Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Битва у Маленького Большого Барана была сражением, показавшим превосходство многозарядного оружия над однозарядным. Однако битва за Черные холмы стала еще и войной, подтвердившей одно очень важное военное правило: «враг твоего врага – твой друг!»

Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Индеец прерий с луком-копьем

Ну, а начало этим событиям положила «золотая лихорадка Блек Хилс», когда число золотоискателей в Хе-Запа или в Черных Холмах перевалило за пятнадцать тысяч человек и продолжало расти с каждым днем. В результате обстановка в этом районе накалилась до предела и отдельные нападения индейцев на них переросли в настоящую войну, названную белыми «Войной за Чёрные Холмы».


Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Индейцы прерий. Фотография тех далеких лет

Сначала правительство США попыталось просто купить индейские земли, однако договориться не удалось, так как большинство индейцев не скрывали своего негодования. Дошло до того, что один из дакота по имени Маленький Большой Человек, который представлял вождя оглала Бешеный Конь, во время переговоров с винчестером в руках вышел вперед и закричал, что убьет всех бледнолицых, если они попытаются украсть его землю. Его слова сильно возбудили сиу, и лишь вмешательство Юноши, Боящегося Своих Лошадей позволило предотвратить кровопролитие. Тем не менее, переговоры с индейцами были сорваны. Вожди Пятнистый Хвост и Красное Облако вновь посетили Вашингтон и отказались продать Блэк-Хиллс за те деньги, что им предложили, то есть за шесть миллионов долларов с выплатой всей суммы в течение пятнадцати лет, а предложили свою цену. Вождь Красное Облако потребовал снабдить семь следующих поколений дакота скотом, продуктами питания и даже «перцем для стариков». Затем он потребовал легкую повозку с лошадьми и упряжку из шести рабочих волов каждому взрослому мужчине. В свою очередь Пятнистый Хвост потребовал, чтобы все это поставлялось индейцам «пока существуют сиу». Хотя эти два вождя постоянно соперничали друг с другом, в тех случаях когда речь заходила о племенных интересах, Красное Облако и Пятнистый Хвост выступали всегда сообща и уж если чего-то хотели, то твердо стояли на своем. Получалось, что краснокожие дикари предлагали выплатить им не меньше, чем миллионов на сорок долларов! Тогда как всю территорию Дикого Запада, с востока от Миссисипи и Миссури и до самых Скалистых гор, Соединенные Штаты купили у Наполеона в 1803 году всего лишь за пятнадцать миллионов! А тут, в общем-то, незначительный участок уже оплаченной земли и вдруг такие цены?!

Тогда правительство США 6-го декабря 1875-го года предъявило индейцам ультиматум, истекавший 31 января 1876 года. По нему они должны были сначала зарегистрироваться, а затем отправиться в приготовленные для них резервации. Иначе они объявлялись врагами, к которым разрешалось применять силовые методы воздействия. На зимние стоянки индейцев были отправлены гонцы. Но кочевать в морозы было невозможно, поэтому приказу подчинились лишь немногие, а большая часть сиу и шайенов не тронулась с места. Получалось, что индейцы ультиматум правительства просто проигнорировали, поэтому в Вашингтоне решили вынудить их принять его силой. 18 января был опубликован запрет продавать индейцам оружие и боеприпасы. А уже 8 февраля войска, находившиеся на границе, получили приказ от военного департамента готовиться к военному походу.

Однако начавшаяся весной 1876 года карательная экспедиция не смогла достичь поставленных целей, так как настичь индейцев солдатам не удалось. Поэтому весь расчет был на летнюю кампанию, которая планировалась куда более серьёзным образом. На индейскую территорию армия должна была наступать тремя большими колоннами, с разных направлений, чтобы разгромить индейцев раз и навсегда и заставить их переселиться в резервации. С запада шел полковник Джон Гиббон, с востока – генерал Альфред Терри, а с юга – генерал Джордж Крук.

Суть войны состояла в том, войска США преследовали индейские племена, передвигавшиеся вместе с женщинами и детьми. Причем они старались нападать на небольшие стойбища и не брезговали убийством женщин и детей, чем вызывали массовое отступление индейцев разных племен, поневоле объединившихся в одно большое кочевье на юге Монтаны, которое возглавил Верховный жрец дакота Татанка-Ийотаке.

Впрочем, многие из индейцев прерий в этом противостоянии поддержали не индейцев, а белых. Так несколько племенных вождей шошонов во главе с вождем Вашаки решили, что уж лучше подчиниться белым, чем сражаться против них. Вождь ютов Урай прямо заявил, что ему нравится то, как живут бледнолицые. Будучи человеком гостеприимным, он, не стесняясь, угощал гостей выпивкой и сигарами. Ещё в 1872 году он продал правительству США значительную часть своих земель и теперь получал от него ежегодную пенсию в 1000 долларов.

Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Вождь кроу Вашаки

Гваделупе, вождь племени кэддо вдруг также почувствовал огромную тягу к цивилизации. Он поставлял армии Соединенных Штатов разведчиков-скаутов, поскольку считал, что воют не столько краснокожие с бледнолицыми, сколько кочевники и оседлые люди (какой мудрый человек, однако, – понимал в чем суть конфликта культур и цивилизаций!). А так как его племя кэддо относилось к культуре земледельцев, то это автоматически сближало его с людьми белой расы и заставляло ненавидеть кочевников.

Племя кроу также поставляло армию отличных скаутов, но у них мотив был иной: старинная вражда с дакота, ради победы над которыми они были готовы даже заискивать перед бледнолицами.

Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Вождь кроу Много Подвигов

Их вождь по имени Много Подвигов посоветовал своим воинам помочь белым в их войне против сиу, потому, что «Когда война закончится, вожди солдат будут помнить о той помощи, которую мы им сейчас окажем!»

Пауни поставляли белым своих скаутов по тем же причинам, что и кроу, но это им дорого стоило. В 1873 году большой отряд сиу захватил врасплох группу индейцев пауни во время охоты. Белые солдаты поспешили на помощь своим союзникам, но опоздали: те уже потеряли только убитыми 150 человек, причем индейцы убили у них и самого вождя. Тот же Вашаки тоже пострадал от сиу. Ещё в 1865 году 200 сиу совершили набег на его летнюю стоянку на реке Сладкая Вода и угнали около 400 лошадей. Вашаки повел отряд, чтобы отбить их, однако шошоны эту битву проиграли. А старшего сына Вашаки сиу убили и оскальпировали прямо у него на глазах.

Все эти взаимные раздоры были только на руку генералу Круку, который и не мечтал о том, чтобы успешно провести эту кампанию с одними белыми солдатами, так как, опираясь на свой опыт, хорошо знал, что лишь индейцы смогут выследить индейцев в прерии. Ни один белый человек не способен сделать то, что мог сделать индеец и так великолепно преследовать животных и людей.

Ведь индейский скаут по оставшейся в воздухе пыли мог установить, оставлена ли она стадом бизонов или неприятельским боевым отрядом. По неясным отпечаткам копыт и мокасин на траве он мог установить и намерения и численность вражеского отряда, равно как и давно он вышел в поход, и куда он направляется. Подражая пению птиц или крикам зверей, они предупреждали друг друга об опасности. Кроме того, скауты являлись полноценным боевым отрядом и мастерами стремительных нападений и угона неприятельских лошадей.

Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Индейские штаны-легины

Поэтому, как только генералу Круку пришел приказ выступать, он тут же обратился за поддержкой к шошонам и тут же её и получил. Тем временем командир третьего отряда полковник Джон Гиббон с которым шло всего 450 солдат, двинулся на восток из форта Эллис на юге Монтаны, но предварительно встретился с вождями кроу в агентстве на реке Йелоустон, и произнес перед ними следующую речь: «Я пришел сюда, что бы начать войну с сиу. Сиу наши общие враги, они долгое время убивали и белых, и кроу. И вот я пришел, чтобы их наказать. Если кроу хотят войны с сиу, то время для этого пришло. Если кроу хотят, что бы сиу больше не посылали свои военные отряды на их земли, если они хотят, что бы они не убивали больше их мужчин, то сейчас время для этого настало. Если они хотят отомстить за убитых кроу, то время пришло!» Естественно, что молодые кроу вдохновились этой речью и тридцать человек немедленно присоединились к Гиббону, а остальные обещали подойти к генералу Круку через два месяца.

Уже в начале июня Крук разбил лагерь и выстроил склад для боеприпасов на Гусином ручье – притоке Реки Языков неподалеку от границы штатов Вайоминг и Монтана. Там-то он и получил предупреждение от вождя сиу Тачунко Витко: «Любой солдат, который перейдет Реку Языков и двинется на север, будет убит».

С таким предостережением следовало считаться, зато теперь генерал Крук точно знал, где надо искать этих неуловимых сиу, и решил пересечь реку сразу же, как только к нему подойдут скауты-индейцы. И вот 14 июня в его лагерь прибыло сразу 176 воинов кроу вместе с вождями Магическая Ворона, Старая Ворона и Доброе Сердце. А спустя ещё один день к нему пришло пополнение из 86 шошонов вместе с вождем Вашаки и двумя его сыновьями.

Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Вождь кроу Магическая Ворона

Один из офицеров, служивший под командованием генерала Крука, позже рассказывал: «Длинные ряды блистающих копий и ухоженного огнестрельного оружия возвестили приход наших долгожданных союзников шошонов. Шошоны проскакали по направлению к главному штабу, затем развернулись и удивляя всех умелой выездкой лошадей, двинулись фронтом. Никакие воины цивилизованных армий не двигались так красиво. Восклицаниями удивления и восторга приветствовали этот варварский взвод суровых воинов их бывшие враги, а сегодняшние друзья – кроу. Наш генерал выехал вперед, чтобы посмотреть на них во всех их парадных регалиях из орлиных перьев, латунных блях и бисера. А когда им отдали приказ отойти по одному направо, то они двигались словно точный часовой механизм, и достоинством настоящих ветеранов».

Теперь его силы насчитывали 1302 человека: 201 пехотинец, 839 кавалеристов, и 262 индейских разведчиков. В этот же вечер он устроил совет с офицерами и индейскими вождями. Вашаки и его союзники кроу попросили разрешения, чтобы в этой войне с сиу им разрешили бы поступать по-своему, и генерал охотно предоставил им полную свободу действий.

Встреча эта вскоре закончилась, так как белые решили, что воины шошонов, проехали 60 миль, и потому им требуется отдых. Но они решили подготовиться к войне обычным своим способом, а это означало, что ночью они будут танцевать!

«Танцевальное бдение» началось с монотонного воя с криками и воплями, причем все это сопровождались прокалыванием ушей и гулкими ударами в барабан. Это привлекло к их лагерю солдат и офицеров со всего лагеря, свободных от караульной службы и сбежавшихся посмотреть на такое удивительное действо. И они увидели индейцев, сидевших возле маленьких костров, причем они раскачивались из стороны в сторону вместе с их вождем и монотонно пели. В этих пении было невозможно различить отдельные слова, но впечатление оно производило завораживающее, как и само их раскачивание. Закончилась «ночь танцев» только на рассвете, когда Крук и его не выспавшиеся солдаты и индейские союзники вместе снялись с лагеря, перешли Реку Языков и направились на северо-запад, на территорию сиу. Индейские скауты поехали вперед и уже вскоре после полудня вернулись назад и рассказали, что они нашли следы большого лагеря сиу и ещё большое бизонье стадо, которое эти сиу спугнули.

Между тем отряд Крука остановился на реке Роузбад, где он устроил привал в большой низине, похожей на античный амфитеатр, с трех сторон окруженный холмами, а с четвертой руслом ручьем. Солдатам было приказано расседлать лошадей и пустить их пастись, в ожидании подхода отставшей части колонны. Часть солдат расположилась на одном берегу ручья, а другая – на противоположном. К северу поднималась гряда низких обрывов, дальше шла цепочка невысоких гор, ведущих к столовой возвышенности. С равнины того, что происходило на этих высотах и за ними увидеть, естественно, было нельзя. Вождь Вашаки и другие вожди кроу были убеждены, что там-то и скрываются враги, тогда как люди Крука, ничего не подозревая, отдыхали на совершенно открытой равнине, да ещё и разделенные ручьем. Сам генерал считал, что лагерь сиу где-то неподалеку, и ему нужно всего лишь его найти и уничтожить. Однако его индейские союзники ему сказали, что Бешеный Конь является слишком опытным воином, чтобы из своего лагеря сделать мишень и что, скорее всего, он хочет заманить белых в ловушку. Поэтому Вашаки и вожди кроу отдали приказ своим воинам занять позиции на горах к северу, и послали разведчиков за холмы, что бы они посмотрели, не прячутся ли там враги. Не прошло и получаса, как они галопом прискакали назад, крича: «Сиу! Сиу! Много сиу!», причем один воин был серьезно ранен. Раздались выстрелы – это авангард скакавших за ними следом сиу наткнулся на армейские сторожевые посты. Затем индейцы, словно из-под земли возникли и на западных и на северных холмах, причем они скакали, прячась за крупами своих коней.

Получилось, что только часть армии Крука оказалась готовой вступить в бой, и то это были воины шошонов и кроу. Они не испугались численного превосходства сиу,и немедля пошли в контратаку. Между тем только в первой атаке участвовало пятнадцать сотен сиу, тогда как Бешеный Конь держал в резерве ещё около двух с половиной тысяч воинов, которые прятались за холмами, чтобы нанести удар по дезорганизованному и затем преследовать отступающих. Но получилось так, что шошоны и кроу сумели остановить его воинов в пятистах ярдах от главных сил Крука, и сдерживали их, пока тот не организовал достаточно сильной обороны. Затем он выслал свои части вперед, чтобы поддержать индейских союзников, а всех остальных солдат разместил на выгодных позициях. Что до Вашаки, то он не только умело командовал своими воинами, но и спас капитана Гая Генри, раненного пулей в лицо и лежавшего на земле без сознания. Сиу поскакали к нему, что бы снять с него скальп. Но тут на помощь офицеру подоспел Вашаки и вместе с шошоном по имени Маленький Хвост и другими своими воинами защищал капитана Генри, пока до них не добрались солдаты и не отнесли его в лагерь.

Атаки сиу следовали одна за другой и всякий раз скауты их отбивали. Некоторые из них сошли с коней и вели по ним прицельный огонь. Другие напротив ринулись в самую гущу схватки, где индейцы дрались с индейцами томагавками, копьями и ножами, так что все кусты диких роз, покрывавшие всю долину, были растоптаны и перепачканы в грязи и крови. Многие кроу и шошоны так увлеклись преследованием врага, что оказались вдали от своих главных сил слишком далеко и начали возвращаться, а сиу в свою очередь стали их преследовать.

Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Индейский томагавк

Между тем генерал Крук, явно не зная о большом превосходстве противника, вскоре после полудня приказал капитану Миллсу направить свои главные силы на север вверх по течению реки Роузбад чтобы они напали на лагерь сиу, лежавший, по его мнению, всего в нескольких милях. Крук расчитывал, что это отвлечет внимание индейцев, а потом он направит помощь Миллсу и сражение будет выиграно. Однако вопреки его ожиданиям, противник не только не оставил позиций, а напротив, атаковал его центр, ослабленный уходом солдат Миллса. Крук быстро понял свою ошибку и отправил гонцов вернуть его назад. К счастью Миллс быстро сообразил, что делать, и, выведя своих людей из каньона, описал полукруг по расположенной на возвышенности равнине, после чего вернувшись на поле боя, атаковал основные силы сиу с тыла, застав их этим самым врасплох. Увидев, что их окружают, индейцы сиу галопом умчались в прерию, оставив белых людей в замешательстве от этой странной их манеры столь молниеносным образом рассыпаться и исчезать.

Битва при Роузбад: индейцы против индейцев

Индейцы сиу атакуют американских солдат у Роузбад. Иллюстрация из газеты того времени

Генерал мог бы праздновать победу, так как поле боя осталось за ним, однако в действительности эта битва стала его поражением, потому, что до предела уставшие и израненные солдаты Крука были не способны продолжать сражение и уж тем более преследовать индейцев. Они оказались разбросанными на большой территории, израсходовали почти двадцать пять тысяч патронов, но на месте боя обнаружили всего лишь трупы тринадцати убитых сиу! Сам Крук имел безвозвратные потери в 28 человек, считая и индейских разведчиков, и 56 человек тяжелоранеными. Все это вынудило его возвратиться в свой базовый лагерь у Гусиного Ручья, что он и сделал на следующий день, то есть закончил все дело там, где его и начал! И надо заметить, что если бы не индейские союзники бледнолицых, то… это столкновение могло бы обернуться для него еще более тяжелым поражением, чем то, что ожидало генерала Кастера несколькими днями спустя!

И в данном случае американцы сделали правильный вывод из опыта этой войны и активно привлекали на свою сторону тех, кто почему-то готов воевать за их интересы со своим же народом! Впрочем, так поступали и англичане, и немцы в Европе и на территории СССР, одним словом, это общемировая и очень эффективная практика, о чем сегодня никому не следует забывать!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Wanderer 2008 31 марта 2015 06:53
    Впоследствии бледнолиции сполна отблагодарили своих союзников за неоценимую помощь в уничтожении своих братьев по крови!
  2. yurikh 31 марта 2015 07:00
    Они и сейчас всё делают чужими руками.
  3. parusnik 31 марта 2015 07:31
    общемировая и очень эффективная практика, о чем сегодня никому не следует забывать!..а главное делать выводы...и предпринимать меры..
  4. Кэптен45 31 марта 2015 08:06
    Впрочем, многие из индейцев прерий в этом противостоянии поддержали не индейцев, а белых. Так несколько племенных вождей шошонов во главе с вождем Вашаки решили, что уж лучше подчиниться белым, чем сражаться против них. Вождь ютов Урай прямо заявил, что ему нравится то, как живут бледнолицые. Будучи человеком гостеприимным, он, не стесняясь, угощал гостей выпивкой и сигарами. и т.д и т.п Англо-саксы в лучших традициях римского права -Разделяй и властвуй.Что впрочем напоминает междуусобицу русских князей в период монголо-татарского нашествия.Да и сейчас многих прельстил "западный образ жизни и общечеловеческие ценности",столь охотно провозглашаемые нашими западными противниками для лохов-либерастов,которые охотно ведутся на эту ахинею. А так статья сама по себе очень интересная. Ведь в основном о жизни индейцев знаем по фильмам с Гойко Митичем.
    1. Альджавад 2 апреля 2015 01:27
      Ведь в основном о жизни индейцев знаем по фильмам с Гойко Митичем.


      Фильмы "с Гойко Митичем" студии Дефа, ГДР - снимались по добротным литературным суенариям, с серьёзными консультантами-историками и этнологами.
      Вот цикл про Виннету и Шурхенда - лубок и клюква. Но это продукция ФРГ.

      А "дефовские" фильмы, например "Апачи" - вполне достоверная, хоть и обобщённая несколько, история борьбы этого народа.
  5. Заполярец 31 марта 2015 09:02
    воют не столько краснокожие с бледнолицыми, сколько кочевники и оседлые люди (какой мудрый человек, однако, – понимал в чем суть конфликта культур и цивилизаций!). А так как его племя кэддо относилось к культуре земледельцев, то это автоматически сближало его с людьми белой расы и заставляло ненавидеть кочевников.
    В российской истории полно подобных примеров. Так что резонно считать что воевали индейцы не с братьями, а совсем наоборот
  6. русский узбек 31 марта 2015 09:30
    стравливание индейских племен началось ещё во времена колониальных войн между Англией и Францией...
    "Последнего из могикан" помните? там то же одни племена за англичан - другие за французов и,самое главное все упоенно режут друг-друга
  7. Mantykora 31 марта 2015 11:55
    Цитата: русский узбек
    стравливание индейских племен началось ещё во времена колониальных войн между Англией и Францией...
    "Последнего из могикан" помните? там то же одни племена за англичан - другие за французов и,самое главное все упоенно режут друг-друга

    А главное ничего не изменилось спустя три столетия - русские режут друг друга на Украине; мусульмане на Ближнем Востоке, причем география резни только растет с 2011 года. В Европе чем дальше тем больше вероятность конфликта пришлых и коренных... Только вот америкосы и бритты почему-то сидт тихо и руки потирают...
    1. Альджавад 2 апреля 2015 01:39
      стравливание индейских племен началось ещё во времена колониальных войн между Англией и Францией...
      "Последнего из могикан" помните? там то же одни племена за англичан - другие за французов и,самое главное все упоенно режут друг-друга
      А главное ничего не изменилось спустя три столетия - русские режут друг друга на Украине; мусульмане на Ближнем Востоке, причем география резни только растет с 2011 года. В Европе чем дальше тем больше вероятность конфликта пришлых и коренных... Только вот америкосы и бритты почему-то сидт тихо и руки потирают...


      Следует признать, что резать друг-друга - в природе человеков (Каин-Авель). И если вдруг Вы прочтёте где-нибудь что вот, в мировой истории было столько-то лет без войны, следует понимать, что либо речь идёт о Европе, либо те или иные стычки "войной" не признавали.

      младенцы отнимают игрушки, подростки бьют тех, кто не с нашего двора(школы, улицы, леревни), "реальные пацаны" делят зоны влияния и так далее...

      Мудрый Царь Обезьян всегда предпочитал сидеть на холме, наблюдая схватку тигров в долине.
      Эту притчу Мао поведал Сталину. Газеты обсмеяли. А вот глядите: пока две супердержавы пиcюнaми мерялись КНР поднялась.

      Бледнолицие проявили мудрость, истребив своих врагов их же руками. Мне очень жаль индейцев, но их история не могла сложиться иначе.

      А нам следует "мотать на ус" и "зарубать на носу".
  8. goose 31 марта 2015 17:37
    Сейчас немногие американцы знают, насколько многочисленны и разнообразны культурно были индейские племена, а также пребывают в полнейшем незнании об их быте и гармонии с природой.
    1. Альджавад 2 апреля 2015 02:03
      Сейчас немногие американцы знают, насколько многочисленны и разнообразны культурно были индейские племена, а также пребывают в полнейшем незнании об их быте и гармонии с природой.


      Это "сейчас" было лет сто назад.
      Всё многообразие индейских культур - в открытом доступе. И о нём знают столько же американцев, сколько граждан РФ способны отличить чукчу от нивха или манси. Вот много ли наших читали "Олонхо" и видели танцы чукотских девушек? А оно того стоит.
      Сибирь мало отличается от Канады по культуре коренного населения. Разве что железа чуть больше.
      Теперь в США принято гордиться, если в тебе хоть капля индейской крови (типа: это моя земля). Индейцы после глубокого упадка и депрессии пережили культурный ренессанс, причём с опорой на библиотеки бледнолицых.
      А их гармония с природой очень вдохновляла хиппи. Жаль, что теперь она осталась только в дебрях Амазонии.
  9. ДОН-100 31 марта 2015 18:30
    Жаль индейцев. Бесстрашные воины, они были достойны лучшей участи.
  10. Житель Урала 1 апреля 2015 02:57
    Интересная статья - хотелось бы еще подобное почитать
  11. leleek 28 января 2016 22:24
    В России были и свои "индейские войны" - сопротивление чукчей к примеру

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня