу открытым текстом: «Ахтунг, партизанен!» (внезапное нападение партизан); «Ахтунг, панцер!» (прорыв советских танков) и – «Ахтунг, Покрышкин!».


      так это обычное предупреждение, Внимание танки, тарелки, инопланетяне laughing
      Покрышкин заслуживает уважения как боец, но неповерю, что немцы сидели как мышь под веником после предупреждения, это же смешно, можно было сообщение "Ахтунг Покрышкин" крутить по радио круглосуточно по всем фронтам и ни один немец не взлетел бы.
      1. Гамдлислям 2 апреля 2015 08:12
        Цитата: riegele
        так это обычное предупреждение, Внимание танки, тарелки, инопланетяне Покрышкин заслуживает уважения как боец, но не поверю, что немцы сидели как мышь под веником после предупреждения, это же смешно, можно было сообщение "Ахтунг Покрышкин" крутить по радио круглосуточно по всем фронтам и ни один немец не взлетел бы.

        Уважаемый коллега riegele, во время войны были некоторые негласные (а может и регламентированные) правила поведения в воздухе. Если вы помните, то по воспоминаниям фронтовиков, в 1941 – 1942 году наши лётчики-истребители, при встрече с немецкими истребителями, вставали в круг (начинали летать друг за другом по кругу). При этом, нередко, немцы численного преимущества не имели, однако их машины по ТТД превосходили наши.
        У немцев существовал другой порядок. Они могли не вступать в схватку с нашими истребителями, если были не уверены в благополучном для себя исходе. Это тоже отмечается в воспоминаниях лётчиков (и той, и другой стороны). Если не удалась внезапная атака, то немцы отваливали в сторону или уходили на высоту, и больше не предпринимали атак, если не подходила дополнительная помощь. Либо ждали, когда кто-то отстанет или зазевается.
        После получения Покрышкиным второй звезды Героя, ему запретили вылеты на свободную охоту (он мог летать только в составе подразделения не менее эскадрильи), а к концу 1944 года и вовсе запретили совершать боевые вылеты без разрешения командования воздушной армии.
        Всё это обратная сторона радиоперехватов и сообщений «Ахтунг, ахтунг, в воздухе Покрышкин». Немцы не только предупреждали о появлении в воздухе аса, но и предпринимали мероприятия по уничтожению Покрышкина (отсюда и запреты на боевые вылеты). Наши тоже стали вести (как немцы) радиоперехваты, и делали соответствующие выводы.
        А то, что радиоперехват – не пустое занятие, ясно излагает в своём рассказе генерал Пунёв т.П.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня